Конспект урока по рус яз 9 кл вводный урок

Обновлено: 07.07.2024

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока

10 класс (9 класс)

обсудить место и назначение русского языка в современном мире;

формировать ценностное отношение учащихся к родному языку;

развивать умения и навыки, связанные с анализом текста (умение определять тему, основную мысль, тип речи, стиль, средства связи);

развивать навыки связной устной и письменной речи;

выявить уровень знаний по отдельным темам (пунктуация при прямой речи и однородных членах предложения, пунктуация при причастном и деепричастном оборотах, сложное предложение, словообразование, лексика, анализ текста);

повторить и закрепить изученное в 5-9-х классах;

Тип урока: урок-повторение.

Предварительная подготовка. Оформление доски: посередине крупно записана тема урока, ниже – изречение К.Д.Ушинского.

I . Организационный момент. Приветствие.

II . Объявление темы и целей урока.

III . Проверка домашнего задания (продолжается в течение всего урока поэтапно).

Кто хочет прочитать свое мини-сочинение? (2-3 ученика). Задаю вопросы по сочинению (Почему у тебя именно такое мнение о родном языке? С чем это связано? Кто согласен с этим мнением? Почему? А кто не согласен? Почему? Каково, на твой взгляд, место русского языка в современном мире?)

IV . Слово учителя.

На земном шаре существует множество языков. Количество их определяется по-разному, называют от 2800 до 3000 языков. Выделяют славянскую группу языков, куда входит наш русский язык. Эта группа – самая молодая среди индоевропейских языков. До середины I тысячелетия н.э. все славяне говорили на едином языке, который теперь называют праславянским. Постепенно накапливались различия в языках восточных, западных и южных славян.

Восточнославянский язык иначе называют древнерусским. Этот язык сформировался к VII–VIII вв. и существовал примерно до XIV–XV веков, а потом распался на три отдельных языка: русский, украинский и белорусский.

Русский язык (раньше его называли великорусским) – государственный язык России, один из мировых языков, на нем говорят более 250 миллионов человек.

V . Работа с текстом.

На доске записан текст:

Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.

Прочитайте текст вслух. Вопросы классу:

объясните знаки препинания;

какова тема? (В этом тексте говорится о языке);

определите тип речи и стиль (Тип речи – рассуждение, стиль – книжный, художественный);

VI . Устный фронтальный опрос.

Итак, а теперь ответьте на мои вопросы:

Чем отличается историзм от архаизма? Приведите примеры. ( Архаизмы - это устаревшие слова, которые обозначают названия предметов или явлений, существующих в настоящее время, но по каким-либо причинам вытесненных другими, более поздними наименованиями. Историзмы - это устаревшие слова, которые обозначают названия исчезнувших из современной жизни предметов, явлений, понятий, например: кольчуга, бойница, светец, земство, пищаль. Историзмы, в отличие от архаизмов, не имеют синонимов в современном русском языке. Это объясняется тем, что устарели сами реалии, для которых эти слова были наименованиями).

VII . Выборочный диктант.

Разделите тетрадь на две колонки, в первую вы запишите архаизмы, а во вторую – историзмы. Два человека работают на доске. Я читаю предложения полностью, а вы выписываете только те слова, которые вам необходимы. (В процессе прочтения предложений прошу прокомментировать их состав и осложнители)

Теперь проверим, как вы распределили слова и сверим с тем, что написано на доске ребятами.

Ребята, можно ли сказать, что язык – явление застывшее? Русский язык изменяется? Приведите примеры.

VIII . Тренировочное упражнение.

Запишите предложения, найдите в них неологизмы, произведите их словообразовательный разбор (У доски могут поработать три человека – разобрать по одному неологизму).

IX . Объяснение домашнего задания.

Представьте, что вы присутствуете на научной конференции, где решается вопрос: какой язык признать единым для всего мира? Люди разных национальностей приводят доказательства, почему именно их язык может быть и должен быть мировым. Вы представляете Россию. Как бы вы смогли доказать, что русский язык самый лучший, что есть все основания сделать именно его мировым языком?

(Ребята приводят разные доказательства)

Ваше домашнее задание – написать проект вашей речи на этой научной конференции . Какой тип речи вы выберете? (Рассуждение). Сколько частей будет в вашем сочинении? (Три). Какой стиль вы выберете? (Публицистический). Почему? (Исходя из речевой ситуации).

X . Подведение итогов.

Ребята, мы многое сегодня успели повторить: что-то попутно, а что-то основательно. Вспомните, что именно мы сегодня повторили!

Вспомните тему сегодняшнего урока. Так каково место и назначение русского языка в современном мире?


Какой раздел науки о языке мы продолжим изучать в 9 классе?

Что мы изучали в 8 классе? А что будем изучать в 9 классе?

Вспомним, что такое синтаксис и для чего его надо изучать? (§156).

А как называется система правил знаков препинания? Расскажите о роли знаков препинания? (§13,156).

IV .Запись предложений под диктовку.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное на­звание еще драгоценнее самой вещи. 2. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обо­гащаться ежеминутно. (Н. В. Гоголь.)

Какие слова называются синонимами?

IV . Работа с толковым словарём.

Что вы можете сказать о значении русского языка?

V . Лекция учителя о значении русского языка.

Задание: составить план лекции в форме вопросов, которые затрагиваются в ней.

- Вспомним, что такое план? (План - краткий последовательный перечень основных мыс­лей, положений автора.)

Велико значение русского языка. Объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье.

Официальными мировыми языками ООН признает англий­ский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский язык стал общепризнанным языком в середине XX века. Его мировое значение обусловлено тем, что эго один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художе­ственная литература. Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти за­имствования из русского языка или через него наблюдались с дав­них пор. Еще в XVI-XVII вв. европейцы через русский язык узнали такие слова, как кремль, боярин, царь, казак, изба, кафтан, бала­лайка, копейка, квас, блин. Как свидетельство внимания к измене­ниям в общественно-политической жизни России в языки народов мира вошли такие слова, как перестройка, гласность и другие.

Богатство русского языка и созданной на нем литературы вы­зывает интерес к этому языку, несмотря на изменения, произошед­шие в России в последние десятилетия. Стало, конечно, меньше изучающих русский язык, зато резко возросла их мотивирован­ность, и число действительно выучивших русский язык, как это на первый взгляд ни удивительно, в среднем мало отличается от на­блюдавшегося ранее в период расцвета России. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциа­ция преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олим­пиады по русскому языку.

VI . Работа с толковым словарём.

Какие языки называются мировыми? Какие сферы дея­тельности человека они охватывают?

Каково место русского языка среди других языков мира? В чем разница между языком межнационального общения народов одной страны и мировым?

Чем обусловлено изучение русского языка в мире?

Когда и для чего была создана МАПРЯЛ?

VIII . Выполнение упражнений из учебника.

Упражнения 1 .

- Многозначное или однозначное слово, заявленное в названии стихотворения? В каком значении оно употребляется ?

- Найдите в тексте стихотворения синоним к этому слову .

IX . Работа с эпиграфом.

- Согласны ли вы со словами К. Паустовского?

- Докажите на примерах точность данного высказывания.

- Запишите слова К. Паустовского как предложение с прямой речью.

X . Итог урока.

1. Комментирование схемы механизма анализа языковых явлений:



от смысла к поискам средств его выражения в устной речи


в письменной речи

2. Анализ таблицы:

- комментирование основных положений;

- уточнение содержания основных лингвистических понятий.

Единицы языка и разделы лингвистики

Разделы лингвистики, которые

рассказывают о правилах употребления единицы в устной и письменной речи

орфоэпия (правила произношения зву­ков); графика (правила обозначения зву­ков на письме)

(состав слова); словообразова­ние

орфография (правила написания морфем)

стилистика (употребление слова в разных стилях речи);

орфоэпия (правила постановки ударения в словах);

орфография (различение собственных и нарицательных имен на письме); различение слова и словосочетания (ма­лопонятный и мало понятный)

стилистика (употребление словосочета­ния в разных стилях речи)

стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);

пунктуация (правила расстановки знаков в предложении);

интонация (особенности мелодической и ритмической организации предложения)

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5 – 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений - 17 –е изд., пераб. - М.: Дрофа, 2014.

Русский язык: Практика.9кл.: учебник /Ю.С.Пичугов, А. П. Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. Ю.С.Пичугова. -3-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016.

Русский язык. 9 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред В.В.Бабайцевой/Авт.-сост.Т.И.Ермоленко. – Волгоград:Учитель, 2005.

Урок развития речи, подготовка к ОГЭ, написание сочинения-рассуждения по теме " Что такое человечность?", в урок включен материал по произведению Б. Васильева "Экспонат №", буктрейлер "Береги в себе человека" по рассказу М. Шолохова "Судьба человека".

Цель урока: Моделирование вступления к написанию сочинения – рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку, задание 15.3

Задачи:

  1. образовательные: умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
  2. развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
  3. воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, коллективная.

Средства обучения: доска, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3.

Ход урока

Операционный этап

Прогнозирование темы урока.

Когда Бог слепил человека из глины, у него остался маленький неиспользованный кусок.

— Скажи, что слепить тебе из него? — спросил Бог человека.

— Слепи мне великодушие, — попросил человек.

Ничего не ответил на это Бог и только вложил оставшийся кусочек глины в ладонь человеку.

– Ребята, как вы понимаете эту притчу?

Великодушие в руках человека, его и лепить не надо.

Найдите синоним – Правильно, Человечный!

Человечность? Обратимся к словарям (3-4 СЛ)

Разделимся на группы, проведем исследования (выдать словари антонимов, синонимов):

1-2гр. Понятие ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ — морально-психологическое качество личности, выражающееся в гуманном отношении к другим лицам. Человечность конкретно проявляется в уважении достоинства личности, великодушии, благожелательности, готовности помочь, выручить из беды.

ЧЕЛОВЕ́ЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Достойный человека, отзывчивый, гуманный. Человечное отношение. Поступить человечно (нареч.)(ОЖЕГОВ)

3группа подбирает синонимы к данному понятию

4 группа подбирают антонимы к данному понятию.

Синонимы: антропизм, гуманизм, гуманитет, гуманность, доброта, добротолюбие, людскость, отзывчивость, человеколюбие, человечественность

Антонимы: бесчеловечность, мизантропия, человеконенавистничество, жестокость

Запишем в тетради число, тему урока, классную работу.

Вывод: Оставаться человеком в любой ситуации – едва ли не основная, первоочередная задача каждого из нас. Это позволяет при любых жизненных неурядицах идти дальше, двигаться вперед и надеяться на лучшее. Именно поэтому формирование человечности – одна из важнейших воспитательных целей для педагогов, преподавателей, родителей и каждого члена социума в целом.

Понятие альтруизм, вам знакомо?

Нравственность как совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм; волю, как душевную силу, реализующую альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом (см. воля (психология) и воля (философия)).

Тема: Что такое человечность?

Предлагаю Вам приемы – клише, которые могут помочь вам в моделировании вступления:

На мой взгляд, человечность – это. (или)

По моему мнению, человечность – это. (или)

Мне кажется, что человечность – это. (или)

Я думаю, что человечность – это. (или)

Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что.

Запишите в тетради,1 -2 предложения, используя данные клише.

Итак ребята, обратиться к газете, над которой сегодня мы будем работать вместе (итогом будет коллективная статья в газету), я предлагаю записать в тетрадь клише о человечности, предложенное в газете, оно может послужить как готовое вступление:

Что такое человечность? Это дружелюбное отношение к окружающим. Это умение понять и почувствовать другого человека. Это готовность оказать помощь каждому, кто в ней нуждается. Это любовь и всепрощение. Человечность – то самое качество, которое делает личность достойной уважения. Человек – это не просто биологический вид. Это высокое звание, которое еще нужно заслужить.

Посмотрите, на странице дана структура письменной работы. Структура сочинения-рассуждения 15.3. ОГЭ по русскому языку:

  1. Тезис.
  2. Аргумент 1 + пример + комментарий.
  3. Аргумент 2 + пример + комментарий.
  4. Заключение (по тезису).

Как Вы уже поняли, один аргумент должен быть из прочитанного текста (Прочитать текст полностью), а второй – из Вашего жизненного опыта. А это значительно упрощает задание

Внимание на экран. Отрывок из фильма (беседа с учащимися)

В рассказе "Уроки французского" учитель проявляет доброту и человечность по отношению к ученику.

В газете, которую я предлагаю совместно доработать, приведено много понятий слово ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, рассказано о Валентине Григорьевиче Распутине, его произведениях.

В рубрике над газетой работали, впишем ваши ФИО, ребята поднимите руку, кто не понял? Разделимся на две команды.

Кто самый гуманный к своему коллективу? Чья статья, работа в группе на Ваш взгляд лучше?

Обмен рукопожатием: на доске ладошки, поставьте свою оценку противоположной группе.

Вывод урока: Оказывается, быть человеком не так уж просто. Есть профессии, в которых это достоинство выходит на первый план – это врачи, спасатели. Учителя!
Человечность играет огромную роль в любых отношениях. Чем большую гуманность проявляет человек, тем сильнее к нему тянутся люди.

Читайте также: