Полезные ископаемые конспект урока 3 класс пнш

Обновлено: 05.07.2024

1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

3. Класс: 3

4. Приготовила:Костенко О.В..

5. Тип урока: практическая работа

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых

2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать

Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Орг. Момент (Мотивация и актуализация знаний)

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (геолог)

- Кого называют геологами? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.)

Тема. Целеполагания.

-Что вам знакомо в теме? (Полезные ископаемые)

-Дайте определения (Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд, добывая из глубины или поверхности земли)

- Что нам нужно сегодня узнать? (СВОЙСТВА)

Цель Изучить свойства полезных ископаемых.

Работать будем в 2 группах, где вы как настоящие ученные будете исследовать свойства полезных ископаемых.

- Ребята, нам члены клуба прислали задание. Прочитайте, что мы должны сделать.(У каждого ученика карточка на парте)

- Чтобы определить задачи вы должны добавить слова из задания в незакон­ченные предложения?

1.Определить … полезных ископаемых. (свойства)

2. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании)

-Какую классификацию вы знаете (Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) , жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ)

- Ребята, человек активно использует полезные ис­ко­па­емые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ис­ко­паемых

- Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать

1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

( песок)

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (глина)

3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

4. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

- Молодцы!

Общий инструктаж Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника.

- Сейчас вы будете работать по группам.

-Правила работы с оборудованием вы знаете.

- План работы и инструкция у вас в учебнике. (У с 22-23)

- 1 группа исследует известняк

- 2 группа мрамор

- А свойства песка и глины мы определим вместе.

- Для работы каждая группа получила :

- более подробный план проведения опытов (Приложение №1),

- таблицы для заполнения (Приложение №3) у вас в тетрадях (с 6,7)

- картинки для оформления коллажа.

- Вспомните, в чем залог успеха работы группы?

(-Необходимо правильно распределить работу в группе (выбрать спикера, помощника спикера, человека, который следит за временим)

-Будем выслушивать мнение каждого.

-Следовать плану и следить за временем)

- На выполнение этой работы вам дается 10 минут.

Исследования в группах

Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности

Оцените Возьмите оценочные листы и оцените свою работу в группе по критериям (умение договариваться, в ходе опытов выявлять свойства полезных ископаемых)

ФИЗМИНУТКА (проводит ребенок)

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Гору обойдем (топают ногами),
Реку проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

Представление результатов

(- Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.

- Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

- проверьте свойства известняка (таблицу по слайду)

размер частиц

известняк легче или тяжелее воды

Мелкие частицы, скрепленные между собой.

Тяжелее воды, утонул.

-поблагодарим 1 группу

У: - Мы определили значения свойств:; цвет серый, белый, желтый, красный, черный, присутствует блеск; тяжелее воды; твердая горная порода.

У: - Из мрамора построены памятники культуры, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)

-- проверьте свойства мрамора (таблицу по слайду)

наличие блеска

мрамор легче или тяжелее воды

твердость ( в сравнении с известняком)

Белый, серый, красный, черный.

Матовый, но хорошо полируется, блестит.

Тяжелее воды, утонул.

-поблагодорим 2 группу

Песок и глина.

- Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины природным материалом, песком и глиной .

Ребята, а когда - то очень давно, глина в корне изменила жизнь древнего человека. Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду, так появилась посуда. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.

Рассказ об образовании песка и глины в природе.

- Кто помнит, как образуются песок и глина?

- Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но, это не так.

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно.

Это - высокая и низкая температура воздуха;

- Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

- Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

- И так мы видим, что Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания и Песок- это обломочная горная порода.

Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

- У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

- Смочите образцы водой. Попытайтесь скатать шарик. Какая порода лучше сохраняет форму?

Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду, этот опыт сейчас вам продемонстрирую.

Учитель показывает опыт. (Вставим в стаканы воронки. Положим в них вату, а затем в 1добавим песок, а во 2 глину. Нальем в воронки воду. Что дольше удерживает воду?)

- Какой вывод можно сделать?

Подведем итог и проверим, какие свойства этих полезных ископаемых мы определили.

- Скажите, пожалуйста, что вы знаете об использовании песка?

-Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.

- Его используют в строительстве дорог. Люди придумали соревнования по строительству песочных замков.

- песок – основной материал для получения стекла.

- Как люди догадались производить стекло? Оказывается 2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы решили использовать каменную соду, но под воздействием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это смесь оказалась - стекло.

- Ребята, еще песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

- Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили.

- Как еще используют глину?

- Глина – это основной материал для изготовления кирпичей, ее используют в строительстве домов.

- Глину используют при производстве фарфора, фаянса.

-Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, вазы. Сервизы.

-Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

- Некоторые виды глины считаются целебными и используют в косметологии. Из глины делают прекрасные статуэтки и сувениры.

- Издавна Россия славилась глиняными игрушками. Дымковские, Филимоновские, Каргопольские (Архангелькая облость) которые на ровне с матрешками стали символом нашей страны.

-Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий? (У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.)

Работа над проектом.

Сегодня вы попробуете слепить любое изделие из глины, а на уроке труда вы их раскрасите. Выставка готовых работ.

Подведение итогов

1.Определить свойства полезных ископаемых.

2. Узнать об использовании полезных ископаемых.

- Все ли поставленные задачи мы выполнили? С заданием справились?

Рада за всех участников заседания. Предлагаю вам, заполните рефлексивный экран. Допишите предложения.

Учащиеся заполняют

- Кто хочет поделиться своими достижениями?

Мне было интересно…

У меня получилось…

Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.

Домашнее задание

Дифференцированное:

1) Учебник стр.25задания №1,2, Т с6,7

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ дополнительный материал.doc

Строительные полезные ископаемые

Песок – самое распространённое полезное ископаемое в Мордовии.

Образуются они при разрушении различных горных пород (осадочный способ). Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок.

На земле есть несколько разновидностей песка:

Речной песок – это строительный песок, добытый из русла рек, не имеющий глины и камушков.

Карьерный мытый песок: это строительный песок, добытый в карьере путем промывки большим количеством воды.

Карьерный сеянный – добытый в карьере , отчищенный от примесей и камней путем просеивания.

Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ.

Песок используется при возведении дорог, при обозначения дворовых территорий, а так же при фильтрование и отчистка воды.

Есть и черный песок, они состоят из тяжёлых минералов и имеют блеск.

Строительные полезные ископаемые

Более распространённая порода нежели мрамор. Гранит - слово в переводе с итальянского означает "зернистый".

Гранит бывает серого розового, красного цвета.

Его можно увидеть в городах, так как , он обладает высокой прочностью и устойчивостью к жаре и морозу .

Примерами изделий из гранита могут служить: гранитная столешница, гранитные ступени гранитом облицованы стены, некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников, гранитная столешница, гранитные ступени.

В России месторождения гранита - Кольский полуостров.

Гранит - магматическая горная порода .

Строительные полезные ископаемые

Глина – самое распространённое полезное ископаемое в мире. Глина есть и в Мордовии тоже.

Образуются они при разрушении различных горных пород (осадочный способ). Под действием солнца, воды и ветра горные породы разрушаются и превращаются в песок и глину.

В сухом состоянии она зачастую пылеобразна, а если её увлажнить, то становится пластичным как пластилин и податливым материалом, принимающим любую форму.

При застывании глина становится твёрдой, форма её не меняется.

На земле есть несколько разновидностей глин: кирпичные, огнеупорные, гончарные и другие.

Применяется на производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ.

Песок и глина – вот основные составляющие теста, которое под воздействием высоких температур становится твёрдым и превращается в КИРПИЧ. -

Строительные полезные ископаемые


При переводе с греческого языка слово мрамор означает " сияющий камень ". Это потому, что мрамор обладает можно сказать наивысшими декоративными свойствами из всех известных горных пород.

Природа создала в этом камне уникальные оттенки и рисунки, которые дают возможность каждой поверхности выглядеть очень роскошно.

Красивые розовые, серые и полосчатые мрамора получают на Урале.

Богатая цветовая гамма мрамора обеспечила ему широчайшее применения практически во всех видах внутренней отделки: фонтаны, скульптуры, мозаичные полы, подоконники, камины, колонны, лестницы.

Способ происхожения – осадочно-магматический (из известняка)

Выбранный для просмотра документ конспект Полезные ископаемые 3 кл.docx

Конспект урока

1. Тема урока: Полезные ископаемые

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

4. Автор: учитель начальных классов: Глазкова Р.И.

5. Тип урока: открытие новых знаний

6. Форма организации: урок

Цель урока: знакомство с полезными ископаемыми.

Метапредметные:

Коммуникативные : разрешать конфликты; выявлять идентифицировать проблемы; формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные : выполнять оценку и самооценку; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.

Познавательные: понимать заданный вопрос;, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку)

Личностные : учитывать чужую точку зрения; формировать умение общаться, как умение говорить и слушать формировать позитивное отношение к полезным ископаемым,

Организационная структура урока

момент. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся
к усвоению изучаемого материала

2.Актуализация опорных знаний.

2.Познакомить со свойствами песка, глины, угля, нефти.

3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

I. Организационный момент урока.

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле (слайд1-2).

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.На кухне у мамы

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

4. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

5.Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

6. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

7.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и на слайдах № 3-4.

-Как назвать все эти отгадки?

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.( слайд 6)

- Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (слайд 7)

- Что изучают геологи? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их)

- Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 8).

-Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами),

Ее не проплывешь (плывут),

Ее не пролетишь (крылья),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

IV. Практическая работа

- Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу (глина) (слайд 9)

Работать будете в паре. Заполняете таблицу и бланки исследований. Сегодня мы заполним только первые два элемента нашей таблицы- песок и глина.(слайд 10)

1) Рассмотрите песок и глину через лупу

Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Прозрачные или непрозрачные.

2) Понюхайте песок и глину.

Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны

3) Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).

Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.

4)Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

6) Возьмите 2 стакана и поместите в них воронки. В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт.

Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.

- Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?

Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.

7) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

-В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.

Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.

- Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду - важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

-А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

- Ребята, а как вы думаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Саратовской области?

Основными полезными ископаемыми области являются нефть и газ, которые нередко встречаются в едином месторождении. Впервые было открыто месторождение газа на территории области в 1906г. в 40 км к северу от рабочего посёлка Дергачи, когда бурили артезианский колодец.
Особенно активно начались поиски нефти и газа в 1932 году.
Признаки нефти находили во многих местах области.
В 1941 году началось бурение в окрестностях деревни Елшанка около Саратова. В 1942 году из скважины стал выделяться природный газ, и в конце октября ударил мощный газовый фонтан в виде голубоватого столба высотой 40 метров. Началось строительство первого в стране газопровода Елшанка-Саратов. С 1943г. саратовским газом пользуется столица нашей страны – Москва. (слайды 11-16)

V. Рефлексия

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

VI. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Познакомить со свойствами песка, глины, угля, нефти.

3. Формировать общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

I. Организационный момент урока.

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле (слайд1-2).

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.На кухне у мамы

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

4. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

5.Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

6. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

7.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и на слайдах № 3-4.

-Как назвать все эти отгадки?

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.( слайд 6)

- Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (слайд 7)

- Что изучают геологи? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их)

- Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 8).

-Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.

Читайте также: