Освоение разнообразных видов штриха конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: освое ние основных ви дов штрих ов: деташе, л егато, мартле .

- Научить у ченика исполнять шт рихи: деташе, легато, м артле на у ровне

- Объяснить у ченику то, что штр ихи являются способом извлечения зву ка .

- Добиться плавно й смены см ычка в штрихах дет аше, легато.

Актуальнос ть темы: если не о своить основные виды штрихов, то звук не

будет качественным, ученик не будет развиваться, бу дет играть на одном

Оборудовани е к уроку: скрипка, пу льт, нотный мате риал.

Используемые методы обучени я: проблемно - поиск овый, наглядный.

Преподаватель привет ствует учащегося 2 кл асса Портно ва Ивана.

Иван, мы сегодня на уроке поз накомимся с ос новными вида ми штрихов:

способы ведени я смычка по стру не – различные с пособы зву коизвлечения.

Штрихи позволяют исполнять музыку выразительно, разно образно,

передавая наи более точно, заду манный ком позитором об раз.

Для начала позна комимся со шт рихом деташе. Деташе является осн овой

для звукоизвл ечения и всех дру гих штрихов . Это штрих при кот ором

каждый зву к исполняется отдельным дв ижением смычка вниз или вве рх.

Деташе играют цел ым смычком и разными частям и смычка. Смена

направления смы чка должна быть плавной, без пауз и толчков.

смычок в середине всей шириной вол оса, н а равном расс тоянии от грифа и

подставки, а я проверю свободна ли твоя правая рука. Веди смычок и

представляй, чт о ты как бу дто намазываешь хлеб масл ом, то есть веди

смычок плотнее. Сл еди, чтобы смычок плавно и незаметн о менял

- А теперь давай сыграем штрих деташе в верхней части смычка. Следи,

- И сыграем в нижней части смы чка. Следи, чтобы кисти помогало легко е

движения правой руки были свободными и смыч ок хорошо прилегал к

- Теперь тоже самое п роделаем на у пражнениях Шр адика в серединк е

смычка. И ван, играй красиво как будто исполняешь какую – то очень

красивую мелодию. П альцы ставь у веренно, п отому что от пальцев т оже

зависит зву к. Следи, чтобы левая р ука была свободна, а правой рукой веди

- Также на упражнениях Шрадика давай исполним штрих деташе в верхней и

нижней частя х смычка. Игра й с у довольствием не смотри на т о, что это

упражнение. Следи, чтобы смена направления с м ычка была незамет ной.

Здесь бу дет сам ое низкое положен ие локтя. Следи, чтобы смычок был

- Зак репим штрих деташе на этюде Комаровског о. Мы его сейчас пройдем к

красивым звуком от колодки. П остепенно можешь пер едвигаться к концу

смычка. Следи, чтобы звук бы л чистым и ровным и что бы у казательный

- Иван, вижу, что ты немного устал, давай о тдохнем и выполним разминку .

Сделай накло н вперед, согни ноги в коленях и поболтай ру ками. Как будто

ты сломанная игрушка. Теперь встань и потянись руками вверх, как после

сна, почувств уй напряжение в ру ках и затем расслабь их и брось вн из.

- Переходим к штр иху мартле. Мартле - отрывистый штр их, имеющий

акцентированн ое начало и последу ющее стремительн ое проведение см ычка.

После каждого зву ка следу ет пауза, равная пол овине общей длительности

- Иван, все будешь п роделывать т о же самое, как со шт рихом деташе.

Добавим тольк о одну вещь – у кол. Как бы ущипнешь ст руну через см ычок.

средней части на струну . Несколько раз нажм и на трость указательным

концу.О н стремительно, легк о и прямо д вижется по стру не, как стрела,

пущенная из лука. Не тормози движение смычка. П осле остановки повтори

то же самое вве рх смычком от конца к сере дине. Играя ма ртле, помни: зву к

должен быть решитель ным, смелым, сочным и обязательн о красивым, без

скрипа и скрежета. И еще: играя, использу й всю ширину в олоса смычка.

- Вобщем это д овольно не сло жный штрих, те перь мы снова возьмем

упражнения Шрад ика и четко будем играть. Сл еди, чтобы зву к был легкий,

звонкий. Иг рай свободнее, дай струне з вучать, отпу сти звук. Этот штрих

можно еще играть н емножечко б ыстрее, давай попробуем. Следи, чтобы

пальцы левой руки немножко о пережали движе ние смычка, т огда техника

левой ру ки станет более активне й, а техник а правой ру ки более озву ченной.

- Закрепим штр их мартле на этюде Маза са. Будем учиться о свобождать

правую ру ку и хорошо звучать. Следи, чтобы пальц ы левой ру ки немножко

опережали дви жение смычка. П омни, что смычок должен оч ень ровно идти.

- И переходим к последнему штриху легато. Легато - штрих, при котором

одним движе нием смычка извл екаются два или нескольк о зву ков . При игре

легато переход от одного зву ка к другому должен быть плавным, г ибким и

почти незамет ным. Важно прав ильно распределять смычок.

- Для начала штри х легато по играем по отк рытым стру нам по две ноты на

смычок. Играя по два зву ка, выдели каждому из них по пол смычка. Смычок

- Следующее з адание сыграть чет ыре ноты на смыч ок по от крытым ст ру нам .

Здесь на кажд ое движение вверх и вниз приходится по чет ыре зву ка.

Распредили смы чок между ним и поровну на четыре части.

- Переходим к у пражнениям Ш радика. Здесь нужно четко с тавить и снимать

пальцы. Сначала поиграем по чет ыре ноты на см ычок, а потом и по восемь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ОПД. 03 Рисунок с основами перспективы

Ориентированная на обучающихся 2 курса специальности СПО

Список информационных источников………………………. ………16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка направлена на использование современных педагогических технологий в построении современного урока: т ехнологии адаптивного обучения, технологии развивающего обучения и технологии проблемного изучения.

Методическая разработка ориентирована на достижение цели : развитие практических навыков и умений, познавательного, творческого мышления за счет эффективности обучения .

привлечение обучающихся к развитию практических навыков, используя современные педагогические технологии с целью сделать работу на занятии максимально результативной для каждого;

формирование внутренней мотивации и поддержание интереса к дисциплине через творческие практические задания.

повышение творческого потенциала, интеллектуального, культурного и нравственного уровня обучающихся.

Стимулирование рефлексии обучающихся в различных ситуациях учебной деятельности способствует реализации технологии развивающего обучения, творческой деятельности обучающихся.

ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

При построении данного занятия следует обратить внимание на следующие ключевые моменты:

2.На этапе изучения нового материала рекомендую пользоваться не только презентацией, но и параллельно делать схематичные зарисовки на доске.

3.Для закрепления материала будет выполнена самостоятельная работа с использованием знаний, полученных на этапе изучения материалов.

5.Рефлексия: На этапе подведения итогов занятия рекомендую проверить степень законченности рисунков у обучающих и провести опрос по следующим вопросам:

-Что такое штриховка?

-Для чего используется штриховка?

-Какие возникли сложности при выполнение задания?

-Где еще можно применить полученные знания?

6. Выдача домашнего задания: На этапе выдачи домашнего задания рекомендую продемонстрировать работы обучающихся в качестве примера.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дисциплина: ОПД.03 Рисунок с основами перспективы.

Нормативные документы:

2) Примерная и учебная программа дисциплины ОПД. 03. Рисунок с основами перспективы.

Тип занятия: Комбинированное занятие.

Форма занятия: мастер-класс.

С целью овладения профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения занятия должен:

знать:

- типы и виды штриховки,

- основные правила применения штриховки, приемы черно-белой графики,

уметь:

- выполнять зарисовки с применением декоративного штриха.

Цели учебного занятия:

Обучающие: добиться освоения приемов передачи светотени, тональности и материальности предметов путем штриховки . Научиться применять декоративные штрихи в зарисовках.

Развивающие: развить любознательность, стремление узнать больше нового, развитие умений работать с образцами штриховки, развитие умения применять различные виды штриховки для обозначения материальности предметов

Воспитательные: воспитание профессионально важных личностных качеств: чувство профессиональной ответственности за выполнение задания, аккуратность, трудолюбие, бережного отношения к труду, формирование эстетического восприятия.

Структура занятия:

Этап урока (вид работы)

Планируемое время на работу

1. Организационный момент

2. Постановка задания обучающимся для практической работы

Изложение нового материала, демонстрация наглядного пособия, презентации, выполнение примеров штриховки построения на доске.

3. Самостоятельная работа обучающихся

Выдача задания для упражнения, контроль выполнения. Объяснение задания для самостоятельной работы. Демонстрация примеров. Контроль выполнения самостоятельной работы.

4. Рефлексия.

Анализ деятельности обучающихся. Проверка работ обучающихся, выставление оценок

5. Завершение занятия.

Выдача домашнего задания.

Оборудование и дидактические материалы: ПК, проектор, доска, мягкий материал, наглядное пособие по штриховке, презентация, работы обучающихся.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Проверяет присутствие обучающихся, отмечает в журнале, проверяет организацию рабочего места.

Готовят свое рабочее место.

Подготовка группы к занятию.

2.Постановка задания обучающимся для практической работы.

-Формирование представления о штрихах, видах штриховки, их применении. Продемонстрировать наглядное пособие.

-Привлечение ребят в создание образцов штрихов для дальнейшего выполнения самостоятельной работы.

Вовлечение в процесс мастер-класса.

- Рассказывает материал, показывает наглядное пособие, чертит на доске примеры штриховок, показывает технику исполнения штриха, отвечает на вопросы.

- Выдает задание на закрепление материала, проверяет правильность выполнения.

- Выходят к доске и выполняют по очереди штриховку на подготовленном листе, расчерченном на квадраты.

- Группа воспринимает новый материал.

- Совместно подготовили образцы штрихов для дальнейшего выполнения самостоятельной работы.

Метод - словесный, наглядный, репродуктивный.

Методический приём – объяснительно - иллюстративный, выполнение практического задания.

Форма обучения – групповая, индивидуальная.

Средства обучения - речь, наглядное пособие, иллюстрация, мольберт, лист формата А2, карандаш, ластик.

Выполнить штриховку заранее подготовленного рисунка интерьера.

Выдает задание на закрепление материала, проверяет правильность выполнения, задает вопросы по материалу.

- Выполняют штриховку заранее подготовленного рисунка,

Группа выполняет задание.

Методический приём - наглядно-практический.

Форма обучения - индивидуально – групповая.

Средства обучения - наглядное пособие, схемы.

Провести анализ работ обучающихся.

Проводит общий просмотр работ, выставляет оценки.

- вместе с преподавателем анализируют, формулируют критерии оценки, сравнивают.

Просмотр работ, делают выводы.

Методический приём- выполнение практического задания.

Форма обучения - групповая.

Средства обучения- речь.

Выдача домашнего задания.

Выдача домашнего задания.

Объясняет суть домашнего задания, выполнить зарисовку интерьера своей комнаты с использованием декоративной штриховки (формат А4).

- записывают домашнее задание.

Завершение занятия. Получение домашнего задания.

Метод контроля – практическая проверка.

Форма обучения – групповая.

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Преподаватель: Здравствуйте! Садитесь. Давайте отметим, кто присутствует на занятии, и перейдем к работе.

Как видно из названия, мы сегодня с вами поговорим о штриховке. Рассмотрим ее виды.

С какими-то её видами вы сталкиваетесь на каждом уроке рисунка – это так называемая академическая штриховка, которая представляет собой просто параллельные линии.

А про некоторые виды штриховки мы забываем или вообще боимся использовать.

Давайте порассуждаем: вы сможете сформулировать определение - что такое штриховка?

Штриховка – это совокупность линий различной толщины, направления и плотности, с помощью которой можно моделировать объемную форму, передавать пространственные, тональные и светотеневые отношения.

Объемная форма, ощущение пространства, тон, световые отношения делают нашу работу выразительнее!

Цель: И этот мастер класс мы проводим для того чтобы понять, как подобрать нужную штриховку и с ее помощью сделать работу выразительной.

Давайте разберем виды академической штриховки:

Прямолинейная - с помощью коротких прямых линий заполняется определенные поверхности, чаще всего используют для фонов.

Контурная – штрих наносится параллельно контуру или по форме.

Их можно делать по разному: изменяя нажим, в один слой или накладывая перекрестный штрих.

(Преподаватель показывает, как правильно выполнять штриховку на доске)

У вас на столах лежат чистые листы, вы тоже можете попробовать выполнить такой штрих.

(Обучающиеся пробуют штриховать)

Хорошо. Но помимо академической штриховки, есть и другие: декоративный штрих, авторский, творческий.

Их часто применяют в краткосрочных работах: зарисовках и набросках

Например: с помощью штриховки точками мы можем передать рисунок на перьях птицы, с помощью волнистых линий – рисунок на стволе дерева, с помощью широких линий – рисунок на одежде, а маленьких, коротких – хвою.

Давайте сейчас пофантазируем и попробуем создать набор образцов декоративного штриха, который нам поможет в дальнейшем выполнить задание.

Перед вами лист, расчерченный на 12 квадратов, и вас 12 человек. Каждый по очереди подойдет к формату и попробует заштриховать свой квадрат, но так, чтобы штриховка не повторялась.

(Обучающиеся выходят и штрихуют.)

3. Самостоятельная работа .

Преподаватель: Ребята, у вас на столах листы А4 формата с напечатанными рисунками интерьера, приготовьте карандаши и сделаете небольшое упражнение: попробуем используя различные виды штриховки придать работе тональность и материальность. Приступаем, если что-то не понятно, задавайте вопросы - я отвечу.

(Обучающиеся задают вопросы, делают упражнение, преподаватель отвечает).

4. Рефлексия. Подведение итогов.

Преподаватель: Итак, вижу, что вы уже справились с заданием, предлагаю устроить небольшой просмотр. Составьте пожалуйста мольберты к стене, мы посмотрим на работы.

(Ребята переставляют мольберты)

А сейчас давайте подведем итоги о проделанной работе на занятии:

(В этой работе хорошо показана материальность, но не читается тональность и т.д).

Преподаватель: Ответьте, пожалуйста на вопросы:

- Что такое штриховка?

- Для чего используется штриховка?

- Какие возникли сложности при выполнение задания?

- Где еще можно применить полученные знания?

За практическую работу на занятии получают оценки следующие студенты: _____________________(перечисление Ф. И. студентов).

За ответы дополнительно получают оценки студенты:_____________________(перечисление Ф. И. студентов).

5. Завершение занятия. Выдача домашнего задания.

Преподаватель: Запишите, пожалуйста, домашнее задание: выполнить зарисовку своей комнаты с использованием декоративной штриховки на формате А-4. Посмотрите примеры работ (демонстрирует работы обучающихся).

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. ФГОС СПО по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

3.Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка:Учебник, Москва, Изд-во Эксмо, 2014. – 480 с.:ил

hello_html_8d98714.jpg

hello_html_bb64826.jpg

Рисунок №1 Примеры образцов штриховок, выполненного на мастер-классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом); учить рисовать прямые и кривые линии, делить отрезок на равные части; развивать технику работы карандашом, глазомер; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к занятию.

III. Введение в тему.

Педагог. Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и живописи, скульптуры, графики. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур. В рисунке выполняются эскизы – композиции картин, скульптурных групп, архитекторы рисуют фасады и интерьеры проектируемых ими зданий. И все-таки, помимо перечисленных выше функций, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняются как быстрые наброски, так и тщательно проработанные рисунки великих мастеров.

Посмотрим на рисунки некоторых выдающихся живописцев: В. А. Серова, И. Е. Репина и других.

В а л е н т и н а А л е к с а н д р о в и ч а С е р о в а увлекала выразительность чистой и гибкой линии, проводимой карандашом на белом листе бумаги. Иногда он сочетал сплошную, легко текущую линию с энергичной штриховкой. В карандашном портрете балерины Т. П. Карсавиной (1909 г.) певучая линия, то скользя легко и беспрерывно, то прерываясь и исчезая, обрисовывает изящную фигуру артистки. Два-три штриха дают намек на легкое платье, облегающее гибкий стан. Свободно ложащиеся в разных направлениях то прямые параллельные, то закручивающиеся штрихи воссоздают прическу. По контрасту с пышной прической особенно нежным и чистым рисуется профиль женского лица, очерченный тонкой линией. И только легкая растушевка кладет тень на переносицу и на опущенное веко с бахромой ресниц, делающее грустно-задумчивым выражение лица. Этих немногих художественных средств оказалось достаточно, чтобы создать женственно-мягкий, поэтический образ балерины с ее профессиональной грациозной элегантностью и изяществом. В рисунке В. А. Серова много воздуха, света, каждый штрих осмыслен и на своем месте, линия, проведенная и едва касаемым бумаги карандашом, и с сильным нажимом, всегда уверенна и изящна.

И л ь я Е ф и м о в и ч Р е п и н рисовал много и увлеченно. Как в живописи, так и в рисунке художник любил изображать человека. В рисунках художник охватывал неповторимость и конкретность рисуемой натуры. И, как бы повинуясь этой натуре, его рука направляла карандаш. Поэтому так разнообразны репинские приемы рисунка.

Л. Н. Толстой запечатлен в домашней обстановке. Он не замечает художника, весь ушел в работу. Мы отчетливо ощущаем огромное напряжение мысли – писатель вдохновенно творит на наших глазах. Репин использует различные приемы рисунка. Короткие, как бы порывисто разбегающиеся штрихи выявляют форму широкой блузы. Совсем мелкие, легкие и беспорядочные штрихи очерчивает руки писателя. Длинные, энергичные штрихи, положенные разнообразно и свободно, то плотные и яркие, то легкие и светлые, воссоздают мебель, интерьер.

Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции, пересекать пространство.

IV. Изучение нового материала.

1. Л и н и я к а к с р е д с т в о в ы р а ж е н и я.

Линия – наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; тонкие и толстые; по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – неустойчивость, падение; ломаная – переменное движение; волнообразная линия – равномерное движение, качание; спиральная линия – вращение.

А какая из представленных линий выражает активное настроение; пассивное; равнодушное; решительное?

Вот так с помощью линий мы можем передать свои эмоции.

2. П е р е д а ч а п р о с т р а н с т в а л и н и е й и т о ч к о й.

На рисунках мастеров живописи вы видите, что линия в изобразительном искусстве не является однообразной, чертежной, одинаковой толщины на всем протяжении. Линия в рисунке не должна быть похожа на проволочный контур. Она может передавать не только абрис (линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур), но и его трехмерный объем. Посмотрите на линию, проведенную с разным нажимом карандаша. (См. табл. 2.) Что вы видите? (Ответы учащихся.) Правильно, глядя на эти изображения, мы ощущаем, что более яркие, сочные отрезки линии кажутся лежащими ближе, а по мере ослабления толщины уходят, отдаляются, как бы тают в пространстве.

Точно так же пространство можно передать и точкой. Посмотрите на эти две точки: одна – яркая и большая, другая – маленькая и бледная. (См. табл. 2.) Какая точка к нам ближе? (Ответы учащихся.)

Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. На рисунках выдающихся мастеров мы видели, как штрихами передают форму лица, пышность кудрявой шевелюры и т. д.

Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема.

V. Демонстрация приемов работы.

Для того чтобы провести прямые линии, легко наметим на листе бумаги две точки, обозначающие начало и конец будущей линии. При этом очень важно приучить себя видеть всю линию в целом. Поэтому вначале необходимо, держа карандаш над бумагой, сделать несколько движений, как бы мысленно соединяя заданные точки направленной линией, а затем, опустив карандаш, прочертить легкую линию. Вести линию надо не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а на конец линии, отмеченный точкой.

Кривую линию строят уже, как минимум, по трем точкам: две из них определяют длину и направление прямой линии, а третья – степень отклонения от прямой.

VI. Практическая работа.

З а д а н и е 1. Провести линии в различных направлениях с нажимом и без нажима на карандаш.

З а д а н и е 2. Выполнить деление отрезка на равные части (без линейки).

З а д а н и е 3. Построить простой геометрический орнамент из прямых линий с использованием штриховки.

VII. Итог урока.

1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.

2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о педагога.

«Рисовать – значит соображать, – утверждал П. П. Чистяков. – И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый, но очень важный шажок по этой нелегкой, но интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас. Тренируйте свою руку, свой глазомер – и результат обязательно будет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.

Методическая разработка, пособие и т.д. может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя или мастера производственного обучения.

Министерство культуры Республики Татарстан

Отдел культуры исполнительного комитета

План-конспект открытого урока

Автор: Хабиров Рустем Насимович

преподаватель I квалификационной категории

Бугульма 2020

Методическая разработка открытого урока – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы.

Методическая разработка, пособие и т.д. может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенство преподавателя или мастера производственного обучения.

План-конспект открытого урока

Блок 1. Штрих и линия.

Тема 1.2. Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов.

Вид занятий: теоретическое и практическое занятие.

Тема урока: Штрих и его изобразительные возможности. Типы штрихов.

(Тема первого полугодия - 2).

Цель: познакомить учащихся с элементарными основами рисунка (характером линий, штрихом); учить рисовать прямые и кривые линии, делить отрезок на равные части; развивать технику работы карандашом, глазомер; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

- образовательные: учить основным видам штриховки в графике и изображении;

- развивающие: развивать навыки работы с художественными материалами, совершенствовать навыки применения штриховки в создании художественного образа, развивать способность к творческому самовыражению;

- воспитательные: воспитывать интерес к графике и рисунку в целом, воспитание дисциплинированности, ответственности, усидчивости и стремления довести работу до логического конца.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока:

а) для преподавателя: наглядные пособия, для демонстрации - лист бумаги формата А3, карандаши разной мягкости и твердости;

б) для обучающихся: простые карандаши разной твердости и мягкости, бумага формата А3, ластик, салфетки.

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Изложение нового материала (10 мин.)

3.Закрепление учебного материала (2 мин.)

4.Инструктаж последовательности работы (1 мин.)

5.Практическая работа (10мин.)

6. Физминутка (упражнения для глаз, для рук) (1 мин.)

7. Продолжение практической работы. (10 мин.)

8. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)

Этапы урока:

Время: 3 академических часа.

- На первом этапе изучаем историю и теоретическую составляющую темы;

- На втором этапе – выполнение упражнений компоновка на формат А3;

- На третьем этапе – работа над штриховыми упражнениями выполнение штриховки

- На четвертом этапе – завершение упражнений, просмотр.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи: история искусства, рисунок.

Технологии: технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.

Организация учебного пространства: пространство класса делится на зоны для теоретической и практической работы.

1.Организационный момент (1 мин.)

2. Изложение нового материала (10 мин.)

П.: Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и живописи, скульптуры, графики. Поэтому отсутствие рисовальных умений будет тормозом в осуществлении ваших творческих задумок. В рисунке художники делают наброски и зарисовки с натуры, собирая материал для будущих картин и скульптур. В рисунке выполняются эскизы – композиции картин, скульптурных групп, архитекторы рисуют фасады и интерьеры проектируемых ими зданий. И все-таки, помимо перечисленных выше функций, рисунок занимает важнейшее место как вполне самостоятельный род графического искусства. В крупнейших музеях мира бережно сохраняются как быстрые наброски, так и тщательно проработанные рисунки великих мастеров.

Посмотрим на рисунки некоторых выдающихся живописцев: В. А. Серова, И. Е. Репина и других.

В.А. Серова увлекала выразительность чистой и гибкой линии, проводимой карандашом на белом листе бумаги. Иногда он сочетал сплошную, легко текущую линию с энергичной штриховкой. В карандашном портрете балерины Т. П. Карсавиной (1909 г.) певучая линия, то скользя легко и беспрерывно, то прерываясь и исчезая, обрисовывает изящную фигуру артистки. Два-три штриха дают намек на легкое платье, облегающее гибкий стан. Свободно ложащиеся в разных направлениях то прямые параллельные, то закручивающиеся штрихи воссоздают прическу. По контрасту с пышной прической особенно нежным и чистым рисуется профиль женского лица, очерченный тонкой линией. И только легкая растушевка кладет тень на переносицу и на опущенное веко с бахромой ресниц, делающее грустно-задумчивым выражение лица. Этих немногих художественных средств оказалось достаточно, чтобы создать женственно-мягкий, поэтический образ балерины с ее профессиональной грациозной элегантностью и изяществом. В рисунке В. А. Серова много воздуха, света, каждый штрих осмыслен и на своем месте, линия, проведенная и едва касаемым бумаги карандашом, и с сильным нажимом, всегда уверенна и изящна.

И.Е. Репин рисовал много и увлеченно. Как в живописи, так и в рисунке художник любил изображать человека. В рисунках художник охватывал неповторимость и конкретность рисуемой натуры. И, как бы повинуясь этой натуре, его рука направляла карандаш. Поэтому так разнообразны репинские приемы рисунка.

Л. Н. Толстой запечатлен в домашней обстановке. Он не замечает художника, весь ушел в работу. Мы отчетливо ощущаем огромное напряжение мысли – писатель вдохновенно творит на наших глазах. Репин использует различные приемы рисунка. Короткие, как бы порывисто разбегающиеся штрихи выявляют форму широкой блузы. Совсем мелкие, легкие и беспорядочные штрихи очерчивает руки писателя. Длинные, энергичные штрихи, положенные разнообразно и свободно, то плотные и яркие, то легкие и светлые, воссоздают мебель, интерьер.

Рассмотрим, какие же линии и штрихи могут выражать настроение и эмоции, пересекать пространство.

Штрих – это относительно короткие линии, с помощью которых в рисунке подчеркивают характер формы. На рисунках выдающихся мастеров мы видели, как штрихами передают форму лица, пышность кудрявой шевелюры и т. д.

Выразительность штриха зависит от мастерства рисовальщика. Техника штриха, особенно штрихов по форме, играет особую роль в выявлении поверхностей предмета, его конструкции, объема.

Линия – наиболее часто применяемое в рисунке изобразительное средство. По характеру линии бывают прямые и кривые; по размеру – длинные и короткие; тонкие и толстые; по направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.

Горизонтальная линия вызывает чувство покоя; вертикальная – передает стремление вверх; наклонная – неустойчивость, падение; ломаная – переменное движение; волнообразная линия – равномерное движение, качание; спиральная линия – вращение.

А какая из представленных линий выражает активное настроение; пассивное; равнодушное; решительное?

Вот так с помощью линий мы можем передать свои эмоции.

3.Закрепление учебного материала (2 мин.)

П.: Ребята, какие основные определения сегодняшнего занятия вы запомнили? (отвечают обучающиеся)

П.: Какая из представленных работ вам понравилась больше? Конкретизируйте свой ответ.

4.Инструктаж последовательности работы (1 мин.)

Демонстрация – преподаватель, садится за мольберт и наглядно демонстрирует этапы работы над штриховыми упражнениями.

5. Практическая работа (10 мин.)

З а д а н и е 1. Провести линии в различных направлениях с нажимом на карандаш далее повторить данное действие используя карандаши разной твердости и мягкости.

З а д а н и е 2. Выполнить деление отрезка на равные части (без линейки).

З а д а н и е 3. Выполнить различные виды штриховки

6. Физминутка (1 мин.)

П.: Перед началом работы в цвете предлагаю вам отдохнуть и выполнить зарядку для глаз. Упражнения для глаз и рук. Проводится после выполнения детьми линейного наброска декоративного натюрморта.

7. Продолжение практической работы (10 мин).

П.: Те ребята, которые закончили штриховые упражнения, могут показать их мне, для уточнений и выявление имеющихся ошибок.

- проверка организации учащимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.

8.Рефлексия. Подведение итогов (5 мин)

«Рисовать – значит соображать, – утверждал П. П. Чистяков. – И не только соображать, но и изучать мир посредством рисования, постигая и совершенствуя свое мастерство. Сегодня вы сделали первый, но очень важный шажок по этой нелегкой, но интересной дороге. Пусть не все так красиво и ровно получилось у вас. Тренируйте свою руку, свой глазомер – и результат обязательно будет

Оценка каждой из работ проводится самими преподавателем по 10-и бальной шкале. Итог и обобщение проводит преподаватель. Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение;

- верное тональное решение;

- правильность наложение штриховки разных видов.

П.: Вы хорошо сегодня потрудились. А теперь запишем домашнее задание: выполнение гор в тоне с помощью штриховки А4 материал (простые карандаши разной твердости и мягкости). Спасибо вам за занятие. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали.

Читайте также: