Государства востока начало европейской колонизации конспект

Обновлено: 03.07.2024

Государства Востока. Начало европейской колонизации.

1. Мань­чжур­ское за­во­е­ва­ние Китая.

В XIII в. Китай был за­хва­чен мон­го­ла­ми. В 1368 г. мон­го­лы были из­гна­ны, в стране утвер­ди­лась ди­на­стия Мин. К XVII в. им­пе­рия Мин была ослаб­ле­на край­ней бю­ро­кра­ти­за­ци­ей управ­ле­ния и кор­руп­ци­ей, по­ло­же­ние кре­стьян – боль­шин­ства на­се­ле­ния – по­сто­ян­но ухуд­ша­лось.

1630–40-е гг. – вос­ста­ние кре­стьян, ко­то­рые свер­га­ют ди­на­стию им­пе­ра­то­ров Мин. Вос­ста­ни­ем вос­поль­зо­ва­лись мань­чжу­ры – се­ве­ро-во­сточ­ные со­се­ди ки­тай­цев.

1644 г. – мань­чжу­ры вошли в Пекин. С этого вре­ме­ни Ки­та­ем пра­ви­ла мань­чжур­ская ди­на­стия Цин (до 1912 г.). Мань­чжу­ры стали в Китае обособ­лен­ной и при­ви­ле­ги­ро­ван­ной груп­пой.

1661 г. – пол­ко­во­дец Чжэн Чэн­гун, со­хра­нив­ший вер­ность цин­ской ди­на­стии, от­во­е­вы­ва­ет за­хва­чен­ный ранее гол­ланд­ца­ми ост­ров Тай­вань, где еще два де­сят­ка лет не при­зна­ют мань­чжур­скую ди­на­стию.

1689 г. – Нер­чин­ский до­го­вор между Рос­си­ей и Ки­та­ем, ко­то­рый уста­но­вил чет­кую гра­ни­цу между Рос­си­ей и Ки­та­ем в При­аму­рье. Все те­че­ние Амура ото­шло Китаю.

Се­ре­ди­на XVIII в. – мань­чжу­ры за­во­е­ва­ли Мон­го­лию, во­сточ­ную часть Ти­бе­та, го­су­дар­ство уй­гу­ров. Власть ки­тай­ско­го им­пе­ра­то­ра при­зна­ли во Вьет­на­ме, Корее, на Бирме.

1757 г. – ука­зом им­пе­ра­то­ра прак­ти­че­ски все порты Китая были за­кры­ты для внеш­ней тор­гов­ли. От­кры­тым остал­ся толь­ко один порт – Гу­ан­чжоу. Это стало на­ча­лом изо­ля­ции Китая.

При­чи­ны: страх перед по­ли­ти­кой ко­ло­ни­за­ции, про­во­ди­мой ев­ро­пей­ца­ми (за­хват Бен­га­лии ан­гли­ча­на­ми), стрем­ле­ние со­хра­нить свои тра­ди­ции и куль­ту­ру (де­я­тель­ность хри­сти­ан­ских мис­си­о­не­ров). Изо­ля­ция долж­на была пре­сечь рас­ту­щее за­пад­ное вли­я­ние.

XIX в. – опи­ум­ные войны между Ки­та­ем и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, вы­зван­ные стрем­ле­ни­ем ан­гли­чан ле­га­ли­зо­вать тор­гов­лю опи­умом в Китае, а также в целом рас­ши­рить тор­гов­лю в этом ре­ги­оне. С на­ча­ла XIX в. ан­глий­ские тор­гов­цы на­ча­ли неле­галь­но вво­зить опиум в Китай.

1840–1842 гг. – Англо-ки­тай­ская война (Пер­вая опи­ум­ная война). За­кон­чи­лась под­пи­са­ни­ем Нан­кин­ско­го до­го­во­ра, со­глас­но ко­то­ро­му для ан­глий­ских тор­го­вых судов были от­кры­ты пять ки­тай­ских пор­тов.

1856–1860 гг. – Англо-ки­тай­ская война (Вто­рая опи­ум­ная война) за­кон­чи­лась под­пи­са­ни­ем мир­но­го до­го­во­ра в Пе­кине. Ан­глия по­лу­ча­ла право тор­го­вать опи­умом на тер­ри­то­рии Китая.

Вос­ста­ния про­тив ди­на­стии Цин были вы­зва­ны нерав­ным по­ло­же­ни­ем ки­тай­цев и мань­чжу­ров, ко­то­рые жили обособ­лен­но и за­ни­ма­ли все ру­ко­во­дя­щие посты в стране.

1850–1864 гг. – Тай­пин­ское вос­ста­ние под ру­ко­вод­ством Хун Сю­ц­ю­а­ня про­тив цин­ской ди­на­стии. По­встан­цы со­зда­ли Небес­ное го­су­дар­ство ве­ли­ко­го бла­го­ден­ствия. Было по­дав­ле­но.

1911–1913 гг. – Синь­хай­ская ре­во­лю­ция. Сверг­ла ди­на­стию Цин, про­воз­гла­си­ла рес­пуб­ли­ку.

Прав­ле­ние ди­на­стии Цин со­про­вож­да­лось тер­ри­то­ри­аль­ным рас­ши­ре­ни­ем и од­но­вре­мен­но внут­рен­ним ослаб­ле­ни­ем за­мкнув­шей­ся в себе стра­ны. Кри­зис ди­на­стии стал на­ча­лом дол­го­го пе­ри­о­да кро­во­про­лит­ных граж­дан­ских смут в XX в.

2. Япо­ния в эпоху прав­ле­ния ди­на­стии То­ку­га­ва.

XVII–XIX вв. в Япо­нии на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом Эдо, по на­зва­нию сто­ли­цы Япо­нии дан­но­го пе­ри­о­да – го­ро­да Эдо (со­вре­мен­ный Токио). В это время стра­ной фак­ти­че­ски пра­ви­ли пред­ста­ви­те­ли рода То­ку­га­ва.

В XVI в. в Япо­нии бо­ро­лись за власть мо­гу­ще­ствен­ные кланы са­му­ра­ев – во­ен­но­го со­сло­вия. В самом конце сто­ле­тия борь­ба за­вер­ши­лась по­бе­дой рода То­ку­га­ва, удер­жи­вав­ше­го власть более 250 лет, в те­че­ние всего пе­ри­о­да Эдо.

В эпоху Эдо Япо­ния пред­став­ля­ла собой кон­фе­де­ра­цию более чем 200 кня­жеств, ко­то­ры­ми управ­ля­ли кня­зья-вас­са­лы. Ре­аль­ной вла­стью об­ла­дал сёгун. Он кон­тро­ли­ро­вал им­пе­ра­то­ра и его двор. Им­пе­ра­тор в этот пе­ри­од не имел ни во­ен­ной вла­сти, ни ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, но об­ла­дал вы­со­ким ри­ту­аль­ным и це­ре­мо­ни­аль­ным ста­ту­сом. Им­пе­ра­тор счи­тал­ся сыном Неба. От его уча­стия в ри­ту­а­лах, счи­та­ли япон­цы, за­ви­сит бла­го­по­лу­чие стра­ны.

Ос­нов­ная от­расль сель­ско­го хо­зяй­ства – ри­со­се­я­ние.

Все на­се­ле­ние Япо­нии в это время де­ли­лось на че­ты­ре со­сло­вия:
• са­му­раи (наи­бо­лее при­ви­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие),
• кре­стьяне,
• ре­мес­лен­ни­ки,
• купцы.

Был невоз­мо­жен не толь­ко пе­ре­ход из од­но­го со­сло­вия в дру­гое, но и браки между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных со­сло­вий. Су­ще­ство­ва­ла де­таль­ная ре­гла­мен­та­ция жизни каж­до­го со­сло­вия. Пред­пи­са­ния ка­са­лись одеж­ды, при­чес­ки, еды, раз­ме­ра жи­ли­ща, формы пуб­лич­но­го по­ве­де­ния (по­кло­ны, при­вет­ствия и т.п.). Сфера де­я­тель­но­сти тоже была на­след­ствен­ной (пред­пи­сан­ной от рож­де­ния).

В пе­ри­од Эдо пра­ви­тель­ство про­во­ди­ло осо­знан­ную по­ли­ти­ку кон­сер­ва­ции япон­ско­го об­ще­ства, от­ка­за от тех­но­ло­ги­че­ских и куль­тур­ных но­во­вве­де­ний. Япо­ния изо­ли­ру­ет­ся от внеш­не­го мира. В те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий стра­на прак­ти­че­ски не ме­ня­лась.

1635 г. – указ, за­пре­ща­ю­щий япон­цам по­ки­дать пре­де­лы стра­ны.

1637–1638 гг. – кре­стьян­ское вос­ста­ние в Си­ма­ба­ра, ко­то­рое воз­гла­ви­ли япон­ские хри­сти­ане. От­ныне хри­сти­ан­ство сё­гу­ны вос­при­ни­ма­ют, как ре­ли­гию, ко­то­рая учит непо­ви­но­ве­нию вла­сти. Хри­сти­ан в Япо­нии XVII в. пре­сле­до­ва­ли и даже каз­ни­ли.

1639 г. – сё­гун­ские указы, за­пре­ща­ю­щие на­хо­дит­ся в стране хри­сти­ан­ским мис­си­о­не­рам и ев­ро­пей­ским куп­цам. Вы­са­жи­вать­ся на бе­ре­гах Япо­нии за­пре­ща­лось даже по­слам. Осо­бым пра­вом об­ла­да­ли гол­ланд­цы. Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми были огра­ни­че­ны двумя гол­ланд­ски­ми су­да­ми в год.

1867–1868 гг. – ре­во­лю­ция Мэйд­зи (ее также на­зы­ва­ют “ре­став­ра­ция Мэйд­зи”). Вос­ста­нов­ле­на власть им­пе­ра­то­ров. Им­пе­ра­тор Мэйд­зи ли­ша­ет са­му­ра­ев со­слов­ных при­ви­ле­гий, ре­фор­ми­ру­ет стра­ну по япон­ско­му об­раз­цу.

То­ку­га­ва – ди­на­стия сё­гу­нов, ко­то­рая пра­ви­ла в Япо­нии с 1603 по1868 г.г.

Ре­во­лю­ция Мэйд­зи на­чи­на­ет новую эпоху в ис­то­рии Япо­нии и всего Даль­не­го Во­сто­ка. Япо­ния от­кры­ва­ет­ся миру. В стране со­зда­ет­ся про­мыш­лен­ность ев­ро­пей­ско­го уров­ня, пе­ре­во­ору­жа­ет­ся армия и флот. Бла­го­да­ря этим из­ме­не­ни­ям Япо­ния на­чи­на­ет до­ми­ни­ро­вать в ре­ги­оне. В то же время в быту и куль­ту­ре боль­шин­ства япон­цев со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ный уклад.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок истории в 7 классе Дата проведен ия ______________________

Тема: Государства Востока. Начало европейской колонизации

-как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями, о колонизации Индии англичанами.

-выявить , что политическая раздробленность, слабость центральной власти и отставание от Запада в области техники создают возможность для колониальных захватов со стороны европейских стран

Возможная личностно-значимая проблема:

Только сильное государство способно защитить народ от разорительных войн и сохранить независимость

Основные понятия: Могол, клан, сипаи.Оборудование: рабочие листы с маркировочной таблицей, дополнительный материал
Государства Востока: начало европейской колонизации Индии
1.Империя Великих Моголов в Индии.

3.Кризис и распад империи.

4.Борьба Португалии, Франции и Англии за господство в Индии.

1.Организационный этап урока.

2.Актуализация знаний.Проверка домашнего задания

-какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?

-Каков был сословный строй в странах Востока?

-Расскажите об одной из восточных религий.

3.Работа над новым материалом

3.1.Определение темы и целей урока.

Проблемный вопрос: Только сильное государство способно защитить народ от разоритель-ных войн и сохранить независимость.

Учитель: В XVI веке наступило время, когда жители Индии лишились привычного уклада жизни. Почему? (предположительные ответы уч-ся). Нам предстоит узнать о колонизации Индии.

Запись темы урока.

-работа в парах: Составляется список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения (запись в 1 столбик (З))

-Прочтите проблемный вопрос. Что вы скажите? (предположительные ответы уч-ся)

Нам предстоит узнать, как была создана империя Великих Мого́лов и каковы были причины ее исчезновения, познакомиться с правителями .

-Запишем во 2 столбик (ХЗ)

3.3.Стадия осмысления ( реализация) - уч-ся при заполнении 3 столбика (У) маркировочной таблицы вступают в непосредственный контакт с текстом учебника и дополнительным материалом, который у них на партах. По ходу работы делается запись в тетрадь понятий: Могол, падишах, сипаи

2.сословия в Индии, религия. Изобретения.

1.Как и почему возникла империя великих Моголов в Индии? ( работа с текстом учебника п.1.стр.286-287)

1.политическая раздроблен-ность в этих землях,

-из-за постоянных войн разорялось сельское хозяй-ство, вести торговлю стано-вилось все труднее;

· феодалы-мусульмане стре-мились к объединению, так как боялись усиления фео-далов-индусов.

2. 1526 год- вторжение войск Бабу́ра , правителя Кабула.

3.Создание Бабуром империи Великих Моголов.

Что такое реформы?(изменения)

Кто провел реформы в империи?.Какие были проведены реформы?

(работа в парах: над текстом учебника п.2. и дополнитель-ный материал)

1.правитель Акбар (1556-1605)

2.Административная, налоговая, религиозная, военная реформы

Междоусобные войны приводят к распаду страны

Почему распалась империя Великих Моголов?

(чтение текста учебника п.3 и дополнительного материала)

-разобщение индийского общества;

-бесконечные завоевательные войны;

-ослабление центральной власти; реальная власть у князей

-возврат к состоянию раздробленности.Распад

Только сильное государство способно защитить народ от разорительных войн и сохранить независимость .

1.Кто из европейских колонизаторов проник в Индию?

2.Кому досталась Индия? (работа в парах: чтение п.4 учебника и дополнительного материала)

1.3.Франция и Англия

2.В XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии.

3.4.Обогащение колонизаторов.Рассказ учителя. Составление схемы. Вывод

-Англия и Франция поддерживали феодальную раздробленность в Индии, так как это было им очень выгодно. Они оказывали помощь феодалам, а те становились им обязанными, часто феодалы содержали войска сипаев.

Если в XVII веке обе компании преследовали исключительно торговые интересы, то в XVIII веке противостояние стало военным. На протяжении 20 лет шли битвы между Англией и Францией. Конец этой войне был положен захватом Англией Бенгалии и в 1761 году Пондише́ри. Началось создание Британской Индии. Генерал-губернатор Ост-Индской компании был объявлен генерал-губернатором всех английских владений в Индии.

Английские колонизаторы с захватом Бенгалии приступили к разграблению этих территорий. Обогащение происходило разными путями: ( Составление схемы по рассказу учителя)

первым делом англичанами была захвачена казна Бенгалии;

важным источником дохода оставалась торговля. Представители компании запретили местным купцам вести внешнюю торговлю, это приводило к разорению торговцев. Также была установлена монополия на торговлю солью, что было существенным источником доходов индийцев;

началась эксплуатация ремесленников. Они должны были за бесценок сдавать свою продукцию в фактории. Те, кто уклонялся от этого, подвергались избиениям или тюремному заключению;

еще одним источником доходов стали крестьяне, для которых установили очень большие налоги;

·князья платили колонизаторам дань и обязаны были содержать войска сипаев.

Как результат английские колонизаторы нажили себе огромные состояния после захвата индийских территорий.

4.Итог урока. Делаем вывод. Рефлексия.

Таким образом, вы узнали, что: (обращаемся к 3 колонке маркировочной таблицы(У)

в начале XVI века в Индии была создана империя Великих Моголов;

ее основателем стал падишах Бабур;

наибольшего расцвета империя достигла при Акбаре, который провел ряд реформ, способствовавших централизации государства;

после смерти внука Акбара Аурангзеба в империи начались междоусобицы, что привело к ее распаду;

в XVII веке началась борьба за господство в Индии между Британской и Французской Ост-Индскими компаниями, закончившаяся победой Британии.

-как вы оцениваете свою работу на уроке (активен — не активен)

-Что было интересным на уроке?

-Какие трудности испытали при работе на уроке?

5.Домашнее задание: параграф 29 с.286-290, подготовить синквейн к параграфу

Маркировочная таблица

Дополнительный материал

hello_html_m8fa7f07.jpg

Империя была разделена между сыновьями, но между ними постоянно возникали разногласия из-за того, что большая часть государства принадлежала старшему брату Хумаю́ну. Их борьба ослабляла империю, даже привела к тому, что на несколько лет потомки Бабура вовсе потеряли власть.

Реформы Акбара . В 1556 году новым падишахом стал сын Хумаюна Акба́р , именно при нем империя Моголов достигла своего расцвета.Акбар провел ряд реформ, которые способствовали

Административная реформа :

· вся империя была разделена на 12 провинций, во главе которых поставлены наместники;

· с целью ограничения власти этих наместников, Акбар назначил в провинции чиновников, которые подчинялись лично ему;

- каждая провинция была разделена на округа.

Таким образом, правителем осуществлялся контроль за каждым уголком империи.

Налоговая реформа . Акбар ввел новую систему сбора налогов. Его чиновниками были обмерены поля в империи, высчитана их средняя урожайность. На основе этих показателей введен налог, который составлял 1/3 часть от урожая с каждого из полей. Однако было предусмотрено снижение налога, если из-за непогоды пропадет часть урожая.

Могольская империя после Акбара.

С окончанием правления Акбара начало падать могущество империи. С 1605 по 1627 годы правил сын Акбара Джаханги́р , его сменил Шах-Джаха́н . Им удалось присоединить к империи отдельные земли. Однако авторитет правителя уже не был так силен как раньше. Военачальники вышли из-под контроля, военная техника не совершенствовалась. Управлять империей становилось все труднее.

Территория империи практически не увеличивалась, феодалы, которые не получали новых земель усилили давление на крестьян. Налоги росли, сельское хозяйство приносило меньше прибыли.

Начались восстания среди феодалов, которые приводили к ослаблению власти правителя. Однажды Джахангир был взят в плен полководцем.

Все большее количество средств стало тратиться на содержание двора и правителя, особенно это стало заметно при Шах-Джахане. Деньги, которые поступали со сбора налогов шли на строительство различных архитектурных сооружений. Для своей умершей жены Шах-Джахан построил мавзолей Тадж-Маха́л , который сейчас является одним из новых семи чудес света.

hello_html_56694ff2.jpg

Упадок империи наступил после смерти сына Шах-Джахана Аурангзе́ба . Он был ревностным мусульманином. Во время его правления начались религиозные преследования. Такая политика лишила опоры в лице индусского населения, которое когда-то поддерживало его предков. Все чаще и чаще в империи вспыхивали восстания.

При Аурангзебе территория империи Моголов достигла своих максимальных размеров, однако это только усложнило управление ею.

hello_html_m5b7b7923.jpg

Подорвал власть правителя и массовый голод, разразившийся в империи в начале XVIII века. В одном только Декане от него погибли около двух миллионов человек.

Сыновья и внуки Аурангзеба после его смерти начали междоусобную войну, которая и привела к распаду империи и наступлению феодальной раздробленности. Это облегчило европейскую колонизацию индийских земель.

Колонизация Индии.

С началом Великих географических открытий связано постоянное стремление европейцев проникнуть в Индию и подчинить себе местные территории. Первыми здесь были порту-гальцы . Они владели базами на Малаба́рском побережье, Гоа и городами Ди́у и Дама́н.

hello_html_15b3cb83.jpg

Затем территории стали захватывать голландцы . Им принадлежали Чи́нсура, Негапата́м, позже интересы голландцев сосредоточились на островах Индонезии, которые прозвали Голландской Индией.

hello_html_m4ccb44a9.jpg

Однако основная борьба за Индию развернулась между британской и французской Ост-Индскими компаниями.

Британская Ост-Индская компания была основана в 1600 году, на протяжении XVII века она создавала свои факто́рии – торговые поселения – на территории Индии. Англичане покупали право на торговлю у правителей империи Великих Моголов. В 1690 году они выкупили у Аурангзеба три деревни, из которых позже выросла Кальку́тта.

hello_html_m201e82cb.jpg

Французская Ост-Индская компания проводила политику захвата индийских территорий. Так как переправлять в Индию войска из Франции было дорого, то они нанимали на службу местных солдат – сипа́ев . Позже так же стали поступать и англичане. Таким образом, завоевание Индии осуществлялось руками ее же жителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для проведения урока в форме групповой работы по теме "Государства Востока. Начало европейской колонизации" и включает в себя задания для групп, обобщённую заполненную таблицу и тест для закрепления материала.

Тема: Государства Востока. Начало европейской колонизации.

Цели: -совместно с учащимися определить тенденции развития восточных

-продолжить формирование умений учащихся работать с картой и с текстом

-прививать культуру мыслительной деятельности (умения анализировать,

сравнивать, делать обобщения, выводы).

Основные понятия: могол, сипай, деспотия, богдыхан, сёгун, сёгунат, кабуки,

I. Учитывая большой объем нового материала, и в целях экономии времени, опрос домашнего задания не проводится. Вопросы из домашнего параграфа будут содержаться в заданиях теста, проводимого в конце урока.

II.Изучение нового материала.

В начале урока учащиеся получают карточки одного из трех цветов и в соответствии с выбранным цветом - страну для самостоятельного изучения:

Карточки содержат алгоритм изучения страны. В течение 15 минут учащееся работают в группах, выбирая из текста учебника материал для внесения в таблицу.

Задания для группы № 1.

2.Назовите династию, утвердившуюся на Делийском троне в XVI в. (стр. 274)

3.Назовите известных вам представителей этой династии. (стр.274-275)

4.Расскажите о реформах, проводимых в Могольской империи в 1556-1605 гг. (стр.275-276).

5.В чем вы видите причины кризиса и распада империи? (стр.276).

6.Расскажите о взаимоотношении Индии с европейскими странами (стр.276-277).

7.Найдите в тексте учебника (стр.273-277) новые понятия и объясните их.

8. Найдите в тексте учебника (стр.273-277) новые даты и назовите события,

произошедшие в эти годы.

9. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.

Задания для группы №2.

2. Назовите династию, утвердившуюся в Китае в XVII в. (стр. 277-278). Назовите форму правления в Китае в это время.

3. Расскажите о внешней политике Китая (стр.278).

4. Расскажите о взаимоотношении Китая с европейскими странами (стр.279).

5. Найдите в тексте учебника (стр.277-279) новые понятия и объясните их.

6. Найдите в тексте учебника (стр.277-279) новые даты и назовите события,

произошедшие в эти годы.

7. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.

Задания для группы №3.

2. Назовите династию, утвердившуюся в Японии в конце XVI – XVII вв. (стр. 279-280).

3. Расскажите о внутренней политике Японии. (стр.280-281).

4. Расскажите о взаимоотношении Японии с европейскими странами (стр.2281-282).

5. Найдите в тексте учебника (стр.279-282) новые понятия и объясните их.

6. Найдите в тексте учебника (стр.279-282) новые даты и назовите события,

произошедшие в эти годы.

7. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.

После самостоятельной работы с текстом учебника представители групп рассказывают о своей стране, а учитель по ходу рассказа заполняет таблицу на доске ( а учащиеся – в тетради).

Взаимоотношения с европейцами

1526г-утверждениединастии Бабура

-поощрение ремесла и торговли;

-забота о состоянии оросительной системы;

-запрет обращать в рабство военнопленных;

-признание всех религий равными;

-бесконечные завоевательные войны;

-1739 г.-персидский завоеватель Надир-шах разграбил Дели;

-северную часть Индии наводнили афганцы.

- Индия представляла интерес для португальцев, голландцев, французов и англичан;

-1600-англичане основали Ост-Индскую компанию;

-1690 г.- англичане построили на территории Индии город Калькутту;

-1757-англичане захватили Бенгалию.

1644г.-утвердиласьманьчжурская династия Цин

-строительство императорских дворцов, храмов, загородных парков;

-строительство загородного дворца-парка Ихэюнь.

-бесконечные захватнические войны;

-завоевана вся Монголия;

-к Китаю присоединены государство уйгуров, восточная часть Тибета;

-походы во Вьетнам и Бирму.

-1537г.- португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао;

- XVII- XVIII вв.-появление англичан и французов;

-1757г.-закрытие Китая для иностранцев.

Конец XVI-начало XVII вв.-утверждение династии Токугава

-лишение императорской семьи реальной власти;

-сёгуны добивались укрепления центрального правительства;

-введение системы заложничества;

-объявление буддизма государственной религией;

-возникновение народного театра кабуки;

-1542г.-прибытие португальских кораблей в Японию;

-затем прибытие испанцев, голландцев и англичан;

-30-е годы- принятие ряда мер для изоляции Японии от внешнего мира;

-1640 г.-окончательное закрытие страны для иностранцев.

После заполнения таблицы совместно с учащимися делается вывод: на Востоке процесс развития новых буржуазных отношений был более замедленным и имел свою специфику. Слабость центральной власти в Индии позволила европейцам успешно вести колониальные захваты в этой стране. Сильная власть в Китае и Японии преградила путь европейской колонизации и позволила этим странам сохранить независимость. Несмотря на активное вмешательство правительств этих стран в экономическую жизнь. В Японии началось зарождение новых экономических отношений.

III. Закрепление материала проводится в форме тестирования. Учитывая творческий характер некоторых заданий, учащимся разрешается пользоваться тетрадью и учебником.

Тест по теме:

«Традиционные общества Востока.

1.Выберите правильный ответ.

1.1.Англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны в:

а).1526г.; б).1739г.; в).1757г.

1.2. Родиной буддизма является:

а).Китай; б).Индия; в).Япония

1.3.Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла при:

а).Надир-шахе; б).Бабуре; в).Акбаре

1.4.Самурайский кодекс чести назывался:

а).дайме; б).бусидо; в).сёгунат

1.5.по форме правления цинский Китай в XVII - XVIII вв. являлся:

а).деспотией; б).республикой; в).ограниченной монархией

2.Согласны ли вы со следующими утверждениями?

2.1.Принцип круговой поруки – ответственность сельской общины за поступки всех её членов (да; нет).

2.2.На низшей ступени сословной лестницы в Японии стояли крестьяне (да; нет).

3.Что является лишним в ряду?

3.1. а).Самураи; б).крестьяне; в).купцы; г).сёгун; д).ремесленники.

3.2. а).Конфуцианство; б).синтоизм); в).кабуки; г).буддизм.

- Учебник всеобщей истории 7 класс под редакцией. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М Ванюшкина. 2017 год; компьютер, интерактивная доска, карта, раздаточный материал.

- как возникла Великая империи Моголов.

- каковы были причины ослабления и распада империи.

Задачи урока: выяснить, что привело Индию к окончательной колониальной системе.

термины: падишах-могол – сипаи – Арга.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: начало европейской колонизации Индии

1. Империя Великих Моголов в Индии.

3. Кризис и распад империи

4. Борьба европейских государств за Индию

Повторение пройденного материала.

Тест на тему: государства Востока.

1.Где по традиции государство предоставляло земли в пользование знатному человеку, который должен был платить налоги и содержать военные отряды? (в Индии)

3.В каком государстве к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей? (в Японии)

4.В каком государстве был кастовый строй? (в Индии)

5. Напишите страну, где сословный строй начинается с императорской семьи (Китай)

1. Брахманы, жрецы

7. Соотнесите государство и религию

Определяем тему урока.

Учитель. Мы с вами на прошлом уроке изучили государства Востока в раннее новое время. Но напомните мне, чем славится каждое из них? (дети отвечают на поставленный вопрос)

(Индия). Где люди верили, что все произошли от Бога Брахмы? (Индия). Где священное животное-корова? (Индия). За правильные ответы ученики получают картонные монеты. Дети понимают, что будет идти разговор об Индии.

Так вот, ребята, сегодня мы с вами узнаем, каковы были причины ослабления и колонизации Индии в XVI – XVIII веках.

На рисунке изображена последовательность правления Великих Могольских императоров в Индии.

t1571863087aa.jpg

1.Империя Великих Моголов в Индии

Государства Востока постепенно утрачивали свою независимость. Они продолжали жить в рамках традиционного общества, что приводило к техническому отставанию от Европы.

К началу XV века завоеванные территории Тамерланом, распались на части. Его потомки в центральной Азии основали собственные королевства. В 1483 году рождается праправнук Тамерлана–Бабур. В двенадцатилетнем возрасте он наследует трон. В возрасте 43 лет, после захвата Кабула, он обращает внимание на Индию, где была политическая раздробленность и усобицы, которые облегчили Бабуру завоевать огромные территории.

Под запись. Таким образом в 1526 году, Могольский (могол в переводе с персидского означает монгол) император Бабур завоевал Северную часть Индии. Столицей нового государства стал город Агра. Став первым Падишахом Могольской империи (Падишах-титул Могольского императора), Бабур положил конец распрям, оказывал покровительство торговле. Едва заложив основы своей империи, он умирает в 1530 году.

Под запись. Своего наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла в правление внука Бабура - Акбара(1556-1605).

Он понимал, что империя будет сильной только в том случае, если центральную власть поддержат все слои населения.

Какие же реформы провёл император, чтобы укрепить государство?

Давайте с вами найдем на страницах 287-289 (работа с учебником)

Записи в тетради. Реформы Акбара:

1.Акбар провёл реформу управления (или административную реформу)- лично опирался на министров и чиновников.

2.Налоговая реформа (прямо государству шла одна треть урожая от обрабатываемой земли)

3.Религиозная реформа - император провозгласил равноправие всех религий, разрешал строить индусские храмы (дополнительный материал: у него было 36 жен, и в женах у него была индусская принцесса).

3. Кризис и распад Могольской империи.

Рассказ учителя. Приемникам Акбара не удалось продолжить политику создания сильного централизованного государства.

Давайте выясним, почему? Найдите на странице 289 причины распада могольской империи. Ученики озвучивают причины, после чего записывают их в тетрадь.

Причины распада Великой Могольской империи:

- индийское общество было разобщено (кастовый строй, разные религии и народы)

- империя вела бесконечные завоевательные войны;

- происходило ослабление центральной власти (власть падишахов стала символической)

- вернулась в состояние раздробленности (что облегчило европейскую колонизацию)

4. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Учитель. Вы с вами сейчас узнали, каковы были причины распада Могольской империи. Когда в Индии происходит раскол внутри государства, то появляются страны, которым это шаткое положение выгодно. Более развитые и сильные государства пытаются проникнуть и завладеть разрозненными территориями Индии. Давайте с вами выясним, кто начинает борьбу за распавшуюся Могольскую империю.

Работа в группах. Учитель показывает флаги (Португалии, Голландии, Франции, Англии), дети угадывают страну. (Флаг достается той группе, которая первая даст верный ответ)

Английский флаг по размеру превосходит все остальные.

Каждая группа (португальцы, голландцы, французы и англичане заполняет таблицу)

Читайте также: