Конспект урока животные поля

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: предметные картинки (насекомые, птицы, животные), программированные задания, картинки разных сообществ, гербарные экземпляры (просо, пшеница, ячмень, овёс), загадки, схемы для составления рассказа, словарь (сообщество, вредители).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Игра “Что лишнее”.

У. – Сядет тот, кто правильно назовёт третье лишнее:

1) ромашка, ель, сосна;
2) колокольчик, василёк, кувшинка;
3) рожь, берёза, осина;
4) ячмень, просо, ромашка;
5) подснежник, овёс, пшеница;
6) камыш, колокольчик, василёк;
7) огурец, яблоко, морковь;
8) виктория, мышиный горошек, клевер;
9) апельсин, мандарин, петрушка;
10) овёс, осина, дуб;
11) сосна, ель, тополь;
12) герань, традесканция, астра;
13) клевер, василёк, просо;
14) пшеница, рожь, роза.

2. Актуализация знаний.

У. – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

Д. – Мы говорили о растениях поля.

У. – Что такое поле?

Д. – Поле – это открытая местность, которая обрабатывается людьми с целью выращивания культурных растений.

У. – Покажите картинку – поле. Докажите почему вы выбрали именно эту иллюстрацию?

У. – Какие растения растут на поле?

Д. - на поле растут пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо.

У. Как можно сказать одним словом?

Д. – Это хлебные или зерновые растения.

У. – почему их называют хлебными растениями? Докажите.

3. Рассказывание по плану.

[Предлагается гербарный экземпляр и по программированному заданию учащиеся рассказывают о растении поля].

Пшеница (гербарный экземпляр).

Это ----------- . Части растения -------- , ---------- , --------- , ---------- . Стебель --------- . Плод ------- . Из зерна получаем --------- для выпечки хлеба, -------- , крупу и корм для животных. Это растение ------- .

[Аналогично работа с рожью, просом] – 3 ученика выполняют письменно.

У. – Молодцы! Вы хорошо приготовились к уроку!

У. – О чём новом мы будем говорить сегодня на уроке, узнаете тогда, когда разгадаем это словосочетание.

У. – Вам необходимо для этого провести глазами по направлениям стрелок.

Д. – Животные поля.

5. Работа по новой теме.

1). Игра “Зоологическое лото”.

У. – Я вам предлагаю для этого игру, которая называется “Зоологическое лото”. (Предлагается изображение разных животных – обитателей лесов, водоёмов и полей).

Обитатели леса – медведь, лиса, волк.
Обитатели водоёмов – бобёр, тюлень.
Обитатели поля – хомяк, суслик, мышь.

У. – Сейчас нужно выбрать тех животных, которые часто встречаются в поле. (Показываю картинки, учащиеся отбирают и мотивируют своё решение – почему эти животные живут в поле).

У. – Как вы думаете, почему в поле не живут крупные звери?

У. – Ребята, лиса временами забегает на поле, как вы думаете – почему?

Д. – Лиса питается мелкими зверьками.

6. Физпауза.

У. Давайте поиграем в игру “Летает – не летает”.

Учитель называет и показывает картинки: пчела, мышь, суслик, бабочка, хомяк, грач, воробей. Летает – дети поднимают руки и встают на носочки, не летает – приседают.

2) Рассказы учащихся о животных поля.

Суслик. Суслик живёт в поле. Длина тела 40 см. Хвост около 10 см. Суслик повреждает зерновые культуры, поедая и запасая много зерна.

Хомяк. Хомяк грызун. Длина тела от 5 до 36 см. Хвост короткий. Тоже вредитель хлебных растений.

Мышь. Мышь небольшой грызун с небольшой мордочкой, усиками, длинным хвостом. Тоже вредитель поля, так как питается зерном.

Воробьи – прожорливые птицы. Часто они летают по полям, поедают не только насекомых, но и вредят урожай, поедают зёрна.

Грач – полезная птица. Грач поедает много вредных насекомых и тем самым способствует сохранению урожая хлебных растений.

Пчёлы, шмели, бабочки - перелетая с растения на растение, собирая нектар – опыляют зерновые культуры.

У. – Ребята, растения и животные связаны между собой, так как на полях растут растения, здесь достаточно пищи для различных насекомых. Там, где выращивают зерновые культуры, много пищи для сусликов, мышей, хомяков. Эти животных тоже много на полях. Растения тоже зависят от животных. Так лисы, птицы, жуки-жужелицы поедают много мелких животных-вредителей, и тем самым сохраняют растения, Пчёлы, бабочки, шмели опыляют растения, без опыления не бывает урожая.

У. – Итак, можно сделать вывод, что поле – это сообщество, так как растения и животные связаны между собой.

3) Работа с программированным заданием.

У. – Я вам предлагаю программированное задание. Должны описать внешний вид некоторых животных поля.

Это -------- . Она – -------- . Части тела ------- , -------- , --------- , --------- , ------- . На голове есть ------- , ------- , ------ . Пчела летает, потому что у неё -------- . У неё ------ ног. Пчела питается пыльцой и нектаром. Она – полезное -------- , так как опыляет растения.

--------- , ---------- . На голове есть ------- , --------- , --------, ноздри и слуховые отверстия. Грач – полезная --------. Он поедает много -------- .

--------- , -------- . На голове ------, -------- , -------- , --------- . У неё ----- ноги. Мышь приносит -------- хлебным растениям.

Слова для справок: зверёк, голова, шея, туловище, ноги, хвост, рот, уши, нос, глаза, четыре, вред.

6. Закрепление. Самостоятельная работа.

На поле растут зерновые растения: ------- , ------- , --------- , -------- . И живут такие животные ------, ------- , -------- , -------- , ------- , ------- , -------- . Поле – это --------- .

Проверка самостоятельной работы.

У. – Прочитает свою работу Гоша, Вика, Денис, …..

7. Итог.

У. – Ребята, скажите, что сегодня на уроке мы узнали новое?

У. – Какие животные живут в поле?

У. – Какие зерновые растения растут в поле?

У. – Какие животные и растения поля связаны между собой?

У. – Какой вывод можно сделать?

Д. – Поле – это сообщество.

У. – Молодцы! Вы сегодня все хорошо работали и ставлю такие оценки: 5, 5,

У. Дома нарисуете любого животного поля и подпишите части тела.

У. – Сейчас загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

1) С утра жужжу – цветы бужу.
Кружу – жу-жу и мёд вожу.
(Пчела)

2) Не птичка, а с крыльями.
(Бабочка)

3). Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Чёрненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мышь)

4). Всех перелётных птиц черней,
Чищу пашню от червей.
(Грач)

5). Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает ------- (воробей)

Учить составить характерные для полей цепи питания, рассуждать, доказывать.

Развитие познавательных интересов, навыков самоконтроля, умение анализировать, формулировать выводы.

Воспитывать бережное отношение и интерес к миру животных.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные: (Л)- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Регулятивные:(Р)- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные :(П)- ориентироваться в своей системе знаний;- находить ответы на вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные :(К)- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

· Ресурсы: Учебник Окружающий мир 4 класс Ивченкова Г.Г., Потапова И.В.. Интерактивная доска, проектор, презентация, карточки.

Тип урока: УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

Технология, методы обучения:решение учебной задачи, фронтальная, групповая, парная, с применением обучающих структур

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет. Человек и мир,3 класс.

Тема. Животные поля.

Цель: формирование общего представления о поле.

Задачи: √познакомить детей с животными - друзьями и вредителями

√ продолжать развивать умения устанавливать и объяснять связи

между растениями и животными;

√развить познавательную активность через дидактические игры,

повысить самостоятельность учащихся, формировать навыки

самоконтроля, развивать речь;

√ содействовать формированию бережного отношения к

животным-защитникам растений полей;

√воспитывать бережное отношение к природе, интерес к

2) плакат (правило урока);

3)картинки (насекомые, птицы, животные);

4) растения гербария, рисунок картофеля (для проверки

6)название темы (в схеме);

7) картинки разных сообществ (поле, лес, водоём);

10)карточки с заданиями;

12)голоса птиц (записи);

13)слово УРОК (для проведения рефлексии).

I .Организационный этап

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Правило сегодняшнего урока:

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, а потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других

(читает учитель, затем ученики хором с учителем).

II.Этап проверки домашнего задания

Учитель. Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (мы

говорили о растениях поля).

Учитель. Что такое поле? (поле - это открытая местность, которая

обрабатывается людьми с целью выращивания культурных

Учитель. Покажите картинку – поле. Докажите, почему вы выбрали именно

эту иллюстрацию? (ученики выбирают картинку поля среди других

сообществ - лес, водоём).

Учитель. Какие растения выращивают на полях?

Растения поля

культурные сорные

зерновые овощные лён пырей осот вьюнок полевой

Учитель. Дома вам нужно было подготовить пересказ о культурных и сорных

растениях поля. И рассказ про картофель. (пересказ о культурных

растениях-1 человек, пересказ о сорных растениях-1 человек

рассказ, с использованием гербария; рассказ о картофеле-1

человек, учитель демонстрирует рисунок картофеля).

III.Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Учитель. Ребята, как вы думаете, кто ещё кроме растений обитает в поле?

А на этот вопрос, ответ вы узнаете тогда, когда разгадаете это

Учитель. Вам необходимо для этого провести глазами по направлениям

стрелок (животные поля). (Учитель вешает тему урока на

I√. Этап изучения нового материала

Учитель. Какие группы животных встречаются на полях? Узнаем с помощью

загадки, описания и ребуса.

Учитель. К какой группе животных она относится? (звери).

Ответ: скворец.

Учитель. К какой группе животных он относится? (птицы).

-Бабочки, как многие другие насекомые, пробуют пищу на вкус при помощи задних лапок.

-Чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо слетать от улья к цветку и обратно 10 миллионов раз.

-Вес насекомых, которых за год съедают все пауки на Земле, больше совокупного веса всех живущих на планете людей.

Учитель. О какой группе животных идёт речь? (насекомые).

Животные поля

Звери Птицы Насекомые

Учитель. Сначала познакомимся с разнообразием зверей, которые живут на

Учитель. Я вам предлагаю игру, которая называется “Зоологическое лото”.

(Предлагается изображение разных животных – обитателей лесов,

водоёмов и полей).

Обитатели леса – медведь, лиса, волк.

Обитатели водоёмов – бобёр, тюлень.

Обитатели поля – полевая мышь, заяц-русак, жаворонок.

Учитель. Сейчас вам нужно выбрать тех животных, которые часто

встречаются в поле (учитель показывает картинки, учащиеся

отбирают и мотивируют своё решение – почему эти животные

Учитель. Ребята, а где живут крупные звери? (в лесах).

Учитель. Ребята, лиса временами забегает на поле, как вы думаете –

почему? (Лиса питается мелкими зверьками).

Учитель. Чтобы познакомиться с разнообразием птиц, я вам предлагаю

послушать голоса птиц. А вы постарайтесь догадаться, что это за

птица (прослушивают голоса птиц).

√.Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности

Работа с учебником

Учитель. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 71. Сейчас мы поближе

познакомимся с представителями животных поля (чтение детьми

по абзацам, после каждого абзаца учитель задаёт 2-3 вопроса).

Учитель. Возьмите в руки карандаш, что увидите новое для себя в тексте,

Животные поля

Серая куропатка Колорадский жук

Жаворонок Мышь полевая

Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко. (Ходьба с подниманием рук)

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем (наклоны вперед, руками коснуться

вниз выпрямиться, поднять руки вверх).

впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса

Мы лисицу обхитрим.

На носочках побежим (бег на носочках).

На поляну мы заходим,

Много ягод там находим

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться (Наклоны вперед).

Как много мы увидели:

И речку и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

√I.Этап закрепления новых знаний и способов деятельности

Учитель. А сейчас мы поработаем по рядам (назначает, где 1,2,3 ряд). Я раздам вам карточки, даны описания животных, вам необходимо отгадать о каком животном поля идёт речь (раздаёт карточки каждому ряду).

Всюду она осторожна, бесшумно передвигается; в случае опасности быстро убегает и может затаиваться. Поэтому увидеть ее нелегко. Активны в ночные часы, а день проводят в просто устроенных норках, расположенных неглубоко в почве. В ней они отдыхают днем, а ночью под покровом темноты разыскивают корм: семена диких и культурных растений, насекомых. Этот корм рассеян на большом пространстве луга или поля, и чтобы его найти, им приходится отбегать далеко от норки. В поисках корма помогают такие приспособления, как хорошо развитые ноги, способствующие быстрому бегу, и длинный хвост, выполняющий роль балансира. (Полевая мышь).

Кроме этого, обладают способностью видеть в 3-х измерениях. Глаза у них очень большие. Если бы у людей были глаза такого размера, как и у этих пернатых, то по величине они были бы равны грейпфруту. За счет огромной чувствительности к свету легко находят себе пропитание в кромешной тьме. Они способны увидеть мышь, даже если ближайший источник света в виде одной свечи расположен на расстоянии в 500 метров. (Сова).

Бегает очень быстро, прыжки его длинные. Преимущественно ночной зверь. Лежку устраивает в высокой траве, а при возможности под кустом или поваленным деревом. Чаще устраивает лежку без предварительной постройки ее. Иногда обкусывает мешающие ему устроиться на день ветки или травинки. Но в песчаных дюнах при сильной жаре копают нору, в которой и днюют. Норы устраивают иногда и зимой, особенно при сильных буранах. Линька проходит весной и осенью. Является ценным промысловым животным, объектом любительской и спортивной охоты. (Заяц-беляк).

√II.Этап применения знаний и способов деятельности (работа по группам)

Учитель. 1-ой группе необходимо составить цепь питания (для слабой группы).

1)Составьте цепь питания (покажите стрелочками)

Пшеница колорадский жук сова

Листья картофеля мышь полевая жаворонок

Схема для подсказки:

Растения Растительноядные Животные, хищники

Учитель. 2-ой группе нужно выполнить задание по учебнику (для средних

Учитель. 3-ей группе более сложное задание. Поэтому вам нужно хорошо

Люди для защиты урожая от вредных насекомых применяют ядохимикаты, но их использовать надо осторожно. Почему? (устно).

-убьют насекомых друзей;

-уничтожают птиц;

-ядохимикаты накапливаются в растениях;

-нарушается природное равновесие…

√III.Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

IХ.Этап контроля и самоконтроля

Учитель. А теперь проверьте сами себя. У каждого на столах лежат карточки

с заданием. Вам необходимо дополнить предложения (выполняют

Х.Этап коррекции

Учитель. Всё ли вам было понятно на уроке?

Что на уроке для вас было удивительным, необычным?

ХI.Этап информации о домашнем задании

Стр. 71-73 пересказ, ответить на вопросы с 73.

Для желающих: составить описание одного из животных поля (записано перед началом урока, на доске).

ХII.Этап подведения итогов учебного занятия

Учитель. Урок мне хочется закончить стихотворением.

Природа в нашей жизни

Большую роль играет.

Если беречь природу,

Жизнь красивее станет.

Нельзя деревья вырубать,

Нужно беречь леса,

Животных нельзя обижать

Они ведь наши друзья.

Пусть даже опасный хищник,

Или страшный зверь,

Природа не простит

Пропажу своих детей.

ХIII.Этап рефлексии

Учитель. Вам нужно подписать под любой буквой любое слово, каким был

для вас сегодняшний урок:

У- увлекательный, учит, умений,

Р-радостный, развивающий, размышления, развлекательный, разумный,

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

развивать способности к обобщению и классификации, коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности, умение планировать свою деятельность.

Организационный момент

Друзья, я хочу, чтобы вы улыбались,

работой своей довольны остались,

чтоб этот урок нас порадовал всех,

и каждый из вас ощутил свой успех.

— Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

— А от кого зависит, будет ли урок таким?

Проверка домашнего задания

На полях Беларуси выращивают культурные растения. (Да.)

Хлебный каравай сравнивают с солнцем. (Да.)

Выращивают на полях Беларуси овощные культуры: свёклу, капусту, морковь. (Да.)

Актуализация знаний

— Ребята, какие животные являются обитателями леса?

— Ребята, какие животные являются обитателями болота?

колорадский жук ?

мышь (полевая) ?

ЛЕС БОЛОТО поле

— У меня есть ещё 2 картинки. Куда этих животных можно отнести?

колорадский жук

мышь (полевая)


ля е

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Животные поля

— В процессе урока мы выясним, какие же животные являются обитателями поля.



Звери Птицы Насекомые

— В этом нам поможет сказка. Прослушайте её и потом перечислите обитателей поля, которые встретятся в сказке.

Разговоры полевых птиц и зверей

Как-то пролетал Ветер над полем, где пшеница посеяна.

Кто в хлебах, кто в низких прячется?

Это я, Жаворонок с птенчиками. Больше никого нет.

Дни проходят. Растёт пшеница, колосится. Опять пролетает Ветер.

Кто в хлебах живёт? Кто в кустистых прячется?

Это я, Жаворонок с птенчиками.

Это я, Куропатка с детками. Больше нет никого.

Дни проходят. Растёт пшеница, колосится. Опять пролетает Ветер.

Кто в хлебах живёт, кто в высоких прячется?

Это мы, Жаворонки.

Это мы, Перепёлки.

Это мы, Куропатки.

Это мы, Волки с волчатами, больше никто не помещается.

— Ребята, перечислите обитателей поля, которые встретились в сказке.

Животные поля

Звери Птицы Насекомые

— Как вы думаете, почему в поле так много птиц? (Они кормятся семенами и зелёными частями культурных растений, сорняками, мелкими насекомыми.)

— Волк с лисой тоже частенько наведываются сюда. Они тоже семенами питаются? (Нет, они питаются мелкими грызунами, птицами, которых в поле очень много.)

Работа по учебнику

— Какие ещё животные обитают в поле, мы узнаем, прочитав текст в учебнике

на с. 75-76.ЧТЕНИЕ ТЕКСТА.

— О каких полевых животных еще вы узнали?

Животные поля

Звери Птицы Насекомые

Физминутка

— Ребята, про какую группу полевых животных мы ещё не говорили сегодня на уроке? (Насекомые.)

— Насекомые чаще других групп животных встречаются на полях.

— Ребята, насекомые очень важны для поддержания жизни на Земле. Например, насекомые опыляют растения, а растения – пища для животных и источник кислорода. А большинство растений исчезнет, если не будет оставлять семян, а семена

1) в них развиваются только после опыления;

2) участвуют в образовании почвы.

—Звери, рыбы, пауки и птицы

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

—Поле — сообщество, созданное человеком. Для многих животных поле является домом, но иногда человек нарушает равновесие данного сообщества.

—Природа — это как паутинка. Коснётесь одной и дрогнут другие.

Домашнее задание

- Стр. 75-76 и ответы на вопросы

—6. Итог урока.

- С какими животными поля вы познакомились на уроке?

- Как мы должны относиться к этим животным? (Быть друзьями животных полей. Не разорять гнёзда птиц. Оберегать божьих коровок, жаб. Делать скворечники. Подкармливать птиц зимой.)

- Ребята, мы с вами поговорили только о некоторых животных поля. Если вас заинтересовала эта тема, вы можете поискать сведения о других животных поля в книгах или журналах, а на следующем уроке поделиться своими знаниями.

Читайте также: