Алгоритмы и исполнители 9 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

деятельность по изучению св ойств алгоритм а и его исп олнителей .

2. Самостоятельная работа уч ащихся по группа м (1 0 мин) .

Понятие алгорит ма вводится через жизненные примеры : ре -

цепт какого - либо блюда, заваривани е чая, расписание урок ов, ре -

жим для, пере ход дороги по свет офору , решение у равнения и т. п.

 Для изучения свойств алгоритмов учитель организует ра -

боту учащихся так им образ ом, чтобы о ни сами их в ыявили.

 Класс делится на несколько групп. Каждая гру ппа должна

составить подробну ю инструкцию для какого - либо действия :

заваривание чая, решение уравнения, переход дорог и по свето -

фору и др . Инструкцию ученики оформляют на альбомных лис -

 Инструкции учащихся вывешива ются на доске и о бсуж -

- Что общего во всех инструкциях, алгоритмах ? (Пошаговое

- Что полу чается после выполнения алгоритма ? (Конкрет -

- Можно ли один алгоритм, наприме р инст рукцию п о зава -

риванию чая, применить для выполнения аналогичного дейст -

вия, например заваривания травяного сбора? (Свойство массо -

- Все ли инструкции просты и понятны? (Св ойство выпол -

- Все ли команд ы четко пропи саны и в правильной п оследо -

Определение алгоритма и свойства у ченики записывают

- Кто или что может выполнять различные алгоритмы? (Че -

ловек, автомати ческая маши на на заводе, робот, к омпьютер.)

- Что должен знать ил и у меть конкретн ый исп олнитель?

 Далее учитель рассматр ивает способ ы записей алгорит -

мов. Существу ет д в а с п о с о б а : с ловесный - те инструкции,

которые учащие ся описывали на п рошлом уроке, и графиче -

Учитель на каком - либо примере алгоритма прошлого урока

рисует и объяс няет назначе ние каждой блочной ф игуры.

 Для рассмотрени я процесса ф ормальног о исполне ния алго -

ритма и понятия программы учитель организует фронтальный

- Должен л и исполнитель задумывать ся над точностью и не -

- Какой исполнит ель из перечисл енных нами ранее можно

- Для того чтобы компьютер мог выполнить алгоритм, в ка -

Вводится понят ие программ ы, и перечисляются системы

Закрепление нового материала проходит в виде неболь -

шой практической (самостоят ельной) работы по группам, кото -

рые были образ ованы на прошлом у роке. Учащиеся для свои х

инструкций должны определить исполнителя, его систему ко -

В ко нце урока у читель ввод ит п онятие исполнителя алго -

ритмов, обращаясь к созданным инструкциям : для ко го написа -

ны алго ритмы, кто их может выполнять? Это понятие бу дет

Выучить о сновные определения по данной теме. Записать несколько

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Понятие алгоритма так же фундаментально для информатики, как и понятие информации.

Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд. Команды которые может выполнять конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя – СКИ.

Класс исполнителей необычайно разнообразен. Прежде всего, в нем выделяют два типа исполнителей: формальных и неформальных. Формальный исполнитель одну и ту же команду выполняет всегда одинаково, неформальный – может выполнять команду по – разному.

Формальными исполнителями являются преимущественно технические устройства. Человек в роли неформального исполнителя всегда сам отвечает за свои действия. За действия неформального исполнителя отвечает управляющий им объект.

Рассмотрим исполнителя – человека. Жизненный опыт человека растет с увеличением числа освоенных им алгоритмов. Например, чтобы ребенок научился покупать в магазине хлеб, ему нужно сначала рассказать как это делать (а лучше показать). Поэтому для человека можно сформулировать множество алгоритмов. К ним можно отнести и множество различных инструкций.

Управление - это процесс целенаправленного воздействия одних объектов на другие.

Исполнители являются объектами управления. Управлять ими можно, составив для них алгоритм.

Алгоритм — это конечная последовательность однозначных предписаний, исполнение которых позволяет с помощью конечного числа шагов получить решение задачи, однозначно определяемое исходными данными.

Для представления алгоритмов используют несколько способов:

словесный - с амый простой способ. При данном способе в каждой строке перечисляется определенная команда, последовательное выполнение команд приводит исполнителя к нужному результату.

окатить заварочный чайник кипятком;

засыпать заварку в чайник;

графический – используются геометрически фигуры для обозначения, каких – либо команд, называемых блоками. Каждый блок соответствует конечному этапу процесса. Внутри каждого блока дается описание тех операций, которые необходимо выполнить.

Рассмотрим каждый блок:

Схемы строятся в соответствии с заданной задачей, в которой с помощью стрелок отслеживается направление движения по алгоритму. В качестве основных базовых структур используются объединенные схемы: линейные, ветвление, цикл.

Дано : катеты прямоугольного треугольника

а = 3 см, b = 4 см.

алг Заварка чая

Окатить заварочный чайник кипятком.

Засыпать заварку в чайник.

Любой алгоритм должен быть построен с соблюдением определенных правил, согласованных с его свойствами:

дискретность – разбиение алгоритма на последовательность отдельных законченных действий.

понятность – однозначное понимание каждого шага алгоритма для исполнителя.

точность – строго определенная последовательность шагов алгоритма. Алгоритм не предусматривает принятие каких-либо самостоятельных решений исполнителем, не предусмотренных составителем алгоритма.

результативность (конечность) – выполнение алгоритма за конечное число шагов.

массовость применение алгоритма для решения целого класса однотипных задач.

Для успешного выполнения любой работы мало иметь ее алгоритм. Всегда требуются какие – то исходные данные, с которыми будет работать исполнитель. Исполнителю, решающему математическую задачу, требуется числовая информация. Задача всегда формулируется так: дана исходная информация, требуется получить какой-то результат.

Дано : катеты прямоугольного треугольника

а = 3 см, b = 4 см.

Алгоритм решения данной задачи можно представить следующим образом:

Возвести а в квадрат.

Возвести b в квадрат.

Сложить результаты действий 1 и 2.

Вычислить квадратный корень результата действия 3 и принять его за значение с.

Для точного решения задачи необходимо иметь полный набор данных. Если исходные данные неполные, то задачу либо нельзя решить, либо получить неоднозначное решение.

Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя. Алгоритм и программа могут отличаются по форме, но не по содержанию.

Задача: определить расстояние, пройденное человеком, если известно, что движение было равномерным.

Условия задачи: заданы скорость движения и время. Нужно найти путь.

Создание модели задачи: для решения необходимо использовать математическую модель, выраженную в виде формулы равномерного движения:

Для описания алгоритма решения задачи используем блок – схему:

Вопросы для домашнего задания (выучить и подготовиться к проверочной работе)

Кто ввел понятие алгоритма

Какие способы используются для представления алгоритмов?

При построении алгоритмов соблюдаются следующие свойства ….?

Представить схематически алгоритм решения задачи по нахождению периметра прямоугольника. (представить в виде блок-схемы)

Представить схематически алгоритм выключения компьютера. (представить в виде блок-схемы)

Похожие документы:

1. теоретический анализ психолого- педагогической литературы по проблеме развития алгоритмического мышления учащихся 3-го класса

. информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие . работы, используя опорные конспекты, логические схемы, . и ИКТ в 5–7 классах по учебникам Босовой Л.Л.направлено на . алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель. Темы для .

"Алгоритмы и исполнители"

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Информатика 9 класс

Тема урока: Алгоритмы и исполнители

Учитель: Шатохин Э.В.

Способствовать развитию алгоритмического мышления. Дать понятие алгоритма, исполнителя рассказать о свойствах, дать классификацию алгоритмов; Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации.

Решаемые учебные задачи:

2) рассмотрение свойств алгоритма;

3) рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- круг решаемых задач;

- формальное исполнение алгоритма.

Используемые на уроке средства ИКТ:

- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийныйпроектор, экран;

Электронные образовательные ресурсы

- ресурсы федеральных образовательных порталов:

Особенности изложения содержания темы урока

1. Организационный момент (1 минута)

2. Изучение нового материала (25 минут)

1 слайд — название презентации;

2 слайд — ключевые слова;

- круг решаемых задач

- формальное исполнение алгоритма

Каждый человек в повседневной жизни, в учёбе или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Сложные задачи требуют длительных размышлений для нахождения решения; простые и привычные задачи человек решает не задумываясь, автоматически. В большинстве случаев решение каждой задачи можно разбить на простые этапы (шаги). Для многих таких задач (установка программного обеспечения, сборка шкафа, создание сайта,эксплуатация технического устройства, покупка авиабилета через Интернет и т. д.) уже разработаны и предлагаются пошаговые инструкции, при последовательном выполнении которых можно прийти к желаемому результату.

3 слайд —Общая схема работы алгоритма.

4 слайд —происхождение и определение понятия алгоритма;

Можно сказать, что алгоритм — это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.

5 слайд —исполнитель алгоритма (схема) ;

Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.

Круг решаемых задач. Каждый исполнитель создаётся для решения некоторого круга задач — построения цепочек символов, выполнения вычислений, построения рисунков на плоскости т. д.

Среда исполнителя. Область, обстановку, условия, в которых действует исполнитель, принято называть средой данного исполнителя. Исходные данные и результаты любого алгоритма всегда принадлежат среде того исполнителя, для которого предназначен алгоритм.

Система команд исполнителя. Предписание исполнителю о выполнении отдельного законченного действия называется командой. Совокупность всех команд, которые могут быть выполнены некоторым исполнителем, образует систему команд данного исполнителя (СКИ). Алгоритм составляется с учётом возможностей конкретного исполнителя, иначе говоря, в системе команд исполнителя, который будет его выполнять.

Режимы работы исполнителя. Для большинства исполнителей предусмотрены режимы непосредственного управления и программного управления. В первом случае исполнитель ожидает команд от человека и каждую поступившую команду немедленно выполняет. Во втором случае исполнителю сначала задаётся полная последовательность команд (программа), а затем он выполняет все эти команды в автоматическом режиме. Ряд исполнителей работает только в одном из названных режимов.

6 слайд —исполнитель Робот;

7 слайд — исполнитель Кузнечик;

8 слайд — разработка алгоритма (схема) ;

При разработке алгоритма:

1) выделяются фигурирующие в задаче объекты, устанавливаются свойства объектов, отношения между объектами и возможные действия с объектами;

2) определяются исходные данные и требуемый результат;

3) определяется последовательность действий исполнителя, обеспечивающая переход от исходных данных к результату;

4) последовательность действий записывается с помощью команд, входящих в систему команд исполнителя.

Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов

9 слайд — свойства алгоритма (схема) ;

Не любая инструкция, последовательность предписаний или план действий может считаться алгоритмом. Каждый алгоритм обязательно обладает следующими свойствами: дискретность, понятность, определённость, результативность и массовость.

10 слайд — алгоритм (точное определение) ;

Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами:

11 слайд —возможности автоматизации деятельности человека (схема) ;

Разработка алгоритма — как правило, трудоёмкая задача, требующая от человека глубоких знаний, изобретательности и больших временных затрат.

Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям.

12 слайд — самое главное.

- Исполнитель - некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково. Для каждого формального исполнителя можно указать: круг решаемых задач, среду, систему команд и режим работы.

- Алгоритм - предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами дискретности, понятности, определённости, результативности и массовости.

- Способность исполнителя действовать формально обеспечивает возможность автоматизации деятельности человека.

Вопросы и задания

13 слайд – вопросы и задания;

3. Практическая часть. Решение задач (15 минут)

Самостоятельное решение задач в рабочей тетради. (№ 102, 103, 104, 106, 107, 108)

Практическое задание №15 в учебнике. Найдите в сети Интернет анимацию шагов алгоритма Эратосфена. С помощью алгоритма Эратосфена найдите все простые числа, не превышающие 50.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3. Ход урока — основная часть вашего плана-конспекта. В этой части в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня же на уроке мы рассмотрим

величайшего математика из Хорезма

Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т. п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, мы не размышляем над тем в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы кого-нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Например, так (Слайд 2).

А теперь представьте себе, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться. Вот как может выглядеть объяснение: (Слайд 3).

Посмотрим на эти алгоритмы. На первый взгляд между ними нет ничего общего. Одно дело - открывать дверь, другое – ехать в гости. Однако если присмотреться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего -это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме 2 и 3 действия: (Слайд 4). Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется. А что произойдет, если поменять местами 4 и 5 действия во втором алгоритме (Слайд 5)?

Как видим, для алгоритма важен не только набор действий, но и то, как они организованы, то есть в каком порядке выполняются.

Итак, можно сказать, что алгоритм – это организованная последовательность действий.

Давайте запишем определение алгоритма.

Рассматриваемое нами определение алгоритма является неточным. Поэтому обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций. Такими свойствами являются: (Записывайте в тетрадях). Свойства алгоритма.

1) Дискретность (непрерывность, раздельность) - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых (или ранее определенных) шагов. Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего;

2) Однозначность (единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения) - каждое правило алгоритма должно быть четким, немногозначным. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче;

3) Точность (указание последовательности шагов);

4) Результативность (конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

5) Массовость - алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью применимости алгоритма.

Мы рассмотрели с вами 2 примера алгоритмов. Как вы думаете, кто является исполнителем данных алгоритмов?

Верно. Назовите исполнителей следующих видов работы (Слайд 6).

Верно. А теперь давайте рассмотрим какие существуют типы представления алгоритмов. Давайте запишем.

Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

1) Дискретность (непрерывность, раздельность).

2) Однозначность (единственность толкования правил выполнения действий и порядка их выполнения);

3) Точность (указание последовательности шагов);

4) Результативность (конечность);

Исполнитель алгоритма – это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм.

Типы представления алгоритмов:

2) Графический (блок-схема);

3) С помощью алгоритмического языка.

В начале изучения мы как раз и рассматривали с вами примеры словесного описания алгоритма. Это открывание двери ключом, поездка в гости и любой алгоритм, описываемый словами. Давайте рассмотрим ещё один пример (Слайд 9). Что мы получим в результате выполнения данного алгоритма, если первоначально заданно число 6?

Итак, мы рассмотрели с вами различные типы представления алгоритмов. А теперь, давайте, вместе выполним задания.

1) Некий злоумышленник выдал следующий алгоритм за алгоритм получения кипятка (Слайд 12). Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.

Итак, в результате исправления ошибок мы получили алгоритм (Слайд 13). Следующее задание.

2) Какое значение получится на выходе схемы (Слайд 14), если на вход подать а) число 3; б) число 1; в) число 25.

В результате мы получим число 4.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами тему: Алгоритмы и исполнители, узнали, что такое алгоритм, его свойства и исполнитель алгоритма. Также вы узнали, что важнейшим свойствами исполнителя является его СКИ и формальность, то есть выполнение действий, без вникания в их смысл. Мы рассмотрели типы представления алгоритмов и выполнили некоторые задания. На этом урок закончен. До свидания!

Запишите Д.З. выучить записи в тетради

4. Технологическая карта урока

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Методический приём урока (метод)

Слайд, ЭОР (гиперссылка на ЭОР)

Проводится перекличка и отмечаются отсутствующие

Внимательно слушают свои ошибки

Объявление темы, целей и задачи урока

Проговариваются тема, цель и задачи урока

Записывают число и тему урока

Объяснение нового материала

Учитель рассказывает от куда произошло слова алгоритм, что такое алгоритм, свойства алгоритма, исполнитель алгоритма

Записывают основные моменты в тетрадь, отвечают на вопросы учителя

Фронтальное решение заданий

Фронтальный, самостоятельной работы

Учитель предлагает выполнить ряд заданий

Учащиеся выполняют задания самостоятельно и с помощью учителя

[1] Этот параметр можно расписать конкретно по видам УУД (личностные, познавательные, регулятивные) или в терминах УУД (аналитическая деятельность, практическая деятельность)

СТРУКТУРА КОНСПЕКТА УРОКА

Урок № _____ / ______

детерминированность, понятность, результативность, массовость,

развивающие: приобретение навыков работы с различными типами алгоритмов, умения различать их;

воспитательные: воспитание в учащихся умения слушать и выполнять, сказанное учителем.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная работа

Методы обучения: объяснение с элементами беседы и демонстрация, фронтальная работа

Оборудование: доска, мел, интерактивная доска, программа Power Point.

Читайте также: