Духовная жизнь в 20 е гг конспект 9 класс

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Духовная жизнь СССР в 20-е годы.doc

Урок истории в 9 классе

Тема: Духовная жизнь СССР в 20-е годы

Цель урока: привлечь учащихся к пониманию и критическому осмыслению процессов духовной жизни России в 20--е гг. XX столетия, которые привели к жестокой ломке государственных, общественных, культурных устоев страны.

обучающие:

познакомить учащихся с

· мероприятиями советской власти относительно ликвидации безграмотности, отношения к интеллигенции, Православной церкви (расправы над духовенством, изъятие церковных ценностей, поругание обителей);

· жизнью и деятельностью священнослужителей в лагерях.

развивающие:

· навыки переработки информации (умение сворачивать информацию);

· навыки творческого мышления (перенос, видение проблемы, видение структуры темы);

· умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности.

воспитательные:

подвести учащихся к:

· осознанию ценности личности, каждого мнения, умению выслушать это мнение;

· помочь в определении собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности.

Тип урока: комбинированный с изучением нового материала

Форма урока: урок - диалог

План проведения урока:

1.Борьба с неграмотностью

2.Власть и интеллигенция

3.Партийный контроль за духовной жизнью

5.Большевики и церковь

6.Начало нового искусства

1. Проверка домашнего задания: (5 минут)

- Когда был создан Союз Советский социалистических Республик? 30.12.1922

- Когда была принята первая Конституция ССР?31.01. 1924 г.

- Какие страны вошли в СССР? (Россия, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Польша, Финляндия, Дальневосточная республика, Хорезмская, Бухарская, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия)

- Почему национальная политика СССР воспринималась русским населением отрицательно? (угнетение русских)

- На международном политическом уровне статус СССР поднялся, как вы думаете, почему?(Не подписание рапальского договора в 1922 г., выдвинули встречные претензии)

- Каким образом правительство СССР выстраивало дружественные отношения с ранее вражескими странами? (было подписание ряд договоров о прощении долгов, заключение договоров о межународной торговли и т.д.)

- Какие разногласия были между большевиками и меньшевиками по поводу управления государством? (Большевики считали что политика и власть должна принадлежать одной партии, т.е им, а меньшевики считали что партия должна заботится о населении и не вмешиваться в политику)

- Кто такой И.В. Сталин и почему именно он стал генеральным секретарем? Родился в 1879 году был яростным большевиком.

- Когда умер В.И. Ленин и кто стал на его пост? 21января 1924 г. на пост генерального секретаря И.В. Сталин после упорной борьбы с Л. Троцким.

Изучение новой темы:

I. К началу 20-х гг. перед большевиками неоднократно возникал вопрос, что нужно сделать, чтобы заставить народ думать, так как нужно большевикам? Как доставить в сознание людей ту информацию, которую пытаются донести? Ответ на данные вопросы могла дать только культурная революция.

- Как вы думаете, почему именно культурная революция должна была повлиять на умы простых рабочих и крестьян?

- Если бы вы находились на месте Ленина, какие вы поставили бы цели перед культурной революцией?

Культурная революция предусматривала:

-создание социалистической системы народного образования и просвещения;

-формирование новой, социалистической интеллигенции, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.

Работа с текстом учебника:

Давайте поведем итоги по борьбе с неграмотностью:

¨ создаются при университетах и институтах рабочие факультеты (рабфаки),

¨ открывались школы, ликвидировалась безграмотность.

К 1925 году выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями. Так началось создание советской интеллигенции. Какой же хотела видеть власть советскую интеллигенцию?

(слайд № 7) Задание 2

Таким образом, большевикам для реализации планов модернизации страны необходим был интеллект, но интеллект послушный. Нужны были врачи, профессора, изобретатели, ученые, учителя и одновременно послушно выполняющие партийные команды. Как же встретила пролетарскую революцию интеллигенция Серебреного века.

Многие культурные деятели Серебреного века эмигрировали в другие страны. Но не все избрали участь эмигрантов, многие и остались на Родине (слайд)

Были и такие которые приветствовали культурную революцию .


Партийный контроль над духовной жизнью

После Гражданской войны и событий в Кронштате большевики стали больше уделять внимание контролю над духовной жизнью общества. Так в августе 1921 года состоялся судебный процесс над Петроградской боевой организацией. Ее активными участниками были объявлены известные российские ученные и деятели культуры. В результате данного процесса ученый-химик М.М. Тихвинский и поэт Н.С. Гумилев были расстреляны.

В 1922 году из страны были выдворены 160 ученных и философов из-за того, что не разделяли идеологических установок большевизма.



Представляется слайд № 14, мероприятия партии в духовной жизни страны. Учитель задает вопрос: Каким последствиям, могли привести данные мероприятия?

Большевики стремились уничтожить всех конкурентов,

- С какими целями предлагал Ленин провести изъятие церковных ценностей?(слайд № 15-16)

Внутри церкви- раскол. Усилилась антирелигиозная пропаганда. Так партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь страны.


На Церковь обрушивались все новые и новые запреты:

-повсеместно закрывались храмы;

-конфисковалось имущество церкви для революционных нужд;

-дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.


1. Какое значение придавала советская власть строительству новой школы? Какие положительные и отрицательные стороны имел этот процесс?

2. В чем вы видите причины неприятия значительной частью российской интеллигенции Октября 1917 г.? Каковы мотивы тех, кто признал неизбежность революции?

3. Почему именно с переходом к нэпу резко ужесточилось отношение власти к старой интеллигенции?

4. Каковы причины гонений, направленных против православной церкви и ее служителей?

5. Расскажите о достижениях русской культуры этого периода. Обратите внимание и на процессы, происходившие в эмиграции.

1.Когда был принят Декрет о введении в РСФСР всеоб­щего начального обучения:

а) в октябре 1917 г.; б) в декабре 1919 г.; в) в августе 1925 г.?

2.Кому из видных русских ученых были согласно поста­новлению СНК РСФСР от 24 января 1921 г. предоставлены персональные льготы:

а) И. В. Мичурину; б) К. А. Тимирязеву; в) И. П. Павлову?

а) о К. Бальмонте; б) о А. Блоке; в) о В. Брюсове?

а) 3. Гиппиус; б) А. Блоку; в) И. Бунину?

5.Какой известный поэт был расстрелян за принадлежность к антисоветской организации в августе 1921 г.:

а) А. Блок; б) Н. Гумилев; в) О. Мандельштам?

6.За что в 1922 г. большевики выслали из страны боль­шую группу интеллигенции:

а) за открытое неприятие ими нравственных принципов боль­шевизма;

б) за организацию разветвленной сети антисоветских орга­низаций;

в) за резкую критику новой экономической политики?

а) В. И. Дени; б) Д. С. Моор; в) В. В. Маяковский?

а) К. Марксу; б) Дж. Гарибальди; в) А. Н. Радищеву?

9.Какой кинофильм известного советского режиссера был отмечен золотой медалью на Парижской выставке искусств в 1926 г.:

10.Кто из русских писателей вернулся из эмиграции в Со­ветскую Россию в 1923 г.:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок истории по теме:ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР в 20-е годы: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИрасчитан на учащихся 9-х классов средних школ. Цель урока: Помочь учащимся целостно сформировать представление о причинах идеологического наступления на культуру в 20-е годы. Урок является комбинированным и первая его часть предполагает повторение пройденной темы

Василенко Тамара Серафимовна МБОУ г. Иркутска школа №68

История России 9 класс

Тема: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПОТЕРИ

Цель уроков: сформировать у учащихся представление о причинах идеологического наступления на культуру.

Основные знания: перестройка народного образования; взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви; достижения и потери русской культуры в 20-е гг.

Оборудование уроков: альбомы по искусству; цветная вклейка в учебнике; рабочая тетрадь (вып. 1, § 23—24); хрестоматия.

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания, провести проверочное тестирование.

План изучения нового материала

1. Борьба с неграмотностью. Строительство новой школы.

2. Положение научно-технической интеллигенции.

3. Творцы Серебряного века в Советской России. Первая волна эмиграции.

5. Власть и церковь в 20-е гг.

7. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.

1. Проблема борьбы с неграмотностью и строительства новой школы изучается путем сочетания рассказа учителя с выполнением заданий 1 (с. 106), 2 (с. 107—108), 3 (с. 108—109) в рабочей тетради (вып. 1).

2. Второй вопрос учитель объясняет, опираясь на материал учебника и используя следующие документы:

Из декрета СНК об улучшении быта ученых (6 декабря 1921 г.)

В дополнение к существующим видам вознаграждения научных работников установить дополнительное академическое обеспечение.

Установить премирование научных, научно-учебных и научно-популярных работ.

Дополнительное академическое обеспечение ввести с 1 января 1922 г.

. Немедленно принять меры к установлению упрощенного порядка получения разрешения для ученых на выезд за границу.

. Установить порядок получения научными работниками изданий из-за границы.

Из частного письма

Затем учащиеся отвечают на вопросы: какова была политика большевиков по отношению к русским ученым? Какие крупнейшие представители русской науки стали активно сотрудничать с советской властью и какими соображениями они при этом руководствовались?

3. Вопрос об отношении представителей Серебряного века к большевистскому режиму можно изучить методом эвристической беседы. Учитель объясняет, что в рядах крупнейших представителей творческой интеллигенции наметились три подхода к власти большевиков. Как вы думаете, какие? С какими чертами режима большевиков не могли смириться многие представители творческой интеллигенции? Какой удел они избрали? Учитель называет фамилии этих людей. Кто из представителей Серебряного века воспел революцию и в каких произведениях? Каковы были аргументы тех, кто принял советскую власть? В чем заключалась промежуточная позиция?

Далее учитель подчеркивает, что в первые годы советской власти творческая жизнь в стране была достаточно свободной. В подтверждение можно привести отрывок из воспоминаний Н. А. Бердяева:

«Годы, проведенные в Советской России, в стихии коммунистической революции, давали мне чувство наибольшей остроты и напряженности жизни, наибольших контрастов. Я совсем не чувствовал подавленности. Я. был духовно активен. Даже когда была введена обязательная трудовая повинность, пришлось чистить снег и ездить за город для физических работ, я совсем не чувствовал себя подавленным и несчастным, несмотря на то, что привык к умственному труду и чувствовал физическую усталость. Я даже видел в этом правду, хотя и дурно осуществляемую. Хотя я относился довольно непримиримо к советской власти и не хотел с ней иметь никакого дела, но я имел охранные грамоты, охранявшие нашу квартиру и мою библиотеку.

Однако в 1921 г. обстановка резко изменилась. Учитель приводит факты, изложенные в учебнике. Как вы думаете, почему ужесточился идеологический режим в стране? Учащиеся должны связать это явление с переходом к нэпу. Учитель рассказывает о высылке из страны крупнейших российских ученых. Каковы были причины этому? Какое последствие имело это событие для дальнейшей судьбы России?

«Миссия русской эмиграции, доказавшей своим исходом из России и своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за страх, но и за совесть не приемлет ленинских градов, ленинских заповедей, миссия эта заключается ныне в продолжении этого неприятия.

Далее можно организовать дискуссию о том, какой взгляд на Советскую Россию представляется более конструктивным. Обоснуйте свою точку зрения.

5. Проблему взаимоотношений власти и церкви в 20-е гг. учитель объясняет, опираясь на текст учебника и подборку документов, помещенных в хрестоматии и учебнике.

6. Наиболее желательным вариантом при освещении шестого вопроса является использование компьютерного варианта учебника. Если подобной возможности нет, вопрос излагается учителем в пределах материала учебника с привлечением записки заместителя заведующего отделом агитации и пропаганды ЦК РКП(б) Я. А. Яковлева, помещенной в хрестоматии. Затем учащиеся выполняют задания 6, 7 (с. 111), 8 (с. 112) в рабочей тетради (вып. 1).

7. Седьмой вопрос учитель объясняет, опираясь на материал учебника. В процессе изложения нового материала можно подчеркнуть, что приметой революционного времени был так называемый новояз — новый язык, характеризующийся непомерным употреблением различных сокращений, и попросить учащихся привести конкретные примеры. Рассказывая о новых именах, учитель может предложить ответить на вопрос: как расшифровываются популярные в 20-е гг. мужские и женские имена — Вил, Красарма, Владлен, Марлен, Мирра? Приведите собственные примеры.

В заключение можно предложить проблемный вопрос: в чем вы видите преимущества и недостатки культурной жизни советского общества в 20-е гг. по сравнению с дореволюционной Россией?

Задание на дом. § 23—24 и вопросы к нему. Задания 4 (с. 109), 5 (с. 110—111) в рабочей тетради (вып. 1). Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.


Раскрываем многообразие и противоречивость духовной сферы общественной жизни СССР: достижения и проблемы в развитии образования, науки, литературы и искусства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Духовная жизнь советского общества в 1920 - 1930-е гг."

Духовная жизнь советского общества в 1920 – 1930-е годы

Ключевые вопросы:

1) Назовите главные задачи культурной революции в СССР.

2) Перечислите достижения в сфере образования.

3) Какие изменения в советской системе образования произошли в середине 1930-х годов? Как вы думаете, с чем это было связано?

4) Какие две противоречивые тенденции проявлялись в развитии науки?

5) Каким образом осуществлялся контроль над развитием литературы и искусства?

6) Назовите имена выдающихся деятелей советской науки и культуры этого периода.

По мнению классиков марксизма для построения коммунизма необходимо несколько условий.

Во-первых, победа пролетарской революции, ликвидация частной собственности как основы эксплуатации и неравенства.

И в-третьих, формирование нового коммунистического сознания, нового человека, готового эти самые способности бескорыстно ставить на службу обществу.

Поэтому большевистская программа построения социализма включала в себя, кроме индустриализации и коллективизации, культурную революцию.


Её главной целью как раз и было формирование нового человека – строителя светлого коммунистического завтра. Но в первую очередь необходимо было решить более насущную задачу: ликвидировать неграмотность в стране и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Уже 27 октября 1917 года, на следующий день после II Всероссийского съезда Советов, была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и должна была руководить системой народного образования и культуры. 26 декабря 1919 года был подписан декрет, который обязывал всё население страны от 8 до 50 лет овладеть грамотой. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.


Наркомат просвещения получил право привлекать всех грамотных граждан к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Дети должны были учиться грамоте в школах. Всеобщее начальное образование – вот цель, которая ставилась правительством. Но для её достижения необходимо было преодолеть несколько проблем. В условиях послевоенной разрухи не хватало школьных помещений.


Около 7 миллионов детей оказались беспризорными. Их нужно было как-то обустроить, привести с улицы в школы. Кстати, борьбу с беспризорностью возглавил главный чекист страны Феликс Дзержинский. Фактически всеобщее начальное обучение детей в СССР было введено лишь к сентябрю 1930 г.


Для молодёжи старше 16 лет и взрослых создавались пункты и школы ликвидации неграмотности.


В вузы вначале (в 1918 г.) планировалось принимать всех желающих граждан старше 16 лет, причём справки о законченном среднем образовании не требовалось. Когда оказалось, что желающих учиться в университетах и институтах больше, чем мест в них, предпочтение стало отдаваться детям рабочих и крестьян, то есть вновь появился отбор по классовому признаку, но теперь (в отличие от дореволюционной России) в пользу трудящихся. Но этим молодым людям часто не хватало базового образования, общих знаний. Для ускоренного прохождения ими курса средней школы в 1919 году стали создаваться рабфаки (рабочие факультеты).


Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов. Всего в 1940 году в вузах и техникумах обучалось 1 миллион 800 тысяч студентов. По их количеству СССР вышел на первое место в мире.

Но неизменным в ходе этих реформ и преобразований оставался партийный идеологический контроль над системой образования, классовый подход.

После Октябрьской революции и Гражданской войны сократился научный потенциал России. Большевики старались привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто имел мировое признание и мог способствовать укреплению обороны и экономики страны, даже если они не разделяли идеи марксизма. Можно назвать, например, физиолога Ивана Павлова, химика Николая Зелинского, гео- и биохимика, создателя теории ноосферы Владимира Вернадского, отца российской (да и не только российской) космонавтики Константина Циолковского.



Развитие страны требовало новых технических разработок, опирающихся на научные исследования. Росло количество научно-исследовательских институтов. В 1937 году их насчитывалось 867, открывались филиалы Академии наук СССР. Благодаря росту общего уровня образованности населения, в науку приходили новые талантливые исследователи. Назовем некоторые из достижений советской науки 20 – 30-х годов.

Учёным, опередившим сове время, можно назвать Александра Чижевского.


В 20 лет он защитил докторские диссертации по биологии и истории. Он объединил эти две науки, создав две новые – гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Выдающийся российский и советский математик, физик, геофизик Александр Фридман разработал теорию нестационарной Вселенной.


Согласно этой теории Вселенная постоянно сжимается и расширяется с периодом в 10 миллиардов лет. Инженер, ученый Юрий Кондратюк рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне.


На основе его расчётов, американские астронавты уже в 1960-е годы высадились на спутнике нашей планеты. Важные открытия в исследованиях атомного ядра были сделаны под руководством академика Абрама Иоффе. Одним из создателей ракеты на жидком топливе стал Фридрих Цандер.






В начале 30-х годов весь этот плюрализм (многообразие) был ликвидирован. В 1934 году был создан Союз писателей СССР. Первым председателем его правления стал Максим Горький. Авторы, не принятые в Союз не имели шансов увидеть своё произведение напечатанным. Подобные творческие союзы создавались и в других сферах искусства: Союз художников СССР, Союз советских композиторов СССР, Союз советских архитекторов. Насаждался метод социалистического реализма. Он требовал от творца служить своими произведениями интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов. То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения. Те таланты, которые не вписывались в стиль соцреализма, были в немилости у властей. Жёсткий контроль сдерживал, но не останавливал развитие литературы и искусства. Появилось много новых талантливых авторов.



Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе дается представление о крутом повороте в политике советского руководства по отношению к культуре, сутью которого являлось ее огосударствление.

Идет развитие у учащихся критического мышления в оценке противоречивых явлений советской действительности в 1930-е гг.

Воспитывается чувство сопричастности и толерантности к сложным и неоднозначным периодам отечественной истории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Учитель истории Чурсина Ирина Олеговна

Цель урока: дать представление о крутом повороте в политике советского руководства по отношению к культуре, сутью которого являлось ее огосударствление.

Развивать у учащихся критическое мышление в оценке противоречивых явлений советской действительности в 1930-е гг.

Воспитывать чувство сопричастности и толерантности к сложным и неоднозначным периодам отечественной истории.

Случалось ли вам сталкиваться с мнением старших о том, что в прежние времена все было иначе: и люди целеустремленнее, и молодежь сознательнее, и искусство нравственнее? С чем вы это связываете? (Предполагаемый ответ – роль идеологии).

На рубеже 20 - 30-х гг. в СССР осуществляется крутой поворот в политике Советского руководства по отношению к культуре. Определяющей линией становится ее огосударствление. Только в 1928 – 1934 гг. ЦК опубликовал около 60 постановлений, охватывающих практически все области культурного строительства.

Задание: Перед вами на партах «Рабочий лист ученика. Выполните первое типовое задание ЕГЭ на соотнесение характерных признаков событий и явлений.

Воспитание человека нового советского общества

Переход ко всеобщему высшему образованию

Воспитание уважения к традициям русской культуры

Вопрос: Из курса истории нам известно о грандиозных масштабах социалистической индустриализации и коллективизации. Предположите, какова могла быть основная задача культурной революции в области формирования сознания советских людей.

Стр. 15. Выпуск 1. «Царская Россия была тюрьмой народов. Нерусские народы, составлявшие более половины населения страны, подвергались еще более тяжелому гнету, чем русские рабочие и крестьяне …

Б) Прочтите отрывок из документа и укажите период, к которому относится упомянутое в нем событие:

1920 г.; 2.1930 г.; 3. 1940 г.; 4.1950 г.

Считаете ли вы, учитывая их огромное патриотическое воздействие на сознание советских людей в условиях предвоенного десятилетия, правомерной политику партийного руководства в своеобразной подаче исторической информации? Может ли быть это оправданным?

III. Феномен социалистического реализма.

В) Прочитайте отрывок из документа и кратко ответьте на вопросы С1 и С2.

С1. Как называется описываемый в тексте художественный метод литературы и искусства? (Ответ – социалистический реализм). Какую должность в Советском государстве занимал автор письма? (Ответ: нарком просвещения).

С2. В чем состоит суть этого метода? Назовите не менее трех особенностей данного метода. (Предполагаемый ответ: пропаганда идеалов социализма, восхваление партии и народа на фронтах индустриализации и коллективизации, критика чуждого советскому народу буржуазного образа жизни).

Учитель: Метод социалистического реализма стал творческой программой советских литераторов. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. И тем не менее литература 1930-х гг. представлена значительными произведениями. Огромный вклад в создание социально-психологического феномена внес и кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. Причем, советский кинематограф (художественный и документальный) не имел такого опыта как русская литература, театр, живопись. Он рождался вместе с революцией и имел ошеломляющее воздействие на массовое сознание. В этом, пожалуй, и состоит сам феномен явления. Согласны ли вы с этим? (выслушиваем мнения, используем методику «Шесть шляп мышления).

По замыслам идеологов сталинской эпохи, искусство, как средство пропаганды, должно было обеспечить программу социалистического строительства. В произведениях создавалась привлекательная картина всенародного энтузиазма и счастливой жизни строителей социализма. Это искусство во многом оказалось созвучно настроениям миллионов людей. Зримые перемены к лучшему (особенно успехи индустриализации) порождали подлинный энтузиазм, веру в светлое будущее. Правду о настоящей цене успехов, о колоссальных жертвах, об убогом быте, а то и голоде невозможно было донести до людей.

Мирового признания добилась советская физическая школа. Она была представлена именами С.И. Вавилова, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицы, братьями Курчатовыми и др.). Известен вклад советских ученых-химиков Н.Д. Зелинского, Н.С. Урнакова, С.В. Лебедева и многих других. Вместе с тем, идеологический пресс пагубным образом отразился на состоянии ряда наук. Особенно пострадала генетика.

В сфере литературы, писатели, чье творчество шло вразрез с официальной доктриной, просто запрещались. К их числу были отнесены Есенин, Ахматова, Цветаева, Булгаков, Зощенко, Платонов. Подверглись гонениям и были репрессированы О. Мандельштам, С. Третьяков, С. Клычков, В. Наседкин.

Архитектуре был нанесен урон грандиозными разрушениями храма Христа Спасителя, Сухаревской башни, Красных и Триумфальных ворот, Чудова и Воскресенского монастыря в Кремле. При этом следует учесть и духовные потери от подобного рода деяний.

(после того, как ученики сделали собственный выбор – на заключительном слайде постепенно появляется портрет Сталина. Учитель предлагает осмыслить появление данного слайда)

Читайте также: