Конспект занятия по естествознанию в средней группе грибными дорожками

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Измайлова Светлана Викторовна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Автор: Пилюгина Наталья Александровна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Автор: Перевезенцева Людмила Евгеньевна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Мичуринск

Задачи: закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы; продолжить знакомить с разными приемами и способами в пластилиновой живописи; учить работать с силуэтами (грибов), убирать лишний пластилин стекой-ножом, стекой-скребком; повто­рить прием смешивания цветов путем накладывания одного цве­та на другой и заглаживания пальцами; развивать мелкую моторику пальцев рук, память, воображение, внимательность; воспитывать экологическую культуру.

Оборудование: силуэты различных грибов, лист картона в форме корзины, гуашь, пластилин, дощечка, стека, салфетка; книги: Зотов В.В. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. М., 1993; Ильин А.М. Бук­варь XXI века. СПб., 1992.

Рассматривание муляжей, иллюстраций разнообразных грибов.

Загадывание загадок о грибах

Шляпка да ножка.

Он подрастёт. (Гриб)

Шляпка есть и есть нога,

На ноге нет сапога!

И нога и шляпка —

Вкусный суп ребяткам!

К шляпке лист ольхи прилип…

Ну, конечно это — . (Гриб)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик его мыл,

Этот пальчик гриб варил.

Ну а этот просто съел-

От того он потолстел.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Беседа о внешнем строении грибов, их значении, классификации.

Образовательные: Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении); учить различать съедобные и несъедобные грибы.

Развивающие: Развивать активный словарь детей (названия грибов)

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие.

• Муляжи грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, лисички, мухомор)

Воспитатель вносит в группу корзинку, закрытую платочком. Привлекает внимание детей

Дети, посмотрите, что у меня в руках! Хотите узнать, что там?

Воспитатель: Летом он в лесу растет,

Сам в корзинку не идет.

Ему нужно поклониться,

Ножку срезать, не лениться,

Шляпку снимет он тогда,

Из него вкусна еда.

Что под шляпкой растет,

Сам в корзинку не идет?

Воспитатель убирает платочек, показывает детям грибы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, откуда же эти грибы?

Дети: (предположения детей)

Воспитатель: Где растут грибы?

Мы идем сегодня в лес. Дети идут по кругу

В том лесу полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел –( Встряхивают кистями)

Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком.)

Украшай осенний бор.

Добрый лес, старый лес. (Дети идут по кругу)

Полон сказочных чудес!

Мы идём гулять сейчас

И зовём с собою вас!

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите, сколько вокруг грибов. Давайте рассмотрим поближе.

Дети рассаживаются на коврике (на полянке). Воспитатель: У пригорка на дорожке

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб – большой и важный.

Воспитатель: Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка . (Показывает) Какого цвета у гриба шляпка?

Дети: Шляпка коричневая.

Воспитатель: Какого цвета у гриба ножка?

Дети: Ножка белая.

Воспитатель: У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный). Его очень любят грибники. А кто такие грибники?

Дети: Люди, которые собирают грибы.

Воспитатель: До чего же хороши

В красных шляпках крепыши!

Я их рано поутру

Под осиной соберу.

Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик.

Воспитатель: Что есть у подосиновика?

Дети: Ножка и шляпка.

Воспитатель: Какого цвета шляпка?

Дети: Шляпка красная.

Воспитатель: А ножка?

Дети: Ножка белая с черными

Воспитатель: Перед нами еще один гриб.

Воспитатель: Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется?

Дети: Растет под березой.

Воспитатель: Под берёзой впереди –

На высокой стройной ножке…

Ножка в крапинках немножко!

Чем он отличается от подосиновика?

Дети: Шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая

Воспитатель: Этот гриб в лесу растет

Не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий

Крапинки на шляпке

Красный, словно помидор

Посмотрите, как выглядит мухомор.

Дети: Белая ножка, красная шляпка с белыми точками.

Воспитатель: Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками. Д а, ребята, мухомор – ядовитый гриб. А кому он нужен?

Им лечатся животные, поэтому мы не будем его ломать. Пусть растет, он кому- нибудь обязательно поможет.

Воспитатель: С какими грибами мы познакомились?

Дети: Съедобными и несъедобными.

На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.

Белочка: Посмотрите, сколько грибов на полянке! Дети, помогите мне собрать съедобные грибы.

Воспитатель: Находить грибы не сложно.

Брать их нужно осторожно.

Хорошо их надо знать,

Что б поганок не набрать.

После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел.

Воспитатель: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали?

Дети: Съедобные грибы.

Воспитатель: Какие грибы остались на полянке?

Дети: Несъедобные, ядовитые.

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: Мухомор, бледная поганка.

Воспитатель: Наигрались мы с грибами, теперь пора нам обратно в группу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по экологии для детей 6-7 лет.

конспект занятия " Грибное царство"

конспект занятия " Грибное царство".

Конспект ОД "Грибное царство"

Конспект ОД "Грибное царство" формировать у детей предстовление о грибах.


Конспект НОД "Грибная полянка" (нетрадиционные техники аппликации)

Аппликация из осенних листьев.



Конспект ОД "Грибное царство Мещерского края"

Цель: расширения знаний детей о лесных грибах родного края, их особенностях внешнего строения.Задачи:Воспитательные:воспитывать бережное отношение к.

Цели: Закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы; развивать воображение, память, наблюдательность; воспитывать экологическую культуру; создать положительный эмоциональный настрой.

Воспитатель: Что за девочка идёт, песню звонкую поёт?

Алё нка: Я девочка Алёнка, грибы домой несу.

Опята и маслята я собрала в лесу.

Очень я устала, отдохну немножко

И возле старого пенька положу лукошко.

(Девочка уходит.)

До лесочка нашего

Собирать грибы.

За ручьём – змейкой,

Белых грибов.

А у трёх сосёнок,

Что вдали стоят,

Всё хозяйку ждёт.

До лесочка нашего

Собирать грибы.

Пока Алёнка отдыхает, давайте заглянем в её корзину. Ничего не будем трогать, только посмотрим. (По-очереди появляются грибы.)

Боровик: Я в корзинке главный гриб!

Он сердито топал ножкой.

Так старался, что охрип

И уснул на дне лукошка.

(Боровик зевает и убегает. Появляются подберёзовик и подосиновик.)

Подберё зовик кричал:

Я соседа повстречал!

К подосиновику, братцы,

Разрешите мне пробраться!

И поют на всю корзину

Про берёзу, про осину.

Подберёзовик, Подосиновик: (частушки)

Под берёзой я родился,

С нею очень подружился.

Ведь она меня листвой

Укрывает в летний зной.

На опушке есть осина

Не пройдёшь её ты мимо.

Коль лукошко ты возьмёшь,

Здесь меня в траве найдёшь.

У маслят собрание.

Говорят, что мы вкусны!

Говорят, что нас, маслят,

Маринуют и солят!

Гриб маслёнок всем известен!

Отчего же мы на месте?

Грибников давно не видно!

Нас не ищут – нам обидно!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Алёнке, соберём для неё ещё маслят.

Три игрока с завязанными глазами за время звучания мелодии должны в своё лукошко собрать как можно больше грибов.

Учит сына старый груздь:

Лезь под ёлку и не трусь!

Прилепи на шляпку лист,

Натяни её на бровки.

Груздь – большой специалист

По защитной маскировке.

(Грузди уходят.)

На берёзовой опушке

Розовеют от волненья.

Новичкам немного зябко,

Всё вокруг волнушкам ново…

И дрожат у них на шляпках

Капли дождика грибного.

(Волнушки танцуют.)

На поляне сыроежки –

Тут ужимки, там насмешки,

Кутерьма и суматоха…

Пень берё зовый заохал:

Хоть бы вас собрали, что ли!

От макушки и до пят

Пень покрыт опёнками,

И пищит семья опят

А в корзине хватит места?

Если будет мало мест,

Остаёмся в знак протеста,

Не согласны на отъезд!

(Появляется поганка.)

Это вредная поганка –

Оттого и бледная.

Поганка: Пустите меня в корзинку!

Воспитатель: Ребята, пустим поганку в корзинку? (Нет) Почему? (Ею можно отравиться.)

Поганка: А я всё равно попаду в корзину!

Воспитатель: Давайте громко кричать и топать, когда она будет подходить к корзинке.

(Бледная поганка пытается залезть в корзинку, ребята начинают громко топать, когда она подходит к ней. Появляется мухомор, остальные грибы окружают его.)

Мухомор залез в корзину,

Грубо растолкал опят…

Все застыли, рты разинув,

А потом как завопят!

Говорят лисички хором:

Не поедем с мухомором!

У груздя серьё зный вид:

Груздь надвинул грозно шапку

И схватил его в охапку.

Ту корзину до сих пор

(Грибы прогоняют мухомора. Все грибы отходят в сторону, лисички остаются.)

У лисичек возле ели

Шляпа с длинною травинкой.

Три иголки – украшенье.

(Очень смелое решенье)

Модный цвет, конечно, рыжий!

Все хотят взглянуть поближе.

Без сомнения, фасон

Будет в моде весь сезон.

(Постепенно все грибы выходят и садятся с детьми. Выходит Алёнка.)

Отдохнула я. Спасибо.

Очень здесь в лесу красиво,

Но пора домой ребята.

Где же тут мои опята

И волнушки и лисички

Очень милые сестрички?

(Заглядывает в корзинку.)

- Ой, смотрите, грибы рассыпались!

Воспитатель: Давайте поможем Алёнке собрать корзинку.

(Воспитатель читает стихотворение. Дети-грибы собираются в корзинку в том порядке, в котором воспитатель их называет. Остальные ребята помогают, подсказывая названия грибов, заканчивая начатые фразы.)

Что в корзинке у Алёнки?

Пять лисичек, три маслёнка,

Две волнушки – мама с дочкой,

Сыроежки – десять ровно.

А опят не перечесть.

Приготовлю я на ужин

И лисичек, и волнушек,

И опят, и маслят,

Приглашаю всех ребят!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Закрепить и обобщить знания детей о грибах; учить их различать съедобные и несъедобные грибы, о местах их произрастания. Обратить внимание детей на строение и окраску грибов; какие блюда можно приготовить из грибов. Развивать и обогащать словарный запас детей; память, воображение и наблюдательность. Воспитывать экологическую культуру.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о характерных признаках осени, рассматривание иллюстраций и картин по осенней тематике, лепка грибов из солёного теста, аппликация

Материалы и оборудования: осенние листья разных деревьев, грибы из соленого теста, краски, кисточки, мультимедийный проектор.

Интеграция образовательных областей:

Ход деятельности

- Ребята, вы любите путешествовать?

-Нас в гости приглашает лесной житель, дедушка Ау.

hello_html_48a83946.jpg

- Ребята, подумайте и ответьте, почему у него такое имя?

-Вспомните, где он живёт?

какое время года у нас сейчас?

-Сегодня в лесу дедушка Ау встретил вот такую девочку. А зовут её Алёнка.

Шла наша Алёнка с корзиночкой и распевала песенку:

«Я девочка Алёнка, грибы домой несу.

Опята и маслята я собрала в лесу.

Очень я устала, отдохну немножко

-Пока Алёнка отдыхает дедушка Ау предлагает вам заглянуть в лукошко к Алёнке. Но руками мы ничего трогать не будем, только посмотрим, какие грибы несёт Алёнка домой.

-Дедушка Ау решил с вами поиграть. Он сделал грибы невидимыми, а вместо их загадал загадки. Разгадав их, на экране будут появляться отгадки – грибы.

Отгадывание загадок:

1.Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали этот гриб? (Подберёзовик)

- Где растёт подберёзовик? (Под березой).

2. Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый. (боровик)

- Где нашла Алёнка боровик? (Под сосной)

3.На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

- Где растут опята? (На пеньках).

4.Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

5.Розовый приятный цвет,
И колечек яркий след.
Так волнуются подружки,
Это же грибы (Волнушки)

6. Вот и модницы сестрички,
И у них свои привычки -
Шляпки есть любого цвета,
Ты проверить можешь это.

7. В красной шляпе под осиной
К шляпе жёлтый лист прилип…
Полезай скорей в корзину
Ты съедобный, вкусный гриб.
( Подосиновик )

- Где растет подосиновик?.(Под осиной).

8.На опушке под сосной
Их в траве нашли с тобой.
Мы несём их в кузовке,
Трудно удержать в руке:
Скользкие ребята.
Что у нас? - . ( маслята )

- Ребята, почему грибы маслята трудно удержать в руке?

9 .С ним в лесу никто не дружен,

И в Алёнкином лукошке он не нужен.

В красной шляпке. (мухомор)

-Почему с мухомором не дружит человек и мухи?

- Как вы думаете, можно ли сбивать ногами эти ядовитые грибы?

(Нет, потому что мухомор для зверей полезный гриб, например, им лечится лось).

-Молодцы, отгадали все грибы. Все грибы, которые мы употребляем в пищу называются - съедобные, а мухомор и другие поганки - это несъедобные.

-Дедушка Ау возьмёт у Алёнки мухомор и вернёт в лес. Остальные съедобные грибы Алёнка отнесёт домой.

«Что в корзинке у Алёнки?

Пять лисичек, три маслёнка,

Две волнушки - мама с дочкой,

Сыроежки - десять ровно,

А опят не перечесть.

Здесь теперь полна корзина.

-Ребята, какие блюда можно приготовить из грибов?

Итог деятельности

- Ребята, какой лесной житель позвал вас в гости?

-С кем ещё вы сегодня познакомились?

-Какие грибы оказались в лукошке у Алёнки?
-Были среди них несъедобные?
-Почему нельзя есть несъедобные грибы?
- Какие звери едят грибы?(Лоси, белка)

Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру, создать положительный эмоциональный настрой.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(улыбаются друг другу)

И всем, кто живёт на этой планете,

(берутся за руки)

Воспитатель: Ребята я сейчас вам загадаю загадку, и вы узнаете о теме нашего занятия.

Мы попрятались в траву,

Нас в лесу ищите сами.

Воспитатель: Правильно ребята. А где растут грибы?

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю на прогулку в лес. Будем собирать с вами грибы. Согласны?

Воспитатель: Тогда берём корзинку и в путь дорожку.

(Дети под музыку идут друг за другом.)

До лесочка нашего, полчаса ходьбы.

Нравится ребятам собирать грибы.

За ручьём – змейкой, у кривых дубов

Целая семейка белых грибов.

А у трёх сосенок, что вдали стоят,

Липкий маслёнок, все хозяйку ждут.

До лесочка нашего, полчаса ходьбы.

Нравятся ребятам собирать грибы.

Воспитатель: Вот мы пришли в лес. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?

Воспитатель: Ребята посмотрите на эту грибную полянку, много здесь разных грибов. Грибы - это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. Лесные грибы относятся к группе живых организмов – царству грибов. Давайте с вами рассмотрим строение грибов (схема). Что мы видим над землёй?

Ответы детей. (Шляпка, ножка).

Воспитатель: А в земле находятся корни – грибница. Посмотрите грибница имеет вид паутинистого налёта, как будто множество тоненьких ниточек переплетённых между собой. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.

Грибы отличаются от растений и размножением. Грибы размножаются спорами. Споры это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Ветерок разносит споры по лесу. Потом споры прорастают грибницей и на следующий год вырастают грибы. Людей, которые собирают грибы, называют – грибниками. Грибники берегут лес, не дёргают грибы из земли с корнем, потому что можно повредить грибницу, тогда грибы погибнут и больше не вырастут. Грибы нужно аккуратно срезать ножом.

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)
Боровик нашли. (наклонились)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идем искать опять. (наклоны вперед)
Мы в лесок пойдем, (маршируют)
Мы грибок найдем.
В шапочке нарядной, (изображают шляпку гриба)
Светло-шоколадной.
Ты не прячь, грибок, (закрывают лицо руками)
Под листок свой бок! (руки на поясе)

Воспитатель: По применению какие бывают грибы?

Ответы детей. (Съедобные и несъедобные).

Воспитатель: Давайте соберём с вами съедобные грибы. Я буду загадывать загадки, а вы должны найти на полянке такой гриб и положить его в корзину.

Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

В красной шляпе под осиной
К шляпе жёлтый лист прилип…
Полезай скорей в корзину
Ты съедобный, вкусный гриб. (Подосиновик)

На опушке у лесочка
Возле старого пенёчка
Собралась грибная рать
Предлагаю отгадать!
Может кто из вас ребята
Скажет что это. (опята)

Яркий, рыженький грибок
Я найти сегодня смог.
Словно дружные сестрички
Прячутся в траве - (Лисички)

Ножка толстая как пень,
Шапка лихо набекрень,
Он не мал и не велик,
Гриб прекрасный …(боровик)

Маслянистый он на вид,
Тоже очень знаменит,
Не козлёнок, не опёнок,
Очень вкусный гриб. (маслёнок)

Розовый приятный цвет,
И колечек яркий след.
Так волнуются подружки,
Это же грибы (Волнушки)

Гриб в красной шляпке в белых точках
Ваш сразу привлекает взор,
Порой красуется на кочке.
Он-ядовитый. (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная. (поганка)

Воспитатель: Молодцы ребята, все грибы правильно отгадали и собрали целую корзину грибов. А почему же вы не собрали мухомор и поганку?

Воспитатель: Конечно они не съедобные, собирать их нельзя.

Воспитатель: К какой группе относятся грибы?

Как размножаются грибы?

Как называются люди, которые собирают грибы?

Почему нельзя собирать несъедобные грибы?

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по лесу?

Воспитатель: Пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Все сегодня молодцы, дружно собирали грибы и дружно играли. Давайте скажем друг другу спасибо.

Читайте также: