Короленко дети подземелья история с куклой конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели вводят нас в мир человеческих отношений, пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, интерес и уважение, бережное отношение к человеку.

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. Таким даром – чутким сердцем – обладал и сам писатель. В основе его мироощущения лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей.

Сегодня мы продолжим изучение повести В.Г. Короленко “Дети подземелья”, обратившись к IV, V и VI главам. Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями “дурного общества”.

III. Словарная работа.

Работа проводится по таблице.

Уточним значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

IV. Изучение нового материала.

1. Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

2. Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференциронные задания.)

1) “4” Каким увидел Вася Валека в первый раз?

“5” Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?

2) “4” Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

“5” О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

3. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

4. Дифференцированные задания.

Подведем итог нашим наблюдениям.

“4” Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними?

“5” Что сделало их такими?

“5” Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”

“4” Когда раскрылась мальчику эта загадка?

5. Дифференцированные задания.

Обратим внимание на описание подземелья.

“4” Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.

“5” Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?

6. Как вы понимаете слова о “серых камнях”, которые “высосали жизнь” из Маруси? Что “неумолимое, твердое и жестокое, как камень”, “высасывало” румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. Разделите страницу тетради на две колонки и озаглавьте левую из них “серый камень”. Запишите под этим заголовком слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием.

(Ученики записывают слова “голод”, “холод”, “боль”, “страх”, “ужас”, “безжалостность”, “черствость”, “равнодушие”, “жестокость”, “бесчувственность”, “несправедливость”.)

(Вывод. Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.)

7. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.

“4” Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

“5” Какие чувства борются в душе героя?

“4” Какие “смутные вопросы и ощущения” тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие и воры?

“5” Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжаем работу по заполнению таблицы. Озаглавьте правую колонку “человеческое сердце” и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием.

(Ученики записывают слова “доброта”, “чуткость”, “сочувствие”, “сострадание”, “милосердие”, “терпимость”, “понимание”, “душевное тепло”, “справедливость”, “великодушие”, “искренность”.)

В результате работы учащихся составляется следующая таблица:

“Серый камень” Человеческое сердце
Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность
Символ жестоких, несправедливых законов общества Закон совести

8. Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

9. Работа в парах.

  1. Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)
  2. Должность отца Васи. (Судья.)
  3. Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)
  4. Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)
  5. Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)
  6. Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . (Одиночество.)
  7. Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)
  8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Учитель дает толкование лексического значения этого слова.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие.

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

10. Почему Валека и Марусю нельзя назвать “дурным обществом” для Васи?

V. Обобщение.

1. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?

2. Какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями Васи с представителями “дурного общества”?

Повесть В. Г. Короленко “Дети подземелья” учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям.

В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: “Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству”.

VI. Домашнее задание.

Прочитать главы VI, VII, VIII.

“4” Подготовить пересказ на тему: “Последняя осень Маруси”.

“5” Ответить письменно на вопрос: “Что имел в виду Тыбурций Драб, когда сказал Васе: “Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу”?

VII. Рефлексия.

Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чтение, 7 класс.

Дата____________

Образовательная: способствовать формированию выразительного чтения, через чтение по ролям; показать сложность человеческих взаимоотношений, раскрыть мотивы поведения персонажей; Развивающие: развивать творческие способности, речь, критическое мышление, память; Воспитательные: воспитывать милосердие, сострадание, взаимовыручку, гуманное отношение к людям.

Оборудование: компьютер, проектор , презентация к уроку, учебник.

1.Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

-Прочитайте это стихотворение с чувством радости.

Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
3. Работа по теме урока. Объявление цели и задач.

Словарная работа

Притолока - верхняя или боковая часть дверного проёма.

ТО́ТЧАС - сейчас же, сразу, без промедления, перерыва

ТЩЕ́ТНО - напрасно, бесполезно, безрезультатно

4. Первичное чтение текста. Чтение учителем.

5. Беседа после первичного чтения.

- Почему главный герой (Вася) принес куклу Марусе? (девочка заболела, ее ничего не радовало) - Почему эта кукла доставила много тревожных минут Васе? (когда Вася шёл на гору это видел старый Януш, няня заметила пропажу)

- Почему Вася не забрал куклу у Маруси, несмотря на угрозу, которая нависла над ним. Как этот поступок характеризует Васю? (Не хотел лишить девочку первой и последней радости) Прочитайте. Как только я вынул

- А как выглядела Маруся в то время, нарисовал Никита. Вывесить на доску!

- Забыла ли старуха о кукле? Как она себя вела? Но старуха не забыла….

- Как Васю наказал отец? Прочитай: Отец спросил меня….

6. Выборочное чтение.

Учебник на странице 163. Со слов: Наконец меня позвали к отцу…

- Почему Васе было тревожно, когда его позвал отец?

- Каким взглядом смотрел на него отец? Прочитайте!

- Почему отец был зол на Васю? Какую ценность представляла кукла для отца?

- Как он с ним разговаривал?

7. Чтение диалога по ролям. Чтение текста учащимися.

- Какое состояние было у Васи в критическую минуту разговора с отцом?

8. Гимнастика для глаз

- Кто пришел в дом к судье в критическую минуту?

- Что принёс Тыбурций?

- Кто мог считать дурным общество Тыбурция и его детей? (богатые, знатные люди)

- Было ли оно дурным для главного героя?

- В. Г. Короленко вовсе не считает это общество дурным для Васи.
Дружба с Тыбурцием и его детьми укрепила и развила в маленьком герое-рассказчике все лучшие черты его характера.

9. Чтение текста учащимися.

- Значение слова отворилась.

- Какую печальную новость сообщил Тыбурций?

- Какой взгляд был у отца? (обычный, задумчивый…)

- Как отец разговаривал с Васей?

Заполнение таблицы

Отец до прихода Тыбурция

Отец после прихода Тыбурция

Лицо казалось страшным

Тяжёлый, неподвижный, подавляющий взгляд

Лицо было бледно, глаза горели гневом

Обычный задумчивый взгляд с оттенком удивления

! Прочитайте разговор Васи с отцом! - Как теперь отец общается со своим сыном? (ласково)

- О чём отец попросил Васю?

- Почему он не передал деньги сам? (ему было стыдно, что он не отпускал сына к ним)

- Взял ли Тыбурций деньги?

- Какую картину увидел в подземелье Вася?

- Скажите, кого вы можете обвинить в трагической судьбе Маруси?

- Против чего протестует В. Короленко? Можно ли считать этот протест важным и в наши дни?


1) Учить воспринимать и анализировать содержание повести , учить составлять образ,

выделять основную мысль,

2) Совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность; развивать аналитико-синтетическую деятельность; развивать мышление; воспитывать вдумчивого, внимательного читателя;

3) Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.

Планируемый результат : достижение поставленной цели. (63 % учащихся должны получить 5 баллов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

учитель русского языка и литературы

Тип занятия: урок-расследование (обобщение).

Формы работы обучающихся: коллективная, групповая.

познакомить обучающихся с понятием нравственность, нравственный человек;

развивать навыки анализа литературного произведения;

воспитывать нравственные качества у обучающихся: доброту, милосердие, сострадание.

Оборудование: мультимедийный проектор, портреты писателя, иллюстрации к произведению.

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Давайте с хорошим настроением начнем нашу работу! В добрый путь!

Как воздухом дышать, -

И отдавать. И не считать,

Что отдал много.

Вступительное слово учителя.

Владимир Галактионович Короленко, обладая уникальным литературным талантом, сумел проникнуть в тайники человеческой души и показать, что самый великий дар, данный человеку, - это чуткое сердце.

На слайде №2 изображены кусочки радуги разных цветов (черного, серого, темно-коричневого, красного, желтого, оранжевого).

- Какие цвета связаны с заключением? (Яркие: светлый путь, лежащий перед главным героем).

- Вот такие разноцветные радуги у нас получились. (Слайд №3).

IV . Определение цели урока.

- Ребята, вы согласны с таким распределением цветов? Объясните, почему в конце повести появляются яркие краски, хотя и происходит трагическое событие (смерть Маруси)? (Мы радуемся, потому что у главного героя налаживаются отношения с отцом. Васю ждет светлое будущее впереди).

- Какую тайну мы должны раскрыть? (Благодаря чему в жизни главного героя произошли важные изменения).

Работа по группам.

Запишите слова, словосочетания или предложения, которые характеризуют:

- Каким ощущал себя Вася до встречи с Валеком и Марусей? (1 группа)

- Каким он стал? Каким мы видим его в конце повести? (2 группа)

Погруженный в свое горе.

Любит отца, но не находит ответа на свои чувства.

Не находит дома тепла и уюта, поэтому часто бродит по городу.

Растет, как дикое деревце в поле.

Научился понимать боль других людей, сочувствовать, сопереживать.

Нашел путь к сердцу отца.

Усложнилось представление о мире.

- Сделайте вывод, чему научила Васю дружба с детьми подземелья?

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как мы можем назвать дорогу, которой шел Вася? (Дорога добра, милосердия, сострадания, любви)

– Мы сделали вывод, что Вася изменился, стал милосердным, отзывчивым, стал по-другому относиться к людям. Какое понятие объединяет все названные качества? (Нравственность).

- Перечислите еще раз качества, которыми должен обладать нравственный человек? (Слайд № 6). Запишите их в тетрадь.

Доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, самопожертвование, любовь.

- Прочитайте высказывания о милосердии и сострадании. (Слайды №7-8).

Сострадание – это умение помочь человеку в трудной ситуации.

Если ты обладаешь милосердием и состраданием, то ты хороший человек. (Бабич Данил)

Сострадание – это когда тебе до боли в сердце жаль другого человека.

Милосердие – это когда ты добр к человеку, даже если он сделал тебе что-то плохое. (Краева Таня)

- Какие красивые слова! Можно подумать, что это высказывания знаменитых писателей, философов, ученых. Но вы уже догадались, что я взяла эти строки из ваших домашних сочинений. Я вижу, что вы все обладаете этими качествами, понимаете их важность.

- Скажите, эти качества изначально присущи человеку или нет?

- Как ребенок учится сочувствовать, проявлять доброту, понимание? (На примере родителей, окружающих, на собственном опыте).

- Кто произносит эти слова? (Януш, глава нищих, которые жили в замке).

- Докажите, что жизнь Васи стала намного счастливей. (Чтение отрывка).

- Как изменились отношения Васи с отцом? (Милосердие, проявленное Васей, затронуло душу отца, заставило его открыться навстречу сыну).

XI . Подведение итогов.

Наше расследование подошло к концу. Какие же лепестки волшебной розы нам удалось отыскать в повести? Каждый лепесток - это главное, что хотел донести до читателя В.Г. Короленко. Заполните таблицу.


Доброта делает людей счастливыми.


Доброта соединяет сердца.


Не оставляй людей, попавших в беду.


Учись сочувствовать, сопереживать.


Каждый человек достоин сострадания.


Вывод: встреча с Валеком и Марусей изменила всю жизнь Васи, помогла ему обрести любовь отца, тепло и уют в семье, дом, которого ему так не хватало. Но в этом заслуга и самого Васи. Он прошел длинную дорогу от одинокого, замкнутого в своем горе ребенка до человека, который остро чувствует боль других людей, готов даже на самопожертвование, чтобы помочь своим друзьям, скрасить последние дни жизни бедной девочки.

Закончить урок я бы хотела стихотворением Ф.И. Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать. [2, 105]

Читайте также: