Авторская песня 8 класс музыка конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: расширить знания ребят в области авторской песни. Знакомство с историей развития и особенностями этого песенного жанра.

Задачи урока

Воспитательные:

С помощью музыки, слова создать особую эмоционально – яркую атмосферу урока.

Воспитание интереса и уважения к авторской песне и их создателям.

Эмоционально – нравственная оценка музыки, звучащей на уроке.

Образовательные:

Ознакомление учащихся с историей развития авторской песни.

Закрепить в сознании ребят характерные особенности жанра авторской песни.

Развивающие:

Продолжить работу по развитию умения учащихся анализировать

Выразительное исполнение песен.

Учитель обращает внимание ребят на экран, где все видят изображение гитары, поющих под гитару людей, и задает вопрос:

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Так что же представляет собой авторская песня? Что ее характеризует? Это нам предстоит выяснить

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о песнях, об особенных песнях, которые чаще всего исполняют под гитару.

Кто помнит, как называются такие песни?

Учитель: Совершенно верно. Эти песни называют туристскими, студенческими, самодеятельными, авторскими…. Так изменялось название песенного жанра, песен, создававшихся непрофессиональными поэтами и сочинителями мелодий

Как называют исполнителей авторских песен?

Авторы-исполнители или барды

Горит огнем нетленная душа,

И песни в небо рвутся, словно искры.

Здесь слушают друг друга, чуть дыша

Геологи, студенты и министры.

Аккорды всем понятны и просты,

Пускай вокал не итальянский вовсе.

Поет душа порой до хрипоты-

Не ищет славы, гонорар не просит.

У пламени нет воинов, вождей-

Гитара в руки каждому дается,

Она живет, поет среди людей,

И это племя бардами зовется.

Ученик 1: Во все времена главная задача художника, чем бы он ни занимался – будь то ваятель, композитор, поэт – всегда остается одна. Средствами, имеющимися в его распоряжении, рассказать о себе, о своем времени…

Мой голос слаб, мне не перекричать

Ревущего хвалу лукавой бездне,

Но стоит мне вполголоса начать,

И сотни голосов подхватят песню.

Одна свеча еще не есть пожар,

Одна гитара спящих не разбудит.

Но я начну и тысячи гитар

Заглушат звон фанфар и гром орудий.

Какой бы мрак ни застил небеса,

Какой бы лжец ни пребывал в фаворе –

Мы будем петь, и наши голоса

Сольются в хоре не для ораторий.

Кто нем – тот мертв! Живой - да воспоет

Свободу, но не ту, что дали свыше,

А ту одну – свободу из свобод –

Жить так же, как поешь, а петь, как слышишь!

Мы очень часто проходим мимо чудес, просто не замечая их. Так часто происходит с авторской песней. Авторская песня – это то чудо, которое открывается только чуткому сердцу. Она вмещает в себя целый мир ощущений, переживаний, взглядов. И несет в себе двойную силу: силу музыки и силу слов.

Я приглашаю вас сегодня убедиться в этом самим.

Суть авторской песни – в стремлении к искренности, к правде мыслей и чувств, а значит, в неприятии фальши любого рода: в малом и большом.

В основе авторской песни – проблемы: собственные, друзей, страны. Или картинка жизни: собственной, друзей, страны. Видите, как широк диапазон авторской песни? От Я до Мы. А ведь надо иметь право говорить Мы так, чтобы мы были согласны с этим.

Значит, главное достоинство барда – умение выразить общие настроения, мысли, идеи.

Авторская песня противостоит развлекательной эстрадной песне, для которой важны главным образом ритм, пестрота, световые эффекты, доходчивые слова.

Еще важнее другое: объединить все это в одном человеке.

Наиболее яркими представителями авторской песни являются:

(Ученик 1 и Ученик 2 называют фамилии по очереди)

Поэт, прозаик Булат Окуджава

Поэт, актер Владимир Высоцкий

Поэт, журналист, прозаик, драматург Юрий Визбор

Поэтесса Вероника Долина

Поэт, драматург Александр Галич

Поэтесса, журналистка Ада Якушева

Поэт, педагог Вадим Егоров

Поэт, геофизик Александр Городницкий

Поэт, физик Сергей Никитин

Поэт, врач Александр Розенбаум

Поэт, артист Олег Митяев

Вы, наверное, обратили внимание, что в этом длинном списке есть одно общее для всех определение – поэт.

Поэт, создающий необычное произведение, в котором объединен талант поэта и композитора, музыканта, и актера.

Не раз подтверждал эту мысль Булат Окуджава :

Вот что сказал об авторских песнях известный современный бард С. Никитин :

Владимир Высоцкий сказал:

Поэзия бардовской музыки уносит нас к вершинам Альп, растворяет в звездном небе романтических стихотворений, несет в себе философию нашего времени.

А. Дементьев

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро нашей души не мутилось

Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья

Если даже за все вам – усмешка в ответ.

Кто-то в гении выбился,

Кто-то в начальство…

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте –

Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте, -

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте,

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Пусть другой, гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значения злословью –

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг друга потакая, -

Тем более что жизнь короткая такая.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился вдруг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять…

Не вини его, вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйтесь доброты своей,

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так…

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни – рискни,

Не бросай одного его.

Пусть он в связке с тобой одной,

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах – не ах,

Если сразу раскис – и вниз,

Шаг ступил на ледник – и сник,

Оступился – и в крик, -

Значит, рядом с тобой – чужой.

Ты его не брани – гони:

Вверх таких не берут, и тут

Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но – шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но – держал.

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной, -

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Пусть будут в мире чудеса!
и удивляют бесконечно.
А восхищённые глаза,
внимают радости сердечно.

О! Сколько Мирозданью лет!
и сколько знаний нам даётся.
Неисчерпаемый в них свет,
он сверху щедро людям льётся.

Давайте верить в чудеса!
и удивляться словно дети.
Оттают грубые сердца -
ведь, так прекрасно жить на свете!

Разлуки не бывает… НИКОГДА.

Для тех, кому любовь дана в награду.

Звучит, как путеводная звезда:

Когда отчаянье приходит вновь

И болью бьет в виски, как крупным градом

Ты вспомни про мою любовь-

И даже… может быть, расставшись навсегда

Пройдя круги все огненного ада

Услышь через разлуку и года…

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

Тих и печален ручей у янтарной сосны.

Пеплом несмелым подернулись угли костра.

Вот и окончилось все, расставаться пора.

Где, в каких краях

Встретишься со мною?

Крылья сложили палатки – их кончен полет.

Крылья расправил искатель разлук - самолет.

И потихонечку пятится трап от крыла –

Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла!

Не утешайте меня, мне слова не нужны.

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны.

Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня,

Вдруг у огня ожидают, представьте, меня?

В нашей стране проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль.

Этот фестиваль является главным экзаменом и для известных авторов-исполнителей, и для тех, кто только еще начинает свой творческий путь

Приезжают туда люди со всей России и привозят свои песни. Дух фестиваля передают следующие строчки Булата Окуджавы

Как вожделенно жаждет век

Нащупать брешь у нас в цепочке…

Возьмемся за руки друзья,

Возьмемся за руки друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.

Одно-единственное чувство на земле, которое помогает жить, делает нас чище и бодрее -это любовь. Ради любимого человека мы можем творить чудеса, наша душа расцветает, она поет, в ней всегда весна.

Опять весна! Опять какой-то гений

Мне шепчет незнакомые слова,

И сердце жаждет новых песнопений,

И в забытьи кружится голова.

Опять кругом зазеленели нивы,

Черемуха цветет, блестит роса,

И над землей, светлы и горделивы

Как купол храма, блещут небеса…

Вот идет по свету человек – чудак,

Сам себе печально улыбаясь.

В голове его какой-нибудь пустяк.

С сердцем, видно, что-нибудь не так.

С юга птицы прилетают

Снеговые горы тают

Люди головы теряют

Сколько сердце валидолом не лечи,

Все равно сплошные перебои.

Сколько головой о стенку не стучи

Не помогут лучшие врачи.

Поезжай в Австралию без всяких слов,

Там сейчас как раз в разгаре осень.

На полгода ты без всяких докторов

Будешь снова весел здоров!

Почему мы поем у костров

Только самые старые песни?

Почему не качается плесень

Этих вечных бесхитростных строф?

То ли жаждет бродячья душа

Приобщаться к минувшим дорогам,

То ли нам в единении строгом

С теми песнями легче дышать.

Почему мы поем у костров

Песни бардов, которым за сорок?

И, забыв о невзгодах и ссорах

Понимаем друг друга без слов?

Может просто устала душа

По беседам заумным скитаться

И, наверное, хочется братцы,

Разобраться во всем не спеша.

Почему, как вояке шинель,

Нам дороже аккорды простые,

И не тянет к высокому стилю

В предрассветной седой тишине?

Видно, в этой дали голубой,

Где часы до рассвета короче,

Позабыв про бессонные ночи,

Мы становимся сами собой.

Так пускай, ненавязчив и тих,

Разрешая больные вопросы,

Поднимается к звездам белесым

Этот добрый полночный мотив.

Изгиб гитары желтый ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба большой и звездноснежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Качнется купол неба большой и звездноснежный.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга? А ну-ка, улыбнись!

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись, -

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

В наше время, когда столько много разных музыкальных направлений, песен, различных песенных конкурсов, фабрик, нужна ли авторская песня?

Ученики. Я считаю нужна. Она сильно отличается от того, что мы каждый день слушаем, она серьезная, заставляет задуматься, она о жизни, о недостатках в жизни.

Я тоже так считаю. Авторская песня заставляет каждого задуматься о своей жизни, и жизни тех, кто нас окружает, о добре и зле, о справедливости, долге и чести, о дружбе и любви.

Ребята давайте вспомним цель нашего урока!

Как вы считаете, мы достигли её сегодня?

Ребята продолжите, пожалуйста, предложения……

Сегодня мы изучали…… авторские песни, авторов исполнителей….

Мы теперь знаем, кто такие…. баяны, ваганты, барды, авторы-исполнители

Мы умеем правильно…. отличить авторскую песню от других жанров

Полученные знания нам помогут… быть более образованными, разбираться в музыкальных жанрах….

Выберите для себя утверждения, которое подходит именно вам.

-Мне сегодня на уроке было всё понятно, у меня всё получалось.

- Я иногда испытывал затруднения при(в)……..

-Я не совсем доволен собой.

Учитель: Я думаю, что, начиная с сегодняшнего дня, ваши интерес и уважение к авторским песням станет выше. И, вполне возможно, что вы полюбите эти песни и будете петь их не только на уроках музыки, но и в кругу своих друзей и близких.

Урок посвящён творчеству известных авторов бардовских песен. Особое внимание уделяется Владимиру Высоцкому. Презентация знакомит с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. Очень хорошо проводить этот урок ко дню рождения великого артиста и музыканта Владимира Высоцкого.

ВложениеРазмер
урок музыки в 8 классе 36 КБ
презентация "Высоцкому посвящается" 2.94 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Истоки авторской песни

- кант (бытовая многоголосная песня)

- революционные молодёжные песни 20-х годов

Урок музыки в 8 классе

Цели: ближе познакомить учащихся с жанром авторской песни, приобщить их к бардовской песне, раскрыть тематику бардовской песни, показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.

- сегодняшний урок мы посвятим бардовской песне. Этот жанр имеет и другие названия- авторская, туристская, студенческая песня. Кто же такие барды?

Бард - в переводе с английского и ирландского – народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов- певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами называют создателей авторской песни.

Истоками авторской песни являются: на доске

- кант (Бытовая многоголосная песня)

- революционные молодёжные песни 20-х годов

- классический образец бардовской песни: Александр Галич, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.

Вспомните, песню какого автора вы уже знаете?

- к лёгкой или к серьёзной можно отнести эту музыку? Почему?

- музыка может быть лёгкой по содержанию, но серьёзной потому, что даёт пищу уму и сердцу. Ведь людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всём её многообразии.

У поэта соперников нету

Ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас- о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь и силы по капле губя,

Догорает прощения просит:

Это он не за вас- за себя.

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму,

Поле пройдено. Сделано дело,

Вам решать: для чего и кому.

Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним страх и слёзы и смерть. Это слово- война. Она всегда жестокая, бесчеловечная, бессмысленная. Какая бы не была: афганская, чеченская, мировая. Почти все барды пишут о ней. Для настоящих поэтов осмыслить годы войны- долг перед собой и другими людьми.

Ах, сорок третий, сорок третий.

Проклятый сорок третий год.

Когда убитый каждый третий,

Когда и взвод – уже не взвод. В.Турчанский

У братских могил нет заплаканных вдов-

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче? В.Высоцкий

Я не участвую в войне,

Война участвует во мне,

И пламя вечного огня

Дрожит на скулах у меня. В.Берковский

Пусть далека она и туманна.

Годы идут. Командиры уходят в запас.

Это, право же, вовсе не странно,

Помни всё то, что когда- то касалось всех нас. Ю.Визбор

- Высоцкий воевал? Нет, он никогда не был на войне, а ветераны войны писали ему письма. Спрашивали где он воевал, благодарили за песни. Его творчество и сегодня помогает нам выжить своим оптимизмом, своей верой в собственные силы.

- в истории авторской песни есть печальное событие. В 1967 году Валерий Грушин с друзьями ушёл в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. На водном маршруте они заметили барахтающихся в ледяной воде детей, упавших с перевернувшейся лодки. Валерий бросился их спасать , но сам выплыть не смог. Он учился в Куйбышевском авиационном институте. Он был душой компании, сочинял и пел песни под гитару. В память о нём с 1968 года проводится фестиваль авторской песни, куда приезжают люди со всей России.

- авторская песня- возникла из протеста пустой эстрадной развлекательности и - отдаёт предпочтение поэзии, выразительному слову. Она должна идти от сердца к сердцу, надеясь вы сегодня это почуствовали.

Оценки за урок: всем, кто читал стихотворения-

У поэта соперников нету

Ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас- о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь и силы по капле губя,

Догорает прощения просит:

Это он не за вас- за себя.

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму,

Поле пройдено. Сделано дело,

Ах, сорок третий, сорок третий.

Проклятый сорок третий год.

Когда убитый каждый третий,

Когда и взвод – уже не взвод. В.Турчанский

У братских могил нет заплаканных вдов-

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов…

Но разве от этого легче? В.Высоцкий

Я не участвую в войне,

Война участвует во мне,

И пламя вечного огня

Дрожит на скулах у меня. В.Берковский

Пусть далека она и туманна.

Годы идут. Командиры уходят в запас.

Это, право же, вовсе не странно,

Помни всё то, что когда- то касалось всех нас. Ю.Визбор

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Владимир Семёнович Высоцкий Родился 25января 1938 года в Москве. С 1947 года жил в Германии. В 1949 году вернулся в Москву.

Владимир Высоцкий студент… 1962 г.- МИСИ 1962 год - МИСИ 1965 год – школа- студия МХАТ

Большая любовь! Украду, если кража тебе по душе,- Зря ли я столько сил разбазарил?! Соглашайся хотя бы на рай в шалаше, Если терем с дворцом кто-то занял. Владимир Высоцкий и Марина Влади.

Первое концертное выступление 1965год. Последнее выступление 16 июля 1980год.

Дебют в кино состоялся в 1959 году Высоцкий снимался у А.Столпера, И.Хейфица,М.Швейцера, К.Муратовой, А.Митта, С.Говорухина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к урокам музыки по авторской песне

Авторская песня широко изучается на уроках музыки в разных параллелях. данную презентацию можно использовать как полностью, так и частично в разных классах. данная презентация может быть полезной и уч.

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ).

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ).

Обобщающий урок по творчеству А.И. Куприна “Роль музыки в восприятии авторской позиции”



Ничто так не отличает нынешнее поколение, как его поглощенность музыкой. Огромное число молодых людей сегодня живет исключительно ею. Это их страсть. При этом многие стали менее отзывчивыми к чу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование интереса, уважительного и исследовательского отношения к любительским жанрам в отечественной культуре XX в.

Личностные:

— осознание авторской песни — отражения таких человеческих качеств, как потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников.

Предметные:

— знание и умение сформулировать такие выразительные особенности авторской песни, как мелодичность, доверительность, простая аранжировка, атмосфера любительского музицирования.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (29). Авторская песня (Учебник для 9 класса, § 13, с. 71—75)

Цель: Знакомство с жанром авторской песни.

– приобщить учащихся к бардовской песне;

– развивать слушательскую культуру учащихся;

– пробуждать у учащихся интерес к изучению музыки.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— формирование интереса, уважительного и исследовательского отношения к любительским жанрам в отечественной культуре XX в.

Личностные:

— осознание авторской песни — отражения таких человеческих качеств, как потребность в общении, взаимопонимании, поиске единомышленников.

Предметные:

— знание и умение сформулировать такие выразительные особенности авторской песни, как мелодичность, доверительность, простая аранжировка, атмосфера любительского музицирования.

Форма проведения занятия: Урок-презентация жанра авторской песни.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Поэзия: Стихотворения В. Высоцкого, Б. Окуджавы.

Виды деятельности учащихся: Беседа о противопоставлении авторской песни советской массовой песне, жанрам идеологической пропаганды. Беседа о выдающихся авторах авторской песни: Ю. Визборе, А. Дольском, Б. Окуджаве, В. Высоцком, А. Галиче, Ю. Киме. Беседа о преобладающей роли литературного текста в авторской песне. Просмотр и обсуждение советского плаката как символа идеологической пропаганды, фотографии памятника Б. Окуджаве как символа неформального искусства, свободного музицирования.

Формы педагогического контроля: Контроль знания и умения охарактеризовать яркие особенности авторской песни. Контроль внимательного прослушивания и участия в исполнении авторских песен В. Высоцкого и Б. Окуджавы. Контроль использования ресурсов сети Интернет при выполнении заданий и ответах на вопросы учебника. Контроль осознания связи советских плакатов с массовыми песнями советских композиторов. Контроль понимания воплощения в памятнике Б. Окуджаве характерных черт его творчества — демократичности, естественности, задушевности.

Организация урока. Актуализация знаний

Что это за музыка?

Как, в результате чего возник джаз?

Какому веку принадлежит история джаза?

История джаза – это часть истории ХХ века.

Но не только джаз явился новым музыкальным направлением ХХ века - вся музыкальная культура этого столетия поражает многоликостью, пестротой языков и стилей. Музыка XX века разнородна по своим стилям и направлениям.

Направления музыки ХХ в.: романтизм; импрессионизм; экспрессионизм; джаз; рок-музыка; поп-музыка; авторская песня; электронная музыка.

Особенности музыкального языка XX века:

тема жизни и смерти;

недоступность восприятия, трудность исполнения;

разнообразие тенденций, стилей и языка;

новаторский музыкальный язык композитора.

- Посмотрите фрагмент документального фильма.

- Вы знаете, кем был Владимир Высоцкий?

- Как и какие песни он исполнял?

Ответы учащихся.

- Совершенно верно, Владимир Высоцкий был автором стихов, музыки песен и непременно первым их исполнителем. Таких исполнителей называют бардами.

Прочитайте эпиграф нашего сегодняшнего урока. Как вы его понимаете?

Думающая песня для думающих людей. Б. Окуджава, поэт

- Как думаете, о какой песне говорит поэт? О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ответы учащихся.

- Этот и последующий урок мы посвятим с вами авторской (бардовской) песне, отметим её выразительные особенности, поговорим о становлении жанра и о выдающихся его авторах - представителях авторской песни, познакомимся с чертами их жизни и творчества.

3. Введение в тему

Авторская музыка, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

При начале становления жанра авторской песни автор стихов и музыки песни являлся непременным её исполнителем. Особенности содержания и восприятия: доверительность, простота, гражданственность, социальная заострённость,

Основатели жанра – Булат Шалвович Окуджава (обращение одновременно и к большой аудитории) и Александр Галич (к каждому слушателю в отдельности).

Предшественниками авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры Александра Вертинского.

Авторская песня стала наиболее заметной разновидностью любительской музыки, которая отразила определённый срез жизни, свой круг интересов, систему взглядов: потребность в общении, взаимопонимание, поиск единомышленников – всё это особенно обнаружилось в авторской песне, которая в течение нескольких десятилетий лидировала среди любительских жанров.

Наиболее известные создатели авторской песни – В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Розенбаум, А. Дольский.

Авторскую песню отличали такие качества, как мелодичность, доверительность интонации, простая аранжировка: только голос и гитара, сближающая её со сферой уютного любительского музицирования (таковы, например, многие песни Ю. Визбора, А. Дольского, Б. Окуджавы). Или, напротив, её выразительность заключалась в страстности, порой даже надрыве, в обращённости к самым больным темам общественной жизни, к проблемам человеческой дружбы, надёжности, честности (как у В. Высоцкого, А. Галича).

4. Работа по теме

1) Владимир Высоцкий


В. Высоцкий, советский поэт, автор-исполнитель песен

Владимир Высоцкий — советский поэт, композитор, исполнитель своих песен, актёр второй половины XX в.

Высоцкий родился в Москве в 1938 г. С 15 лет посещал драмкружок, начал писать стихи. С 1964 г. работал в Московском театре драмы и комедии на Таганке, сыграл более 20 ролей, среди них — роль Гамлета.

С начала 70-х гг. начал сочинять и исполнять свои песни. Высоцкий снялся в 30 фильмах, для многих написал песни. Всего Высоцкий создал около 200 стихотворений и более 600 песен. Только малая часть его творчества при жизни попала на телеэкраны из соображений советской цензуры.

Высоцкий умер в 1980 г. в Москве.


Альпинисты в живописи

Популярность этой песни была поистине всенародной. Вероятно, это было обусловлено, прежде всего, темой - романтика гор, мужская дружба, испытание на прочность. И всё же, как ни проста мелодия, обаяние этого произведения заключалось именно в музыкальной декламации стихов, к тому же в неповторимой авторской манере Высоцкого.

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так.
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни - рискни! -
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой -
Там поймёшь, кто такой.

Если парень в горах - не ах,
Если сразу раскис и - вниз,
Шаг ступил на ледник и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой - чужой,
Ты его не брани - гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют.

Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шёл,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шёл он с тобой как в бой,
На вершине стоял хмельной, -
Значит, как на себя самого,
Положись на него.

2) О бардовской песне и её авторах

Ю. Визбор, советский певец

3) Бардовская песня Б. Окуджавы


Евгений Куманьков. Арбатская площадь (1971 г.)

Булат Окуджава — советский поэт, прозаик, музыкант, сценарист, автор и исполнитель своих песен.


О куджава родился в Москве в 1924 г. Отец его был расстрелян по ложному обвинению, а мать отправлена в лагеря в 1937 г. Окуджава пошёл добровольцем на фронт в 1942 г. После войны окончил Тбилисский университет, работал учителем. В 1956 г. вернулся в Москву, начал писать и исполнять свои песни под гитару. Окуджава написал около 200 песен. Был членом Союза писателей, опубликовал ряд повестей.

Скончался в 1997 г.

Б. Окуджава, советский и российский поэт, бард, композитор

Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту. При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией. Однако сочетание музыки и слов, как и тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.

Ты течёшь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание.
Ты - и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои - люди невеликие,
Каблуками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия,
Мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,
Сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё отечество,
Никогда до конца не пройти тебя.


Памятник Б. Окуджаве на Арбате. Москва

3) Из высказываний об авторской песне и о советской массовой песне

С другой стороны, авторская песня противопоставлялась и официальной советской массовой песне, бывшей в своей значительной части элементом идеологической пропаганды. На советской эстраде лидировали песни о вождях, о героях Гражданской войны (Щорсе, Чапаеве), даже о советских выборах, причём нельзя отрицать того, что многие такие песни обнаруживали не только высокие профессиональные достоинства, но и несомненный талант авторов.

Несмотря на очевидную правоту в оценке лучшего советского песенного наследия, всё же нельзя не учитывать тот социально-политический контекст, который сделал всенародно популярной именно авторскую песню. Конечно, совершенно неверно думать, что такие противопоставления кем-то осуществлялись сознательно. Авторская песня не вела никакой войны. Это просто был способ жить, способ общаться и утверждать ценности, которым в официальной жизни почти не находилось места.


Человек с гитарой - вот всё, чего было достаточно, чтобы песня состоялась.

Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.

- В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня - искренний разговор по душам со слушателем, - как бы наедине со всеми.

- Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство.

- Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа, – то есть о жизни во всех её проявлениях.

- Музыка может быть лёгкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьёзную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Такой, по моему мнению, является музыка авторов-исполнителей, бардов XX века.

- Заинтересовались ли вы музыкой бардов?

Вопросы и задания

Знаешь ли ты примеры авторской песни помимо тех, что вы сегодня слушали и разучивали? Назови их.

Какие авторские песни тебе ближе - лирические или гражданские? Объясни свой ответ, приводя конкретные примеры.

Почему, на твой взгляд, авторская песня требовала поэзии высокого качества? Кто из известных тебе создателей авторской песни был профессиональным поэтом?

Прочитай высказывание композитора Ю. Саульского о советской массовой песне. Как ты считаешь, возможно ли было появление авторской песни во времена И. Дунаевского, В. Соловьёва-Седого, М. Фрадкина? А в других общественно - политических условиях?


У.: Какое значение имеет песня в жизни человека?

У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения.

Итак, я вращаю глобус, переносимся мысленно в Европу, в эпоху Средневековья.

II. Изучение нового материала..

В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока

У.: Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки.

У.: Кто исполнял гимн? (смешанный хор).

Было ли музыкальное сопровождение? (Нет. Гимн исполнялся а капелла.)

Если не знаю, что значит слово а капелла, нужно записать.

Какой характер гимна?

Если вы внимательно вслушались, то услышали слова, прославляющие академию и преподавателей-профессоров.

Учитель читает фрагмент из перевода гимна.

Да здравствует Академия!
Да здравствуют преподаватели!
Да здравствует каждый в отдельности!
Да здравствуют все вместе!
Пусть всегда они процветают!

Да сгинет печаль,
Да сгинут горести!
Да сгинет дьявол,
Всякий враг студентов,
А также насмешники.

Учитель предлагает выучить один из куплетов гимна и вместе с детьми читает текст.

Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Славен тот, кто служит ей.
Славен тот, кто служит ей
В жизни быстротечной,
В жизни быстротечной.

Идет разучивание мелодии.

После чего учитель предлагает детям представить себя средневековыми студентами и выразительно исполнить куплет из гимна: широко, напевно, свободно, ритмично.

Учащиеся поют куплет гимна стоя..

У.: Куда же сейчас нас перенесет глобус?

Учитель вращает глобус и делает метку на карте в том месте, где изображены Ирландия, Уэльс, Шотландия, читает их названия.

У.: В эти места мы попали не просто так.

Учитель вращает глобус и делает метку на карте.

– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.

– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).

Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.

(Учитель вращает глобус)

У.: Теперь мы дома. Второй половина XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.

Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?

– Каких авторов-исполнителей вы знаете?

Дети отвечают на вопрос.

У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.

Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.

За зеленым забориком
Ты не можешь уснуть.
А вечерняя зорька
Продолжает свой путь.

Какие интонации преобладают в этой песне? (искренние, доверительные, романтические)

Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.

А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.

Какой образ создал композитор в этой песне?

У.: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.

На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.

В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.

Слушанье песен Розенбаума.

III. Обобщение.

У.: Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.

Что же главное в авторской песне: поэтический текст или мелодия?

Учитель предлагает каждой группе учащихся ответить на вопрос:

– В чем ценность авторской песни?

Биография Митяева и Розенбаума (можно рассказать)

Родился в семье рабочего Челябинского трубопрокатного завода. Мать — домохозяйка.

В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округе.

В 1963 г. поступил в городскую начальную школу № 59. В 1967 г. перешёл в городскую среднюю школу № 55. В 1969 г. перешёл в городскую среднюю школу № 68 Ленинского района г. Челябинска.

С 1975 по 1977 гг. служил на флоте.

С 1986 по 1991 гг. учился в ГИТИСе им. Луначарского.

Песни пишет с 1978 года. Начал выступать в составе дуэта вместе с Петром Старцевым.

В 1987 г. знакомится с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым, совместно с которым записывает несколько винилов и пять CD дисков. В 1997 г. выступает совместно с Андреем Барановым. С 1998 г. выступает и записывается с музыкантом-мультиинструменталистом Леонидом Марголиным, в 2006 г. к коллективу присоединился гитарист Родион Марченко.

Женат. Жена (третья [ источник не указан 1141 день ] ) — Марина Есипенко, Заслуженная артистка России, актриса театра им. Е. Вахтангова.

Дети: Сергей (1980), Филипп (1984), Савва (1998), Дарья (2000).

Внуки: Анастасия Сергеевна, Александр Сергеевич, Нюша Сергеевна.

Розенбаум Александр Яковлевич

Родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института, Якова Розенбаума и Софьи Семеновны Миляевой. После школы, в 1968 году, поступил в Первый медицинский институт в Ленинграде. Своей специализацией избрал терапию и в ее усвоении проявил незаурядную врачебную интуицию. В 1974 году получает диплом врача-терапевта общего профиля. Специализация - анестезия, реаниматология. Поэтому пошел работать в не престижную скорую помощь, на Первую подстанцию, расположенную на улице Попова, д.16-б, неподалеку от родного института. Началом сольной деятельности можно считать памятное выступление 14 октября 1983 года в Доме культуры МВД имени Дзержинского. На столь смелый шаг, как организация концерта певца с еврейской фамилией Розенбаум, решилась директор дома культуры Раиса Григорьевна Симонова.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширить знания ребят в области бардовской песни. Знакомство с историей развития и особенностями этого песенного жанра.

Задачи урока

Воспитательные:

  1. С помощью музыки, слова создать особую эмоционально – яркую атмосферу урока.
  2. Воспитание интереса и уважения к авторской песне и их создателям.
  3. Эмоционально – нравственная оценка музыки, звучащей на уроке.

Образовательные:

Развивающие:

Оборудование урока:

  1. План
  2. Презентация.
  3. Музыкальный центр.
  4. Компьютер.
  5. Проектор.
  6. Экран.
  7. Баян.
  8. Синтезатор.
  9. CD-диски с записями бардовских песен.

Ход урока

Далее учитель обращает внимание ребят на экран, где все видят изображение гитары, поющих под гитару людей, и задает вопрос:

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Учитель: Правильно. Мы сегодня будем говорить о песнях, об особенных песнях, которые чаще всего исполняют под гитару. Кто помнит, как называются такие песни?

Исполнение песни.

:Учитель: Кто-нибудь из вас знает, кто сочинял и сочиняет такие песни?

Так что же представляет собой авторская песня? Что ее характеризует? Это нам предстоит выяснить.

Имея любительские истоки, произрастая из бесчисленных студенческих и походных песен, незатейливых в своей основе, массовое песенное сочинительство выделило новый вид профессионализма.

Под авторской песней понимается движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и любителей этого жанра.

Существует конкретный, узкий смысл этого понятия – поэты, поющие свои стихи.

В своем большинстве создатели авторской песни не только не являются профессиональными музыкантами, но вообще не имеют никакого музыкального образования. Авторская песня, в основном, распространяется изустно, и нередко при исполнении в нее вносится элемент импровизации.

Бардов объединяет стремление к истине, органическое неприятие лжи и фальши, причем не только в самом содержании песен, но и в манере их исполнения.

Авторская песня существует более 60 лет, и в настоящее время представлена четырьмя поколениями людей самых разных профессий: педагогов, художников, рабочих, актеров, физиков, биологов, химиков, врачей и др. – людей, для которых ПЕСНЯ – и увлечение, и жизненное призвание.

Родившийся и стремительно развивающийся вид искусства проще всего обозначить цепочкой имен: Ю. Визбор, А. Якушева, Б. Окуджава, Ю. Ким, В. Берковский, С. Никитин, В. Высоцкий, А. Дольский, О. Митяев, А. Розенбаум….

Сегодня живут песни, сочиненные и в 50-е и в 80-е годы. У авторов этих песен разные биографии, но их объединяет родство мировосприятия, щедрое отношение к жизни, пристальное внимание к судьбам людей, красоте земли, вечным проблемам бытия.

Условно выделяют исторические, гражданственно – публицистические, лирико – философские, сатирические, юмористические, интимно –лирические песни, туристские, студенческие и детские песенки.

Учитель: Какие еще вы помните авторские песни?

Дети называют песни.

Авторская песня – это определенная форма устной поэзии. Почему сейчас многие люди берутся за сочинение песен? Да потому, что в песню просится жизнь. Как же это делается? Как рождается та самая авторская песня? В основном, сначала пишется стихотворение, которое автору дорого. В нем он говорит именно то, что и хотел сказать…. Затем постепенно он, автор, начинает эти стихи скандировать. Получается какой-то напев, напев органический, вытекающий из интонации текста. Музыкальное воплощение такой песни может быть скупым, но оно неотделимо от слов и от того, как эта песня будет петься.

Традиция создания песен с ярко выраженной авторской позицией существует давно. Начиная с XVII века, различные социальные группы населения имели свои песни – песни крестьян и рабочих, студентов и революционеров, песни городского сословия, песни каторжан, песни ямщиков и бурлаков. После Октябрьской революции создаются красноармейские, партизанские, комсомольские песни.

Однако годами рождения современного жанра самодеятельной (авторской) песни все считают послевоенное десятилетие – 50-е годы прошлого века, когда наступил период обновления, поисков, надежд, когда страну охватил новый творческий подъем.

С появлением клубов самодеятельной песни стали проводиться конкурсы, слеты, фестивали, где можно услышать новые песни, познакомиться с их авторами.

Учитель: Итак, ребята, о чем же шел разговор у нас на уроке?

Учитель: Что нового вы узнали?

Учитель: Я думаю, что, начиная с сегодняшнего дня, ваши интерес и уважение к авторским песням станет выше. И, вполне возможно, что вы полюбите эти песни и будете петь их не только на уроках музыки, но и в кругу своих друзей и близких.

Домашнее задание: приготовить презентации по теме сегодняшнего урока.

Читайте также: