Цветовые сочетания в орнаменте 5 класс конспект урока по технологии

Обновлено: 30.06.2024

Актуальность: Знания о цвете необходимы каждому. Цвет играет огромную роль в нашей жизни. Чтобы разбираться в сложном мире цвета, нужно развивать природные способности и приобретать практические навыки. Знание законов цвета избавляет и ребенка, и взрослого от лишних заблуждений, облегчает ему путь в познании цветовой гармонии в природе, быту и искусстве. Цвет оказывает огромное физиологическое, психологическое, эстетическое влияние на человека. Воспитание культуры цвета является необходимым для каждого человека. 3

1.1 Место и роль темы в курсе 5

1.2 Дидактический анализ и содержание материала 5

1.3 Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Цветовые сочетания в орнаменте. 7

Организационный момент 8

Актуализация знаний 8

Формулирование темы и целей урока 9

Проблемное объяснение нового знания, совместное исследование проблемы 10

Компьютерный практикум 14

Итоги урока, рефлексия 14

1.4 Самоанализ урока 15

Приложение_ 1. Презентация 17

1.Краткая аннотация Актуальность : Знания о цвете необходимы каждому. Цвет играет огромную роль в нашей жизни. Чтобы разбираться в сложном мире цвета, нужно развивать природные способности и приобретать практические навыки. Знание законов цвета избавляет и ребенка, и взрослого от лишних заблуждений, облегчает ему путь в познании цветовой гармонии в природе, быту и искусстве. Цвет оказывает огромное физиологическое, психологическое, эстетическое влияние на человека. Воспитание культуры цвета является необходимым для каждого человека.

Основная часть:

Предме т: Технология.

Тип урока : изучение нового материала.

Цель урока : Способствовать формированию и развитию умений и навыков составления орнамента в соответствии с законами цветоведения, учить применять полученные знания в практической работе.

- формировать понятие об основных законах цветоведения и применении их в создании орнамента;

- развить цветочувствительность, эстетическое чувство и понимание прекрасного;

- способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов.

Методы обучения :

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Вспомогательные средства обучения : Наборы треугольников из цветной бумаги, кусочки прозрачного цветного пластика.

Оборудование :

- компьютер для учителя;

- компьютеры для учащихся;

1.Подключение компьютеров к локальной сети;

Предметные результаты:

- Изучить цветовые сочетания в орнаменте, гармонию цвета, формировать умение создавать орнаменты, соблюдая законы цвета, закрепить знания о цвете;

Метапредметные результаты

• Формирование действий структурирования знаний;

• формирование основ ИКТ – компетентности

• формирование умения проводить сравнение (выбор оснований и критериев для сравнения);

• умение делать выводы;

• вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе;

• умение осознанно строить речевое высказывание;

Личностные результаты :

• формирование ответственного отношения к учению , умение провести самооценку, организовать взаимооценку;

• формирование личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Циклограмма урока:

Организационный момент- 2мин.

Актуализация знаний -4 мин.

Формулирование темы и целей урока -4 мин.

Проблемное объяснение нового знания, совместное исследование проблемы – 9 мин.

Закрепление - 7 мин.

Физминутка – 2 мин.

Компьютерный практикум – 15 мин.

Итоги урока, рефлексия – 2 мин.

Ожидаемые результаты:

1. Иметь общее представление о законах цветовой гармонии, схемах цветовых сочетаний.

2. Владеть: навыками работы с цветом.

3. Приобрести опыт подбора цветовых сочетаний при составлении орнамента.

4. Приобрести навыки самооценки, рефлексии.

1.1 Место и роль темы в курсе

1.2 Дидактический анализ и содержание материала

1 . Дидактическая задача этапа: Подготовить учащихся к работе на уроке, настроить на урок.

2. Содержание этапа: Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности, настрой на позитивное отношение к работе на уроке с помощью смайликов настроения.

3. Условия достижения положительных результатов : Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований, доброжелательность.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

5. Требования к реализации дидактической задачи этапа урока: Кратковременная организация процесса (2 мин.); требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляция деятельности учащихся, ее целенаправленность.

6. Способы активизации на уроке: применение смайликов настроения.

Этап актуализации знаний

1.Дидактическая задача этапа: Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся; стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования, активизировать деятельность всех учащихся при проверке знаний.

2. Содержание этапа: Выяснить типичные недостатки в знаниях и их причины, ликвидировать обнаруженные недочеты, применяя форму работы в группах, используя перекрестный опрос.

3. Условия достижения положительных результатов: Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приема перекрестного опроса, работы в группах, позволяющего проверить знания по предыдущей теме у всех учащихся класса.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: Возможность учителя за короткий промежуток времени (4 минуты) установить уровень знаний у всех учащихся и типичные недостатки, скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, изученного на предыдущем уроке.

5. Требования: Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к самому процессу опроса и исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.

Этап формулирования темы и целей урока

2. Содержание этапа: Подведение учащихся к самостоятельной постановке темы и цели и задач урока, показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы (в виде сказочного персонажа, которому надо помочь разобраться с цветом в одежде), подвести учащихся к осознанию необходимости изучения данной темы .

3. Условия достижения положительных результатов : умение учителя подвести учащихся к самостоятельному определению темы и цели урока.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

Этап проблемного объяснения нового знания, совместного решения проблемы.

Дать учащимся конкретное представление о понятиях и законах цветоведения. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению;

3. Условия достижения положительных результатов: Постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.

5. Способы активизации на уроке: Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности

1. Дидактическая задача этапа: Установить, усвоили или нет учащиеся основные законы цветоведения. Усвоили ли основные понятия и умение применять их на практике.

2. Содержание этапа: Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий. Учащимся предлагается, продолжая работать в группах, определить цветовую характеристику орнаментов, а также подобрать гармоничную цветовую гамму костюма сказочному персонажу.

3. Условия достижения положительных результатов : Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний;

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: Совместная работа учащихся в группе; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

5. Способы активизации на уроке: Разнообразие заданий, их практическая направленность

Этап компьютерный практикум

1 . Дидактическая задача этапа: Организовать выполнение практической работы учащихся на компьютере. Совершенствовать умения работы в графическом редакторе Paint ,закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

2. Содержание этапа: Самостоятельное выполнение учащимся практической работы на компьютере, применяя новые понятия урока.

3.Условия достижения положительных результатов: усвоение материала урока, владение навыками работы на компьютере.

4. Показатели выполнения дидактической задачи урока: Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся.

Этап подведения итогов урока и рефлексии

1. Дидактическая задача этапа: Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее , провести рефлексию. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

2. Содержание этапа: Подведение итогов. Самооценка и оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, выявление затруднений, Рефлексия посредством цветных смайликов. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока

3. Условия достижения положительных результатов Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения

4. Требования: Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей

5. Дополнительная активизация: Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем

6. Требования к ее реализации дидактической задачи урока Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию

1.3 Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Цветовые сочетания в орнаменте.

ВложениеРазмер
ornament.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : комбинированный

Методы проведения занятий : рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Межпредметные связи : ИЗО, история, окружающий мир, черчение.

Объект труда : эскиз орнамента для стилизованной одежды, носового платка, декоративного панно.

Оборудование и учебно-наглядные пособия:

  1. Для учителя: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация в формате PowerPoint, иллюстрации с изображением орнаментов, цветовой круг.
  2. Для учащихся: Тетрадь, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, альбомные листы-А4.
  1. Организационная часть (2 мин.)
  1. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Вопросы к классу:

Огромное значение для наших предков имели вышитые орнаменты.

Орнамент – в переводе с латинского - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта.

Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.

В крестьянской семье девочек уже в возрасте 6-7 лет садили за прялочку и учили прясть. В 13-14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в 17 – должна уметь устанавливать ткацкий стан. И глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали, такая красавица не просто модница, она труженица и мастерица, а значит будет в доме хорошей хозяйкой. Ведь сколько она напряжет пряжи, сколько соткет полотна, столько красивых сарафанов, рубах и полотенец она приготовит к себе к замужеству.

Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения.

Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. В музеях и в наших квартирах встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала.

Что такое "символ”? Для примера возьмем самое простое и всем понятное: снежинка в узоре символизирует зиму, цветок – весну, ягода – лето. Давайте посмотрим основные символы в орнаменте .

Символика в орнаменте:

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.

Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Конь – оберег домашнего очага, символ добра.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Вода – живительная сила.

По своему происхождению, назначению и содержанию все существующие орнаменты классифицировали.

1. Геометрический орнамент – состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание.

2. Растительный орнамент – состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас.

3. Зооморфный орнамент – в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб.

4. Геральдический орнамент – в основу положено изображение гербов, орденов, медалей, значков и эмблем.

Цветовые сочетания в орнаменте:

Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения в костюме: область головы, нагрудная часть, пояс, рукава, подол платья или сака, обувь. В верхней части костюма преобладают светлые тона, в нижней – темные.

Народные мастера хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику, на настроение и самочувствие человека. "Сочные и живые” краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости, и наоборот, "мрачные” - угнетают человека.

Рассмотрим цветовые сочетания, обратимся к "Колориметрическому кругу".

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите: где теплые, а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

В круге гармонируют все цвета расположенные через один цвет друг от друга. Близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания. Интересные сочетания получаются из контрастных цветов расположенных в круге напротив друг друга, примеры таких сочетаний можно наблюдать в природе. Действуют успокаивающе сочетания, возникающие от тонов, переходящих от одного к другому, например, красный – розовый – алый – пурпурный .

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.

Изученный сегодня нами материал актуален и сегодня. Многие начинают снова обращаться к прошлому, понимать и принимать то, что использовали наши предки. Элементы орнамента, как оригинальную деталь в одежде, так и оберег, выполненный своими руками и наполненный нашей положительной энергией, можно использовать в современной одежде и интерьере.

– Какие виды орнаментов вам известны? (Растительные, геометрические, фантазийные, геральдические, зооморфные т.д.)

– Какие цвета называют хроматическими и ахроматическими? (Хроматические – все цвета радуги, ахроматические – серый, белый, черный)

– Из каких цветов хроматических или ахроматических состоит колориметрический круг? (Из хроматических, то есть всех цветов встречающихся в природе)

5 .1. Вводный инструктаж

Сейчас на практическом уроке мы попробуем с вами составить эскизы орнаментов для стилизованной одежды (основа у вас имеется), носового платка, круглого декоративного панно. Эти эскизы вы сможете применить для выполнения различных декоративных изделий.

Выполнять эскиз мы будем на альбомных листах цветными карандашами или фломастерами. Сначала определяем вид орнамента, который мы хотим применить: геометрический, растительный, зооморфный, фантазийный и т .д.

5.2. Самостоятельная работа учащихся

5.3. Текущий инструктаж

5.4. Целевые обходы

Во время целевого обхода проверяю правильность выполнения эскизов и соответствие их намеченным целям практической работы.

Анализ характерных ошибок и их причин.

Повторение основных видов орнамента и объяснение основного принципа составления мин орнамента.

Просмотр всеми учащимися выполненных заданий, обоснование выбора учащимся данного орнамента, колорита, цветовой гармонии и что он мог бы означать.

  1. Домашнее задание (2 мин.) Выполнить эскизы, которые не были сделаны на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок по технологии на тему: Лоскутная пластика

Познакомить учащихся с историей создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной тех.

Открытый урок по технологии на тему "Конструктор. Конструктоские технологии"
Открытый урок по технологии на тему "Конструктор. Конструктоские технологии"
открытый урок по технологии на тему "Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве"

на уроке учащиеся знакомяттся с видами вегетативного размножения, используемые в разных отрослях растениеводства.


Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга

Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности.

Задача: научить правильно выбрать способ обработки в зависимости от модели и вида ткани.

ЦЕЛЬ: - расширять знания детей в изготовлении изделий из ароматизированного песочного теста;- научить детей простому процессу .


Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред­ствами композиции на примере предметов декоративного ис­кусства.

Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.

Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.

Дидактические средства обучения:

примеры гармо­ничных цветовых композиций.

Формируемые УУД:

Личностные

воспитывать эстетические чувства, любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.

Регулятивные

сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, декор, цветовое решение);

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Познавательные

умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход занятия

1. Организация урока

2. Проверка выполнения домашнего задания

3. Изложение нового материала(слайд №1)


Вопрос к обучающимся:

Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция. (слайд №2)


В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.

композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной, которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)


Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение.( слайд № 4, 5)

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

ленточным

сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия

Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)


геометрический, состоящий из различных элементов;

меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;

растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

птичий;

с изображением человеческих фигур и полуфигур;

шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.

В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.(слайд № 7)


- Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,

- горизонтальной волнистой – воду,

- вертикальной волнистой – дождь,

- треугольником – горы,

- скрещивающимися линиями – огонь и молнию.

- Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,

квадрата и ромба.

- Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.

- Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

- Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Выполнить п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради

Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)

Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.

Средства композиции(слайды №10-12)


Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.

Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.

Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Для создания предметов де­коративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть сти­лизовать их.(слайд №13)


Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника)

4. Самостоятельная работа

Выполнение п. 1 задания 24из рабочей тетради.

5. Продолжение изложения нового материала

Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.

1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим?(слайд № 14)


2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)

3. Как получаются дополнительные цвета?

4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?

Цвета, распо­ложенные напротив друг друга в цветовом круге, являются кон­трастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармо­ния, если квадрат, — четырёхцветная.

Виды цветовых композиций

1. ахроматическая (бесцветная)

2. монохромная (одноцветная)

3. из двух контрастных цветов

4. из трёх цветов

Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых

6. Самостоятельная работа

Выполнение п. 1-3 задания 26из рабочей тетради

7. Практическая работа(слайд № 17)


Создание композиции в графическом редак­торе (или на бумаге в клетку)

1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора Point(демонстрация учителем работы в графическом редакторе)

2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т. п. 4 с. 65)

Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.

Критерии оценки практической работы.

в ахроматической (бесцветной) композиции элементы

белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого

для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;

для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящие­ся возле углов вписанного треугольника.

Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.

8. Контроль формирования знаний

9. Домашнее задание

1. Прочитать § 25-27. Ответить на вопросы параграфов.

3. Выполнить в Р.Т. задание24, п. 2, с. 63.

4. Выполнить композиции в графическом редакторе Pаint


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Решаемая проблема : Какие цветовые сочетания являются гармоничными?

Способствовать формированию и развитию умений и навыков составления орнамента в соответствии с законами цветоведения,

Учить применять полученные знания в практической работе.

образовательная: формировать понятие об основных законах цветоведения и применении их в создании орнамента;

развивающая: способствовать развитию цветочувствительности, эстетического чувства и понимания прекрасного;

воспитательная: способствовать развитию интереса к предмету, воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, желанию добиваться высоких результатов, ответственности, способствовать формированию эстетических взглядов.

Методы обучения :

Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Вспомогательные средства обучения : Образцы изделий в лоскутной технике, лоскуты хлопчатобумажной ткани ахроматических, хроматических цветов (контрастного, монохроматического цвета, тёплых и холодных цветов)

Оборудование : компьютер для учителя; проектор, экран;

Предметные результаты:

- Изучить цветовые сочетания в орнаменте, гармонию цвета,

- формировать умение создавать орнаменты для изделия из лоскутов, соблюдая законы цвета, закрепить знания о цвете;

Метапредметные результаты

• Формирование действий структурирования знаний;

• формирование умения проводить сравнение (выбор оснований и критериев для сравнения);

• умение делать выводы;

• вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе;

• умение осознанно строить речевое высказывание;

Личностные результаты :

• формирование ответственного отношения к учению, умение провести самооценку, организовать взаимооценку;

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Цветовые сочетания в орнаменте.

Этап урока (название), время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Мотивация учащихся к учебной деятельности

Приветствие, постановка целей и задач урока, психологический настрой

Здравствуйте, девочки! Я рада вас всех видеть. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь и садитесь на свои места. Я желаю вам хорошего настроения, удачной и продуктивной работы. Работать будем в группах, поэтому урок принесет не только новые открытия, но и приятное общение друг с другом. На уроке мы продолжим знакомство с декоративно-прикладным искусством и орнаментом.

Давайте вспомним несколько понятий с прошлого урока, которые нам необходимо знать на уроке.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Готовность к уроку

Выражение эмоционального настроя

Актуализировать ранее полученные знания

1. Учитель задаёт вопросы:

1.Что такое орнамент?

2. Что такое композиция?

3. Ритм в композиции?

Отвечают на вопросы

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Это узор, составленный на повторе и чередовании, составляющих его элементов

2. Расположение изобразительных элементов по определенной схеме с целью наибольшей выразительности изделия.

3. Чередование элементов в определённой последовательности, порядке

4. Цветовые соотношения, окраска.

Слушают ответы учащихся, в случае неточного ответа исправляют и дополняют.

Умение осознанно строить речевое высказывание,

Умение точно и полно выражать свои мысли

Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Формулирование темы и целей урока

Определить тему и цель урока

Учитель демонстрирует образцы изделий лоскутного шитья. Задаёт вопросы:

Ребята, обратите внимание на стенд.

Образцы какого вида ДПИ вы видите?

Эта техника подразумевает составление узора из разноцветных лоскутков, сшитых в определённом порядке.

Чтобы получилась правильная композиция, что нам необходимо учесть?

Назовите тему урока:

-А вы знаете как правильно подбирать сочетания цветов ? Это наша проблема! Чтобы её решить, какую цель мы поставим перед собой ?

Ну а поскольку мы с вами говорим об орнаменте, то целью нашего урока будет: изучить правила сочетания цветов в орнаменте. (Слайд 1)

Высказывают свои предположения. Дают ответ на вопрос:

-цветовые сочетания, порядок чередования лоскутков

Пытаются формулировать тему: Цвет в орнаменте, цветовые сочетания в орнаменте

Не совсем, надо изучить

Изучить правила сочетания цветов

Развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Участие в дискуссии, выслушивание мнения других

Формирование логических действий, развитие логического мышления

Проблемное объяснение нового знания, совместное исследование проблемы

Сформировать понятие об основных законах цветоведения

-Девочки, вы уже кое-что знаете о цвете из уроков ИЗО. (Слайд 2)

Мы продолжим знакомство с цветовой гаммой на примере подбора лоскутков по цвету. Разобраться вам помогут консультанты, информация в учебнике § 27 и комплекты разноцветных лоскутков. Человеческий глаз, обычного человека, может различать около 150 основных цветов, профессионалы от 10 000. Каждый цвет оказывает эмоциональное влияние на состояние человека. Вызывает эмоции радости, счастья, пробуждает эмоции. (Слайд3)

На столах у вас по три смайлика выберите тот, который по цвету соответствует вашему настроению.

Различают 2 типа гамм. Какие? Познакомьтесь с информацией в учебнике стр 164 рис 109

-Задание№1: Из имеющихся в наборе лоскутков составить

1 группа: простой орнамент в ахроматических цветах.

2группа: простой орнамент в хроматических цветах.

У какой группы нет результата?

Кто смог выполнить задание?

Вспомним эти понятия, на какие 2 большие группы делятся все цвета (слайд№4),

-А теперь вспомните основные цвета (слайд №5)

-Как высчитаете, почему эти цвета являются основными?

-А какие цвета получаются смешиванием основных цветов?

-Какие получаются цвета?

-добавив к ним еще 6 цветов, полученных смешением соседних, получим цветовой круг из 12 цветов (слайд№8)

-А теперь посмотрим на цветовой круг и скажем, какие цвета будут относиться к теплым, а какие к холодным (Слайд №9)?

1 консультант: К тёплым относятся цвета, ассоциирующиеся с солнцем, огнём: красный, желтый, оранжевый их оттенки. К холодным – цвета, напоминающие воду, лес, вызывающие ощущение прохлады, свежести: синий, зеленый, фиолетовый их оттенки

2 консультант:Но любой цвет может быть как тёплым, так и холодным. Всё зависит от его оттенка. Если к холодному цвету добавить немного тёплого, то холодный становится теплее, и наоборот.

- А теперь командам предстоит выполнить задание №2 по карточке: Из имеющихся в наборе лоскутков составить:

группе1: орнамент в теплых цветах;

группе 2: орнамент в холодных цветах.

-А как называются цвета, расположенные в цветовом круге друг напротив друга? учебник § 27 стр 166

-Назовите пары контрастных цветов (слайд№10)

-Почему цвета могут быть светлыми и темными?

-Задание №3 для групп: Из имеющихся в наборе лоскутков составить:

группе 1:орнамент из двух контрастных цветов.

группе2: орнамент из зелёного цвета разной насыщенности. (слайд №9)

-А знаете ли вы, что такое гармония? (слайд№11)

- Так и гармоническое сочетание в орнаменте (слайд№11) заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Так, ахроматические цвета хорошо сочетаются с хроматическими, причем теплые лучше смотрятся в сочетании с темными. А холодные со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета больше выигрывают в сочетании с белым и черным. Хорошо сочетаются однотонные цвета.

- А для чего необходимо знать гармонические сочетания цветов?

Дети работают с учебником, слушают консультантов, выполняют задание. Представляют и обсуждают результаты работы групп.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

Отвечают на вопрос, работая с учебником - хроматическую и ахроматическую

Ахроматические (белый, черный и оттенки серого) и хроматические (цветные)

-Красный, желтый, синий.

-Потому что эти цвета нельзя получить путем перемешивания каких-либо других.

Цель: Создать условия для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на основе навыков составления орнамента в соответствии с законами цветоведения, применения полученных знаний в практической работе.

Задачи:

  • формировать понятие об основных законах цветоведения и применении их в создании орнамента;
  • закрепить методы и приёмы работы в графическом редакторе Paint,
  • умению создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы;
  • способствовать развитию цветочувствительности, эстетического чувства и понимания прекрасного;
  • прививать интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
  • способствовать развитию интереса к предмету,
  • воспитанию взаимопомощи, активности, аккуратности, ответственности,
  • усидчивости, внимания;
  • способствовать формированию эстетических взглядов.

Планируемые результаты:

  • Предметные: о понятии орнамент, видах, цветовых сочетаниях, символике орнаментов, выполнять эскизы орнаментов для изделия из лоскутов
  • Метапредметные:
    • Познавательные: сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, умения делать выводы, прогнозировать, работать по алгоритму (плану).
    • Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.
    • Коммуникативные: диалог, организация учебного сотрудничества

    Методическое оснащение урока

    Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран.

    Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, видеофрагмент, карточки с текстом по изучаемому материалу.

    Инструменты и материалы (для учащихся): лист бумаги в клетку, карточки с заданиями, карандаш, линейка, цветные карандаши, рабочая тетрадь.

    Методы обучения: Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, обучение через деятельность, демонстрация, самостоятельная работа, практическая работа.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Ход урока

    1. Организационная часть

    - Контроль готовности к уроку

    2. Повторение пройденного материала

    (учащимся было дано - Д/з составить интересный"каверзный" вопрос по изученной теме "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства") - задают одноклассницам.

    3. Актуализация знаний

    Демонстрация видеофрагмента (Девичьи узоры (1981). Кукольный мультипликационный фильм), подведения учащихся к определению темы и цели урока:

    - Какие народные промыслы показаны в мультфильме? (перечисляют)

    - А как называют повторяющийся рисунок? (орнамент).

    - На каком предмете вы с познакомились с орнаментом? его изучали?

    - Что большую роль играет в рисунке орнамента? (цвет)

    О чём сегодня мы будем говорить на уроке? Записать тему урока и понятие Орнамент в тетрадь.

    Чему мы можем сегодня научиться? (выводим цель и ставим задачи)

    4. Ознакомление с новым материалом

    Работа в группах по 4 человека. (раздать материал по новой теме, который разбит на четыре части, каждый член группы выполняет свою часть, а затем по "вертушке" каждый член группы обменивается полученной информацией с остальными учащимися своей группы)

    Учащийся №1

    Орнамент. Это слово происходит от латинского слова украшение. Обозначает узор, который основан на повторе и чередовании элементов из которых состоит.

    Как правило, орнамент используется для украшения различных предметов декоративно-прикладного искусства.

    Самым первым в истории человечества появился геометрический орнамент.

    Его основными элементами являются прямые или волнистые линии, круги, клетки, кресты. Именно такой орнамент встречается на глиняных сосудах первобытных людей, изделиях из камня, металла, дерева и кости, которые находят археологи. Для древнего человека это были не просто значки, с их помощью он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.

    Для древних людей орнаменты всегда имели магический смысл. Почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, низ и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.

    Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце во всевозможных видах можно найти в разных предметах.

    Прямой равноконечный крест тоже был образом солнца. Ромб же был символом плодородия и часто изображался вместе со вписанным в него солнечным знаком.

    Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия.

    Изображения птиц и водоплавающих не только украшали изделие, но и тоже являлись оберегами. Так, две птицы, которые были вышиты на концах свадебного полотенца, обещали согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, олицетворял образ матери, которая охраняет своих детей, образ трудолюбивой хозяйки.

    Очень часто в орнаментах можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными сельскохозяйственными работами: посевом или сбором урожая.

    Очень большую роль орнамент играл в русском народном костюме. Основными мотивами являлись знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, которые обозначали землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы.

    Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Как правило, малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу и это убережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи.

    Когда дети подрастали, им шили свою одежду. Для девочки на понёве (женской шерстяной юбке) вышивали растительные орнаменты. Мальчикам же вышивали символы огня, солнца, изображения животных, колокольчики-бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

    Учащийся №2

    В орнаменте, как и во всех видах творчества, очень важную роль играет колорит. Это гармоническое сочетание цветов и их оттенков. Все цвета в орнаменте должны чередоваться в каком-то определенном порядке. Всякое изменение его расцветки будет отражаться на композиции в целом.

    Для того чтобы сочетание цветов было гармоничным, следует знать несколько простых правил.

    Всё многообразие цвета можно разделить на две большие группы: ахроматические и хроматические цвета.

    Ахроматические цвета (или их еще называют бесцветные) – это черный, белый и множество оттенков серого цвета. Также эти цвета еще называют нейтральными.

    Хроматические цвета (или цветные) – это цвета и их оттенки, которые различает глаз человека. То есть цвета, которые видят наши глазки.

    Цвета этой группы делят на основные и дополнительные. К основным цветам относятся: красный, желтый и синий. А к дополнительным – те цвета, которые получают при смешивании основных. Их тоже три. Это фиолетовый, оранжевый и зеленый.

    Смешивание цветов. Цвета, которые получают при смешивании красного, желтого и синего.

    Если смешать красный цвет с синим, то получится фиолетовый цвет. Слияние красного с желтым дает оранжевый цвет. А вот при смешивании желтого цвета с синим, получается зеленый цвет.

    Учащийся №3

    Если основные и дополнительные цвета расположить по окружности, то получится круг, который называют цветовой круг. Он состоит из шести цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.

    Обратите внимание, черный, белый и серый цвета не обозначены на цветовом круге, так как, условно говоря, они не являются цветами. Это нейтральные тона.

    Если смешать поочередно соседние цвета, то получим еще новых шесть цветов. Добавив их к цветам нашего цветового круга, получим цветовой круг из двенадцати цветов.

    Следует знать, что все хроматические цвета делятся на теплые и холодные.

    К теплым относятся наиболее яркие цвета, которые напоминают нам солнце и огонь: красный, оранжевый, желтый. К холодным – цвета, напоминающие воду и лес: синий, фиолетовый, зеленый. Самым теплым цветом считается - красный, а самым холодным - синий.

    В зависимости от насыщенности, цвета могут быть светлыми и темными, а их сочетание называется контрастностью. Самым темным цветом считается - фиолетовый, а самым светлым - желтый.

    Гармоничное сочетание цветов часто заключается в правильном соотношении теплых и холодных, темных и светлых тонов. Именно поэтому одинаковые орнаменты, выполненные в разной цветовой гамме, могут выглядеть совершенно по-разному.

    Холодные цвета превосходно гармонируют с себе подобными. Следовательно, для тёплого цвета идеальным сочетанием будет тоже тёплый.

    В круге гармонируют все цвета расположенные через один цвет друг от друга. Близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания.

    Интересные сочетания получаются из контрастных цветов расположенных в круге напротив друг друга. Примеры таких сочетаний можно увидеть в природе: красный – зеленый, оранжевый – синий, желтый – фиолетовый.

    Ахроматические цвета хорошо сочетаются с хроматическими, при этом теплые цвета лучше смотрятся в сочетании с темными (темно-серыми и черными), а холодные – со светлыми ахроматическими (светло-серыми и белыми). Насыщенные цвета больше выигрывают в сочетании с черным и белым.

    Цветовая гармония может быть: одноцветной, полярной, трехцветной и многоцветной.

    Одноцветная строится на сочетаниях одного цвета, но разных его тонов. Такое цветовое решение возможно, в случае если соседствуют яркий тон с бледным.

    Полярная цветовая гармония строится на сочетании теплых и холодных цветов.

    Трехцветная цветовая гармония – это когда сочетаются три цвета.

    Многоцветная – это когда сочетаются много цветов.

    Учащийся №4

    Можно рисовать красками или карандашами, а можно изобразить что-то с помощью фломастеров. Можно рисовать на холсте, бумаге, ткани. А можно на экране компьютера. Изображение, созданное с помощью компьютера, носит название Компьютерной графики.

    Компьютерная графика – это разные виды графических изображений, создаваемых или обрабатываемых с помощью компьютера.

    Рисунки создавать можно не только на бумаге, но и в компьютерных программах. Наиболее популярными являются Paint.

    Графический редактор – это программа, предназначенная для рисования картинок, поздравительных открыток, приглашений и других изображений (для создания и изменения изображения).

    Основные возможности Paint

    • Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
    • Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
    • Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.
    • Помещение текста на рисунок.
    • Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона.
    • Заливка фигур краской (цветом), предложенной на палитре.

    4. Рефлексия

    Вопросы

    - Что такое Орнамент?

    - Какое значение имеют элементы в орнаменте?

    - Какие элементы орнамента использовали раньше в одежде мальчика и девочки?

    - На какие две группы делятся все цвета?

    - Какие цвета основные, а какие дополнительные? Как их получают?

    - Какие цвета делятся на теплые и холодные?

    - Какие цвета называются контрастными?

    - Перечислите гармонические цветовые композиции?

    - Где вам может пригодиться умение подбирать цвета?

    - Каково назначение графического редактора Paint?

    - Какие возможности есть Paint?

    5. Применение полученных в ходе занятия знаний на практике

    Выполнение практической работы(индивидуальная работа)

    Используя данный редактор, создай следующие виды композиций:

    • монохромную черно-белую;
    • монохромную цветную;
    • хроматическую цветную из двух, трёх или четырёх цветов.

    (предварительно составить план своей композиции на листах в клетку, при помощи цветных карандашей-фломастеров узор с учётом правил, приёмов и средств композиции.)

    Технологическая карта

    1. Используя разработанный вариант орнамента, создай это изображение в графическом редакторе.
    2. Запустите графический редактор Paint (Пуск – Программы – Стандартные – Paint).
    3. Составьте рисунок из геометрических фигур, используя инструменты чертежника.
    4. Подберите цветовое решение для оформления рисунка, используя инструменты художника.
    5. Сохраните результат работы в свою папку.

    Рефлексия

    Девочки, давайте ответим на вопросы (на доске - из презентации)

    • Что нового я узнала.
    • Мне понравилось.
    • Чем могу поделиться.
    • Я могу рассказать.
    • Было трудно.

    Подведение итогов. (предложить учащимся самим оценить свою работу с помощью жетонов, красный - отлично, желтый - хорошо, зелёный - удовлетворительно).

    Читайте также: