Человек в зеркале искусства жанр портрета 8 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Цель урока : Формир ование представления учащихся о портретном жанре

как красоте, га рмонии во в нутреннем и внешн ем облике чел овека.

расширить знания об истории возникнове ния портрета, формировать

умение находить красоту , гармонию, пр екрасное во внутреннем и

внешнем облике человека ; актив изировать познавательный интере с к

развивать художестве нно – аналитические спосо бности, внимание,

куль турную зоркость, повышать уровень образовательн ой мотивации и

познавательны й интерес; Разв ивать у мение вести диалог с

воспитывать инт ерес к человеку, у мение находить красоту, гармонию,

прекрасное во вну треннем и внешнем о блике человека; активизировать

познавательны й интерес к тв орчеству и сози данию .

- Здравствуйте ребята. У нас урок и скусства. Мы отправимся в мир

портретной живопи си. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все

- Портрет ныне является прекрас ным источником знаний о человеке,

живущем в разное время, так же, как п исьма, дневни ки или записк и

историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны,

только ли порт ретное схо дство с изображенн ым человек ом нас привлека ет?

Каждый портрет хранит свою тай ну о вну треннем мире чел овека.

Сегодня на уроке мы с вами поп ытаемся ответить на вопрос : почему

искусство портр ета привлекает и х удожник а, и зрителя?

(Постановка пробле много вопро са урока, вопрос записыв ается в тетрадь.)

Как вы ду маете о каком виде жанра пойдёт речь ? (ответы учащи хся)

- Какое изображе ние мы наз ываем портрет ом ? ( Ответы учащихся)

Портрет – это изображени е в жи вописи человека или группы людей

- Искусство п ортрета у ходит корнями в глу бокую древность. Пожалуй,

первые портреты были созданы древн ими египтянами (демонстраци я слайда

4 с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, о ни

соблюдали в скульпту рных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать

своего хозяина. Первые живо писные портреты были написаны египтян ами на

деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах

Древние греки т оже писали портре ты, но изображен ные на них люди

напоминали богов и героев из мифов ( слайд 5 с изображением

- Но настоящий расцвет п ортретное иску сство пережило в эпоху

Возрождения ( 15 - 16в.в.), когда главной ценностью в мире стал человек

запись в тетрадь). Прекрасные портреты в то врем я создавали Лео нардо да

Винчи, Рафаэль , Рембрандт. Тог да же впервые появляется автопортрет.

времена Петра I , они украшали дома са мых известных людей эпохи ( слайд 7

эти полотн а, мы видим императо ров и императриц, полководцев и светских

красавиц, но пока это лишь изображение важных персон. В это в ремя

появляются парадные и камерны е портреты ( слайд - схема 8 , за пись в

тетрадь) . На парадном портрете человек изображается в полный рост на

архитекту рном или пейзажн ом фоне, камерный пор трет – это поясное,

погрудное изо бражение человека на обычном фо не ( слайд 9 А. Антропов.

- Постепенно пышность изображения сменяется ощущением добра,

благородства, д ушевност и. И в 18 веке п оявляется со всем другие портреты –

это портреты - об разы, на кот орых лю ди смеются, гру стят, мечтают,

раздумывают ( слайд 10 ( Д. Левицк ий « По ртрет восп итанниц Хованско й

впервые н ачинаем п онимать, что на п ортрете человек со свои ми мыслями,

Цели урока: Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Задачи урока: Расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_po_iskusstvu_dlya_8_klassa.doc 43.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по искусству для 8 класса.

Цели урока: Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства .

Задачи урока: Расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.

Техническое оснащение урока: Компьютерная презентация, методический материал для учащихся, репродукции картин, учебники.

  1. Беседа на тему портрета в искусстве России XVIII века. Что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.
  2. Объяснение последовательности основных этапов работы.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Итоги урока. Рефлексия
  5. Домашнее задание.

Сегодня, мы завершает изучение одного из жанров изобразительного искусства – портрет. Урок итоговый и во второй его части вы должны будете самостоятельно, по вариантам проанализировать несколько портретов. Но, перед этим, для того чтобы успешно выполнить самостоятельную работу, вы

должны вспомнить, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.

XVIII век в России называют веком портрета. Портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря чему русская

живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и другие. В середине XVIII века портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Итак, что же такое портрет? ( слайд 3)

Учащиеся вспоминают определение портрета.

Каждый из портретов должен обладать особым качеством. ( слайд 4)

Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество это: сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.

Итак, какова главная особенность? ( слайд 5)

А сейчас мы должны составить план, по которому вы в дальнейшем будете анализировать портрет. Для того, чтобы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты. ( слайд 5 и работа со слайдами с 6 по 9 )

Итак, мы составили план, по которому вы будете анализировать портреты. Сейчас я раздам каждому из вас этот план. К нему также прилагается краткая биография героинь портретов. По этому плану попробуем проанализировать представленный портрет. Но сначала, ознакомимся с художниками, портреты которых мы будем анализировать.

…Её глаза - как два тумана,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук…

Оттого и будет вечно волновать этот порторет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Она давно прошла – и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви и мысли – тень печали.

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать….

Практическое выполнение задания.

Анализ портретов по плану.

Итог урока. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представления учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека, показать учащимся основные виды портретного искусства, техники выполнения портрета.

Образовательные: расширить знания о видах портрета, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

познакомить с произведениями искусства, трудами великих людей.

Развивающие: художественное мышление, пространственное представление, умение анализировать произведения искусства;

развивать художественно – аналитические способности, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес.

Воспитательные: эстетическое отношение к произведениям искусства;

воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование:

- для педагога: фотослайды, методические разработки, наглядные пособия

- для учащихся: учебник, тетрадь.

Тип урока: комбинированный

Цель: Формирование представления учащихся о портретном жанре как красоте, гармонии во внутреннем и внешнем облике человека, показать учащимся основные виды портретного искусства, техники выполнения портрета.

Образовательные: расширить знания о видах портрета, формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека;

активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

познакомить с произведениями искусства, трудами великих людей.

Развивающие: художественное мышление, пространственное представление, умение анализировать произведения искусства;

развивать художественно – аналитические способности, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес.

Воспитательные: эстетическое отношение к произведениям искусства;

воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование:

- для педагога: фотослайды, методические разработки, наглядные пособия

- для учащихся: учебник, тетрадь.

План оформления доски

План урока 45 мин

1.Организационный момент (30 сек.)

3. Вводная беседа (4 мин.)

4. Беседа по теме урока, объяснение нового материала (35 мин.)

5. Подведение итогов (5 мин)

Содержание работы

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Петровна, сегодня я проведу у вас урок по искусству.

Тема сегодняшнего урока:

Что такое искусство?

Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино.

Какие виды искусства вы знаете?

ВИДЫ ИСКУССТВА

Пластические, или пространственные (Изобразительные- живопись графика скульптура

Конструктивные- архитектура дизайн

Декоративно- прикладные)

(Музыка - вокальная, инструментальная

Литература - фольклор, проза, поэзия)

Пространственно-временные (театр, кино, танец)

Какие жанры вы знаете?

Пейзаж – изображение природы

Натюрморт – изображение предметов

Портрет – изображение человека

Какой из жанров появился раньше? (портрет)

Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др.

«В хорошем портрете, написанном

талантливым художником,

Портрет ныне является прекрасным источником знаний о человеке, живущем в разное время, так же, как письма, дневники или записки историков.

Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает?

Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Слушают, отвечают на вопросы.

Беседа по содержанию.

Что такое портрет?

Портрет (франц. portrait) – изображение определенного человека или группы людей.

Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами.

Парадный портрет— подтип портрета, характерный для придворной культуры. Получил особенное развитие в период развитого абсолютизма. Его главной задачей является не только передача визуального сходства, но и возвеличивание заказчика, уподобление изображенной персоны божеству (в случае портретирования монарха) или монарху (в случае портретирования аристократа).

Как правило, предполагает показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).

Камерный портрет — портрет, использующий поясное, погрудное или поплечное изображение человека. Обычно в камерном портрете фигура дается на нейтральном фоне

Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя.

Зрителю передается отношение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике.

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археологи открыли всему миру замечательное портретное изображение царицы Нефертити.

Посмотрите на репродукцию портрета.

Созданный в IV в. до н. э., этот образ поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи.

Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ.

В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеализированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

Нежностью и теплотой веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении образ дышит покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета. (например, портреты Цезаря, Августа)

Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения (15-16в. в.), когда главной ценностью в мире стал человек с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.

Прекрасные портреты в то время создавали Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт. Тогда же впервые появляется Автопортрет.

Посмотрите на Автопортрет Альбрехта Дюрера.

Как вы считаете на кого художник похож?

Автопортрет обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения.

Образы универсальных гениев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти — олицетворяют идеального человека того времени.

(миниатюрное изображение Девы Марии и младенца Христа)

В XVII в. главным критерием художественности становится материальный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительности заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических проявлений человека, его многообразных душевных порывов.

Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо(стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту).

с его утонченно-обольстительными, задумчиво- томными, мечтательно-рассеянными образами.

Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др.легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.

Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремительным движением коня и всадника, выражается во властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов.

Человек в зеркале искусства: жанр портрета

Портрет (франц. portrait) — изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и графике. Но внешнее сходство это не единственное, что должен передать художник. Гораздо важнее, когда мастер переносит на полотно внутреннюю сущность человека и передает атмосферу времени. Различают парадный и камерный портреты. Бывают портреты парные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляет автопортрет, на котором художник изображает самого себя.

Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или
к портрету-характеру, или к портрету-биографии.

Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений, относящихся к XVI веку до н.э. Хотя исследователи назвали эти образы “придворными дамами”, нам неведомо, кого пытались показать критские мастера — богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья.
“Парижанка”. Фреска из Кносского дворца, XVI век до н.э.



Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный учеными “Парижанка”. Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным контуром, и ярко накрашенные губы.
Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях весьма относительно.
Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом
мертвых, определили стремление к передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище.

В начале XX в. археологи открыли всему миру замечательное портретное изображение царицы Нефертити.



Созданный в XIV в. до н. э., этот образ поражает плавностью линий профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими переходами неправильных, но прелестных черт женского лица . Нефертити была не только царицей Египта, ее почитали как богиню. Самая известная и, возможно, самая красивая из жен египетских фараонов жила со своим венценосным супругом в огромном роскошном дворце на восточном берегу Нила.



В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеализированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.




Особой нежностью и теплотой веет от статуи Афродиты, богини любви и красоты, изваянной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображении нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.



В портрете Каракаллы запечатлен образ человека сильного, злобного и преступного. Сдвинутые брови, изборожденный морщинами лоб, подозрительный исподлобья взгляд, чувственные губы поражают силой характеристики. Крепкая голова посажена на толстую мускулистую шею. Крутые завитки волос плотно прижаты к голове и подчеркивают ее круглую форму. Они не имеют декоративного характера, как в предшествующий период. Передана легкая асимметрия лица: правый глаз меньше и помещен ниже левого, линия рта скошена. Скульптор, создавший этот портрет, владел всем богатством виртуозной техники обработки мрамора, все его умение было направлено на создание произведения, передающего с предельной выразительностью физические и психические особенности личности Каракаллы.
Римский портрет связан с культом предков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реалистического портрета. Его отличают индивидуальные характеристики человека: величие,
сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, когда главной ценностью мира стала активная и целеустремленная личность, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам. В XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты, на которых показывали модели на фоне панорамных величественных пейзажей.
Б. Пинтуриккьо. “Портрет мальчика”, Картинная галерея, Дрезден



Пинтуриккьо (Pinturicchio) (около 1454-1513) Итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, известный, прежде всего, своими замечательными фресками.
Таков “Портрет мальчика” кисти Б. Пинтуриккьо. Тем не менее, наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, единства человека и окружающего его мира, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосмос
Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе
заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный
гимн могучему человеку с его неповторимым физическим обликом, духовным миром, индивидуальными чертами характера и темперамента.

Признанным мастером портретного жанра был немецкий художник Альбрехт Дюрер, автопортреты которого до сих пор восхищают зрителей и служат примером для художников.




Эль Греко(1541—1614) Испания. Мужской портрет с рукой на груди

На закате XVI столетия в творчестве испанского художника Эль Греко (1541—1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не обычная внутренняя сосредоточенность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

В XVII столетии важное место в европейской живописи занимал интимный (камерный) портрет, цель которого — показать душевное состояние человека, его чувства и эмоции. Признанным мастером такого типа портрета стал голландский художник Рембрандт, написавший множество проникновенных образов.






Поиски героического, значительного, монументального в искусстве связаны в XVIII в. со временем революционных перемен. Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник
Петру I французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг. Он задуман как образ гения и созидателя. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремительным движением коня и всадника, выражается во властном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа. Послушай ЗДЕСЬ фрагмент из повести Пушкина "Медный всадник".

Послушай ЗДЕСЬ "Гимн великому городу. Из балета "Медный всадник" композитор Р.Глиэр.

XIX в. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты. Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.
Эжен Делакруа (1798—1863). Портрет Ф. Шопена




Читайте также: