Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе рассказы о детях

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
Внеклассное чтение по произведениям Н.Куратовой (НРК, 3 класс) 35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеклассного чтения

Составитель: Морозова Ольга Николаевна (МАОУ «СОШ № 4 г. Сыктывкар)

Тема: Произведения Н. Куратовой о детях (НРК)

Формируемые качества читательского кругозора: широта, глубина, упорядоченность (связи: отрывок-произведение, герой-произведение, автор-произведение, автор-жанры, автор-темы)

Приемы работы, используемые на уроке:

- рассказ о писателе;

- чтение по ролям;

-Здравствуйте, дети! Я рада всех вас видеть! Начинаем урок внеклассного чтения.

II. Работа с выставкой прочитанных книг

- Дома вы должны были прочитать произведения писательницы РК, а именно произведения Н. Н. Куратовой, в которых речь идет о детях. Давайте посмотрим на выставку книг. Назовите представленные книги. (…)

- Что же объединяет их? (они написаны одним и тем же автором и речь в них идет о детях)

- Можно ли разделить книги на 2 группы? (да, книги на русском и на коми языках).

- Почему на выставке представлены книги на русском и на коми языках? (т.к. они принадлежат одному и тому же автору, с коми языка переведены на русский)

III. Рассказ о писателе

- А сейчас послушайте небольшую информацию об этой писательнице: Нина Никитична Куратова родилась более 80-ти лет назад. Окончила сыктывкарское педучилище . Родилась она в селе Куратово Сысольского района. С детства будущей писательнице были знакомы народные песни, бойкие припевки, героические легенды о богатырях-охотниках. С замиранием сердца Нина Куратова слушала рассказы односельчан о своем знаменитом земляке Иване Куратове. Кто это? Знаете ли вы? (……)

- Первые сказки и стихи Нина придумала для детей военного времени. Писать рассказы Нина Куратова начала еще в школьные годы, в них она рассказывала о себе и о жизни своих сверстников.

IV. Обмен впечатлениями о прочитанном

- Итак, давайте начнем ваши выступления. Какая из групп выйдет первой и представит нам свою работу? Время не затягиваем, выступить должны все 3 группы.

Каждая группа выходит по очереди и представляет свои результаты по проделанной работе: показывают выполненные иллюстрации к двум выбранным произведениям, представляют одно из произведений, задают вопросы по содержанию произведений другим группам.

- Кто из героев выдал мальчика, который спрятался в укромное место при игре в прятки? (Нинтур)

- Из какого произведения? (Нинка-крючинка)

- Какой гостинец пожелала себе Нинтур в следующий раз, когда папа пойдет на охоту? (мороженое)

V. Расширение читательского кругозора

Нет, не буду умываться,

Вода холодная, боюсь,

Лень рубашку сменить,

В грязной рубашке проживу.

- Что вы можете сказать о мальчике? Какой он? (капризный, нехочуха)

- А как вы думаете, как отреагировали родители на такие капризы?

- А вот еще одно стихотворение:

Хотя мне только шесть,

За руль, любимый сын, возьмись-ка,

Когда же скажет мне отец?

- Как бы вы озаглавили это стихотворение? (……….)

- А о каком мальчике здесь идет речь? (хвастунишке, хочет скорее повзрослеть)

- Чем интересны данные стихотворения? (…….)

- О произведениях какого писателя мы говорили на сегодняшнем уроке?

(о произведениях писательницы РК Н. Куратовой)

- Чем интересны герои произведений Н. Куратовой? (….)

- Какое произведение вам запомнилось и показалось наиболее интересным?

- Захотелось ли еще прочитать какие-нибудь произведения данной писательницы? Почему?

- Очень хорошо. Почитайте и другие ее произведения, и произведения других писателей РК

- Спасибо за старания во время подготовки и работу на уроке. Молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка".


Внеклассное чтение по сказкам А.С.Пушкина (2 класс)

Этот материал можно использовать и на уроках внеклассного чтения и во внеклассной работе по теме: Все любят сказки.


Урок внеклассного чтения по произвединиям Ф.А. Абрамова 4 класс
Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества Н.Н.Носова" 4 класс.

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс

Конспект урока внеклассного чтения "Презентация творчества С.Я.Маршака" 3 класс.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Задачи: расширять представление детей о творчестве Л.Н. Толстого; познакомить с литературным жанром быль; учить выделять главную мысль произведения, анализировать, отвечать на вопросы и пересказывать; развивать любознательность, интерес к русскому языку, формировать умение общаться с книгой.

1. Работа с выставкой книг:

- Прочитайте на доске тему урока. Назовите произведения, которые вы прочитали к этому уроку. Кто прочитал больше произведений, чем было указано в списке? Какие произведения вы прочитали дополнительно?

- Рассмотрите внимательно книги на выставке. Что у них общего? Чем они отличаются друг от друга?

- У меня в руках ещё 2 книги. Помогите мне решить, можно ли эти книги поставить на выставку или нет. (К доске по одному выходят 2 ученика, рассматривают книги, вслух поясняя то, что видят, и решают, можно ли эти книги поставить на выставку.)

- Посмотрите, пожалуйста, на книги, которые лежат у вас на партах. Все ли они соответствуют теме нашего урока?

- Назовите ещё раз автора произведений, которые вы читали.

- Прежде чем говорить о его произведениях, познакомимся с самим автором.

- У кого в книгах есть портрет Л.Н.Толстого? Откройте этот портрет и посмотрите на него. У меня на портрете Лев Николаевич изображён уже пожилым человеком, с седой бородой, в простой холщовой рубахе. (Демонстрация портрета из книги или отдельно на доске)

- А каким изображён Лев Николаевич у вас на портретах? Опишите его.

- Кто знает, когда родился Л.Н.Толстой? (В 1828 году, то есть около двухсот лет тому назад)

- А кто узнал, сколько лет он прожил? (82 года, умер в 1910 году)

- Расскажите, пожалуйста, что вы узнали о Толстом, когда готовились к этому уроку. От кого вы это узнали? (Ответы детей)

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)

Родился 9 сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. Его предки носили титул графа, который перешёл к нему по наследству. В 9 лет мальчик остался сиротой. Воспитывался у тётки в Казани, получил домашнее образование.

С 1844 года учился в Казанском университете, но не окончил его. Служил в Армии, участвовал в Крымской войне. Выйдя в отставку, поселился в Ясной Поляне. В 1829 году открыл школу для крестьянских детей.

3. Работа с прочитанными произведениями:

- Кто же главные герои тех рассказов, которые вы читали? (Дети)

- Это дети из богатых семей? (Нет, это бедные крестьянские дети)

- Как вы это поняли?

- А сейчас я проверю, как внимательно вы читали произведения Л.Н.Толстого.

- А что такое именины? (Это день, когда в церкви празднуют день одноимённого святого, то есть святого с таким же именем) Раньше именины часто совпадали с днём рождения, потому что детей называли в честь того святого, в день которого родился ребёнок.

- Как же звали мальчика в этом рассказе? (Серёжа)

- Какой самый важный подарок получил Серёжа? (Сетка, чтобы птиц ловить)

- Доставил ему этот подарок радость? Почему?

- Как вы считаете, правильно стал делать Серёжа?

- Где были родители детей? (На жатве, то есть убирали с полей пшеницу, рожь и другие травы)

- Кто из взрослых остался с детьми дома? (Старенькая бабушка)

- Почему она не уследила за детьми? (Она заснула)

- По чьей вине возник пожар? (По вине Маши — девочки трёх лет, она принесла из печки угли, положила их под снопы и стала дуть, как будто печку раздувает)

- Кто из детей спас остальных? Как он это сделал? (Ваня восьми лет услышал крик маленького Кирюшки, вбежал в избу, велел девочке прыгать в окно, Кирюшу просунул в окно, затем сам вылез)

- Что вы можете сказать о Ване? (Он был смелым, находчивым, заботливым, ответственным.)

- Как получилось, что мальчик обманул папу? (Он съел сливу, которую мама приготовила к обеду, но, когда папа стал спрашивать детей, кто съел сливу, Ваня сказал, что это не он)

- Почему он покраснел, как рак, когда говорил, что это не он съел сливу? (Ему было стыдно признаться в своей ошибке)

- Как папа нашёл того, кто съел сливу? (Папа сказал, что он боится за того, кто съел сливу, потому что в сливе есть косточка, и если её проглотить, то на следующий день можно умереть. Ваня испугался и сказал, что он косточку за окно выбросил.)

- Как вы думаете, что испытал Ваня, когда все засмеялись? (Ему стало очень стыдно) Почему вы так думаете? (Он заплакал)

- Почему мама не пускала Филиппка в школу? (Он был ещё очень мал.)

- Как вы думаете, почему Филиппок хотел ходить в школу? (Все знакомые ребята и старший брат Филиппка Костюшка уже ходили в школу, а Филиппка оставляли дома со старой бабушкой. А ещё мальчик очень хотел на учиться читать, он даже знал некоторые буквы.)

- Кто учил его читать? (Старший брат)

- Зачем он стал хвалиться перед учителем? (Чтобы тот принял его в школу)

- Как вы думаете, как учился Филиппок в школе? Почему вы так считаете?

- Откройте, пожалуйста, любой из рассказов, которые вы читали к сегодняшнему уроку. Под названием рассказа у многих написано ещё одно маленькое слово. Что это за слово? (Быль)

- А кто знает, что обозначает это слово? (То, что было, то есть то, что случилось в действительности, на самом деле, а не выдумано)

- Объясните, почему это слово стоит сразу после заголовка в рассказах? (Лев Толстой показывает нам, что всё, что он написал, было на самом деле)

- Итак, быль – это такой жанр литературы, как, например, сказка, повесть, рассказ. Но в былях рассказываются истории, произошедшие на самом деле, невыдуманные.

- А теперь поработаем с текстами:

- К ак это случилось?

4. Подведение итогов:

- Итак, мы сегодня говорили о рассказах Л. Н. Толстого, которые он написал для детей и о детях.

- Вспомните, какой рассказ вам было интереснее всего читать.

- При чтении какого рассказа вы испытали страх? За кого вы испугались?

- Кто из героев вам понравился больше? Чем?

- При чтении какого рассказа вам хотелось засмеяться? Заплакать?

- Как называются все рассказы, с которыми мы сегодня работали? (Были) Что означает это слово?

Конспект урока внеклассного чтения. Л.Н. Толстой. Рассказы о детях.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока внеклассного чтения. Л.Н. Толстой. Рассказы о детях. Цели: 1. Формировать интерес к чтению рассказов Л.Н. Толстого и умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст. 2. Закрепить знание рассказов Л.Н. Толстого. 3. Развивать речь, внимание, воображение, обогащать словарный запас. 4. Воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом. Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, презентация.

Оборудование: чистоговорка, портрет Н. Сладкова, книги о животных, презентация, иллюстрации к рассказу.

Цели:
- Воспитывать культуру устной речи, культуру поведения и бережного отношения к животным;

- сформировать интерес к самостоятельному чтению книг;
- развивать связную речь, образное мышление.
Оборудование:

Выставка книг, портреты писателей (Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Б. Житков, М. Пришвин, К.Паустовский), учебник, книги для дополнительного чтения, серия картинок по теме, буквы для кроссворда,видео и аудио материал, памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;

Планируемые результаты.

организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения;

Метапредметные:

Познавательные

– развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные

– развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные

– развивать умение в ступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно -познавательных задач.

- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

1 Мотивация учебной деятельности

Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

2 Актуализация знаний

- Начнём наш урок с загадок. Отгадайте, о ком говорится в загадках. Какие слова помогли отгадать тебе
загадку?
Жу­жу, жу­жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук)


Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу
И узнали мы… (Лису)!


Солнца яркого боится.
Ночью ­ хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о (Сове).


Мои прекрасные рога,
Всегда угроза для врага.
Но добрый нрав имею я,
Поверьте мне, мои друзья.
И я в лесах у вас не гость,
Живу я здесь, красавец­… (Лось)


Роет он в земле ходы,
Чтоб добыть себе еды,
Любит свёклу и морковку,
Корешки сгрызает ловко.
Он слепой. Глаза ему
Под землёю ни к чему.

Перерыл весь огород!
Догадались? Это (Крот)


Что за странная картинка?
Вот пушистая травинка
Плавно по листку ползет.
Все жует, жует, жует.
Не жучок, не птица.
Это (Гусеница)


Что за серенький зверёк,
Хвостик длинный, как шнурок,
Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал? (Мышка)


Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно. (Ежик)


Ключевое слово: ЖИВОТНЫЕ

3 Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги?

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня представлены на выставке в нашей литературной гостинной ( но выставке представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, М. Пришвина, Н. Сладкова.)

Как вы думаете, о чём или о ком эти книги?

Дети: о природе, о птицах, о животных.

Фамилии каких писателей вам знакомы?

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с интересным произведением о животных.

Читая книги о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про природу, животных и их взаимоотношения.

Свои произведения о животных, о природе посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными, воспитывали интерес к активному изучению природы.

4 Работа в парах с проверкой.

Соедини автора с его произведением:

Посмотрите внимательно и скажите с творчеством какого писателя мы с вами еще не знакомы?

Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

(Презентация)

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года 5 января 1920 года в Москве в семье рабочего- металлиста, но всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском селе. Николай Иванович

Неподалёку от дома Николая Сладкова было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц. Неподалёку от дома Николая Сладкова было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц.

С детства он любил и интересовался природой. Уже со второго класса он начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки - замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником - он познакомился будучи юннатом. С детства он любил и интересовался природой. Уже со второго класса он начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки - замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником - он познакомился будучи юннатом. Вместе с Бианки он много лет готовил радиопередачу "Вести из леса", отвечал на многочисленные письма слушателей. Вместе с Бианки он много лет готовил радиопередачу "Вести из леса", отвечал на многочисленные письма слушателей.

Молодость будущего писателя пришлась на военные годы. К началу войны он успел окончить первый курс Гидрографического института и добровольцем ушёл на фронт. Всю войну прослужил в моторизированном топографическом отряде. После войны, оставаясь до 1958 года военнослужащим, Николай Иванович всё своё свободное время посвящал изучению природы. Молодость будущего писателя пришлась на военные годы. К началу войны он успел окончить первый курс Гидрографического института и добровольцем ушёл на фронт. Всю войну прослужил в моторизированном топографическом отряде. После войны, оставаясь до 1958 года военнослужащим, Николай Иванович всё своё свободное время посвящал изучению природы.

Профессия военного топографа помогла Николаю Ивановичу в работе над книгами. Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые полюбил на всю жизнь. Николай Иванович много путешествовал, как правило в одиночку, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. Профессия военного топографа помогла Николаю Ивановичу в работе над книгами. Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые полюбил на всю жизнь. Николай Иванович много путешествовал, как правило в одиночку, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке.

В молодости Николай Сладков увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах. В молодости Николай Сладков увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах.

Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков все свое творчество посвятил природе. Замечательный русский писатель Николай Иванович Сладков все свое творчество посвятил природе. Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то свое и писал о ней Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то свое и писал о ней по-своему, не похоже на других. по-своему, не похоже на других.


Всю жизнь Николай Иванович Сладков Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами. в природе своими глазами.

- О чём писал Н.Сладков?

-Как он относился к природе, животным? (Всю свою жизнь Н.И. Сладков был защитником природы)

А может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы?

Работа по теме урока:

5 Речевая разминка

Прежде чем начать беседу над новым материалом, давайте подготовим наш речевой аппарат:

III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

- сейчас давайте прочитаем ее в полголоса.

- читаем с вопросительной интонацией.

- сейчас читаем быстро, как мы читаем чистоговорки.

- читаем все вместе быстро.

6 Чтение и обсуждение текста.

А) Словарная работа:

-Объяснить смысл, найти сходства и различия после самостоятельного чтения.

Б) Самостоятельное чтение. Объяснение слов.

В) Чтение цепочкой и обсуждение:

- Почему медвежонок удрал от матери?

- Почему Н.Сладкову удалось увидеть медвежонка?

- Что ожидал найти медвежонок у пня? (Вкусные угощения муравьёв, личинок жуков.)

- Нашёл? Огорчился? (Разочаровался.)

- Почему мишка повеселел, когда увидел камень? ( Кроме еды, которая там может быть, он хотел испробовать свою силу.)

- Как использовал медвежонок прежний опыт, когда он встретил гриб? (Он стал осторожнее и сначала испугался не принесёт ли беды гриб, но проявил нетерпение от того, что был голоден.)

- Почему медвежонок тихонечко завыл? (Ему было неприятно: добычи нет, а неприятностей много)

- Почему мишка не съел свою первую добычу – лягушку? ( Решил поиграть.)

- Можно сказать, что мишка был уверен в том, что эта добыча от него не уйдёт? (Да, ведь она такая маленькая, а он очень ловкий. Иначе он не отпустил бы лягушку и не стал бы с ней играть.)

- Как изменилось его настроение в связи с новой неудачей? (Он собрался заорать.)

- Почему мамина ласка не понравилась медвежонку? (От оплеух ему было больно и обидно, что добычи нет и мама не помогла, не пожалела.)

- Зачем медведица ударила малыша?

- Как об этом говорит автор? (Она учила уму и осторожности)

- Чего опасалась мамаша? (Лес тёмный, густой и малыш мог потеряться, мог попасть в капкан, могла укусить змея.)

- Соответствует ли название содержанию?

- Были ли моменты, когда вы смеялись при чтении?

- Как называется добрый смех? (Юмор.)

- Можно ли узнать об авторе после чтения рассказа? (Да, он добрый, наблюдательный, любит природу.)

7 Восстановить содержание рассказа с помощью картинок.

8 Рефлексия деятельности на уроке.

- С каким жанром литературы мы сегодня познакомились на уроке?

- Что понравилось на уроке и хотелось бы повторить?

9.Задание на дом:.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Читайте также: