Конспект урока мертвые души 1 глава

Обновлено: 07.07.2024

Цель : подготовить учащихся к изучению поэмы, ввести в понимание идейного замысла писателя, возбудить интерес к поэме Гоголя

Оборудование: презентация к уроку

1)Вступительное слово учителя

Подсказанный Пушкиным сюжет - поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ - был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.

2.Беседа в целях объяснения непонятных слов

коллежский советник - средний чин в табели рангов) и т. д.

3.Анализ двух-трёх отрывков поэмы (первой главы).

а) Начало поэмы - въезд Чичикова в город.

б)-Что Гоголь пишет о Чичикове?

Учитель. Вот и всё. Гоголь сознательно не даёт в начале поэмы портрета Чичикова. Отказом дать ему характеристику Гоголь указал на одну из самых отличительных особенностей Чичикова: Чичиков - человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного приобретателя; он всё время прячется под ту или иную маску. Въезжая в город N. Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского человека. Конец первой главы показывает, что Чичиков достиг своей цели: Гоголь в комических, иронических выражениях передаёт, как о Чичикове благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич, сроду никого не похваливший на своём веку.

в) - Начиная, свою поэму, Гоголь рассказывает только о Чичикове?

Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой- представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.

Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типичную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с тараканами, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.

г)-Как выглядела гостиница? Чтение текста

-Посмотрим, как Гоголь в дальнейшем описывает губернский город, чиновников и главного героя - Чичикова.

Вот Чичиков отправляется в общую залу для проезжающих.

д) Как Гоголь описывает общую залу ? Чтение текста.

Эта общая зала также показывается Гоголем как весьма заурядное явление: поезжайте в любой город и в каждой гостинице вы найдёте именно такую общую залу. Гоголь пишет:

е) Заглянул Чичиков в городской сад.

- Как Гоголь описывает городской сад? Это одно из самых ярких сатирических мест первой главы.

ж) Почему Гоголь не даёт определённого имени изображаемому им городу?

Гоголь сознательно не даёт определённого имени изображаемому им городу, а называет его губернским городом, цель автора - показать, что он изображает не какой-то конкретный город, но типичный губернский город.

3. Выводы, обобщения в результате проделанной работы.

Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель - не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура.

Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.

3. Чичиков на вечеринке у губернатора

А)- Какие две характеристики чиновников дает Гоголь в первой главе поэмы?

Гоголь говорит здесь о чиновниках с нескрываемой насмешкой: тонкие чиновники увиваются около дам, виляют туда И сюда, спускают нажитое отцами добро на курьерских. Они обдуманно зачёсывали свои бакенбарды и -т. д.

Пустота, отсутствие душевного содержания чиновников особенно подчёркивается Гоголем тем, что он полностью характеризует их, описав один только их внешний вид: фигуры, костюм, причёски. Всё это делает речь Гоголя комической: нам смешны люди, похожие на мух, люди, которые отличаются друг от друга только тем, что одни толстые, а другие тонкие.

Этот приём исчерпывающей характеристики человека через описание двух-трёх чёрточек его внешности мы встречаем всё время у Гоголя. Прокурор, например, полностью охарактеризован тем, что у него весьма чёрные густые брови да подмигивающий левый глаз.

Следует подчеркнуть, что дело здесь не во внешнем комизме, не в неожиданных переходах речи, а в том, что Гоголь показывает смешную сущность изображаемых им героев, у которых не было за душой ничего человеческого.

Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы - показать мёртвое царство мёртвых душ. Мы смеёмся над убожеством, нелепостью, животной примитивностью помещиков и чиновников.

Б) Теперь посмотрим, как Гоголь рисует Чичикова в первой главе.

Гоголь сознательно, с целью применил к Чичикову эти грубые, простонародные выражения, чтобы раскрыть подлинную суть Чичикова: Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь всё время говорит о своём герое с тонкой насмешкой.

Говоря с трактирным слугой, Чичиков задавал ему не всё пустые вопросы: он с чрезвычайной точностью расспросил о всех высших чиновниках города. Вот, оказывается, что значит для Чичикова серьёзные, не пустые вопросы.

Заключительные замечания Гоголя о Чичикове также смешны, они полностью характеризуют и главного героя, и чиновников, раскрывают подлинную сущность и Чичикова, и чиновников.

Работая над усовершенствованием своих произведений, Гоголь стремится к тому, чтобы сказать короче, освободиться от иностранных и вообще книжных слов, от слов расплывчатых и неясных. Везде, где только представлялась возможность, он заменяет иностранные и книжные слова словами русскими, простыми, разговорными, народными, которые ближе к жизни, реально и образно передают характер изображаемого предмета и лица.

Гоголь широко раздвинул границы литературного языка, обогатил его яркими, меткими словами и оборотами. Работая над образами поэмы, мы встречались с такого рода словечками Гоголя.

Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у кого-либо из наших писателей не найти такого количества народных слов и оборотов, как в языке Гоголя.

4. Задание на дом:

Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой (сцену встречи Манилова с Чичиковым).

Подготовиться к устным ответам (возможно ближе к тексту) на следующие вопросы:

разработан в соответствие с календарно –тематическим планированием по литературе.

В структуру урока включены проверка домашнего задания, словарная работа, анализ 1 главы произведения, работа по вопросам, составление плана. В содержательной части особое внимание уделено характеристике помещиков.

Представленный урок способствует повышению мотивации обучающихся к изучению предмета, имеет ярко выраженную практическую направленность. Представленная форма проведения урока обеспечивают хорошее усвоение обучающимися изучаемого материала, способствует развитию у детей навыков самостоятельной работы.

В опыте представлены формы развития различных умений обучающихся:

* коммуникативные умения (высказывать свою точку зрения, пытаться ее обосновать, приводя аргументы).

* познавательные (интеллектуальные) умения (анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее и группировать)

* регулятивные (организационные) умения (умение составлять план действия для достижения цели)

* личностные действия (умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, готовность осуществить выбор в системе общих ценностей)

Рецензируемый материал может быть рекомендован для использования в учебном процессе.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_proizvedeniyu_myortvye_dushi.doc 66 КБ
konspekt_uroka_po_proizvedeniyu_myortvye_dushi.doc 66 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Душенко Ирина Владимировна

Оборудование урока: ноутбук, проектор, экран.

Материалы к уроку, подготовленные учителем:

Презентация к разным этапам урока

Методические приемы: контроль знаний учащихся, беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, , активизация самостоятельной работы.

Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.

Вступительное слово учителя.

2.Проверка домашнего задания.

Бричка – легкая полукрытая повозка

Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте

Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.

Манишка – накрахмаленный нагрудник.

Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.

Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.

Будочник – нижний полицейский чин.

Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.

Полицеймейстер – начальник полиции города.

Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.

Бостончик – бостон, карточная игра.

Финифть – эмаль по металлу.

Пассаж – случай, происшествие.

1. Въезд Чичикова в город.

2. Гостиница и комната Чичикова.

3. Общая зала и обед.

4. Улица и городской сад.

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

3.Изучение новой темы.

Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.

1. Въезд Чичикова в город.

2. Гостиница и комната Чичикова.

Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.

- Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?

- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея?

(«Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,

3. Общая зала и обед.

Прочитать отрывок описание зала.

- Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?

(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).

- Какие обычно подавались блюда в трактирах?

( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).

4. Улица и городской сад.

- Далее следует городской пейзаж, как он описан?

- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?

- Кого посетил Чичиков в первой главе?

(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

- Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке?

- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов:

- Как описывает гоголь толстых и тонких?

( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя.)

Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать выводы, обобщения в результате проделанной работы.

Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.

1. Дать характеристику Чичикову.

- Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?

1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.

3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.

  • Я справился (не справился).
  • Я смог (не смог).
  • У меня получилось (не получилось).
  • Я доволен(не доволен) собой .
  • Мне было трудно.
  • Мне было легко.
  • Мне необходимо поработать над.

6.Задание на дом.

Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.

1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой

Тема урока: урок-путешествие”В губернском городе NN …”. (Анализ 1 главы поэмы Н.В. Гоголя “Мёртвые души”).

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Цели урока: обучение характеристике литературного героя; развитие навыков анализа текста; воспитание в учениках нравственности.

Материалы и оборудование: 1 том поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”; Литература. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. под ред. Г. И. Беленького: Мнемозина, 2010; мультимедийный проектор.

2. Реализация домашнего задания:

1. Перенести на доску:

(1. Приезд Чичикова в губернский город

2. Встреча с чиновниками и помещиками

3. Подготовка почвы для авантюры);

Трактир - “ресторан” низшего разряда.

Сбитенщик - продавец сбитня.

Коллежский советник - гражданский чиновник (средний чин в табели рангов).

2. Дать определение характеристики героя литературного произведения. (Речевая характеристика показывает, как общается человек с другими людьми, каков его образ мыслей, уровень знаний. Иногда присоединяют речевую характеристику к портретному описанию героя).

3. Изучение нового материала. Работа с текстом. Анализ 1 главы.

Глава 1 - вступление в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором.

“Путешествие” по губернскому городу начинается.

На доске и в тетрадях начинаем заполнение таблицы “Характеристика литературного героя” опорной лексикой, характеризующей персонаж.

Главным героем поэмы Н. В. Гоголя является Чичиков Павел Иванович - господин “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод”.

Слайд 3. Павел Иванович Чичиков. Рисунок П. Боклевского. 1866 г.

Чичиков Павел Иванович: “… не красавец,… и не дурной наружности; ни…толст, ни…тонок, ни стар, ни молод…”

Он “восседает на красивой рессорной бричке”. Въезд Чичикова в губернский город изобразил художник А.М. Лаптев (1951-1953 гг.)

- Что изображено на иллюстрации?

Слайд 4. Въезд Чичикова в губернский город. Художник А. М. Лаптев (1951- 1953 гг.)

Стоявшие у гостиницы мужики обратили внимание не на нашего господина, а на колесо брички.

Читаем диалог по ролям:

- Вишь, ты, вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?

- А в Казань- то, я думаю, не доедет?

  • Как Чичиков характеризуется автором? Кто ездят в таких бричках? (Гоголь даёт характеристику Чичикова через описание его брички)

Продолжаем заполнение таблицы:

Внимание на записанную на доске словарную работу.

1) “… встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах. ”

2) “…господин был встречен…”

  • Как характеризует Гоголь жителей города? (при описании жителей города звучит мягкий юмор)

Слайд 5. Юмор - вид комического, добрая форма насмешки.

Чичиков уже в гостинице.

  • Какой покой может быть в комнате с тараканами и любопытным соседом за дверью? Даже если тараканы не какие- нибудь, а как чернослив? Юмор постепенно переходит в иронию.

Слайд 6. Ирония - скрытая насмешка, нередко употребление слова в противоположном значении.

  • Что подали на обед Чичикову? “… подавались разные обычные в трактирах блюда…”
  • А как характеризует Чичикова то, что он после обеда “… с чрезвычайной точностью расспросил…”?
  • Это простое любопытство?

Продолжаем запись: хитрый, любопытный

  • Для чего написал? (он осторожный) и отправился осматривать город

Работаем в группах (по рядам):

  • Что мы видим, путешествуя вместе с Чичиковым по городу? Анализ текста. (Мы видим мостовую, дома, магазины, улицы, заборы, вывески, сад…)
  • Каким находит город Чичиков? (“… город ничем нечем не уступал другим губернским городам…”
  • А каким видит город автор поэмы? (Унылый вид российской провинции).

Чичиков держит путь в городской сад. Последуем за ним.

Встали. Идем по аллее сада. Шаг на месте. Энергично. Не сутулимся.

Яркое летнее солнце слепит глаза. Быстро поморгали. Закрыли глаза. Открыли.

Сели на скамейку в саду. Ноги врозь. Ноги вместе.

Наслаждаемся воздухом. Вдох - выдох.

Слушаем голоса птиц, шелест ветра. Медленный поворот головы направо - налево - на меня.

Продолжаем работу с текстом. Перечитаем описание сада:

“ … городской сад…состоял из…”, а в газетах -

Слайд 7. Сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческие достоинства.

  • Зачем? (Изучает город как поле будущего сражения)
  • Какая характерная черта при этом проявляется у Чичикова? (Продолжаем запись: внимательный, деловой, пунктуальный)

1) Чиновники города:

- начальник над казёнными фабриками

- инспектор врачебной управы

  • Что явилось следствием визитов? “ …следствием этого было то, что…” Почему? (Очаровал всех, потому что льстил чиновникам “В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому…”
  • Какую характерную черту Чичикова выявляем и добавляем к его характеристике? (Лесть, льстец)
  • С чем сравнивает общество автор? (Гоголь сравнивает чиновников с мухами (паразитами), летящими на сахар. Их привлекает запах сладкого (возможность поживиться).

А это уже сарказм.

  • Чем объясняется успех Чичикова? (Чичиков - зеркало любого из собеседников, так как в нём есть все те качества, которые составляют основу их характеров).
  • Как писатель рисует чиновников, помещиков? (Гоголь показывает, что под внешней оболочкой культурных людей скрывается в них духовное убожество, преступные действия, грубая животная натура).

А вот такими увидел губернских чиновников художник П. Боклевский. В 1866 году он написал иллюстрацию под названием “Губернский Олимп (чиновники губернского города NN)”.

4. Домашнее задание:

1) Характеристика героя литературного произведения.

2) Содержание глав 2-6 – изображение жизни российских помещиков.

3) Вопросы и задания учебника (стр. 236- 237), “Портретные главы”.

5. Подведение итогов. Рефлексия - размышления о своём внутреннем состоянии, самоанализ.

Оценки (с комментарием)

1. Материал урока мне был. (Понятен - непонятен)

2. Своей работой на уроке я. (Доволен - не доволен)

3. Урок мне показался. (Интересным - скучным)

4. Домашнее задание кажется. (Лёгким - трудным)

5. На уроке я работал. (Активно-пассивно)

6. Работа с дневником.

1. Литература. 9 класс: учебн. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Под ред. Г.И. Беленького. -12-е изд., - М.: Мнемозина, 2010.

2. Н.В. Гоголь. Мёртвые души. Издательство “Детская литература”. М., 2010.

3. Фогельсон И.А. Литература учит.: 9 кл.: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.

4. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. Л.И. Косивцова. - Волгоград: Учитель, 2010.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : подготовить учащихся к изучению поэмы, ввести в понимание идейного замысла писателя, возбудить интерес к поэме Гоголя

Оборудование: презентация к уроку

1)Вступительное слово учителя

Подсказанный Пушкиным сюжет — поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ — был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.

2.Беседа в целях объяснения непонятных слов

коллежский советник — средний чин в табели рангов) и т. д.

3.Анализ двух-трёх отрывков поэмы (первой главы).

а) Начало поэмы — въезд Чичикова в город.

б)-Что Гоголь пишет о Чичикове?

Учитель. Вот и всё. Гоголь сознательно не даёт в начале поэмы портрета Чичикова. Отказом дать ему характеристику Гоголь указал на одну из самых отличительных особенностей Чичикова: Чичиков — человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного приобретателя; он всё время прячется под ту или иную маску. Въезжая в город N. Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского человека. Конец первой главы показывает, что Чичиков достиг своей цели: Гоголь в комических, иронических выражениях передаёт, как о Чичикове благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич, сроду никого не похваливший на своём веку.

в) - Начиная, свою поэму, Гоголь рассказывает только о Чичикове?

Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой— представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.

Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типичную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с тараканами, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.

г)-Как выглядела гостиница? Чтение текста

-Посмотрим, как Гоголь в дальнейшем описывает губернский город, чиновников и главного героя — Чичикова.

Вот Чичиков отправляется в общую залу для проезжающих.

д) Как Гоголь описывает общую залу ? Чтение текста.

Эта общая зала также показывается Гоголем как весьма заурядное явление: поезжайте в любой город и в каждой гостинице вы найдёте именно такую общую залу. Гоголь пишет:

е) Заглянул Чичиков в городской сад.

- Как Гоголь описывает городской сад? Это одно из самых ярких сатирических мест первой главы.

ж) Почему Гоголь не даёт определённого имени изображаемому им городу?

Гоголь сознательно не даёт определённого имени изображаемому им городу, а называет его губернским городом, цель автора - показать, что он изображает не какой-то конкретный город, но типичный губернский город.

3. Выводы, обобщения в результате проделанной работы .

Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель — не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура.

Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.

3. Чичиков на вечеринке у губернатора

А)- Какие две характеристики чиновников дает Гоголь в первой главе поэмы?

Гоголь говорит здесь о чиновниках с нескрываемой насмешкой: тонкие чиновники увиваются около дам, виляют туда И сюда, спускают нажитое отцами добро на курьерских. Они обдуманно зачёсывали свои бакенбарды и -т. д.

Пустота, отсутствие душевного содержания чиновников особенно подчёркивается Гоголем тем, что он полностью характеризует их, описав один только их внешний вид: фигуры, костюм, причёски. Всё это делает речь Гоголя комической: нам смешны люди, похожие на мух, люди, которые отличаются друг от друга только тем, что одни толстые, а другие тонкие.

Этот приём исчерпывающей характеристики человека через описание двух-трёх чёрточек его внешности мы встречаем всё время у Гоголя. Прокурор, например, полностью охарактеризован тем, что у него весьма чёрные густые брови да подмигивающий левый глаз.

Следует подчеркнуть, что дело здесь не во внешнем комизме, не в неожиданных переходах речи, а в том, что Гоголь показывает смешную сущность изображаемых им героев, у которых не было за душой ничего человеческого.

Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы — показать мёртвое царство мёртвых душ. Мы смеёмся над убожеством, нелепостью, животной примитивностью помещиков и чиновников.

Б) Теперь посмотрим, как Гоголь рисует Чичикова в первой главе.

Гоголь сознательно, с целью применил к Чичикову эти грубые, простонародные выражения, чтобы раскрыть подлинную суть Чичикова: Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь всё время говорит о своём герое с тонкой насмешкой.

Говоря с трактирным слугой, Чичиков задавал ему не всё пустые вопросы: он с чрезвычайной точностью расспросил о всех высших чиновниках города. Вот, оказывается, что значит для Чичикова серьёзные, не пустые вопросы.

Заключительные замечания Гоголя о Чичикове также смешны, они полностью характеризуют и главного героя, и чиновников, раскрывают подлинную сущность и Чичикова, и чиновников.

Работая над усовершенствованием своих произведений, Гоголь стремится к тому, чтобы сказать короче, освободиться от иностранных и вообще книжных слов, от слов расплывчатых и неясных. Везде, где только представлялась возможность, он заменяет иностранные и книжные слова словами русскими, простыми, разговорными, народными, которые ближе к жизни, реально и образно передают характер изображаемого предмета и лица.

Гоголь широко раздвинул границы литературного языка, обогатил его яркими, меткими словами и оборотами. Работая над образами поэмы, мы встречались с такого рода словечками Гоголя.

Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у кого-либо из наших писателей не найти такого количества народных слов и оборотов, как в языке Гоголя.

4. Задание на дом:

Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой (сцену встречи Манилова с Чичиковым).

Подготовиться к устным ответам (возможно ближе к тексту) на следующие вопросы:

Цель : подготовить учащихся к изучению поэмы, ввести в понимание идейного замысла писателя, возбудить интерес к поэме Гоголя

Оборудование: презентация к уроку

1)Вступительное слово учителя

Подсказанный Пушкиным сюжет — поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ — был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.

2.Беседа в целях объяснения непонятных слов

коллежский советник — средний чин в табели рангов) и т. д.

3.Анализ двух-трёх отрывков поэмы (первой главы).

а) Начало поэмы — въезд Чичикова в город.

б)-Что Гоголь пишет о Чичикове?

Учитель. Вот и всё. Гоголь сознательно не даёт в начале поэмы портрета Чичикова. Отказом дать ему характеристику Гоголь указал на одну из самых отличительных особенностей Чичикова: Чичиков — человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного приобретателя; он всё время прячется под ту или иную маску. Въезжая в город N. Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского человека. Конец первой главы показывает, что Чичиков достиг своей цели: Гоголь в комических, иронических выражениях передаёт, как о Чичикове благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич, сроду никого не похваливший на своём веку.

в) - Начиная, свою поэму, Гоголь рассказывает только о Чичикове?

Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой— представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.

Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типичную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с тараканами, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.

г)-Как выглядела гостиница? Чтение текста

-Посмотрим, как Гоголь в дальнейшем описывает губернский город, чиновников и главного героя — Чичикова.

Вот Чичиков отправляется в общую залу для проезжающих.

д) Как Гоголь описывает общую залу ? Чтение текста.

Эта общая зала также показывается Гоголем как весьма заурядное явление: поезжайте в любой город и в каждой гостинице вы найдёте именно такую общую залу. Гоголь пишет:

е) Заглянул Чичиков в городской сад.

- Как Гоголь описывает городской сад? Это одно из самых ярких сатирических мест первой главы.

ж) Почему Гоголь не даёт определённого имени изображаемому им городу?

Гоголь сознательно не даёт определённого имени изображаемому им городу, а называет его губернским городом, цель автора - показать, что он изображает не какой-то конкретный город, но типичный губернский город.

3. Выводы, обобщения в результате проделанной работы.

Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель — не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура.

Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.

3. Чичиков на вечеринке у губернатора

А)- Какие две характеристики чиновников.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Читайте также: