Проверим себя и оценим свои достижения по разделу жизнь города и села конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Жизнь города и села. Наш дом.

Цель урока: Развитие познавательной активности учащихся.

Задачи:

  • Дать представление ученикам о жизни города и села;
  • Вспомнить о том, где мы живём;
  • Развивать умение рассуждать, убеждать, доказывать свою точку зрения, обобщать, делать выводы;
  • Воспитывать любовь к родному краю, к своей родине, к дому.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки со словами: город, село; значки для рефлексии.

Оргмомент.

- Здравствуйте! – скажу я человеку.
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверное, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Актуализация опорных знаний.

Вспомните, как называется планета, на которой мы живём?
(Земля)

Как называется страна, в которой мы живём?
(Россия, Российская Федерация)

Назовите столицу нашей страны. (Москва)

Назовите край, в котором мы с вами проживаем. (Пермский край)1 декабря было День рождение Пермского края.
В каком населённом пункте вы проживаете?
В какой школе вы учитесь?

Для чего нам это надо знать?
Но сначала давайте выясним, что же такое город?
(Это крупный населённый пункт) (слайд)

Что такое село?
(небольшой населённый пункт)
Сейчас мы разделимся на две команды с помощью жетонов:

Назначение ответственных в группе

Работа над новым материалом.

Убеждать семью о месте жительства мы будем по следующему плану.

Распределите вопросы кто, на какие будет отвечать.

Сначала высказываются жители города, затем жители села.
Ответы начинайте со слов:

После каждого высказывания детей по плану делается небольшой вывод.

Примерные ответы детей:

Физкультурная пауза. (под музыку)

Общественно культурные места

Природа, воздух, экология.

Слайды

Посмотрите в результате наших обсуждений у нас получилась такая таблица.
Как вы считаете, что выберет для места жительства семья?
Горожане расскажите, что вы запомнили о жизни друзей из села.
Сельчане приготовьте рассказ о жизни горожан.
Пусть они решают сами.
Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Сельские жители всегда стремятся в город.
Но городские люди, особенно в последние годы возвращаются в сёла, так как там более чистый воздух и жизнь намного спокойнее, нет суеты.

Урок окружающего мира

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций

Воспитательная – воспитывать уважение к мнению других, умение слушать, высказывать свою точку зрения, любовь к родному городу.

Планируемые результаты (УУД):

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • пользоваться предложенным планом для устного рассказа об объекте окружающего мира;
  • учиться высказывать свою точку зрения, осуществлять саморегуляцию своих действий;
  • взаимодействовать в группе при выполнении учебных задач, выполнять взаимопроверку;

определять истинность (ложность) высказываний

Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и селе.

  • ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;
  • развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;
  • формировать выводы из изученного материала.

Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.

  • доносить свою позицию, слушать и слышать партнеров;
  • излагать свою точку зрения и анализировать её, отвечать на итоговые вопросы;
  • грамотно строить речевые высказывания.

Личностные результаты: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу

  • самостоятельно определять и опираться на общие для всех людей правила поведения при работе;
  • понимать необходимости приобретения новых знаний;
  • представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль села как хранителя непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей;
  • проявлять чувство гордости за свою малую родину

Знания: узнают о характерных особенностях города и села.

Умения: научатся сравнивать объекты города Кохма деревни ; особенности городских и сельских домов, собирать информацию для проекта.

Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, фотографии города и села.

Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс

- Я рада вновь увидеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Давайте улыбнемся друг другу нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день . Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы во втором классе учимся!

Всё у нас получится!

2. Целеполагание и мотивация.

- Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно посмотрите на фото. Что изображено на фото? СЛАЙД 1

Так о чём мы с вами будем разговаривать сегодня на уроке?

Сформулируйте тему, цель нашего урока.

ГОРОД и СЕЛО (слова на доске)

Сейчас вы закроете глаза и будете очень внимательно прислушиваться ко всем звукам, которые вас окружают, благодаря этим звукам мы будем с вами путешествовать в разные места. Ваша задача догадаться, куда вы попали, что вас окружает, где можно услышать такие звуки. Для этого нам нужно, чтобы в классе была полная тишина, и вы должны быть очень внимательными! Если вы догадались, то выкрикивать не нужно, надо тихо поднять руку, и я обязательно спрошу. Вы готовы?

– Молодцы ребята, вы были очень внимательными и справились со всеми моими заданиями.

3. Изучение нового.

Перед вами различные фотографии. (набор фотографий каждой группе). Я утверждаю, что на всех этих слайдах изображён город. Кто со мной согласен?

Я вижу, что вы хотите со мной поспорить.

Разделите фотогафии на группы.

– Давайте попробуем выделить отличительные черты города и села. Для этого нам поможет памятка, которая лежит у вас на столах.

Многоэтажные дома, в которых живет большое количество людей.

Частные дома, в которых живет одна семья.

Дороги покрыты асфальтом.

Дороги могут быть асфальтированы, могут быть проселочными.

Люди работают на заводах, фабриках, на предприятиях.

Люди занимаются разведением растений и выращиванием животных.

Большое количество транспорта.

Основной вид транспорта – автобус, могут ездить на лошадях.

Зелени мало, воздух загазован.

Вокруг много леса, воздух свежий.

Много памятников, музеев, кинотеатров и театров.

Сейчас каждый из вас выберет только те иллюстрации, где изображен город.

- Прочитайте, что же такое город?

ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц и высоких домов, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много магазинов и автотранспорта.

Село СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) – небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных. Есть такое еще понятие – деревня. Чем оно отличается от понятия села? Село – поселение с церковью, деревня – без церкви.

– Как вы думаете, где лучше жить в городе или селе?

Потому как нет однозначного ответа. Сельские жители всегда стремились в город, их влекли заводы и фабрики.

Но наблюдается и другой процесс – жители городов возвращаются в сельскую местность, где более здоровый воздух и жизнь спокойна.

Физкультминутка-игра
- Молодцы, вы отлично поработали, а теперь давайте немного отдохнем. Прошу вас встать из- за своих парт, сейчас мы с вами будем играть в игру.

Итак, начали: Многоэтажный дом; трамвай; корова; завод; трактор; троллейбус; колодец; кинотеатр; топор; утка; цирк; приусадебный участок; много машин.

4. Закрепление изученного. Краеведение.

В России много больших и малых городов, сёл, деревень. все они по-своему красивы.

– В каком населенном пункте мы живем?

- В какой области находится наш город?

- Расскажите, что вы о нем знаете? ( Кохма – красивый древний город с богатой историей и неповторимой архитектурой.)

Свыше пяти столетий насчитывает славная история города Кохмы. Существует несколько легенд по поводу названия нашего города:

Наш город прошёл трудный путь от небольшого села Рождественское-Кохма до города Кохма.

- Как называются жители нашего города?

– Какая река протекает в нашем городе? ( Уводь)

– Есть ли в нашем городе фабрики и заводы? Какие вы знаете?

- Что ещё вы знаете о нашем городе?

- Чем наш город отличается от сёл, деревень?

РАБОТА В ГРУППАХ.

Давайте вспомним правила работы в группах.

1 ГРУППА . У каждого города есть свой герб. Восстанови герб нашего города.

Центральная фигура герба - вздыбленный конь, который говорит о мужестве кохомчан, неоднократно отражавших нападения иноземных захватчиков.

Основным ремеслом жителей Кохмы являлось ручное льноткачество. В гербе это отражено символическим городским ключом:

  • крестообразно расположенные челноки в державке ключа указывают на текстильную отрасль (самое крупное предприятие города - АО "Кохма - текстиль";
  • бородка ключа из двух переплетенных стропил олицетворяют ОАО "Строммашина" - второе по величине градообразующее предприятие.

2 ГРУППА. Восстанови достопремечательности нашего города.

3 ГРУППА. Нарисуй многоэтажный дом. Найдите по три плюса и три минуса в городских квартирах.

4 ГРУППА. Нарисуй сельский дом. Найдите по три плюса и три минуса в сельских домах.

По мере готовности, результаты вывешиваются на доску.

Посмотрите, что у нас получилось. На доске - кусочек нашего города.

Стихотворение о КОХМЕ.

VI. Подведение итогов.

Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Всего важнее сохранить красоту и богатство города, села.

– Как сохранить красоту и богатство города, села?

  1. Любить и защищать СЕЛО, ГОРОД, РОДИНУ.
  2. Беречь природу, приумножать ее богатства.
  3. Охранять памятники архитектуры, уберечь их от гибели.

– Каждый горожанин и житель села должны беречь красоту своего населенного пункта, приумножать его ценности. Давайте и мы украсим наш город.

- Оцените свои знания, взятые с урока.

Достаньте из конвертов маленькие частички ваших знаний - цветы.

Если вы узнали много интересного, и урок вам понравился, то тогда выбираем красный цветок.

Не понравился урок – зелёный.

– Что же мы получили в итоге? (Наш город.)

– Достигли ли мы все цели, поставленные в начале урока.

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.


знаю

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.


1) Экономика; 2)Кулинария; 3)Сельское хозяйство.

2.О какой отрасли экономики идёт речь? Работники этой отрасли занимаются перевозкой пассажиров, перевозкой грузов.

1) Торговля; 2) Транспорт; 3) Строительство.

3. Люди, каких профессий трудятся в отрасли торговли?

1) Продавец; 2)Учитель; 3) Сталевар;

4. Подчеркни продукцию промышленности одной чертой, продукцию сельского хозяйства двумя чертами.

Чеснок, свекла, футболка,велосипед, йогурт, рис, пшеница, телефон, книга, колбаса.

5. Какая промышленность производит автомобили?

1) Лёгкая; 2) Металлургия; 3) Пищевая.

6. Как называют людей, которые делают глиняную и керамическую посуду?

1) Гончары;т 2) Стеклодувы; 3) Продавцы.

7. На чём писали наши предки древние славяне?

1) Береста; 2) Бамбук; 3) Глина.

8. Что делают из стекла?

1) Посуда, зеркала, украшения. 2) Одежда, игрушки, цветы. 3) Галоши, сапоги, спасательные круги.

9.Что делают из дерева?

1) Линейку; 2) Одеяло; 3) Книгу; 4) Сковороду.

10. Какая техника нужна на стройке?

1) Пожарная машина; 2) Бульдозер; 3) Экскаватор; 4) Такси; 5) Автокраны;

11.Какие строительные материалы необходимы для строительства дома?

1)Бетонные плиты, песок, кирпич, стальные трубы.

2) Пластилин, ткань, природный материал.

3) Ветки, стекло, листья, глина.

12.Какая строительная машина первой приходит на стройку?

1) Землеройная машина; 2) Бетономешалка; 3) Автокран.

13.О какой машине идёт речь?

Эти машины настоящие силачи. Любую бетонную плиту поднимут и отправят на место.

1) Автокран; 2) Автопогрузчик; 3) Бульдозер.

14. Какая часть экономики, занимается перевозкой людей и грузов.

1) Строительство; 2) Сельское хозяйство; 3) Транспорт

15. К какому виду транспорта относятся автобус, троллейбус, трамвай, самолёт, поезд?

1) Грузовой; 2) Пассажирский; 3) Специальный.

16. К какому виду транспорта относятся грузовые машины, скорая помощь, пожарная машина, экскаватор?

1) Наземный; 2) Водный; 3) Воздушный; 4) Подземный.

17. Какую специальную машину можно вызвать по телефону 03?

1) Полиция; 2) Скорая помощь; 3) Пожарная машина.

18. Какое транспортное средство здесь лишнее?

1) Вертолёт; 2) Катер; 3) Корабль; 4)Теплоход.

19.Установи соответствие. Соедини стрелочкой

20. Что относится к учреждениям культуры?

1) Библиотека; 2) Университет; 3) Цирк; 4) Детский сад.

21.Что относится к образовательным учреждениям?

1) Лицей; 2) Выставочный зал; 3) Школа; 4) Больница.

22. Каким может быть музей?

1) Краеведческий; 2) Художественный; 3) Кукольный.

23. Назови первый русский музей, который был открыт почти 300 лет назад при Петре Первом в Петербурге?

1) Кунсткамера; 2) Зоологический музей; 3) Ботанический музей.

24. Кто работает в отрасли промышленности сельское хозяйство?

1) Доярка; 2) Зоотехник; 3) Ткачиха; 4) Телятница; 5) Кассир; 6) Комбайнёр.

25.Установи соответствие. Соедини стрелочкой.

Кто пишет книги? врач

Кто учит детей в школе? артист

Кто лечит детей? лётчик

Кто играет роли в театре? писатель

Кто водит самолёты? учитель

26.Что необходимо для работы швее?

1) Указка; 2) Таблетки; 3) Нитки; 4) Ткани; 5) Грим; 6) Сито.

27. Какую специальность может иметь врач?

1) Хирург; 2) Стоматолог; 3) Воспитатель; 4) Кондитер; 5) Продавец; 6) Повар.

27. Когда я вырасту, я хочу стать___________________________________

Моя работа будет связана с ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


-75%

Читайте также: