Есенин 6 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цель: Своеобразие лирики С .Есен ина: тема родины, лю бовная л ирика.

Оформление ур ока: портрет С. Есенина, иллюст рация к с тихам поэта,

Работа с поняти ями: троп, эпит ет, сравнени е, метафора, зв укопись, цвет опись

существитель ное: дом, речка, п оле, лес…; в п рилагательн ое: любимая,

- Найдите су ществительные, к оторые у казывают на т о, что видит п оэт,

- Какие стихи Есе нина о Роди не, о любви к р одному краю вы знаете ?

Расскажите на изусть или прочита йте выраз ительно

- Давайте прочит аем стихотв орение, строк и из которого с тали эпиг рафом к

В 1 строфе поэт создает пейзажну ю зарисовку : часовенку , кресты на

кладбище, при дорожные ку сты, равнин ы, поле, и вос производит з вуки:

- Поэт активно использу ет цветопись в стихах. Чт о вы пони маете под этим

- Приведите п римеры цвет описи из стихотворений Е сенина( « лунное

- Какие краск и больше лю бил Есенин и чаще использовал в

- Но не только зву кописью и цвет описью богата поэзия Есе нина. В его

произведениях м ожно у видеть самые ра знообразные ху дожественны е

- Вспомните что так ое троп? ( тр оп - это слово или об орот речи,

употреблен ное для достиж ения больше й выразитель ности, ина че

(Ученики перечи сляют: эпит ет, сравнен ие, олицетв орение, гипе рбола,

Учащиеся прив одят примеры и записыв ают в тетрадь эп итеты( «рыжи й

- Есенин наход ил для выраже ния своей любви к Родине у дивительно

- Представим, как р аботал поэт на д словом, попытаем ся понять, как

ему у давалось так точно пер едать свои чу вства и мысли

подобрать наи более соотв етствующее слова из предложенн ых, найти

2. Выберите один из глаголов: согрев ать, пленять, сму щать

4. Выберите одно из прилагатель ных: го рячий, кипу чий, жгучий,

5. Выберите один из глаголов: пле нять, сму щать, ласкать, страдать

6. Выберите одно из прилагательны х: высокие, глубокие, далекие

Домашнее зад ание: продолжить ра боту в творческ ой масте рской;

• Карпов И. П., Шенцева Н.В. « Новое о су дьбах крестьянско й поэзии 20 -

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: С. А. Есенин

Цель: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества.

познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества;

развивать внимание обучающихся, их устную речь;

воспитывать интерес к литературе, к личности и творчеству поэта.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

III. Работа по новой теме

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.

А стихи его знала, читала и пела вся Россия.

Слово учителя. Просмотр записи стихотворений.

…А его стихи знала, читала и пела вся Россия…

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

I V. Закрепление изученного материала.

Беседа по лирике С.А.Есенина:

    • Какие стихотворения Есенина привлекли ваше внимание?
    • Какие стихотворения Есенина вы знаете наизусть?
    • Чем привлекает вас творчество этого поэта?
    • Каковы основные темы его лирики?
    • Каковы настроения лирического героя Есенина?
    • Какие образы характерны для лирики природы в поэзии Есенина?

    Тестирование по темам:

    ( Тестирование по усмотрению учителя можно перенести на следующий урок, можно использовать для самопроверки и для поурочного контроля в классе).

    1. Чем объясняет поэт свою родственную, кровную связь с неяркой русской природой?

    2. Есть ли в этом стихотворении есенинские слова, которые вы не читали и не слышали в произведениях других поэтов? Что они означают?

    3. Какие черты характера лирического героя есенинского стихотворения раскрыл в своём чтении актёр?

    4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

    V. Подведение итогов урока.

    - Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

    - Выполнили эти задачи?

    -О ком мы сегодня с вами говорили?

    • На уроке я узнал….
    • Осталось непонятным…
    • Было интересно….

    Домашнее задание.

    2. Выучить стихотворение (по выбору).

    1. Для реализации фронтальной формы обучения рекомендуется организовать изучение данной темы на базе учебного кабинета, оборудованного одним мультимедийным ПК и медиапроектором с настенном экраном или интерактивной доской.

    2. Для реализации индивидуальной формы организации обучения на уроке следует проводить работу на базе компьютерного класса, где одновременно могут заниматься 10-15 человек.

    Немаловажен факт, что урок с данной презентацией – это общение обучающегося с компьютером, и обучение в данном случае имеет диалоговый характер. При таком обучении осуществляется принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям обучающегося, реализуются управляемость; то есть в любой момент возможна коррекция процесса обучения, у обучающегося поддерживается состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Работа с компьютером на уроке и вне урока способствует подготовке личности «информационного общества.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цели: 1) продолжить знакомство с жизнью и творчеством С.А.Есенина, раскрыть содержание ключевого образа поэзии Есенина (тема Родины), формировать навык анализа лирического произведения; 2) развивать чувство прекрасного, аналитическое мышление и речь обучающихся; 3) воспитывать любовь к родному краю, родной природе.

    Слово учителя. Знакомство с биографией поэта


    СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

    Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости.

    С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

    Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду, Я неу- мело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал:
    “Эх, стерва! Ну куда ты годишься?” “Стерва” у него было слово ласкательное. После лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Многим, кому грачи в полдень после пахоты мешали спать, я снимал гнезда с берез, по гривеннику за штуку. Один раз сорвался, но очень удачно, оцарапав только лицо и живот да разбив кувшин молока, который нес на косьбу деду.

    Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: “Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче”.

    Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

    По воскресеньям меня всегда посылали к обедне и, чтобы проверить, что я был за обедней, давали 4 копейки: две копейки за просфору и две за выемку частей священнику. Я покупал просфору и вместо священника делал на ней перочинным ножом три знака, а на другие две копейки шел на кладбище играть с ребятами в свинчатку.

    Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.


    АВТОБИОГРАФИЯ

    Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.

    Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст”.

    Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого.

    Нянька, старуха-приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.

    Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.
    Уличная же моя жизнь была не похожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2—З в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду, руками, или выводками утят.

    После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

    В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки. Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.

    Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

    Стихи писать начал лет с 9, читать выучили в 5.Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.

    Анализ поэтических текстов:

    б) чтение текстов стихотворений согласно плану анализа лирического произведения;

    Весенний вечер Сыплет черёмуха снегом,

    Тихо струится река серебристая Зелень в цвету и росе.

    В царстве вечернем зелёной весны. В поле, склоняясь к побегам,

    Солнце садится за горы лесистые, Ходят грачи в полосе.

    Рог золотой выплывает луны.

    Запад подёрнулся лентою розовой, Никнут шелковые травы,

    Пахарь вернулся в избушку с полей, Пахнет смолистой сосной.

    И за дорогою в чаще берёзовой Ой вы, луга и дубравы,-

    Песню любви затянул соловей. Я одурманен весной.

    Слушает ласково песни глубокие Сыпь ты, черёмуха, снегом,

    С запада розовой лентой заря. Пойте вы, птахи, в лесу.

    Снежностью смотрит на звёзды далёкие По полю зыбистым бегом

    И улыбается небу земля. Пеной я цвет разнесу.

    Сыплет черёмуха снегом,

    Зелень в цвету и росе.

    В поле, склоняясь к побегам,

    Ходят грачи в полосе.

    Никнут шелковые травы,

    Пахнет смолистой сосной.

    Ой вы, луга и дубравы,-

    Я одурманен весной.

    Сыпь ты, черёмуха, снегом,

    Пойте вы, птахи, в лесу.

    По полю зыбистым бегом

    Пеной я цвет разнесу.

    Край любимый! Сердцу снятся

    Скирды солнца в вазах лонных.

    Я хотел бы затеряться

    В зеленях твоих стозвонных.

    По меже, на перемётке,

    Резеда и риза кашки.

    И вызванивают в чётки

    Ивы – кроткие монашки.

    Курит облаком болото,

    Гарь в небесном коромысле.

    С тихой тайной для кого – то

    Затаил я в сердце мысли.

    Всё встречаю, всё приемлю,

    Рад и счастлив душу вынуть.

    Я пришёл на эту землю,

    Чтоб скорей её покинуть.

    Там, где капустные грядки

    Красной водой поливает восход,

    Кленёночек маленький матке

    Зелёное вымя сосёт.

    Нивы сжаты, рощи голы,

    От воды туман и сырость.

    Колесом за сини горы

    Солнце тихое скатилось.

    Дремлет взрытая дорога.

    Ей сегодня примечталось,

    Что совсем – совсем немного

    Ждать зимы седой осталось.

    Ах, и сам я в чаще звонкой

    Увидал вчера в тумане:

    Рыжий месяц жеребёнком

    Запрягался в наши сани.

    Вот оно глупое счастье

    С белыми окнами в сад!

    По пруду лебедем красным

    Плавает тихий закат.

    Здравствуй, златое затишье,

    С тенью берёзы в воде!

    Галочья стая на крыше

    Служит вечерню звезде.

    Где – то за садом несмело,

    Там, где калина цветёт,

    Нежная девушка в белом

    Нежную песню поёт.

    Стелется синею рясой

    С поля ночной холодок…

    Глупое, милое счастье,

    Свежая розовость щёк!

    4. Итог урока

    5. Домашнее задание (выразительное чтение стихотворений, стр.339 – 340)

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель урока: пробудить интерес учащихся к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроение, чувства поэта; совершенствовать навыки выразительного чтения; отрабатывать навыки анализа стихотворений; развивать воображение учащихся; прививать любовь к родной природе и родине.

    образовательная – расширить эрудицию учащихся при изучении темы; продолжить обучение выразительному чтению стихотворного текста с учетом его смысла и чувств.

    развивающая- развивать поэтический слух; развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности.

    Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к природе; воспитывать у детей поэтическое восприятие лирического стихотворения и интерес к поэзии; воспитывать умение наслаждаться поэзией; показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского народа, толерантное отношение друг к другу.

    Планируемые результаты:

    Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя стихотворение, учащиеся проникаются пониманием, что поэзия- это выражение авторских чувств при помощи художественного слова, изобразительно-выразительных средств по законам стихосложения.

    Метапредметные:

    Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

    Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

    Читайте также: