Астафьев прокляты и убиты конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

4 Итак, не убивай… подлежит суду… А судьей станет писатель- фронтовик, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, уважаемый, читаемый… Заголовок уже осудил, а эпиграф мотивировал осуждение… Итак, не убивай… подлежит суду… А судьей станет писатель- фронтовик, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, уважаемый, читаемый… Заголовок уже осудил, а эпиграф мотивировал осуждение…

8 На острове горели кусты, загодя облитые с самолетов горючей смесью, мечущихся в панике людей расстреливали из пулеметов, глушили минами, река вся густела и густела от человеческой каши… На острове горели кусты, загодя облитые с самолетов горючей смесью, мечущихся в панике людей расстреливали из пулеметов, глушили минами, река вся густела и густела от человеческой каши…

Конспекты уроков по русскому языку и литературе

  1. Организационный этап
  2. Работа по теме урока

-Слово учителя

Рассказы Астафьева – это воспоминания о своём детстве, этой удивительно светлой и

прекрасной поре, о Сибири. Проникнуты верой в человека, в его нравственные силы, заставляют быть добрее друг к другу, к другим людям, их бедам и радостям.

Это автобиографические рассказы о трудном, голодном детстве, о судьбе мальчика,

оставшегося сиротой. В мире произведений Астафьева много страданий, они наполнены

желанием спасти человечное в человеке. Речь идёт о добрых и злых силах природы, истории.

-Слово учителя

Правда войны — проблема наиважнейшая для каждого писателя-фронтовика. В. Астафьев в разные годы по-разному оценивал то, что и как писалось о войне. В начале 70-х ему казалось, что слишком много создано хороших книг о войне, в 1988 г. он говорил обратное ("Я был на другой войне"). Автор поставил перед собой, можно сказать, амбициозную цель рассказать о своей войне. Действительно, до Астафьева никто не писал так обнаженно о войне с точки зрения солдата.

3. Итог урока. Рефлексия

В романе "Прокляты и убиты" В. Астафьев говорит о своих героях, что жестокая сила войны не погасила в них "свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, от России, наконец, заложено, передано, наследством завещано"

Форма проведения: урок-семинар.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. Домашнее задание предыдущего урока)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Следующим значимым этапом в развитии русской литературы был период второй половины XX в. Вторая мировая война закончилась победой великого народа, и перед литературой встали новые задачи. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов:

• поздний сталинизм (1946-1953 гг.);

• застой (1965-1985 гг.);

• перестройка (1985-1991 гг.);

• реформы (1991-1998 гг.)

В прозе первого послевоенного десятилетия художественные поиски были весьма интенсивными, напряжёнными и интересными. Начатое в то время осмысление современности и недавнего прошлого получило дальнейшее углубление и развитие в последующие годы. литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение. Об основных тенденциях развития русской литературы этого периода и пойдёт разговор сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока 1. лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

В середине 1990-х гг., в канун 50-летия окончания войны, четверо признанных писателей публикуют новые произведения о войне:

Все эти произведения представляют собой новые подходы к осмы слению Великой Отечественной войны, содержат серьёзные обобщения: о цене победы, о роли исторических лиц (И. В. Сталина, Г. К. Жукова, Н. С. Хрущёва, генерала Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения.

Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя Астафьева .

заинтересовать учащихся вопросами нравс твенности произ ведений,

учить рассуждать по поставленным вопросам . высказывать свою точк у зрения

Известный российский писатель и сценарист, лау реат Гос уда рственных премий

литературе и искусстве. В 1999 году на 75 - летие, награждён орденом «За заслуги перед

Река Енисей. Сибирь суровая и нежная – родина писателя, здесь он обрёл и последнее

Виктор Петрович Астафьев родился в селе Овсянка Красноярского края, что находится на

берегу могучего Енисея. Для односельчан и для всех красноярцев он был сове тчиком и

защитником. Он очень любил женщин. Считал, что именно русские бабы несу т стран у на своих

плечах. А в его жизни самые дорогие женщины у ходили одна за др угой. Вначале - мать,

оставившая шестилетнего мальчика одного в этом суровом м ире (мать утонула в Енисее в 1932

году), потом бабушка, потом грудная дочка, умершая от голода в послевоенные годы, и

последней ушла Ирина – взрослая горемычная дочь, самая страшная астафьевская беда . Но мало

кто знает, что у Виктора Петровича была сестрёнка, у мершая ещё до его рождения. И он

Позднее он писал: … я естественно тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И

В 1941 году ушёл на фронт, был шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое

ранение, в 1945 году демобилизовался. 18 лет жил на Урале, в городе Чу совом.

В 1961 году окончил высшие литературные ку рсы при Союзе писателей СССР. Печататься

начал в 1951 году и не оставлял пера вплоть до последнего года жизни.

В 1980 вернулся писатель Астафьев на свою родину, село Овсянка Красноярского края.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы произведений писателя разные, но мне хотелось изучить именно военные произведения Астафьева – участника боевых операций. Война не оставляла писателя никогда, тревожила его память.

· Познакомиться с творчеством В. П. Астафьева

· Выяснить, как автор изображает войну и ее последствия; в чем особенность ее изображения

· Изучить биографию писателя;

· Изучить газетные и журнальные материалы, а также материалы на сайтах Интернета;

· Обработать собранный материал по теме.

Он писал правду о войне (к 92-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева)

Он писал правду о войне (к 92-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева)

Он писал правду о войне

(к 92-ию со дня рождения В. П. Астафьева)

  • Познакомиться с творчеством Астафьева В. П.
  • Выяснить, как автор изображает войну и ее последствия
  • В чем особенность изображения войны

Метод : исследовательский

Он писал правду о войне

Виктор Астафьев – славное имя Пермского края

Список используемой литературы

Астафьев Виктор Петрович – славное имя Пермского края Астафьев В. родился 2 мая 1924 г. в с. Овсянка. Один из видных мастеров современной литературы. Темы его произведений разные, но тема войны, ее грубое столкновение с человеком занимает центральное место в его творчестве. Труд писателя оценен по достоинству несколькими Государственными премиям и званием Героя Социалистического труда. Умер Астафьев 29 ноября 2001 г. в с. Овсянка, похоронен там же.

Астафьев Виктор Петрович – славное имя Пермского края

Астафьев В. родился 2 мая 1924 г. в с. Овсянка. Один из видных мастеров современной литературы.

Темы его произведений разные, но тема войны, ее грубое столкновение с человеком занимает центральное место в его творчестве.

Труд писателя оценен по достоинству

несколькими Государственными премиям и

званием Героя Социалистического труда.

Умер Астафьев 29 ноября 2001 г. в с. Овсянка, похоронен там же.

Виктор Астафьев в детстве (слева) Мария и Виктор Астафьевы

Виктор Астафьев в детстве (слева)

Мария и Виктор Астафьевы

Дом-музей

Это баллада о любви простого солдата, попавшего в тяжелое военное время в госпиталь, где и разворачивается трогательная история.

Впервые в этом произведении потянуло невиданной, тяжело поднимающейся новой для литературы войны.

Эта книга о первой любви, и она прекрасна.

Произведение вызывает у читателя чувство неожиданное и странное, потому что повествует о войне.

Война диктовала свои законы, не оставлявшие места для любви.

Пастораль - это соответствующий жанр в литературе и искусстве, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни.

Главная тема – столкновение человека с грубостью, жестокостью войны.

Писатель рассказывает нам о жестокости войны, показывает нам, как война ломает людей, их судьбы.

Писатель еще раз напоминает нам ту цену победы, тех отважных солдат, не жалеющих себя перед Родиной, благодаря которым мы сейчас живем.

предает он не сороковые годы, а наши полувоенные.

Испытание молодых людей казармой – так можно определить сюжет книги.

Астафьев показал нам в этом романе истинную

войну, ее окончание.

Повесть начинается с описания убийства главным

героем человека, немца, фашиста. Это убийство не

дает герою спокойствия на протяжении всей жизни, осознается как грех, за который герой платит

Герой кается. Этот образ вводит в тему греха и покаяния, особенно звучащую в последних военных произведениях писателя

Автором движет боль за человека, не потому, что он таким родился, а потому что его сделала таким война.

Заключение. Виктор Петрович Астафьев – один из видных Мастеров современной литературы. Наш земляк сам побывал на фронте, сам пережил это военное, трудное время. Он показал нам, как война вносит в человека порчу, показал войну, как трагедию, как кромешный ад. На страницах произведений Астафьева В.П. мы видим убедительную правдивость.

Виктор Петрович Астафьев – один из видных Мастеров современной литературы.

Наш земляк сам побывал на фронте, сам пережил это военное, трудное время.

Он показал нам, как война вносит в человека порчу, показал войну, как трагедию, как кромешный ад.

Читайте также: