Конспект фосфорные удобрения 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по данной теме и презентация в соответствии с требованиями ФГОС.

ВложениеРазмер
fosfor_i_ego_soedineniya.doc 78.5 КБ
fosfor.zip 384.04 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Формы работы учащихся: индивидуально-групповая
  2. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный комплекс (компьютеры, проектор, экран); слайдовая презентация.
  3. Методы обучения: словесные – наглядные.
  4. Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративно-поисковые.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Цели урока: познакомить учащихся с фосфором и его соединениями. Определить значимость минеральных удобрений и их химический состав.

Сформировать представление о свойствах и значении фосфора и его соединений;

Совершенствовать умения учащихся применять полученные знания для характеристики элемента по его положению в периодической системе. Познакомить с минеральными удобрениями.

Развивать умение учащихся формулировать гипотезу и проводить ее опытную проверку, опираясь на знания химии;

Продолжить формирование умения оформлять результаты исследования.

Развивать навыки работы с компьютерной техникой, с цифровыми образовательными ресурсами.

Способствовать формированию взглядов учащихся о познаваемости мира;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Методы и приемы

1 этап - организационный

Подготовка учащихся к работе (мотивация). Создание положительной эмоциональной атмосферы.

“. Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор! Странная смесь … Совершенно без запаха. Состав преступления теперь налицо…”.

Вот в какой неприятной истории оказался замешан элемент №15. Но могло ли быть такое в действительности, имеет ли фосфор такие свойства, прав ли был А.Конан-Дойл? Выясним сегодня на уроке.

Постановка проблемного вопроса

2 этап – постановка целей урока

Обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

сформулируйте цели, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке.

  1. Изучить фосфор как химический элемент и как простое вещество.
  2. Исследовать информацию о свойствах, значении и применении соединений фосфора.

И, поскольку фосфор – элемент, очень важный для всего живого на Земле, то еще одну цель.

3. Определить биологическую роль фосфора.

Привлечение учащихся к постановке познавательных задач.

3 этап - актуализация знаний

Знакомство с историй открытия элемента. Привитие интереса к предмету

Фосфор открывали несколько раз. Причем всякий раз получали его из … мочи. Есть упоминания о том, что первооткрывателем фосфора был арабский алхимик Альхильд Бехиль (XII век), перегонявший мочу с глиной, известью и углем. Но все же годом открытия фосфора считается 1669-й.

Словесный – коментарий учителя

4 этап – подготовка к основному этапу

Составление плана изучения темы

  1. Фосфор – химический элемент
  2. Физические свойства, аллотропные видоизменения фосфора.
  3. Химические свойства фосфора.
  4. Оксиды фосфора
  5. Ортофосфорная кислота

6. Биологическое значение фосфора .

Совместное составление плана изучения темы

5 этап – основной – работа по пунктам плана

а) характеристика фосфора как химического элемента

Закрепить умение составлять характеристику элемента на основании его положения в Периодической системе

Фосфор – химический элемент

Каждой группе выданы карточки (приложение 1).

Проверка выполнения задания.

На основании положения фосфора в ПС мы сделали вывод о том, что окислительные свойства фосфора выражены слабее по сравнению с азотом. В действительности химическая активность фосфора выше. Как разрешить это противоречие? К этой проблеме мы также вернемся позднее.

б) организация работы над учебными мини-проектами

Оформление результатов исследования на основании выполнения опережающего задания

Развитие навыков работы с компьютерной техникой и цифровыми образователь-ными ресурсами

Исследование материала по теме на основании модульной программы.

Развитие навыков работы с источниками информации

Инструктаж групп исследователей, использующих ИКТ в оформлении результатов исследования

Проверка опережающего задания по определенной теме, а также перечень необходимых ресурсов, в том числе, Интернет-ресурсов. По каждой теме поставлен проблемный вопрос, на который нужно было найти ответ в ходе исследования.

Участники исследовательских групп начинают работу над оформлением результатов исследования.

Работа с учащимися, проводящими учебное исследование без использования ИКТ

Вам на группу выдана программа (приложение 4) для проведения учебного исследования по теме занятия. Ваша задача – набрать как можно большее количество баллов.

Работа по модульной программе, выставление оценок.

Инструктаж, оформление результатов, создание компьютерных презентаций.

Самостоятельное изучение материала на основе опорного конспекта и выполнения дифференцированных заданий. Самооценка в соответствии со шкалой оценивания.

в) защита исследовательских работ

Развивать умения публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

По теме «Аллотропные видоизменения фосфора.

Кстати сказать, что спички появились всего около 120 лет назад, а до начала XIX века огонь добывался исключительно при помощи кремня и огнива.

Следует добавить, что оксиды и все кислородные соединения фосфора намного прочнее аналогичных соединений азота, что объясняется ослаблением неметаллических свойств у фосфора по сравнению с азотом.

Для повышения плодородия почвы необходимо вносить в нее фосфорные минеральные удобрения. Растения усваивают минеральное питание только в виде ионов, поэтому в качестве фосфорных удобрений необходимо применять хорошо растворимые соли – дигидрофосфаты.

Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. По словам представителя Пентагона, белый фосфор использовали как огневое средство против боевиков и для освещения поля боя. В то же время один из итальянских телеканалов сообщал, что среди жертв фосфорных бомб были женщины и дети.

Выступление. Заполнение листов оценки презентации в соответствии с критериями

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Подведение итогов занятия, рефлексия

Сейчас самый подходящий момент обратиться к проблеме, поставленной в начале урока: прав ли был А.Конан-Дойл в описании собаки Баскервилей? Не допустил ли он химической ошибки в своем произведении? Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.

Рефлексия (приложение 5)

Домашнее задание: § 21-22, тетрадь, подготовка к пр\р №4.

Ответ на поставленные в начале урока проблемный вопрос

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Презентация "Магия пятнадцатого элемента" к уроку химии в 9 классе по теме "Фосфор и его соединения"

Презентация "Магия пятнадцатого элемента" дает представление об аллотропных модификациях фосфора, о строении простых веществ. Сравниваются строение, свойства, получение и применение модификаций фосфор.

Тест предназначен для проверки знаний учащихся 9 класса по теме "Фосфор и его соединения", 9 класс.


Интегрированный урок с элементами исследовательской деятельности для 9 класса ао химии и географии.Московская область, Щёлковский район, Нечерноземье . Как можно вырастить богатый урожай? Ответить на .


Презентаци по теме "Фосфор и его соединения"

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Фосфор и его соединения".

Тест по теме "Фосфор и его соединения"

Тест состоит из двух вариантов, позволяет проверить знания учащихся о строении атома фосфора, умении определять степень окисления в соединениях, знании названий средних и кислых солей фосфорной кислот.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий урока по химии 9 класс

Тип урока : комбинированный.

Цели:

Образовательная:

продолжение формирования понятий о строении атома фосфора;

изучение понятия аллотропные модификации фосфора;

формирование представления о физических и химических свойствах фосфора.

Развивающая:

расширение представления о соединениях фосфора, его применении;

продолжить развитие понятия зависимости свойств вещества от строения вещества;

развитие логического мышления и способности к рефлексии;

помочь развитию самооценки и самоконтроля.

Воспитательная:

повышение интереса учащихся к содержанию темы урока посредством положительной мотивации;

совершенствовать умения выслушивать мнения в коллективе;

способствовать формированию культуры речи.

Основные понятия урока: аллотропные модификации фосфора – белый и красный фосфор, фосфорная кислота и ее соли (фосфаты, гидрофосфаты, дигидрофосфаты), фосфиды, фосфин.

Оборудование и реактивы: таблица ПСХЭ Д. И. Менделеева, пробирки, пипетка, растворы фосфата натрия и нитрата серебра, таблица растворимости.

Ход урока:

1. Организационный момент: приветствие учащихся, отсутствующие в классе.

Урок начинается со слов приветствия учителя и учеников. Учитель отмечает отсутствующих в классе.

Учитель озвучивает задачи урока, настраивая учащихся на положительный лад. Учащиеся внимательно слушают учителя

2. Постановка познавательных задач:

рассмотреть строение атома фосфора;

дать сравнительную характеристику аллотропных модификаций фосфора;

изучить свойства фосфора и его соединений.

3. Повторение.

Проверка домашнего задания. Для изучения данной темы необходимо вспомнить из курса 8 класса положение элемента фосфора в периодической таблице системы химических элементов Д. И. Менделеева, сравнение неметаллических свойств по подгруппе и по периоду, электронное строение атома. Учитель обращает внимание учащихся на Периодическую таблицу системы химических элементов Д. И Менделеева (ПСХЭ).

Вопросы к учащимся:

Укажите положение фосфора в периодической таблице системы химических элементов Д. И. Менделеева и сравните его неметаллические свойства по подгруппе и периоду . (рассказ ученика)

Запишите электронное строение атома, указав заряд ядра, состав атома (число протонов, нейтронов и электронов), распределение электронов по энергетическим уровням, электронная формула (во время рассказа первого ученика, второй – записывает ответ на 2-ой вопрос на доске).

Отвечать выходят по желанию или по вызову учителя. Остальные учащиеся внимательно слушают ответ 1-го ученика. Далее вместе проверяют письменный ответ 2-го ученика. После проверки учителем, учащиеся делают запись в своих рабочих тетрадях:

P – фосфор, заряд ядра Z = +15, р = 15, е=15, n = 31-15 =16 ( Ar – Z )

2 e ; 8 e ; 5 e , электронная формула атома фосфора 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 3 .

4. Изучение нового материала.

Ученик рассказывает, учитель комментирует, остальные учащиеся внимательно слушают, и по ходу рассказа записывают краткий конспект (тезисы, схему, таблицу), на выбор, в рабочих тетрадях.

Например, учащиеся сравнительную характеристику могут оформить в виде таблицы. Учитель ходит по классу, наблюдая за действиями учащихся, обращая внимание на записи, которые ведутся в рабочих тетрадях.

Учитель совместно с учащимися обсуждают результаты о проделанной работе, комментирует, дополняет, исправляет. Учащиеся , учитывая все поправки учителя, исправляют написанное или дополняют.

Учитель дополняет. Фосфор в соединениях чаще проявляет степень окисления +5, реже -3 (например, в фосфидах – это соединение фосфора с металлами, Na 3 P ). Наиболее активным является белый фосфор. Именно он вступает в химические реакции.

2. Рассмотрим химические свойства фосфора и его соединений. (рассказ учителя, уравнения химических реакций записывает на доске) . Изучив химические свойства фосфора и его соединений, в дальнейшем мы сможем осуществлять различного рода превращений с веществами, а также применять. Учащиеся внимательно слушают учителя, списывая уравнения химических реакций к себе в рабочие тетради. Фосфор горит при поджигании, в результате реакции выделяется густой белый дым. Фосфор, как и азот, может быть окислителем и восстановителем.

4Р + 5О 2 = 2Р 2 О 5 реакция горения; восстановитель

2Р + 3 Mg = Mg 3 P 2 с металлами; окислитель

Оксид фосфора ( V ): Это порошок белого цвета, не имеющий запаха, кислотный оксид

P 2 O 5 + 3 Na 2 O = 2 Na 3 PO 4 с основными оксидами;

Фосфорная кислота: Это кристаллическое вещество, бесцветное, хорошо растворимое в воде, значительно слабее серной и азотной кислот

с металлами не взаимодействует;

H 3 PO 4 + 3 AgNO 3 = Ag 3 PO 4 ↓(осадок желтого цвета) + 3 HNO 3 с солями

Na 3 PO 4 + 3 AgNO 3 = Ag 3 PO 4 ↓ + 3 NaNO 3 (демонстрация опыта) .

Учитель . Проводит демонстрацию опыта, озвучивая и соблюдая правила техники безопасности. Учащиеся вспоминают правила техники безопасности и правила обращения с реактивами.

Опыт. Учитель в пробирку наливает примерно 2 мл раствора фосфата натрия. С помощью пипетки добавляет несколько капель раствора нитрата серебра. Учащиеся наблюдают за ходом опыта и за изменениями, происходящие в процессе реакции.

Учитель обращает внимание учащихся, что эта качественная реакция на фосфат--ион РО 4 3- , с помощью которой экспериментально можно распознавать фосфаты.

Из фосфида кальция образуется ядовитый газ фосфин, легковоспламеняющийся на воздухе. Учащиеся внимательно слушают учителя и обращают внимание на новое вещество фосфин.

3. Соли фосфорной кислоты. (рассказ учителя)

Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя. Фосфорная кислота образует 3 группы солей: средние (фосфаты), которые в основном нерастворимы в воде; кислые (гидрофосфаты), которые малорастворимы в воде и кислые соли (дигидрофосфаты), которые хорошо растворимы в воде. Эти соли являются составляющими различных суперфосфатов (удобрений). Учитель на доске записывает опорную схему, обращая внимание на названия веществ, учащиеся оформляют ее в рабочих тетрадях.

Соли фосфорной кислоты (минеральные удобрения)

гидрофосфаты Ca 3 ( PO 4 ) 2 дигидрофосфаты

5. Закрепление.

В начале объяснения материала учитель предложил подумать учащимся над тем, почему фосфорная кислота не может взаимодействовать с металлами. Учитель предлагает ответить на этот вопрос. Учащиеся высказывают свои предположения. Выслушав учащихся, учитель озвучивает правильный ответ. По силе фосфорная кислота средняя, она будет взаимодействовать с активными металлами такими, как калий и натрий, так как в результате образуется растворимая соль. С остальными металлами – нерастворимые соединения.

В качестве закрепления учитель выдает карточки каждому ученику с заданиями по трем уровням (высокого, среднего и низкого). Учащиеся выбирают задания, которые они считают, что выполнят без затруднений. Оформляют в рабочих тетрадях. Учитель проходит по классу, наблюдает за выполнением задания. На работу даётся 3 - 5 минут.

Задание. Осуществить превращение.

Высокий уровень.

Средний уровень.

Низкий уровень.

Учитель. По истечении времени, открывает ответы, используя проектор, для самопроверки и определения уровня полученных знаний на этом уроке. Учащиеся внимательно проверяют, исправляют при необходимости.

6. Домашнее задание.

Учитель дает инструкцию по выполнению домашнего задания. Учащиеся внимательно слушают, записывают задания в дневниках, задают вопросы, если непонятно.

Для всего класса.

1) Разобрать параграф 32 (стр. 225 – 230) в учебнике;

2) Выучить химические свойства фосфора и соединений фосфора; применение;

Инструкция к выполнению домашнего задания.

В процессе чтения материала уделить внимание названиям веществ и написании формул. Для выполнения упражнения 1 можно использовать схему солей фосфорной кислоты, написанную в рабочих тетрадях.

7. Подведем итоги.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с неметаллом фосфором и его соединениями. Вспомнив строение его атома, видоизменения, можем различать белый и красный фосфор. Изучили типичные реакции взаимодействия фосфора и его соединений с веществами представителей других классов, практическим путем познакомились со способом распознавания фосфатов (качественная реакция на фосфат-ион). Учащиеся внимательно слушают подведение итогов учителя.

Вопросы к учащимся.

1. На каком этапе урока ваша деятельность была более успешна и почему?

2. Ваши пожелания к следующему уроку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование знаний о свойствах оксида фосфора(V), фосфорной кислоты, кислых солях фосфорной кислоты, реакциях неполной нейтрализации; продолжение формирования умений составлять уравнения химических реакций.

Образовательная: сформировать знания об оксиде фосфора(V), о фосфорной кислоте, ее физических и химических свойствах, получении и применении; обеспечить в ходе урока усвоение знаний о солях фосфорной кислоты, их свойствах, получении и применении.

Развивающая: способствовать развитию познавательного интереса, развитию выделять главное, логически излагать свои мысли.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию научной картины мира, содействовать нравственному воспитанию школьников.

Методы обучения: беседа, рассказ, словесно – наглядный (изложение учебного материала с использованием презентации Microsoft Power Point)

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, таблица ПСХЭ, таблица растворимости кислот, солей и оснований.

Организационный момент

Вопросы:

Где расположен фосфор в периодической таблице химических элементов Д. И. Менделеева?

Сколько энергетических уровней у атома фосфора?

Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне находится у атома фосфора?

Заряд ядра атома фосфора?

Назовите высшую и низшую степени окисления фосфора?

В виде каких аллотропных модификаций встречается фосфор?

Чем отличается белый фосфор от красного?

Какие свойства фосфор проявляет в реакциях?

Где применяется фосфор?

Изучение нового материала по плану:

1.Оксид фосфора (V)

2.Фосфорная кислота

Физические свойства

Химические свойства

3.Соли фосфорной кислоты

Материалы к уроку:

1.Оксид фосфора (V)

Оксид фосфора(V) P2O5 образуется при горении фосфора на воздухе:

Твердое кристаллическое вещество Р2О5 гигроскопично и используется как водоотнимающее средство.

P2O5 – типичный кислотный оксид, обладающий всеми свойствами кислотных оксидов.
1) При взаимодействии с водой образует на холоде метафосфорную кислоту НРО3:

или при нагревании ортофосфорную кислоту Н3РО4:

2) Как кислотный оксид, вступает в реакции с основными оксидами:

3) Со щелочами:

2. Фосфорная кислота - H3PO4

Фосфорную кислоту получают из оксида фосфора (V):

и фосфата кальция:

Физические свойства
Фосфорная кислота – бесцветное твердое кристаллическое вещество (t плавления = 42ºС), хорошо растворимое в воде.

Химические свойства

Фосфорная кислота вступает во многие реакции, характерные для кислот:

1.С металлами, стоящими в ряду напряжения металлов до водорода:

2.С основными оксидами:

3.С основаниями и аммиаком:

4.С солями слабых кислот:

5.При действии раствора нитрата серебра появляется желтый осадок:

Это качественная реакция на фосфорную кислоту и её соли – фосфаты.

В производстве фосфорных удобрений

В производстве кормовых добавок для животноводства

В производстве моющих средств (фосфаты щелочных металлов)

Для создания защитных покрытий на металлах

3.Соли фосфорной кислоты

Фосфорная кислота может давать три ряда солей: кислые соли - гидрофосфаты и дигидрофосфаты, средние солифосфаты.

1.Реакции неполной нейтрализации

2.Реакция полной нейтрализации

Физические свойства

Средние соли, или фосфаты (например, Са3(РО4)2), нерастворимы в воде, кроме фосфатов щелочных металлов;

Кислые соли – дигидрофосфаты (например, Са(Н2РО4)2), большинство хорошо растворимы в воде;

Кислые соли - гидрофосфаты (например, СаНРО4), малорастворимы в воде (кроме фосфатов натрия, калия и аммония), т.е. занимают промежуточное положение между фосфатами и дигидрофосфатами по растворимости.

Химические свойства

Для средних солей фосфорной кислоты характерны все свойства солей.

Кислые соли могут взаимодействовать со щелочами и разлагаться при нагревании на среднюю соль и Н3РО4.
1) Со щелочами:

Na2НPO4 + NaOH → Na3PO4 + H2O
(происходит замещение водорода на натрий)

IV. Закрепление

Оксид фосфора (V) образуется при горении …

Формула фосфорной кислоты…

Фосфорную кислоту получают из …

Фосфорная кислота – это … вещество, …растворимое в воде

Качественная реакция на фосфорную кислоту и ее соли – это взаимодействие с … . Признак реакции - …

Фосфорная кислота применяется в производстве …

Фосфорная кислота может давать три ряда солей: кислые соли - … и … , средние соли –…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: Класс: 9 урок 43

Тема: Фосфор и его соединения. Фосфорные удобрения

Задачи: Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии, способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей, применение знаний и умений при решении метапредметных учебных проблем.

Развивающие:, развивать познавательный интерес, используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений

Ожидаемый результат: содействовать развитию у учащихся научного мировоззрения при усвоении идей курса: единство и познаваемость мира; единство живой и неживой природы, исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

1. Как называют соли азотной кислоты?

2. Какова среда раствора аммиака в воде – кислая, щелочная или нейтральная?

4. Каково латинское название элемента азота?

5. Какой цвет приобретает фенолфталеин под действием аммиака?

6. Какие соединения называют селитрами?

7. Как называется опыт взаимодействия аммиака с водой?

9. В каком из перечисленных соединений азота степень окисления равна +3:

10. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию газа:

11. С какими веществами аммиак вступает в реакции соединения:

1. кислоты 2. кислород

3. щелочи 4. соли

Карточки : Закончить уравнения реакций:

С группами: Осуществить следующие превращения:

N2 NO NO2 HNO3 NH4NO3 NH3

Ученики демонстрируют свои знания. На бумагах пишут все, что узнали о юморе и сатире.

III. Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу.

Фосфор принадлежит к весьма распространённым в природе элементам. Он занимает 13 место среди всех элементов. Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Он содержится не менее чем в 190 минералах, из которых главнейшими являются апатиты и фосфориты. В 1926 году А.Е.Ферсманом и его сотрудниками были открыты огромные запасы апатитов на Кольском полуострове в Хибинах, где их залежи не имеют равных нигде в мире. Незадолго до войны было открыто очень крупное месторождение фосфоритов Кара-Тау в Казахстане.

Одним из источников фосфора является гуано - природное фосфорсодержащее вещество, продукт из экскрементов птиц. Вблизи берегов Перу есть несколько безводных, не орошаемых дождями голых островов, которые с незапамятных времен служили местом обитания морских птиц, питающихся рыбой. За многие века эти острова покрылись сплошным слоем птичьего помета, достигавшим в некоторых местах стометровой толщины. Именно эти скопления гуано долгое время служили источником фосфора и удобрений для истощенных полей Западной Европы, пока запас не был исчерпан.

Биологическая роль фосфора.

Учитель. Фосфор входит в состав нервных и костных тканей. Особенно богаты им мозговые клетки. В сутки человеку необходимо примерно 1 г. фосфора.

Содержание фосфора в организме человека (масса тела 70 кг) составляет 780 г.

* Соединения фосфора принимают участие в обмене энергии.

Фосфор поступает в организм с пищей: рыбой, хлебом, молоком, сырами, мясом, бобовыми (горох, фасоль), овсяной, перловой, ячневой крупой. Обычно всасывается 50-90% фосфора, меньше - при употреблении растительных продуктов, т. к. в них он содержится в виде трудноусвояемой фитиновой кислоты. Для правильного питания очень важно его соотношение с кальцием. Оптимальным считается соотношение кальция и фосфора, равное 1:1,5.

Реакция организма на недостаток фосфора

Развивается рахит, снижается умственная и мышечная деятельность.

Реакция организма на избыток фосфора

Развивается мочекаменная болезнь. Р4 и многие соединения фосфора высокотоксичны. Летальная доза Р4 равна 60 мг. Большую опасность представляют ожоги, возникающие при горении фосфора, из-за выделения большого количества тепла при взаимодействии образующегося при горении P2Os с влагой кожи. Получившаяся фосфорная кислота Н3Р04 проникает в глубь соединительной ткани, что приводит к отеку из-за прилива внеклеточной жидкости.

Встречается ли, описание изучаемого нами элемента в литературных произведениях?

«. Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие - дикие глаза были обведены огненными кругами.

Вот в какой скверной истории оказался замешан элемент №15.

И ещё: из воспоминаний академика С.И.Вольфковича: «Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором - ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом веществом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что. Когда ночью я шел из университета по тёмным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры.

Аллотропные модификации.

- Ребята, что называется аллотропией?

- С какими аллотропными модификациями мы же познакомились? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).

Читайте также: