Путешествие с археологами конспект

Обновлено: 07.07.2024

деятельности А .П. Окладник ова; развивать речь, умения н аблюдать и срав нивать; воспит ывать инт ерес к изу чению истор ии.

 Личностные: проявлять у чебно - познавательный инт ерес к новому материалу по ист ории; орие нтация на п онимание

причин у спеха в учебной деят ельности, в том числе на само анализ и самок онтроль резу льтата; самост о ятельно

планировать и в ыполнять сво и действия по у чебному матер иалу, действовать в сотру дничестве с у чителем.

 Метапредметны е: ответы пре дполагают воспри ятие ученик ами основополагаю щих ценносте й и историче ского опыта

своей страны, свое й этническ ой, религиозной, ку льтурной общност и и дают у чащимся широкие в озможности

самоидентиф икации в ку льтурной среде, соотнесения се бя как личност и с социаль ным опытом человечества.

Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.

1. Показать роль археологии, как науки помощницы истории, значение архитектурных памятников в изучении прошлого человечества ; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся археологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова

2. Формировать умение решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; развивать хронологические и картографические предметные умения, универсальные учебные действия

3. Воспитывать интерес в истории, уважение к предкам, бережное отношение к историческим памятникам.

  • познакомить с особенностями работы археологов
  • показать значение труда археологов для познания прошлого.
  • научить описывать внешний вид археологических находок, соотносить археологические находки с историческим временем
  • развивать умения работать с текстом учебника и иллюстрациями,
  • использовать ранее полученные знания при изучении нового материала,
  • давать определение понятиям : культурный слой, археология
  • понимать значение знаний для человека и принимают их
  • оценивают собственную учебную деятельность.

Основные методы обучения:

методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.

методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в паре, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

I . Организационный момент;

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

III.Самоопределение к деятельности

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

VI. Закрепление изученного материала

VII. Подведение итогов урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

-Кто такой Геродот?

-Покажите на ленте времени.

Как узнаём о истории?

Какие исторические источники служат нам?(Вещ. Памятники, письм., устное тв-во, произв. исск.)

А как ориентируются во времени историки? (река времени )

Как устроена река времени? (две части, века)

Как по дате определить век?

2 . Индивидуальное задание (диктант).

Определите и запишите, в каком веке произошли эти исторические события.

-1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном

-1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос

-1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками

-1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского

над немецкими рыцарями на Чудском озере

-2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург

- Век, в котором вы родились

III. Самоопределение к деятельности

- Вы когда-нибудь делали секретики? (ответы учеников)

- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?

-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?

Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.

Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.

- Вы догадались о ком и о чем пойдет речь на уроке? (об археологии)

IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику и учебному диску ( Слайды 2-6 диска)

-На какие вопросы ищут ответы современные учёные?

-Какие вещественные исторические источники находят археологи?

-Какая наука изучает эти источники?

- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?

- Кто такие скифы?

- Кто рассказал о них миру?

- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?

-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.

-Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.

- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

2.Выполнение заданий в рабочей тетради, работа по карте.

VI. Закрепление изученного материала

1.Работа по учебнику и диску (слайды 7-10)

-Ответьте на вопросы Уч.с.11 в. 1-5

VII. Подведение итогов урока

1.Проверочная работа ( по карточкам в паре)

Соедините понятие и определение:

Летопись Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом

История Промежуток времени в сто лет

Век Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

После выполнения задания проводится самопроверка;

Сегодня на уроке я убедился в том, что знаю

Я доволен (а) своей работой на уроке, потому что…

Самый большой мой успех – это…

Я не знал(а), а теперь знаю…

На следующем уроке я хочу…

Список используемой литературы

1.Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2014.

3.Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Археология. 3 класс

Что такое археология? .


Утренник "Я пошёл в археологи. чтобы стать поэтом."

Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова 2. развивать творчес.


история Путешествие с археологами 4 кл

Урок соответствует ФГОС.Содержит Разнообразные задания развивающего характера. Индивидуальная работа с карточками, словарями, гопфический диктант.


Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет.

Введение в Археологию. Часть 1. Археология - "наука лопаты".

Курс археологии для начальной школы.

Тест "Путешествуем с археологами".

Тест по окружающему миру.4 класс программа "Перспектива".


Конспект урока по теме "Путешествие с археологами"(УМК "Школа Росси", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результатыПредметн.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся архиологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова; развивать речь, умения наблюдать и сравнивать; воспитывать интерес к изучению

Планируемые результаты:

  • уч-ся научатся описывать внешкий вид археологических находок;
  • уч-ся научатся рассказывать сюжеты из древней истории человечества;
  • уч-ся научатся соотносить археологические находки с историческим временем.

Структура урока:

I.Организационный момент;

II. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

III.Самоопределение к деятельности

IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.

VI.Закрепление узученного материала

VIII. Подведение итогов урока

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

II Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

2.Индивидуальный опрос. (выполнение заданий из рабочей тетради)

3.Индивидуальное задание (работа по карточкам).

Определите.в каком веке произошли эти историчуские события.

Событие

Век

1812г. Отечественная война с французкой армией во главе с Наполеоном

1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос

1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками

1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского

над немецкими рыцарями на Чудском озере

2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт,драматург

Соедините понятие и определение

Понятие

Определение

  • Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
  • Промежуток времени в сто лет
  • Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

III.Самоопределение к деятельности

- Вы когда нибудь делали секретики? (ответы ученииков)

- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?

-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?

Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.

Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.

- Вы, наверное догодались о ком и очем пойдет ручь на уроке?

- Рассмотрите фотографию на с. 8 учебника.Как вы думаете, кем мечтает стать этот мальчик?

IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику

-На какие вопросы ущут ответы современные учёные?

-Какие вещественные исторические источники находят археологи?

-Какая наука изучает эти источники?

- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?

- Кто такие скифы?

- Кто рассказал о них миру?

- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?

-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.

Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.

- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

2.Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Физкультминутка

VI.Закрепление узученного материала

1.Работа по учебнику

2.Практическая работа.

(Ящик с песком, в него зарывают предмет;учитель показывает орудия труда археологов)

- Проведем раскопки, в этом ящике спрятан предмет быта. Материал который пролежал в замле много лет, очень хрупкий. Лопатой археологи снимают только дёрн. А затем работают совочками и кисточками, щеточками, чтобы не сломать и не испортить находку.Ваша задача найти предмет не испортив его.

3.Проверка результатов практической работы

(Проверяется целостность находки, уч-ся делятся впечатлениями)

- Как вам работалось?

-Что вызвало затруднение?

-Какие качества характера нужно воспитать, чтобы стать археологом?

VII. Рефлексия

Проверочная работа ( по карточкам)

- Соедините имя ученого и открытие, связанное с ним.

Имя ученого

Открытие

Отметка

  1. Генрих Шлиман
  2. Геродот
  3. А.П.Окладников

А. Наскальные русунки на Ангаре

Б. Древний город Троя

В Курганы скифов

После выполнения задания проводится самопроверка; ученики читают ответы, остальные проверяют себя.

VIII.Подведение итогов урока

Домашнее задание

Список используемой литературы

1.Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2014.

2.Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся архиологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова; развивать речь, умения наблюдать и сравнивать; воспитывать интерес к изучению

Планируемые результаты:

уч-ся научатся описывать внешкий вид археологических находок;

уч-ся научатся рассказывать сюжеты из древней истории человечества;

уч-ся научатся соотносить археологические находки с историческим временем.

Структура урока:

I.Организационный момент;

II. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

III.Самоопределение к деятельности

IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.

VI.Закрепление узученного материала

VIII. Подведение итогов урока

I.Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

II Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

2.Индивидуальный опрос. (выполнение заданий из рабочей тетради)

3.Индивидуальное задание (работа по карточкам).

Определите.в каком веке произошли эти историчуские события.

1812г. Отечественная война с французкой армией во главе с Наполеоном

1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос

1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками

1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского

над немецкими рыцарями на Чудском озере

2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт,драматург

Соедините понятие и определение

Определение

Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом

Промежуток времени в сто лет

Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам

III.Самоопределение к деятельности

- Вы когда нибудь делали секретики? (ответы ученииков)

- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?

-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?

Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.

Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.

- Вы, наверное догодались о ком и очем пойдет ручь на уроке?

- Рассмотрите фотографию на с. 8 учебника.Как вы думаете, кем мечтает стать этот мальчик?

IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику

-На какие вопросы ущут ответы современные учёные?

-Какие вещественные исторические источники находят археологи?

-Какая наука изучает эти источники?

- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?

- Кто такие скифы?

- Кто рассказал о них миру?

- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?

-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.

Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.

- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?

2.Выполнение заданий в рабочей тетради

V.Физкультминутка

VI.Закрепление узученного материала

1.Работа по учебнику

2.Практическая работа.

(Ящик с песком, в него зарывают предмет;учитель показывает орудия труда археологов)

- Проведем раскопки, в этом ящике спрятан предмет быта. Материал который пролежал в замле много лет, очень хрупкий. Лопатой археологи снимают только дёрн. А затем работают совочками и кисточками, щеточками, чтобы не сломать и не испортить находку.Ваша задача найти предмет не испортив его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном -1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос -1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками -1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере -2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург - Век, в котором вы родились

 Проверь себя: -19 -20 -14 -13 -20

Проверь себя: -19 -20 -14 -13 -20

Секретики – тайна, клад.

Секретики – тайна, клад.


 Новое понятие Археоло́гия —историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Новое понятие Археоло́гия —историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.


 Тема?

Цель?

 Познакомится с особенностями работы археологов; Описывать внешний вид археологических находок.

Познакомится с особенностями работы археологов; Описывать внешний вид археологических находок.

1. Сформировать у учащихся понятие о археологии, как о важной дисциплине - помощнице науки история.

2. Формировать опыт универсальных учебных действий на основе самостоятельной поисково-познавательной деятельности в ходе решения проблемной задачи.

3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; развивать умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности.

4. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Открытие нового знания

Формы работы на уроке

Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методы работы на уроке

Методы мотивации, проблемный диалог, эвристической беседы, объяснительно-иллюстративный, практический, метод контроля, взаимоконтроля, и ИКТ технологии.

Планируемый результат

Использовать полученные знания и умения на дальнейших уроках истории в ходе самостоятельной поисково-познавательной деятельности.

Этапы урока

Деятельность

Используемые методы и формы работы

Планируемые результаты

обучающихся

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Организация рабочего места.

Метод контроля и самоконтроля.

· организац. рабоч. места.

2. Актуализация знаний

1. Что изучает история?

2. Что изучает археология?

Отвечают на вопросы.

Метод контроля и самоконтроля.

3. Целеполагание

Итак, сегодня Вам всем предстоит стать участниками археологической экспедиции (слайд 1).

- Как вы думаете, какие этапы должен пройти археолог, чтобы стать профессионалом?

- Сформулируйте цель и задачи нашего сегодняшнего занятия.

-Выдвигают свои версии.

- Участие в проблемном диалоге.

- Формулирование целей и задач урока.

Метод мотивации к учебной деятельности учащихся.

Коммуникативные УУД Познавательные УУД:

· постановки и решения проблем.

4. Организация самостоятельной поисково- познавательной деятельности

1. Посвящение в археологи (приложение 1).

- Итак, перед археологической экспедицией всем вам предстоит пройти посвящение в археологи.

- Выберите из списка исторических источников те, которые относятся к АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ и подчеркните их.

Итак, вы с успехом справились с этим заданием. Вас ожидает второй этап посвящения.

Из приведенного списка иллюстраций (раздаточный материал), в паре выберите те вещи и предметы, которые необходимы в работе археолога. ЗАПИШИТЕ ИХ НАЗВАНИЯ И ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В РАБОТЕ АРХЕОЛОГА.

- Итак, вы прошли посвящение! Не теряя ни минуты, отправляемся в археологическую экспедицию.

2. Археологическая экспедиция.

- Ваш путь лежит в Великий Новгород, где уже полным ходом идут археологические раскопки (приложение 2). Сегодня вы отправляетесь в экспедицию группой из четырех человек, я прошу обернуться к своим соседям по парте, обменяться приветствиями с членами экспедиции.

- Каждая группа будет анализировать, и описывать найденные ими в ходе раскопок артефакты (приложение 3) и заносить сведения о них в таблицу. Побеждает та экспедиция, которая даст наиболее полную характеристику предложенных артефактов (находок).

- Итак, давайте обменяемся впечатлениями, заслушиваем ваши описания.

Учитель организует общеклассное сотрудничество.

Выполняют задания индивидуально на карточке.

Обсуждают в классе результат, корректируют ответы.

- Работают в парах, анализируют иллюстрации, записывают названия предметом, их предназначение.

Выполняют задания на экспедиционном листе, обсуждают в группе, описывают артефакты, сотрудничают друг с другом при решения спорных вопросов.

Коллективно обсуждают результаты своих экспедиций. Ученики корректируют ответы по мере необходимости.

· работа в группах.

· постановки и решения проблем.

5. Первичное закрепление знаний

- Предлагаю вам для закрепления полученных знаний, ответить на следующие вопросы:

Как называлось жилище, вырытое в земле?

У. Как называлось жилище первобытного человека?

У. Как называется жилище рыцаря?

У. Как называется жилище богов?

У. Как называется посуда из глины?

У. Какая обувь была основной у русских крестьян?

У. Представьте себе, что вы уже археологи. Во время раскопок вами было обнаружено много наконечников стрел разной формы. О чем это говорит?

Д. В этом месте шла война.

У. О чем говорит находка большого количества обугленных костей скота и людей?

У: Поздравляю! Экспедиция обогатила вас новыми знаниями.

· постановки и решения проблем.

6. Организация самоконтроля, взаимоконтроля, коррекция ошибок.

Организует работу по заполнению листа самооценки (приложение 4).

Метод контроля и самоконтроля.

7. Рефлексия

Учитель подводит итоги урока. Учитель предлагает вопросы по осмыслению собственного продвижения на уроке.

- Вопросы на листе самооценки и рефлексии.

- Ребята, назовите одного участника сегодняшнего урока, кому бы вы хотели подарить мешочек хорошего настроения и объясните почему именно ей (ему). (слайд 14).

Оценка и осмысление собственной деятельности на уроке и деятельности одноклассников. Заполнение листа рефлексии и самооценки (приложение 4).

Метод самоконтроля и взаимоконтроля.

8. Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению Д\З

Подобрать иллюстрации археологических экспедиций, находок. Сделать описание к ним.

Читайте также: