История татарстана конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

3 Проекты самоопределения татарского народа Татарский народ имеет глубокие традиции государственности и никогда не забывал о них. В эпоху раннего средневековья в Среднем Поволжье существовала Волжская Булгария – одно из наиболее развитых и процветающих государств своего времени. В период монгольских завоеваний татары заняли видное место в Золотой Орде – империи мирового масштаба, простиравшегося на громадных просторах Европы и Азии. Позднее, в XV-XVI вв., территория Татарстана составляла основу Казанского ханства – политического образования, на некоторое время заменившего в глазах русских княжеств Золотую Орду. Однако после завоевания ханства Иваном Грозным в 1552 г. татарам на долгие годы пришлось отказаться от идеи восстановления своей государственности. Эта идея обрела реальную почву только в 1917 г., и была связана с крушением Российской империи.

4 1-й Всероссийский мусульманский съезд (начало мая 1917, г. Москва) принял резолюцию о территориальной автономии и федеративном устройстве. Об организации автономии было провозглашено на Миллят Меджлисе (20 ноября января 1918, Уфа), координирующем органе Национально- культурной автономии мусульман тюрко- татар Внутренней России и Сибири, избранном на совместном заседании 1-го Всероссийского мусульманского съезда с 1-м Всероссийским мусульманским военным съездом и съездом Всероссийского мусульманского духовенства 22 июля 1917 г. в Казани.Москва УфаНационально- культурной автономии мусульман тюрко- татар Внутренней России и СибириКазани

6 Идель-Урал штаты Решение о создании национального государства было принято 29 ноября 1917 Миллэт Меджлиси. Согласно проекту, представленному 3 января 1918 Галимзяном Шарафом и принятому Миллэт Меджлиси, в состав этого государства (Урало-Волжского штата, или Идель-Урал штата) предполагалось вхождение Казанской и Уфимской губерний и частей Вятской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Симбирской губерний. Таким образом планировалось сформировать крупное государственное образование с населением около 7 млн человек, из которых 3,7 млн человек составили бы "татары" и башкиры, 2,7 млн человек русские, 0,5 млн человек чуваши, марийцы и удмурты. Высказывались и предложения о включении в состав Урало- Волжского штата и территорий Самарской и Астраханской губерний, чтобы получить таким образом выход к Каспийскому морю. Решение о создании национального государства было принято 29 ноября 1917 Миллэт Меджлиси. Согласно проекту, представленному 3 января 1918 Галимзяном Шарафом и принятому Миллэт Меджлиси, в состав этого государства (Урало-Волжского штата, или Идель-Урал штата) предполагалось вхождение Казанской и Уфимской губерний и частей Вятской, Оренбургской, Пермской, Самарской, Симбирской губерний. Таким образом планировалось сформировать крупное государственное образование с населением около 7 млн человек, из которых 3,7 млн человек составили бы "татары" и башкиры, 2,7 млн человек русские, 0,5 млн человек чуваши, марийцы и удмурты. Высказывались и предложения о включении в состав Урало- Волжского штата и территорий Самарской и Астраханской губерний, чтобы получить таким образом выход к Каспийскому морю.

8 МАКСУДИ Садри ( ). Общественный и государственный деятель, ученый. Советник Ататюрка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m4ceca051.jpg

воспитателями 2 группы

Наримановский район, п. Прикаспийский, 2011год

ознакомить детей с историей и традициями татарского народа.

- формирование познавательного интереса воспитанников к национальностям, населяющих нашу страну и воспитание уважительного отношения к другим народам;

- расширение кругозора воспитанников;

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

В нашей огромной стране проживают люди разных национальностей и каждой нации присущи своя история и своя традиция.

Татарским мой родной язык зовется:

Аллахом мне и матерью он дан.

Я говорю на нем, и сердце гордо бьется-

Татарин я, я- сын твой, Татарстан!

В нем песнь Тукая, кол Гали раздумья,

Мусы Джалиля пламенный завет.

Его забыть иль не любить смогу ль я.

Он - кладезь мудрости , он- правды нашей свет.

Читаю стих, пою с благоговеньем-

В нем все прекрасно: каждый звук и слог.

Он -мой родник любви вдохновенья,

Начало всех моих земных дорог!

Сегодня, ребята, мы хотим ознакомить вас, с культурой татарского народа.

Респу́блика Татарста́н — субъект Российской Федерации.

Слайд №4 - № 10

Столица — город Казань.

К числу красивейших и оригинальных архитектурных сооружений Казани принадлежит памятник над братской могилой павших воинов в бою 1552 года.

Граничит с Кировской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областями, Башкортостаном, Марий Эл, Удмуртией, Чувашией.

Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек — Волги и Камы.

Общая площадь Татарстана — 67 836 км.

Крупнейшие реки — Волга и Кама (380 км), а также два притока Камы — Вятка (60 км) и Белая (50 км.).

Ведущий: Территория современного Татарстана находится на исторической территории Казанского ханства, возникшего в XV веке в результате отделения от Золотой Орды. На месте нынешнего Татарстана обитали кочевые племена гуннов. Позднее существовало средневековое государство волжских булгар. В XIII веке Булгария была завоевана монголами и, после раздела империи Чингисхана, включена в Улус Джучи (Золотую Орду).

В начале XV века хан Улу-Мухаммед объявил о независимости Казанского ханства от Орды. В XVI веке в правление Ивана IV в 1552 году Казань была окончательно завоёвана Москвой и включена в состав Царства Русского.

В составе России Казань именовалась сначала Казанским царством, позднее Казанской губернией.

27 мая 1920 года был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР. После распада СССР, Татарстан входит в состав современного Российского государства. С 30 августа 1990 года его официальное название — Республика Татарстан.

В Республике Татарстан проживают представители 107 национальностей.

Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль.

Ведущий: Основной закон Республики — Конституция Республики Татарстан.

Флаг и герб Татарстана.

Высшим должностным лицом в Республике Татарстан является Президент. С 25 марта 2010 года президентом Республики Татарстан является Рустам Минниханов.

Слайд № 16, 17, 18

Ведущий: Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Основополагающие элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. Общим признаком донациональных форм татарской одежды является монументальность. И мужчины и женщины носили длинные, широкие туникообразного покроя рубахи и длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду. У женщин эту монументальность подчеркивали массивные нагрудные, накосные и наручные украшения и сложные, как правило, сочетающиеся с большими покрывалами, головные уборы. Нижним головным убором мусульманина являлась четырехклинная, полусферической формы тюбетейка. При выходе из дома в холодное время года мужчины поверх тюбетеек, а женщины поверх покрывал надевали полусферическую меховую или стеганую с меховым околышем шапку. Повсеместно бытовали мужские матерчатые кушаки и традиционная кожаная обувь ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой. Рабочей обувью на селе были лапти. Их носили с суконными или вязанными чулками белого цвета. Во второй половине XIX в. в обиход как мужчин, так и женщин входят рубахи современного покроя — из фабричной материи со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником. В декоративном оформлении большую популярность приобретают мелкие оборки. Нередко вся поверхность подола женской рубахи украшалась горизонтальными рядами оборок. В начале XX в. рубахи такого покроя преобладали на всей территории проживания татар.

Слайд № 19, 20

Согласно татарским традициям , свадьбе предшествует сватовство . А это значит, что сначала представители жениха (его отец или близкие родственники по мужской линии) отправляются в дом невесты, где ведутся разговоры о свадьбе , исключительно с родителями девушки. После того, как от них получено положительное решение на заключение брака , сваты узнают размер калыма ( выкупа ), а также время проведения свадьбы , количество приглашенных гостей и т.д. Только после того, как все формальности будут уточнены, сваты отправляются в дом к жениху, и рассказывают ему, о чем был уговор с родителями девушки. Раньше можно было видеть такую ситуацию, что жених и невеста встретились впервые только на свадьбе. К счастью, сегодня, такой обычай встречается крайне редко. Мужчина преподносит родителям невесты калым , а она в свою очередь преподносит жениху приданое . Сегодняшнее приданое может отличаться от тех вещей и предметов, которые использовались ранее. Как правило, нынче невестино приданое состоит из постельного белья, одежды, бытовой техники и т.д. После того как все приготовления завершены, к обеду, жених вместе с родственниками и друзьями отправляется в дом невесты. В это время невеста вместе с подружками находится в домике неподалеку от дома своих родителей. Чтобы к ней войти, жениху придется потрудиться. Раньше существовал обычай скакать на лошадях, стрелять из лука и бороться на кушаках. Сегодня эти традиции уже не встретишь, но их можно легко восполнить с помощью шуточных заданий. В случае если жених не справляется с заданием, ему приходится откупаться от подружек невесты конфетами, деньгами, подарками. Когда все испытания пройдены, невеста выходит к жениху, и они направляются в дом ее родителей, где уже собрались все родственники и друзья. Начало церемонии бракосочетания открывает молитва, которую читает мулла. Она является и наставлением молодым, и заветами семейной жизни и рекомендациями. При желании чтение молитвы (никах) может быть проведено в мечети. По ее окончании молодые возвращаются в дом невесты. Теперь они являются настоящими мужем и женой. По прибытии домой застолье продолжается. По татарским обычаям свадьба сопровождается песнями, тостами. Гости желают жениху и невесте счастья, любви, детей, достатка в семье и т.д.

Муса Джалиль… Его все в мире знают.

Герой народа- наш большой поэт,

О нем легенды и стихи слагают.

Он в нашей жизни- негасимый свет.

Не преклонил колени пред врагами,

Не дрогнул пред крававым палачом,

Ведь в той войне он защищал нас с вами-

И смерть была герою нипочем.

Фашизма ада выдержал все муки-

Была в Победу вера так крепка,

Что будет восхищать он силой духа,

Шагнув в бессмертье, многие века!

Слайд № 21 и 22

Татарская кухня очень богата изделиями из сдобного и сладкого теста: чельпек, катлама, кош теле, ляваш, паштет и т. д., которые подаются к чаю. Одно из таких оригинальных блюд — чэк-чэк является обязательным свадебным угощением. Чэк-чэк приносит в дом мужа молодая, а также ее родители. Чак-чак, завернутый в тонкий лист сухой фруктовой пастилы, является особо почётным угощением на свадьбах.

Рано вошел в быт татар чай, большими любителями которого они являются. Чай с печеными изделиями (кабартма, оладьи) порой заменяет завтрак. Пьют его крепким, горячим, часто разбавляя молоком. Чай у татар является одним из атрибутов гостеприимства.

На русской земле проложили мы след,
Мы — чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года,—
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
Как кони, работаем в мирное время.
Мы — верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?

Слайд № 24 -34

Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры.

В былые времена к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту - победителю в национальной борьбе или в скачках.

Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу.

Развлечений на сабантуе великое множество. Главное - это, конечно же, национальная борьба курэш.

Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам: противники обматывают друг друга широкими поясами, задача заключается в том, чтобы подвесить противника на своем кушаке в воздухе, а затем положить его на лопатки.

Победитель курэша – абсолютный батыр - получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета.

Продемонстрировать свою силу, ловкость, смелость можно не только в борьбе курэш.

Традиционные соревнования сабантуя:

- Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

- Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.

- Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней - сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

- Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!

Подведение итога занятия.

Ведущий: А, сейчас, мы приглашаем всех на Чаепитие, где вы сможете отведать национальную татарскую кухню

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Татарское национальное движение в XIX – XX веках.

Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков.

Цели урока: 1. Повторить и закрепить учебный материал по истории национального движения татарского народа XIX – XX веков.

2. Развить навыки работы в группе, формировать компетентности в сфере научно-исследовательской работы, активно использовать компьютерные технологии в учебном процессе.

Воспитать активную жизненную позицию, чувство коллективизма, межэтническую толерантность.

Основные знания: учение Багаутдина Ваисова, просветительская и научная деятельность Ризы Фахретдинова, Галимзяна Шарафа и Рамзи Валеева.

Форма урока: урок-конференция.

Приёмы деятельности учителя: организация работы групп; обобщение; руководство научно-исследовательской работой учащихся; консультации в ходе подготовки презентаций.

Основные понятия: ваисовское движение, джадидизм, просветительство, национальное самосознание, межэтническая толерантность.

Оборудование: 1. Компьютер.

2. Проекционная система.

3. PowerPoint презентация.

Литература: 1. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы/под редакцией Б.Ф. Султанбекова/. – Казань: ТаРИХ.

2. Татарский энциклопедический словарь/под редакцией М.Х. Хасанова/. – Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. – 703 с.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте. Сегодня мы собрались с вами, чтобы рассмотреть очень важную проблему. Вопрос касается татарского национального движения XIX - начала XX веков. Во второй половине XIX века зарождается и получает развитие татарское национальное движение, сосредоточением которого становится Казанская губерния. Недовольство татарского населения вызывала национальная политика правительства. В стесненных условиях находились просвещение, язык, предпринимательство. Росло национальное самосознание с его идеями равноправия и свободы. Многое требовало обновления в самом татарском обществе. Традиционные устои в культуре, сознании, освященные исламом, сдерживали приобщение к достижениям европейской, мировой цивилизации, распространение светского образования. В этих условиях возникают отдельные течения внутри национального движения. Среди них особое место занимают просветительство, джадидизм и ваисовское движение.

Исходя из темы, ставится цель урока: 1. Рассмотреть основные направления общественной мысли татарского народа. 2. Развить навыки исследовательской работы с использованием компьютерных технологий. 3. Научиться оценивать свою работу (слайд №2).

План урока состоит из следующих пунктов (слайд №4):

Ваисовское движение

Ризаэтдин Фахретдин – идеолог джадидизма

Жизнь и общественно-политическая деятельность Галимзяна Шарафа

Научная и общественно-политическая деятельность Рамзи Валеева

Порядок работы определен следующим образом (слайд №5):

Отчет групп по темам

Оценивание работ

Класс был разделен на четыре группы, каждая из которых получила отдельную проблему для изучения. В конце урока вы должны будете дать анализ работе своих групп.

Защита проектов.

Состав группы:

а) Сафина Гульгина (руководитель группы);

б) Гибадуллина Гузель;

в) Абзалова Эльмира;

г) Рачковский Сергей;

д) Тюканов Денис.

Порядок работы:

Презентация проекта (слайды №6-№16):

Среди белых пятен нашей истории одно покрывает целую эпоху национально-освободительного движения в республике, известного под названием ваисовского. Долгие годы изучение деятельности ваисовцев было невозможно. Архивные документы, характеризующие их деятельность, были строго засекречены и не доступны исследователям. Только перестроечные перемены и новые политические реалии 90-х годов сделали возможным изучить суть ваисовского движения. Первая группа получила задание, опираясь на публикации периодических изданий, рассмотреть деятельность ваисовцев. Итак, предоставим слово руководителям группы.

Сафина Гульгина:

Итак, мы узнали цели, уточнили литературу, опираясь на которую была проведена эта исследовательская работа и основоположников ваисовского движения. А в чем же суть учения ваисовцев? На этот вопрос постарается дать ответ следующий представитель группы.

Гибадуллина Гузель:

Ваисовское движение было религиозной и политической формой выражения против национального и социального гнета. Основатель Багаутдин Ваисов. Получило широкое распространение во второй половине 19 первой четверти 20 веков среди татарских крестьян, ремесленников, мелких торговцев.

Ваисовцы не одобряли занятий торговлей и промышленностью. Выступали за чистоту ислама, обличали алчное мусульманское духовенство

В 1908 году свыше 15 тысяч ваисовцев проживало в Казанском, Свияжском, Арском уездах Казанской губернии, в Средней Азии. Ваисовцы призывали своих божьих воинов не подчиняться гражданским законам и властям, а руководствоваться предписаниями Корана, шариата, отказываться от службы в армии, от платежей податей, от паспортов. После ареста Багаутдина Ваисова и некоторых других руководителей сторонники ваисовского движения ушли в подполье и продолжали пропагандировать свое учение, за что подвергались политическим преследованиям. Открытое неповиновение ваисовцев властям, вплоть до отказа участвовать в переписи населения 1897 года, привело в конце 19 века к их аресту (всего свыше 100 человек).

Ваисовское движение возобновилось в годы революции 1905-1907 годов, обогатившись идеями исламского социализма. После октябрьской революции 1917 года заявили о поддержке Советской власти. В годы гражданской войны в составе Красной Армии были сформированы ваисовские божьи полки. В 1920 годы ваисовцы основали в Чистопольском кантоне деревню новый Булгар, где в новых условиях попытались развить свое учение. В дальнейшем община ваисовцев распалась, в 1930 годы активисты ваисовского движения были репрессированы.

Результаты исследовательской работы:

Проделанная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:

Багаутдин и Гайнан Ваисовы стали основателями весьма значительного направления общественного движения татарского народа.

Их судьба сложилась трагически. Багаутдин Ваисов подвергался преследованиям со стороны царских властей. Гайнан Ваисов был убит в период острого политического кризиса в 1918 году.

Ваисовцы были истинными борцами за счастье и процветание моего народа. Они занимают достойное место в среде татарской общественной мысли 19-начала 20 веков.

Ваисовцы ставили перед собой одну единственную цель: они хотели сохранить самобытную культуру, традиции татарского народа. Известен случай, когда Гайнан Ваисов активно общался с Л. Н. Толстым. Великий русский писатель живо интересовался учением ваисовцев. Особенно привлекало Толстого в их учении тактика ненасильственного сопротивления и акции гражданского неповиновения. В последующем эта тактика широко использовалась в Индии в период борьбы за независимость, которая привела к успеху. Ваисовцы были сторонниками не революционного, а эволюционного развития общества. История показала их правоту.

В последние годы на историческом факультете КГУ идет кропотливая работа по изучению деятельности этих выдающихся представителей общественной мысли татарского народа. В родной деревне Ваисовых Мулла иле периодически проводятся конференции, участником которых были видные ученые современности.

Состав группы:

а) Вологодский Александр (руководитель группы);

б) Сайранов Руслан;

в) Бурганова Эллина;

г) Шакиров Раиль;

д) Зейнетдинов Ильнур.

Порядок работы:

Презентация проекта (слайды № 17-№ 29):

Учитель: Слово для отчета предоставляется второй группе.

Вологодский Александр:

Исходя из темы нами была поставлена цель – рассмотреть феномен джадидизма и рассказать об одном из величайших представителей этого течения Ризаэтдине Фахретдине.

В ходе работы над заданием нами были использованы материалы Татарского энциклопедического словаря, учебника по истории Татарстана и татарского народа, а также ряд периодических изданий, где содержатся публикации, посвященные как Ризаэтдину Фахретдину так и джадидизму в целом.

Итак, что же это такое джадидизм? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к Татарскому энциклопедическому словарю.

Джадидизм – общественно-политическое движение за обновление различных сторон жизни общества. Формировалось в татарском обществе в течение 19 века и получило распространение среди ряда тюркских народов. Сторонники джадидизма критиковали социально-экономическую отсталость и духовный застой в общественной жизни, отстаивали идею ее обновления, главным образом, в системе народного образования в соответствии с требованиями времени. Джадидизм имел различные течения: в одних больше внимания уделялось идеям религиозного обновления (представителями этого течения были: Баруди, Бигиев, Тарджемани и др.), в других – просветительству (Ризаэтдин Фахретдин, Фатих Карими, Габдулла Буби и др.). В 19-начале 20 веков джадидизм явился важным этапом развития общественной мысли, становления национального самосознания татарского народа.

Начало этому движению было положено в 80 годы 19 века. Как было уже отмечено джадидизм зародился в сфере образования, просвещения. Старая школа была пронизана схоластикой, ориентировалась в основном на достижения средневековой науки, в ней преобладали богословские дисциплины. Между тем нужны были светские образованные кадры, владеющие современными научными знаниями. Джадидисты и взялись за перестройку школьного образования татар, преодолевая сопротивление властей и консервативных кругов татарского общества. К концу 19 века в Казанской губернии было уже несколько десятков новометодных школ. В реформированных школах появились классы, классные доски, парты, столы, географические карты, были предусмотрены экзамены. Учащиеся наряду с основами ислама изучали арифметику, географию, историю, русский, ряд европейских и восточных языков.

Программа джадидистов предусматривала не только реформу образования, но и включала в себя организацию женского образования, открытие библиотек, клубов, читален, издание газет. Джадидисты выступали за то, чтобы татары посещали театр, носили европейскую одежду. Реформированию подлежал также ислам.

А об одном из выдающихся представителей джадидизма Ризаэтдине Фахретдине расскажет мой коллега – Руслан.

Сайранов Руслан:

Видный общественный и религиозный деятель, писатель, просветитель, журналист Ризаэтдин Фахретдин родился в деревне Кичучат Бугульминского уезда Самарской губернии (современный Альметьевский район РТ). В годы учебы в медресе на него неизгладимое впечатление оказали труды другого видного представителя просвещения Шигабутдина Марджани. После окончания медресе работает учителем, занимается творчеством и наукой.

В 1922 году Риза Фахретдинов избирается муфтием. До конца своей жизни он занимается научно-исследовательской работой. Умер Риза Фахретдинов в 1936 году в городе Уфе.

В своих трудах Риза Фахретдинов особое внимание обращает на проблемы образования, нравственного воспитания моего народа. Неслучайно во второй части названия его романа стоит слово“гыйффәт” . Гыйффәт означает честь, духовная чистота, гордость. В этом произведении автор дает информацию о Волжской Булгарии, Казанском ханстве, тюркских народах.

В своих произведениях Риза Фахретдинов призывает наряду со знанием ислама углублять свои представления об окружающем мире, изучать предметы не только на татарском, но и на русском языках. По его мнению, все эти знания в дальнейшем должны использоваться в деле служения своему народу.

Результаты исследовательской работы

Проделанная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы:

Джадидизм способствовал развитию образования, обновлению общественной жизни и быта татарского народа.

Риза Фахретдинов внес большой вклад в дело духовно-нравственного воспитания моего народа.

Риза Фахретдинов оставил после себя огромное литературное и историческое наследие.

Состав группы:

а) Нуруллина Гулия (руководитель группы);

б) Садыкова Алия;

в) Зиннатуллин Рафис;

г) Шайхуллин Алмаз;

д) Романов Артур.

Порядок работы:

Презентация проекта (слайды № 30 - № 42):

Учитель: Слово для отчета предоставляется третьей группе.

Нуруллина Гулия:

Наша группа носит имя выдающегося общественного деятеля, ученого, писателя, поэта Галимзяна Шарафа.

Февральская и Октябрьская революции круто изменили жизнь Галимзяна Шарафа. Он вынужден был бросить учебу. В мае 1917 года в Москве проходил первый Всероссийский съезд мусульман. В его работе принял участие и Г. Шараф. По вопросу о форме национально-государственного устройства он выдвинул идею территориальной автономии. С этим согласились не только более опытные представители национального движения, но и сам В.И. Ленин. В итоге съезд принял решение о том, что Россия должна быть федеративной республикой.

В ноябре 1917 года в Уфе начал свою работу Милли меджлис. Этот съезд должен был принять конкретные меры по созданию национальной государственности татарского и башкирского народов. В результате принимается решение о создании такой государственности в виде Урало-Волжского штата. Г. Шараф избирается председателем коллегии по осуществлению Урало-Волжского штата. Но этому проекту не суждено было осуществиться. Шараф не успокаивается на этом. Ведь основная его мечта об обретении государственности татарского народа пока не сбылась. Он участвует в качестве эксперта в разработке проектов Татаро-Башкирской ССР и ТАССР.

С начала 20-х годов Шараф переходит на научную и педагогическую работу. Его научные достижения в области истории, языкознания не остались незамеченными. В 1926 году – он член-корреспондент центрального бюро краеведения СССР, в 1929 году – действительный член Международной ассоциации экспериментальной фонетики. Особенную известность получают его труды по языкознанию, демографии, экономической географии.

Несмотря на все эти достижения Г. Шараф в 30 годы был необоснованно репрессирован и 8 лет отсидел в лагерях. Умер Галимзян Шараф в 1950 году.

В данной исследовательской работе мы отразили лишь некоторые аспекты деятельности Г. Шарафа. Поистине это был выдающийся человек. Не побоюсь назвать его даже татарским Ломоносовым.

Результаты исследовательской работы таковы:

Галимзян Шараф - выдающийся общественный деятель. Он принимал активное участие в создании национальной государственности татарского народа.

Шараф – известный ученый. Он был специалистом во многих отраслях знаний.

Г. Шараф – истинный борец за счастье и процветание моего народа.

Состав группы:

а) Шамсутдинов Инсаф (руководитель группы);

б) Латыпов Ильдар;

в) Хайруллина Эльвира;

г) Фаизова Лейсан;

д) Кашапов Ильфат;

е) Гизатуллина Лилия.

Порядок работы:

Презентация проекта (слайды № 43 - № 58):

Учитель: Слово для отчета предоставляется четвертой группе.

Шамсутдинов Инсаф:

Выбор этой темы неслучаен. В когорте всех вышеперечисленных представителей общественного движения Рамзи Калимович занимает достойное место. Кроме того, именно благодаря его научным трудам мы узнали о ваисовском движении, о научной и общественной деятельности Галимзяна Шарафа. Рассказывать о нем для меня вдвойне приятно. Потому что он наш земляк. Рамзи Калимович родом из деревни Карашам. Более того, он учился в нашей Нурлатской школе.

После окончания школы и службы в армии Рамзи Калимович поступил в Казанский государственный университет. И вот сейчас уже 42 года своей жизни он отдал служению родному университету. После успешного окончания университета его рекомендовали в аспирантуру. В 1968 году он защитил кандидатскую, а в 1990 году докторскую диссертацию.

Рамзи Калимович публикуется во многих газетах и журналах. Его ближайшие планы касаются, прежде всего, изучения деятельности Гайнана Ваисова (уроженца деревни Молвино Зеленодольского района РТ), истории родного села Карашам и Нагорной стороны Татарстана в целом.

Результаты исследовательской работы следующие:

Рамзи Калимович Валеев явился для меня ярким примером того, как можно достичь успеха в любой деятельности, опираясь на свои силы и возможности.

Его научные труды освещают наиболее злободневные проблемы национальной истории, которые актуальны и в сегодняшних политических условиях. Это вопрос о латинице, федеративных отношениях, межэтнической толерантности, проблемы нравственности и совести.

Итоговое обобщение.

Анализ собственной научно-исследовательской деятельности.

Учитель: 1. Удалось ли вам добиться поставленных целей?

2. Что полезного для себя вы получили от исследовательской работы?

Учитель: В чем положительные и отрицательные стороны проектного метода?

Учитель: Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что на протяжении XIX – начале XX веков татарское национальное движение прошло большой путь. Сформировалось просветительское движение, которое выдвинуло целую плеяду прогрессивных мыслителей и деятелей. Многие его идеи были восприняты джадидистами. Это было уже не только просветительское, но и реформаторское движение. Оно наложило сильный отпечаток на образование, общественную жизнь, быт татарского общества. Представители этой эпохи оставили после себя огромное наследие, которое было воспринято татарской интеллигенцией начала XX века. В частности это касается Галимзяна Шарафа. Золотыми буквами вписаны в национальную историю имена этих выдающихся представителей общественной мысли. Мною овладевает гордость за свою нацию, когда я слышу имена Каюма Насыри, Шигабуддина Марджани, Ризаэтдина Фахретдина, Багаутдина Ваисова, Галимзяна Шарафа и Рамзи Валеева..

2. Развивающая : развивать интерес к родному краю, исторической и археологической наукам; логическое, абстрактное и творческое мышление, устную речь.

3. Воспитывающая : способствовать формированию патриотизма, воспитывать уважение друг к другу и природе.

Форма занятия: лекция, с элементами игры

Методы и приемы: рассказ, беседа, игра, объяснение, показ наглядного материала, частично поисковый.

Цели детей: настроиться на занятие и внимательное изучение материала, с целью применения его на практике.

Методы и приемы: рассказ детей о хороших впечатлениях за день, для эмоционального настроя на занятие.

Цель учителя: достичь благоприятную обстановку в коллективе;

мотивировать детей на работу.

Методы и приемы: вступительный рассказ о том, насколько интересно изучать свое прошлое, добавляя истории из экспедиций.

Изучение нового материала.

— Переходим к теме нашего занятия. Я сейчас вам расскажу в общих чертах о том, как образовывался и развивался Татарстан, начиная с самой древности. Ребята, внимательно слушайте и участвуйте в разговоре со мной. Вы узнаете много нового и интересного из истории нашей республики.

— Как вы думаете, какая сегодня тема нашего занятия? (История края)

— Как вы думаете, откуда можно узнать о том, как жили люди так много лет назад? (по материалам археологических раскопок и письменных источников).

— Правильно ребята. Конечно же, так много времени прошло, что мы можем изучать древнюю историю только по каким – то находкам, исследованиям источников всех типов: письменных, вещественных и даже устных.

— Чем занимались люди в древности? (охота, рыболовство, собирательство)

— Т.е. самые примитивные занятия. Очень хорошо. А какие животные у нас водились на территории нашего края? (мамонты, шерстистые носороги и медведи огромных размеров).

— Да, именно так. А вы ребята в курсе, что даже на территории нашего города 40 тыс. лет до н. э. тоже были мамонты. И это подтвердилось недавними раскопками (показ фотографий с раскопок мамонта). (См. Приложение 1.)

Давайте посмотрим, как же развивалась история нашего края дальше. У вас есть догадки по этому поводу?

(в ходе эволюции люди развивались и проходили определенный этап исторического развития).

— Да, и в ходе исторического развития и эволюции людей возникали мощные союзы племен.

На стенде схема:

Племя объединение родов

Союз племен объединение племен

Рассмотрите схему. Вот таким образом, ребята, постепенно образовывались государства. И уже в первые тысячелетия н.э. на нашей территории существовали огромные и мощные государства. Это: Тюркский каганат, Хазарский каганат.

Считается, что татарские народы произошли от тюрков. К этому времени появилось скотоводство и тюркские племена были кочевниками, постоянно искали новые территории и пастбища. И вот в ходе различных масштабных войн за передел земли между племенами: тюрки, болгары эссегелы, хазары, авары, сувары, аланы, барсилы и многие другие народности постепенно переселились на территорию Поволжья. И уже здесь на данной территории началось обширное строение городов. В начале X века появляется обширное и мощное государство, известное как Волжская Болгария. Нам известно много городов относящихся к этому периоду. Например, Краснокадкинское городище и Джукетау. (показ фото с археологических экспедиций). (См. Приложение 2)

По находкам, найденных на этих городищах учащиеся нашего объединения писали разные исследовательские работы и занимали призовые места на республиканских и региональных конференциях.

В археологических экспедициях, обычно, находят керамику разных типов и размеров, остатки железных ножичков и наконечников стрел, а также фрагменты женских украшений. По находкам можно определить как жил человек, и чем он занимался. Вот можете посмотреть, как мы делали реконструкцию глиняной посуды и украшений, а также стилизацию одежды. — А давайте мы с вами немного поиграем. Вы сейчас представите себя средневековым человеком нашего края. Оденете одежду, возьмете себе каждый глиняную кружку, и испытаем на себе жизнь наших предков. (Дети одеваются в костюмы, пьют чай из самодельных глиняных кружек и пробуют вести беседу о важных делах племени. Среди них есть вождь, воины и простой народ. Это дает хороший стимул к изучению своего края, возникает много вопросов, которые дети хотят сами исследовать, появляется желание попробовать свои силы в археологической экспедиции. Благодаря коллективному чаепитию формируется одна единая команда. На данный момент занятия, у детей поднимается настроение и настрой прийти на следующее занятие.)

Изучение нового материала заключается в рассказе и игре. Внимательно выслушав предварительный рассказ, дети должны попробовать отыграть определенный сюжет по рассказу, и представить себя на месте средневекового человека. Это дает возможность детям легко и быстро запомнить материал, и морально подготовиться к летней археологической экспедиции. Также это хороший стимул для изготовления собственных предметов быта, что развивает в учащемся полноценную личность.

Закрепление пройденного материала.

И так ребята, мы с вами начали изучать историю нашего края. Что же вы узнали из нашей сегодняшней темы?

(На нашей территории республики Татарстан, также как и в других регионах мира, жизнь зарождалась еще до нашей эры. В ходе эволюции человечества появились союзы племен тюркских народов, которые являются нашими предками. Такую давнюю историю можно изучать по археологическим исследованиям и письменным источникам.)

— Что чаще всего находят на территории р. Татарстан?

(керамику, предметы быта и остатки оружия)

— А какое первое государство сложилось в нашем крае в X веке? (Волжская Болгария).

— Все ребята молодцы. Я надеюсь, вам понравилось наше занятие. И каждый желающий, как наступит лето, сможет сам поучаствовать в изучении нашего края. На этом мы с вами остановимся. На следующем занятии продолжим дальше рассматривать историю нашего края.

Используя, различные доступные средства, поищите информацию об одежде наших предков. И мы ее с вами изготовим на следующих занятиях. Для этого также надо будет принести ткань.

Список использованных источников и литературы:

А.З. Нигамаев / История Татарстана (с древнейших времен до середины XVI в.). – Елабуга, 1998 г.

Ф. Х. Валеев, Г. Ф. Валеева – Сулейманова/ Древнее искусство Татарстана. – Казань, 2002 г.

История Татарстана: Учеб. пособ. для основной школы.// под ред. Б.Ф. Султанбекова. – Казань, 2001 г.

Читайте также: