Безопасность личного состава при работе на дтп конспект мчс

Обновлено: 03.07.2024

1.1. К аварийно-спасательным работам по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия (ДТП) допускаются лица не моложе 18 лет, обученные безопасным методам и приемам работы с аварийно-спасательным инструментом, знающие конструктивные особенности различных транспортных средств и умеющие оказывать первую медицинскую помощь.

-старший оперативной группы – производит разведку, руководит аварийно-спасательными работами, ведет переговоры с другими службами, обеспечивает безопасность проведения работ;

1.3. При выполнении работ по ликвидации последствий ДТП на спасателя могут воздействовать следующие опасные и вредные факторы:

1.4. Спасатели, находящиеся в зоне проведения аварийно-спасательных работ, должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты с соответствии с нормами, утвержденными в отряде:

1.5. За невыполнение требований настоящей инструкции спасатель несет ответственность в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка отряда.

2.1. Перед началом аварийно-спасательных работ необходимо обозначить место проведения работ и оградить рабочие поля на расстоянии не менее 4 метров от места аварии.

2.2. В целях противопожарной безопасности отключить аккумулятор и привести в готовность штатные средства пожаротушения. При необходимости привлекать работников дорожно-патрульной службы (ДПС) полиции для оцепления места ДТП.

2.6. Необходимо знать основное правило извлечения пострадавших: разбирать транспортное средство вокруг пострадавшего, а не вытаскивать пострадавшего из обломков транспортного средства.

3.1. При проведении работ необходимо располагаться таким образом, чтобы действия спасателя по возможности не мешали проведению других первоочередных мероприятий (оказание медпомощи, ликвидация разлития сильнодействующих ядовитых веществ и т.д.)

3.2. Необходимо помнить, что части автомобиля, металлоконструкций, находящиеся под высоким остаточным напряжением могут разорваться и отлететь с большой скоростью и на большие расстояния.

3.3. Перед началом выполнения различных операций необходимо заранее о них предупреждать, так как ваши действия могут быть опасными для окружающих

3.4. К работе с аварийно-спасательным инструментом допускаются только лица, прошедшие обучение и имеющие определенные навыки работы.

-не препятствовать возможному движению инструмента, не нужно пытаться удержать инструмент в первоначальном положении, так как это может привести к возникновению нежелательных усилий на режущих кромках;

-если резак перемещается в направлении, опасном для работающего или кого нибудь еще, следует немедленно прекратить работу, вернуть его в исходное положение и затем начинать резку под другим углом или переместить процесс резки на другое место;

-если лезвия отклоняются друг от друга более чем на 1,5 мм процесс резки дол-жен быть немедленно прекращен, поскольку существует возможность повреждения лезвий;

-особое внимание следует уделять острым краям разрезанного металла, осколкам разбитого автомобильного стекла, поскольку они представляют опасность для пострадавшего и оказывающим помощь; для защиты пострадавшего использовать специальный защитный чехол.

3.8. При проведении аварийно-спасательных работ постоянно контролировать обстановку, состояние пострадавшего, соблюдение правил техники безопасности другими спасателями.

4.1. При обнаружении неисправностей аварийно-спасательного инструмента не-медленно прекратить работу и сообщить старшему оперативной группы.

4.2. При получении травмы при работе с аварийно-спасательным инструментом немедленно сообщить старшему оперативной группы, при необходимости:

4.3. При возгорании транспортного средства, горюче-смазочных материалов, перевозимого груза организовать тушение, оповестить соответствующие службы, при необходимости обеспечить зону отторжения.

Глава 4. Общие правила техники безопасности проведения АСР при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

4.1. Общие требования


  • заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, инструмента, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

  • допуском к выполнению АСР только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;

  • неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний старшего смены, поддержанием высокой дисциплины и организованности;

  • организацией и неуклонным поддержанием режима в рабочих зонах, ограждением их и недопущением проникновения посторонних лиц;

  • четким распределением обязанностей между членами дежурной смены;

  • постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием ими необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций.

Спасатели, находящиеся в зоне проведения АСР при ликвидации последствий ДТП с ТС перевозящими радиационно, химически и биологически опасные вещества, должны работать в средствах индивидуальной защиты.

Ответственность за соблюдением правил техники безопасности при проведении АСР при ликвидации последствий ДТП возлагается на старшего смены.

4.2. Требования правил техники безопасности перед началом АСР

4.2.1. Старший дежурной смены подразделения МЧС России (далее - старший смены) по прибытии на место ДТП обязан:

• установить взаимодействие с органами ГИБДД, особенно в части обеспечения безопасности ведения АСР в условиях интенсивного движения транспорта;

• поставить АСМ в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их местоположение установленным порядком;


  • характер столкновения (лобовое, боковое, касательное, наезд на препятствие и т.д.);

  • состояние пострадавших;

  • наличие возможных источников опасности;

  • разлив ГСМ (ГЖ, ЛВЖ, жидких АХОВ, РВ, БВ);

  • угрозу возникновения пожара и/или взрыва;

  • масштабы распространения АХОВ;

  • неустойчивость ТС и т.д.

  • указать границы рабочих зон;

  • убедиться, что в рабочих зонах и вблизи них нет оборванных электролиний;

  • контролировать выполнение мер безопасности при развертывании и подготовке к выполнению АСР.

При ДТП на железнодорожных переездах необходимо убедиться, что приняты меры по прекращению движения поездов или уменьшению скорости их движения.

Оградить рабочую зону радиусом 10 м от аварийных ТС световозвращяющими конусами или заградительной лентой красно-белого цвета.

4.2.2. В целях противопожарной безопасности отключить АКБ и привести в готовность штатные средства пожаротушения. При необходимости привлечь работников ГИБДД и полиции для оцепления места ДТП.

4.2.3. Обеспечить устойчивое положение поврежденного ТС.

4.2.4. Старшему смены четко распределить обязанности спасателей:

старший смены — проводит разведку, руководит АСР, ведет переговоры с другими службами, обеспечивает безопасность проведения работ;

спасатель-водитель — подготавливает инструменты и обслуживает гидравлическую насосную станцию;

спасатели — стабилизируют ТС и работают с инструментом.

4.2.5. Необходимо знать основное правило извлечения пострадавших — разбирать ТС вокруг пострадавшего, а не извлекать пострадавшего из аварийного ТС.

4.3. Требования правил техники безопасности во время проведения АСР при ликвидации последствий ДТП

4.3.1. Общие требования

При организации и ведении АСР необходимо в первую очередь организовать проведение операций, направленных на обеспечение доступа к пострадавшим персонала скорой помощи для оказания им необходимой СМП.

Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм. Не допускать, при отсутствии непосредственной угрозы для жизни пострадавших, извлечения их из аварийного ТС до тех пор, пока им не будет оказана необходимая ПП, а также извлечения их из аварийного ТС пока не будет закончена расчистка блокирующих конструкций (обломков). Пострадавших накрывают в летнее время покрывалом, в зимнее время (шерстяным одеялом).

Начиная спасательные работы, принимать меры предосторожности, убедиться какой системой безопасности оборудовано аварийное ТС и состоянии указанной системы. Во избежание внезапного травмирования сработавшей воздушной подушкой при ведении работ запрещается находится между рулем (передней панелью) и пострадавшим, резать, пилить, сверлить электрическую проводку, рулевое колесо и рулевую колонку, а так же вырывать руль и рулевую колонку.

Во избежание срабатывания воздушной подушки — необходимо предварительно отключить контакты проводов, идущих к сенсору воздушной подушки, в том числе от индивидуального источника питания.

4.3.2. Обязанности спасателей при ведении АСР

Строго выполнять требования безопасности, установленные для данного вида работ, применяемых средств спасения и инструмента.

Не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента.

Работы выполнять в касках, защитных перчатках, средствах защиты органов зрения.

При использовании спасательных средств и инструмента применять их только в соответствии с их предназначением и возможностями. Не допускать использования их в качестве рычага для взламывания аварийных конструкций и деталей.

He допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийного ТС.

При деблокировании пострадавших не допускать применения силы для извлечения их из обломков, извлечение осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей.


  • подходить к аварийному ТС только с наименее опасной стороны, указанной старшим смены;

  • запрещается подлезать под аварийное ТС, выдергивать ветки и другие предметы во избежание внезапной дестабилизации аварийного объекта;

  • для стабилизации использовать табельные, а также подручные средства (клинья, брусья, балки). При ведении работ по деблокированию соблюдать осторожность, не допускать внезапного смещения средств стабилизации и нарушения устойчивости аварийного ТС.

Перед началом выполнения различных операций необходимо заранее о них предупреждать, так как проводимые действия могут быть опасными для окружающих.

К работе АСИ допускаются только лица, прошедшие обучение и имеющие определенные навыки работы.
4.3.4. Правила безопасности при работе с АСИ


  • все работы с АСИ ведутся только в специальных перчатках и шлеме (каске) с пластиковым противоударным забралом (очками);

  • не находиться между инструментом и объектом резания;

  • постоянно контролировать устойчивость ТС;

  • по возможности проводить рез под углом 90 градусов;

  • не препятствовать возможному движению инструмента и не пытаться удерживать его в первоначальном положении, так как это может привести к возникновению нежелательных усилий на режущих кромках;

  • обязательно следить за работой инструмента и его перемещениями;

  • если резак перемещается в направлении, опасном для работающего или окружающих, следует немедленно прекратить работу, вернуть его в исходное положение, и начать резание под другим углом в другом месте;

  • если лезвия отклоняются более чем на 1,5 мм, процесс резания немедленно прекратить, поскольку существует возможность повреждения лезвий;

  • резание массивных стальных элементов или прутка должно производиться в специальной выемке лезвий;

  • обязательно закреплять крышу или другие части ТС, если разрезаются их опоры;

  • особое внимание следует уделять острым краям разрезаемых элементов ТС, осколкам разбитого стекла, поскольку они представляют опасность для пострадавших и оказывающих помощь;

  • острые кромки закрываются специальными защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом;

  • необходимо постоянно следить за положением инструмента и не допускать перекосов штоков гидроцилиндров;

  • при ведении АСР постоянно контролировать обстановку, состояние пострадавших.

4.4. Требования правил техники безопасности в аварийной ситуации

при ликвидации последствий ДТП

При обнаружении неисправностей АСИ немедленно прекратить работу и сообщить старшему смены.

Читайте также: