Конспект урока по написанию изложения

Обновлено: 05.07.2024

компьютер Macbook, среда Интернет; SKYPE; электронная тетрадь с материалами.

Структура урока:

1. Организационный момент.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное закрепление.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка качества связи. Переход в рабочую тетрадь.

2. Целеполагание

Сегодня на уроке нам предстоит:

1. Продолжить работу по подготовке к написанию изложения и пониманию текста.

2. Формировать навыки работы с текстом: определение темы, составление плана, выделение ключевой информации.

3 . Актуализация знаний

1. Вспомним, что такое тема текста?

2. Что такое микротема? Как составлять план?

3. Что такое ключевые слова? Как составлять опорный конспект?

Задание 1. Прослушайте текст и ответьте на следующие вопросы:

1. О ком или о чем говорится в тексте? Как можно сформулировать тему текста?

2. Сколько частей (микротем) можно выделить в тексте?

Собака была первым животным, которое приручил человек, и произошло это очень давно. Все мы знаем, что собаки произошли от диких волков. Наиболее распространенным предположением является то, что некоторые охотники-собиратели находили маленьких волчат и брали их на воспитание. Есть и другая версия: скорее всего, именно волк пришел к человеку сам. Волки поменялись не только внешне, но и изменилась их психология. Собаки начали понимать человеческие жесты и команды.

Собака - друг и помощник человека. Человек делилась с собакой едой, а та помогала ему на охоте и охраняла его и его жилье. С тех самых пор продолжается верная дружба между ними. Собака - это домашний любимец всей семьи, который согревает своим дружеским отношением сердце, развлекает, охраняет дом. Специально обученные собаки помогают разыскивать людей в горах, спасать на воде, несут службу в милиции, а другие становятся поводырями людей, которые потеряли зрение.

Заслуги собак перед человеком огромны. Люди так или иначе выражают благодарность своим четвероногим друзьям. В Париже стоит памятник легендарному сенбернару Барри. Он спасал людей в Альпах зимой. В Берлине отмечен памятником труд собак - поводырей слепых. В Санкт-Петербурге в 1935 году установлена бронзовая скульптура собаки - верного помощника ученых.

4. Первичное закрепление

Лексическая работа:

Поводыри — человек или животное, которые оказывают помощь слепым во время передвижения.

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста Паустовского.

1) формировать умение подробно пересказывать текст

2) развить языковое чутьё, внимание к слову

3) развить логическое мышление учащихся

ВложениеРазмер
konspekt_2_-_kopiya.odt 11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста Паустовского.

1) формировать умение подробно пересказывать текст

2) развить языковое чутьё, внимание к слову

3) развить логическое мышление учащихся

Здравствуйте,ребята! Все ли присутствуют?

Сегодня мы посвятим наш урок написанию подробного изложения с языковым анализом. Автором данного текста является Паустовский. А что вы знаете о Паустовском? (Этот автор пишет о природе).

Кто еще писал о природе? (Пришвин).

О чем пойдет речь? (О снеге, выпавшем первый раз в этом году).

Может быть, кто-нибудь помнит, как начиналась зима в этом году? (Ученики дают различные ответы).

Выпал снег, и что же изменилось в природе? (Стало чисто, светло).

Пейзаж у Паустовского всегда психологичный. А теперь открываем страницу 151, №309.

Познавательные (умение анализировать)

Выразительное чтение текста

Отметим, что повествование идет от 1-го лица, рассказчик-сам автор.

Так же эту форму нужно сохранить и при написании изложения. Это поможет вам ощутить гамму чувств автора. Чтение текста.

Регулятивные (определение цели, последовательность действия)

Анализ текста и беседа по нему (параллельно с чтением отрывка)

А) Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. (Читают ученики).

Какие слова произносятся с логическим ударением? (странное ощущение).Попробуйте подобрать синонимы к слову странное? (необычное)

.Мне показалось, что я оглох во сне. (ученики читают). (Почудилось).

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнил комнату. (Учитель) (Уже добавляется зрительное восприятие. Белый и ровный свет-значит отсвечивает чем-то светлым)

Я встал и подошёл к окну-за стеклами все было снежно и безмолвно. (Учитель)

Зрительное и слуховое восприятия выражаются в словах снежно и безмолвно.

Автор избегает повторов? Как? (к окну-за стеклами)

Что нам открывается за стёклами? (Всё, как будто вся земля)

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна и вокруг неё желтоватый круг. (Учитель)

Как вы понимаете головокружительной? С какими словами может использоваться данное слово? (успех). В каком значении употреблено это словосочетание? (Очень масштабно, очень высоко). Проанализируем: туманное (небо)-одинокая (луна)- желтоватый (круг) (Зарисовка одинокого пейзажа).

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а с нег поыпался как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло. (Читают ученики).

Как вы думаете, почему снег сравнивается со стеклянным дождём? (Снег напоминает не блеск елочного дождя, а тонкий звон. Мы слышим тонкий шум.)

Какое чувство появляется в вашем воображении, читая данное предложение? (Радостное, таинственное)

Обратим внимание на последнее предложение данного абзаца. Какое восприятие присутствует в нём? (Слуховое)

Здесь желательно сохранить прямую речь. Мы видим белый наряд, застенчивую. Не только невеста, но и земля может приобретать столь красочный наряд.

Б) Составление конспекта. Для этого из каждой части мы выписывали фразы, содержащие главную мысль.

2) Всё было снежно и безмолвно.

Познавательные (умение анализировать, делать выводы)

точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

Регулятивные (определение цели, темы, последовательность действия)

Работа по орфографии и пунктуации

1) Выписать слова с безударной гласной в корне слова, подобрать проверочные слова. (показалось, наполнять, переливаться, закачаться, поднялась-кажется, полный ,литься ,качка ,подняться)

2) Выделить из текста местоимения с предлогами. (вокруг неё (луны), с неё (ветки)).

3) Найти в тексте слова с нн.- странное, необыкновенная, туманное, стеклянный.

4) Указать каким предложениям соответствуют схемы:

Личностные (алгоритм работы на уроке, формирование интереса к предмету);

Познавательные (умение анализировать,делать выводы);

Коммуникативные (правильно,точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

Заключительное чтение текста

Написание на черновике. Делаем поправки.

Коммуникативные (правильно,точно и последовательно обосновать свою точку зрения)

Самостоятельная работа учащихся

Познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию подробного изложения

Презентация к уроку развития речи "Подготовка к написанию подробного изложения". 5 класс по УМК В.В. Бабайцевой.


При разработке презентации был использован учебник —В. П. Полухина, В. Я. Коровина, литература, 6 класс. – 17 изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 334 с.


Подготовка к написанию подробного изложения по фрагменту рассказа В. П. Астафьева "Васюткино Озеро"

презентация для подготовки к написанию подробного изложения по фрагменту рассказа В. П. Астафьева "Васюткино Озеро".


Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг"

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг" для специальных (коррекционных) школ.


Планы-конспекты уроков подготовки к написанию сжатого изложения в 9 классе

Предлагаемый материал можно использовать на этапе подготовки к написаниюсжатого изложения в 9 классе. Уровень сложности для детей - средний.Способствует развитию познавательных интересов и формир.


Подготовка к написанию подробного изложения

Подготовка к написанию подробного изложения по рассказу из сборника Баркова "Голубой апрель".

конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к написанию подробного изложения. По тексту Г.А. Скребицкого

5 классПодготовка к написанию подробного изложения.По тексту Г.А. Скребицкого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать навык подробного написания изложения.

Вид изложения: подробное изложение.

Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

Тема: Подробное изложение после зрительного восприятия текста.

Цель: совершенствовать навык написания подробного изложения.

– воспитывать наблюдательность, аккуратность, бережное отношение к природе, любовь к ней, учить охранять природу;

– формировать умения учащихся определять тип, тему текста и его частей; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце;

– развивать речь, орфографическую зоркость учащихся, внимание, зрительную и слуховую память.

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы будем учиться передавать содержание текста по плану, составлять предложения и правильно их оформлять на письме. Запишите сегодняшнее число в тетрадь.

Сегодня мы будем писать изложение об одном из представителей хвойных растений.

Познавательные УУД:

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение к изображенному на рисунке.

2. Работа с текстом

Откройте учебники на стр. 52, упражнение 88. Я читаю текст, вы внимательно слушаете и следите за мной по учебнику.

Давайте проанализируем содержание текста. О чем рассказывается в данном тексте? (В тесте говорится о елочке).

Когда елочка появилась на свет? (Елочка появилась на свет осенью).

Что увидела елочка, высунувшись из земли? (Высунувшись из земли, елочка увидела, что деревья роняли листву).

Что делали деревья каждую осень в честь ёлочкиного дня рождения? (Каждую осень в день ёлочкиного рождения деревья дарят ей подарки).

Что дарит осина? (Осина дарит красные китайские фонарики).

Что дарит клен? (Клен роняет оранжевые звезды).

Какие подарки у ивы? (Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками).

Как чувствует себя елочка? (Елочка счастлива).

Как она выглядит? (Елочка раскинула лапки, а на ладошках подарки).

Какое название можно придумать к тексту? (Елочка…День рождения елочки…Елочка осенью…)

Какой заголовок наиболее точно передает тему текста? (День рождения елочки).

Запишем его. Я на доске, а вы в тетради.

Познавательные УУД:

1. Выявлять сущность, особенности объектов.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

3. Обобщать и классифицировать по признакам.

4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

3. Составление плана

На сколько смысловых частей можно разделить текст? (На 3 части).

Да, верно. Прочитайте первый пункт плана, предложенного автором учебника. (Когда появилась елочка?)

В первой части текста вы будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план. Прочитайте вторую часть. О чем она? (О том, как елочка получала подарки от деревьев).

Прочитайте второй пункт плана, предложенного автором учебника. (Какие подарки получала елочка в день рождения?)

Во второй части будете отвечать на этот вопрос. Запишем его в наш план.

Прочитайте третью часть текста. О чем в ней говорится?

О том, что елочка счастлива от полученных подарков.

Прочитайте третий пункт плана, предложенного автором учебника. (Какая стояла елочка?)

Запишите его в план. Вот наш план, по которому вы будете писать изложение.

Познавательные УУД:

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде плана.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4. Физкультминутка

Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной.

Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.)

Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.)

Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.)

5. Орфографическая подготовка

На доске записаны слова: …сен…ю, п…дарки, д…рев…я, …смотрелась, счас…ливая, п…явились. Разделите их четыре группы в зависимости от пропущенных в них орфограмм. (1 группа – проверяемая безударная гласная в корне слова – осенью, деревья, появилась. 2 группа – разделительный ь – осенью, деревья. 3 группа – правописание приставок – подарки, появилась, осмотрелась. 4группа – непроизносимая согласная в корне слова – счастливая.)

При написании текста будьте внимательны, не допускайте ошибок в написании данных слов.

Познавательные УУД:

1. Представлять информацию в виде схемы.

2. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

6. Устное изложение по плану

А сейчас с помощью плана попробуем пересказать текст сначала по частям, а затем полностью.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

7. Чтение текста

Еще раз прослушайте текст, следя за моим прочтением по учебнику.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать.

8. Написание изложения

Закрываем учебники. Начинаем писать изложение сначала на черновиках.

Кто закончит работу в черновике, может приступить к переписыванию.

Познавательные УУД:

Развиваем умения извлекать информацию из плана.

9. Самопроверка

Перед тем, как сдать готовые работы. Еще раз проверьте написанное. Можете сдавать работы.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

10. Итог урока. Рефлексия

Чему мы делали на уроке? (Писали изложение).

Что понравилось на уроке? (Отвечать на вопросы, пересказывать текст).

Что было сложным на уроке? (Письменно излагать содержание текста).

Я думаю, вы все справились с поставленными задачами. На следующем уроке узнаете свои оценки за изложение. Урок окончен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.

отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

развивать устную и письменную речь учащихся; развивать умения и навыки в определении темы и основной мысли текста, видеть структуру текста, определять смысловые части для использования приемов сокращения; развивать навыки групповой работы, умений аргументировано доказывать свою точку зрения;

развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;

способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти.

воспитывать сознательный интерес и любовь к родному языку как средству получения знаний.

Планируемые результаты: осмысление учащимися уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, научиться правильно писать сжатое изложение

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.

Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

  1. Актуализация знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Фронтальный опрос учащихся.

  • Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)

(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности)

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

  • Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?

(Основных приемов сжатия информации – три: обобщение частной информации, исключение второстепенной и упрощение синтаксических структур. )

  • Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене? (слайд презентации)

( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

  • Давайте вспомним этапы работы с текстом.
  1. Определение темы текста
  2. Определение идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Определение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения
  1. Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

Работа со способами сжатия текста

- Какие основные приемы сжатия текста вы знаете?

Основные приёмы сжатия (компрессии) текста:

  1. исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей;
  2. упрощение синтаксических структур: синонимическая замена, сокращение частей, слияние;
  3. обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения – перевода частного в общее.

- Исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Самый распространенный способ – исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов.

Бывает, что некоторые мысли кажутся нам неподходящими, лишними, а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений – даже из других областей знаний, - тем интереснее и неожиданнее бывает рождение нужного вам образа.

(По Е.Велтистову)

- Отметьте в каждом предложении однородные члены.

- Какой из рядов однородных членов выстроен по принципу градации?

- В этом ряду зачеркните один из синонимов, оставив самый необходимый по смыслу.

- продолжите сжатие информации текста, исключив поясняющую конструкцию.

Бывает, что некоторые мысли кажутся нам лишними, а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений, - тем интереснее и неожиданнее бывает рождение нужного вам образа.

- Обобщение единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путем выявления обобщенного содержания какого-либо фрагмента текста, так и при помощи замены однородных членов их обобщенным наименовании.

  1. Грамотное чтение и грамотное письмо есть первая ступень образования.
  1. Человеку свойственно искать причины для тревог и волнений.
  1. Научить жить – это значит научить верить во что-то лучшее в себе, в свои силы и возможности.

- Запишите высказывания, произведя замену ряда однородных членов обобщающим наименованием.

1) Грамотность есть первая ступень образования.

2) Человеку свойственно искать причины для переживаний/тревог.

3) Научить жить – это значит научить верить в себя.

- Упрощение синтаксических конструкций касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения.

- Прочитайте текст. Замени придаточное обстоятельственное деепричастным оборотом.

Когда анализируешь события , относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

- Замени придаточное определительное причастным оборотом.

Прогресс, который врывается в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание, - дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.

Прогресс, врывающийся в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание, - дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.

Исходный текст
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. на этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

(По материалам периодической печати, 154 слова)

Первый этап (первое прочтение текста)

Содержание и процесс

учебной деятельности

Результат учебной деятельности

Определите тему
Ответьте на вопрос: “О чём текст?”
(по ключевым словам)

Текст о личных качествах человека, которые помогают ему добиться успеха в жизни.

Определите основную мысль
Ответьте на вопросы:
“Зачем автор его написал?”,
“Какую мысль хотел выразить?”
(по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль).

Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо развивать не только интеллектуальные, но и эмоциональные способности через восприятие искусства.
(Авторская позиция раскрывается в тезисе - последнем предложении).

Определите стиль текста (коммуникативная задача) и тип речи (структура текста), особенности построения текста.
Ответьте на вопрос:
“Какую коммуникативную задачу решал автор текста?”
Определите структуру текста.

Автор решает следующую коммуникативную задачу: рассуждая о личностных ценностях, автор призывает читателей к всестороннему развитию, а не только интеллектуальному. Следовательно, данный текст относится к публицистическому стилю.

Данный текст - рассуждение, так как соответствует структуре: тезис - доказательства - вывод.

Составьте план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их
(по композиционной структуре)
Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Вступление -
Недавно считалось, что успех в жизни человека зависит от его интеллектуальных способностей.
Основная часть -
Оказывается, интеллектуальные способности - это только фундамент успеха.
Человеку ещё необходимо умение понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.
Заключение -
Чтобы добиться успеха в жизни, необходимо через восприятие искусства развивать эмоциональный интеллект.

Второй этап (второе прочтение текста)

Разделите текст на абзацы и определите микротемы
При прослушивании обратите внимание на большие интонационные паузы.

В данном тексте три абзаца, совпадающих с микротемами.

Запишите кратко содержание каждого абзаца (микротемы).
Ответьте на вопросы:
“Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?”,
“Какие предложения являются основными?”

В качестве примера сжатия текста приводится такой приём, как исключение избыточной информации.

1 абзац - 1 микротема:
Недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.
2 абзац - 2 микротема:
Сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
3 абзац - 3 микротема
Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.

Соедините абзацы в текст, сохраняя абзацное членение, проверьте ещё раз.

Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее добьёшься успеха в жизни.
Но сегодня учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать.

Полученный вариант сжатого текста

Ещё недавно учёные считали, что успех в жизни человека напрямую зависит от его интеллектуальных способностей. Чем больше ты знаешь, тем быстрее ты добьёшься успеха в жизни.
Но сегодня многие учёные утверждают, что интеллектуальные способности - это только первый шаг на пути к успеху. Это всего лишь основа, фундамент для профессионального роста. Необходимы и другие личностные качества.
Важным качеством на пути к успеху является способность понимать окружающих и чувствовать их настроение, сопереживать.
( 70 слов)

Какие способы и приёмы сжатия текста вы применяли на уроке?

Какой из них вам показался наиболее доступным?

В чём испытывали затруднение?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Напишите сжатое изложение по тексту .

Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь своё стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

Самоанализ урока русского языка в 9 классе.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

На уроке решались следующие задачи:

2.Метопредметные: развитие устной и письменной речи учащихся; развитие умений и навыков определять тему и основную мысль текста, видеть структуру текста, определять смысловые части для использования приемов сокращения; развитие навыков групповой работы, умений аргументировано доказывать свою точку зрения.

3.Личностные: воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремлений к совместной деятельности и взаимопомощи; воспитание сознательного интереса и любви к родному языку как средству получения знаний.

При планировании урока были учтены следующие факторы: знакомство детей с темой в 5-8 классах, ограниченное время занятия.

На уроке применялись такие методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический, объяснительно – иллюстративный.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

На 1 этапе урока была использована техника актуализации знаний. Проблемные вопросы помогли при определении задач урока. Таким образом, на уроке были созданы условия для активизации деятельности учащихся.

При изучении темы урока были использованы: мультимедиа-проектор, раздаточный материал. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, творческое письмо.

Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной и коллективной работы. За урок учащиеся получили положительные оценки.

Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение с учащимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Все это помогло создать благоприятный психологический климат на уроке.

В конце урока был подведен итог работы над темой. Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы.

Задачи урока реализованы, программные требования учтены.

Можно сделать вывод, что данная форма урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- научить вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания;

- подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.

-формировать структурированное восприятие и содержание текста;

- формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;

- формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста

- развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста)

- воспитать интерес к литературе, к чтению.

Повторение понятия о сжатом изложении.

-На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения.

Вспомните, в чём особенность такого вида изложения?

- При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем

пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.

- Действительно, сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста

при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.

Постановка целей урока. Повторение лексического значения терминов, которые будут встречаться на протяжении всего урока.

- Цель нашего урока заключается в том, чтобы каждый из вас на-

учился воспринимать и правильно интерпретировать содержание исходного текста, вычленять микротемы и воспроизводить содержание каждой микротемы исходного текста в собственном письменном произведении.

-Тема- это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

-Что такое микротема?

-Микротема- наименьшая составная часть темы целого текста

( пункты или подпункты плана раскрытия всей темы).

Знакомство с текстом.

- Текст слушаете, воспринимаете его как целое, выделяете главное и второстепенное в содержании, усваиваете сюжетную линию и в конечном счёте получаете эмоциональный настрой, который поможет написать сжатое изложение.

В семье Попельских родился слепой ребёнок.

Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым и неопределённым взглядом, каким глядят до известного возраста все новорождённые дети. Дни уходили за днями, жизнь нового человека считалась уже неделями. Его глаза прояснились, с них сошла мутная поволока, зрачок определился. Но дитя не поворачивало головы за светлым лучом.

выражение детского лица, оставшегося неподвижным и как-то не по-детски серьёзным.

Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:

- Скажите мне, отчего он такой?

- Какой ?- равнодушно переспрашивали посторонние.- Он ничем не отличается от других детей такого возраста.

- Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…

- Дитя не может ещё координировать движения рук с зрительными впечатлениями,- ответил доктор.

- Отчего он смотрит всё в одном направлении. Он… он слеп ?- вырвалась

вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог её успокоить.

Доктор взял ребёнка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться через два дня.

Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребёнка к груди.

Доктор действительно вернулся дня через два, захватив офтальмоскоп.

Он зажёг свечку, приближал и удалял ее от детского взгляда, заглядывал в него и наконец сказал с смущённым видом:

- К сожалению, сударыня, вы не ошиблись… Мальчик действительно слеп,

и притом безнадёжно…

Мать выслушала это известие с спокойной грустью.

- Я знала давно,- сказала она тихо.

- По данному тексту вы должны написать сжатое изложение, а для

этого мы поработаем над содержанием текста.

- Назовите признаки текста.

- Предложения объединены одной темой. Употреблены слова одной тематики. Текст имеет идею. Грамматическая связь между предложениями.

-Слова темы или основной мысли, повторяющиеся в тексте в од-

ной и той же или в разных формах или заменённые синонимами,

Велика роль первого и последнего предложения в тексте, которые особенно подчёркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.

- Определите тему текста и выпишите ключевые слова.

-Темой текста является рождение слепого ребёнка, ключевые слова, определяющие тему: глаза, взгляд, зрачок, зрительные впечатления, слеп, офтальмолог, глаза, слеп.

Странное выражение детского лица.

Обращение матери по поводу своей тревоги к разным людям.

Первый осмотр мальчика доктором.

Беспредельная боль души матери.

Спокойная грусть матери.

- Определите тип данного текста. Докажите.

- У каждого типа речи своя композиция и определённый способ связи между предложениями.

ПОВЕСТВОВАНИЕ (цепная связь). ЭКСПОЗИЦИЯ – ЗАВЯЗКА, КУЛЬМИНАЦИЯ, РАЗВЯЗКА.

Первое предложение является вступлением, констатирующим

Связь между предложениями - цепная. Она осуществляется контекстуальными синонимами ( мать, молодая женщина, сударыня), антонимами ( равнодушно- с беспокойством, смотрит- слеп), чередованием глаголов совершенного и несовершенного вида (глядел, глядят, не поворачивало; родился, не заметил, прояснились, сошла, заметила), местоимениями, однокоренными словами (слепой ребёнок- этого; смотрят новорождённые- нового человека- его глаза).

- Главная мысль автора?

- Безмерность материнского горя и мужества матери, её готовности

и способности выдержать всё из любви к сыну.

- Как можно озаглавить текст?

- Определите стиль данного текста. Обратите внимание на лексику

- Это художественный стиль. Приметами его являются: ритм, образность, эпитеты (спокойная грусть, страшная догадка), сравнения ( как испуганная горлица, как подстреленная птица),

метафора (уходили дни, сошла поволока).

5.Работа над сжатием текста.

- По данному тексту мы должны написать сжатое изложение.

Какими способами мы можем сжимать текст?

- К основным приёмам сжатия текста относятся:

* однородных членов обобщающим словом;

* фрагмента предложения синонимичным выражением;

* предложения или его части указательным местоимением , определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

* сложноподчинённого предложения простым предложением;

* прямой речи косвенной.

Пример до сжатия: ( коллективная работа)

Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

( Сокращение количества структурных частей сложного предложения).

Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

* отдельных членов предложения, однородных членов;

* фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.

Пример до сжатия: ( коллективная работа)

Он знал разные языки: французский, итальянский и молдавский, и

никто не мог распознать в нём русского.

( Удаляем из текста ряд однородных членов при обобщающем слове)

Пример после сжатия:

Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.

* образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи

Рассмотрим эти способы подробно.

Пример до сжатия: ( коллективная работа)

Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали

о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения.

В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.

Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться её

- Выделите в тексте важные мысли ( микротемы)

- Найдите среди них главную мысль.

- Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

- Составьте план, озаглавив каждую микротему.

-Подумайте, что можно исключить в каждой части

- Какие факты можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

- Обдумайте средства связи между частями.

- Запишите изложение грамотно.

- Прочитайте текст ещё раз. Создайте сжатое изложение.

Вариант сжатого изложения:

В семье Попельских родился слепой ребёнок.

Мать первая заметила неподвижное и очень серьёзное выражение детского лица.

Молодая женщина с тревогой спрашивала у людей, отчего он такой.

Но люди считали, что ребёнок ничем не отличается от других детей своего возраста. Он просто не может координировать движения рук. Но

мать догадалась, что её ребёнок слеп.

Доктор внимательно осмотрел мальчика, а затем уехал, но обещал вернуться.

Мать горько плакала, прижимая ребёнка к груди.

Доктор привёз офтальмоскоп, ещё раз осмотрел ребёнка и смущённо

сообщил женщине, что её сын слеп.

Мать выслушала это известие со спокойной грустью.

- Я знала давно,- сказала она тихо.

Список использованной литературы:

Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА; учебно-методическое пособие ( под ред. Н. А. Сениной).

Читайте также: