Приставка как значимая часть слова 3 класс школа россии презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цели : познакомиться с приставкой, как со значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах; образовывать с помощью приставки слова.

Актуализация знаний.

Отгадайте мои загадки:

А) Верещунья белобока, а зовут ее …. ( сорока)

Б) Без рук рисует, без зубов кусает … ( мороз)

В) На жарком солнышке подсох и рвется из стручков …… ( горох)

(отгадки записаны на откидной доске, открываем)

- Ребята, посмотрите внимательно на слова и ответьте какая орфограмма в них повторяется? ( безударная гласная в корне слова)

- Как можно проверить написание безударной гласной в корне? ( нужно подобрать слово, в котором безударная гласная встанет под ударение)

- Подберите проверочное слово. (у детей возникло затруднение)

- К каким словам мы не можем подобрать проверочные слова? ( к словарным )

- Что мы делаем со словарными словами? ( записываем в словарик и запоминаем)

- Ребята, откройте свои словарики и запишите данные слова, выделите орфограмму.

- Посмотрите на эти слова, что еще в них общего? (буквосочетание –оро-)

- Ребята, слова, которые имеют сочетание –оро- всегда пишутся через о, правописание этих слов нужно запомнить. А если вдруг мы забыли, как пишется слово, куда мы можем обратиться? (в орфографический словарь)

- Давайте запишем это буквосочетание на минутке чистописания.

Минутка чистописания. ОРО ОРО ОРО

Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Морфемика. Продолжим путешествие на поезде, чтобы наш поезд тронулся проведем блиц-опрос. Вспоминаем быстро, отвечаем хором.

-Без чего не может существовать слово? ( без корня)

- Что такое корень? (главная, значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение)

- Как найти в слове корень? (подобрать однокоренные слова)

- Что такое окончание? (изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении)

- Молодцы, ребята! Наш поезд отправляется!

К речке приехали

Дальше поехали. (слайд)

- Ребята, взгляните на экран! Нам путь преградила табличка. Давайте прочитаем, что на ней написано. (читаем слова ехали, приехали, переехали, поехали)

- Назовите окончание ( и )

- Что можно сказать про эти слова? (они однокоренные )

- Почему? ( во всех словах одинаковый корень)

- Какой корень? (ех )

- В чем различие? (в значении)

- Какая часть слова придает им разное значение? (часть слова, которая стоит перед корнем)

- Кто знает, как называется эта часть? (приставка)

- Если знаем тему, давайте поставим задачи.

1. Что такое приставка?

2. Где находится в слове?

3. Для чего служит?

4. Как выделяется?

- Тема определена, задачи поставлены, отправляемся дальше в путь.

4. Первичное восприятие.

- Прочитайте слова и определите какая часть общая в них. (корень –ход-)

- Значение у этих слов одинаковое? (нет)

- хоть слова и однокоренные, значения у них разные, а почему? (у них разные приставки) (слайд)

_ открываем тетради, подписываем число, классная работа, упражнение 153, списываем через запятую слова, выделяем корень и приставку.

- где стоит приставка в слове? (перед корнем)

- для чего нужна приставка ? (для образования новых слов)

- Откройте правило на с 84 и прочитайте шепотом.

- Прочитайте вслух, затем хором.

- Ребята запомните, что в русском языке все приставки пишутся одинаково. Найдите упр. 154 и прочитайте таблицу шепотом.

- давайте, хором прочитаем данные приставки.

- Сейчас я буду читать вам слово, а вы мне образовывать новое слово с помощью приставки. Например6 лить-налить. (попробовали образовывать новые слова)

- Молодцы! А сейчас подпишите упр. 154, 1 вариант – образует новые слова от слов рисовать, писать; 2 вариант – слова везти, клеить.

- Выполнили – рука на локотке.

- Проверим, что у вас получилось.

- Давайте немного отдохнем.

5. Физминутка

6. Закрепление изученного

- Прочитайте первое предложение. Из какой сказки А. С. Пушкина эти строки? ( сказка о царе Салтане).

- Спишите первое предложение, найдите слова с приставками и выделите их.

- К словам с выделенными орфограммами подберите проверочные слова.

- . поработает у доски, а остальные самостоятельно в своих тетрадочках.

- Ребята, давайте проверим в каких словах вы выделили приставки ( послушала, вынесла, отхлынула)

- Давайте подберем к слову вынесла другую приставку? ( принесла, отнесла, унесла, занесла)

- Скажите, у нас получились слова с одинаковым значением или с разным? (с разным )

- А почему? (потому, что приставка служит для образования новых слов)

- Где в словах стоит приставка? ( перед корнем)

- Ребята, это предложение очень сложное, но давайте попробуем в нем выделить грамматическую основу.

- О чем говорится в предложении? ( о волне)

- Ставим вопрос к слову волна. ( что волна – это подлежащее, подчеркиваем одной чертой)

- Что говорится о волне? ( что она послушалась )

- Ставим вопрос к слову послушалась. (волна что сделала? Послушалась – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами)

- Что еще нам известно о волне ? (что она отхлынула и вынесла)

- Ставим вопрос к слову вынесла, отхлынула.

- Ребята, вы молодцы! Сколько подлежащих в этом предложении? (1)

- А как вы объяснили написание слов с выделенными орфограммами, я проверю, когда вы сдадите мне тетради.


2. Воспроизведение знаний об изучаемых частях слова.

Работа со схемой (слайд №2)

- С какими значимыми частями слова предстоит познакомиться?

Запись предложения Крепкий подберёзовик вырос под берёзкой.

Выделение в однокоренных словах корняи окончания, подчёркивание грамматической основы предложения.

Конспект и презентация урока по русскому языку по теме Приставка как значимая часть слова

4. Наблюдение за признаками приставки как одного из словообразовательных понятий:

§ Приставка служит для образования новых слов;

§ Приставка стоит перед корнем.

Анализ языкового материала (слайд №4)

-Докажите, что данные слова являются однокоренными. Объясните различие в лексическом значении однокоренных слов.

- Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово?

- Где находится эта часть в слове?

- Посмотрите на схему (слайд №2) и скажите, как называется эта часть слова?

- Спишите слова, выделяя в них приставки.

5. Работа с определением приставки.

- Попробуйте сами дать определение приставки. Для этого обозначте, где она стоит и для чего служит.

- Давайте сравним ваше определение с мнением учёных.

Работа с учебником с. 84.

- Почему приставка значимая часть слова?

6. Ознакомление с некоторыми приставками русского языка.

7. Упражнение в нахождении в стихотворении глаголов с приставками и выделении в них приставок. Упр. 155 с. 85.

- Как вы определяли приставку в слове?

Составление алгоритма выделения приставки в слове. (слайд №7)

1. Подобрать родственное слово без приставки или с другой приставкой.

2. Часть слова, которая стоит перед корнем и будет приставкой.

8. Домашнее задание.

- Следуя этому алгоритму, выполните дома упр. 156 на с. 86.

Полную информацию смотрите в файле.


-75%

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

учитель начальных классов

Пятое ноября. Классная работа.

Упражнение в чистописании по образцу учителя

Какие части слова изучили?

Вспомните, по какому разделу работаем на уроках?

  • Что вы о них знаете?
  • Как найти эти части в слове?

Определите, по какой теме будем работать сегодня?

Что такое приставка?

Как найти в слове приставку?

Какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения и образовала новое слово? Где она находится? Для чего служит приставка?

Работаем с рисунками!

Постарайтесь, определить, что такое приставка?

ПРИСТАВКА – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

1. Формировать чёткое представление об основных частях основы слова: корне, приставке, суффиксе; ознакомить с ролью приставок в речи, основными правилами их правописания (с гласными а, о в приставках по-, под-, от-, про-, до-).

2. Способствовать развитию речевой деятельности; отрабатывать правильное произношение; каллиграфически правильное написание букв и соединений; обогащать словарный запас учащихся; способствовать привитию интереса к родному языку.

3. Обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами.

Оборудование: схемы-памятки о правописании приставок; сигнальные карточки; наушники; слайды; интерактивная доска.

1. Организационный момент.

Звенит звонок, начинается урок.

Шла вчера я по улице Новой,
И вдруг слышу из окна
Два каких-то странных слова
Издавали голоса.
“Я падсказка”, - голос первой
Раздаётся надо мной,
“Я подсказка”,- слышу голос
Разлетается другой.
Друг на друга шли два слова
Спором сим увлечены.
И похожи были очень
Друг на друга так они.
Что ж, поможем этим странным
Спорящим нашим словам.
Разберёмся мы с обманом.
А помочь придётся вам.

/ Учитель на доску прикрепляет 2 печатных слова: падсказка и подсказка/

- А теперь скажите, как бы вы написали это слово? / Опрос нескольких учеников/

- Вот эту проблему нам и предстоит решить на уроке. А поэтому, откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

- Итак, ребята, урок сегодня будет у нас не совсем обычный. Посмотрите, пожалуйста, ещё раз внимательно на эти 2 слова: падсказка и подсказка и вспомните, что мы делали со словами на прошлых уроках русского языка? / Разбирали их по составу/.

- Сегодня мы продолжим работу по разбору слов по составу.

- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.

- А я вас сегодня приглашаю совершить космическое путешествие на планету “Словообразования”.

4. Появляется 2 слайд с изображением планеты “ Словообразования”.

- Вы готовы к путешествию? Наши рабочие тетради превращаются в бортовые журналы, где мы будем фиксировать свои наблюдения.

- Чтобы проверить всё ли оборудование в порядке, возьмите в руки ручку - наш рабочий инструмент, который будет нам необходим в течение всего путешествия.

- Для осуществления запуска нашего космического корабля, запишите код.

5. Минутка чистописания: Пт Дд.

- Записали? Приступаем к расшифровке.

- Что вы можете сказать об этих значках? / Это согласные буквы, так как при произношении встречают во рту преграду. Они парные, глухие -пт-, звонкие –д-/.

- Я думаю, что это не простая шифровка, она нам пригодится в полёте. И даже смею предположить, может быть ключом к чему-то.

- Итак, мы в полёте. Ага, а вот и первый сигнал с планеты “ Словообразования”./ Учитель в наушниках./

- Президент планеты делает запрос, с какой целью мы летим в гости? / Летим за новыми знаниями./

- Президент говорит, чтобы получить новые знания, вы должны рассказать и показать, что вы уже знаете. Только в этом случае он даст разрешение на нашу посадку на его планете.

- Что вы хотите увидеть и услышать?/ Учитель обращается к президенту/.

- Президент желает увидеть, можем ли мы образовать новые слова с помощью суффиксов, находить в них орфограммы и способ их проверки. При правильных ответах на экране будут появляться картинки с записями, которые должны совпадать с нашими записями в тетрадях.

6. Картинно- словарный диктант с комментированием.

-Образуйте при помощи суффиксов: к, новые слова.

/ После записи каждого слова на интерактивной доске появляются картинки, всего 6 слайдов /.

- А теперь давайте посмотрим, соответствуют ли наши записи с тем, что изображено на доске?

/ Появляется общий слайд № 9 с изображением всех слов/

-Мы выполнили задание. Внимание! Контрольный вопрос!

-Что такое суффикс? / Суффикс – это часть основы, которая стоит после корня и служит для образования новых слов/.

-А какая ещё часть основы служит для образования новых слов?

7. Слайд №10./ 2 девочки с планеты “ Словообразования”.

Город Приставкин встретить вас рад.
Здесь вас встречает приставок парад.
Дамы Приставки здесь посмотри
Пишутся слитно с корнем они.
Корень, как истинный гражданин,
Дамам дорогу уступит своим.
Встанут приставки все впереди
С корнем сольются – им по пути.

- Приставок разных много. Мы сегодня познакомимся только с теми, которые нас интересуют. Вернёмся к нашим словам: подсказка и падсказка.

8. Разбор слова по составу.

-С чего начнём? / Окончание, основа, корень (подбор нескольких однокоренных слов), приставка, суффикс/.

В какой части слова нам встретилась орфограмма?/ В приставке/.

Так какую же букву мы напишем?

- Внимание! Правильный ответ!

9. Слайд№ 11.

Их запомнить все легко,

Они дружат с буквой О .

- Вот мы и добрались до истины. Получается, что слово поспорило само с собой. Это иногда и у людей бывает, когда они спорят со своим внутренним голосом. Как он называется? / Совесть /.

- Давайте, исправим ошибку./ Учитель зачёркивает букву а, пишет над ней букву о/.

Мы секретик получили.
Знанья нам здесь подарили.
А теперь, чтоб всё понять
Надо это закреплять.
Попрошу сейчас внимания!
Вот и первое задание.
На планете школа есть,
Там приставок всех не счесть.
Подружились мы пока
С теми, где есть “о”, не “а”.
Образуйте-ка слова,
Где в приставках “о”, не “а”.

10. Слайд № 12. / Изображение школы/.

11. Работа по теме урока.

12. Отгадывание слова по его составным частям.

Что ж, теперь должны
Отгадать всё слово мы.
Суффикс в нём из слова горка,
Корень в слове посадить,
И поможет поговорка
Нам приставку получить.
Что за слово, отгадайте,
Окончание в нём “а”.
Всё быстрей соединяйте,
Получилось что, друзья?

/ На доске выписываются названные слова, в которых выделяются соответствующие орфограммы/

-Нам пора возвращаться на нашу планету Земля. Ой, мне сигнализируют о том, что пришло письмо.

Слайд № 13./ Письмо/. В нём приказ. Прежде чем покинуть планету “ Словообразования” получите контрольное задание, чтобы хорошо усвоить урок и запомнить правописание приставок.

13. Слайд № 14.

Учащиеся пишут на активированной доске.

14. Осуществление проверки с помощью сигнальных карточек. Обратная связь. Работа учащихся на интерактивной доске. Активируется перо.

15. Обобщение урока.

Мы благополучно приземлились. И, чтобы не забыть о нашем путешествии, давайте ещё раз расскажем всё, что мы знаем о составе слова.

Читайте также: