Чехов студент конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Разработка урока по рассказу А. П. Чехова Студент
Тема урока: Философская концепция рассказа А. П. Чехова Студент. Проблема духовности, личности
Образовательные задачи:
сформировать у учащихся представление о философской концепции рассказа А.П. Чехова “Студент”, проблеме духовности, личности в произведении;
развивающие задачи:
развивать навыки целостного анализа художественного произведения;
развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой диалогической речи;
развивать умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (пейзаж, портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать свою точку зрения;
воспитательные задачи:
воспитывать интерес к нравственным общечеловеческим ценностям;
подвести учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
Методика урока: слово учителя, работа со справочной литературой, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, комментированное чтение, выразительное чтение учащихся, работа по индивидуальным заданиям, работа над тезисами.
Тип урока: урок получения новых знаний с элементами урока-размышления
Ход урока
Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…
А.П. Чехов. “Три сестры”.
1-й этап
Раскрытие учителем целей и задач урока, формулировка темы.
2-й этап
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы с вами обращаемся к философской прозе А.П. Чехова, постараемся осмыслить философскую концепцию и проблематику рассказа А.П. Чехова “Студент”. По свидетельству близких – это любимый рассказ Чехова.
Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях Православия – и не только в прямых публицистических выступлениях проявлялось это (Выбранные места… Н. В.Гоголя, “Дневник писателя” Ф.М. Достоевского), но и в самом художественном творчестве.
Это чутко воспринял и точно выразил Николай Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”.
В истории отечественной словесности за А.П. Чеховым прочно закрепилась репутация писателя если и не вполне атеистически настроенного, то хотя бы индифферентного к вопросам веры. Не только наше литературоведение придерживалось этой мысли, но и зарубежное.
Причин столь распространенного заблуждения немало. Чехов действительно чуждался партийности, но быть равнодушным к религиозной истине он не мог. В юности писатель, как это нередко бывает у натур особенно вольнолюбивых, пытался обрести свободу. Он знал так же, как и многие, сомнения, и те высказывания, которые выражали эти сомнения, потом абсолютизировались. “Я получил в детстве религиозное образование и такое же воспитание – с церковным пением, с чтением апостола и кафизм в церкви, с исправным посещением утрени… И что же? Когда я теперь вспоминаю о своем детстве, то оно представляется мне довольно мрачным; религии у меня теперь нет…” Результаты зрелых раздумий, напряженного духовного поиска писатель не спешил выставлять на суд людской. При всей мужественности его характера Чехов обладал натурою целомудренно-стыдливою, и все духовные переживания тщательно укрывал от посторонних.
Едва ли не единственным, кто утверждал высокую религиозность чеховского творчества, стал Сергей Булгаков. Об этом он сказал еще в 1904 году в публичной лекции “Чехов как мыслитель”.
Учащимся было дано задание прочитать статью С. Булгакова, сделать тезисы.
Чтение и комментирование тезисов статьи.
3-й этап
Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием.
С. Булгаков писал: “В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть”
-А как вы понимаете смысл слов “искание веры”? Для чего это нужно человеку? Почему нельзя русскому человеку без веры? Веры во что?
-Обратимся к эпиграфу нашего урока. Героиня Чехова также говорит о значимости веры. Отсюда можно сделать вывод, что для писателя поиски смысла жизни, вера, прежде всего в человека, были главными в жизни. О поиске смысла жизни, о вере человека человеку, в Бога – рассказ А. П. Чехова “Студент”.
Какие мысли, чувства вызвало это произведение? Вспомните первое чтение.
Напомните сюжет рассказа.
Выявим хронотоп рассказа, то есть “взаимосвязь временных и пространственных отношений”.
Что находится в центре внимания автора? (Мироощущение героя)
Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа?(Оно кардинальным образом меняется, попытаемся понять, как и почему)
Обратимся к экспозиции произведения. Рассказ начинается с описания пейзажа. Однороден ли чеховский пейзаж? Приведите ключевые слова, доказывая его внутреннюю диалогичность.
Что перевешивает на чаше природных весов: добро или зло?
Учитель
Приведенные примеры со всей неумолимостью свидетельствуют, что силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов. Действие в рассказе происходит в Страстную Пятницу, накануне великого церковного праздника – Пасхи. В день светлого Христова воскресения сила добра, света восторжествуют, а пока: “дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха”.
Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий домой? Зачитайте ключевые слова, рисующие картину жизни в восприятии героя, и слова, передающие его физическое состояние
(Лютая бедность, голод, невежество, пустыня, мрак, чувство гнета;
Закоченели руки, и разгорелось лицо, мучительно хотелось есть, не хотелось домой.)
Опишите мироощущение Ивана Великопольского.
Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего “жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю”. Посмотрим, согреет ли он душу нашего неприкаянного героя.
Сопоставьте внешний облик женщин, что подчеркивает автор: сходство или различие? (За внешней противопоставленностью просматривается глубокое внутреннее единство образов. Именно благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единения воспринимается острее, ярче.)
Иван рассказывает легенду о предательстве апостола Петра.
Почему он рассказывает об отступничестве Петра? Почему не о подвиге Христа, как, Б. Пастернак в стихотворении “Гефсиманский сад”?
Чтение стихотворения и сопоставление его с легендой, рассказанной Иваном.
Учитель
Сейчас прозвучит библейской легенда, отрывок из Евангелия от Луки. А вы подумайте: чем отличается евангельская легенда от легенды, которую рассказал Иван Великопольский.
Легенда читается под музыку Баха “Страсти по Иоанну”.
Евангелие от Луки
Он отвечал Ему: Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у окна и всмотревшись в него, сказала: и этот был с ним.
Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.
Чем отличается евангельская легенда от легенды, которую рассказал Иван?
Каким чувством по отношению к предателю Петру окрашена легенда?
Анализ легенды, которую рассказал Великопольский
Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы передать душевное состояние Петра?
Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?
Но в самом ли деле героя волновали безответные переживания Василисы? Или он искал ответы на собственные вопросы? Как автор передает поиски смысла жизни Иваном Великопольским?
Почему эту легенду рассказывает Иван?
Каково мироощущение Ивана в конце рассказа? Какую истину он открывает? Почему он испытывает радость?
(Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предал Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли – разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр? И вера вдруг проникла в его душу и переполнила его радостью)
Какую роль играет образ огня, проходящий через все произведение Чехова? (Соединяет, кольцевая композиция раскрывает мироощущение Ивана)
(Сначала манил его к себе; потом согревал его жаром; потом дрожал, как будто ему больно было вспоминать историю пасхальной ночи; “одиноко мигал”.)
4-й этап
Учитель
Когда Чехов в Ялте писал этот рассказ, в письмах он признавался о том влиянии, какое имело на него философское учение Льва Толстого. Мысль о Толстом, обращение к нему не так неожиданны, как может показаться с первого взгляда: “Студент” достаточно определенно ассоциируется с одним известнейшим отрывком из эпопеи “Война и мир”. Каким? (Встреча Андрея Болконского с дубом)
Посмотрим этот эпизод, возможно, убедимся, насколько близки эти два героя. Что общего в их восприятии мира?
Учащиеся смотрят отрывок из фильма С. Бондарчука “Война и мир”, эпизод “Встреча Андрея Болконского с дубом”.
(Через природу наши герои приходят к мысли: надо жить, надо любить, надо верить, потому что “ правда и красота”, направлявшие человеческую жизнь, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. В душе толстовского героя переворот был совершен “красотой и любовью”, которые изменили всю его жизнь”, в душе чеховского – “правдой и красотой”. Прикосновение к главному – правде, красоте, любви – подарило и князю Андрею, и чеховскому студенту, людям с таким несопоставимым жизненным опытом, совершенно сходные чувства: силу, молодость, веру в возможность счастья).
Учитель
Сравним ключевые фразы романа “Война и мир” Л.Толстого и рассказа “Студент” Чехова. Что общего в восприятии жизни главными героями произведений?
На карточках у каждого ученика такой текст:
“ВОЙНА И МИР”:
“…так много в себе чувствую силы и молодости…надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него”
“СТУДЕНТ”
“…и чувство молодости, здоровья, силы…и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу…”
Учитель
Пьер Безухов на вопрос “Зачем жить”, находит ответ: “Затем, что есть бог, тот Бог, без воли которого не упадет волос с головы человеческой”.
А что бы ответил Иван Великопольский?
5-этап
Учитель
Итак, какова философская концепция рассказа А.П. Чехова “Студент”? Как она соотносится с проблемой духовности, личности?
(Возможны два варианта: письменный или устный ответ)
(Примерные выводы. Связь времен собирает воедино человеколюбие и сострадание. Человек не может жить без веры. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века “направлявшая человеческую жизнь”, составлявшая “главное в человеческой жизни и вообще на земле”. Чехов принимал в христианстве человеческую нравственность, духовность, а всё остальное отвергал как суеверие. Писатель утверждает идеалы равенства, свободы, творчества, самовыражения, физического и нравственного здоровья, интеллекта, любви и свободы. Он верит в истину о том, что человек- это Бог, идущий по пути познания.)
(Учащиеся читают сделанные ими записи, обсуждают, таким образом подводится итог урока)
6-этап
На дом учащиеся получают задание написать работу на одну из тем: Философская концепция рассказа А. П. Чехова Студент, Динамика мироощущения героя в рассказе А. П. Чехова Студент, Христианские мотивы в рассказе А. П. Чехова Студент, Проблема духовности, личности в рассказе А. П. Чехова Студент.
Литература
Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975.
Головачева А.Г. К жизни, полной высокого смысла. Рассказ Чехова “Студент” // Литература в школе. – 1998. - №4. – С. 45-51.
Харитонова О.Н. Философская новелла А.П. Чехова “Студент” на уроке литературы в 10 классе // Литература в школе. – 1993. - №6. – С. 51-54

Оборудование: медиопрезентация (портрет А.П. Чехова, картины художников-авангардистов, эпиграфы, определения, таблицы) .

I. Организация внимания
Запись числа, темы.

"Точно так же в холодную ночь гнулся у костра апостол Петр. Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь. "

Иван ищет отклик в душах своих слушательниц, обращается к ним: "если помнишь. ", "ты слышала. ", "понимаешь ли . "

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Мне кажется, человек должен быть

верующим или должен искать веры,

иначе жизнь его пуста, пуста…

Моральный кодекс А.Чехова

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы обучения (по источникам знаний)-словесный,

(по уровням познавательной самостоятельности учащихся)-объяснительно- иллюстративный

I . Слово учителя

Творчество А.Чехова отличается необыкновенной полнотой и правдивостью изображения русской жизни. Нескончаема вереница героев Чехова.

Перед нами люди всех классов, сословий и профессий царской России: крестьяне и помещики, купцы и чиновники, монахи и военные, ремесленники и интеллигенты. Читатель рассказов Чехова видит образы богачей и нищих, генералов и солдат, профессоров и студентов, учителей и гимназистов, тюремщиков и арестантов, господ и слуг, врачей, актеров, писателей, художников, извозчиков, певчих, кабатчиков.

Внимание учеников- на особенности стиля писателя, а именно:

1.В основе рассказа- определенная бытовая ситуация (сценка) , а не общая проблема или судьба героя.

2. Обыденное явление, приводящее к неожиданному результату.

3.Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения.

4.Объективность повествования. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж- от лица героя.

5.Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей.

6.Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль.

7.Индивидуализация речи героев. Речь- отражение характера.

8.Большая роль детали.

10. Зрелый Чехов- отсутствие напряженного действия.

12.Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне- смешно, внутренне – грустно.

13. Малая форма и глубокое содержание.

14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера.

15.Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог.

II . Беседа по рассказу :

- Передайте сюжет. О чем рассказ?

Но, помня об особенностях стиля писателя, задумаемся, что хотел А.П. Чехов сказать? К чему пришел студент?

-Уточняем. Кто главный герой?


- Откуда и куда шел?

тяга- весенний перелет крупных птиц (вальдшнепы) в поисках самки;

стоять на тяге- охотиться

-О чем думал студент? (о бедности своих родителей)

-С какого периода бедность присуща человеку? ( со времен Рюрика, Ивана Грозного, Петра)

-С каким настроением идет студент? (скверное)

-Как можно доказать его внутренний разлад? (через пейзаж)

- Студенту зябко, неуютно, у него мрачное настроение, он испытывает чувство одиночества, беззащитности.

Что перевешивает на чаше весов: холод или тепло?

Проследим по тексту.

Итак, добро или зло?

Хорошая, тихая, живое жалобно гудело, весенний воздух, раскатисто и весело

Выстрел, стемнело, подул холодный ветер, закоченели пальцы, разгорелось от ветра лицо, холод, жутко, потемки, пустынно, мрачно, вдовьи огороды, вечерняя мгла

- Холода, зла много. Значит, зло вечно?

Но вот- огонь! Согреет ли он сердце героя? Какую смысловую нагрузку несет он?

-Студент Иван по дороге встретил двух вдов (мать и дочь). Они разожгли костер и копались на пригородном участке. Какие они? (некрасивые, замученные жизнью, забитые деревенские бабы)

-Где мужья? (спились и померли, вероятно)

-Поздоровался наш студент, поговорил пять минут. И жизнь после разговора показалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла. Что произошло? Почему им было интересно? (общая тема беседы)

-Почему вдовам было интересно? (они набожные, знают Евангелие)

-Когда в храме читаются 12 Евангелий? (приводятся примеры из Евангелия)

-Василиса и Лукерья разные, но наступает духовное единство. Когда? Почему? (Петр с такой же судьбой)

-О чем же рассказывает Иван? Какие темы поднимаются? (подлость, героизм)

-Агитирует ли студент?(нет, просто люди встретились)

-Если Василиса была в храме, значит, у нее свои жизнеспособные символы. Такой человек не будет стремиться вниз, ибо невозможно пасть ниже Иуды (подлость) и не будет в гордыне подниматься вверх, выше Христа (героизм в страдании, самопожертвовании)

-Кому сочувствует студент? (Петру)

Студент увлекся, перешел на язык человека своего времени, тоскующего по ощутимо близкому, но безнадежно утраченному идеалу.

Именно в этот момент у слушательниц- повышенное внимание.

А.П.Чехов сумел задержать внимание на проблеме: бессилие человека (нравственная слабость, бессилие добра в душе среднего человека).

-Плач о Петре. Можно назвать сочувствием в чужой судьбе? (счастье как соучастие в чужой судьбе)

-Как меняется настроение студента? (хотя и оглянулся и хотя союз что еще встречается в предложениях, он снова увидел свет огня. Студент продолжает путь, но он уже чувствует связь между прошлым и настоящим. А будущее у Чехова обозначена как мечта о счастье)

-К какому выводу пришел? (студент понял, что людей всех времен объединяет вера)


Все испытания (и Василисе, и Петру, и студенту) посылаются для того, чтобы утвердиться в вере.

Итак, студент уходит в Страстную Пятницу, приходит к Пасхе (через испытания). Он находит свою истину, знает, что может помогать людям находить свою истинную веру.

IV .Задание на дом: письменный анализ рассказа

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.

Урок литературы в 9 классе

1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.

2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.

3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П. Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.

Это была тоска исключительно тонкой, прелестной и чувствительной души, непомерно страдавшей от пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости – от всего ужаса и темноты современных будней.

Чехов уловил глубоко ценную и нужную для нас ноту – ноту бодрости и любви к жизни.

Какой я пессимист? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.

Актуализация знаний . Что мы знаем об А. П. Чехове.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Читаем эпиграфы к уроку. Подтверждают они ваши догадки или нет?

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы,

проанализируем рассказ, разберемся в прочитанном. Желающие могут писать отзыв.

Читаем первый абзац. Находим ключевые слова – описание природы.

Вначале погода хорошая, тихая, выстрел прозвучал весело – день.

Ночь стемнела – некстати подул холодный, пронизывающий ветер, ледяные иглы, неуютно, глухо, нелюдимо.

Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”

. этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие,

Каково настроение главного героя? Подтвердите текстом.

Ему не хотелось домой.

Состояние природы, страстная пятница.

Что такое страстная пятница?

Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и принёс весть об этом событии; мир переживает.

- Церковные сутки начинаются вечером, по-нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре. Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни.

2) что в этой мрачной картине студент замечает, выделяет? Куда идет? Почему

Кого студент видит у костра? Найдите в тексте портреты женщин. В чем их красота?

Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны

богу, эти женщины похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён-мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о воскрешении Христа.

О чём рассказывает студент этим женщинам? Зачем он начинает рассказ об

апостоле Петре и его отречении от Христа?

Что такое двенадцать евангелий?

читаются в православной церкви в страстной четверг.

Что вы знаете из Библии об отречении Петра? Почему Пётр отрекается от своего Учителя?

Как называет Иван Петра? Почему?

Почему заплакала Василиса? Как студент объясняет это?

История Петра – это история всех людей, живущих девятнадцать веков назад и живущих сегодня. Может быть, эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне. Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.

3) Как меняется настроение Ивана? С чем это связано? Читаем текст от слов

Так какова же основная мысль, идея этого рассказа?

Прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не

1) Почему Чехов изменил название рассказа? Подберите ассоциативный ряд

Составьте цепочку, которая поможет вам определить основную мысль рассказа.

Ощущение дисгармонии Душевное очищение «невыразимо сладкое

Вернёмся к эпиграфам урока.

Как эпиграфы помогают раскрыть основную мысль рассказа? Изменилось ли ваше

мнение о рассказе?

Писавшие отзыв, читают свое сочинение.

Домашнее задание (на выбор):

Прочитать стихотворение Б. Пастернака “На Страстной”. Соотнести это стихотворение с рассказом “Студент”: что общего вы нашли, в чём разница?

Читайте также: