Экологическое воспитание в семье конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель : Осознание родителями необходимости экологического воспитания ребенка собственным примером. Создание условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.

1. Повысить интерес родителей к экологическому образованию и воспитанию их детей и экологии в целом.

2. Довести до родителей, какая работа ведется в школе по данному направлению.

В проведении собрания задействованы : классный руководитель, экокоманда класса, родители.

ХОД СОБРАНИЯ

Классный руководитель :

Как вы считаете, на сколько важно заниматься экологическим воспитанием ребенка? Кто этим должен заниматься?

( Выслушиваются мнения родителей)

Классный руководитель

Мы все осознаем важность проблемы экологического воспитания. Как же сделать нам взрослым это воспитание наиболее эффективным?

Поставим задачи для всех участников нашего мероприятия.

Учитель: доказать участникам собрания на сколько серьезна эта проблема, и как важно вести работу с детьми в экологическом направлении. Родители: осознать на сколько важно вести экологическое воспитание в семье. Дети: показать свою готовность к посильному участию в решении экологических проблем.

Классный руководитель

Классный руководитель

Какие экологические проблемы отражаются в содержании сказки?

Решение каких из этих проблем посильно нам с вами?

Вывод: решение многих экологических проблем посильно простым людям. Для этого не нужно быть ученым, экологом. Иногда просто необходимо соблюдать ряд правил.

Предлагается групповая работа для родителей

1гр. Вывести ряд экологических правил с частицей НЕ.

2 гр. Вывести ряд правил без частицы НЕ. (при затруднении в группе можно дать опорные слова: Соблюдай… Прибери за собой… Рассортируй… Покупай столько… Многоразово используй…).

3гр. Составить список экологических мероприятий, в которых родители могли бы принять участие вместе с детьми. (Субботники, экологические акции, участие в конкурсах и т.д.).

(Заслушиваются отчеты групп)

Классный руководитель после каждого выступления приводит родителей к мысли о том, что дети будут соблюдать экологические правила и участвовать в экологических мероприятиях тогда, когда у них будет наглядный пример родителей.

Родителям предлагается услышать высказывания великих и обсудить их.

· Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника (В.И. Даль)

· Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой (Эзоп)

· К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, т.е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера (Ювенал)

· У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим (Ж. Лабрюйер)

Классный руководитель

Только при условии, что проблема экологии будет важна для нас с вами, она станет важной для наших детей. А то, что дети готовы сделать нашу жизнь лучше и экологически чище, вы можете убедиться прямо сейчас.

Внимание родителей обращается к выставке поделок в классе и к стенду, отображающему достижения детей в экологическом направлении.

Классный руководитель

Экокоманда и я надеемся, что сегодня нам удалось показать, на сколько важно вести экологическую работу в каждой семье, каждый день.

Форма проведения: Круглый стол.

Цель: Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей.

Определить уровень экологической культуры семьи через анкетирование родителей.

Формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.

Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Преумножить представление родителей о возможных формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию - методе моделирования.

Подготовка к родительскому собранию :

Оформление пригласительных билетов родителям на собрание, которые дети изготовили самостоятельно в виде аппликации. Подготовка анкеты и проведение анкетирования родителей. Подбор музыкального сопровождения, создание презентации по теме собрания.

Материалы: Мультимедийное оборудование, презентация (веселая березовая роща, стройный сосновый лес, золотые хлебные поля, заливные луга, мяч.

Ход собрания:

Я хочу предложить Вам ответить на некоторые вопросы, они помогут нам в дальнейшей работе с детьми

Интервьюирование родителей. (Звучит спокойная музыка.) Мир очень сильно изменился за последние десятилетия. Все мы знаем, что на Земле существуют экологические проблемы, которые угрожают здоровью и жизни людей.

1 вопрос: По вашему мнению, почему такое произошло, в чем причины? (Ответы родителей). 2 вопрос: Какой можно сделать вывод из сложившейся ситуации, что необходимо делать? (Ответы родителей). Сегодня дальнейшее существование жизни на земле зависит от нас с Вами. Экологическое воспитание целесообразно начинать с раннего детства, с развития понимания красоты природы, любви к ней.

Природа России. Эти слова сразу же вызывают в памяти каждого человека разнообразные картины: это и веселая березовая роща, стройный сосновый лес, золотые хлебные поля, заливные луга. (Показ презентации).


Очень трудно отыскать человека, который равнодушен к родной природе. При помощи природной среды у взрослых есть возможность развивать ребенка всесторонне: расширять его кругозор, вовлекая детей в совместную деятельность и показывая взаимосвязь в природе, давать посильные поручения, побуждая ребенка к сопереживанию, сочувствию, воспитывая желание помогать делом.

Человек учится красоте, доброте, справедливости у природы. Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, невозможно прийти к желаемому результату, пока не будем выводить ребенка на природу, пока не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Что, прежде всего нам может помочь в развитии познавательного интереса к природе? Конечно это прогулки и различные наблюдения. А в дальнейшем разнообразные походы в поле, к реке, на луг. Необходимо наблюдать за происходящим в природе во время прогулок за животными и птицами, играйте в различные игры. (Игра с родителями)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если разведу костер,

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

А тушить не буду? (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)


Какое же отношение к природе можем воспитывать в детях мы? Это умение бережно обращаться с объектами природы. Заботливое отношение — это готовность оказать объектам природы действенную помощь, защитить их от неправильных действий сверстников. Умение сохранять или создавать необходимые для нормальной жизни и развития живых существ условия. Воспитывать отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдать правила поведения в природе. (Проводится игра с родителями)

Воспитатель бросает мяч называет зверей (птицы, насекомые и т. д., родитель поймавший мяч, должен назвать лишнее животное.


-Черемуха цветет – к (похолоданию).

-Мороз не велик, да (стоять не велит).

-Длинные сосульки – к (долгой весне).

-Кукушка стала куковать -морозу больше (не бывать).

-Комары и мошки столбом толкуются -жди сухой (погоды).

-Вечером сильно стрекочут кузнечики – к (теплой погоде).

-Кошка свернувшись в клубочек спит – к (морозу).

Для развития экологической культуры дошкольника необходимо воздействовать на эмоциональную сферу личности, формируя нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства по отношению к природе. Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей. Благодарю вас за работу.

Решение собрания :

1. Систематическая организация прогулок на природу с целью воспитания любви к ней.

2. Поддержание интереса детей к природе, поощрение их любознательности.

3. Давать детям возможность отражать свои впечатления, полученные от общения с природой в лепке, рисовании, аппликации, завести специальный альбом для творческих работ.

Гост

ГОСТ

Актуальность экологического воспитания

Природа – это неотъемлемая часть жизни человека. Сегодня вопросы экологии и экологического воспитания стоят особенно остро. Ныне человечество находится на пороге экологического кризиса. Большое количество животных и растений находятся под угрозой исчезновения, происходит загрязнение атмосферы, почвы, воды. За все это несет ответственность человек. К счастью человек способен не только негативно воздействовать на окружающую среду, он так же в состоянии изменить ситуацию к лучшему.

В этом нам помогает экологическое воспитание. Формировать правильное экологическое поведение стоит начинать с самого раннего, дошкольного возраста, когда дети впитывают в себя основы морально-этического поведения, у них формируются поведенческие нормы.

Цель экологического воспитания состоит в воспитании полноценной личности, которая будет гуманна по отношению к миру вокруг себя, будет занимать активную социальною позицию, будут иметь четкое представление о том, что такое долг и ответственность.

Когда ребенок посещает дошкольное учреждение, в задачу воспитателя входит сформировать у него целостный взгляд на природу, показать какое место принадлежит в ней человеку. В воспитании в детском саду немаловажным является нравственная составляющая. Педагоги должны объяснить ребёнку почему природа и чистая окружающая среда важны для человека, сформировать положительное отношение к объектам и явлениям природы, рассказать, как следует себя правильно вести на природе, научить охранять и сберегать природу родного края.

Роль семьи в экологическом воспитании дошкольников

Семья играет самую важную роль в формировании бережного отношения к природе у ребенка. Воспитатели должны проводить работу с родителями в частности в области экологического воспитания. Только взаимодействуя вместе с родителями можно осуществить главную цель воспитания – воспитать человека с высокими морально-нравственными качествами. Взаимодействие с родителями важнейший аспект воспитания ребенка в дошкольном учебном учреждении.

Готовые работы на аналогичную тему

В ходе работы с родителями педагогу придется использовать все возможные формы взаимодействия с семьей. Работа с родителями может осуществлять в двух направлениях:

  • педагог-родитель
  • педагог-ребенок- родитель

В арсенале педагога имеются как традиционные, так и нетрадиционные формы общения с родителями детей. Главное, что должен сделать педагог – это поделится знаниями в рамках процесса экологического воспитания с родителями.

К традиционным формам взаимодействия педагога с родителями относится:

  • коллективные формы взаимодействия
  • индивидуальные формы взаимодействия
  • наглядно-информационные формы взаимодействия

Коллективные формы взаимодействия включают в себя:

Во время подобных мероприятий педагог должен познакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей в семье и в детском учреждении. Воспитатель должен заранее подготовится к подобному мероприятия, заблаговременно оповестить родителей.

Индивидуальные формы работы с родителями представлены индивидуальными беседами. Эта форма является самой простой, доступной и действенной. Беседа может быть, как самостоятельной формой при посещении семьи, так и состояться после общего собрания.

Цель беседы проинформировать родителей относительно того насколько реализованы задачи воспитания, поделиться мнениями относительно спорных вопросов, оказать помощь родителям в возникших вопросах воспитания. Беседа может быть, как запланированной, так и спонтанной. Возникнуть она может не только по инициативе педагога, но и по инициативе родителей.

Наглядно-информационные формы представлены:

  • видео с детских праздников или других мероприятий
  • фотографии во время их нахождения в детском саду
  • стенды детских работ

Эти формы помогают познакомить родителей с условиями, содержанием и методами, которые используют воспитатели в детском саду в рамках воспитательного процесса.

К традиционным формам взаимодействия педагога и семьи относится:

  • совместные конкурсы (дети и родители)
  • день открытых дверей
  • совместные с родителями праздники в детском саду

Реализация экологического воспитания в рамках семьи

В первую очередь для того что бы ребёнок усвоил основы экологического витания ему должны помочь его родители, именно они задают модель поведения для своих детей. Именно в семье ребёнок проводит большую часть времен.

Мир ребенка постепенно расширяется, дом (или квартира), двор, парк, город, деревня и так далее. Ребенку необходимо научиться вести себя в окружающем его мире. Освоить модель поведения ему помогает его семья. Экологическое воспитание в семье важный аспект.

В концепте экологического воспитания семья должна помочь ребенку сформировать культуру поведения в окружающей его среде, семья должна донести до ребёнка, что именно человек, даже маленький, несет прямую ответственность за природу и окружающую среду. Семья должна привить ребенку любовь к природе, родители помогают детям понять эстетику окружающего мира.

Родители должны демонстрировать ребёнку правильный пример экологического поведения. Если родители будут только говорить, как необходимо себя вести, но не будут подкреплять свои слова действиями, должного эффекта не будет.

Для того чтобы осуществить процесс экологического воспитания в условиях семьи родители могут:

  • читать различие энциклопедии о живой природе, рассматривать иллюстрации книг вместе с детьми
  • показывать познавательные фильмы о жизни животных
  • читать художественную литературу о природе (рассказы Пришвина, Бианки, Ушинского)
  • вместе с ребенком ухаживать за комнатными растениями
  • совершать совместные прогулки в лес, парк, на речку
  • наблюдать за повадками птиц, насекомых

Другими словами, существует огромное количество способов, которыми родители могут прививать экологическую культуру своим детям, главное, чтобы родители сами понимали важность этого процесса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

группы общеразвивающей направленности

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Учит по календарю

По живому букварю

Птицы учат пению

Учит нас пчелиный рой

Обучает жить в труде

И по справедливости

Учит пас правдивости

Учит снег нас чистоте

Учит солнце доброте

У природы круглый год

Нас деревья всех пород

Весь большой лесной парод

Учит крепкой дружбе.

Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

группы общеразвивающей направленности

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Что быстрее растворится:

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе. Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель

группы общеразвивающей направленности

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о поляне, на которой собирали землянику.

Какими вырастут ваши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Перед родителями (взрослыми) стоят такие задачи по экологическому воспитанию:

Приучать детей не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (Ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы даже на общественных газонах и клумбах).

Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.

Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.

Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

Почитайте с детьми книги, рассмотрите иллюстрации. Книги есть самые разнообразные, например, у Бланки "Хвосты". Из этой книги ваш ребенок узнает много интересного и, в частности, то зачем нужны хвосты животным, птицам или рыбам. Есть очень интересная книга - Энциклопедия для малышей "Чудо всюду" под редакцией Т.Д. Нуждиной, купите, не пожалеете!

Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Поэтому, если вам доведется побывать в деревне, то обратите внимание на домашних животных, как они живут, как за ними надо ухаживать, чем питаются, какую пользу приносят людям.

Наши ребята ухаживают за птицами, которые содержаться в клетках. У них вырабатываются не только трудовые, навыки, но и нравственные черты характера. Необходимо довести до сознания детей то, что в неволе могут жить только декоративные птицы, а те, что привыкли жить на воле погибнут через месяц. Поэтому нельзя разрешать ловить птиц и содержать их в неволе.

По-разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи безразличны, четвертые любят их. Как же найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой - вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.

Ранней весной начинается нашествие на цветы мать-и-мачехи. Дети безжалостно вырывают их с корнями и затем бросают. Порой никакие запреты не помогают. Попробуйте посадить мать и мачеху в горшочек, сделать сбор листьев в лекарственных целях, расскажите от каких болезней применяют это растение, почему у него такое интересное название. Расскажите и о других лекарственных растениях.

Во время "выхода” на природу в выходной день понаблюдайте за облаками. Расскажите о том, что они несутся над землей, подгоняемые ветром, в разрывах между ними по-зимнему холодное, напоминающее льдинки, голубое небо. Облака как бы создают причудливые сказочные нагромождения. Выскажите свои ощущения. Пусть видят дети, что общение с природой радует и волнует, создает хорошее настроение, пробуждает фантазию. И ваши маленькие благодарные слушатели быстро откликнуться.

Они увидят в чудных по форме облаках "драконов", "львов", "собак" и, что бегут они к Снежной королеве. И ваши дети уже никогда не останутся равнодушными к небу.

Подкормите зимой птиц, не пожалейте для воробья хлебных крошек, расскажите стихотворение:

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей,

И друзья все тут как тут,

Крошки весело клюют,

И пошел веселый стук - Тук - тук - тук.

Как чутка душа ребенка! Как быстро он воспринимает добро! Сломал ветку ребенок, скажите ему, что она живая, и он в другой раз едва ли так же бездушно сломает ее.

Читайте также: