Увеличиваем и уменьшаем фигуры 3 класс планета знаний конспект

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

ВложениеРазмер
matematika_19.03.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Технологическая карта урока

Выполнила студентка 43 гр.

Проверила: Журавлева Н.В.

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Учитель: Журавлева Н.В.

Студент: Окорокова А.,43 гр.

  • знакомить учащихся с массой;
  • формировать умение решать примеры и задачи;
  • учить переводить единицы массы;
  • совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые образовательные результаты

  • знакомиться с массой;
  • формировать умение решать примеры и задачи;
  • учиться переводить единицы массы;
  • совершенствовать вычислительные навыки.
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока : открытие нового знания

Методы и формы обучения:

Методы и приемы

Организационный настрой на урок

Посмотрите каждый на своего соседа, улыбнитесь ему, теперь присядут те ребята, у которых хорошее настроение, теперь сядут все остальные.

Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Для того, чтобы подготовить наши умы к работе, мы начнем урок с математической разминки. Я буду читать вам задачи, а вам нужно их устно решить.

Одна конфета весит 5 грамм. Сколько весят 2 конфеты? 10 конфет? 100 конфет? 200 конфет?

Было 2 мешка яблок. Один весил 100кг, а другой в 2 раза меньше, сколько весил второй мешок? Сколько 2 мешка весили вместе?

Мотоциклист проехал 10км, а автомобилист в 400 раз больше, сколько км проехал автомобилист?

Решать задачи устно

Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Обратите внимание на логическую цепочку. Назовите закономерность данной цепочки и найдите лишнее:

мм, см, дм, м, кг , км

Как назвать можно все эти величины? (Единицы длины. Килограмм – единица массы)

секунда, час, грамм , сутки, неделя, месяц, год

Как назвать можно все эти величины? (Единицы времени. Грамм – единица массы)

С какими единицами массы вы знакомы? (грамм, килограмм)

Какой эталон можем построить? (1кг = 1000 г)

Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Это эталон для работы с килограммами и граммами.

С помощью чего измеряют массу предметов? (С помощью весов)

Весы бывают разные (показаны на слайде)

Давайте определим тему нашего сегодняшнего урока. (Единицы массы)

Какие задачи мы можем поставить?

  1. Узнать единицы массы и их соотношение.
  2. Научиться переводить единицы массы
  3. Учиться сравнивать единицы массы

Учиться решать задачи с единицами массы

Находить лишнее, вычислять закономерность

Отвечать на вопросы учителя

Формулировать тему урока.

Формулировать задачи урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

Решение частных задач

Работа с учебником

Как вы думаете, какая величина больше, грамм, килограмм или тонна?

Для того, чтобы проверить, правильно ли мы ответили на этот вопрос, давайте откроем учебники на странице 76.

Посмотрите на рамочку, давайте прочитаем, что там написано. Правильно ли мы ответили на вопрос?

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.

Посмотрите на доску и запишите это в тетрадь. (1000г=1кг, 1000кг=1т)

Посмотрите на №1. Прочитайте задачу.

Прочитайте задание под первой точкой. Посмотрите теперь на вычисления и проверьте, верны ли они. Давайте проверим. Посмотрите на слайд, у кого не так?

Теперь, исправляя ошибки, запишите ответы в килограммах и граммах. Готовы?

Посмотрите на слайд, у кого по-другому?

Посмотрите на №2. Прочитайте. Давайте рассмотрим картинку. Сколько тонн груза вмещает каждый грузовик?

Прочитайте задание под первой точкой. Чтобы найти из тонн получить килограммы, что нужно сделать? (разделить на 1000)

Что значит полтора? (один и еще половина)

Молодцы, выполните деление. (1500кг, 3000кг, 5000кг)

Теперь прочитайте задание под второй точкой. Как мы узнаем, какие машины перевезут больше груза?(выполним умножение)

Вычислите. (10т и 9т, 6т и 4т500кг)

Какие машины перевезут больше? (две пятитонки и две трехтонки)

Теперь давайте выполним №3.

1. о чем эта задача? (о массе ящиков)

2. Что нам известно в этой задаче? (1 мотоцикл весит 250кг, было 7 ящиков, в каждый упаковали по мотоциклу, масса ящика 13 кг, кран поднял 7 ящиков с мотоциклами)

3. Что нам нужно узнать? (какую массу поднял кран)

Кто пойдет решать эту задачу у доски?

4. Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет)

5. Что сначала нам нужно узнать? (сколько весит ящик с мотоциклом)

6. Как мы это узнаем? (250+13=263кг – весит один ящик с мотоциклом)

7. Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (да)

8. Что нам нужно сделать? (массу одного ящика умножить на 7, 263*7=1841кг)

9. Это мы вычислили в кг, а теперь давайте используем для ответа тонны. (1т841кг)

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формировать умения увеличивать и уменьшать числа в несколько раз, решать текстовые задачи

учить наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их при вычислениях; соотносить взаимообратные случаи умножения и деления; планировать решение задачи в одно действие;

развивать внимательность, мышление, логику, смекалку;

воспитывать культуру математического мышления, уверенность в себе и своих ответах.

Личностные: применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения, оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: уметь оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное о успешной (неуспешной) деятельности на уроке;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска.

1.Организационный момент (1 мин)

2. Устный счет (3 - 4мин)

3. Минутка чистописания (3 мин)

5. Объяснение нового материала (13 мин)

6. Физминутка (2мин)

7. Первичное закрепление изученного материала (10 мин)

8. Постановка домашнего задания (2 мин)

9. Подведение итогов. (1мин)

10. Рефлексия (2 мин)

Увеличиваем на 8:

Увеличиваем и уменьшаем

Здравствуйте. Сегодня урок у вас проведу я, меня зовут Виолетта Васильевна.

Уменьшаем на 9: 17,34,21,45,72 (8, 15, 12, 36, 63). Молодцы.

Следующую строку нужно увеличить на 8. А какое действие означает увеличить на несколько единиц? (значит прибавить несколько единиц). Верно. Выполняем задание устно, не вставая с места, поднимая руку

Увеличиваем на 8: 22,38,46,57,92 (30, 46, 54, 65, 100).

Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

3. Минутка чистописания

Откройте свои рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Сегодня в минутке чистописания у нас число 58. Что вы можете сказать о нем? (оно двузначное, потому что состоит из единиц и десятков, четное, натуральное). Верно. Пропишите это число три раза. Сядьте правильно, не сутультесь. Хорошо. Теперь скажите, какие соседи у этого числа? (57, 59). Молодцы. Запишите соседи этого числа по одному разу. Представим в виде разрядных слагаемых (50+8). Верно. Запишите. Если осталось место на строке, пропишите образец до конца строки.

5. Изучение нового материала

Открываем учебник на странице 72. Прочитаем задание номер 1. В одной коробке 10 пирожных. В двух коробках в 2 раза больше. Во сколько раз больше пирожных в трех коробках, чем в одной?

О чем говорится в задаче? (О пирожных)

О каких величинах идет речь? (О количестве)

Что известно? (В одной коробке 10 пирожных, в двух коробках в 2 раза больше)

Что неизвестно? (Сколько пирожных в двух коробках, во сколько раз больше пирожных в трех коробках, чем в одной)

Что нужно найти? (Во сколько раз больше пирожных в трех коробках, чем в одной)

Итак, ребята скажите, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько пирожных в двух коробках? Зная, что в одной коробке 10 штук, а в двух коробках в 2 раза больше. (10*2). Верно. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько пирожных в трех коробках (10+20). Верно. А каким действием еще можно решить эту задачу? Зная, что в одной коробке 10 пирожных (10*3). Верно. Скажите, так во сколько раз пирожных в трех коробках больше чем в одной? Как найти? (в 3 раза, нужно 30:10 коробки).

А теперь разомнемся. Встали из-за парт и повторяем за мной

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище в перед, назад.)

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

Молодцы, садитесь. Продолжим работать.

7. Закрепление изученного материала.

Выполним задание номер 3. Сначала решим первый столбик. Посмотрите, как оформлять. В 2 раза больше, чем 6. Это как? (это значит 6*2). Вы должны записать в тетрадях запись этого выражения 6*2=12. Посмотрите следующее выражение в 3 раза больше, чем 9. Это сколько? Какое арифметическое действие? (Умножение. 3*9). Верно. Вы должны записать в тетрадях равенство 3*9=27. Остальные примеры в этом столбике выполните самостоятельно. (4*8=32; 5*3=15; 2*6=12; 4*7=28; 3*8=24; 2*9=18; 4*10=40). Проверим все вместе. (Фронтальный опрос).

Решим второй столбик. Посмотрите как оформлять. В 2 раза меньше, чем 6. Это как? (Это значит 6:2). Вы должны записать в тетрадях запись этого выражения 6:2=3. Посмотрите следующее выражение в 3 раза меньше, чем 9. Это сколько? Какое арифметическое действие? (Деление. 9:3). Верно. Вы должны записать равенство 9:3=3. Остальные примеры в этом столбике выполнить самостоятельно. (8:4=2; 20:5=4; 6:6=1; 14:7=2; 16:8=2; 9:9=1; 30:10=3).

Откройте страницу 73. Выполним задание номер 4 под буквой а. Прочитайте задачу. (Незнайка нарисовал 6 картин для своих друзей, а Тюбик в 4 раза больше. Сколько картин нарисовал Тюбик?).

О чем идет речь? (о картинах).

Что нам известно? (Что Незнайка нарисовал 6 картин, а Тюбик в 4 раза больше).

Что неизвестно? (сколько картин нарисовал Тюбик).

Что нужно найти? (Сколько картин нарисовал Тюбик).

Ребята, что нужно сделать, чтобы найти, сколько картин нарисовал Тюбик, зная, что Незнайка нарисовал 6 картин, а Тюбик в 4 раза больше.(6*4). Верно. Какие слова возьмем для краткой записи? ( Незнайка, Тюбик). Запишем вместе со мной краткую запись.

Тюбик-? к., в 4 р. больше

Ответ: 24 картины нарисовал Тюбик.

Молодцы. Вы верно решили задачу.

8. Домашнее задание.

Откройте дневники. Запишите, дома выполните номер 2. Обе задачи.

9. Подведение итогов.

Какую тему сегодня мы изучили?

На доске вы видите незаконченные высказывания. Вам следует закончить их.

Я понял, что могу. Мне понравилось. Меня удивило. У меня получилось…. (дети предлагают свои варианты)

Сегодня вы очень хорошо работали. Мы обязательно с вами еще встретимся на других уроках. Можете отдыхать!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока математики

Цель реализуемая на уроке:

Образовательные:

Образовательные: закрепить знания таблицы умножения и деления; навык решения задач на увеличение, уменьшение числа, в несколько раз; знания геометрического материала; совершенствовать вычислительные навыки;

Развивающие: развивать внимание, познавательную активность, математическую речь, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, сотрудничества.

Оборудование: рабочие тетради, учебники по математике, презентация

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Сегодня на уроке мы вспомним, как решаются задачи, в которых нужно увеличить или уменьшить число в несколько раз.

Устный счет. (Выполняется при помощи мультимедийной системы)

Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте поработаем устно. Вам необходимо заполнить пустые овалы, выполнив действия. Например:


Получается следующий пример:

(В таблице представлены примеры, которые использованы для задания).

Работа над задачами.

Перед вами лежат карточки, на которых написаны задачи. Найдите задачу под номером 1. Послушайте ее внимательно: «Кит имеет длину 30 м, а крокодил в 3 раза короче кита. Какова длина крокодила?

- О ком задача? (кит и крокодил).

- Давайте запишем эти слова в краткую запись. Посмотрите на иллюстрации, как выглядят кит и крокодил. (показ иллюстрации с животными, изображенными в сравнении)

- Что в задаче сказано про кита? А что сказано про крокодила?

- Каков вопрос задачи?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (да)

- Вспомните, если мы говорим, что одно число меньше другого в несколько раз, то, какое действие нам должно помочь в решении? (деление)

(РЕШЕНИЕ осуществляется параллельно на доске и в тетрадях)

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

Работа по теме

- О чем говорится в задаче? (о самолетах и вертолетах)

- Запишем данные слова в краткую запись.

- Что вам известно о вертолетах? О самолетах?

- Что необходимо узнать в задаче?

- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Почему? (не знаем точного количества самолетов).

- Можем узнать, сколько самолетов? (да, 8х6=48 самолетов)

- Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 8шт.+48шт.=56шт. – вертолетов и самолетов всего) (решение записывается совместно)

Самостоятельная работа: раскрасить рисунок с опорой на получившийся ответ и цвет карандаша. (на рисунке рыбки с примерами)


(Для более слабых учащихся предусмотрен упрощенный (сокращенный) вариант рисунка и возможность пользоваться калькулятором.)

1. Упражнение в классификации математических элементов.

Важным умением для жизни человека является умение читать. Но важно уметь читать не только художественную литературу, но и математическую информацию. О чем нам сообщает диаграмма в виде кругов Эйлера-Венна?


(На доске карточки с названием элементов множеств: слагаемое, вычитаемое, уменьшаемое, сумма, множитель, произведение, делимое, делитель, частное; прямоугольник, треугольник, квадрат; сантиметры , дециметры квадратные, метры кубические)

(Есть элементы множеств: компоненты арифметических действий, геометрические фигуры, единицы измерения величин.Данные множества являются подмножествами множества “Математических понятий”)

- Какую операцию мы провели для того, чтобы соотнести элементы с конкретным множеством? Обоснуйте свой ответ.

(Классификацию, так как множества С, В, Д не пересекаются.)

2. Упражнение в выявлении существенных признаков геометрических фигур.

- Более подробно расскажите об элементах подмножества “Геометрических фигур”.

(Это плоские многоугольники, обладающие общими свойствами: имеют стороны, углы, вершины.)

- Давайте запишем существенный признак каждого элемента с помощью числа. Как называется каждый многоугольник?

(Прямоугольник. Имеет две пары противоположных сторон. Треугольник имеет 3 угла, 3 вершины, 3 стороны. Квадрат имеет 4 одинаковые стороны и 4 прямых угла.)

(На доске вывешиваются карточки с числами 2, 3, 4)

- Итак, мы имеем числа и фигуры. Так и звучит тема нашего урока. Как вы думаете, она актуальна в жизни человека?

(Все, что человек создает для жизни и в жизни связано с геометрическими фигурами и их измерением: жильё, мебель, транспорт и т.д.)

- Обратите внимание на подмножество “Единицы измерения”. Какую информацию оно вам сообщает?

(Есть единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км.

Единицы измерения площади фигур: мм квадратные, см квадратные, дм квадратные…

Единицы измерения объёма: мм кубические, см кубические,…, м кубические.)

- Где человек использует эти единицы измерения?

- Из выше сказанного мы с вами видим, что на уроках математики мы учимся жить и творить.

Чтобы что-либо создавать необходимо владеть определенными умениями и навыками. Как вы считаете, какими?

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с отрезком натуральных чисел.

- Обратим внимание на вычислительные навыки. Есть числа 2, 3, 4. Что вы можете о них сказать?

(Это отрезок натуральных однозначных чисел , т.к. они идут в порядке увеличения и каждое последующее больше предыдущего на один)

- Предложите задания для данного числового материала.

(Образовать все возможные двухзначные числа, так чтобы цифры в записи числа не повторялись.)

- Выполните задание в тетрадях.

(Один человек работает у доски. Проверка осуществляется сигнальными карточками)

На доске: 23. 24, 32, 34,42, 43.

2. Закрепление табличного и внетабличного умножения и деления.

- Какие задания, связанные с таблицей умножения и деления, дает возможность выполнить данный математический материал?

(1. Заменить числа произведением однозначных множителей.

2. Заменить произведением однозначных и двузначных множителей.

3. Выполнить деление с остатком.)

- Какие из чисел позволяют выполнить 1 задание? (24, 32, 42)

(Один ученик выполняет задание у доски, остальные работают со 2 заданием на магнитных досках. Проверку выполняют все сигнальными карточками)

- Какое свойство умножения и деления подходит для всех чисел? (Умножение и деление на 1)

- Замените произведение двузначного и однозначного множителей число обозначающее количество часов в сутках. (24=12*2)

- Замените произведением двузначного и однозначного множителей число обозначающее количество зубов у человека. (32=16*2)

- Замените произведение двузначного и однозначного множителей число, меньшее на 6 единиц 4 десятков. (34=17*2)

- Замените произведение двузначного и однозначного множителей число, в котором 2 единицы и 4 десятка. (42=21*2)

- Что общее у данных чисел? (Они четные, так как кратны 2)

3. Упражнение в делении с остатком (работа в группах).

- 3 задание предлагаю выполнить в группах. Каждая группа работает с одним числом, записывая по три примера на деление с остатком.

(Каждая группа получает лист с шаблоном для выполнения задания. Группы вывешивают карточки с ответами на доске, класс проверяет сигнальными карточками)

- Какое правило важно помнить при выполнении деления с остатком? (Остаток должен быть меньше делителя)

4. Решение уравнений.

- Уделим внимание элемента 3 подмножества. Предлагаю каждой команде выбрать любой компонент арифметических действий и повесить над своей карточкой.

- И так, вы сделали свой выбор. Но каждое действие должно продуктивным. Какое задание позволяет выполнить успешно знание компонентов арифметических действий и связи между ними? (Решить уравнение)

- Вы правы. Мы можем решить уравнения. Каждая группа должна найти уравнение, в котором необходимо найти выбранный вами компонент. Для этого вам удобнее встать и выполнить повороты.

Один ученик из группы находит нужное уравнение, остальные – повторяют правило нахождения компонентов арифметический действий.

VI. Практическая работа.

- Каждая группа вместе с уравнением получила конверт. Предлагаю вам его открыть. В них вы получили фигуры. Чем отличаются фигуры каждой группы? (Цветом и формой)

- Что общее у всех групп? (Число фигур равно 5)

1. Упражнение в составлении задачи по данным.

- Имеем условие: у 6 групп по 5 фигур. Какой вопрос можем поставит , чтобы получилась простая задача? (Сколько всего фигур у всех групп?)

- Ответьте на заданный вопрос. (5*6=30)

2. Постановка проблемы.

- У каждой группы на столе имеется основа. Какой она формы? (Квадратной)

Что напоминает? (Плитку, элемент паркета,…)

- 19 ноября все наша страна отмечала 300 со дня рождения великого человека. Кто назовет его имя? (М.Ломоносов)


- Какую технику изобразительно искусства подарил человечеству этот гениальный ученый? (Мозаику)

- Чтобы создать мозаику из имеющихся геометрических фигур, что нужно знать? (Сколько необходимо деталей для работы)

3. Упражнение в нахождении площади фигур.

- Как это рассчитать? (Найти площадь основы и площадь фигур, выполнить кратное сравнение)

- Для рационального использования времени работу надо выполнить по парам. 1 пара в каждой группе выполняет нужные измерения и находит площадь основы, а 2 - детали. Вместе группа решает, какое количество деталей она должна использовать.

(Каждая группа должна взять 4 детали квадратной формы)

- Выберите детали разных цветов. Для мозаики нужны более мелкие детали. Как решить эту проблему? (Разделить деталь пополам)

- Предложите свои варианты для деления на две части квадрата и прямоугольника. (Можно разделить по диагонали или на прямоугольники, квадраты)

- Какие инструменты нужны для практического выполнения этого задания? (Ножницы)

- Работая с ножницами, соблюдайте правила техники безопасности.

4. Составление плана работы.

- Что помогает нам в жизни быстро и успешно выполнить любую работу? (Планирование работы)

- Определим этапы работы всех членов группы для создания мозаики. Первый шаг?

1. Определить размер основы.

2. Определить размер деталей.

3. Рассчитать количество деталей.

4. Продумать эскиз работы.

5. Приклеить детали.

5. Самостоятельная работа групп.

6. Упражнение в нахождении объёма фигуры.

- У нас получилось 6 квадратов. Для чего мы можем рационально их использовать?

(У куба 6 граней квадратной формы, можем сделать куб)

- Что можете сказать об этой фигуре? (Это объемная фигура)

- Прошу по одному представителю от группы быть моими ассистентами, а остальным – найти объем нашего куба. Уточним, какие величины нужны для нахождения объема? (Длина, ширина и высота)

- Какова особенность данных параметров у куба? (Они одинаковые)

(6 человек собирают куб из готовых работ групп, остальные работают на местах)

- И так мы видим продукт совместного труда. Но не все грани мы с ребятами соединили, как вы думаете, почему? (Соединив все части, получим просто куб, который может украшать интерьер, а так мы получили коробку, которую можно использовать для игр или упаковки подарка.)

- Наш урок подходит к логическому завершению. Мы видим продукт своего труда. Правильно ли я выразилась в начале нашего урока, что мы будем учиться жизни? Как вы считаете? (Мы учились работать в коллективе по плану, уметь договариваться, слушать и слышать друг друга)

- Что нам позволило получить такой результат? (Слаженная работа, работа по планы, имеющиеся знания по математике)

- Какие математические знания помогли нам достичь положительного результата?

- Оцените свою работу на уроке:

отлично - зеленый цвет;

IX. Домашнее задание (творческое).

- Составить с имеющимися данными две составные задачи, решить их с краткой записью.


Конспект урока математики в 3 классе учебно-методического комплекса "Перспективная начальная школа" по теме "Измерение площади фигур с помощью палетки".

Тип урока: урок закрепления изученных знаний.

Вид урока: проблемный урок с элементами исследования, урок-практикум.

Используемые педагогические технологии:

элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению

контроля и самоконтроля

стимулирования и авансирования

Учащиеся работают в группах, решают проблему каждая группа самостоятельно, потом решение проблемы выносится на общее обсуждение для всех групп учащихся, далее все приходят кодному завершающему этапу, подводят итог своего исследования.

Содержимое разработки

Урок математики в 3 классе

Цель урока: создание условий для овладения способом измерения площади фигур с помощью палетки

Задачи урока:

познакомить со способом измерения площадей криволинейных фигур; с устройством для измерения площадей - палеткой; закреплять умение находить площади прямолинейных фигур.

развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для существа исследования и осмысления задачи

воспитывать познавательный интерес к предмету; любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.

побуждать инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности.

Тип урока: урок закрепления изученных знаний

Вид урока: проблемный урок с элементами исследования, урок-практикум.

Используемые педагогические технологии:

элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению;

Методы обучения: проектно-исследовательский метод, методы наблюдения, конструирования, беседы, тестирования, контроля и самоконтроля. Метод стимулирования и авансирования, эмоционального воздействия, наглядности.

Цель урока: Создание условий для становления и развития психических функций, способностей, мотивационных установок, творческого исследовательского мышления через вовлечение учащихся в активную учебно-исследовательскую деятельность на уроке математики.

Межпредметные связи: урок окружающего мира, урок русского языка и технологии.

Обучающиеся по итогам урока должны:

Иметь представления о площади, способах измерения и сравнения площадей фигур: визуально, наложением, с использованием мерок, палетки.

Уметь находить площадь с использованием палетки.

постановка проблемы: так какая тема сегодняшнего урока;

актуализация знаний и входная диагностика;

способы измерения и сравнения площади фигур;

физ. минутка (релаксация для глаз);

работа в парах (индивидуальные геометрические фигуры);

знакомство с палеткой;

закрепление изученного материала;

работа с учебником (взаимопроверка);

практическая работа в группах (нахождение площади моделей бассейна, зеркала, пола около бассейна, натяжного потолка)

Предметный результат:

предъявление способа измерения фигур

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

- целеполагание; планирование

умения контролировать свое поведение в учебных ситуациях.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы;

- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество в группе

- владение монологической и диалогической формами речи

Организационный момент.

Начинаем наш урок.

Надеюсь, он пойдет вам впрок.

Постарайтесь все понять,

Ответы полные давать.

- Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах


3. Актуализация знаний и фиксирования затруднений в пробном учебном действии.

Слайд 2, слайд 3 слайд 4

А) Скоро 8 марта. Нужно приготовить мамам цветы. Вспомним таблицу умножения (работа в парах) На листочках напишите ответы. Проверка по слайдам (обменяйтесь листочками, проверьте, поставьте оценки)

Слайд 5, слайд 6

А мамы с дочками конечно приготовят пироги. Сколько груш понадобиться?

А) В группах лежат карточки с примерами. Если ответы правильные, получается слово ПЛОЩАДЬ. Вспомним порядок действий в данных выражениях.

35-3*5 69-6*4 100-8*9 58+3*6 90-8*3 120-5*3 99+23:23

б) А сейчас попробуйте решить задачу на смекалку. Я задумала два числа в следующих примерах. Догадайтесь, какие это числа?

2. Сумма двух чисел 11 Их произведение 30

3. Сумма двух чисел 13 Их произведение 42

4. Сумма двух чисел 15 Их произведение 56

5. Сумма двух чисел 18 Их произведение 80

Учитель: Что такое площадь?

Слайд 8 ( Толковый словарь Даля) В каких единицах она измеряется?

Учитель заслушивает все варианты ответа.

– Действительно, существует несколько способов: визуально, т.е. на глаз, способ наложения фигур и с использованием мерок.
Слайд 9, 10, 11, 12

– Ещё один способ: подсчёт количества мерок, уложившихся в той или иной фигуре.

– Сколько мерок уложилось в жёлтом прямоугольнике?

– Сколько мерок уложилось в розовом прямоугольнике?

– Сколько мерок уложилось в зелёном прямоугольнике?

– Площадь какого прямоугольника больше?

– Почему? (уложилось большее количество мерок)

– Что получится, если я буду использовать разные мерки для сравнения площадей этих прямоугольников: квадраты, круги, треугольники, овалы и т.д.?

– Прочитаем вывод хором! Слайд 14

Учитель говорит о том, что пришло время отдохнуть, напоминает о взаимной вежливости.

Учитель зачитывает по слайду.

– Если данная мерка – это один квадратный сантиметр, то чему тогда равна площадь каждого прямоугольника? (ответы детей)

– Есть ли такие единицы измерения площади, как квадратный дециметр, квадратный метр?

– Об этом мы узнаем на ближайших уроках математики.

Слайд 15 лежат конверты. Откройте их, достаньте геометрические фигуры.

– Прочитайте задание на слайде.

– Работа в парах: нужно сравнить площади этих фигур.

– Как это сделать? Время для работы – одна минута!

– Что вы заметили?

Дети сравнивают свои ответы с данным.

Встаньте дружно из-за парт

И скорее стройтесь в ряд!

Повернитесь вправо, влево,

Наконец, присядьте смело!

Улыбнемся: день хороший,

И похлопаем в ладоши.

4. Работа по теме урока
а) Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на оставшиеся фигуры.
- На какие две группы они делятся? (Многоугольники и фигуры без углов)

3. Поиск решения поставленной задачи

- Где в окружающей жизни встречаем фигуры с кривой линией? Слайд 17, 18, 19
- Как же найти площади оставшихся фигур?
б) Практическая работа (проверка гипотез, методов решения проблемы)
Учитель: Возьмем овал.
-Как же найти площадь овала?


На партах у учеников тоже овалы.

3. Выявление причины затруднения.

- Какая проблема? (не знаем, как найди площадь фигуры неопределённой формы)

-Определим тему урока (Нахождение площади криволинейных фигур).

- Какова цель нашего урока? (Узнать, как находить площадь криволинейных фигур).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Ученики предлагают свои варианты нахождения площади данной фигуры. (учитель доказательно отвергает предложенные варианты):

1) приблизительно считаем длину и ширину при помощи линейки; 2)расчертить фигуру на квадраты;
3) площадь - это квадраты, берём тетрадный лист в клетку.

- Тетрадный лист можно брать, когда овал кладем на лист. А если наоборот, то через тетрадный лист (показываю) не видно фигуры. Как быть?

Вывод: Значит, квадраты чертим на прозрачную пленку.
Да, чтобы ускорить работу, люди придумали приспособление для определения площади фигур. (Учитель раздает детям прозрачные пленки, расчерченные на квадратные сантиметры, и карточки с фигурами.)
- Ребята такая пленка называется:( читаем определение в учебнике)-ПАЛЕТКА. Слайд 20
Работа с палетками.
- На какие квадратные единицы разделена ваша палетка?
- Можно ли изготовить палетки в кв. мм, кв.дм, кв.м?
в) Первичное усвоение знаний .
- Найдите площадь овала.

У всех разные результаты. Почему? Как быть с неполными квадратами?

- Накладываем на фигуру палетку.
- Считаем полные квадраты.

А как быть с неполными квадратами?
Ученики предлагают свои варианты, среди них нужный ответ:
- Считаем все неполные квадраты и делим их на 2.

-Найдите теперь площадь овала.

Слайд 21, 22
г) Попробуем вывести алгоритм нахождения площади фигуры с помощью палетки. Коллективное составление алгоритма

Д)А можно записать схематично:


V. Практическая работа

Практическая работа в парах.

Действуя по алгоритму, найдите площадь фигуры.

Ответ: площадь фигуры 21 см 2 .

VI. Закрепление пройденного материала

5.У.– Решите логическую задачу. Для каждой фигуры объясните, почему она лишняя.


Д. -Сначала уберем фигуру В, так как среди четырехугольников – треугольник.-Затем уберем фигуру С, так как останутся фигуры с попарно равными сторонами. -Уберем фигуру D, так как в ней углы не прямые.

VII. Самостоятельная практическая работа в группах Слайд 26, 27

Я знаю, что девочки очень любят играть в куклы. А для самой любимой куклы хочется сделать красивый дом. Конечно у куклы должен быть свой бассейн. Сейчас мы попробуем рассчитать площади бассейна, пола вокруг бассейна, натяжного потолка и зеркала ( модели этих объектов). А мальчики в группах вам помогут.

Действовать по алгоритму нахождения площади с помощью палетки.

Записать результат измерений в таблицу

Показать, что вы выполнили работу

VIII. Итог урока

У.- С помощью какого инструмента вы научились находить приближенное значение площади фигуры? С помощью палетки.

У. -Какой формулой вы пользовались? -S = а + в:2

У. -Кто из вас научился выполнять приближенное вычисление площади фигуры?- Кто доволен своей работой? -Кому ещё нужно потрудиться? Дети поднимают руки.

8. Рефлексия работы на уроке

Подведение итога, самооценка. - Оцените свою работу на уроке.

За что я хочу похвалить себя

Кому из класса и за что

-Какую учебную задачу перед собой ставили?

- Какой новый способ нахождения площади фигур узнали?

Закончите фразы:

- Теперь я знаю, что……..

9. Итог урока.

- В школе изучаете тему площадь. Как вы думаете, а в жизни эти знания нужны?

IХ. Домашнее задание.


-75%

Читайте также: