Декор и положение человека в обществе 5 класс изо конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

1. Организационный момент

– Отметили. Убрали в сторонку.

2. Актуализация

– Сегодня мы с вами должны будем ответить на вопрос. Зачем людям украшения и посмотреть какую роль играет декор в положении человека в обществе. (Приложение 2; Слайд 1) Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных. (Приложение 2; Слайд 2)
– А какие украшения сейчас используют люди?
– Бусы, серьги, перстни и т. п.
Украшение тела называют боди-арт. (Приложение 2; Слайд 3) Выделяют различные виды боди – арта. Мы с вами поговорим о шрамировании и росписи по телу. До сих пор люди украшают себя шрамами.
– Для чего они делают шрамы? (Те люди, которые уже имеют шрамы, желают их замаскировать).
– В Гвинее есть племена, которые до сих пор этим занимаются. С какой целью они это делают?
– Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины. Посмотрите, как украшали себя в древности (Приложение 2; Слайды 4-5)
– А для чего делали роспись по телу в древности? (Приложение 2; Слайд 6)
– В племенах показывают социальный статус. По используемым цветам и узорам можно легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию. Посмотрите современную роспись тела (Приложение 2; Слайд 8), её выполняют натуральными красителями.
– В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу? (Приложение 2; Слайд 8) – Цирк, театр, вечеринки, футбольные матчи, ночные клубы, проведение профессиональных конкурсов и фестивалей т.д.
– В наше время, с какой целью делают роспись по телу?
– Клоуны в цирке, актеры в театре делают макияж для создания образа. (Приложение 2; Слайд 9) В основном, роспись используется для эстетических целей.

Вывод: В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себебвнимания.
С тех пор, когда появились вожди в племени, и возникло неравенство, появилось множество изобразительных знаков отличия одних людей от других. Украшалось жилище вождя, оружие, конская сбруя и, конечно, сам вождь как человек особенный. Декоративные узоры и знаки, изображенные в вышивке, чеканке, гравировке, воплотили в себе древние представления людей об окружающем их мире. У любого народа были боги, духи, олицетворяющие явления природы. Люди хотели призвать к себе силы добра и света и защититься от злых сил. В разные эпохи разные народы окружали себя оригинальными предметами и создавали свой костюм.
– А как вы думаете костюм и одежда это синонимы?

Ответы детей:

– А сейчас я вам хочу прочитать стихотворение, вы внимательно слушайте и думайте, о какой стране идет речь.

На плите, на саркофаге, Рыбы, звери,
на папирусной бумаге птицы, точки,
и на всем, что видит взгляд, загогулины,
иероглифы пестрят. кружочки.
Все знакомое почти,
а попробуй-ка, прочти!

– О какой стране идет речь? (Древний Египет)
– Правильно. Эта страна – родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. (Приложение 2; Слайд 11) Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
– Что вы знаете о Древнем Египте?
– (Это страна пирамид-усыпальниц фараонов царей ДревнегоЕгипта). (Приложение 2; Слайд 12)
– В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных. (Приложение 2; Слайд 13) О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта. (Приложение 2; Слайд 14)

Обувь

Ученые считают, что обуваться люди стали около 150-200 веков назад. В античном мире к ноге привязывали подошву кусок сандалового дерева, отсюда и название – сандалии. (Приложение 2; Слайды 15, 16) В Древнем Египте обувь делали из папируса, плотных листьев пальмы. (Приложение 2; Слайд 17)

Пояс

Головной убор

  • 1 группа – Мужской костюм; (Приложение 3);
  • 2 группа – Женский костюм; (Приложение 4);
  • 3 группа – Украшения и прически. (Приложение 5);

Дети делятся новыми полученными знаниями по группам и отвечают на поставленные вопросы:

1 группа: Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?
2 группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность человека?
3 группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную принадлежность человека?

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, корректирую работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды (Приложение 2; Слайды 20-25) Делаем запись в словарики.

5. Анализ урока

При помощи учащихся подвожу итог урока.

– Какую проблему мы с вами сегодня решали?
– Зачем людям украшения.
– Какой можно сделать вывод?

Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и род занятий, создает имидж человека, подчеркивает его индивидуальность. Говорят: "Мода была всегда". Можно и так сказать. Но всё-таки всё на свете с чего-то начиналось. Можно утверждать, что мода родилась в древнейшем на земле очаге цивилизации — Древнем Египте.

6. Рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?
– О чем бы вы хотели еще узнать?
– Что больше всего вам запомнилось?
– Теперь возьмите свои листочки с тестом и отметьте свое настроение, с которым уходите с урока простым карандашом.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок ИЗО в 5 классе

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Создать у учащихся целостное представление о своеобразии искусства Древнего Египта, символике изображений.

Сформировать первичные навыки графического изображения украшений.

Способствовать воспитанию эстетического вкуса.

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, применение ИКТ, работа с учебником.

Приёмы преподавания: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Приёмы учения: наблюдение, слушание, ответы на вопросы, выполнение творческой работы.

Форма работы: индивидуальная.

Зрительный ряд: презентация к теме урока, образцы египетских орнаментов.

Выполнить изображение древнеегипетского украшения.

Актуализация мотиваций опорных знаний.

Постановка проблемы урока.

Введение нового материала.

Самостоятельная работа учащихся.

Подведение итогов урока.

1. Организационная часть

Подготовка учащихся к работе на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно, видеть вас в хорошем настроении.

- Я хочу задать вам вопрос, чтобы проверить, догадаетесь ли вы, куда поведёт нас сегодня воображение.

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд, иероглифы пестрят.

Рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки…

Всё знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!

- О какой стране идёт речь, ребята? (О Др. Египте)

2. Актуализация мотиваций опорных знаний

Учащиеся: Украшения Египта или украшение фараонов.

Давайте уточним значение украшений в жизни человека.

Ученики: Украшения поднимают настроение, могут рассказать о человеке кто он.

Учитель: Совершенно верно, украшения несли в себе информацию об их владельце. По ним можно было определить – какое положение в обществе занимает человек.

3. Постановка проблемы урока

Учитель: Царица Египта Клеопатра особенное внимание уделяла своей внешности. Ожерелье с драгоценными камнями было повседневным украшением величественной повелительницы. Лучшие мастера ювелирных дел выполняли ее заказы. Мудрая Клеопатра понимала, что кроме острого ума, чтобы покорять мужчин надо умело пользоваться и красотой. И изделия из драгоценных камней в этом ей помогали. Представим себя в роли мастеров-ювелиров и преподнесём в дар царице свои украшения. Что нам необходимо узнать для успешного выполнения работы?

Учащиеся: нам необходимо узнать, какие виды украшений носили в древнем Египте, что изображали при их изготовлении, и что эти изображения обозначали.

4. Введение нового материала

Учитель: Для древних людей ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Вы можете назвать современные украшения, которые являются своеобразным оберегом?

Учащиеся: Православный крестик, подкова на счастье.

Учитель: Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями.
Египет пронес всю свою магически-религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела Как вы думаете, что из себя представляли украшения древних египтян?

Учащиеся: Наверно это были ожерелья, кольца или браслеты.

Учитель: Согласна, виды украшений мало чем изменились, изменились материалы, из которых они изготовлялись и техника исполнения. Египтяне верили, что есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей

Ребята, чтобы узнать, какие символы чаще всего встречаются в египетских украшениях ,я подготовила для вас загадки-легенды. Для каждого ряда – свою. Внимательно послушайте их и дайте ответ на вопрос.

Легенда для первого ряда.

Египтяне считали, что в начале начал существовала бескрайняя неподвижная холодная водная гладь, которая называлась Нун. Первый бог Атум (совершенный) создал холм Бен- Бен. На этом холме из цветка лотоса появился бог Ра. Младенец Ра заплакал от радости и из его слез упавших на землю появились люди.

Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде. (Цветок лотоса)

Рассматривая нагрудные украшения, вы наверняка заметили изображение цветов. Это священный лотос – символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости. Этот образ пронизывает всё египетское искусство.

Легенда для второго ряда.

В Египетской мифологии существует очень много природных явлений, которым поклонялись древние египтяне. Солнце они представляли огромным золотым шаром, который каждое утро выкатывает на небо мифический жук- скарабей (Хепри). Весь день он катил его по небу.

Вопрос: Назовите символ, прозвучавший в легенде.(Жук-скарабей)

Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея . Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее, он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце

Легенда для третьего ряда.

У бога солнца- Ра были маленькие дети- Шу и Тефнут. Однажды они потерялись в первозданном океане, так как свет еще не был создан. Ра послал на их поиски свое око, а пока оно бродило по первозданной тьме, создал себе новое. Когда, закончив поиски, первое око вернулось к своему хозяину, бог Ра поместил его себе на лоб.

Вопрос: Какой символ вы можете назвать? (Око Гора)

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках – это были красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора . Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть

Правители Египта большое внимание уделяли головным уборам. Как вы думаете, почему?

Ученики: Фараоны хотели подчеркнуть своё особое положение в обществе.

Учитель: Корона (от лат. corona — венок, венец) — головной убор, являющийся символом монархической власти. Кроме того, "корона", это замкнутый круг, кольцо, т. е. синоним бессмертия .

Синий цвет. Что он символизирует? Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные
воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения.

Желтый цвет. Символом чего является? Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота.

Красный цвет . С чем ассоциируется этот цвет? Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение.

Зеленый цвет. Как вы думаете, что он символизирует? Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро.

Черный цвет. С чем он связан? Он символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие.

Белый цвет. Как вы думаете, какое значение он имеет? Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождает все остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты.

-Ребята, вы наверняка немного устали. Проведем физминутку, чтобы размяться и набраться сил для творческой работы.

Встали дружно, потянулись

Богу солнца улыбнулись!

Богу ГЕБУ наш поклон

Многократным будет он.

Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.

Тело наше сделай круг

Повтори АМОНА путь

Готовы из знаний

Плести сотни сот

Поможет нам в этом

Бог мудрости ТОТ.

Работа с учебником: стр. 116 Какие символы использовались в украшениях Древнего Египта.

– Ну, а теперь, когда вы получили полное представление о разнообразии ювелирных украшений древнего Египта, символики изображений – самое время заняться творческой работой (СЛАЙД 21)

Учить декоративно украшать одежду и изображать на плоскости.

Оборудование: изображение фигуры человека; слайды костюмы людей разных сословий, профессий.

Материал для работы учащихся: Шаблоны с изображением фигуры человека, альбомный лист, акварель или гуашь, простой карандаш.

Ход урока

I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

Сегодня мы продолжаем вести разговор об одежде и о том, как ее украшали в разные времена. Учиться понимать язык символов.

III. Беседа по теме.

Для чего нужна одежда? (Очевидно, что одежда возникла в первую очередь для выполнения защитных функций. Постепенно одежда дифференцировалась по сезонам. Постепенно в различных климатических зонах одежда стала различной по материалу и форме.

Как вы думаете, когда появилась одежда? (еще в глубокой древности- шкуры животных)

Является ли одежда выражением определённых представлений о красоте? (подчёркивает красоту фигуры человека.)

Легко ли по костюму узнать человека живущего в одном веке от другого или чем занимается этот человек? (Различие в тканях, покрое, длине и цвете одежды, прическе и украшениях свидетельствует о принадлежности человека к определенной социальной или профессиональной группе. Отличали человека головной убор и прическа. Традиционно, знать носила одежду длиннее, многослойнее, богаче, иногда нового покроя. Неограниченные возможности смены одежды, следования моде имели только представители правящих сословий.)

Всякая ли одежда бывает нарядной?

Какие украшения в одежде использует человек? (вышивка, ювелирные украшения, декоративные)

Зачем людям украшения? (Чтобы было уютно, комфортно, красиво, чтобы привлекало окружающих. Чтобы нравилось не только себе, но и другим)

Люди всегда стремились превратить одежду в художественно выполненный костюм. Это позволяет сделать декоративное оформление.

Декор в костюме — совокупность украшающих его элементов. Декоративные элементы в одежде не являются обязательными.

За тысячелетия развития искусства костюма человечество изобрело бесчисленное множество приемов декорирования: крашение, набойка (печатание рисунка), различные техники росписи ткани (батик), художественное ткачество, вышивка, аппликация, печворк (составление полотна из лоскутов ткани), плетение и многие другие. При всем техническом разнообразии этих приемов украшения цель их применения одна — сделать костюм неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию.

Уже в первобытном обществе человек стремился выделиться из числа себе подобных. С этой целью он начинает украшать свою внешность; сначала это было раскрашивание отдельных участков тела (лица, груди, живота, предплечий), а также нанесение татуировки. Это и было предвестником костюма. Позже, с развитием костюма рисунок декора стал наноситься не на тело человека, а на разнообразные материалы, из которых изготавливалась одежда. Эти изображения не только служили украшением костюма, но и определяли социальное положение его владельца, принадлежность к определенному племени, роду, а также имели религиозно-мистическое значение, т. е. являлись своеобразным оберегом.

Важную роль в истории костюма сыграло изобретение плетения и ткачества. Довольно рано человек научился окрашивать ткани растительными красителями.

Мастерство крашения особенно было распространено на Востоке. В Индии древние красильщики расплавленным воском наносили рисунок на ткань, а потом опускали ее в красильные растворы. Места, покрытые воском и поэтому неокрашенные, составляли светлый узор на цветном фоне. В наше время эта декоративная техника называется батиком. Индийские мастера придумали так же способ узелкового батика, который сегодня весьма популярен.

Возникновение первой, нешитой драпированной одежды из льняных тканей на территории Др. Египта. Египтяне были искусными ткачами: из тонких льняных тканей делали царские одежды.

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц.

Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства.

Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных — змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Рассмотрим орнаменты на одежде.

1 Слайд (крест) Анкх с древних времен является в Египте символом вечной жизни в этом и потустороннем мире. В нём объединены два символа - крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Египтяне считали, что изображение анкх продлевает жизнь на земле. С этим же амулетом и хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Именно такую форму, по представлениям древнего мира, имел ключ, которым можно было открыть ворота смерти.

Этот символ также ставили на стенах водных каналов в надежде, что он убережет от наводнений. Позднее, анкх использовался колдуньями в ритуалах, ворожбе, гадании, врачевании и помощи роженицам.

2 Слайд (змея – уреус) – символ неограниченной власти.

4 Слайд (кошка) Кошка для египтян являлась земным воплощением Бастет – богини солнечного тепла, радости и плодородия, защитницы беременных женщин и детей, хранительницы домашнего очага и урожая. Естественно, что к кошкам в Древнем Египте относились с большим почтением, а за их убийство карали смертной казнью. При жизни этот зверь был равноправным членом семьи, а после смерти его бальзамировали и клали в саркофаг, который помещали в особый некрополь.

5 Слайд (скарабей) Скарабей летает в самое жаркое время дня, это и привело египтян к отождествлению его с Солнцем.

У нас в России люди тоже любили украшать одежду (вышивка, узор в полосе, красная нить, повторяющиеся элементы.)

По поверью, злые духи могли сильно повлиять на человека, вызвать разные болезни, дурные поступки. Узоры на одежде, вещах способствовали укреплению здоровья, духа человека. Вышивка, используемая в одежде, “мешала” проникновению нечистой силы. Наиболее распространена вышивка гладью, или крестом.

Узоры на одежде поражают разнообразием геометризованного и геометрического орнамента. В начале 19 века создатели вышивок еще помнили смысловое значение узоров и могли пояснить смысл. Со временем содержание народного узора стало забываться. Но в настоящее время ученые исследуют русскую старину.

Язык русской народной вышивки – это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяет холст и красная нить. Понятие “писать” в древности имело значение “украшать” и “изображать”. “Строчить письмо” значило вышивать “строкой” один за другим ряд символических знаков. (Приложение: слайд 3, 4)

круг – символ солнца, луны;

квадрат – символ плодородия;

ромб – символ плодородия;

ромб и крест – образ дерева;

треугольник – знак оберега;

человеческие фигурки с опущенными руками – изображение богини-матери;

с поднятыми руками – “дева”.

И все эти знаки – символы жизни и защиты семьи.

Узоры на вещах называют орнаментом.

А что такое орнамент? (орнамент – это узор из ритмично повторяющихся или чередующихся элементов.) (Приложение: слайд 6)

Какой орнамент чаще всего применяется в северных вышивках? (геометрический, с изображением ромбов и квадратов.) Какие символы используются в узоре? (Приложение: слайды 6-8)

На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и одежда тоже как бы участвовала в этом “разговоре”, на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.

Чтение таблицы. (На доску вывешивается таблица символов)

4. Постановка задачи перед учащимися. Практическая работа учащихся.

А сейчас переходим к практической работе. Сегодня вы на уроке рисовать орнамент из геометрических форм для вышивки полотенца, используя символические знаки.

Дети работают самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

5. Итог. Работы выставляются и анализируются. Выбираются лучшие работы учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ИЗО в 5 классе содержит элементы ФГОС (постановка проблемы, формулирование целей урока,физминутка,рефлексия).Во время выполнения практического задания учащиеся выступали в роли ювелиров Древнего Египта,выполняя эскизы украшений.

Урок изобразительного искусства в 5 классе.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ на примере эпохи Древнего Египта.

2.Сформировать представления об одежде этого периода и символике украшений.

3.Развивать ассоциативно – образное мышление, творческую фантазию.

4.Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры, применяя здоровьесберегающие технологии.

Оборудование:

Зрительный ряд: Творческие работы учащихся.

Таблицы с элементами одежды и древнеегипетской символики.

ТСО: Мультимедиа проектор. Компьютер, презентация.

Материалы и инструменты: Альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, гелевые ручки

Задание: Выполнение ювелирного украшения древнего египтянина.

Форма организации: индивидуально - групповая

План урока:

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя (беседа)

4.Изучение нового материала.

5.Физкультминутка.

6.Практическая работа.

7.Экспресс - выставка.

8.Подведение итогов.

9.Домашнее задание.

10.Рефлексия.

Ход урока:

II.Оргмомент.

Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания ( Слайд 1 ).

Учитель: Прежде чем мы начнём наш урок , я хочу проверить , кто , с каким настроением , пришёл сегодня на урок.
( Все поднимают руки взависимости у кого ,какое настроение). У кого хорошее настроение? У кого не очень хорошее? Ну у кого настроение плохое, надеюсь к концу урока оно повысится!( Слайд 2 )

I I. Вступительное слово учителя (беседа).

Учитель: А сейчас я хочу вам прочитать стихотворение.

Вы его внимательно послушайте и подумайте , о какой стране идёт речь:

На плите. на саркофаге,

на папирусной бумаге,

и на всём, что видит взгляд,

Всё знакомое почти,

а попробуй-ка, прочти!

-О какой стране идёт речь? ( Древний Египет). Правильно. Это страна-родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет - удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдалённую от нас несколькими тысячелетиями.

-Именно с неё вы начинаете изучать историю древних государств. Что вы знаете о Древнем Египте? ( Это страна пирамид-усыпальниц, фараонов, царей Древнего Египта.) (Слайды 3, 4 ,5)

-В этой стране люди поклонялись большому количеству богов, многие из которых были похожи на животных). (Слайд 6)

-О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую одежду носили, мы узнаём, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта. ( Слайд 7 )

Учитель: Как вы уже догадались, тема нашего урока связана с Древним Египтом. И если вы многое знаете из истории этой страны, то сегодня мы подробнее изучим декоративно-прикладное искусство этой страны.

I V. Изучение нового материала.

Историк моды: Яркое солнце, тёплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежды. С каким изяществом лёгкая, открытая одежда подчёркивает красоту загорелых тел, оттеняя их своей белизной. ( Слайд 10 )

Учитель: Что вы можете рассказать об одежде древних египтян? (Обращается к историку моды)

Учитель: Что вы можете рассказать об одежде фараонов? (Обращается к модельеру (1))

Модельер(1): ФАРАОН- полновластный правитель Египта, являющийся сыном бога и его наместником на земле. Нарядные , красочные одежды выделяли его среди других людей, подчеркивая особое положение в обществе. Головной убор издавна отличал правителей всех стран. Фараон и его сановники носили великолепный полосатый платок - клафт , ниспадающий по бокам строгими полосами и сплетенный на спине наподобие косы. Царственное величие фараона подчеркивали священные символы- изображение урея (кобры-защитницы) и грифона. знаком власти фараона была высокая тиара- двойная корона, украшенная теми же символами, два СКИПЕТРА- изогнутый жезл и треххвостый бич, искусственная борода были знаками царского могущества. ( Слайды 14,15 )

Учитель: Что носили фараон и его приближённые? (Обращается к модельеру (2))

Модельер(2): Основной частью мужского костюма был набедренник или передник, крепившийся на пояс., У фараона и его приближенных были передники изысканной формы из дорогой ткани, поверх которых надевали прозрачные тонкие одеяния. Фараон и знатные египтяне носили великолепные, богато орнаментированные воротники-ожерелья в виде солнца, а на ногах сандалии из листьев папируса и кожи с золотыми и позолоченными украшениями. Фараоны и знатные египтяне носили пышные парики, размеры и формы которых свидетельствовали о социальном положении их владельцев. ( Слайд 16 )

Учитель: Что вы можете рассказать об одежде древних египтянок? (Обращается к историку моды)

Учитель: Что носили царицы и женщины высших сословий?(Обращается к модельеру (3))

Модельер(3): Царица носила полосатую одежду, плотно прилегающую к телу и подчеркивающую ее статность. В руках у царицы цветок лотоса. Нарядны и торжественны головные уборы египетских цариц! Женщины высших сословий носили пышный парик с бесчисленным количеством косичек, которые украшали нарядная повязка или металлический обруч. А на запястьях, чуть выше локтя, и на ногах великолепные браслеты. (Слайды 18, 19)

Учитель: Что вы можете рассказать об одежде жрецов? (Обращается к модельеру (5))

Модельер(5):Шкура леопарда была верхней одеждой жрецов-служителей храма, которые надевали её во время богослужения. Верховного жреца выделяли рассыпанные по её поверхности серебряные звёзды. (Слайд 21) .

Учитель: Какую одежду носили чиновники? ( Обращается к модельеру (6))

Модельер(6):Особые знаки отличия в одежде были и у чиновников. Они носили удлинённый передник, парик, ожерелье и искусственную короткую бороду, которая считалась знаком высокого положения, но право носить самую длинную принадлежало фараону. Опахало из белых страусовых перьев также было знаком отличия высокопоставленных чиновников. Опахалом могли пользоваться только царевичи, высшие чины и военачальники. ( Слайд 22 )

Учитель: Какова была одежда египетских воинов? ( Обращается к модельеру (7))

Учитель: Ну и, наконец, что носили бедняки? ( Обращается к модельеру (8))

Модельер(8): Одежда бедняка была скромной: простые формы, льняные ткани, кожа грубой выделки, примитивные украшения из глины. ( Слайд 24 )

Учитель: Спасибо вам за предоставленную информацию, вы нам очень помогли!

Вывод (говорит учитель): Как видите, костюм человека, включающий в себя не только одежду, но также причёску или парик, головной убор, обувь, различные дополнения ( пояс, воротник, ювелирные украшения ), чётко определял его место и роль в данном обществе. (Слайд 25)

Учитель: Как уже было выше сказано, одежду человека дополняют: причёска, украшения, маникюр и конечно же косметика.

Учитель: Девочки, а вам интересно узнать, как применяли косметику древние египтяне? ( Да, конечно…)

А в этом нам поможет разобраться визажист из Древнего Египта!

Так, как же применяли косметику древние египтяне? (Обращается к визажисту)

Визажист: Макияж египтян строго соответствовал древним традициям. Вне зависимости от пола все жители пользовались косметикой. Египтянки активно употребляли косметику: красили чёрной краской брови и ресницы, подводили контуры глаз и губ, над глазами рисовали широкие зелёные круги, окрашивали оранжевой краской руки и ноги. ( Слайд 26 )

Учитель: Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней. Чтобы подробнее изучить ювелирное искусство Древнего Египта, продолжим наше путешествие. Наш путь лежит в город Эль-Амаран. Здесь нас встречает главный ювелир, который работает при царском дворе.

Расскажите нам, какие виды древнеегипетских украшений бывают? Для чего они предназначались и что служило материалом для них? ( Обращается к ювелиру)

Ювелир: Мы изготавливаем нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги и перстни. (Слайд 27-31). На всем лежит печать чрезмерной роскоши и изысканной утонченности. Многие украшения предназначались для торжественных шествий, церемоний. Материалом для них служили золото, драгоценные и полудрагоценные камни, цветная смальта - непрозрачное стекло , которое научились делать египтяне. На них можно увидеть знаки-обереги, знаки-пожелания, древние символы богов и царей, выстроенные в узоры -тексты с символическим значением.

Учитель: Расскажите нам подробнее о древнеегипетской символике. Что означал каждый знак ? ( Обращается к ювелиру )

Ювелир: 1- Лотос-символ красоты, бессмертия, вечной жизни. 2- Путь Солнца по небу. 3- Скарабей-символ бога утреннего солнца, катящего диск по небу . 4- Символ власти. 5- Глаз – уаджет защищает от любой беды и символизирует воскресение после смерти. 6 -Знак жизни. 7- Знак силы. ( Слайд 32 )

Учитель: Какую информацию нёс цвет в ювелирных изделиях? (Обращается к ювелиру )

Ювелир: ЗОЛОТИСТО-ЖЁЛТЫЙ - цвет солнца.

БЕЛЫЙ – цвет луны.

ЗЕЛЁНЫЙ – воскресение природы, плодородие.

СИНИЙ – цвет воды и неба. ( Слайд 33 )

Учитель: Мы вас благодарим за познавательную и интересную информацию!

Мы очень долго с вами путешествовали, немного устали, а сейчас давайте отдохнём!

V.Физкультминутка. ( Слайд 34 )

Физкультминутка(1): Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать. Шесть - за стол тихонько сядь.

V I. Практическая работа. ( Слайд 35 )

Учитель: Отдохнули? ( Да )

А теперь продолжим наше путешествие. Давайте на время превратимся в ювелиров Древнего Египта и попробуем нарисовать какое-нибудь ювелирное украшение, используя древнеегипетскую символику.

Задание: Выполнение ювелирного украшения древнего египтянина.

(Убедившись, что ребята поняли задание, им разрешается приступить к самостоятельной работе.)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1.Контроль организации рабочего места;

2.Контроль правильности выполнения приёмов работы;

3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;

4.Контроль объёма и качества выполненной работы.

V I I. Экспресс - выставка ( Слайд 36 ) :

(Дети показывают свои работы.)

Учитель: Молодцы! Вы хорошо постарались! Теперь вас можно считать настоящими ювелирами!

V I I I. Подведение итогов :

1)Ребята, давайте ещё раз вспомним, в какой же стране мы побывали.

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?

( Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте создавалось во славу царей. Декор был средством выражения идеи могущества, силы, бессмертия царя, представлений египтян о вечной жизни. Костюм человека чётко определял его место и роль в данном обществе.)

3.Что большего всего вам понравилось и запомнилось?

4. О чём бы вы хотели ещё узнать?

2) Оценивание учащихся:

Молодцы! С работой справились. Мне было приятно с вами пообщаться. Особенно хорошо потрудились. (Учитель называет учащихся и ставит им оценки)

I X. Домашнее задание ( Слайд 37 ) :

X .Рефлексия:

1.Понравилось ли вам наше путешествие? ( Да )

Но мы с вами продолжим путешествовать и на следующем уроке.

Читайте также: