Стихия воды в музыке конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Может ли человек жить
без воды? Да он сам
состоит в основном из
воды. Значит, жизнь - это
вода!
А как разнообразна
жизнь воды! Холодное
северное море, все его
тайны спрятаны в
глубине, а на
поверхности - покой и
холод.
Сейчас вы услышите
фрагмент, в котором
будут представлены две
водные стихии - океан и
море. Определите,
какие средства
использованы в
создании образов.

Задание
Какие музыкальные номера слушали на уроке?
Кто автор музыки?
Какие водные стихии можно изобразить
музыкально?
Нарисовать море - и пусть ваша фантазия
подскажет, каким оно будет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока по слушанию музыке

Преподаватель высшей категории Хабирова Елена Насимовна

МБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина

села Иглино, Иглинскогорайона, Республика Башкортостан

Учебный предмет: слушание музыки

Класс: первый год обучения

Автор УМК: Н.А. Царева.

Тема урока: Изображение стихии воды в музыке.

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.

Цели и задачи:

Образовательная: Познакомить учащихся с различными способами изложения темы и ее организации в звуковом пространстве . . Познакомить с произведениями русских и зарубежных композиторов и художников.

Развивающая : Развивать навыки слушания и эстетического восприятия музыки, умение сопоставлять различия и сходства в музыке .

Воспитывающая :Воспитывать чувство красоты – природы, музыки, живописи, поэтического слова.

Методы обучения: беседа, показ слайдов, прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Оснащение и оборудование урока:

Компьютер, ксилофон. Портреты композиторов Н. А.Римского-Корсакова,

Ф. Шуберта. Таблички с графическим изображением хода движения мелодии: вверх, вниз, волнообразно, изогнуто, прервано, поступенно вниз и вверх.

Эпиграф урока:

Ты ,волна моя морская,

Как , покоясь иль играя,

Чудной жизни ты полна!

Дети входят под музыку

Постановка цели урока.

Учитель : Здравствуйте дети ! Вы наверное обратили внимание на наш экран, где показано стихотворение русского поэта Ф. Тютчева. Значит тема нашего сегодняшнего урока – стихия воды.

Прислушайтесь к журчанию лесного ручейка, плеску морского прибоя, шуму дождя….. как много в этих звуках музыки!

3)Игра-импровизация.

Учитель : Сейчас мы с вами попробуем изобразить на ксилофоне при помощи палочек, или на фортепиано редкие капли дождя, потом звуки ливня.

Дети выходят по очереди и пытаются выполнить задание.

Учитель : а теперь предлагаю вам провести по пластинам ксилофона плавно, как по зеркальной глади озера, а затем быстро, изображая разбушевавшееся море.

Дети импровизируют на ксилофоне.

Учитель : Вот видите, как интересно изображать природные явления в звуке.

То же самое делали и композиторы в своем творчестве .Хочу рассказать вам историю о том, как однажды молодой мельник отправляется в путь в поисках своего счастья. Его спутником в дороге является ручей. По его течению идет молодой мельник.

Учитель : какие интонации мы услышали? В каком регистре звучал

А еще у композитора Шуберта есть одна интересная песня, в которой поется о маленькой рыбке форели. Это тонкая вокальная миниатюра, в которой изображены образы природы.

Сейчас мы послушаем песню и попробуем ответить на вопрос:

- Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку?

Учитель помогает ответить: Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн.

Учитель- какой характер у песни?

Дети.- Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный.

Учитель – вы совершенно точно определили характер . А на каком инструменте исполняли аккомпанемент, изображающий журчания ручейка?

Дети : на фортепиано.

Релаксация :А сейчас мы побываем с вами в лесу и послушаем в записи музыку воды, журчание ручья и пение птиц. Для этого удобно сядем и закроем глазки.

Учитель : вам понравилось наше воображаемое путешествие в лес?

Учитель : сейчас продолжаем наше путешествие и попадем в загадочное место….

После прослушивания дети отвечают на вопрос. Каждый высказывает свое предположение.( или море, или бушует океан).

Предлагаю соотнести услышанную музыку и увиденные картины в соответствие.

Дети отвечают, каждый защищает свою точку зрения.

Вывод учителя: как композитор передал характер моря?

Дети – при помощи динамики. Там ,где море было спокойное, музыка звучала на пиано, а там где начался шторм – динамика усилилась до форте.

Учитель : теперь давайте определим , какими средствами выразительности пользовались композиторы в изображении воды? Как были изображены ручей и океан?

Дети подводят итоги размышляя о сходстве и различии средств изображения стихии воды .

Саморефлексия : чему научились и что нового узнали на уроке?

Дети оценивают свою деятельность и деятельность класса .

Оценивание умений учащися учителем .

Оформление: фланелеграф,рыбки, камушки, водоросли, морские обитатели из фетра, камушки разной величины, шумовой оркестр.

Картинки с изображением спокойного моря и шторма.

-баночки (из под йогурта, наполненные, на четверть крупнозернистым песком,

-гладкие камушки по два на ребёнка по размеру ладони,

- стаканы наполненные на четверть водой и коктельные трубочки

План педагогического мероприятия.

Цель: развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.

• Побуждать детей к умению передавать элементарные игровые образы и их характеры мимикой, движениями, интонацией;

• способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной, исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение);

• воспитывать эстетический вкус в передаче образа;

• повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям, используя здоровьесберегающие технологии.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, музыкально-художественная,

Дети входят в зал

Шум волны, морской прибой,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, как вы думаете, где мы с вам оказались?

- А что нового, необычного нас сегодня окружает?

- Что необычного, нового на экране? (Подводный мир)

(Здесь есть песок, камешки, ракушки, растения.)

- А как вы думаете, для чего нужны камешки? (Рыбки могут за ними прятаться).

-А для чего нужны растения? (Рыбки ими питаются. Среди растений тоже прячутся).

-Посмотрите, кто же живет в море? (Рыбки).

-Какие они? (Красивые, разноцветные).

-Про моря и океаны поэты пишут стихи, художники рисуют картины, а композиторы сочиняют музыку.

- Слушая музыку, мы можем представить какие-то образы, картины. Послушаем два музыкальных фрагмента и попробуем определить, какие образы рисует музыка.

А теперь глаза закройте,

Чтобы образы узнать –

-Ребята, перед вами лежат разные картинки, попробуйте найти ту, которая соответствует образу, который рисует музыка.

-Для первой мелодии положите, пожалуйста, соответствующую карточку на стол под экраном. А для второй мелодии оставьте на столе.

-Почему вы так думаете?

-Какая музыка по характеру звучала?

Муз. рук. Ребята, проверим, правильно ли мы угадали музыку и образы?

Муз. рук. Молодцы, вы, верно, почувствовали настроение музыки.

Ой, на меня попала капелька, а на вас? Наверно и правда начинается шторм, что же делать? Спрячемся на стульчики.

Муз. рук. Ребята, как вы думаете, почему на море начинается шторм? (Ветер дует и гонит волны, чем ветер сильнее, тем волны выше.)

-А как шумят волны во время шторма?

-Наступила ночь, ветер успокоился ….

-Волны стали шуметь тихо…

- Наступило утро, выглянуло солнышко, и стало лениво подниматься над горизонтом.

Аааааааа (от ДО 1-ой октавы, до ДО 2-ой октавы).

- Поднялось солнышко и заиграло лучиками с облаками.

Аааааа (протяжный звук ДО 2-ой октавы).

- Увидело солнышко чаек, решило приласкать и их…

Аааааа (протяжный звук СОЛЬ 1-ой октавы).

- Наконец солнышко добралось и до волн, стало их тоже гладить, согревать своим теплом…

Аааааа (протяжный звук ДО 1-ой октавы).

- Интересно, а что же там внизу, подумало солнышко и стало спускаться сквозь волны на дно…

Аааааааа (от ДО 2-ой октавы, до ДО 1-ой октавы).

- Увидело солнышко необычные растения, водоросли и стало играть и с ними…

Мммммм…. (чередующиеся звуки ДО-РЕ 1-ой октавы).

- Вдруг в водорослях что-то блеснуло… это были быстрые рыбки, стало солнышко их догонять….

Мммммм…. (чередующиеся звуки ФА-СОЛЬ 1-ой октавы).

- Рыбки поднимаются выше и солнечные лучики за ними.

Мммммм…. (чередующиеся звуки СИ 1-ой октавы ДО 2-ой октавы).

-Рыбки ниже и солнышко ниже…

Мммммм…. (чередующиеся звуки ФА-СОЛЬ 1-ой октавы).

- Рыбки на дно и солнышко за ними…

Мммммм…. (чередующиеся звуки ДО-РЕ 1-ой октавы).

- А на дне песочек тут такой же, как на суше, серебристый, золотистый и свистящий, стало солнышко пересыпать песочек.

- Сыпался песочек, сыпался и наткнулся на камушки, решило солнышко поиграть и с ними.

- Так ритмично играли камушки с солнышком, что рыбки стали им подпевать…

(Широко открывать и закрывать рот).

Песенка с движениями (жёлтая рыбка).

О. Вациетис, Т. Боровик

1. И у ветра песня есть

И у ветра песня есть –

2. И у шторма песня есть

И шторма песня есть –

3. И у солнца песня есть

И солнца песня есть –

4. У песочка песня есть

У песочка песня есть –

5. И у камушек есть песня

И у камушек есть песня –

6. И у рыбок песня есть

И у рыбок песня есть –

Муз. рук. Рыбки не только любят плавать и петь, но и играть оркестром, как вы думаете, какие инструменты можно найти в подводном мире? (Что на море создаёт шум)

(Волны (вода, песок, камушки).

- Посмотрите, а у нас всё это есть, и мы можем вместе с рыбками сыграть оркестр.

Оркестр (оранжевая рыбка).

Муз. рук. Ребята, а как вы думаете, как ещё мы можем изобразить обитателей подводного мира?

Подводный лес качается

Как будто на ветру.

В нем сказочно, таинственно

И в холод, и в жару (дети изображают водоросли, плавно покачивая руками). Небывалой красоты

В море выросли цветы.

А цветы те не простые:

Лепестки у них живые (встают на одно колено, сохраняя равновесие, сдвигают ладони вместе и шевелят пальцами, изображая распускающийся цветок).

Заблестели ярко струйки,

Рыбки разные порхают,

Словно звездочки, сверкают (ходят по залу, руками имитируя плавательные движения рыб).

Звезды в небе высоко,

Звезды в море глубоко.

Там сияют, тут сверкают,

А достать их нелегко (поднимают и опускают руки в такт словам).

Муз. рук. Ребята, вы таки молодцы, вы очень точно изобразили подводный мир, а сможете вы сами без моей помощи изобразить обитателей подводного мира?

Свободные пластические композиции

Муз. рук. Ребята, мы не можем сейчас попасть на море, но можем его изобразить, как вы думаете, при помощи чего?

(Посмотрите вокруг, что есть у нас похоже на море)

Пластическая композиция с тканью (к ткани пришиты рыбки на леске разной длинны)+ эффект с пузырями (генератор мыльных пузырей)

Муз. рук. Ребята, вы так изображали море, что рыбки стали улыбаться и дружно пускать пузырьки воздуха, помогая вам.

Муз. рук. Мы с вами изображали подводный мир движениями, голосом, оркестром, но всё это исчезло и останется только в нашей памяти, а как вы думаете, сможем ли мы с вами изобразить картину подводного мира из подручных материалов, которые имеются у нас в зале?

Муз. рук. Молодцы, вы сегодня проявили себя, как дружные, веселые и находчивые ребята.

Муз. рук. - Ребята, как вы считаете, помогла ли нам музыка узнать больше о подводном мире?

- А что мы делали для того, чтобы показать жизнь подводного мира?

-Ой! Мне кажется, что под водорослями что-то лежит, вы постойте тихо-тихо, а я осторожно посмотрю, вдруг там что- то страшное или опасное. (Под водорослями спрятан сундучок с сюрпризом).

- Да это же сундучок а в нём что-то лежит. Это подарок вам от жителей подводного мира. (Мыльные пузыри). Вы будете дуть пузыри и вспоминать подводный мир и нашу встречу.

Комбинированное занятие по развитию речи и окружающему миру для обучающихся с ТМНР.

ВложениеРазмер
zanyatie_risuem_muzyku_vody.docx 607.24 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 4 Василеостровского района

г. Санкт – Петербурга

по развитию речи

и окружающему миру

Учитель-дефектолог: Т. П. Бабич

г. Санкт – Петербург, 2015 год

Развитие духовного мира и эмоционально – личностной сферы учащегося, коммуникативных и творческих способностей.

1. Развивать представления учащихся о таком природном явлении, как вода (польза, использование).

2. Развивать связную речь учащихся, отвечая на вопросы учителя, читая стихи. Расширить словарь за счёт уточнения новых слов и их значений.

3. Развивать исследовательскую деятельность: свойства снега, льда.

4. Развивать воображение, передавая музыку в рисунке.

5. Развивать умение использовать знания, полученные ранее на различных уроках, в данном занятии.

1. Развивать мотивационно-потребностную сферу речевой деятельности. Развивать неречевые (мимика, пантомимика, жесты) и речевые средства общения.

3. Корригировать запоминание, сохранение и воспроизведение путём заучивания стихотворений.

4. Развивать вербальную память на основе запоминания слов.

5. Развивать мелкую моторику, общую координацию движений. Имитировать движения под музыку.

1. Воспитывать умение слушать и слышать собеседников. Развивать культуру общения.

2. Воспитывать способность к принятию самостоятельного решения.

1. Профилактика нарушений зрения, осанки, снятие эмоционального и физического напряжения.

1 Ребята, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии, давайте посмотрим слайды. На каждом слайде определённая ситуация, которую надо дополнить словом.

Рано утром на рассвете

И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

- Чем умываются животные?

- А для этого нам нужна, что …

- А, если мы не хотим болеть, то мы должны закалять наш организм. Тогда мы принимаем контрастный душ или обливаемся чем …

- За завтраком мама наливает чай. Это тоже …

- Пора выходить из дома, а на улице вовсю идёт дождь. А дождь - это тоже …

- На улицах от дождя полно луж, надо идти аккуратней, чтобы не промочить ноги. А лужи - это тоже …

- Ничего не поделаешь. Надо идти в школу. А как хорошо отдыхалось летом на море. А море - это тоже …

- Зима – это тоже не плохо. Много снега. А снег - это тоже…

Можно ходить на каток и кататься на коньках где.

- А лёд – это тоже …

- Правильно. Это вода только замёрзшая.

(Показ кубиков льда.)

- Итак, какое слово мы всё время договаривали, рассматривая ситуации на слайдах?

Повторение слова вслух .

Выкладывание на доске из букв слова ВОДА

- Ребята, у меня есть пиктограммы, обозначающие какое-то действие. Вам нужно узнать какую пиктограмму я загадала, и подписать её. Вверху стола разложите пиктограммы, а подписи (карточки со словами) к ним слева - сверху вниз.

На двери висит вот такое обозначение (мыть руки). Назовите, что оно обозначает и подпишите.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Стихия воды в музыке. Образ движения – ручеёк, характер музыки. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

Разновидности водоемов Вспомни пожалуйста вместе со взрослыми, какие водоемы ты знаешь и чем они отличаются друг от друга? Подсказка: 1) 2) 3) 4)? Предложите свой вариант 5)? Предложите свой вариант 6)? Предложите свой вариант

Стихия воды в музыке Композиторы любили изображать в музыке стихию воды. Хочу рассказать тебе историю о том, как однажды молодой мельник отправляется в путь в поисках своего счастья. Его спутником в дороге является ручей. По его течению и идет молодой мельник: В движении мельник жизнь ведёт, B движении! В движении мельник жизнь ведёт, B движении! Плохой тот мельник должен быть, Коль век свой хочет дома быть, Всё дома! Всё дома! Всё дома! Всё дома! Вода примером служит нам, Примером! Вода примером служит нам, Примером! Ничем она не дорожит И дальше, дальше всё бежит – Всё дальше! Всё дальше! Всё дальше! Всё дальше! Колёса тоже не стоят, Колёса! Колёса тоже не стоят, Колёса!

Читайте также: