Путешествие с археологами конспект
Обновлено: 07.07.2024
деятельности А .П. Окладник ова; развивать речь, умения н аблюдать и срав нивать; воспит ывать инт ерес к изу чению истор ии.
Личностные: проявлять у чебно - познавательный инт ерес к новому материалу по ист ории; орие нтация на п онимание
причин у спеха в учебной деят ельности, в том числе на само анализ и самок онтроль резу льтата; самост о ятельно
планировать и в ыполнять сво и действия по у чебному матер иалу, действовать в сотру дничестве с у чителем.
Метапредметны е: ответы пре дполагают воспри ятие ученик ами основополагаю щих ценносте й и историче ского опыта
своей страны, свое й этническ ой, религиозной, ку льтурной общност и и дают у чащимся широкие в озможности
самоидентиф икации в ку льтурной среде, соотнесения се бя как личност и с социаль ным опытом человечества.
Формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.
1. Показать роль археологии, как науки помощницы истории, значение архитектурных памятников в изучении прошлого человечества ; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся археологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова
2. Формировать умение решать теоретические и практические вопросы в соответствии с возрастом школьников; развивать хронологические и картографические предметные умения, универсальные учебные действия
3. Воспитывать интерес в истории, уважение к предкам, бережное отношение к историческим памятникам.
- познакомить с особенностями работы археологов
- показать значение труда археологов для познания прошлого.
- научить описывать внешний вид археологических находок, соотносить археологические находки с историческим временем
- развивать умения работать с текстом учебника и иллюстрациями,
- использовать ранее полученные знания при изучении нового материала,
- давать определение понятиям : культурный слой, археология
- понимать значение знаний для человека и принимают их
- оценивают собственную учебную деятельность.
Основные методы обучения:
методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с познавательными и документальными текстами; организация наблюдения, иллюстрация, демонстрация.
методы закрепления полученных знаний: беседа, повторение, выполнение заданий, ответы на вопросы на воспроизводящий и преобразующий уровень познавательной деятельности.
Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в паре, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации.
I . Организационный момент;
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
III.Самоопределение к деятельности
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
VI. Закрепление изученного материала
VII. Подведение итогов урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
-Кто такой Геродот?
-Покажите на ленте времени.
Как узнаём о истории?
Какие исторические источники служат нам?(Вещ. Памятники, письм., устное тв-во, произв. исск.)
А как ориентируются во времени историки? (река времени )
Как устроена река времени? (две части, века)
Как по дате определить век?
2 . Индивидуальное задание (диктант).
Определите и запишите, в каком веке произошли эти исторические события.
-1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном
-1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос
-1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками
-1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского
над немецкими рыцарями на Чудском озере
-2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург
- Век, в котором вы родились
III. Самоопределение к деятельности
- Вы когда-нибудь делали секретики? (ответы учеников)
- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?
-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?
Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.
Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.
- Вы догадались о ком и о чем пойдет речь на уроке? (об археологии)
IV. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику и учебному диску ( Слайды 2-6 диска)
-На какие вопросы ищут ответы современные учёные?
-Какие вещественные исторические источники находят археологи?
-Какая наука изучает эти источники?
- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?
- Кто такие скифы?
- Кто рассказал о них миру?
- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?
-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.
-Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.
- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?
2.Выполнение заданий в рабочей тетради, работа по карте.
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику и диску (слайды 7-10)
-Ответьте на вопросы Уч.с.11 в. 1-5
VII. Подведение итогов урока
1.Проверочная работа ( по карточкам в паре)
Соедините понятие и определение:
Летопись Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
История Промежуток времени в сто лет
Век Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
После выполнения задания проводится самопроверка;
Сегодня на уроке я убедился в том, что знаю
Я доволен (а) своей работой на уроке, потому что…
Самый большой мой успех – это…
Я не знал(а), а теперь знаю…
На следующем уроке я хочу…
Список используемой литературы
1.Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2014.
3.Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории. Археология. 3 класс
Что такое археология? .
Утренник "Я пошёл в археологи. чтобы стать поэтом."
Цель утренника: 1. Познакомить детей с творчеством В.Берестова 2. развивать творчес.
история Путешествие с археологами 4 кл
Урок соответствует ФГОС.Содержит Разнообразные задания развивающего характера. Индивидуальная работа с карточками, словарями, гопфический диктант.
Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результаты:Предмет.
Введение в Археологию. Часть 1. Археология - "наука лопаты".
Курс археологии для начальной школы.
Тест "Путешествуем с археологами".
Тест по окружающему миру.4 класс программа "Перспектива".
Конспект урока по теме "Путешествие с археологами"(УМК "Школа Росси", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у школьников исторического сознания, четкого представления об историческом прошлом своего народа, понимания настоящего и прошлого.Планируемые результатыПредметн.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся архиологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова; развивать речь, умения наблюдать и сравнивать; воспитывать интерес к изучению
Планируемые результаты:
- уч-ся научатся описывать внешкий вид археологических находок;
- уч-ся научатся рассказывать сюжеты из древней истории человечества;
- уч-ся научатся соотносить археологические находки с историческим временем.
Структура урока:
I.Организационный момент;
II. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания
III.Самоопределение к деятельности
IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
VI.Закрепление узученного материала
VIII. Подведение итогов урока
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Актуализация знаний.Проверка домашнего задания
2.Индивидуальный опрос. (выполнение заданий из рабочей тетради)
3.Индивидуальное задание (работа по карточкам).
Определите.в каком веке произошли эти историчуские события.
Событие
Век
1812г. Отечественная война с французкой армией во главе с Наполеоном
1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос
1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками
1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского
над немецкими рыцарями на Чудском озере
2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт,драматург
Соедините понятие и определение
Понятие
Определение
- Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
- Промежуток времени в сто лет
- Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
III.Самоопределение к деятельности
- Вы когда нибудь делали секретики? (ответы ученииков)
- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?
-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?
Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.
Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.
- Вы, наверное догодались о ком и очем пойдет ручь на уроке?
- Рассмотрите фотографию на с. 8 учебника.Как вы думаете, кем мечтает стать этот мальчик?
IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику
-На какие вопросы ущут ответы современные учёные?
-Какие вещественные исторические источники находят археологи?
-Какая наука изучает эти источники?
- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?
- Кто такие скифы?
- Кто рассказал о них миру?
- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?
-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.
Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.
- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?
2.Выполнение заданий в рабочей тетради
V.Физкультминутка
VI.Закрепление узученного материала
1.Работа по учебнику
2.Практическая работа.
(Ящик с песком, в него зарывают предмет;учитель показывает орудия труда археологов)
- Проведем раскопки, в этом ящике спрятан предмет быта. Материал который пролежал в замле много лет, очень хрупкий. Лопатой археологи снимают только дёрн. А затем работают совочками и кисточками, щеточками, чтобы не сломать и не испортить находку.Ваша задача найти предмет не испортив его.
3.Проверка результатов практической работы
(Проверяется целостность находки, уч-ся делятся впечатлениями)
- Как вам работалось?
-Что вызвало затруднение?
-Какие качества характера нужно воспитать, чтобы стать археологом?
VII. Рефлексия
Проверочная работа ( по карточкам)
- Соедините имя ученого и открытие, связанное с ним.
Имя ученого
Открытие
Отметка
- Генрих Шлиман
- Геродот
- А.П.Окладников
А. Наскальные русунки на Ангаре
Б. Древний город Троя
В Курганы скифов
После выполнения задания проводится самопроверка; ученики читают ответы, остальные проверяют себя.
VIII.Подведение итогов урока
Домашнее задание
Список используемой литературы
1.Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2014.
2.Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2012.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: сформировать представление об археологии как науке; познакомить с историческими источниками на примере находок в скифских курганах, с тем, как, ведутся архиологические исследования, на примере деятельности А.П.Окладникова; развивать речь, умения наблюдать и сравнивать; воспитывать интерес к изучению
Планируемые результаты:
уч-ся научатся описывать внешкий вид археологических находок;
уч-ся научатся рассказывать сюжеты из древней истории человечества;
уч-ся научатся соотносить археологические находки с историческим временем.
Структура урока:
I.Организационный момент;
II. Актуализация знаний.Проверка домашнего задания
III.Самоопределение к деятельности
IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
VI.Закрепление узученного материала
VIII. Подведение итогов урока
I.Организационный момент
Приветствие, проверка подготовки к уроку.
II Актуализация знаний.Проверка домашнего задания
2.Индивидуальный опрос. (выполнение заданий из рабочей тетради)
3.Индивидуальное задание (работа по карточкам).
Определите.в каком веке произошли эти историчуские события.
1812г. Отечественная война с французкой армией во главе с Наполеоном
1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос
1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками
1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского
над немецкими рыцарями на Чудском озере
2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт,драматург
Соедините понятие и определение
Определение
Наука, занимающаяся изучением человека и его деятельности в прошлом
Промежуток времени в сто лет
Рукописные книги о событиях древней истории, сведения в которых изложены по годам
III.Самоопределение к деятельности
- Вы когда нибудь делали секретики? (ответы ученииков)
- Вспомните, о каком археологе мы говорили в 3 классе?
-Кто открыл легендарный город Троя, о котором в поэме написал древнегреческий поэт Гомер?
Троя (Илион) - главный город земли Троада на северо-западе Малой Азии. Город вновь был открыт в 70-х годах XIX века Генрихом Шлиманом. До него полагали, что развалины Трои должны находиться под деревней Бунарбаши в Турции, но Шлиман доказал, что Троя находилась на холме Гиссарлык.
Во время раскопок на холме Гиссарлык он обнаружил развалины девяти городов, лежащих один под другим. Троя находилась" по его мнению, во втором и третьем слоях, что и было подтверждено впоследствии.
- Вы, наверное догодались о ком и очем пойдет ручь на уроке?
- Рассмотрите фотографию на с. 8 учебника.Как вы думаете, кем мечтает стать этот мальчик?
IV.Работа по теме урока. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику
-На какие вопросы ущут ответы современные учёные?
-Какие вещественные исторические источники находят археологи?
-Какая наука изучает эти источники?
- Кто бывал в Государственном Эрмитаже?
- Кто такие скифы?
- Кто рассказал о них миру?
- Что такое курганы? Как вы понимаете значение этого слова?
-Рассмотрите иллюстрации археологических находок.
Эти изящные произведения искусства говорят о высоком уровне развития этой цивилизации, о любви скифов к прекрасному, к науке, о наличии своих богов, верований, традиций. По находкам можно узнать, какой образ жизни вели люди, как был организован их быт.
- Подумайте: о чем говорят фигурки оленей в музейной коллекции?
2.Выполнение заданий в рабочей тетради
V.Физкультминутка
VI.Закрепление узученного материала
1.Работа по учебнику
2.Практическая работа.
(Ящик с песком, в него зарывают предмет;учитель показывает орудия труда археологов)
- Проведем раскопки, в этом ящике спрятан предмет быта. Материал который пролежал в замле много лет, очень хрупкий. Лопатой археологи снимают только дёрн. А затем работают совочками и кисточками, щеточками, чтобы не сломать и не испортить находку.Ваша задача найти предмет не испортив его.
-1812г. Отечественная война с французской армией во главе с Наполеоном -1961г. Полёт Ю.Гагарина в космос -1380г. Победа в Куликовской битве во главе с Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками -1242г. Победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере -2000г. 125 лет назад умер Х.К.Андерсен, датский писатель, поэт, драматург - Век, в котором вы родились
Проверь себя: -19 -20 -14 -13 -20
Секретики – тайна, клад.
Новое понятие Археоло́гия —историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
Познакомится с особенностями работы археологов; Описывать внешний вид археологических находок.
1. Сформировать у учащихся понятие о археологии, как о важной дисциплине - помощнице науки история.
2. Формировать опыт универсальных учебных действий на основе самостоятельной поисково-познавательной деятельности в ходе решения проблемной задачи.
3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; развивать умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности.
4. Воспитывать познавательный интерес к предмету.
Открытие нового знания
Формы работы на уроке
Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Методы работы на уроке
Методы мотивации, проблемный диалог, эвристической беседы, объяснительно-иллюстративный, практический, метод контроля, взаимоконтроля, и ИКТ технологии.
Планируемый результат
Использовать полученные знания и умения на дальнейших уроках истории в ходе самостоятельной поисково-познавательной деятельности.
Этапы урока
Деятельность
Используемые методы и формы работы
Планируемые результаты
обучающихся
1. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Организация рабочего места.
Метод контроля и самоконтроля.
· организац. рабоч. места.
2. Актуализация знаний
1. Что изучает история?
2. Что изучает археология?
Отвечают на вопросы.
Метод контроля и самоконтроля.
3. Целеполагание
Итак, сегодня Вам всем предстоит стать участниками археологической экспедиции (слайд 1).
- Как вы думаете, какие этапы должен пройти археолог, чтобы стать профессионалом?
- Сформулируйте цель и задачи нашего сегодняшнего занятия.
-Выдвигают свои версии.
- Участие в проблемном диалоге.
- Формулирование целей и задач урока.
Метод мотивации к учебной деятельности учащихся.
Коммуникативные УУД Познавательные УУД:
· постановки и решения проблем.
4. Организация самостоятельной поисково- познавательной деятельности
1. Посвящение в археологи (приложение 1).
- Итак, перед археологической экспедицией всем вам предстоит пройти посвящение в археологи.
- Выберите из списка исторических источников те, которые относятся к АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ и подчеркните их.
Итак, вы с успехом справились с этим заданием. Вас ожидает второй этап посвящения.
Из приведенного списка иллюстраций (раздаточный материал), в паре выберите те вещи и предметы, которые необходимы в работе археолога. ЗАПИШИТЕ ИХ НАЗВАНИЯ И ИХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В РАБОТЕ АРХЕОЛОГА.
- Итак, вы прошли посвящение! Не теряя ни минуты, отправляемся в археологическую экспедицию.
2. Археологическая экспедиция.
- Ваш путь лежит в Великий Новгород, где уже полным ходом идут археологические раскопки (приложение 2). Сегодня вы отправляетесь в экспедицию группой из четырех человек, я прошу обернуться к своим соседям по парте, обменяться приветствиями с членами экспедиции.
- Каждая группа будет анализировать, и описывать найденные ими в ходе раскопок артефакты (приложение 3) и заносить сведения о них в таблицу. Побеждает та экспедиция, которая даст наиболее полную характеристику предложенных артефактов (находок).
- Итак, давайте обменяемся впечатлениями, заслушиваем ваши описания.
Учитель организует общеклассное сотрудничество.
Выполняют задания индивидуально на карточке.
Обсуждают в классе результат, корректируют ответы.
- Работают в парах, анализируют иллюстрации, записывают названия предметом, их предназначение.
Выполняют задания на экспедиционном листе, обсуждают в группе, описывают артефакты, сотрудничают друг с другом при решения спорных вопросов.
Коллективно обсуждают результаты своих экспедиций. Ученики корректируют ответы по мере необходимости.
· работа в группах.
· постановки и решения проблем.
5. Первичное закрепление знаний
- Предлагаю вам для закрепления полученных знаний, ответить на следующие вопросы:
Как называлось жилище, вырытое в земле?
У. Как называлось жилище первобытного человека?
У. Как называется жилище рыцаря?
У. Как называется жилище богов?
У. Как называется посуда из глины?
У. Какая обувь была основной у русских крестьян?
У. Представьте себе, что вы уже археологи. Во время раскопок вами было обнаружено много наконечников стрел разной формы. О чем это говорит?
Д. В этом месте шла война.
У. О чем говорит находка большого количества обугленных костей скота и людей?
У: Поздравляю! Экспедиция обогатила вас новыми знаниями.
· постановки и решения проблем.
6. Организация самоконтроля, взаимоконтроля, коррекция ошибок.
Организует работу по заполнению листа самооценки (приложение 4).
Метод контроля и самоконтроля.
7. Рефлексия
Учитель подводит итоги урока. Учитель предлагает вопросы по осмыслению собственного продвижения на уроке.
- Вопросы на листе самооценки и рефлексии.
- Ребята, назовите одного участника сегодняшнего урока, кому бы вы хотели подарить мешочек хорошего настроения и объясните почему именно ей (ему). (слайд 14).
Оценка и осмысление собственной деятельности на уроке и деятельности одноклассников. Заполнение листа рефлексии и самооценки (приложение 4).
Метод самоконтроля и взаимоконтроля.
8. Информация о домашнем задании
Инструктаж по выполнению Д\З
Подобрать иллюстрации археологических экспедиций, находок. Сделать описание к ним.
Читайте также: