Бородинская битва конспект урока 9 класс история

Обновлено: 02.07.2024

Класс: 9 класс.

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Идя на урок, учитель должен задуматься, какими заданиями он будет формировать функциональную грамотность у своих учеников. Во всяком случае, задания, которые будет использовать учитель, должны быть разных форматов и необычны: в них нужно использовать знания для поиска решений в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут встретиться ученику уже сегодня или в ближайшем будущем. Решение этих заданий требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска альтернативных решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Рассмотрим технологию формирования и развития функциональной грамотности у школьников на уроках истории на конкретном примере задания для учащихся 9 класса.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

200-летию Бородинского сражения посвящается….

Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имен сказать: Россия!

"У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…” В.Г.Белинский.

Бородино. Кому из соотечественников наших неведомо это слово? Почти два столетия назад возле села Бородино решалась судьба России. 8 сентября 1812 года русская армия сразилась здесь с непобедимым войском императора Наполеона.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На рассвете 12 июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны вторглись в пределы России. Армия Наполеона насчитывала свыше 600 000 человек и 1420 орудий. Помимо французов в нее входили национальные корпуса европейских стран, покоренных Наполеоном.

С начала вторжения французской армии русские войска постоянно отступали. Поэтому император Александр I назначил главнокомандующим генерала Кутузова. Учтя все обстоятельства, М.И. Кутузов принял решение о сдаче Москвы.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Местом решающей битвы Кутузов выбирает поле близ села Бородино

Это неизвестное никому место, затерянное в бескрайних просторах России, лишь странными названиями своих речушек: Колочь, Стонец, Война, Огник, как бы пророчески возвещало, что здесь произойдет страшный, смертный бой.

26 августа (8 сент. н. ст.) 1812 года состоялось Бородинское сражение

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем — и в ужасах войны

Друзьям, отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь—где узы плена,

Иль смерть—где русские знамена?

В героях быть или в рабах?

В момент решительной атаки на французские батареи генерал Раевский взял своих сыновей 17-летнего Александра и 11-летнего Николая в главе колонны Смоленского полка. Этот пример командира и его детей воодушевил войска.

«Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми. Наполеон Бонапарт

Битва при Бородино стала переломным моментом в ходе Отечественной войны 1812 года. Именно с нее началось отступление армии Наполеона.

Во второй половине октября, когда враг уже покинул Московские пределы, на поле брани, где лежали без погребения десятки тысяч тел, появилась одинокая фигура вдовы убитого в сражении генерала Тучкова IV.

Сопровождаемая старцем-монахом, она искала тело мужа…

Александр Алексеевич Тучков IV (1777—1812) происходил из знаменитых и уважаемых военных Тучковых.

Его жена Маргарита Михайловна была из богатого старинного и очень знаменитого рода Нарышкиных.

Шесть лет (1806—1812 гг.) супруги Тучковы прожили в любви и согласии, стараясь не разлучаться.

Как-то Маргарита Михайловна увидела вещий сон: ее муж будет убит в местечке Бородино. Сон в точности исполнился …

На месте гибели мужа М.М. Тучкова решила установить памятник- каменную церковь Спаса Нерукотворного.

Для себя вдова устроила напротив небольшой домик-сторожку, где она останавливалась вместе с малолетним сыном Николенькой.

Сыну она посвящала все свое время и внимание. Но в возрасте пятнадцати лет мальчик скончался на руках у матери.

После смерти сына Маргарита Михайловна берет монашеский постриг с именем Мария и становится первой настоятельницей монастыря.

Туманным саваном повита краса полей Бородина,

И в свежем воздухе разлита могил святая тишина.

И неба зримый полукруг зовет нас белой пеленою.

Вся белизной сквозя вокруг пустыня кажется иною.

Святыня будущих веков- то монастырь с оградой алой!

Святыня памяти бывалой- бессмертный памятник гробов!

Спасо-Бородинский монастырь является не только памятником героям Бородинской битвы 1812 г., но и памятником любви и верности русских женщин своим мужьям — достойным россиянам, защитникам и патриотам Отечества.

Герои войны 1812 года: Тучкой, Багратион, Раевский , Милорадович, Баррклай де Толли, Дорохов, Платов, Уваров

Великой битвы памятную дату

Потоком времени уносит в глубь веков,

Но подвигам российского солдата

Не только строй венков,

Не только громы пушечных салютов, —

Сегодня память сердца говорит,

И среди множества иных маршрутов

Она в Бородино сегодня путь торит.

Никогда потери французской армии не были столь внушительными. 50 тысяч гвардейцев, 1600 офицеров, 47 генералов.

Но и наша армия , уничтожив половину вражеского войска, дорого заплатила за свободу Отечества- погибло 38 тысяч солдат, 1500 офицеров, 29 генералов… Эта битва стала началом легендарной победы над Наполеоном и его шестисоттысячной армией.

Кутузов говорил: "С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия…

Авторская песня

Цели урока: сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, о героях Отечественной войны 1812 года: М. И. Кутузове, П. И. Багратионе, Барклае де Толли, Д. Давыдове и других; развивать познавательный интерес, умение делать выводы.

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Актуализация темы урока.

Прочтите крылатую фразу.(Hа доске)

Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?

Прочтите тему урока.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение.

Соотнесите тему сегодняшнего урока и это крылатое выражение.

Наполеон собрал 638 000 войска из подвластных ему народов и двинул их в Россию.

Отечественная война началась 12 июня 1812 года (показ на карте). Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд к северу к городу Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Верховным главнокомандующим русской армии был император Александр 1.

Численность армий составляла около 240 000 человек. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток. (Показ на карте)

Прочтите об этом в учебнике.

Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать.

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

Выступление детей (Портрет Кутузова)

Полное его имя Голенищев- Кутузов, а с декабря 1812 года он еще и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества. Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием закончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет- прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Участвовал в многочисленных войнах, которые вела в то время Россия.

Сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года.

О каком сражении идет речь?

26 августа (по новому стилю 7 сентября) 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино произошло крупнейшее сражение между русской и французской армиями.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва спаленная пожаром,

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!- пишет М. Ю. Лермонтов.

Через село Бородино проходило две дороги. Заняв их, русские преградили путь французам к Москве.

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут.

На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120 000 солдат и 640 орудий у Кутузова. Бородинская битва началась 26 августа.

Прочтите в учебнике об этом сражении.

Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский, Николай Алексеевич Тучков и другие.

Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Когда с восьмой попытки французы потеснили левый фланг, генерал Багратион лично повел солдат в атаку, был тяжело ранен и вскоре умер, Все силы, весь талант, храбрость, любовь к родной земле отдал он для победы.

Барклай де Толли во время сражения командовал 1-й армией. После упорных боев с армией Багратиона французы бросили все силы на центральный фронт, которым командовал Барклай де Толли. Все время, пока шло сражение, генерал был на передовой, в непосредственной близости к противнику, верхом на коне. Свистели пули, рвались снаряды, осыпая генерала комьями земли. Но генерал и не пытался уйти в укрытие. После очередного взрыва он отряхивал мундир и продолжал командовать боем.

Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.

Корпус генерала Николая Алексеевича Тучкова прикрывал левый фланг русской позиции.

За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Вот как пишет об этом М. Ю. Лермонтов:

Вам не видать таких сражений.

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блистал,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики- свыше 40 000 убитыми. Продолжать бой было рискованно. Кутузов принял решение отвести армию к Москве. Утром 27 августа русская армия покинула Бородинское поле. Дать новый бой или сдать Москву без боя? Эти сомнения мучили Кутузова. Генералы настаивали на сражении.

1 сентября в деревне Фили собрался военный совет. Кутузов понимал, что идти на сражение, значит рисковать судьбой Отечества. На военном совете Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к следующим битвам.

2 сентября русская армия оставила Москву.

В тот же день передовые отряды французов вошли в Москве ( показ на карте). Французский император Наполеон ждал, что москвичи принесут ему ключи от Москвы, как это было во многих городах Европы. Но Москва была пуста. Это ошеломило Наполеона

Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней.

Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии.

За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 30 000 своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.

Прочтите в учебнике отрывок о партизанском движении.

Наполеон понимал, что армия разлагается. Не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон покинул Москву. Кутузов, расположившись в местечке Турутино под Москвой, перекрыл путь французской армии к отступлению по Новой, еще не разоренной французами, Смоленской дороге (показ на карте).

Кто они- герои Отечественной войны?

Это талантливые военачальники:

Петр Иванович Багратион.

Михаил Богданович Барклай- де- Толли.

Алексей Петрович Ермолов.

Николай Николаевич Раевский.

Петр Петрович Коновницын.

Дмитрий Петрович Неверовский.

Иван Семенович Дорохов.

Дмитрий Сергеевич Дохтуров.

Матвей Иванович Платов и другие

Но прежде всего главный герой- это простой солдат и народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.

В честь выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова- Смоленского в 1942 году во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов был учрежден Орден Кутузова.

А в 1943 году появился Орден Кутузова 1, 2, 3 степеней. Орденом награждались командующие фронтами, армиями, командиры дивизий, командиры полков. В память об Отечественной 1812 года народ увековечил имена героев. В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.

Закрепление изученного материала.

Почему война 1812 года называется Отечественная?

Почему русская армия в начале войны отступала?

Как закончилось Бородинское сражение?

Почему Кутузов принял решение оставить Москву?

Почему Наполеон , войдя в Москву не чувствовал себя победителем?

Почему он был вынужден покинуть Москву?

Кто наносил значительный урон отступающим французам?

Работа в парах и группах.

Постановка проблемного вопроса.

В чем проявился талант великого полководца М. И. Кутузова? (Ребята работают в парах, а затем в группах. Результаты обсуждения записывают на листах ватмана.)

Был смелым, храбрым, отважным полководцем. Участвовал во многих сражениях.

Применял различные хитрые маневры против врага.

Был человеком умным, решительным.

Всегда ценил и берег русского солдата

Рассматривание книжной выставки.

Какое открытие для себя сделали на уроке?

Какие чувства вы испытали на уроке? Почему?

Оцените работу своего соседа в паре. Объясните отметки.

Написать рассказ о герое Отечественной войны 1812 года.

Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:

Барклай- де- Толли

Французская армия вторглась в Россию:

1 сентября 1812 года

14 ноября 1812 года

12 июня 1812 года

Главнокомандующим русской армии был назначен:

Бородинская битва произошла:

26 декабря 1812 года

26 ноября 1812 года

26 августа 1812 года.

Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:

дать еще одно сражение под Москвой,

признать Наполеона победителем.

Война 1812 года называется Отечественной потому, что

главное сражение произошло под Москвой,

на войну поднялся весь народ,

вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.

Кому принадлежат строки:

"Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина…"

В честь победы на Наполеоном был построен:

Храм Христа Спасителя.

Автор материала: Санникова Алевтина Наильевна

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.


Интегрирвоанный урок по истории и литературе проводится с целью: показать войну с точки зрения истории и сравнить ее с тем, как она показана у Толстого в художественном произведении: ход войны, характер войны, значение Бородинского сражения и роль личности в войне.

Описание разработки

- показать войну с точки зрения истории и сравнить ее с тем, как она показана у Толстого в художественном произведении: ход войны, характер войны, значение Бородинского сражения и роль личности в войне;

- выявить причины победы России и показать мастерство Толстого в раскрытии этих причин через произведение;

- показать героизм и патриотизм русского народа в Отечественной войне;

- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с предложенным текстом, работать с документом;

- давать характеристику историческим личностям и литературным персонажам, высказывать собственное мнение, подбирать нужную информацию к уроку, выступать перед аудиторией, работать с картой;

- воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости.

Эпиграф к уроку.

3.Тема урока .( с. № 2) эпиграф.

4. Преподаватель литературы :

5. Преподаватель истории :

6. Преподаватель истории (повторение пройденного материала) (с№4)

-Каковы были причины войны 1812 года и планы сторон?

-Какой характер носила война для воюющих сторон

-Каким было соотношение сил накануне войны?

-В чём проявлялся народный характер войны ?

-Почему русская армия была вынуждена отступать ?

-Почему Кутузова назначили главнокомандующим русской армии?

- Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил( по историческим материалам).

-Ход Бородинской битвы, её итоги историческое значение ( по историческим материалам).

-Чтение составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.

8.Работа с картой ( с. №6 )

9. Преподаватель истории.

. Имея численное преимущество, Наполеон стремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, продиктовать России условия мира. Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Наполеон был уверен: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника (с. № 7 )

Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей и Пьер Безухов – главные герои романа.

Преподаватель : Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.

1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле? (Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события).

4.Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному? (т.3.,ч.2., гл.31-32.)

5.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх? (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера).

(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради). (с.№ 13 )

Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде .

В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном).

Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? (Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее).

Что заставило Пьера вернуться на батарею? (Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею).

Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею? (Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен)

( Учитель просит найти в тексте и зачитать описание разбитой батареи Раевского. Конец 32-й главы части 2 тома 3).

Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.

(Учитель просит зачитать описание Бородинского поля после сражения. Начало 39-й главы части 2 тома 3).

Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя? (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться). ( демонстрация видеоролика )

Почему Кутузов считал, что, несмотря на отступление, и Москва и Россия могут быть спасены?

Оставить Москву, чтобы сохранить армию и подготовиться к следующим победам ( записать в тетрадь)

2 сентября русские оставили Москву.(с. № 15)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар

Она готовила пожар нетерпеливому герою. (с.№16)

2сентября начался пожар, он полыхал несколько дней. А вокруг Москвы развернулось партизанское движение. (с.№17) За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тыс. своих солдат. Запасы продовольствия иссякли, армия Наполеона превратилась в шайку грабителей и разбойников. Кутузов расположился на Калужской дороге и заставил отступать Наполеона по старой Смоленской дороге. Начались русские холода, одеты французы были легко, они кутались в награбленное бельё, женские платки, скатерти. И Наполеон бросил остатки армии и уехал в Париж.(с. № 18)

5. Значение Бородинской битвы.

-В чем проявился патриотизм русских воинов?

-Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?

В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполн6имые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.

В приказе по армии Кутузов писал: «Объявить мою совершенную благодарность всем вообще войскам, находившимся в последнем сражении

А теперь давайте выясним, что говорил о войне 1812 года Толстой.(с. № 19,20)

7. Чтение таблицы, составленной в течение урока - смотрите документ.

Подведение итогов урока.

Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы:

1.Благодаря чему русская армия одержала победу?

2.Что главное для победы, по мнению Толстого?

3.От чего зависит успех сражения?

Заключительное слово преподавателя истории

Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы.

Заключительное слово преподавателя литературы

Войну 1812 года- одна из славных страниц в истории нашей Родины, народ отстоял честь и независимость Отчизны. Разбил и уничтожил армию Наполеона, считавшуюся непобедимой, вернул свободу и независимость народам Западной Европы. Я думаю, что память о героизме русских солдат, отдавших свои жизни защите Отечества, навсегда останется в наших сердцах В честь памяти об этих великих событиях давайте посмотрим видеоролик.

1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.

2.Подготовить сравнительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.


-75%

Читайте также: