Д доцук голос конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность проблемы

Испытывали ли вы чувство страха хотя бы один раз в жизни? А панический ужас? Были ли у вас панические атаки? К счастью, я не из числа тех людей, которые ответили бы на эти вопросы утвердительно. Но есть такие, кто испытывал панический ужас в современном мире. Сегодня терроризм приобретает угрожающие масштабы. Он, как скорпион, жалит в любой момент. Страшное слово, которое все больше становится ужасающей обыденностью для нас.

Мы слышим о случаях терроризма, но нам кажется, что это все происходит так далеко и нас совсем не касается. Нам с экранов телевизоров, в социальных сетях рассказывают о масштабах катастроф, о количестве жертв, о последствиях, но за кадром остаются те, кто был в эти минуты там…, в момент теракта, каково им жить после случившегося? Немногие пытались рассказать о тех переживаниях, которые испытали жертвы терактов, это «Подземка" Харуки Мураками; "Теракт" Ясмина Хадра; "Моя сестра живет на каминной полке" Аннабель Питчер, а в России решилась рассказать об этом Дарья Доцук.

Объект исследования: проблема психологизма в детской литературе.

Предмет работы: исследование приемов психологического письма в раскрытии внутреннего мира героев повести.

Гипотеза: современныйписатель помогает в решении психологических проблем в жизни подростка.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, описание, метод комплексного литературно-текстологического анализа; метод субъективной читательской интерпретации прозаического текста.

Рассматривается эта тема с помощью приема психологизма, который одним из первых в русской литературе применил в своем творчестве Л.Н. Толстой. Дарья Доцук, как и Толстой, проникает во внутренний мир героини.

Глава I . Человек и общество

1.1.Чувство страха и панической атаки у человека в социуме.

1) Повесть написана от первого лица.

«Когда накатывает паника, я повторяю про себя один и тот же стишок, снова и снова, пока слова не потеряют смысл:

Жил-был человечек кривой на мосту.

Прошел он однажды кривую версту.

И вдруг на пути меж камней мостовой

Нашел потускневший полтинник кривой.

Жил-был человечек кривой на мосту.

Прошел он однажды кривую версту… 3

Физические симптомы панической атаки:

Психические симптомы при панической атаке:

приливы жара или холода

ощущение надвигающиеся беды и окружающей опасности;

страх умереть или просто беспредметный страх;

робость и скованность;

ощущение комка в горле.

Статистика панических атак

В современном обществе панические атаки встречаются довольно часто. По последним данным в течение всей жизни около 15 – 25 % населения переносит один или более панических приступов. Это значит, что каждый пятый человек хоть раз в жизни подвергается приступу паники.

В 70 процентов случаев паническая тревога осложняется депрессией и риском суицида, т.к. человек находится в замкнутом круге паники (Приложение 1).

Социальные причины панических атак

Многие специалисты основной причиной панической атаки считают технический прогресс, быстрый ритм жизни и постоянные стрессовые ситуации. Процент панических атак среди городского населения в десятки раз выше, чем среди сельского.

Рассмотрим статистику психологического здоровья среди подростков из Национального института общественного здравоохранения :

возраст начала подростковой депрессии, состояния тревоги и панических атак - 14 лет.

по крайней мере, 20% подростков в возрасте до 18 лет будут испытывать депрессивные состояния.

80% из них не будут обращаться за лечением.

Анкетирование и результаты опроса

В связи с этим я решила изучить ситуацию в нашем классе и провела опрос (в анкетировании участвовали 25 одноклассников) по следующим вопросам:

1) Испытывали ли вы страх? ( внутреннее состояние, чувство, которое ощущается при возникновении какой- либо опасности ) Ужас? ( состояние человека под влиянием сильного испуга , отличительной чертой которого является оцепенение, иногда дрожь)

2) Как вы справлялись с ним?

3) Обращались ли вы к произведениям литературы, чтобы найти помощь в данной ситуации?

Результаты показали, что действительно большинство учеников моего класса тоже не считают необходимым обращать внимание на свое психологическое состояние (Приложение 2).

Литература обладает большими возможностями для формирования самооценки школьников (через идентификацию с героем); для самопознания и осмысления внутреннего мира человека (через осмысление и понимание внутреннего мира героя). В этом помогает читателю психологизм писателя как прием. Психологизм – это важное свойство литературы, позволяющее глубже понять человеческую душу, вникнуть в смысл поступков. По мнению литературоведа А. Б. Есина, средства психологизма могут быть рассмотрены как открытыми, так и косвенными 5 .

Средства открытого психологизма:

1) Повествование носит исповедальный характер, т.к написана от 1-го лица.
Такой прием помогает писателю создать бОльшую иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку о себе человек рассказывает сам, и такое психологическое повествование приобретает характер исповеди, что усиливает впечатление. Повествование от первого лица психологически сближает читателя с героем и указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но именно литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей.

Средства косвенного психологизма:

3) второстепенные герои помогаютСаше бороться со своим недугом: общение с неунывающей бабушкой Надей, обладательницей завидного легкого характера, врачует Сашу. Настоящее облегчение героиня испытывает и тогда, когда ребята из клуба читателей поддерживают ее во время приступа, а ведь она уже успела привыкнуть к неловким и виноватым взглядам растерянных одноклассников.

4) размеренный темп повествования, местами превращающегося в эмоциональную исповедь глубоко страдающего подростка, ускоряется ближе к развязке. И теперь Саша концентрируется не только на процессах, пожирающих изнутри, но и способна увидеть и внешний мир и соотнести себя с чем-то несоизмеримо большим и общечеловеческим, когда речь идет об исторических событиях времен войны…

Глава III . Практическая значимость работы

Д. Доцук затрагивает в повести широкий круг проблем: преодоления страха и взаимоотношения девочки-подростка с родителями и окружающими людьми. Размышляя над тем, как происходит процесс формирования личности подростка, каковы пути борьбы с паническими атаками, Дарья Доцук пишет автобиографическое произведение.

Характер героини раскрыт с помощью приема психологизма через форму монолога-исповеди с читателем, приемов скрытого и открытого психологизма, систему образов второстепенных героев.

Основная мысль книги заключается в том, что со страхом можно бороться и его можно победить.

Произведение пропитано доверительной атмосферой, гуманизмом и позитивным взглядом на жизнь . Рекомендую эту книгу подросткам и взрослым, которые не умеют воспринимать проблемы своих детей всерьез, а также всем, кто сталкивался в своей жизни с паническими атаками .

Список литературы

Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. и др. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации / Российский педиатрический журнал, 2016, том 19, №5

Доцук Д. Голос. – М.: Самокат, 2017.

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М.: Просвещение, 1988.

Панова Н.Ю. Психологизм художественной литературы как отражение внутреннего мира человека (теоретический аспект) // Актуальные проблемы славянской филологии, 2011. – Вып. XXІV. – Ч. 2. – С. 312-320.

Путило О.О. Рациональное и эмоциональное в прозе "молодого Толстого" : диссертация . кандидата филологических наук.- Волгоград, 2008.


Интерпретация современной прозы с элементами анализа художественного текста на примере произведения Дарьи Доцук "Голос".

Содержимое разработки

Дарья Доцук – современный российский автор. Её произведения в основном ориентированы на детскую и юношескую аудиторию.

Это событие изменяет жизнь школьницы. После этого случая в жизни Саши происходят перемены. Девочку начинают преследовать панические страхи: она не может спускаться в метро, находиться в замкнутом пространстве, в толпе. Саша часто переживает панику, и страх перед этой паникой делает жизнь школьницы невыносимой. Основной ужас возникает при необходимости спускаться в метро, но паника может начаться и просто в замкнутом помещении, она может бояться даже есть.

Такое состояние не просто психологическая боязнь, это и физическая подавленность: бьющееся сердце, холодные руки, тошнота. Такая жизнь становится для Саши невозможной, близкой к существованию. Люди, окружающие Сашу: отец, мать, одноклассники, реагируют по-разному. Родители не могут найти согласия в том, как именно нужно помочь Саше. Мама водит по врачам, папа выступает против этого, полагаясь на собственные ресурсы дочери, одноклассники постепенно отдаляются.

В книге чётко видна тема дружбы, памяти (затрагиваются события ВОВ), перерождения. Язык произведения прост и понятен, в нём нет жаргонов, свойственных молодому поколению, звучит правильная литературная речь.

Книга учит быть открытыми, не молчать, вступать в диалог и уметь слушать собеседника.

Читать такой текст очень легко и интересно. Приходит понимание, что нужно быть открытой, не стесняться излагать свою точку зрения и принимать мнение собеседника.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Задачи:Дидактическая – проследить черты современной литературы .

Развивающая – развивать умение учащихся давать характеристику героев на основе текста произведения, анализировать их поступки, формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения

Воспитательная – развивать интерес к чтению.

Методические приемы: рассказ учителя, анализ текста, беседа.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать современную литературу, а рассматривать будем прозу о подростках и для подростков последних десятилетий.

Проверка домашнего задания.

Аналитическая беседа по вопросам.

Никто не застрахован от несчастного случая или катастрофы.

2 вопрос. Как окружающие люди Саши относятся к ее страхам? (Окружающие реагируют по-разному. Мать обеспокоена и водит дочь к врачам. Отец, скорее всего от бессилия, выступает против обращения к врачам, ему кажется, что нужно просто взять себя в руки и всё само наладится. Одноклассники стали её сторонится, растерянно провожать неловкими и виноватыми взглядам. Саша скрывает тяжесть симптомов от родителей, пытается самостоятельно найти выход и только вредит себе.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Введение Дарья Доцук – современный российский автор. Её произведения в основн.

Введение
Дарья Доцук – современный российский автор. Её произведения в основном ориентированы на детскую и юношескую аудиторию.

Терроризм по своей масштабности, разрушающей силе, жестокости превратился в п.

Терроризм по своей масштабности, разрушающей силе, жестокости превратился в проблему всего человечества. Это чума современной жизни, это зло, что поработило весь мир, держит его в ужасе и страхе.
Мы слышим о случаях терроризма, но нам кажется, что это все происходит так далеко и нас совсем не касается.
Нам с экранов телевизоров, в социальных сетях рассказывают о масштабах катастроф, о количестве жертв, о последствиях, но за кадром остаются те, кто был в эти минуты там.

В центре внимания писательницы Дарьи Доцук сложная тема беспомощности подрост.

ЧУВСТВО СТРАХА И ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ.Это произведение носит автобиографический х.

ЧУВСТВО СТРАХА И ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ.
Это произведение носит автобиографический характер: Дарья Доцук в интервью признавалась, что сама испытала панические атаки, потому так подробно и достоверно они описаны.

Паническая атака — внезапный приступ сильного беспричинного страха, сопровождающийся потливостью, сердцебиением и другими симптомами.

В современном обществе панические атаки встречаются довольно часто. По послед.

В современном обществе панические атаки встречаются довольно часто. По последним данным в течение всей жизни около 15 – 25 % населения переносит один или более панических приступов. Это значит, что каждый пятый человек хоть раз в жизни подвергается приступу паники.
ПРИСТУПЫ ПАНИЧЕСКОЙ АТАКИ.
Приступы связаны, прежде всего, с неврологическими нарушениями. Она может появится в результате стресса, повышенной тревожности, депрессии, общим истощением организма.К этому списку можно также добавить чрезмерные физические нагрузки, пребывание среди большого скопления народа, последствия гормональной терапии, инсульта, эмоциональную нестабильность личности.

Литература обладает большими возможностями для формирования самооценки школьн.

Психологизм в литературе – это передача автором читателю внутреннего мира сво.

Психологизм в литературе – это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей. Способностью передавать ощущения и чувства обладают и прочие виды искусства. Но литература, благодаря своей образности, имеет возможность изображать душевное состояние человека до мельчайших подробностей. Автор, стремясь описать внутренний мир героя, приводит детали его внешнего облика, интерьера помещения.

ВыводЭта история и похожа и не похожа на другие книги Дарьи. Она очень личная.

Вывод
Эта история и похожа и не похожа на другие книги Дарьи. Она очень личная, очень важная, очень настоящая. В ней много боли и переживаний, но есть и обязательный для подобных историй катарсис. Чтение захватывает с первых минут и держит в напряжении до самого конца. Происходящему веришь безоговорочно, потому что все это – наше недавнее прошлое. Да что там прошлое – к сожалению, никто из нас не застрахован от подобных случаев…

Повествование ведется от первого лица, главной героини. Это позволяет в полной мере прочувствовать все ее эмоции, ощущения, понять душевные терзания. Начинаешь понимать, что в жизни все преодолимо, главное поверить в себя, и тогда возьмутся откуда-то силы для преодоления всех трудностей.

В этой книге нет захватывающего сюжета, большого количества событий. Но написана она так искренне, так просто и честно. Такие книги хочется читать в уединении, медленно, прислушиваясь к каждому слову, переживая эмоции главной героини.

Читайте также: