Басни крылова 8 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

– Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о баснях Ивана Андреевича Крылова. Конечно, все вы знаете и Ворону, и Лисицу, и Волка, и Слона, и Моську, и Ягнёнка. Вспомните, как мы работали с баснями в предыдущие годы?

  • Мы читали басни, инсценировали их
  • Мы анализировали текст
  • Искали мораль
  • Учили наизусть
  • Делали иллюстрации к басням
  • Готовили костюмы и декорации
  • Писали сочинения о героях басен
  • Объясняли какую роль, как, и почему я играю в инсценировке

III. Мотивация деятельности учащихся.

IV. Усвоение новых знаний и умений.

Задание по группам:

Используя предложенные листы (Приложение), содержащие словарные статьи, объясняющие значение слова, ученики должны объяснить как они воспринимают понятие.

Идёт обсуждение в группах. Каждая группа выбирает то объяснение значения, которое она для себя освоила и сможет запомнить.

V. Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.

Выслушиваются представители групп.

Учитель читает центон, составленный из басен И.А. Крылова:

Задание по группам:

Какие басни вы узнали?

Какие строчки остались неопознанными?

VI. Социализация работы групп. Похвальное слово лучшим.

– Чувствуете ли вы, ребята, какую-то незавершённость истории?

Включите своё воображение и вспомните себя. Приходилось ли вам когда-нибудь спускаться с крутой горы на велосипедах, санках, бегом или пешком? Вспомнили?

Выступают желающие, комментируя своё восприятие.

Учитель читает текст басни.

– Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы? Приведите свои примеры и, опираясь на текст, расскажите что и как вы видите, представляете, о чём размышляете?

Какие пословицы и поговорки можете вы вспомнить, чтобы лучше представить себе прочитанное и услышанное?

Мы сейчас говорили о бытовом уровне восприятия. О том, как мораль басни можно применить в повседневной жизни.

VII. Усвоение новых знаний.

– По отработанной доме статье учебника, вы узнали, что у этой басни есть не только бытовой, философский, но и исторический, политический смысл.

– Кого и как защищала эта басня?

– Чью сторону в историческом споре заняли бы вы?

Выслушиваются ответы учащихся.

– Обратите внимание на фразу:

Намёк Крылова прекрасно понимали современники, а сейчас о нём знаем и мы.

Прочитайте мораль басни.

Подойдёт ли она нам для завершения центона, с которого мы начинали работу?

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам:
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.

Выслушиваются мнения представителей групп.

VIII. Усвоение новых знаний.

Давайте подведём итоги.

Отметим что нового узнали мы сегодня? В чём состояла особенность работы на уроке?

Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли? О чём забыли? Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить? Над какими словами нужно ещё поработать?

IX. Домашнее задание.

Обратиться к двум-трём неизвестным вам басням Крылова.

Автор: Сердцева Яна Артуровна

Организация: МОУ Удельнинская гимназия

Населенный пункт: Московская область, Раменский район, п. Удельная

Урок №9

Класс: 8

Используемые технологии:

  • развитие критического мышления;
  • информационно – коммуникационная технология
  • здоровьесберегающие технологии

Цели урока:

  • познакомиться с биографией и творчеством И.А.Крылова;
  • углубить знания о басне, как жанре, ее признаках;
  • рассмотреть приёмы и средства сатиры;
  • выявить особенности басен И.А. Крылова;
  • стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников.

Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

Личностные

Воспитательные

- Продолжить знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова;

- Рассмотреть понятия: "сатира", "приёмы и средства сатиры".

- Работать над развитием воображения и ассоциативного мышления.

- Стремиться к совершенствованию собственной речи.

- Воспитание интереса к классической литературе;

- Содействовать морально-нравственному воспитанию;

- Воспитывать чувство ответственности и долга.

Используемое оборудование:

  • Потрет И.А. Крылова
  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Раздаточный материал
  • Презентация

Ход урока

"Крылов – писатель-мыслитель, философ-сатирик. Но и суждение об исключительно сатирическом характере крыловских басен также недостаточно, потому что к сатире они не сводятся и ею их содержание и смысл не исчерпываются. Сатира – лишь одна, без сомнения существенная, но не единственная их сторона".

В.Г.Белинский

1. Организационный момент – приветствие.

2. Актуализация знаний – слово учителя (лекционный материал)

Родился Иван Андреевич 13 февраля 1769 года в Москве, в семье отставного офицера. Хорошего образования в детстве он не получил, лишь сам изучал литературу и математику, а также языке – французский и итальянский.

В 1809 году вышел первый сборник басен, автором которых стал сам Крылов. И это был уже не просто успех, а настоящая слава. С 1812 по 1841 год Иван Крылов работал помощником библиотекаре и продолжал работу над баснями. Умер в Петербурге 21 ноября 1844 года.

Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени - владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений. И.А. Крылов написал более 200 басен.

3. Постановка учебной задачи.

1. Подробнее познакомиться с творчеством И.А. Крылова. 2. Рассмотреть понятия: "сатира", "приёмы и средства сатиры". 3. Узнать об особенностях басен И. А. Крылова.

4. Физкультминутка. (Чтение предложений. Если в предложение есть олицетворение обучающиеся выполняют приседание, если есть эпитет, то делают хлопок)

Прежде чем говорить о творчестве Ивана Андреевича нам нужно с вами обратиться к таким понятиям как: сатира, виды сатиры и средства сатиры, аллегория, метафора.

Сатира - резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии.

Виды сатиры: ирония – смешное скрывается под маской серьёзного. юмор – серьезное скрывается под маской смешного. сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

Средства сатиры: Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли. Гротеск - художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Контраст - — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Реализация метафоры – (буквализация метафоры) - стилистический прием, суть которого состоит в употреблении метафорического выражения в прямом (непереносном) смысле. Аллегория - это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа.

Творчество

Басня зародилась еще в античности. В XVIII в. тоже были басни, но Крылов вдохнул в них новую жизнь.

Басня построена на приеме аллегории.

Что сделало Крылова великим баснописцем?

  1. Басни Крылова отличает отказ от умозрительных истин и от прописных доктрин (отказ от идеи просвещения) раньше басни поучали, наставляли, но Крылов этого избегает.

Идеи просвещения XVIII в. - установка на просветительское воздействие на человека, воспитание, всего этого Крылов избегает.

Басня – это отражение власти. Новаторство в том, что раньше басня выражала универсальные идеи, не привязана к каким – то факторам, а Крылов соединил злободневность и универсальность.

Басня – эпический жанр. У Эзопа басня – маленький рассказ от автора. У Крылова соединяется эпос и элементы драмы и лирики (разговор персонажей, живая сцена как будто динамический маленький спектакль).

  1. Присущая басням стилевая драматургия. В баснях Крылова просторечный стиль не единственный. В них появляется что – то новое. Внутри басен присутствует как разговорный стиль, так и высокий.

6. Рефлексия деятельности. Итоги урока. Оценивание.

7. Домашнее задание

1. Выучить конспект. 2. Прочитать басни И.А. Крылова "Обоз" и "Лягушки, просящие царя". 3. Подготовить характеристику главных персонажей. 4. Подготовить выразительное, эмоциональное чтение басен.

Список литературы

Приложение 1. Басни И.А. Крылова

Волк на псарне

Волк и ягнёнок

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Квартет

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

2. Слово учителя об И. А. Крылове.

В литературном развитии первой четверти XIX века Иван Андреевич Крылов (1768–1844) занимает поистине уникальное место.

(Демонстрация портрета И. А. Крылова.)

– В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение? Зачитайте.

– Какова мораль басни и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по теме:

Место урока в учебном процессе : урок по учебному плану .

Цели урока: знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова; углубить знания о басне, как о жанре, ее признаках; рассмотреть приёмы и средства сатиры; напомнить учащимся оаллегории, "эзоповом языке"; выявить особенности басен И.А. Крылова; стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников.

Задачи урока:

образовательные: продолжить знакомство с биографией и творчеством И.А.Крылова; рассмотреть понятия: "сатира", "приёмы и средства сатиры";

развивающие: работать над развитием воображения и ассоциативного мышления;

личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи;

воспитательные: воспитание интереса к классической литературе; содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басн; пробудить непримиримое отношение к человеческим порокам; воспитывать чувство ответственности и долга.

Цель применения ИКТ на уроке:

*формирование информационной культуры;

*формирование умений и навыков работать с информацией, представленной в сети Интернет;

*формирование коммуникативной компетенции.

Оборудование:

· Фотография памятника И.А. Крылову

· Выставка книг И.А. Крылова.

"Крылов – писатель-мыслитель, философ-сатирик. Но и суждение об исключительно сатирическом характере крыловских басен также недостаточно, потому что к сатире они не сводятся и ею их содержание и смысл не исчерпываются. Сатира – лишь одна, без сомнения существенная, но не единственная их сторона".

В. Белинский

I. Организационный момент – приветствие.

II. Актуализация знаний – слово учителя (мини-лекция).

Басни Крылова известны нам с детства. Столь же близок нам и сам Крылов. Мы уверены, что знаем о нем все. Но так ли это? Предлагаю вам прослушать мини-лекцию о жизни этого великого человека, вспомнить и отразить в хронологической таблице некоторые наиболее важные биографические данные.

Лекционный материал

Иван Андреевич родился 2 ( 13 ) февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера А. П. Крылова . Во время Пугачевского восстания отец Крылова служил армейским капитаном в Яицкой крепости. Когда в 1774 году крепость попала в окружение , жену капитана Марию Алексеевну с маленьким сыном Иваном отправили в Оренбург , который, однако, также вскоре был осаждён. Поскольку мать и сын Крыловы числились в пугачевских списках приговорёнными к повешению, им пришлось скрываться.

Пугачёв скрежетал. Он поклялся повесить не только Симонова и Крылова, но и всё семейство последнего, находившееся в то время в Оренбурге. Таким образом обречён был смерти и четырёхлетний ребёнок, впоследствии славный Крылов.

Проявив мужество во время усмирения пугачёвского бунта , его отец не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями, Иваном и Львом, в Тверь . Должность председателя магистрата не приносила большого дохода, семья жила в бедности. В 1778 году отец умер, финансовое состояние вдовы с детьми стало ещё более тяжёлым.

Иван не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать на уроках французского языка, которые давались их детям. Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал его отец. Денег едва хватало, чтобы прокормиться семье. Через пять лет вдова с детьми отправилась в Санкт-Петербург, чтобы похлопотать о пенсии и устройстве старшего сына на работу. Иван получил новую должность — был принят приказным служителем в казённую палату.

В 1809 году вышел первый сборник басен, автором которых стал сам Крылов. И это был уже не просто успех, а настоящая слава. С 1812 по 1841 год Иван Крылов работал помощником библиотекаре и продолжал работу над баснями.

ІІІ. Объявление темы, эпиграфа. Формирование вместе с детьми целей урока.

Каким человеком был И.А. Крылов? Почему его называют язвительным сатириком своего времени? О чем думал, о чем писал, с кем общался и дружил этот человек? Почему его произведения живы и актуальны сегодня? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить. Удачным ли и интересным будет этот урок ,в большой мере, зависит от вас. Активная работа на уроке - залог прочных знаний.

ІV. Открытие новых знаний.

(Учащиеся накануне получили карточки с данными вопросами и заданиями подготовить дома ответы на них).

Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени:

владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки.

Крылов как человек: круг общения, интересы, любопытные факты.

Но одно известно абсолютно точно: настоящий Иван Андреевич был мало кому известен. Он практически не общался дажес близкими родственниками. Однако в кругу общения писателя нередко присутствовали богачи и известные личности. Крылов удивлял окружающих своей непредсказуемостью.

Друзья и знакомые И.А. Крылова

Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя .

hello_html_5f6f96e6.jpg

Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич

Новаторство Крылова в жанре басни означало, что русская литература неуклонно развивается в сторону реализма, что она близка к созданию многосторонних народных характеров.

Язвительный сатирик.

Учитель: Друзья мои, спасибо всем за интересную и содержательную беседу. Продолжим урок. Рассмотрим конкретно такие понятия, как: "сатира", "виды сатиры", "средства сатиры"

2. Обратимся к вопросам теории литературы.

Сати́ра (лат. satira) — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

hello_html_3ac1bae.jpg

hello_html_5c667458.jpg

* В баснях Крылова проходит вся Россия от царя до мужика, разнообразная и выразительная галерея представителей различных классов и сословий. Он ядовито разоблачает нравственное убожество, честолюбие, алчность, вероломство, эгоизм господствующих классов, всевозможные проявления произвола, паразитизма, лицемерия, как основного их свойства.

* Честолюбивый Осёл, украшенный звонком, принятым им как знак отличия; надутая важностью Лягушка, стремящаяся превзойти Вола; бесцеремонная Свинья, изрывшая своим рылом огород, - всё это различные представители чиновной, бюрократической среды, всё это тупые и чванливые ничтожества, стремящиеся использовать своё положение во имя своих эгоистических интересов, чуждые народу, цинично пользующиеся его трудом для своего собственного благополучия.

Эзо́пов язык (по имени баснописца Эзопа ) — тайнопись в литературе, иносказание , намеренно маскирующее мысль ( идею ) автора .

* Басни Крылова не были безобидной насмешкой. Они метили в самые болезненные и кровоточащие язвы современного писателю крепостнического общества. Именно поэтому мы говорим о И.А. Крылове как о язвительном баснописце, вскрывающем нарывы общества того времени.

V. Первичное закрепление.

Учитель: Слова Виссариона Белинского как нельзя лучше передают суть нашего сегодняшнего урока. Мы не стремимся сегодня работать над текстом басен, мы не пытаемся их анализировать, искать в них мораль. Нет, всю эту работу нам ещё предстоит выполнить на последующих уроках. А сегодня мы беседуем и дискутируем по вопросам, связанным с темой занятия. Поэтому, чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю написать синквейны.

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

hello_html_5f350f35.jpg

Дети зачитывают свои синквейны

И.А. Крылов

Известный, талантливый

Творил, издавал, переводил

Зло и едко заклеймил пороки общества

Сатирик

Крылов И.А.

Неординарный, загадочный

Учил, просвещал, высмеивал

Чтение его басен обогащает нас

Баснописец

VІ. Рефлексия. Подведение итогов.

(Ученики говорят о том, что они узнали на уроке, что удалось более всего, над чем предстоит ещё поработать; кратко подводят итог своей деятельности, дают оценку выступавшим и самым активным учащимся).

Читайте также: