Древние башкиры конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Реализуемые образовательные области: Познавательно развитие (Формирование целостной картины мира). Социально-коммуникативное развитие. Художественно-эстетическое развитие.

Тема: Этнография древних башкир. Жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир. "Украсим ковёр" (аппликация).

Цель: приобщение детей к общечеловеческой культуре, развитие воображения, нравственных начал, исторического и национального самосознания, познание своих корней, уважение и бережное отношение к материальной и духовной культуре разных народов.

Задачи: 1. Познакомить детей с бытом древних башкир (жилище (юрта, занятия древних башкир (скотоводство, изготовление кумыса, изделия из кожи, ковроделие, праздничная и повседневная одежда древних башкир).

2. Дать понятие народного декоративно-прикладного искусства. Научить детей выразительному созданию образов башкирского искусства.

3. Продолжать воспитывать любовь к родному краю - Башкортостану, прививать уважение к мастерам-умельцам, развивать эстетическое чувство и вкус.

4. Продолжать знакомство с башкирским народным промыслом - ковроделием, его композиционным построением, учить силуэтному вырезыванию элементов орнамента, прививать интерес к народному творчетву, воспитывать уважение к труду ткачих, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации отражающие жизнь, быт, труд и культуру башкир;

2. Образцы предметов народного быта;

3. Образцы повседневной и праздничной одежды древних башкир;

4. Цветная бумага, клей, ножницы.

Предварительная работа: беседы о том, где мы живем (Республика Башкортостан, город Уфа, какие народы населяют нашу республику (башкиры, татары, русские) - их языки; экскурсия в детсадовский мини-музей "Жилище башкир", настольно-печатные игры: "Сотки ковёр", "Найди свой элемент", "Собери башкирскую посуду", "Башкирское лото".

Выступление вокально-инструментального ансамбля "Мирас" с программой посвященной башкирской культуре.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Скажите, в какой республике мы живем?

Дети: Башкортостан.

Воспитатель: Правильно. А знаете почему она так называется? Потому что, Башкортостан - означает страна башкир. Давным-давно, на этой земле жили только племена башкир. Сегодня мы с вами перенесемся в прошлое и посмотрим как жили древние башкиры, чем занимались.

Для того, чтобы выжить наши предки занимались охотой, рыболовством. Тогда еще, ребята, они не могли выращивать хлеб, сеять пшеницу, овощи - этим они будут заниматься позже. Главным их занятием стало разведение лошадей и овец. Было их много-много, целые табуны лошадей и отары овец. Башкиры ели мясо этих животных, пили их молоко, делали из лошадиного молока кумыс.

Ребята, кто-нибудь из вас пил кумыс, какой он?

Дети: кисленький, полезный.

Воспитатель: А послушайте загадку про кумыс:

Сначала бьют, бьют,

Потом наливают и пьют,

У жеребят отнимаем

Да сами выпиваем.

Почему в загадке сказано: "В рот попадет, в нос шибанёт"? (ответы детей).

Воспитатель: А из шкур этих животных изготавливали разные кожанные предметы: обувь, пояса, сумки, конскую упряжь и даже кожаную посуду для хранения кумыса! Из шерсти овец делали войлок (объяснение, показ, ткали ткани, ковры.

Для того, чтобы лошадки и овцы всегда могли есть свежую траву, приходилось башкирам часто переезжать с одного пастбища на другое. (объяснение слова "пастбище"). И конечно же, они не могли свои деревянные дома перевозить с одного меcта на другое. Ребята, они жили вот в таких круглых жилищах, которое называется "юрта", её легко можно разобрать и перевезти. (Показ, объяснение состава юрты: деревянный каркас, снаружи теплый войлок из шерсти). Внутри юрты было очень красиво. Везде на стенах и на полу развешаны и расстелены ковры. Стояли сундуки с одеждой. Спали прямо на полу.

Физминутка: Как цокают лошадки? (громко цокаем).

Как скачет джигит на коне? (скачем, изображаем джигита).

Как башкир стреляет из лука? (натягиваем тетиву).

Как люди ловили рыбу (тянем сеть).

Смотрите, как башкиры танцевали (башкирские притопы, руки на поясе).

Воспитатель: А посмотрите, ребята, какую красивую одежду надевали башкиры по праздникам. На голове и на груди женщин - украшения из серебрянных монет, кораллов, бисера, Когда женщины ходили, монетки красиво звенели. На голову повязывали платок. Снизу обязательно длинную рубаху, сверху башкирский халат "зилян".

Мужчины большую часть времени проводили верхом на коне. Поэтому посмотрите, какие интересные мужские штаны "сальвар" - они были очень удобны для скакания на лошади.

Рубашка "кульмяк" была обязательно длинная, до колен, под рукавами вставки из ткани красного цвета. Застежек не было, ворот завязывался на шнурках. Сверху надевали длинный кафтан. И красивый кожаный пояс с пряжкой. На голову тюбетейку или зимнюю меховую шапку - "колаксын".

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый ковер я принесла. Что это за ковер, как его еще можно назвать? (Палас). Для чего предназначались паласы? Верно, ими был застлан пол в юрте, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.

Ребята, расскажите мне о ковре, какой он? Да, ковер имеет фон черного цвета, на нем яркие цвета, геометрический орнамент состоит из многоугольников, квадратов, лесенок по краям. Чередование цветов контрастное, например, красивое сочетание желтого с черным, красного с зеленым.

Сегодня вся наша группа - ткацкий цех. Мы будем с вами ткачами и "выткем" ковры, которыми украсим нашу группу. Смотрите внимательно, как я вырезаю многоугольник. Квадрат бумаги сгибаем пополам, еще раз пополам. Получившийся маленький квадрат сгибаем по диагонали. Получился треугольник. У этого треугольника одним взмахом ножниц отрезаем треугольник с любой стороны линии сгиба. После этого, держа острый угол линии сгиба от середины разрезанной стороны, вырезаем лесенку, поднимаясь вверх до середины другой стороны. Получился узорный многоугольник.

Желтая ступенчатая канва вырезается так: сгибаем полоску вчетверо, держим пальчиками линию сгиба. Отступая от края противоположной стороны начинаем вырезать лесенку, состоящую из четырех ступенек.

Оставшиеся свободные места можете украсить по-своему, чтобы ковер получился у вас красивый по композиции и цветосочетанию. Работать будете коллективно по три человека.

Во время изготовления аппликации звучит музыка - башкирские напевы.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в музыкальный зал, где мы с девочками нашей группы исполним народный танец "Башкирские узоры" под музыку "Ете кыз" ("Семь девушек").

Сюжетно-ролевая игра "Башкирское чаепитие".

Использованная литература:

1. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство "Китап", 1995, - 112 с. : ил.

2. Колбина А. В. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. - Уфа, ООО "Деловая династия"", 2014 - 28 с.

3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. - 1-е изд. - Уфа: Китап, 1995. - 240 с., ил.

4. Булгаков Р. М. Материальная культура башкирского народа. - Уфа: Китап, 1998. - 20с., ил.

Знакомство с традициями и обычаями башкирского народа, как одно из средств воспитания толерантности Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормой жизни каждого человека – взрослого и ребёнка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение.

Нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к культуре хакасского народа Нравственное воспитание подрастающего поколения является актуальной проблемой настоящего времени. Однако в практике современного дошкольного.

Ознакомление дошкольников с культурой и традициями башкирского народа В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны,.

Проект физического развития дошкольников на основе башкирского народного творчества Актуальность: Данный проект актуален в связи с защитой и развитием системы образования региональных, культурных традиций и особенностей;.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с условиями жизни и труда древних башкир; выяснить, почему скотоводство, бортничество считались основными занятиями башкир; обратить внимание на трудолюбие башкир.

Задачи

Образовательные: продолжать формировать представле­ние о жизни и быте древних башкир.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

Основные термины и понятия

Скотоводство, пастух, лошадь, рогатый скот, бортничество, собирательство, охота, лук со стрелами, мёд, рыболовство.

Оборудование и материалы

Тип урока.

комбинированный

Ход урока

Оргмомент

Повторение пройденного материала

— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

— Какое место выбирали башкиры для своей юрты(кочевой народ)?

— Почему башкиры выбирали именно это место для поселения? (аул)

— Какие жилища строили себе башкиры?

Просмотр рисунков домашнего задания. Выставление оценок.

— Какие постройки еще были у башкир?

— Как вы думаете, для чего башкиры кочевали из одного места в другое место?

Актуализация знаний, объявление нового материала

Вводное слово учителя.

Итак, мы вспомнили, что башкиры кочевой народ.. А сегодня подробно поговорим о хо­зяйстве, занятиях башкир.

Тема сегодняшнего урока:

Изучение нового материала

Экскурсия к древним башкирам.

Итак мы в башкирском ауле. Что нужно человеку, чтобы существовать? (пища).

- как можно добыть пищу?

Рыбачить, распахать землю, собрать грибы, ягоды, орехи, яйца птиц, охота

Возвращение в класс

Занятий у башкир было много.

- помогите мне воспроизвести на доске те занятия, которые мы назвали.

Работа с текстом учебника.

— Какой скот держали башкиры?

Демонстрация лошадей, овец, крупно рогатого скота и т.д.

Задание.

Почему скотоводство считается основным занятием?

— Как собирали мед?

Вопрос слабо успевающему ученику.

Найди ответ на вопрос:

что собирали башкиры? (выбрать из представленных иллюстраций)

Работа над абзацами

Возможен рассказ учите­ля с помощью рисунка об охоте, рыболовстве.

Вопросы к слабоуспеваю­щим ученикам.

Чем охотились башкиры?

Какие домашние живот­ные были у башкир?

Вспомните, где держали башкиры домашних животных.

Кратко проговорив изу­ченный материал, вывод.

Древние башкиры были трудолюбивыми, заботли­выми, выносливыми людьми. Они умело вели свое хозяй­ство. Благодаря многочис­ленным умениям древние башкиры были сыты, обуты, одеты, умели лечить своих родных.

Первичное за­крепление но­вого материала

— Какие занятия башкир вы знаете?

Задание. (демонстрация экран). Соотне­сите занятия башкир. Соеди­ни стрелками

Объясните слова: бортниче­ство

Какое занятие было основ­ным для башкир?

Подведение итогов

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Учитель объявляет и комментиру­ет оценки за работу на уроке

Домашнее за­дание

Прочитать текст учебника, дать ответы на первый, вто­рой вопросы

Рефлексия

Оценить занятие дети смогут по заранее заготовленным смайликам (грустный и веселый смайлик)


1) Сформировать у учащихся представление о древнейшем человеке, образе его жизни, сформировать убеждение о том, что появление религии, верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей, познакомить учащихся с уникальным памятником природы и древней живописи:

2) Продолжить формирование умений работать с учебником, иллюстрацией, правильно употреблять и объяснять исторические термины, сравнивать и описывать, рассуждать.

3) Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, учебники, интерактивная доска, компьютер, презентация в среде Microsoft Power Point.

Ход урока.

Постановка темы и цели урока.

Сегодня мы будем говорить о древности. История заселения Южного Урала насчитывает десятки и десятки тысяч лет. Посмотрите на доску. Определите тему урока. Открыть учебник на с. 32 и сравнить с доской.

Тема урока – Башкортостан в древности. Первые люди на Урале. Наша задача выяснить, как жили древнейшие люди, что помогло людям выжить в суровых климатических условиях, познакомиться с уникальным памятником природы и древней живописи – пещерой Шульганташ, с историей открытия наскальных рисунков.

Повторение.

Работа по карточкам. Класс делится на 2 группы.

Задание. Вставить в текст пропущенное слово.

Одним из наиболее древних жанров народного творчества являются…………… По своему содержанию народные………… делятся на………………………………………… В башкирских сказках о животных основными персонажами выступают………………. . Волшебными называются сказки, в которых решающую роль играют………. . Герои волшебных сказок………………. .

Главным героем богатырских сказок является………………….

Классный час на тему Башкортостан в древности. Первые люди на Урале

Задание для 2 группы.

Какое слово со звездочками у вас получилось?

Что такое сказка? (Сказка – жанр устного народного творчества, в котором говорится о вымышленном фантастическом событии).

Самые первые сказки были результатом того, что древние люди одухотворяли природу, видели ее живым существом.

Актуализация знаний, переход к новой теме.

Природа нашего края очень красива, богата, живописна. Можно сказать она сказочно богата и не перестает нас удивлять. Та природа, которая нас окружает, всегда ли она была такой?

Когда землю вода покрыла,

И суши совсем не стало.

Когда люди, сумевшие скрыться,

Те края покинули,

Не осталось там никого кроме смерти

Ей нечего стало делать.

- В такие периоды грандиозных природных катастроф животные и люди уходили в поисках спасения. Одним из таких убежищ становились Уральские горы. Горы привлекали людей обилием кремневых пород, из которых изготовлялись орудия, и являлись естественными убежищами от непогоды и зверя.

Небольшие группы первобытных охотников кочевали вслед за стадами животных. И лишь в тишине пещер, где ненадолго задерживался человек, скрываясь от холодов или выбирая их для таинства обрядов, чаще всего находят ученые следы первобытных людей каменного века.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Методическая разработка интегрированного урока по истории и ИКБ (истории и культуре Башкортостана) в 5 классе.

Тема. Башкортостан в древности. Первые люди на Урале.

Цели: 1) Сформировать у учащихся представление о древнейшем человеке, образе его жизни, сформировать убеждение о том, что появление религии, верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей, познакомить учащихся с уникальным памятником природы и древней живописи:

2) Продолжить формирование умений работать с учебником, иллюстрацией, правильно употреблять и объяснять исторические термины, сравнивать и описывать, рассуждать.

3) Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Оборудование: дидактический материал, раздаточный материал, учебники, интерактивная доска, компьютер, презентация в среде Microsoft Power Point.

Постановка темы и цели урока.

Сегодня мы будем говорить о древности. История заселения Южного Урала насчитывает десятки и десятки тысяч лет. Посмотрите на доску. Определите тему урока. Открыть учебник на с. 32 и сравнить с доской.

Тема урока – Башкортостан в древности. Первые люди на Урале. Наша задача выяснить, как жили древнейшие люди, что помогло людям выжить в суровых климатических условиях, познакомиться с уникальным памятником природы и древней живописи – пещерой Шульганташ, с историей открытия наскальных рисунков.

Работа по карточкам. Класс делится на 2 группы.

Задание. Вставить в текст пропущенное слово.

Одним из наиболее древних жанров народного творчества являются…………… По своему содержанию народные………… делятся на………………………………………… В башкирских сказках о животных основными персонажами выступают……………….. Волшебными называются сказки, в которых решающую роль играют……….. Герои волшебных сказок………………..

Главным героем богатырских сказок является………………….

Задание для 2 группы.

Какое слово со звездочками у вас получилось?

Что такое сказка? (Сказка – жанр устного народного творчества, в котором говорится о вымышленном фантастическом событии).

Самые первые сказки были результатом того, что древние люди одухотворяли природу, видели ее живым существом.

Актуализация знаний, переход к новой теме.

Природа нашего края очень красива, богата, живописна. Можно сказать она сказочно богата и не перестает нас удивлять. Та природа, которая нас окружает, всегда ли она была такой?

Когда землю вода покрыла,

И суши совсем не стало.

Когда люди, сумевшие скрыться,

Те края покинули,

Не осталось там никого кроме смерти

Ей нечего стало делать.

- В такие периоды грандиозных природных катастроф животные и люди уходили в поисках спасения. Одним из таких убежищ становились Уральские горы. Горы привлекали людей обилием кремневых пород, из которых изготовлялись орудия, и являлись естественными убежищами от непогоды и зверя.

Небольшие группы первобытных охотников кочевали вслед за стадами животных. И лишь в тишине пещер, где ненадолго задерживался человек, скрываясь от холодов или выбирая их для таинства обрядов, чаще всего находят ученые следы первобытных людей каменного века.

Изучение нового материала.

- А как же выглядели древнейшие люди? Опишите облик древнейшего человека. Какова продолжительность жизни человека? Почему? Как добывал человек пищу? Чем он занимался?

Задание. Учитель читает, а учащиеся должны закончить строчку.

Уменье из глины посуду создать,

Из дерева выстругать ловко весло,

Полотнище ткани, хоть грубо, соткать –

Занятия эти зовем ремеслом.

Жили и трудились они вместе,

Разделив добычу и не зная мести,

Проходили так за годом год,

Объединенья эти назовем мы род.

Объединились для больших работ –

Охотиться, пни корчевать и в землю бросать семя.

Когда мы видим род плюс род

То в сумме получаем племя.

- Так выглядел и жил человек в период каменного века, а называется он в истории палеолит. А почему это каменный век? (Каменные орудия труда, каменные украшения)

Наиболее древние памятники первобытного человека в наших краях относятся к эпохи верхнего палеолита. Это около 15-20 тыс. лет назад.

- Что помогло людям выжить в суровых условиях? (Освоение огня, пещеры)

Как люди научились добывать огонь? (Физминутка)

Чем пещеры привлекали людей? (Они расположены высоко в горах, защита от зверя, видно окрестности, рядом с рекой)

В наших краях человеком были освоены: Идрисовская пещера, Мурадымовская пещера, Игнатьевская пещера, пещера Шульганташ.

В пещерах по берегам рек Агидель, Юрюзань, Караидель был обнаружен археологами культурный слой с остатками костей людей и животных.

Кто такие археологи?

Ученые предполагают, что пещеры были для людей либо временным пристанищем, либо местом проведения различных культовых обрядов. Иногда в пещерах располагались мастерские, где человек изготавливал орудия труда. А доказательством тому, что здесь жил и творил человек являются настоящие рисунки.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с. 33-34

Какие животные обитали в наших краях в далекие эпохи?

Такими они изображены в учебнике, а вот такими изобразил их древний человек. (Показ слайдов)

Самым значительным памятником пещерной живописи на территории нашей республики является пещера Шульганташ. Она находится на территории одноименного заповедника Шульганташ в Бурзянском районе. Первые письменные упоминания об этой пещере содержатся в записках русского путешественника и географа П.И.Рычкова. В 1959 г. пещеру осматривал зоолог А.В. Рюмин. Его интересовали особенности растительного и животного мира пещер. Его внимание привлекли странные красные пятна на стенах, покрытые известковыми отложениями. Оказалось, что это настоящие рисунки, выполненные охрой древними художниками. Посмотрите на иллюстрацию и скажите, как человек готовит краску?

А добывали охру на поверхностях залежей железной руды по берегам горных речек. Но тогда человек еще ничего не знал о железе.

В нашей местности местные жители даже в 20 веке добывали охру в верховье реки Кухтур и использовали в быту как краску.

Что такое живопись? (словарная работа)

Какие животные были изображены в пещере? (дикие быки – бизоны)

А вот так выглядел бизон в Каповой пещере? В чем отличие?

О чем рассказывают рисунки в пещере Шульганташ?

Рисунки имели религиозно-мифологическое значение и являлись объектами всеобщего поклонения. Тогдашний человек очень мало знал об окружающем мире, его жизнь зависела от природы. Чтобы задобрить богов-покровителей, в их честь приносили жертвы, исполняли различные обрядовые песни и танцы. Подобные магические действия совершались и перед рисунками в пещере Шульганташ.

Чем еще знаменита пещера? Почему пещера так называется?

«Егет мой, дичь, что подбита тобой

Так прослеживается связь тысячелетий через памятники древнего искусства и УНТ башкир.

Закрепление.

Пещера Шульганташ – уникальный природный памятник. (Словарная работа со словом природный памятник)

Как мы должны относиться к природным памятникам?

Работа по карточкам. Разгадать ребус. (Твоя безопасность в твоих руках)

Как вы понимаете эти слова? Послушайте стихотворение М. Пляцковского? Чему учит стихотворение?

Это называется – природа.

Мы люби лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется – природа,

Давайте же друзья ее беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода.

Клубиться на заре тумана дым.

Все это называется – природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой дивный добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Групповая работа с классом. Работа с раздаточным материалом.

1 группа – отыскать в тексте и назвать современный растительный мир окрестностей пещеры.

2 группа – отыскать в тексте и назвать животный мир окрестностей пещеры.

Итог урока. Что нового узнали на уроке?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с условиями жизни и труда древних башкир; выяснить, почему скотоводство, бортничество считались основными занятиями башкир; обратить внимание на трудолюбие башкир.

Задачи

Образовательные: продолжать формировать представле­ние о жизни и быте древних башкир.

Коррекционно-развивающие: продолжать развивать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями; формировать умения анализировать и сравнивать исторические события.

Воспитательные: воспитывать любовь к труду, глубокое уважение к людям труда.

Основные термины и понятия

Скотоводство, пастух, лошадь, рогатый скот, бортничество, собирательство, охота, лук со стрелами, мёд, рыболовство.

Оборудование и материалы

Тип урока комбинированный

Ход урока

Оргмомент

Повторение пройденного материала

— Какую тему мы изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?

— Какое место выбирали башкиры для своей юрты(кочевой народ)?

— Почему башкиры выбирали именно это место для поселения? (аул)

— Какие жилища строили себе башкиры?

Просмотр рисунков домашнего задания. Выставление оценок.

— Какие постройки еще были у башкир?

— Как вы думаете, для чего башкиры кочевали из одного места в другое место?

Актуализация знаний, объявление нового материала

Вводное слово учителя.

Итак, мы вспомнили, что башкиры кочевой народ.. А сегодня подробно поговорим о хо­зяйстве, занятиях башкир.

Тема сегодняшнего урока:

Изучение нового материала

Экскурсия к древним башкирам.

Итак мы в башкирском ауле. Что нужно человеку, чтобы существовать? (пища).

- как можно добыть пищу?

Рыбачить, распахать землю, собрать грибы, ягоды, орехи, яйца птиц, охота

Возвращение в класс

Занятий у башкир было много.

- помогите мне воспроизвести на доске те занятия, которые мы назвали.

Работа с текстом учебника.

— Какой скот держали башкиры?

Демонстрация лошадей, овец, крупно рогатого скота и т.д.

Задание.

Почему скотоводство считается основным занятием?

— Как собирали мед?

Вопрос слабо успевающему ученику.

Найди ответ на вопрос:

что собирали башкиры? (выбрать из представленных иллюстраций)

Работа над абзацами

Возможен рассказ учите­ля с помощью рисунка об охоте, рыболовстве.

Вопросы к слабоуспеваю­щим ученикам.

Чем охотились башкиры?

Какие домашние живот­ные были у башкир?

Вспомните, где держали башкиры домашних животных.

Кратко проговорив изу­ченный материал, вывод.

Древние башкиры были трудолюбивыми, заботли­выми, выносливыми людьми. Они умело вели свое хозяй­ство. Благодаря многочис­ленным умениям древние башкиры были сыты, обуты, одеты, умели лечить своих родных.

Первичное за­крепление но­вого материала

— Какие занятия башкир вы знаете?

Задание. (демонстрация экран). Соотне­сите занятия башкир. Соеди­ни стрелками

Объясните слова: бортниче­ство

Какое занятие было основ­ным для башкир?

Подведение итогов

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Учитель объявляет и комментиру­ет оценки за работу на уроке

Домашнее за­дание

Прочитать текст учебника, дать ответы на первый, вто­рой вопросы

Рефлексия

Оценить занятие дети смогут по заранее заготовленным смайликам (грустный и веселый смайлик)

Читайте также: