Безопасность транспорта влияние транспорта на окружающую среду конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию и опытно-экспериментальной деятельности на тему:

Влияние транспорта на экологию

для детей подготовительной группы.

Цель. Формирование экологической культуры детей

1. Развивать внимание детей к проблеме охраны окружающей среды;

2. Воспитывать чувство сострадания и своей причастности к судьбе нашей планеты, заботливое отношение к природе;

3. Обучать и формировать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: телега, дирижабль, триера, электромобиль.

Оборудование: магнитная доска, ноутбук.

Демонстрационный материал: картинки с изображением транспорта, презентация.

Раздаточный материал: пластиковые стаканчики (по два на ребенка, фильтры из марли, пластмассовые ложечки, активированный уголь (растолченный заранее, вода.

Воспитатель читает стихотворение:

Шуршат по дорогам

Спешат по дорогам

А в кузове – важные,

Цемент и железо,

Трудна и сложна,

Но как она людям

Ребята вспомните какие виды транспорта вы знаете?

Ребята, зачем нам нужны машины?

А вы знаете какие были первые автомобили? (Ответы.)

Хотите сегодня совершить путешествие во времени? (Ответы.)

Посмотрите, какой был первый транспорт : автомобили, воздушный вид транспорта и корабли. (показ презентации). В ходе обсуждения воспитатель подводит детей к выводу, что перемещались в основном на лошадях, самоходных машин было мало, они были только у богатых знатных особ и большой опасности для природы не представляли; корабли были оборудованы парусами и вёслами, моря и реки от них не загрязнялись. Сегодня наша земля страдает от выхлопных газов машин и заводов, в реки сливают различные отходы.

А сколько машин у нас сегодня? Как здорово, когда машина есть почти в каждой семье, да не одна, а две, три машины.

Подводим детей к выводу, что машины наносят большой вред природе, загрязняют города, портят экологическую обстановку.

Во многих странах проводят всемирный день без автомобиля, учёные и инженеры придумывают автомобили будущего, где главной задачей является создание экологического транспорта. Появляется новый вид транспорта : элекромобиль, электроавтобус, электротралейбус. А заводы обязывают ставить фильтры на трубы.

Вы – будущие изобретатели и жители нашей планеты.

Нашей планете грозит беда!

Машины коптят, сжигают кислород, и нам тяжело дышать!

Для уменьшения скольжения на дорогах их посыпают солью, от этого образуется большая грязь, на такой земле плохо растут растения, не хотят жить муравьи, черви. Такая земля становится пустая.

Всюду железный хлам, свалки старых машин.

Нашу землю, на которой росли цветочки,

Застилают асфальтом, по которому ездят машины.

Даже в воздухе нам мало места.

Всюду воздушный транспорт.

У нашей планеты много друзей, они называются экологи.

Эти люди спасают природу, чтобы жить в чистоте, дышать свободно.

Вот если бы все люди заботились о природе.

Давайте и мы поможем им и превратимся в экологов. Я предлагаю вам сесть за столы для проведения опыта по очищению воды. Дети размещаются на места, раздается раздаточный материал, выполняют опыт по инструкции воспитателя.

Итог: Ребята вам понравилось сегодняшнее занятие? Что было интереснее всего? Что узнали новое?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Влияние транспорта на окружающую среду и

Кажарова Эллина Аслановна,

Гучаева Алина Артыковна,

Научный руководитель

Джимиева Арина Назировна,

учитель географии высшей категории.

г.п. Чегем, 2018г.

1.Проблемы, связанные с развитием автотранспорта………………………4

2.Источники загрязнения атмосферы………………………………………..4

3.Интенсивность движения и зависимость уровня загрязнения на автотрассе

по ул.Баксанское шоссе и их влияние на здоровье человека…………….7

Целью нашего исследования является: изучение влияния транспорта на окружающую среду и здоровье человека.

Для реализации этой цели мы поставили перед собой следующие задачи :

1.Рассмотреть воздействие автотранспорта на окружающую среду;

2.Рассмотреть последствия данного воздействия;

3.Предложить возможные пути решения проблем.

Влияние транспорта на окружающую среду и на здоровье человека.

Жизнь на земле была бы невозможна без атмосферы. Человек же загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Получаемое тепло первобытными людьми было важнее, чем чистый воздух. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами.

Так было до начала 19 века. Проблема взаимоотношения биосферы и развивающегося человеческого общества в 20 веке стала одной из самых значительных в современном мире. Внимание общественности в настоящее время привлечено к тем изменениям окружающей среды, которые происходят под влиянием в основном трех источников загрязнения:

Поэтому мы считаем, что на первое место выходит экология, т.к. именно она должна служить базой охраны и рационального использования всех живых ресурсов биосферы. Из огромного числа загрязняющих факторов окружающей среды мы хотели затронуть именно влияние транспортного комплекса на окружающую среду и на здоровье человека, т.к. автомобильный транспорт сейчас – самый распространенный вид транспорта, он моложе всех остальных видов транспорта. Преимущества автомобильного транспорта – маневренность, гибкость, скорость. Несмотря на преимущества, автотранспорт имеет много недостатков. Легковые автомобили – самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчете на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира. Основная доля (63%) экономического ущерба также связано с автотранспортом.

1. Проблемы, связанные с развитием автотранспорта.

Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом атмосфере. Транспортный комплекс – один из крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха. Его влияние на окружающую среду выражается, в основном, в выбросах в атмосферу токсинов с отработанныыми газами транспортных двигателей и вредных веществ от стационарных источников, а также твердых отходов и воздействии транспортных шумов.

К главным источникам загрязнения окружающей среды и потребителям энергоресурсов относятся автомобильный транспорт и инфраструктура автотранспортного комплекса.

Влияние на атмосферу выбросов от деятельности различных отраслей народного хозяйства

Как видно из вышеизложенного, загрязняющие выбросы в атмосферу от автомобилей по объему более чем на порядок превосходят выбросы других транспортных средств.

2. Источники загрязнения атмосферы

- окись углерода- 800 кг,

- окислы азота- 40 кг,

- различные углеводороды- 200 кг

-твердые вещества-2-5 кг.

Автомобильные выхлопные газы представляют собой смеси, состоящие из 1000-1200 индивидуальных компонентов, среди которых:

-нетоксичные: пары воды, О, СО.

-токсичные: окиси С, углеводороды, оксиды натрия, альдегиды, сажа, бензопирен, соединения свинца, формальдегид, бензол и другие соединения.

hello_html_m3030fba.jpg

Так при нарушении регулировки карбюратора выбросы оксида углерода увеличиваются в 4-5 раза. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработанными газами, из них 30% оседает сразу на земле за срезом выпускной трубы автомобиля, 40% - остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2.5-3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине.

Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный.

На выбросы оксида углерода значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим скоростного движения автомашины. При ускорении и торможении в отработавших газах увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля 60 км в час. Состав и объемы выбросов зависят также от типа двигателя

Выбросы вредных веществ при типах двигателей

Из данных таблицы видно, что выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, образующиеся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена концирогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу в связи с тем, что отработанные газы автомобилей поступают в нижний слой атмосферы, а процесс их рассеивания значительно отличается от процесса рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения атмосферного воздуха.

Несоответствие транспортных средств экологическим требованиям, продолжающееся увеличение транспортных потоков, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог – все это приводит к постоянному ухудшению экологической обстановки. Число автомобилей на трассах возросло в 5 раз от этого резко увеличились тепловое нагревание воздуха и его объем от паров автомобильного выхлопа. Если в 1970-е годы нагрев атмосферы автомобильным транспортом был значительно меньше нагрева поверхности Земли от солнца, то в последнее время количество двигающихся машин возросло во столько раз, что нагрев атмосферы от автомобилей становится соизмерим с нагревом от солнца и резко нарушает климат атмосферы.

Районы с повышенным содержанием в воздухе различных выхлопных газов превращаются в зоны повышенного риска необратимой потери здоровья. На прилегающей территории к автомагистралям вода, почва, растительность являются носителями ряда концирогенных веществ, а местность – опасной зоной. А значит, недопустимо выращивание здесь овощей, фруктов, скармливание травы животным.

В конечном итоге воздействие автотранспорта на окружающую среду рождает насущную и актуальную проблему современного общества.

Последствия этого воздействия не только на нашем поколении, но могут сказаться на будущее поколение, если мы не примем серьезные меры по снижению и даже устранению последствий воздействия и самого воздействия.

3. Интенсивность движения и зависимость уровня загрязнения на автотрассе по ул.Баксанское шоссе и их влияние на здоровье человека.

Данные занесены в таблицу (количество на 180 человек ):

Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с дорогой с интенсивным движением автотранспорта (до 10м), жители болеют раком в 3-4 раза чаще, проблемы с верхними дыхательными путями почти в 1,5 раза, сердечно-сосудистые заболевания и язва желудка встречаются более чем в 2 раза чаще чем в домах, удаленных от дороги на расстоянии 50м.

Близость проживания к дороге и недостаточная проветриваемость приводит еще к таким заболеваниям как бронхиты, пневмония, бронхиальная астма, сердечная недостаточность, инсульты, язвы желудка и ведет к увеличению смертности людей с ослабленным иммунитетом. Особенно трудно детям с бронхитами, бронхиальной астмой, кашлем, у новорожденных идет разрушение генных структур организма и появляются неизлечимые болезни, в итоге – увеличение детской смертности на 10% в год.

У здоровых людей организм справляется с отравленным воздухом, на это уходит так много физиологических сил, что в результате все эти люди теряют работоспособность, производительность падает, а мозг работает совсем плохо.

hello_html_m3f3c80bc.jpg

(двор дома по адресу ул.Школьная,39, нет места даже для отдыха жителей дома.)

Нами было подсчитано число автомобилей, проезжающих в разное время суток в течение 10 минут, что отражается в таблицах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить влияние автотранспорта на загрязнение окружающей среды и его влияние на человека.

Решение учебной задачи

Учащиеся научатся систематизировать транспорт по видам (сухопутный, водный, воздушный, космический; личный, общественный, грузовой, специальный); объяснять влияние транспорта на жизнь человека и окружающую среду;

Оценивают свои достижения, определять, что известно, и что хочет узнать.

Познавательные: различать современные и старинные средства передвижения, различать транспорт по видам и назначению; узнавать материки и части света по силуэтам, показывать их на карте.

Регулятивные: находить необходимые сведения в учебной литературе, отвечать на вопросы и формулировать их, согласовывать свои действия с работой группы.

Коммуникативные: высказывание мотивированных суждений об ответственности человека за последствия использования своих изобретений; задавать вопросы по теме в соответствии с личными интересами.

Основное содержание темы, понятия и термины

Транспорт. Сухопутный (наземный и подземный), водный, воздушный, космический. Личный, общественный, грузовой, специальный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: Ознакомление с окружающим миром и конструирование.

Формировать представление о транспорте и его видах.

Развивать интерес к различным профессиям. Воспитывать стремление беречь зелёные насаждения.

Воспитывать аккуратность и внимательность.

Билингвальный компонент (словарная работа): конструирование-қурастыру; транспорт-көлік, воздушный транспорт-әуе көлігі; общественный транспорт-қоғамдық көлік; крылья-қанат.

Материал: иллюстрации видов транспорта, азбука-тетрадь, карточки, посылка; на каждого ребенка цветная бумага прямоугольной формы.

деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-

побудительный

Художественное слово:

Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней.

Обувь носит из резины,

Кто, на бегу пары клубя,

Пуская дым трубой,

Несёт вперёд и сам себя

Да и меня с тобой?

Паровоз без колёс!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл!

Летит птица –небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

Организационно –поисковый

- Как назвать всё это одним словом?

Составление модели видов транспорта по передвижению.

Работа в азбуке-тетради.

Составление схемы видов транспорта по назначению.

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора.

Учёные многих стран работают над созданием такого вида топлива, которое не загрязняло бы окружающую среду. Уже созданы машины на солнечных батареях, работающие на спирте.

— А какое топливо могли бы предложить вы? Придумайте экологически чистый автомобиль

Назвать профессии людей, которые управляют транспортом.

кабина кузов шины руль мотор гусеницы

самосвал грузовик КАМаз скорая помощь

экскаватор бульдозер бетономешалка трамвай

лодка катер плот теплоход троллейбус

вертолёт самолёт ракета воздушный шар парусник

- Ребята, посмотрите у меня в руках цветные бумаги. Давайте из них сделаем красивые самолёты.

Рассматривание иллюстрации самолета

- Ребята, кто мне скажет что есть у самолета есть?

- Где сидят летчики?

- А где сидят пассажиры?

Пальчиковая гимнастика

ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

Словарная работа

Работа воспитателя

Показываю детям как из цветной бумаги прямоугольной формы приемам оригами конструировать самолет.

Самостоятельная работа детей

В процессе создания самолета слежу за последовательностью и оказываю индивидуальную работу.

Дети перечисляют виды транспорта.

Дети рисуют человечка

Дети рисуют прямоугольник

Дети пишут номера телефонов: 01 02 03 04

Дети схематично изображают дом

Дети рисуют дорогу

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).

После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Дети рисуют карандашом дорожки для транспорта, определяя с помощью чего, он передвигается (топливо или электричество).

Читайте также: