Движение вод мирового океана 7 класс конспект урока домогацких презентация

Обновлено: 30.06.2024

Используемые технологии: игровые, групповые, технология проектного обучения, ИКТ(компьютерные (новые информационные)технологии обучения), технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Цель: познакомить с основными видами волн и причинами их образования; раскрыть причины кругового движения поверхностных вод, дать представление об общей схеме поверхностных течений в Мировом океане.

  • Расширить сведения обучающихся о видах волн, сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений, географии их действия.
  • Совершенствовать работу обучающихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, видео).
  • Формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию, выявлять закономерности.
  • Продолжить формирование умения работать с контурными картами.
  • Научить применять полученные на уроке знания в нестандартной жизненной ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.
  • Воспитывать эстетическое восприятие географических объектов (через мультимедиа).
  • Презентация
  • Карта (физическая карта мира).
  • Атласы
  • Задания для “Географических исследований”
  • Синие и красные фломастеры
  • Контурная карта океанов

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу улыбки, пожелаем попутного ветра, волну удачи, океан открытий. А также плыть на гребне стремлений и съесть пуд соли под килем.

2. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по бескрайнему Мировому океану. Для плавания нужен корабль и сплоченная команда во главе с капитаном. Разделимся на 4 команды - корабля. Каждый из вас на входе в класс получил пазл океана.

1 задание: найти членов своей команды. Занять корабль. Выбрать капитана корабля.

2. Актуализация знаний

Прежде чем корабль покинет порт, командам кораблей необходимо немного размяться.

По 1 матросу от команды командируйте на берег для выполнения особого задания – разгадывания кроссворда.

1 матрос - к карте – показать ответы на карте

Я бросаю мяч на тот корабль, который должен дать ответ. Капитан корабля отмечает, кто дал правильный ответ.

1. Самый большой океан:

2. Самый маленький по площади океан

3. Наибольшие глубины характерны для океана:

4. Наименьшие глубины характерны для океана:

5. Небольшую протяженность с запада на восток имеет

6. Экватор не пересекает

7. В южном полушарии лежит большая часть

8. Самый древний океан

9. Самый холодный океан

10. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей, называется:

11. К окраинным морям относятся моря:

12. Глубины в пределах шельфа не превышают:

13. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

14. Марианская впадина является частью океана:

15. Гвинейский залив омывает:

16. Самый крупный остров Земли:

А теперь вопросы посложнее.

2. Дополни определения.

  • Море – это. (часть океана, обособленная от него сушей или возвышенностями подводного рельефа)
  • Моря бывают. (окраинные, внутренние, межостровные)
  • Мелководные части океана или моря, расположенные у берега называют (материковая отмель или шельф)
  • После шельфа идет . (материковый склон)
  • Глубинная зона океана - . (ложе )
  • Глубоководный желоб – это (узкая длинная впадина, самая глубокая часть океана)
  1. Почему именно в зоне шельфа добывается 80% рыбы?
  2. Каковы особенности слоев воды, находящихся у дна океана?
  3. Почему в Северном Ледовитом океане нет глубоководных желобов?
  4. Назовите глубинные зоны Мирового океана.

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, мы уже достаточно много знаем о Мировом океане и выполненная Вами разминка это подтверждает. Сегодня мы расширим наши знания. Для этого отчалим от берега и выйдем в открытый океан. Итак: “Отдать якоря!”

Клокочет, бушует, волнуется море
Сердито и грозно, седые валы
Как вихри летают на буйном просторе
И силятся сдвинуть крутые скалы

Смотрите, смотрите – как грудью, могучей
Они, разъяренные бьют в берега!
Но вот на средину отхлынули тучей,
Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора –
Ревут ураганом, громами гремят,
Понять невозможно их чудного хора,
Но, кажется, что-то они говорят.

- О чём идёт речь в стихотворении Н.А.Некрасова? Чем вызвано это явление? (О волнах, вызванных ветром)

Да, море никогда не бывает однообразно. Оно бывает спокойно и ласково, и тогда по его поверхности бегут плавные волны. Оно бывает грозно и страшно, когда бушует шторм. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Слайд 4. Тема урока “Движение воды в океане”. Определите задачу нашего урока.

Слайд 5. Наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия.

Мировой океан находится в постоянном движении. Как вы думаете, какие силы вызывают движение воды в океане?

Слайд 7. Групповая работа.

  • 1 группа - волны ветровые
  • 2 группа – волны цунами
  • 3 группа – приливы и отливы
  • 4 группа – виды морских течений

В конце исследования ждем подробный отчет в в виде схемы, рисунка, т.е. логического опорного конспекта.

Самостоятельная работа групп.

Творческие отчеты групп.

Слайд 8 “Волны – колебания поверхности воды под влиянием различных сил”

Когда смотришь на море, кажется, что волны гонят воду прямо на тебя.

На самом деле вода в волне движется так, как показано на рисунке, т.е. вверх-вниз.

Это видно, если смотришь на чаек, когда они покачиваются на волнах.

Слайд 9. Причина волн

Учитель: Проследим причинно-следственные связи образования ветровых волн.

Mожет человек повлиять на причину?

Ученики: Нет. Это в силах природы.

Учитель: Может ли человек повлиять на следствие?

Ученики. Нет.

Учитель: Нет ветра и нет волн.

Учитель: Слайд 10. Прибой

У берега волнение усиливается. Когда волна достигает мелководья, ее основание начинает тормозится, а гребень опрокидывается. Так возникает морской прибой.

Занесем полученные сведения в бортовые журналы (тетради) (схема)

2 группа: цунами.

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот.

Учитель: О какой волне идет речь?

Учитель: О цунами нам расскажет команда 2 корабля

Слайд 12. А) понятие “цунами”

Слайд 13 Б) причины образования волн цунами

В) характеристика волны

Г) где, на побережье каких океанов возможны цунами

Д) последствия цунами.

Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения. Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние - в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

Приливы и отливы

А) Причины образования

Б) Где наблюдаются самые высокие приливы?

Заполним бортовой журнал. (схема)

Но есть в океане и загадочные волны, которые в своем проекте попытались разгадать Никулина Саша и Шавринская Валя.

Просмотр проекта “Волны-убийцы”.

Физминутка-игра.. На фоне шума моря дети должны сымитировать движения волн в море: сначала поднимают руки по очереди:

I группа, потом II, потом III и т.д

Подминаются дети I группы и садятся, потом II, потом III и т.д.

Встают и делают танцевальное движение “ВОЛНА”.

- Но в океанах существуют и другие движения.

– Сейчас мне хотелось бы зачитать Вам одно письмо, которое попало ко мне совсем случайно. Это письмо капитана дальнего плавания Христофора Бонифатьевича Врунгеля. Я думаю, что он Вам знаком.

Вам всем известно, что он великий путешественник и мореплаватель и с ним произошло немало очень интересных историй. И об одной из них он пишет в этом письме. Послушайте его.

Идем. Тишина, только волны шелестят вдоль бортов, мачта поскрипывает, а берег уходит, тает за кормой. Погода свежеет, белячки пошли по волнам, откуда-то прилетели буревестники, ветерок стал крепчать. Работает, свистит в снастях настоящий морской, соленый ветер. Вот и последний маяк остался позади, берегов как не бывало, только море кругом; куда ни взглянешь — везде море.

Спустился, выпил на сон грядущий рюмочку рому, лег на койку и заснул как убитый. А через два часа, бодрый и свежий, поднимаюсь на палубу. Осмотрелся кругом, глянул вперед. и в глазах у меня потемнело.

На первый взгляд — ничего, конечно, особенного: то же море кругом, те же чайки, и Лом в полном порядке, держит штурвал, но идёт он не в том направлении, как мы задумывали. У нас разразился страшный скандал! Мы спорили очень долго и не заметили в споре, как договорились о пари, в котором говорилось о том, что мы сможем совершить путешествие по океану, больше не поднимая паруса и не прибегая к силе двигателя. И к вам, ребята, я обращаюсь со следующей просьбой. Помогите мне разъяснить моему неучу-помощнику, можно ли это сделать и как. А я вам буду сердечно в этом благодарен.

Капитан дальнего плавания

Врунгель Христофор Бонифатьевич.”

– Мне бы очень хотелось, чтобы мы с вами помогли капитану Врунгелю в его проблеме.

– По вашему мнению, ребята, каким образом корабль смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?

(Обучающиеся предлагают различные варианты передвижения, один из них: с помощью течений).

Хороший способ передвижения – передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течениями.

4 группа Течения в океане.

Ребята с 4 корабля готовы поделиться с нами информацией о течениях.

- Так что же такое течение?

Слайд 26 - 32

А) Океанические течения – это (горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния.)

Б) Значение течений (Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.)

В) Типы течений (схема)

(Необходимо обратить внимание обучающихся на то, что ещё одной главной причиной является неодинаковая плотность воды.

6. Откройте навигационные карты и найдите основные течения Мирового океана. (1 корабль изучает Тихий океан, 2 корабль – Индийский, 3, 4 корабли – Атлантический океан) Нанесите их на контурную карту.

- Какие течения обнаружили в Тихом океане?

- Какие течения в Индийском океане?

- Какие течения в Атлантическом океане?

- Какие течения прослеживаются во всех трех океанах?

- Какие это течения по происхождению? (ветровые)

- Попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения? Есть ли закономерность в их размещении?

(Работая с атласом, обучающиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.)

7. А теперь найдите закономерности циркуляции течений.

– Посмотрите на Тихий океан. Сравните направления течений в северном и южном полушариях.

В тетрадях заполняется схема ветровой циркуляции в океане.

- Морские течения образуют в океанах замкнутые круги. Движение воды в этих кругах в Северном полушарии происходит по часовой стрелке, а в Южном – против.

Как раз на направление течений по часовой и против часовой стрелки оказывает влияние вращение Земли вокруг своей оси. Этот закон вывел учёный Кариолис. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах.

8. Работа с контурными картами.

Теперь приступаем к работе на контурной карте

1. Нанесите на контурную карту два теплых и два холодных ветровых течения.

2. Нанесите на контурные карты два стоковых течения более толстыми стрелками.

Учитель с учениками работает на контурной карте, показывая образование Перуанского стокового течения. При столкновении течения Западных ветров, которое является ветровым течением, образуется одно стоковое течение, а течение Западных ветров продолжает двигаться дальше.

Но есть случаи, когда ветровое течение в результате столкновения с материком перестает существовать, а вместо него образуются два стоковых течения. Найдите примеры на карте и покажите (Калифорнийское и Аляскинское, Куросио и Межпассатное.)

9. Рефлексия.

– Итак, ответы на все вопросы найдены. Ну а теперь надо помочь капитану Врунгелю разъяснить его помощнику Лому то, как можно только при помощи течений совершить морское путешествие.

10. Закрепление изученного.

А сейчас, мы проведем “Географические исследования”

1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15 0 ш. 145 0 в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

2) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 0 с.ш. и 70 0 з.д.

Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36 0 с.ш. и 50 0 з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

3) В какой части Атлантического океана на 50 0 -60 0 с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая пустыня мира Атакама. Объясните её образование?

Итоги исследований

Заслушивание результатов

– А теперь вернёмся к началу нашего урока. Вспомним те вопросы, которые мы поставили в начале урока. Повторим весь изученный материал по логически опорному конспекту.

1) Прочитать параграф 11,

2) Описать физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:


Презентация составлена по параграфу 11 "Движение вод мирового океана" к учебнику Е.М. Домогацких.


Содержимое разработки

Океан — это сила, свобода. Океан — это ласковый бриз. Это линия небосвода Или самый чудесный круиз. Сколько тайн он хранит — неизвестно! Но он манит, зовет и шумит. Как загадочна эта местность: Он в себе полпланеты таит!

Океан — это сила, свобода. Океан — это ласковый бриз. Это линия небосвода Или самый чудесный круиз. Сколько тайн он хранит — неизвестно! Но он манит, зовет и шумит. Как загадочна эта местность: Он в себе полпланеты таит!

? ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Подводные окраины материков Переходная зона Ложе океана Островные дуги шельф СОХ склон котловина котловина желоб

Подводные окраины материков

Ложе океана

Ответы: А 1 Б 2 В А 3 4 Б 5 В 6

Тема урока: Движения воды в Мировом океане

Движения воды

Мировом океане

Волны — колебания поверхности воды под влиянием различных сил.

Волны — колебания поверхности воды под влиянием различных сил.

 Цель : познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия. WPPilot

Цель : познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия.

Задачи: Выяснить что такое волна. Познакомится с видами волн. Определить что такое океаническое течение. Выяснить какие существуют виды течений. Узнать что является причинами движения воды в океане.

В каком направлении постоянно двигались бы океанические воды в разных широтах, если бы на Земле не было бы материков?

Цунами Причина возникновения – подводные землетрясения и извержения вулканов

Причина возникновения –

подводные землетрясения и извержения вулканов

Виды движения

Виды проявления

Причины возникновения

Основные характеристики

Высота зависит от силы ветра, при приближении к берегу образуют прибой

Высота волны растет с приближением к берегу, имеет разрушительную силу

Виды движения

Виды проявления

Причины возникновения

Основные характеристики

Колебания дна океана

Высота зависит от силы ветра, при приближении к берегу образуют прибой

Высота волны растет с приближением к берегу, имеет разрушительную силу

гребень гребень высота волны подошва длина волны Чем сильнее ветер — тем выше волны.

Чем сильнее ветер — тем выше волны.

Большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью и другими свойствами называются водными массами.

Большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью и другими свойствами называются водными массами.

Течения - это горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния

это горизонтальное перемещение воды

в океане на большие расстояния

Виды движения

Виды проявления

Причины возникновения

Основные характеристики

На пути течения встречается материк

Повторяют очертания берегов материков

Виды движения

Виды проявления

Причины возникновения

Основные характеристики

Направление течения совпадает с направлением постоянных ветров

На пути течения встречается материк

Повторяют очертания берегов материков

Течения отличаются не только температурой воды самого течения, но и зависят от температуры окружающей воды.

ТЕЧЕНИЯ По происхождению ветровые стоковые холодные теплые поверхностные глубинные донные По происхождению

По происхождению

поверхностные

По происхождению

Течения образуют круговые движения В серном полушарии по часовой стрелке В южном полушарии против часовой стрелки экватор экватор

Течения образуют круговые движения

В серном полушарии по часовой стрелке

В южном полушарии против часовой стрелки

В каком направлении постоянно двигались бы океанические воды в разных широтах, если бы на Земле не было бы материков? ?

В каком направлении постоянно двигались бы океанические воды в разных широтах, если бы на Земле не было бы материков?

До перемещения записка была на Марианских островах. А переместило ее на Филиппинские острова Северное Пассатное Течение

 В какой части Атлантического океана на 50 0 -60 0 с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ.

В какой части Атлантического океана на 50 0 -60 0 с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы?

Объяснить свой ответ.

Ответ: У берегов Европы, т.к Северную Америку омывает холодное Лабрадорское течение, а Европу теплое течение Гольфстрим

У берегов Европы, т.к Северную Америку омывает холодное Лабрадорское течение, а Европу теплое течение Гольфстрим

Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 0 с.ш. и 70 0 з.д. Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36 0 с.ш. и 50 0 з.д. а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём. б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 0 с.ш. и 70 0 з.д.

Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36 0 с.ш. и 50 0 з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить перемещение лётчика на северо-восток.

Ответ: Самолёт упал у берегов Флориды, лётчик подобран в Саргасовом море, течение Гольфстрим

Самолёт упал у берегов Флориды, лётчик подобран в Саргасовом море, течение Гольфстрим

Закрепление знаний. Тест: 1. Течение – это … а) горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния б) большие объемы воды, занимающие определенные участки океана в) совокупность всех океанов 2. Главной причиной образования поверхностных течений в Мировом океане являются: а) различия в плотности океанской воды; б) постоянные ветра; в) различия в температуре и солености. 3. На направление течений не влияет(ют): а) постоянные ветры; б) рельеф дна океана; в) очертания материков. 4. Выберите верные характеристики холодных течений: а) температура воды течения на несколько градусов ниже температуры окружающей воды; б) температура воды течения на несколько градусов выше температуры окружающей воды; в) движутся от полюсов к экватору; г) движутся от экватора к полюсам. 5. В южном полушарии течения движутся: а) по часовой стрелке б) против часовой стрелки

Закрепление знаний.

1. Течение – это …

а) горизонтальное перемещение воды в океане на большие расстояния

б) большие объемы воды, занимающие определенные участки океана

в) совокупность всех океанов

2. Главной причиной образования поверхностных течений в Мировом океане являются:

а) различия в плотности океанской воды;

б) постоянные ветра;

в) различия в температуре и солености.

3. На направление течений не влияет(ют):

а) постоянные ветры; б) рельеф дна океана; в) очертания материков.

4. Выберите верные характеристики холодных течений:

а) температура воды течения на несколько градусов ниже температуры окружающей воды;

б) температура воды течения на несколько градусов выше температуры окружающей воды;

в) движутся от полюсов к экватору;

г) движутся от экватора к полюсам.

5. В южном полушарии течения движутся:

а) по часовой стрелке б) против часовой стрелки

Ответы: 1 – А 2 – Б 3 – Б 4 – А, В 5 - Б

Домашнее задание Прочитать параграф 11 , вопросы устно Знать записи – опорный конспект урока 3. На контурную карту нанести течения: Северо-Атлантическое, Куросио, Южное пассатное, Аляскинское, течение Западных Ветров, Калифорнийское.

Домашнее задание

  • Прочитать параграф11, вопросы устно
  • Знать записи – опорный конспект урока

3. На контурную карту нанести течения:

Северо-Атлантическое, Куросио,

Южное пассатное, Аляскинское,

течение Западных Ветров,

Калифорнийское.


-80%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В ОКЕАНЕ

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В ОКЕАНЕ

ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ В ОКЕАНЕ






Ветер Течение

 Течения и ветры

Течения и ветры

 Условные знаки: Ветровые течения Сточные течения

Условные знаки: Ветровые течения Сточные течения







Причина приливов - Луна

Причина приливов - Луна

Приливы и отливы

Приливы и отливы



  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 263 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.10.2016 3613
  • PPTX 3.4 мбайт
  • 168 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Блаженов Владимир Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: Осознание роли Мирового океана для природы и человека, осознание важности применения полученных на уроке знаний в нестандартной жизненной ситуации.

Оборудование:

Карта (физическая карта мира)

Карточки с тестами

Географическая номенклатура

Течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Куросио, Южное пассатное, Аляскинское, течение Западных Ветров, Калифорнийское.

Учебный эксперимент, исследование: Какая сила заставляет воду двигаться. Вода и тепло.

Актуализация знаний

- Ребята, сегодня мы с вами расширим наши знания о Мировом океане.

Припомните, как чаще всего выглядит поверхность моря?

(Явление, когда поверхность воды становится идеально ровной)

Вода в природе находится в постоянном движении.

Водные массы Мирового океана непрерывно перемещаются.

Перед вами прозрачная емкость с водой.

В каком состоянии в ней находится вода?

А теперь кто-то один осторожно подует на воду. Что происходит?

(Образуется небольшая рябь).

А если подуть сильнее?

(Могут образоваться волны)

Изучение нового материала

Какие силы могут вызывать колебания воды?

А теперь послушайте описание волны.

О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

- Что приводит к возникновению цунами? Найдите ответ в учебнике на стр. 86-87.

(Подводные землетрясения и извержения вулканов)

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Движение вод Мирового океана). Запись в тетрадь темы урока.

Какова цель урока?

(Эталон ответа: Получить знания о видах движения вод Мирового океана, их роли на Земле).

Итак, мы с вами уже выяснили, что волны бывают ветровые и сейсмические.

Занесем полученные сведения в таблицу. (Заполняется первая часть таблицы)

Высота зависит от силы ветра, при приближении к берегу образуют прибой

Колебания дна океана

Высота волны растет с приближением к берегу, имеет разрушительную силу

Давайте рассмотрим строение ветровой волны:

(Работа с интерактивным рисунком)

Поместите чайку на гребень волны.

Измерьте длину волны.

Определите высоту волны.

Что такое подошва волны?


Но в океанах существуют и другие движения…

Что способствует их образованию?

Проведем эксперимент:

Наполним емкость холодной водой.

Капнем несколько капель чернил в маленькую баночку, наполненную горячей водой и закроем баночку.

Опустим баночку на дно большой емкости и снимем крышку.

Что мы наблюдаем?

Окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх. Через некоторое время окрашенная вода смешивается с холодной и опускается вниз.

Почему это происходит?

Тепло увеличивает скорость движения молекул воды. Они отталкиваются друг от друга. Вода становится менее плотной и поэтому более легкой. Горячая окрашенная вода, как более легкая некоторое время (пока не остынет), плавает над холодной.

Какими свойствами обладает вода?

(Температура, плотность, соленость)

Большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью и другими свойствами называются водными массами.

А теперь мы с вами переносимся в 1769 год. Крупный американский ученый и общественный деятель Бенджамин Франклин, будучи заместителем министра почты по колониям в письме к министру почт Великобритании, дает ответ на запрос, почему четырем пакетботам, перевозившим почту из Фалмута (Англия) в Нью-Иорк, требовалось семь недель для того, чтобы пересечь Северную Атлантику, в то время как тяжело груженные торговые суда, возвращаясь в Англию, совершали переход за пять недель.

Как вы думаете, какое объяснение дает Франклин? Для подготовки ответа воспользуйтесь физической картой.

(Эталон ответа: продвижению судов способствует течение Гольфстрим, которое движется в направлении с юго-запада на северо-восток)



Норвежский путешественник Тур Хейердал хотел доказать, что между Старым и Новым Светом существовали древние связи еще задолго до плавания Колумба. С этой целью Хейердал переплыл океан на папирусной лодке, копии древних египетских лодок. Посмотрите маршрут его путешествий, как путешественнику удалось пересечь Атлантику?



(Атлантический океан был пересечен с помощью океанических течений)

А для чего еще могут послужить течения?

(Течения используют для доставки бутылочной почты)

Но, для того чтобы воспользоваться течениями нужно о них знать.

Как вы считаете, что нужно знать о течениях?

(Обучающиеся предлагают вопросы):

– Что называется океаническими течениями?

– Как возникают течения?

– Какие бывают виды течений?

– Как распределяются течения по поверхности океанов?

А теперь с помощью текста учебника и карт атласа найдите ответы на поставленные вопросы и продолжите заполнение таблицы.

Читайте также: