Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира физика 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Фрагмент урока по теме "Относительность механического движения" в 9 классе.

ВложениеРазмер
geocentricheskaya_sistema_mira.pptx 256.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Геоцентрическая система мира. Система мира Птолемея.

Первой глобальной естественнонаучной революцией, было создание последовательного учения о геоцентрической системе мира. Начало этому учению положил еще древнегреческий ученый Анаксимандр, создавший в 6-м в. до н.э. довольно стройную систему кольцевых мироустроений. Однако последовательная геоцентрическая система была разработана в 4-м в. до н.э. величайшим ученым и философом древности Аристотелем, а затем, в 1-м в. математически обоснована Птолемеем.

Великий астроном и математик Клавдий Птолемей сделал выбор в пользу геоцентрической модели Мира. Он пытался объяснить устройство Вселенной с учетом видимой сложности движения планет. Птолемей считал Землю шарообразной, а размеры ее ничтожными по сравнению с расстоянием до планет и тем более звезд. Птолемей, однако, вслед за Аристотелем утверждал, что Земля - неподвижный центр Вселенной.

Земля находится в центре Вселенной. Земля неподвижна. Все небесные тела движутся вокруг Земли. Движение небесных тел происходит по окружностям с постоянной скоростью, т. е. равномерно. Так как Птолемей считал Землю центром Вселенной, его система мира была названа геоцентрической . Вокруг земли, по утверждению Птолемея, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. В основе геоцентрической системы мира Птолемея лежат четыре утверждения:

Круг, описываемый планетой вокруг движущейся точки – эпицикл . Круг, по которому движется точка около Земли – деферент .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация "Гелиоцентрическая система мира"

Фрагмент урока по теме "Относительность механического движения" в 9 классе.

Презентация "Становление гелиоцентрической системы мира"

Презентация "Становление гелиоцентрической системы мира" может быть использована как на уроках астрономии, так и на уроках физики.


Тесты по теме "Двухполюсная система мира. Этапы "холодной войны"

Представлены тестовые вопросы , понятия и даты основных событий периода "холодной войны". Материал предназначен для тематического контроля знаний по дисциплине "Новейшая история" для студентов 2 курса.


Урок соответствует примерной программе Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик. Материал урока можно использовать при изучении астрономии.


Урок разработан в рамках реализации программы изучения физики в 10 классе Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.


Political systems of the world. Политические системы мира.

Тема занятия: Political systems of the world. Политические системы мира. Цели занятия: Методическая цель: 1) контроль ранее изуч.


Открытый урок обобщения и систематизации знаний (на основе проектной методики) Political systems of the world. Политические системы мира.

В основе урока лежит тема, которая разрабатывается студентами и обобщается на последнем уроке данного цикла. Проектный метод предоставляет большие возможности для осуществления основного принципа обуч.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинаем изучать астрономию. Наше знакомство будет поверхностным. Более детальное изучение будет в 10 классе.

Сделаем такую запись:

Астрономия - наука, которая изучает Вселенную, её движение, порядок и устройство, а также происхождение и развитие небесных тел и систем.

2. Актуализация

3. Изучение нового материала

3. Достоинством теории Аристотеля является логика научного доказательства и ряд правильных суждений, например о причине затмений.

4. В системе Птолемея центры эпициклов Меркурия и Венеры лежат на прямой, соединяющей Землю и Солнце, что позволяло согласовать реальное движение планет с геоцентрическим движением.

6. Наряду с громоздкостью системы Птолемея, как причины для разработки новой теории, нельзя обойти и другую причину, которая заключалась в изменении мышления человека эпохи Возрождения. Из истории учащиеся могут вспомнить, что если в центре внимания Античности — природно-космическая жизнь, то в эпоху Возрождения — развитие человека разностороннее, знания и навыки становятся самоцелью, человек — творец себя и всей природы.

7. Среди преимуществ системы Коперника — объяснение данной системой таких явлений, как смена дня и ночи, видимого годичного движения Солнца, петлеобразного движения планет.

Антропоцентризм — идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие

Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Сторонники геоцентрической системы: Арстотель и Птолемей.

Система мироустройства Птолемея позволяла вычислять положения планет

относительно звёзд на будущее время, а также предсказывать наступление

солнечных и лунных затмений.

Опровергли данную систему Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей.

Гелиоцентрическая система мира — представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Открытия Галилео Галилея в астрономии (записи в тетрадях)

1. Луна, как и Земля, имеет сложный рельеф — покрыта горами и кратерами.

( довольно точно оценил высоту лунных гор).

2. Известный с древних времен пепельный свет Луны Галилей объяснил

результатом попадания на нее солнечного света, отражённого Землёй.

3. Либрацию Луны (медленное ее колебание).

4. Установил также, что Венера меняет фазы.

4. Четыре спутника Юпитера: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто.

5. Солнечные пятна (тёмные области на Солнце, температура которых

понижена примерно на 1500 К по сравнению с окружающими участками).

6. Доказал вращение Солнца вокруг своей оси, оценил период этого

вращения и положение оси Солнца.

7. Млечный путь, который невооружённым глазом выглядит как сплошное

сияние, открылся Галилею в виде отдельных звёзд.

4. Домашнее задание

После просмотра видеоурока, пройдите тест

А) Птолемей Б) Пифагор В) Демокрит

2. Сторонником какой системы мира был Аристарх Самосский

А) гелиоцентрической Б) геоцентрической

3. Открытие Коперника

А) открыл смену фаз Луны

Б) определил схему движения планет

В) открыл законы движения планет

4. Ученый, открывший атмосферу Венеры

А) М. В. Ломоносов Б) И. Ньютон В) Г Галилей

5. За что был сожжен Д. Бруно

А) Г. Галилей Б) М. В. Ломоносов В) И. Кеплер

7. Что значит эпицикл?

А) малый круг движения планет Б) большой круг движения планет

А) Птолемей Б)Левкипп В) Н Коперник

9. Какой ученый считал , что в центре мира находится Солнце, а светила вращаются вокруг него

А) И Кеплер Б) И Ньютон В) Н Коперник

10. Сторонник какой идеи (А –геоцентризм Б- гелиоцентризм) строения мира были следующие ученые Левкипп, Галилей, Кеплер, Аристотель

11.Какой ученый открыл законы движения планет

А) И. Ньютон Б) И. Кеплер В) М В Ломоносов

12. Сторонником какой системы строения мира являлся И Ньютон

А) гелиоцентрической Б) геоцентрической

13. Кто определил расстояние до Луны и вычислил размеры Солнца

А) Аристарх Самосский Б) Аристотель В) М В Ломоносов

14. Ученый, основоположник представлений об атомах

А) Г Галилей Б) Пифагор В) Демокрит

А) за геоцентризм Б) содержание было против Священного писания В) содержание было против царя

А) Г Галилей Б) Н Коперник В) Д Бруно

17. Что значит деферент

А ) малый круг движения планет Б) большой круг движения планет

А) Г Галилей Б)Аристотель В) И Ньютон

19. Какой ученый открыл смену фаз Венеры и 4 спутника Юпитера

А) Галилей Б) М В Ломоносов В) И Кеплер

20 Сторонник какой идеи (А –геоцентризм Б- гелиоцентризм) строения мира были следующие ученые Пифагор, Коперник, Демокрит, Ломоносов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 06.04.20 г.

Тема: Геоцентрическая система мира. Развитие представлений о строении мира
Цель урока :Сформировать представления о становлении астрономической картины мира и геоцентрической системе мира..

Задачи урока : Проанализировать становление системы мира Аристотеля, структуру и содержание геоцентрической системы мира Птолемея.

Актуализация знаний.

Вселенная – это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел. Тысячелетиями люди восхищались звёздным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующий вопрос: Как же устроена Вселенная?

2 .Посмотреть видео

hello_html_m7ff218d.jpg

3.Сделать конспект.

hello_html_m3e15bc89.jpg

hello_html_ae9e1ba.jpg

5.3.4.

4.Ответить на вопросы.( Устно)

1.Основания для геоцентрической системы мира ,гипотезы

2.Какая система называется геоцентрической?

3 Каков принципиальный недостаток этой системы?

4.Какие астрономические открытия сделал Аристарх Самосский?

4.Домашнее задание. Прочитать § 29 стр 132-133. Письменно ответить на вопросы стр. 133..

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 395 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Геоцентрическая система мира

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.04.2020 1466
  • DOCX 409.1 кбайт
  • 56 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Панченкова Надежда Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В курсе физики 7 класса упоминалось об относительности механического движения. Рассмотрим этот вопрос более подробно на примерах и сформулируем, в чём конкретно заключается относительность движения.

Скорость движения человека относительно вагона и относительно земли различна по модулю и направлению

Человек идёт по вагону против движения поезда (рис. 16). Скорость поезда относительно поверхности земли равна 20 м/с, а скорость человека относительно вагона равна 1 м/с. Определим, с какой скоростью и в каком направлении движется человек относительно поверхности земли.

Будем рассуждать так. Если бы человек не шёл по вагону, то за 1 с он переместился бы вместе с поездом на расстояние, равное 20 м. Но за это же время он прошёл расстояние, равное 1 м, против хода поезда. Поэтому за время, равное 1 с, он сместился относительно поверхности земли только на 19 м в направлении движения поезда. Значит, скорость человека относительно поверхности земли равна 19 м/с и направлена в ту же сторону, что и скорость поезда. Таким образом, в системе отсчёта, связанной с поездом, человек движется со скоростью 1 м/с, а в системе отсчёта, связанной с каким-либо телом на поверхности земли, — со скоростью 19 м/с, причём направлены эти скорости в противоположные стороны. Отсюда следует, что скорость относительна, т. е. скорость одного и того же тела в разных системах отсчёта может быть различной как по числовому значению, так и по направлению.

Относительность траектории и пути

Теперь обратимся к другому примеру. Представьте вертолёт, вертикально опускающийся на землю. Относительно вертолёта любая точка винта, например точка А (рис. 17), будет всё время двигаться по окружности, которая на рисунке изображена сплошной линией. Для наблюдателя, находящегося на земле, та же самая точка будет двигаться по винтовой траектории (штриховая линия). Из этого примера ясно, что траектория движения тоже относительна, т. е. траектория движения одного и того же тела может быть различной в разных системах отсчёта.

Следовательно, путь является величиной относительной, так как он равен сумме длин всех участков траектории, пройденных телом за рассматриваемый промежуток времени. Это особенно наглядно проявляется в тех случаях, когда физическое тело движется в одной системе отсчёта и покоится в другой. Например, человек, сидящий в движущемся поезде, проходит определённый путь s в системе, связанной с землёй, а в системе отсчёта, связанной с поездом, его путь равен нулю.

Вращение звёздного неба в течение ночи

Таким образом, относительность движения проявляется в том, что скорость, траектория, путь и некоторые другие характеристики движения относительны, т. е. они могут быть различны в разных системах отсчёта.

Геоцентрическая система мира Клавдия Птолемея

Понимание того, что движение одного и того же тела можно рассматривать в разных системах отсчёта, сыграло огромную роль в развитии взглядов на строение Вселенной.

Г елиоцентрическая система мира по Копернику

Во II в. александрийский учёный Клавдий Птолемей обобщил имеющиеся сведения о движении светил и планет в геоцентрической системе и сумел составить довольно точные таблицы, позволяющие определять положение небесных тел в прошлом и будущем, предсказывать наступление затмений и т. д.

Однако со временем, когда точность астрономических наблюдений возросла, стали обнаруживаться расхождения между вычисленными и наблюдаемыми положениями планет. Вносимые при этом исправления делали теорию Птолемея очень сложной и запутанной. Появилась необходимость замены геоцентрической системы мира.

В гелиоцентрической системе мира видимое движение по небу Солнца днём и звёзд ночью объясняется вращением Земли вокруг своей оси

Таким образом, в гелиоцентрической системе отсчёта движение небесных тел рассматривается относительно Солнца, а в геоцентрической — относительно Земли.

Как же с помощью системы мира Коперника можно объяснить видимое нами суточное обращение Солнца вокруг Земли? На рисунке 18 схематично изображён земной шар, освещаемый с одной стороны солнечными лучами, и человек (наблюдатель), который в течение суток находится в одном и том же месте Земли. Вращаясь вместе с Землёй, он наблюдает за перемещением светил.

Воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля, как бы пронзает земной шар, проходя через Северный (N) и Южный (S) географические полюсы. Стрелочка указывает направление вращения Земли — с запада на восток.

На рисунке 18, (а) земной шар изображён в тот момент времени, когда он как бы вывозит наблюдателя с тёмной ночной стороны на освещённую Солнцем, дневную. Но наблюдатель, вращаясь вместе с Землёй относительно её оси с запада на восток со скоростью, приблизительно равной 200 м/с 1 , тем не менее не ощущает этого движения, как не ощущаем его мы с вами. Поэтому ему кажется, что Солнце обращается вокруг Земли, поднимаясь из-за горизонта, перемещается в течение дня (рис. 18, б) с востока на запад, а вечером уходит за горизонт (рис. 18, в). Затем наблюдатель видит перемещение звёзд с востока на запад в течение ночи (рис. 18, г).

1 Скорость вращения точек поверхности Земли относительно оси зависит от широты местности: она возрастает от нуля (на полюсах) до 465 м/с (на экваторе).

Итак, по системе мира Коперника видимое вращение Солнца и звёзд, т. е. смена дня и ночи, объясняется вращением Земли вокруг своей оси. Время, за которое земной шар делает полный оборот, называется сутками.

Гелиоцентрическая система мира оказалась гораздо более удачной, чем геоцентрическая, при решении многих научных и практических задач.

Таким образом, применение знаний об относительности движения позволило по-новому взглянуть на строение Вселенной. А это, в свою очередь, помогло впоследствии открыть физические законы, описывающие движение тел в Солнечной системе и объясняющие причины такого движения.

Читайте также: