Деление с остатком решение задач конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Личностные: формирование способности к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Тип урока : Изучение нового материала

Этап урока. Методы и приемы.

Организационный момент

Словесный: слово учителя

Здравствуйте, ребята! Давайте повернемся к гостям, улыбнемся, улыбнитесь мне и друг другу.

Я желаю вам хорошего настроения! Всем удачи!

Актуализация знаний

1.Ребята, у меня в коробке 17 конфет. Как разделить 17 конфет между вами поровну?

Сколько получит каждый? (по 2)

Все ли конфеты разделили? (нет)

Почему? (потому что делили поровну)

Сколько осталось? (3) Так что такое 3? (остаток)

2. 10 карандашей раздать трем девочкам. Как это сделать?

Самоопределение к деятельности

Практическое выполнение упражнений

Задание: Теннисные мячи упакованы в коробки по 5 штук. Сколько коробок понадобится для теннисных мячей, а сколько не поместится?

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке идёт работа по рассмотрению приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток, продолжается работа по усвоению взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком; совершенствуется навык табличного и внетабличного умножения и деления.

Конспект урока

Тема: Деление с ос­татком. Решение задач (3 класс)

Формируемые умения/ личностные качества

(планируемые результаты обучения)

- Формировать умение делить с остатком, используя разные способы;

- Совершенствовать владение приёмами табличного и внетабличного умножения и деления.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;

Способствовать развитию самооценки;

Формировать уважительное отношение к мнению других людей.

Регулятивные УУД:

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

или учиться определять границы собственных знаний; Оставить что-то одно

Ставить учебную задачу, понимать её практическую значимость.

Планировать совместно с учителем свои действия;

Организовывать свою деятельность, в соответствии с составленным планом;

Оценивать связь между целью деятельности и её результатом;

Познавательные УУД:

Проводить наблюдения за объектами предмета,

Вычерпывать информацию, представленную схематически;

Анализировать, сравнивать объекты, делать умозаключения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Учиться формулировать цель деятельности на уроке;

Сотрудничать с учителем, одноклассниками;

Отвечать на вопросы учителя.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Продолжить работу по рассмотрению приёма деления чисел в случаях, когда получается остаток, продолжить работу по усвоению взаимосвязи компонентов и результата при делении с остатком; совершенствовать навык табличного и внетабличного умножения и деления.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, разноуровневые карточки для групповой работы.

1)Орг. момент.

2) Постановка цели и задач урока, мотивация к учебной деятельности учащихся.

- В жизни нам часто приходится распределять какие-то предметы на группы. Какое арифметическое действие мы при этом выполняем? (Деление.)

- Чтобы не обижать друг друга, каким правилом распределения предметов между собой пользуются люди ? (Делить поровну).

- Над какой проблемой работали на прошлом уроке?

- Готовясь к уроку, я столкнулась с такой проблемой – в классе 25 человек. Как разделить 25 человек на 4 группы поровну?

- Как вы думаете, какая тема урока, и какую цель мы будем преследовать на уроке?

Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Деление с остатком " и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

3) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

- Каждый день мы сталкиваемся с различными трудностями, в том числе и в профессиональной деятельности. Где в жизни вам может пригодиться деление с остатком? Приведите примеры. А теперь решите устно следующие задачи.
- Из 9 метров ткани сшили 2 костюма. Сколько метров пошло на 1 костюм и сколько метров осталось?
- Из 19 цветов составили 5 букетов. Сколько цветов в 1 букете и сколько цветов осталось?

4) Воспроизведение знаний, умений и навыков, необходимых для учебной деятельности (работа в группах).

1 группа - Найдите ошибки в примерах, докажите правильность ваших вычислений. Запишите решение правильно.

В каких выражениях применили 1 способ деления с остатком – подбор неполного частного, а в каких выражениях 2 способ – подбор делимого?

25:3 = 7 (ост.4) 58:9 = 7 (ост.5) 67 : 8 = 8 (ост. 3)

100 : 33 = 2 (ост. 34) 29 : 7 = 4 (ост. 3) 23 : 3 = 8 (ост. 1)

2 группа - Решите задачи:

1) Какое наибольшее число порций мороженого по 6 рублей можно купить на 40 рублей? 40 : 6 = 6 (ост.4)

2) Как разложить 17 тетрадей на 3 стопки поровну? 17 : 3 = 5 (ост.2)

3) Одна белка нашла 37 грибов и развесила их сушиться на 8 веток. Сколько грибов на каждой ветке? 37:8=4(ост.5)

4) 22 снежинки, кружась в зимнем вальсе, опустились на 7 еловых веток. Сколько снежинок оказалось на каждой ветке? 22:7=3(ост.1)

3 группа – Выполни вычисления, вставив подходящие числа в окошки. Докажите правильность ваших вычислений.

36 :  = (ост.1) 51 : = 7 ( ост. )

 : 9 = 7 (ост.4)  : 6 = 6 (ост. 3)

7 : 5 = 9 (ост. ) 5 : 8 = 7 (ост. )

4 группа – Составьте задачу, решением которой является выражение 37 : 5 и решите её. Какие могут быть остатки, если делитель равен 5?

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

56 : 9 = 45 : 8 = 96 :16 =

: 5 = 83 : 40 = 63 : 5 =

Когда карточки вернутся к первоначальным группам, представители от каждой группы выходят к интерактивной доске. Объясняют с доказательством правильность выполненных заданий.





5) Обобщение и систематизация знаний. Работа в группах.

1 группа – Используя данные высказывания, составьте алгоритм выполнения деления с остатком:

Найдём самое большое число (но меньше делимого), которое можно разделить на делитель без остатка

Разделим это число на делитель. Это значение неполного частного.

Вычтем разделившееся число из делителя – это остаток.

Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.

Разделим это число на делимое. Это значение неполного частного.

( алгоритм разрезан на полоски, одно высказывание лишнее)

2 группа – Из данных выражений выберите верные условия деления с остатком ( высказывания записаны на отдельных полосках)

Остаток должен быть меньше делителя

Остаток должен быть больше делителя

Если частное умножить на делитель и прибавить остаток, то должно получиться делимое

Если частное разделить на делитель и прибавить остаток, то должно получиться делимое

3 группа – Составьте алгоритм проверки деления с остатком

1. Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель)

2. Делитель умножаем на частное.

3. К полученному результату прибавляем остаток.

4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.

5. Делитель делим на частное.

( алгоритм разрезан на полоски, одно высказывание ложное)

4 группа - выберите схему, которая больше подходит для деления с остатком и его проверки

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Хлусова ЮМ_Матем._3класс_НТПК1_НТагил.docx

Автор: Хлусова Юлия Михайловна

Образовательная система: Школа России

Предмет: Математика, М.И.Моро, часть 2

Продолжительность урока: 45 минут.

Тема: Деление с остатком. Решение задач.

Тип урока : урок обобщение знаний

Цель: совершенствование навыков деления с остатком с опорой на знания табличного умножения и деления.

Задачи урока:

Проверить знания и умения учащихся применения алгоритма деления числа с остатком;

Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

Формировать навыки анализа задачи, умений решать логические задания.

Развивающие:

Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;

Способствовать развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.

Личностные:

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

Самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие

коммуникативные средства; использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Технологии: ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

Методы: упражнения, демонстрация, инструктаж, проблемный, частично-поисковый, поощрение., наказание

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, линейки; конверты с фигурами (мерки (1кв.см и 1 кв.дм) по одному на пару.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, домашнее задание.

-Что вы изучали на прошлом уроке?

Приветствуют учителя, показывают домашнее задание.

Отвечают на вопрос учителя:

-Деление с остатком.

Регулятивные: контроль;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Постановка цели и задач урока.

Мотивация и целеполагание

- Как называются компоненты при делении? (делимое, делитель, частное)

-Каким должен быть остаток? (при делении остаток всегда должен быть меньше делителя)

Просит решить задачу в стихах .(слайд 1)

В поле пчелки летали,
Лепестки цветов считали.
На одном цветке их пять.
Сможете вы сосчитать,
Сколько будет лепестков,
Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30)

- А теперь расскажите всё, что вы знаете об этом числе 30.

-Из каких цифр состоит это число?(3 и 0)

- какие числа делится число 30? (на5,6,10, 3)

Просит открыть тетради, записать число и классная работа.

-Разделите число 30 на 7(в тетради). Какой результат у вас получился?

-Как вы думаете, над чем мы с вами будем сегодня работать?

-Сегодня мы продолжим работу над делением с остатком. (слайд 2 )

Решают задачу со слайда

Учавствуют в игре, анализируют число 30.

Записывают в тетради дату.

Отвечают на вопрос учителя по предыдущей теме урока.

Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция ;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации;

Владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации; Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной

Анализ с целью выделения признаков.

основному этапу занятия

Предлагает повторить правило деления с остатком, и по цепочке каждый учащийся выходит к доске и решает по одному примеру:

25:7 56:9 41:7 46:9 39:10 21:5 29:2 30:4

8:6 48:9 34:9 46:8 48:10 12:7 35:6 38:9

71:5 35:2 49:5 85:9

67:10 25:3 43:8 52:9

Каждый учащийся по цепочке выходят к доске и решают примеры. Проверяют коллективно.

Регулятивные:

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации;

Свободная ориентация и восприятие текста;

Построение логической цепи рассуждений;

4.Усвоение новых знаний и способов действия

Просит открыть учебникна стр. 35 , №21 (групповая работа)

Дает письменное задание в тетради:

1)Запиши по 3 числа при делении которых на 7 в остатке получится 5; 3.

2) Просит посмотреть на № 24 на стр. 33 и начертить прямоугольник в тетради.

3) Учитель вызывает одного учащегося к доске, другие выполняют в тетрадях. Дает условие задачи на слайде (слайд 3): Мама собрала 8 корзинок смородины, по 3 кг в каждой корзинке. Из 14 кг она сварила варенье. Сколько еще килограммов смородины осталось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) Развивать познавательный интерес, логически думать.

4) Воспитывать любовь к природе.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

- Вчера мы ходили на экскурсию в лес.

- Что Вам больше всего понравилось?

- А сейчас посмотрим презентацию, вспомним увиденное на экскурсии в музыкальном сопровождении.

III. Устный счёт.

Ребята, хотите опять слепить снеговика? Вам предстоит решить задачи. За каждую решённую задачу я буду прикреплять на доску деталь снеговика.

В лесу мы видели белок. Белки — труженицы. Одна белка заготовила 37 грибов и разместила их в дупла 8 деревьев. Сколько грибов в каждом дупле дерева?

37 : 8 = 4 (ост.5) 5

Какие два правила необходимо знать, чтобы верно выполнить деление с остатком?

1. При делении с остатком получаем два числа: неполное частное и остаток.

2. Остаток меньше делителя.

Из леса для строительства дома нужно привезти 43 бревна. На машину можно положить не больше 4 брёвен. Сколько раз придётся съездить в лес, чтобы привезти все брёвна?

Какие удобные и хорошие кормушки изготовили вы для птиц.

- А что птицам страшнее холод или голод? 28 синичек слетелись на кормушки по 5 птичек на каждую. Сколько синичек обедали на каждой кормушке?

28 : 5 = 5 (ост.3) 3

- Ребята, а вы думаете синички не пустили ещё трёх в кормушку?

- Синичка прислала Вам письмо! Прочитайте его.

Ребята, твердите каждый день слова:

спасибо,

извините,

позвольте,

разрешите,

пожалуйста,

я Вас благодарю.

Ребята, а какие красивые ели в Бутовском лесу.

- Лесник высадил 51 ёлочку по 9 штук в каждом ряду. Сколько рядов елей получилось?

51 : 9 = 9 (ост. 2) 2

- Какие остатки могут быть, если делитель 9?

Дети собрали для уроков труда 19 еловых шишек. Из них сделали 6 поделок. Сколько шишек потребовалось на одну поделку?

22 снежинки кружась в волшебном танце, опустились на 7 веток берёзы. Сколько снежинок оказалось на каждой ветке берёзы?

- Какие правила необходимо знать при делении с остатком?

Молодцы, ребята, какого красивого снеговика слепили.

- Полюбуемся на снеговика и выполним физминутку для глаз.

- Какой формы головной убор у снеговика? А что такое трапеция?

VI. Решение задачи на нахождение площади.

1) 7 ▪ 4 = 28 (см 2 )

2) 28 : 7 ▪ 4 = 16 (см 2 )

Ответ: 16 см 2 площадь закрашенной части прямоугольника.

Учитель начинает игру, а дети по одному называют математический термин названный учителем, затем добавляют свой.

VIII. Выполнив эти задания, вы посмотрите презентацию о птицах.

1. Вставь вместо ∆ пропущенные цифры, чтобы запись была верной.

3∆ : 3 = 10 (ост.2) 4∆ : 7 = ∆ (ост.5)

77 : ∆ = ∆ (ост.5) 9 : 2 = ∆ (ост.1)

2. Выполни деление с остатком:

3. Найди значение выражения.

Коллективная проверка задания.

IX. Презентация о птицах.

X. Итог урока. Оценивание.

XI. Д. з. Стр.28, №6

Используемая литература:

Поурочные разработки по математике. 4 класс. К УМК М.И. Моро. Автор Дмитриева О.И. Издательство: Вако 2012 г. издание: 3-е

Читайте также: