Дыхание 5 класс биология конспект

Обновлено: 03.07.2024

Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а с током крови перемещается к нуждающимся в нем органам и системам.

Процесс дыхания проходит в три этапа. Первый этап — внешнее или лёгочное дыхание — это процесс обмена кислородом и углекислым газом между легкими и атмосферой.

На втором этапе происходит транспортировка газов: кислород поступает из легких в ткани и органы, а углекислый газ попадает из тканей в легкие для последующего удаления из организма.

Третий этап — это тканевое дыхание, процесс синтеза АТФ и образование углекислого газа и воды.

Аденозинтрифосфат (сокр. АТФ) — нуклеотид, который играет важную роль в обмене энергии и веществ в организме. Это соединение — универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.

Дыхательная система человека обеспечивает газообмен между атмосферным воздухом и системой кровообращения.

Дыхательная система состоит из верхних и нижних дыхательных путей. Верхние дыхательные пути — это полость носа, носоглотка, ротоглотка, частично ротовая полость. Здесь воздух очищается, согревается, увлажняется — это важнейшие функции, значение которых нельзя недооценивать. Так, чрезмерно сухой, холодный или загрязненный воздух при попадании в бронхи и легкие может стать причиной серьезных проблем для дыхательной системы и организма в целом. Результативность этой работы зависит от гистологических и цитологических особенностей. В слизистой верхних дыхательных путей содержатся клетки (макрофаги), которые поглощают и переваривают частицы бактериального или минерального происхождения. Реснитчатый эпителий, которым выстлана поверхность верхних дыхательных путей, также способствует очищению воздуха и удалению выделений (мокроты).

Ток воздуха попадает в воздухоносные пути через полость носа, разделенную хрящевой перегородкой. Благодаря интенсивному кровоснабжению, воздух, будучи холодным или чрезмерно горячим, может немного остудиться или согреться. Далее он продвигается в глотку, которая выполняет, помимо глотания еще и воздухоносную функцию.

Речевой аппарат

Трахея проводит воздух из легких и в легкие. Это полая непарная трубка, расходящаяся на уровне пятого грудного позвонка на два главных бронха. Внутри бронхов находятся хрящевые полукольца, внутри они выстланы реснитчатым эпителием, содержат единичные лимфоидные узелки.

Газообмен осуществляется с помощью легких — парных органов, лежащих в плевральных полостях. Пристеночная плевра, выстилающая полость грудной клетки, также окружает легкие. Между легочной и пристеночной плеврами расположена плевральная полость. В ней содержится определенное количество жидкости, смазывающей листки плевры, что снижает их трение друг о друга. Легкое по своей форме напоминает усеченный конус, оно условно подразделяется на верхушку, основание и три поверхности (реберную, диафрагмальную и медиальную). Каждое легкое делится на доли, правое — на три, левое — на две. Каждая доля делится на сегменты.

На медиальной поверхности у каждого легкого имеется углубление — ворота легкого, куда входит главный бронх. Внутри легких бронхи ветвится на бронхиолы, количество которых достигает примерно 20000 в каждом легком. От каждой бронхиолы отходят альвеолярные ходы, заканчивающиеся альвеолярными мешочками. Таким образом, бронхи образуют в легких бронхиальное дерево значительной площади. Такое строение обеспечивает интенсивный газообмен между легкими и кровью. По левой и правой легочным артериям в легкие поступает венозная кровь, обогащаемая в результате газообмена кислородом. Для питания самой легочной ткани и бронхов богатая кислородом кровь поступает по бронхиальным ветвям аорты.

Система дыхания регулируется нервной системой. В стенках крупных бронхов и в самих легких имеются сплетения нервных волокон, общая иннервация осуществляется из блуждающих нервов и из симпатического ствола.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата проведения___________2015 г .

Тема урока: Дыхательная система человека.

Правила гигиены.

Формировать у учащихся новые понятия о строении и функциях органов дыхания, дыхательных движениях;

Развивать навыки работы в группе, умение слушать учителя, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи ;

создать условия для приобретения устойчивой мотивации ведения здорового образа жизни.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Здравствуйте ребята, проверьте все ли готово к уроку на парте, присаживайтесь.

Подготока учащихся к активности и сознательности усвоения знаний:

-Ребята отгадайте загадку: (Слайд 1)

Позабудь ты про компьютер.

Беги на улицу гулять.

Для детей полезно очень

Свежим воздухом… (Дышать)

-Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Что мы будем изучать?

-Давайте сформулируем тему урока?

-У вас на доске таблички со словами, давайте попробуем составить из них тему урока, как она будет звучать?

-Сегодня мы приступаем к изучению дыхательной системы человека.
-Начнем мы с выяснения значения дыхательного процесса и познакомимся с особенностями строения органов дыхания человека.
Запишите тему урока в тетрадь (Слайд 2)

Проблемный вопрос: (слайд 3)

-Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней (3 суток), без кислорода – не более 3х мин. Почему?

-Постараемся ответить на этот вопрос в ходе урока.

-Давайте познакомимся с планом урока (слайд 4)

Строение дыхательной системы.

Эксперимент с дыхательной системой.

Дыхательные движения.

Влияние курения на организм человека.

Правила гигиены дыхания.

Творческая работа в группах.

Итоги урока .

Изучение нового материала:

Словарная работа:

Дыхание- это процесс поступления в организм кислорода и удаление из него углекислого газа.

Человек дышит при помощи легких – основного органа газообмена в нашем организме. Но воздух до них проходит определенный путь, который нам и предстоит изучить.

Обратимся к слайду презентации (слайд 5)

Рассказ учителя:

Строение дыхательной системы.

Человек дышит носом- через него кислород попадает в организм. Нос- это не только часть лица. Это важная часть дыхательной системы. Его главная задача- согревать и очищать воздух от пыли. В носу есть много маленьких волосков, которые, очищая воздух, не дают микробам попасть внутрь. Теплый и чистый воздух из носа через дыхательные пути спускается в легкие- самый главный орган дыхания. У человека 2 легких. Они находятся в грудной клетке, которая предохраняет легкие от ушибов и сдавливания.

Эксперимент с дыхательной системой. (слайд 6)

Когда вы вдыхаете воздух, легкие наполняются воздухом и увеличиваются. Давайте проверим как они работают. Положите руку на грудь и глубоко вдохните.

-Что вы почувствовали? Правильно, рука лежащая на грудной клетке- поднялась. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Легкие при наполнении воздухом увеличиваются в объеме .

-А что произошло с грудной клеткой в этот момент? Правильно, она совершила определенное движение, которое называется дыхательное движение .

- А как осуществляются дыхательные движения, давайте посмотрим видиоролик.

Дыхательные движения. (слайд 7)

Просмотр видеоролика: Дыхательные движения грудной клетки. (Анатомия для младших школьников).

Влияние курения на организм человека . (слайд 8)

Фронтальная беседа:

-Ребята рассмотрите легкие здорового человека и человека курящего?

- Как они выглядят, опишите в чем отличие?

Правила гигиены дыхания. (слайд 9)

Учащиеся зачитывают правила вслух, объясняют смысл.

-Дыхание должно быть ровным и размеренным.

- Желательно заниматься физической культурой.

- Дышать через нос.

- Необходимо поддерживать нормальный состав воздуха в помещениях.

- В течение суток полезно быть по 2-3 часа на свежем воздухе.

- Необходима регулярная влажная уборка.

- При чихании и кашле следует закрывать нос и рот носовым платком.

- При общении с людьми, заболевающими инфекционной болезнью следует соблюдать осторожность, носить марлевую повязку, не пользоваться вещами больного, регулярно проветривать помещение.

Физминутка (слайд 10)

Первичное закрепление изученного материала: (слайд 11)

Групповая работа.

Творческие задания:

-Впишите индивидуально в тетрадь и в общую схему название органов в том порядке, в котором воздух проходит свой путь, попадая в организм.

2-я группа: Составить антирекламу курения.

Раздаточный материал раскраска- курильщик.

Рефлексия за творческие задания .

-Ребята, оцените свою работу в группах, первая группа- если ваши одноклассники из 2 группы выполнили все правильно и не допустили ошибки поднимите зеленый смайлик, если выполнили все хорошо но были маленькие неточности- желтый смайлик, если все было неверно- красный смайлик. Аналогично дает оценку 1 группа.

Тест (слайд 12)

-Какую систему органов мы изучали на уроке?

-Назовите главный орган дыхательной системы?

-Для чего же дышит человек?

- Какие правила дыхания вы можете предложить для правильной работы органов дыхания?

Рефлексия: Смайлики.

Информация о домашнем задании: прочитать текст учебника на стр. 132-134, ответить на вопросы.


Процесс поглощение кислорода и выделения углекислого газа называется дыханием. Кислород поступает из внешней среды в кровь и участвует в большинстве обменных процессов в организме.

Общая характеристика

Что такое дыхание, можно рассматривать с двух точек зрения:

Как физиологический процесс дыхание осуществляет газообмен, поддерживающий метаболизм (обмен веществ) и гомеостаз (постоянство внутренней среды).
Процесс газообмена происходит на двух уровнях:

  • внешнем – получение кислорода из внешней среды (вдох) и высвобождение углекислого газа (выдох) посредством органов дыхания;
  • внутреннем (клеточном) – окисление внутри клеток, высвобождение энергии и транспортировка побочных продуктов.

По способу дыхания все животные делятся на два типа:

  • аэробные, получающие кислород из атмосферы;
  • анаэробные, способные развиваться без доступа кислорода.

К аэробам относится большинство растений, грибов, животных. К анаэробам относятся бактерии, грибы, некоторые виды паразитических червей. Анаэробы получают энергию в процессе гниения или брожения.

1) В какой среде мы с вами живем ? (Наземно-воздушной).

2) Какой газ поступает в наш организм из воздуха? (Кислород)

3) Для какого процесса человеку и всем живым организмам нужен кислород? (Для дыхания).

4) Какой газ мы выдыхаем при дыхании? (Углекислый газ).

5) Какое царство живых организмов поставляет в атмосферу кислород?. (Царство растений в процессе фотосинтеза)


– Почему говорят: дыхание – это жизнь?
– Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?
На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала (учитель английского языка)

Цели нашего урока: (учитель биологии)

1. Узнать, какие органы участвуют в дыхательном процессе.

2. Научиться называть их не только на русском, но и на английском языке (расширение словарного запаса)
3. Узнать, как дышать правильно.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ.

Кислород находится в окружающем нас воздухе, поступление его в организм и обеспечивает дыхательная система.

Значение дыхания (2 учителя)

Окисление органических соединений с выделением энергии, необходимой человеку для жизнедеятельности ( energy )

Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.)

Новая тема вводится совместно двумя учителями. Учитель биологии рассказывает о функциях каждого органа дыхания, а учитель английского языка вводит лексику следующим образом: учитель биологии называет орган дыхательной системы и объясняет функции данного органа, а учащиеся записывают основную информацию об этом органе. Учитель англ. языка называет этот же орган по-английски, учащиеся повторяют это слово и подчеркивают в раздаточном материале (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Верхние дыхательные пути

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выделяют слизь , которая делает вдыхаемый воздух влажным, задерживает пыль и микроорганизмы. Здесь много кровеносных сосудов, которые согревают вдыхаемый воздух. С помощью носа мы чувствуем различные запахи, и защищаемся чиханием.. Носовая полость открывается в носоглотку , а оттуда – в гортань.

Дыхательная система

Воздухоносные пути Дыхательная часть

Полость носа Легкие

(Воздух очищается, (газообмен между организмом

увлажняется, согревается) и окружающей средой)

2. Гортань, голосовые связки

(образование голоса, кашель)

(прохождение воздуха в бронхи)

(прохождение воздуха в легкие)

Схему записывает учитель английского языка и вводит лексику, учитель биологии представляет материал в устной форме.

Гигиена носового дыхания

Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.

Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Гигиена голосового аппарата

Крик повреждает голосовые связки, что может вызвать их воспаление, привести к хрипоте или потере голоса. При шёпоте связки расслабляются. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосовые связки.

Внизу трахея делится на 2 бронха.

При воспалительных процессах возникает кашель, помогающий удалять слизь из дыхательных путей.

Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Есть правое и левое легкое. Они состоят из легочных пузырьков. Стенки этих пузырьков очень тонкие и состоят из одного слоя клеток. Клетки легких выделяют биологически активные вещества, которые препятствуют слипанию легочных пузырьков и обезвреживает микроорганизмы, попавшие в легкие.

. Гигиена дыхания

Курение нарушает физиологические свойства биологически активных веществ, легкие слипаются и не участвуют в газообмене.

IV . Закрепление нового материала. (учитель английского языка)

Now you ’ ll divide into 4 groups of three .

Первичное закрепление лексики. (Учащиеся разделяются на 4 группы, каждой даётся список транскрипций слов, они должны подписать слова, при этом для каждой группы слова стоят по-разному)

You should write the words, using their transcriptions.

['neɪz(ə)l] ['kævətɪ]

['brɔŋkaɪ]

['lærɪŋks]

[trə'kiːə]

['or(ə)l] ['kævətɪ]

[lʌŋz]

The game “Snowball” ( Игра снежный ком ).

Let’s play the game. The first student should name one organ of respiratory system and show where it is. Then the second pupil will repeat the first word and call his/her own one. For example: I have a nasal cavity: I have a nasal cavity, a throat, ….

Отработка орфографического навыка.

Every group has a picture of a person. You should stick different organs of respiratory system on the picture of a human body and then sign ( подписать ) them. You have 5 minutes to do this task.

Now let ’ s check ! (По окончании работы на магнитную доску вывешиваются работы групп и оцениваются вместе по следующим критериям: последовательность расположения органов, правильное написание слов по-английски)

Активизация ЛЕ в речи.

Work in groups. Make up the sentences from the given words and translate them into Russian. Use the words in brackets. (приложение 3)

1 группа : the /nose/breath/we/must/through

(Мы должны дышать через нос)

группа : warms/ in/ a/ cavity/cleans/nasal/the/air/and/moistens

(В носовой полости воздух согревается, очищается и становится влажным.)

группа : for/is/lungs/dangerous/smoking

(Курение опасно для лёгких . )

группа : throat/the/vocal/in/codes/there/ are

(Голосовые связки находятся в гортани.)

Подведение итогов урока

Проверь себя (закрепление материала по группам или дом. задание)

Необходимо соотнести название органа с выполняемой им функцией поставив возле каждой цифры необходимую букву. (Приложение 4 )

1. Носовая полость

2. Гортань.голосовые связки

3. Трахея и бронхи

Выполняемая функция

а) газообмен между легкими и кровью

б) увлажнение воздуха, задерживание пыли

в) обеспечивает свободное прохождение воздуха

г) образование звуков, рефлекторный кашель

1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ?

Понравился ли урок? Какие органы дыхательной системы вы узнали? Можете ли назвать их по-английски? Как следует дышать правильно: через нос или рот? Что опасно для наших лёгких?

Читайте также: