Прочитайте текст определите тип речи составьте конспект

Обновлено: 05.07.2024

Работа с текстом 10 - 11 класс Прочитайте текст, определите его стиль и тип речи.

(1)В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие - то люди что - то делали там.

(2)Пьер не успел понять того, какие это были люди.

(3)Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что - то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперёд от людей, державших его за руку, кричал : «Братцы!

(4)Но он не успел ещё сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!

(5)Едва он вбежал в окоп, как худощавый, жёлтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что - то.

(6)Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за горло, а офицер схватил Пьера за шиворот.

(7)Несколько секунд они испуганными глазами смотрели на чуждые друг другу лица, и оба были в недоумении о том, что они сделали и что им делать.

(8) «Я ли взят в плен или он взят в плен мною?

(9)Но, очевидно, французский офицер более склонялся к мысли, что в плен взят он, потому что сильная рука Пьера, движимая невольным страхом, всё крепче и крепче сжимала его горло.

(10)Француз что - то хотел сказать, как вдруг над самой головой их низко и страшно просвистело ядро, и Пьеру показалось, что голова французского офицера оторвана : так быстро он согнул её.

(11)Пьер тоже нагнул голову и опустил руки.

(12)Не думая более о том, кто кого взял в плен, француз побежал назад на батарею, а Пьер под гору, спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги.

(13)Но не успел он сойти вниз, как навстречу ему показались плотные толпы бегущих русских солдат, которые, падая, спотыкаясь и крича, весело и бурно бежали на батарею.

Выполните следующие задания по морфологии и синтаксису.

1. Выпишите из первого абзаца все наречия.

2. Выпишите из 2 - го абзаца субстантивированные существительные, образованные способом перехода.

3. Выпишите из 2 - го абзаца три местоимения : личное, притяжательное, неопределённое.

4. Выпишите из 3 - го абзаца собирательное числительное.

5. Выпишите из 3 - го абзаца все страдательные причастия.

6. Выпишите из 8 - го предложения все местоимения.

7. Выпишите из 4 - го абзаца производный предлог.

8. Выпишите из 9 - го предложения сочинительные союзы.

9. Выпишите из 13 - го предложения все деепричастия.

10. Среди предложений 2 - 5 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением.

11. Среди предложений 6 - 9 укажите те, в которых есть вводные слова и предложения.

12. В третьем абзаце найдите сложное предложение, состоящее из четырёх простых.

13. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями.

Укажите их номера.

14 Найдите обособленные обстоятельства и укажите цифрой их количество в тексте.

15. Среди предложений 8 - 12 укажите сложное предложение с союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связью.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I. Организационный момент

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Как вы уже поняли, сегодня мы будем работать в группах. Перед каждым из вас лежит Маршрутный лист, сегодня он у нас побудет вместо тетради. Давайте сосредоточимся и настроимся на работу.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, прослушайте шуточное стихотворение и попробуйте определить тему урока.

В стране русского языка, под деревом сидели трое.

Первый очень странный тип -Целый день в теньке сидит

Никого не замечает -Рассуждает, рассуждает:

И второй тип непростой, Сообщает день – деньской.

Словно сводка новостей, Полон всяких он вестей.

Обо всем на свете знает, Ничего он не скрывает.

Третий тип нас не обидит! Он опишет всё, что видит.

Он расскажет, кто какой -Птица, рыба, зверь лесной…

Кто такие здесь сидят? Каждому помочь хотят

Очень мудрым, умным быть И красиво говорить.

- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока. Записываем тему: Типы речи. Какие мы поставим цели перед собой?

1.Развивать навыки работы по определению типа речи предложенного текста;

2. Добиться понимания характерных черт каждого типа речи;

3.Уметь составлять текст определенного типа.

II. Актуализация знаний

-Ребята, а что это такое? – типы речи. Это способы изложения речи.

- Правильно. Тип речи – это способ отражения окружающей действительности.

2 . Когда мы описываем, повествуем, рассуждаем, что мы создаем? – текст.

- Что такое текст? Это неск предлож связанных по смыслу и грамматич

- Назовите признаки текста. Вступление, основная часть, заключение. А также заголовок, гл. мысль и тема.

Конструирование текста. В своих Маршрутных листах найдите задание №1.

Определите, что в нём? Давайте прочитаем. _____________

Это текст? Почему? Что нужно сделать, чтобы получился текст?

1. Бедная девочка осталась одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц.
2.Но олень не смел остановиться, пока не добежал до куста с красными ягодами.

3.Затем он стрелой пустился назад.
4.Тут он спустил девочку и по щекам его покатились крупные блестящие слезы.

5.Она побежала вперед что было мочи.

- Расставьте цифры, которые покажут последовательность предложений в тексте.

- К какому типу речи относится этот текст? Из какой сказки этот отрывок?

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- Сейчас вы поработаете в группах. Обратим внимание на задание 2 в Маршрутном листе.

Прочитайте внимательно, ответьте на вопросы и приготовьтесь отвечать, правильно сформулировать высказывания помогут образцы на доске. На подготовку у вас 3 минуты. Работаем.

1(Снежинка)превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллиона снежных звёздочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного , сверкающего белого льда! И, однако, живая. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира.
Определите тип речи _____Описание
Сформулируйте вопрос к тексту ____какая_
Найдите художественные приемы преобладают в тексте (эпитеты, сравнения)? (Подчеркни в тексте)
(бывает описание человека, интерьера, местности, пейзажа ) Какое описание у нас?

1.В тот вечер, когда Кай вернулся домой и уже почти совсем разделся перед сном, он вскарабкался на стул у окна и стал смотреть сквозь круглое окошко в том месте, где лёд на стекле растаял. За окном порхали снежинки; одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти. Росла, росла, пока, наконец, не превратилась в женщину
1.Определите тип речи ______Повествование
2. Сформулируйте вопрос к тексту ___Что произошло?
3. От какого лица ведётся повествование?___от 3 лица, те перед нами авторское повествование
Какая часть речи преобладает в тексте? Подчеркните её . Почему? Глагол, сов вида, обозначает последовательное развитие действия

2.Жил-был Тролль, злой-презлой – сущий дьявол. Как-то раз он был в хорошем настроении, потому что смастерил зеркало, отражаясь в котором всё доброе и прекрасное исчезало, а всё плохое и безобразное, напротив, выглядело ещё отвратительнее и бросалось в глаза
1.Определите тип речи Рассуждение
2. Сформулируйте вопрос к тексту Почему?
3. Выпишите слова, которые помогают раскрыть основную мысль текста тролль - сущий дьявол, хорошее настроение – смастерил зеркало, доброе исчезало, а всё плохое бросалось в глаза
Что объясняется в данном тексте? Почему Тролль был в хорошем настроении?

- Молодцы! Я думаю, что с первой задачей мы справили: можем определять тип текста и доказывать свою точку зрения.

5. Физминутка А теперь закройте глаза, представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Тихо, не колышутся деревья, всё спит. Но что это? Вдруг налетел ветер, покажите, как он колышет ветки деревьев, поднимает снежный вихрь. Открыли глаза, посмотрели в окно. Отдохнули, снова за работу.

6. Обобщение и систематизация знаний

-А теперь переходим ко второй задаче: добиться понимания характерных черт каждого типа речи.

1) Прочитайте вступления текстов. Тексты какого типа речи могут начинаться такими вступлениями? Объясните почему.

2) Объясните, какой тип речи вы использовали, когда выполняли задание 1 этого упражнения.

3) Выберите одно из вступлений и устно продолжите текст (пять — семь предложений).

1) Прочитайте текст Константина Михайловича Станюковича — описание помещения. Охарактеризуйте композицию текста: объясните назначение вступления и заключительной части, докажите, что в тексте сначала описывается помещение в целом и передаётся общее впечатление, а затем выделяются значимые детали.

Назначение вступления — передать основную тему рассказа — описать общую обстановку в кабинете. Во вступлении говорится, что кабинет напоминает каюту корабль по своей чистоте и порядку, что сразу указывает на то, что его владелец — служил на корабле.

В основной части автор уже выделяет значимые детали: ручки мебели, ее запах и состояние, мат на полу и т.д.

Назначение заключительной части — подвести итоги — рассказать о том, что хозяином кабинета действительно является адмирал, и именно поэтому интерьер кабинета напоминает каюту корабля.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа проводится после изучения темы "Типы речи".

1. Определите типы речи текстов.

а) В критике принято утверждать, когда говорится о поэтах военного поколения, что их сделала поэтами война. Но это не совсем так. Поэтами рождаются и становятся вопреки войне, а не с помощью нее. Но вера в жизнь и любовь к ней приобретают особую силу, выразительность на контрастном фоне смертельного пламени народной справедливой войны.

2. Спишите текст, указывая все составляющие рассуждения-доказательства.

Искренность — дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта. Маленький уклон в одну сторону— и будет фальшь; в другую — и будет цинизм. Таким образом, искренность человека должна исходить от души.

1. Определите типы речи текстов.

а) Облака, облака- Кучерявые бока, Облака кудрявые, Целые, дырявые, Легкие, воздушные, Ветерку послушные.

б) Плыло по небу большое мохнатое облако. И встретилось с другим облаком. -Эй, ты, прочь с дороги! – закричало первое облако. -Это ты, убирайся, – рассердилось второе облако. -Ах, ты так! Ну, погоди же! - и первое облако толкнуло второе в бок.

в) Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на Севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю теплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озера в зеркала, сияющие тихой водой.

2. Спишите текст, указывая все составляющие рассуждения-доказательства.

Много лет люди строят дома из кирпича. Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В- третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом. Поэтому так много во всем мире домов из кирпича.

1. Определите типы речи текстов.

а) Тут и скворушка, видимо, заинтересовался вареньем. Он вскочил на край вазочки. Потом запустил в вазочку свой длинный клюв и вытащил ягоду. И, наконец, для удобства – прыг прямо в варенье, да и завяз.

б) Снежные скользящие лыжи имеют полозообразную форму, гладкую нижнюю поверхность с продольным желобом и весовой прогиб посередине. У лыж заостренный и загнутый к верху носок.

в) Наша собственность — это только то, что мы отдаем. Чего мы не хотим отдать, то не нам принадлежит, а мы ему принадлежим. Не мы его собственники, а оно наш собственник.

2. Спишите текст, указывая все составляющие рассуждения-доказательства.

Задача художника-живописца иная, чем задача художника-иллюстратора. Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные эпизоды произведения. Так, В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо сироты.

Ключ к проверочной работе по типам речи. 5 класс.

1. а) рассуждение б) повествование в) описание

2. Искренность — дело трудное и очень тонкое, она требует мудрости и большого душевного такта (тезис). Маленький уклон в одну сторону— и будет фальшь; в другую — и будет цинизм (аргумент). Таким образом, искренность человека должна исходить от души. (вывод)

1. а) описание б) повествование в) рассуждение

2. Много лет люди строят дома из кирпича (тезис). Во-первых, делают кирпич из глины и песка. А они почти повсюду есть под рукой. Во-вторых, кирпич не горит, воды не боится. В- третьих, в самый сильный трескучий мороз кирпич не трескается. Кроме того, в кирпичном доме тепло зимой и прохладно летом (аргументы). Поэтому так много во всем мире домов из кирпича (вывод).

1. а) повествование б) описание в) рассуждение

2. Задача художника-живописца иная, чем задача художника-иллюстратора (тезис). Живописец создает свой образ, а не иллюстрирует отдельные эпизоды произведения (аргумент). Так, В.Васнецов изображает не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девушки, видимо сироты (вывод).

Прочитайте. Определите стиль текста и тип речи. Выпишите предложение, в котором даётся определение основного понятия текста.

Мы часто высказываем своё мнение о каких-то событиях, явлениях, о чьей-то работе, о книгах, фильмах и т. д., т. е. даём свой отзыв. Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание. Бывает гак, что люди соглашаются с нашей оценкой, а бывает, что нет. Иногда даже обижаются на высказанное нами мнение, считают его неубедительным, несправедливым.

Что же нужно сделать, чтобы получился хороший объективный и необидный отзыв на тот или иной текст?

Надо прежде всего внимательно познакомиться с первичным текстом, постараться проникнуть в его содержание, стилистические особенности и т.д..

Высказывая в отзыве своё мнение, надо привести доводы (аргументы), чтобы сделать оценку убедительной. Для этого могут использоваться:

■ пересказ отдельных фрагментов первичного текста, его анализ, цитирование;

■ высказывания известных людей: писателей, критиков, философов и пр., крылатые выражения, пословицы и т. д.;

■ статистические данные, исследования учёных и т. д.

Обязательно надо отметить все положительные стороны предлагаемой для отзыва работы. Если в оцениваемой работе есть недостатки, то лучше указать на них в мягкой, тактичной форме. Это помогает улучшить работу, не допускать подобных недочётов в будущем.

Читайте также: