Бериллий магний и щелочноземельные металлы конспект урока 9 класс

Обновлено: 01.07.2024

- Как меняются восстановительные свойства ЩМ в группе?

- Почему ЩМ хранят под слоем керосина?

- Перечислить физические свойства ЩМ.

- Как получают ЩМ?

- Перечислить основные химические свойства ЩМ.

- Какой характер имеют оксиды ЩМ?

- В какой цвет окрашиваю пламя соли лития, натрия, калия?

3. Изучение нового материала

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы

Количество электронов на последнем уровне

Атомный радиус

Металлические свойства

Восстановительные свойства

К щелочноземельным металлам относят : Ca , Sr , Ba , Ra

Ве - амфотерный металл, Mg – металл, С a , Sr , Ba - щёлочноземельные металлы Ra –радиоактивный элемент

- Общим является одинаковое строение внешнего электронного слоя

- Элементы проявляют СО +2

- Атомы элементов являются сильными восстановителями, т.к содержат 2 электрона на внешнем энергетическом уровне, которые отдают при взаимодействиями с другими элементами.

- С увеличением № элементов увеличивается атомный радиус, увеличивается число электронных слоев, следовательно возрастает легкость отдачи электронов. Восстановительные свойства увеличиваются в группе сверху вниз.

- Mg хранится на воздухе, ЩЗМ под слоем керосина.

Be – светло-серый, твердый, хрупкий металл

Mg – относительно мягкий, пластичный, ковкий

Ca – твердый, пластичный

Ba - пластичный, ковкий

Химические свойства элементов II группы главной подгруппы

Химические свойства оксидов и гидроксидов

BeO – амфотерный оксид

SrO Основные оксиды

По таблице растворимости определить растворимость гидроксидов:

Ве(ОН) 2 – амфотерный гидроксид

Mg ( OH ) 2 – нерастворимое основание

Sr ( OH ) 2 - растворимые основания (щелочи)


Слайд 1


Слайд 2

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы Количество электронов на последнем уровне Атомный радиус Элемент Ar СО Бериллий Be 9 2s2 +2 )) Магний Mg 24 3s2 +2 ))) Кальций Ca 40 4s2 +2 )))) Стронций Sr 88 5s2 +2 ))))) Барий Ba 137 6s2 +2 )))))) Радий Ra [226] 7s2 +2 ))))))) Металлические Восстановитель свойства ные свойства У в е л и ч и в а ю т с я У в е л и ч и в а ю т с я


Слайд 3

Ве - амфотерный металл,  Mg – металл, Сa, Sr,Ba - щёлочноземельные металлы Ra –радиоактивный элемент


Слайд 4

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы Одинаковое строение внешнего электронного слоя Элементы проявляют СО +2  Атомы элементов являются сильными восстановителями, т.к содержат 2 электрона на внешнем энергетическом уровне, которые отдают при взаимодействиями с другими элементами. С увеличением № элементов увеличивается атомный радиус, увеличивается число электронных слоев, следовательно возрастает легкость отдачи электронов. Восстановительные свойства увеличиваются в группе сверху вниз.


Слайд 5

Ca – твердый, пластичный Be – светло-серый, твердый, хрупкий Mg – относительно мягкий, пластичный, Sr – ковкий


Слайд 6


Слайд 7

Химические свойства элементов II группы главной подгруппы 1.С кислородом 2M+O2=2MO (оксид) 2.С галогенами M+Cl2=MCl2 (хлорид) 3.С серой M+S=MS (сульфид) 4.С азотом 3M+N2=M3N2 (нитрид) 5.С водородом M+H2=MH2 (гидрид) 6.С водой M+2H2O=M(OH)2+H2


Слайд 8

Химические свойства оксидов BeO – амфотерный оксид MgO CaO SrO BaO Основные оксиды Оксид кальция СаО (негашеная известь)


Слайд 9


Слайд 10

Химические свойства гидроксидов  Ве(ОН)2 – амфотерный гидроксид  Mg(OH)2 – нерастворимое основание  Ca(OH)2  Sr(OH)2  Ba(OH)2 Растворимые основания (щелочи) Гидроксид кальция Са(ОН)2 – гашеная известь


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения: Са(ОН)2 ←Са→СаО→Са(ОН)2→Са(NO3)2→CaSO4 Be→BeO→BeCl2→Be(OH)2→Na2BeO2   ↓ BeSO4


Слайд 14


Полный текст материала Урок химии по теме "Бериллий, магний и щелочноземельные металлы",9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Мне очень понравилась презентация! Удачный дизайн презентации, читаемый шрифт, интересное представление материала. Но немного подводит техническая сторона оформления слайда №9 Это можно доработать.

0 Спам

Удалила слайд с видео (наверное), сжала все рисунки. Презентация стала "весить" не 4,19 Мб, а хотя бы 2,37 Мб.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы; рассмотреть основные физические и химические свойства, важнейшие соединения и области их применения.

Обучающие: Сформировать знания учащихся о металлах главной подгруппы II группы, свойствах и значением важнейших из них.

Развивающие : развитие у учащихся познавательных способностей, умения логически рассуждать, обобщать и делать выводы из полученных знаний

Воспитывающие : формирование навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной, повышение творческой активности учащихся

Тип урока: комбинированный

Фронтальный опрос

Запись темы урока

Рассказ учителя

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Самостоятельное выполнение задания учениками

Рассказ учителя

I. Орг. момент.

II. Проверка д/з.

Ученикам раздаются карточки

Фамилия и Имя______________________________________

1.Назовите особенности химических свойств лития. Чем он отличается от других ЩМ?

Только литий при сгорании на воздухе образует оксид, все остальные ЩМ образуют пероксиды

2.Что общего в строении атомов ЩМ?

Общим является одинаковое строение внешнего электронного слоя, у всех ЩМ на последнем уровне находится один электрон. ЩМ проявляют постоянную с. о. +1

3. Каковы физические свойства щелочных металлов ?

Все щелочные металлы обладают металлическим блеском, тепло- и электропроводностью, плавятся при низких температурах, легки и пластичны. Щелочные металлы легко режутся ножом. Все они (за исключением желтоватого цезия) серебристо-белые. Хранят их под слоем керосина или парафина.

4.Опишите основные химические свойства ЩМ.

реагируют с неметаллами, водой, с кислотами — со взрывом), с водой образуют щелочи. От лития к калию в озрастают радиусы атомов, повышается химическая активность:

2 Na + O 2 —> Na 2 O 2 (пероксид)

K + O 2 -> К O 2 (надпероксид)

Увеличиваются атомная масса, плотность; уменьшаются температура плавления, твердость

Рассмотрим химические свойства ЩМ на примере натрия:

2Na + С l 2 = 2Na С l

2Na + S = 2Na 2 S

2 Na + H 2 O = 2 Na OH + H 2

5. Назовите важнейшие природные соединения ЩМ.

NaCl — каменная соль, NaCl • КС1 — сильвинит, Na 2 S О4 • 10Н2О - глауберова соль, NaN О3 - селитра, КС1 • MgCl 2 • 6Н2О — карналлит.

III. Содержание урока.

1.Строение и физические свойства атомов . Бериллий Ве, магний М g и щелочноземельные металлы кальций Са, стронций Sr, барий Ва и радий Ra — элементы главной подгруппы II группы Периодической системы. Атомы этих элементов содержат на внешнем энергетическом уровне два электрона, которые они отдают при химических взаимодействиях, и поэтому являются сильнейшими восстановителями. Во всех соединениях они имеют степень окисления +2. С ростом порядкового номера сверху вниз в подгруппе восстановительные свойства элементов усиливаются, что связано с увеличением радиусов их атомов.

Радий — радиоактивный элемент, содержание его в природе невелико.

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы — простые вещества. Легкие серебристо-белые металлы, стронций имеет золотистый оттенок. Он значительно тверже щелочных металлов, барий же по мягкости напоминает свинец.

2. Химические свойства . На воздухе при обычной температуре поверхность бериллия и магния покрывается защитной оксидной пленкой. Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха более активно, поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных сосудах, как и щелочные металлы.

а) При нагревании на воздухе все рассматриваемые металлы энергично сгорают с образованием оксидов:

2 Ca + O 2 = 2 CaO

Реакция сжигания магния сопровождается ослепительной вспышкой, раньше она применялась при фотографировании объектов в темных помещениях. В настоящее время используют электрическую вспышку.

б ) Реакция с неметаллами. Бериллий, магний и все щелочноземельные металлы взаимодействуют при нагревании с неметаллами — хлором, серой, азотом и т. д., образуя соответственно хлориды, сульфиды, нитриды:

Са + S = CaS сульфид

в) Реакция с водой . Из всех металлов главной подгруппы II группы только бериллий практически не взаимодействует с водой (препятствует защитная пленка на его поверхности), магний реагирует с ней медленно, остальные металлы бурно взаимодействуют с водой при обычных условиях:

Подобно алюминию магний и кальций способны восстанавливать редкие металлы — ниобий, тантал, молибден, вольфрам, титан и др. — из их оксидов

Mg + TiO = Ti + MgO

Магний и кальций применяют для производства редких металлов и легких сплавов. Например, магний входит в состав дюралюминия, а кальций — один из компонентов свинцовых сплавов, необходимых для изготовления подшипников и оболочек кабелей.

Внимание. Выполните задание. Сейчас вы составите опорный конспект по химическим свойствам ЩЗМ. Задание выполняется в паре.

Металлы II гр А подгруппы

гидроксиды(основания, кроме ВеО)

3.Соединения металлов II группы

Me ( O Н)2

Ме(кислотный остаток)

MeO Основные оксиды

Ве(ОН)3 амфотерный гидроксид

Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов. В природе щелочноземельные металлы, как и щелочные металлы, находятся только в форме соединений вследствие своей высокой химической активности.

Оксиды МО — твердые белые тугоплавкие вещества, устойчивые к воздействию высоких температур.

Проявляют основные свойства, кроме оксида бериллия, имеющего амфотерный характер.

Оксид магния малоактивен в реакции с водой, все остальные оксиды очень бурно взаимодействуют с ней:

Оксиды получают обжигом карбонатов: МСО3 = МО + СО2

В технике оксид кальция СаО называют негашеной известью, а МgО — жженой магнезией. Оба этих оксида используют в производстве строительных материалов.

Гидроксиды щелочноземельных металлов относятся к щелочам. Их растворимость в воде растет от Са(ОН)2 к Ва(ОН)2. Эти гидроксиды получают взаимодействием соответствующего оксида с водой.

Реакция оксида кальция с водой сопровождается выделением большого количества теплоты и называется гашением извести, а образующийся Са(ОН)2 — гашеной известью:

Прозрачный раствор гидроксида кальция называется известковой водой, а белая взвесь Са(ОН)2 в воде — известковым молоком. Гашеная известь широко используется в строительстве. Известковое молоко применяют в сахарной промышленности для очистки свекловичного сока.

Соли бериллия, магния и щелочноземельных металлов получают взаимодействием их с кислотами. Галогениды (фториды, хлориды, бромиды и иодиды) этих металлов — белые кристаллические вещества, большинство из них растворимо в воде.

Из сульфатов хорошо растворимы в воде только сульфаты бериллия и магния. Растворимость сульфатов уменьшается от ВеSO4 к ВaSO4. Карбонаты этих металлов малорастворимы или совсем нерастворимы в воде.

Сульфиды щелочноземельных металлов, содержащие в малых количествах примеси тяжелых металлов, после предварительного освещения начинают светиться различным цветом — красным, оранжевым, голубым, зеленым. Они входят в состав специальных светящихся красок, которые называют фосфорами. Их используют для изготовления светящихся дорожных знаков, циферблатов и т. п.

Рассмотрим наиболее важные соединения элементов главной подгруппы II группы периодической системы.

СаСО3 — карбонат кальция — одно из самых распространенных на Земле соединений. Вам хорошо известны такие содержащие его минералы, как мел, мрамор, известняк.

Самый важный из этих минералов — известняк, без которого не обходится ни одно строительство. Во-первых, он сам является прекрасным строительным камнем (вспомните знаменитые одесские катакомбы — бывшие каменоломни, в которых добывали камень для строительства города), во-вторых, это сырье для получения других материалов: цемента, гашеной и негашеной извести, стекла и др.

Известковой щебенкой укрепляют дороги, а порошком — уменьшают кислотность почв.

Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных .Один из примеров его использования вы хорошо знаете — это школьные мелки, зубные пасты. Мел применяют в производстве бумаги и резины, а также для побелки.

Мрамор — это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков. Из него создавал свои прекрасные творения Микеланджело ), стены всемирно известного индийского мавзолея-Тадж-Махал выложены из мрамора, им же облицованы многие станции московского метро.

МgС O 3 — карбонат магния, необходим в производстве стекла, цемента, кирпича, а также в металлургии для перевода пустой породы, т. е. не содержащей соединения металла, в шлак.

СаSО4 — сульфат кальция, встречается в природе в виде минерала гипса СаSO4 • 2Н2О, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок, для получения слепков.

Для этого применяют полуводный гипс 2СаSО4 • Н2О — алебастр, который при взаимодействии с водой образует двуводный гипс:

Эта реакция идет с выделением теплоты.

Сульфат магния, известный под названием горькая, или английская, соль, используемый в медицине в качестве слабительного средства. Содержится в морской воде и придает ей горький вкус.

Кальций имеет важное значение для живых организмов, это материал для постройки костных скелетов. Он играет существенную роль и в самих процессах жизнедеятельности: ионы кальция регулируют работу сердца, участвуют в процессах свертывания крови.

На долю кальция приходится более 1,5% от массы тела человека, 98% кальция содержится в костях скелета. Однако кальций не только делает наши кости крепче, но и способствует работе нервной системы. При недостатке кальция руки теряют способность удерживать предметы, мышцы начинают судорожно сокращаться, кровь перестает свертываться, нервная система приходит в негодность, а сердечная мышца отказывается нормально работать.

Открытие магния и кальция . Магний был впервые получен Г. Дэви в 1808 г. из белой магнезии — минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу.

Полученный Г. Дэви металл был загрязнен примесями, а чистый магний получил француз А. Бюсси в 1829 г.

Генетический ряд кальция

Ca – 1 CaO – 2 Ca ( OH )2 – CaCO 3

Домашнее задание

П рочитайте § 15 о значении соединений щелочноземельных металлов и выпишите сведения в виде таблицы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока рассматривается общая характеристика ЩЗМ.

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы.

Цель. Дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы.

Образовательные: дать общую характеристику металлов главной подгруппы II группы; рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементов.

Развивающие: продолжить формирование устойчивого интереса к химической науке и практике, положительных мотивов учения, развивать логическое мышление и интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы), внимательность, самостоятельность при выполнении заданий; совершенствовать умения составления уравнений химических реакций.

Воспитательные: воспитывать интерес к химии как науке, сознательное отношение к химическим знаниям

Повторение изученного материала

Проверить домашнее задание упр. 1 стр. 58

Группу каких элементов вы изучали на предыдущем уроке?

Какие химические элементы относят к семейству щелочных металлов.

Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций

Где встречаются щелочные металлы в природе?

В виде оксидов, оснований или в составе минералов

Почему щелочные металлы не встречаются в природе в чистом виде?

У них очень высокая химическая активность

С чем связана высокая химическая активность щелочных металлов? (Свяжите строение их атомов с их положением в ПСЭ)

У них 1 электрон на внешнем уровне (они находятся в 1 группе главной подгруппе), который они могут очень легко отдавать, проявляя при этом восстановительные свойства.

Как тогда нужно хранить щелочные металлы?

Под слоем керосина, чтобы они не взаимодействовали с кислородом воздуха и другими веществами

Какие физические свойства щелочных металлов вам известны?

Очень мягкие, легко режутся ножом, металлический блеск на свежем срезе.

Перечислить основные химические свойства ЩМ

Взаимодействуют с неметаллами, образуя бинарные соединения (с кислородом, водородом, мерой, хлором, азотом и др.), с водой (образуют основания), с кислотами (образуют соли), с солями менее активных металлов

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Бериллий, магний, щелочноземельные металлы" 9 Класс

Автор-составитель Ильичева Т.В., учитель химии МОУ-СОШ №21г.Альметьевск, РТ

Познакомить со свойствами элементов II группы, главной подгруппы, их соединениями и основными областями применения.

Развивать умения анализировать, сравнивать, предугадывать свойства металлов, опираясь на знания об особенностях строения атомов химических элементов. Расширять кругозор, обогащать словарный запас.

Воспитывать интерес к химии как науке, сознательное отношение к химическим знаниям.

карточки со словами;

образцы металлов (магний);

задания к кроссворду на каждую парту по одному экземпляру.

Х О Д У Р О К А :

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (два ученика у доски):

№ 1 а, с.58 – решает 1 ученик;

№ 1 б, с.58 – решает 2 ученик.

Соотнести технические названия веществ с их формулами.

Формулы выписаны в столбик на доске, а названия вразброс на карточках, прикрепляемых к доске магнитами с обратной стороны.

На доске формулы (записаны в столбик): NaOH NaCl Na 2 SO 4 *10 H 2 O KOH NaHCO 3 Na 2 CO 3 *10 H 2 O K 2 CO 3 .

На карточках: едкий натр, едкий кали, поваренная соль, кристаллическая сода, пищевая сода, глауберова соль, поташ.

Попутно, по мере соотнесения формул и названий, необходимо называть область применения данных веществ.

С солями и гидроксидами каких металлов мы работали?

Что общего в строении щелочных металлов?

Почему их хранят под слоем керосина?

Перечислите их физические свойства.

Как они изменяются с увеличением порядкового номера?

Перечислите основные химические свойства щелочных металлов.

III Изучение нового материала.

1. Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях:

С какими химическими элементами вы работали?

Где они все располагаются?

3. Физические свойства металлов II группы, главной подгруппы, нахождение в природе; строение ЩЗМ, бериллия, магния.

Объяснение учителя: казалось, все эти элементы находятся в одной группе, в главной подгруппе, но по какой-то причине магний и бериллий к группе щелочноземельных металлов (ЩЗМ) не относят?! Оказывается, если магний по свойства во многом тяготеет к ЩЗМ, то бериллий стоит как бы особняком. По свойствам он ближе к алюминию, расположенному по диаганали от него в III группе. По какой причине не относят к ЩЗМ магний мы узнаем сегодня чуть позже.

Далее заслушиваются выступления учащихся (заранее заготовленное домашнее задание) о физических свойствах данных металлов их применении, истории открытия, нахождении в природе, учитель может добавить:

Бериллий – встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни.

Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичны (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавляя к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт.

Как вы думаете почему остальные металлы этой группы, главной подгруппы названы ЩЗМ?

Так они именуются по той причине, что их гидроксиды, подобно гидроксидам ЩМ растворимы в воде, то есть являются щелочами.

Кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка.

Подумайте из чего кальцит формируется?

Поэтому неудивительно, что иногда в известняках находят ракушки или отпечатки животных.

Где он применяется? (гипсовые слепки, карнизы, лепнина, штукатурка потолков, в хирургии, бумажная промышленность).

Вспомните внешний вид, агрегатное состояние металлов: бериллия, магния, кальция; обратите внимание на зависимость температуры плавления, плотности простых веществ и сделайте соответствующие выводы, используя таблицу (таблица может быть на экране компьютера, либо на доске):

Читайте также: