Конспект занятия по сенсорике в группе раннего возраста

Обновлено: 07.07.2024

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, вступивший в силу 1 января 2014 года, представляет определенные направления развития и образования детей. Таких направлений пять:

Раздел “Сенсорное воспитание” включен в образовательную область “Познавательное развитие”, который предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Эталонная сенсорная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый , зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый; пять форм(круг, квадрат, треугольник, овал); три величины(большая, средняя, маленькая).Детей раннего возраста еще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако непосредственно-образовательная деятельность (занятия) по сенсорному развитию должна строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.

В планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов очень важным является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий: от элементарных заданий на группировку однородных предметов по величине, форме, цвету до учёта этих признаков и свойств в изобразительной и иной доступной для детей раннего возраста продуктивной деятельности.

Дети третьего года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития. Для них предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, форме, цвету (при этом, как правило, и группировку, и соотнесение предметов включают в одну игру-занятие).Аналогичные задания дают не только в процессе предметной, но и элементарной конструктивной деятельности: выкладывания мозаики, рисования.

Эстетическая сторона занятий по сенсорному воспитанию во многом определяется качеством дидактического материала. Чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий нравятся детям, а значит- способствуют накоплению сенсорных представлений. Реализуя эту цель, мы постоянно работаем над формированием и обогащением развивающей среды. Сегодня на занятии вы увидели несколько дидактических пособий, которые мы используем в работе.

Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности
в группе раннего возраста на тему: “Волшебная полянка”

Образовательная область “Здоровье”:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательная область “Физическая культура”:

- формирование у детей потребности в двигательной активности.

Образовательная область “Социализация”:

- формирование умения играть рядом, не мешая друг другу;

- обогащение чувственного опыта детей в играх с дидактическим материалом;

- группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет);

- организация дидактических упражнений на развитие слуховой дифференциации, обоняния, вкусовых ощущений;

- содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со сверстниками;

- формирование у каждого ребенка уверенности в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Образовательная область “Безопасность”

- воспитание бережного отношения к растениям и животным, желания помочь им.

Образовательная область “Познание”

- продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей, включая все виды восприятия;

- развитие умения формировать группы однородных предметов;

- развитие умения двигаться за педагогом в определенном направлении;

- формирование умения называть цвет, подбирать предметы по тождеству.

Образовательная область “Коммуникация”

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие понимания речи и активизации словаря;

- развитие умения по словесному указанию педагога находить предметы по цвету.

Образовательная область “Чтение художественной литературы”

- сопровождение чтения небольших поэтических произведений игровыми действиями

- предоставление детям возможности договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений, поощрение попыток читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Образовательная область “Художественное творчество”

- подведение детей к изображению знакомых предметов;

- развитие эстетического восприятия окружающих предметов;

- подведение детей к рисованию предметов округлой формы.

Образовательная область “Музыка”

- развитие умения различать музыку по громкости.

Методы и приемы:

- создание игровой ситуации;

- показ с называнием игрушек, предметов;

- просьба сказать слово;

- многократное повторение слова;

- вопросы, пояснения, напоминания.

- совместные действия воспитателя и ребенка.

- использование дидактических пособий.

Оборудование и материалы:

- дидактическое пособие “Солнышко”;

- дидактическое пособие “Ёжики”;

- дидактическое пособие “Ромашки”;

- коробочки для рисования крупой;

- музыкальная запись “голоса леса”.

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на волшебную полянку. Садимся в вагончики. (Под музыку дети держатся друг за друга, изображая поезд. Приехали к панно с изображением полянки. На нем облачка, травка, ромашки без серединок.)

Воспитатель: Нравится вам полянка? Что вы на ней видите?

Воспитатель: Цветочки на ней не нарядные. Хотите сделать их красивыми? Возьмем волшебные кружочки и украсим цветочки.(Каждый ребенок называет цвет и прикрепляет серединку к цветку.)

Воспитатель: Как вы думаете, почему мы кружочки волшебными назвали? С ними цветочки стали красивыми, а ещё от них появился аромат, запах. Понюхайте цветочки. (Дыхательная гимнастика: вдыхаем носиком и выдыхаем ртом: ах!) Скажите: пахнет, аромат, запах, вкусно пахнет.

Воспитатель: На красивые цветочки решило солнышко посмотреть. (Воспитатель прикрепляет на панно изображение солнышка.)

Светит солнышко в окошко
Смотрит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку!

Будем с солнышком играть?

(Дети садятся за столы. На каждом столе дидактическое пособие “Солнышко”.)

Воспитатель: Какого цвета у солнышка лучики?

Дети: Красного и желтого.

Воспитатель: Катя, ты с лучиком какого цвета будешь играть?

(Каждый ребенок проговаривает цвет и закручивает лучик.)

Воспитатель: А теперь про солнышко стишок расскажем:

Утром солнышко встает
Выше, выше, выше (поднимаем руки вверх).
К ночи солнышко садится
Ниже, ниже, ниже (приседаем).
Хорошо, хорошо солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется. (Хлопаем в ладоши)

Воспитатель: Ребята, послушайте, что это? (Звучит музыка с пением птиц)

На нашей полянке птицы запели. Как они поют?

Воспитатель: А теперь?

Воспитатель: А вот и птичка прилетела. (Прикрепляет на панно изображение воробья.) Что это за птичка?

Воспитатель: Хотите вместе с ним поиграть и почирикать?

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Крылья распушил.
Погода хорошая!
Чик-чирик! (Чирикаем, машем крыльями, прыгаем)

Воспитатель: Весело воробью? А у нас кто-то загрустил. Кто это?

Воспитатель: Посмотрите, у них нет иголок. Поможем? (Дидактическое пособие “Ёжики”)

Воспитатель: Это какого цвета ёжик?

Воспитатель: Сделаем ему синие колючки. (Ёжики 4-х цветов. Каждому подбираем прищепки для колючек по цвету.)

Воспитатель: Хотите на нашу полянку ёжиков унести? (Дети прикрепляют ёжиков на панно.)

Воспитатель: А ёжики любят яблоки кушать?

Воспитатель: Хотите им яблочки нарисовать? (Дети рисуют манной крупой пальчиками в разноцветных коробочках кружочки.)

Воспитатель: Дима, у тебя яблочко какого цвета получилось? (Каждый ребенок называет цвет.)

Воспитатель: А коробочки у нас тоже волшебные. Вы яблочки нарисовали, они и появились. (Под каждой коробочкой яблочко определенного цвета.) Сейчас мы эти яблочки подарим ёжикам. Желтые яблочки желтым ёжикам, красные - красным и т.д. (Дети прикрепляют на панно яблоки.)

Воспитатель: А сами вы хотите яблочком угоститься? (В тарелочке на индивидуальных шпажках кусочки яблок.)

Воспитатель: Какое яблочко на вкус?

Дети: Сладкое, вкусное.

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас полянка веселая, красивая получилась.

Мы играли, отдыхали,
Никого не обижали,
А теперь пришла пора
Всем сказать: “Пока, пока!”.

Цель: Продолжать формировать представления о форме, величине и цвете.
Задачи:
- создавать эмоциональное настроение;
- активизировать речевое развитие ребёнка и словарный запас;
- развивать познавательный интерес, мелкую моторику рук;
- учить различать количество предметов "один - много"; продолжать закреплять умения называть основные цвета;
- развивать умение детей играть вместе.
Словарная работа: грибы, зайчик, солнышко.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за осенними явлениями в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений.
Оборудование: Игрушка зайки и ёжика, 2 корзины (большая и маленькая), грибы, скатерть зеленого цвета, картонные тарелочки ,манная крупа,солнышко, прищепки, воздушные шарики (желтого, красного, синего цвета), домик картонный, медальки солнышки.

Ёжик, ёжик покажи,
Как нам солнышко найти?
Как к нему нам всем пройти?
- Ребята ёжик говорит, что он обязательно расскажет, где солнышко спряталось. Только мы должны ему помочь собрать грибы в корзинки. Поможем? Да!
Ой, сколько здесь грибов растет. Посмотрите грибы разные по размеру. Это большой гриб, а это (ответы). Правильно это маленький гриб. У нас две корзины, одна какая корзина (большая), а другая (маленькая). В большую корзину мы будем собирать большие грибы, а в маленькую будем собирать маленькие грибы. Сколько грибов в корзинах? (Много). А, сколько грибов у нас? (Ни одного)
Молодцы ребята, помогли ёжику. А он нам подсказал куда дальше идти. Ну что отправляемся?
Зашагали ножки топ- топ, прямо по дорожке топ-топ!

Автор: Долгова Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д,с№5 "Радуга"
Населённый пункт: г.Шумерля Чувашская республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект занятия по сенсорике в группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование

Занятие по сенсорике в группе раннего возраста №3

Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальной

активности, систематизация знаний.

синий, желтый, зеленый); побуждать называть цвета. Пополнять и расширять

активный и пассивный словарь, расширять опыт ориентировки в частях

собственного тела (голова, руки, ноги, спина, живот).

Развивающие задачи: создать условия для развития внимания, мышления.

Формировать умение рассуждать. Обогащать словарный запас.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего

мира, организованность, доброжелательность. Воспитывать у детей чувство

отзывчивости, желание помочь.

Оборудование: Кукла Маша, мячи большие и маленькие, дорожки из

бумаги большая и маленькая, коврики из картона.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте с

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости к кукле Маше. У

нее что-то случилось. А поедем мы к ней на поезде. Хотите?

Воспитатель: Вставайте за мной, цепляйтесь вагончики и поедем к Маше.

Воспитатель:

Он ребяток везет будто настоящий.

А кто едет в поезде?

Воспитатель: вот мы и приехали. Постучимся к Маше. (Выходит Маша).

Кукла: Здравствуйте, дети.

Дети: Здравствуй Маша.

Воспитатель: Что у тебя случилось, Маша? Расскажи нам.

Кукла: В моем домике завелись мыши и погрызли коврики, помогите их

Воспитатель: поможем?

Воспитатель: Скажите, ребятки, сколько ковриков погрызли мышки?

Дети: Много.

Воспитатель: Молодцы, а теперь скажите какого цвета этот коврик?

Дети: Синего.

Воспитатель: Молодцы. ( Дети поочередно называют цвета.)

Посмотрите, а здесь у меня заплатки. Выберите заплатку такого же цвета как

и коврик. ( Дети выбирают).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас отдохнем,

Физкультминутка

Один, два, три, четыре, пять-

Будем тело изучать.

Вот спина, а вот животик,

Ручки, ножки, голова

Покачать успел едва.

Шея крутит головой,

Ох, устала ой-ой-ой!

Лоб и брови, вот реснички-

Заморгали, словно птички.

Розовые щечки, подбородок кочкой.

Воспитатель: А у куклы что-то еще есть. Что это?

Воспитатель: А сколько их?

Дети: много.

Воспитатель: А какие они по размеру?

Дети: большие и маленькие.

Воспитатель: молодцы. Сейчас мы эти мячи будем катать по дорожкам.

Посмотрите, вот дорожки. Какие они?

Дети: большая и маленькая. Как вы думаете, большой мяч мы по какой

Дети: по большой.

Воспитатель: а маленький мяч по какой дорожке покатим?

Дети: по маленькой.

По указания воспитателя дети выбирают мячи и выполняют действия.

Воспитатель комментирует действия детей.

Воспитатель: Молодцы, вы все сделали правильно. А сейчас нам пора

возвращаться в группу. Скорее вагончики цепляйтесь.

Он ребяток везет будто настоящий.

А кто едет в поезде?

Воспитатель: вот мы и в группе. Скажите, а к кому мы ходили в гости?

Образовательные технологии: познание, коммуникация, социализация.

Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.

Цель : Формирование сенсорных способностей у детей 2-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.

Задачи:

- Продолжать учить детей логическому мышлению, используя метод сириации (правильная сборка пирамидки);

- Находить пару по двум признакам (большая – маленькая и цвет);

-Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);

- Закрепить знания детей о диких животных (медведь);

-Воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу;

-Закреплять знания детей о частях своего тела.

Оборудование: плюшевый медведь, пирамидка, мяч, корзина с грибами, разрезные картинки, посуда.

Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель.

Ход занятия:

(Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.)

Воспитатель: Ай – ай – ай, это кто же разбросал игрушки?

(На стульчике сидит плюшевый медведь.)

Воспитатель: Мишка, это ты раскидал игрушки по группе?

Мишка: Да, я пришёл к вам в гости и немного поиграл.

Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).

Мишка: простите меня, я больше так делать не буду.

Воспитатель: Мишка, раз ты понял, что это плохо, то собери пирамидку, а ребята тебе помогут, только собирать нужно правильно, сначала большие колечки, потом поменьше.

Мишка: Я всю зиму проспал в своей берлоге, а пришла весна, я проснулся и решил прийти к вам в гости – поиграть. А вы знаете, где я живу?

Дети: В лесу!

Мишка: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей). Моя подружка Белочка передала вам подарочки из своих запасов, смотрите, что это? (Показывает детям корзинку с грибами. Мишка, как бы случайно рассыпает грибочки на пол.)

Мишка: Ой, ребята, вы мне поможете собрать грибочки?

Дети: Да! (Дети собирают грибы, воспитатель уточняет, какие они (какого цвета, размера, твёрдые или мягкие).)

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы такие хорошие!

Мишка: Ой, ребята, покажите, где у меня лапа? Глазки? Ушки? Носик?

Один, два, три, четыре, пять – будем тело изучать!

Вот – спина, а вот – животик, ручки, ножки,

Глазки, носик, ротик, ушки, голова –

Покачать успел едва.

Шея – крутит головой,

Ох, устала ой – ой – ой!

Лоб и брови, вот реснички – запорхали, словно птички.

Розовые щёчки, подбородок кочкой.

Волосы густые, как травы луговые.

Плечи, локти и колени.

У меня, Серёжи, Лены!

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы сегодня многому меня научили.

(Воспитатель предлагает детям угостить Мишку чаем, но чашки на столе перепутались.)

Воспитатель: Я дам вам блюдца, а вы подберите к ним чашки такого же цвета и размера.

Программное содержание:

Словарь:

Лук, чешуйки, лучики.

Материалы и оборудование:

Игрушка мишка, корзина с луком, контур изображения лука, бутылки с манной крупой, луковая шелуха, картонные солнышки, которые подвешены наверху, шнурки, мыльные пузыри.

Занятие по сенсорике, фото

Занятие по сенсорике, фото

Ход занятия:

Воспитатель:

Доброе утр, глазки, вы проснулись?
(Дети поглаживают веки).

Доброе утро, ушки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ушки).

Доброе утро, щечки, вы проснулись?
(Дети поглаживают щечки).

Доброе утро, ручки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ручки).

Доброе утро, ножки, вы проснулись?
(Дети поглаживают ножки).

Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!
(Протягивают руки вверх и широко улыбаются).

Воспитатель:

Смотрит солнышко в окошко.
Греет нашу комнату
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.
(Дети хлопают в ладошки).

Воспитатель:

Протяните свои ручки вверх, давайте еще раз поздороваемся с солнышком. Ой, какие вы молодцы! Нам стало тепло, радостно и уютно.

Воспитатель:

Детки, я вижу что вы дружные между собой и любите друг друга, так давайте мы с вами друг другу сделаем подарок. (Воспитатель на темный пол высыпает из бутылок манную крупу и предлагает детям пальчиком нарисовать солнышко с лучиками).

Дети выполняют задание. В ходе занятия воспитатель детям задает вопросы:
На какую геометрическую фигуру похожее солнышко? (Ответы детей. Круг). Что еще есть у солнышка? (Лучики). Какие лучики у солнышка? (Длинные, короткие).

Воспитатель:

Молодцы! Вот, какие хорошие подарки вы сделали друг другу.

Воспитатель:

Ой, ребята, слышите, кто-то плачет. Это плачет солнышко. Ему грустно без своих лучиков. Давайте ему поможем. (Дети садятся на коврике около солнышка, каждый из детей берет лучик и пристегивает пуговицами к солнышку, потом пристегивают глазки, носик, ротик и украшают лучики разноцветными шнурками). Молодцы! Теперь солнышко радостное, веселое и улыбается нам с вами. А какого же цвета наше солнышко? (Ответы детей).

Воспитатель:

Детки пока мы с вами солнышко радовали, к нам в гости пожаловал мишка. А он что-то нам принес. (Воспитатель берет у мишки корзину с луком). Давайте посмотрим, что же принес нам мишка. Ой, и это же лучок! Подойдите все ко мне, я вам дам лучок в руки. (Воспитатель раздает детям по маленькой луковице).

Воспитатель:

И у меня есть луковка. Сколько у меня луковок? (Ответ детей. Одна). А теперь вы все протяните руки из луком. Сколько луковок у вас? (Ответы детей. Много).

Воспитатель:

Теперь сравним лучок по величине. У меня, какая луковка? (Ответы детей. Большая). А у вас во всех, какая луковка? (Ответы детей. Маленькая). Какого цвета лучок? (Ответы детей).

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Посмотрите, дети, какую чудесную большую луковку мы сделали. Это для тебя, мишка, мы так старались.

Воспитатель:

Мишке так понравился подарок и он предлагает с ним поиграться.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Читайте также: