Сказки тихого дона конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель. Познакомить с тематикой занятий и кратким описанием форм работы и видов деятельности.

Оборудование: шкатулки, картины с изображением донской природы (степь, река, село).

Как называют край, в котором мы с вами живем?

Как по другому можно назвать его?

- Из каких источников можно узнать больше об обычаях, традициях, культуре нашего народа? Какие обычаи сохранились до наших дней?

На занятиях нашего курса мы сможем прикоснуться к природе, прошлому и настоящему нашего края, узнаем о казачьих традициях, о песнях, пословицах и поговорках.

Вместе с вами мы разучим казачьи песни, будем играть в игры, в которые играли ваши прабабушки и прадедушки.

2. Угадай, кто автор?

Учитель: Послушайте эти строки и скажите, знаком ли вам автор?

Автор хорошо знает эти места, защищал их с оружием в руках во время Великой Отечественной войны и теперь приглашает читателей в увлекательное путешествие, знакомит с наиболее важными событиями, которыми так богат Донской край, с замечательными людьми, своим трудом преображающими эту древнюю и вместе с тем такую молодую землю.

Посвящение. Сыну моему Владимиру

Уже много лет лежит, говорят, на донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла она тиной густой, песком жёлтым, занесло её илом зелёным, ключи студёные её сторожат, и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад в ней не простой - всё камни - изумруды, цены им нет. Тот, кому в руки изумруды попадутся, проживёт светло и радостно и в жизни никогда не заблудится: камни ему верную дорогу укажут.

Многие смельчаки хотели разыскать заветную шкатулку, старики и место указывали, только не даётся в руки клад. Глубоко от людских глаз запрятан.

Ещё и другое про шкатулку говорят. Вроде бы давно уже и нет её на прежнем месте. Удалось самому храброму, смелому и доброму человеку отыскать её. Открыл он шкатулку, а в ней и не самоцветы вовсе, а иное диво волшебное: сказы да преданья заветные, славянской вязью на кусках пергамента переписанные. Чем не богатство? Не стал прятать их добрый человек от людей - и пошли они бродить по хуторам да станицам, из уст в уста.

Я тоже эти сказы слушал и в книжке своей собрал. Прочитайте, не похожа ли эта книжка на шкатулку заветную?

- О каких богатствах говорит автор?

Шкатулка - небольшой закрывающийся ящичек для мелких вещей.

свято хранимый, оберегаемый;

дорогой по воспоминаниям;

Давайте подумаем, каким образом мы можем накапливать, оформлять и хранить полученные знания?

4. Творческий проект

Действующие лица

Баба Груша, пожилая казачка

Груня, девушка-казачка с добрым сердцем

Улита, девушка-казачка с дурным характером

Молодой ка за к, жених Груни

Картина 1

Казачий курень. Из-за плетня видны подсолнухи. На плетне сушатся глиняные кринки. Появляется баба Груша.

Б. Груша. Надумала я испечь пирог. Замесила тесто, печь истопила. Посадила пирог в печь, а кусочек теста остался. Я его в руках мяла-мяла, задумалась и не заметила, как вылепился маленький ребеночек.

Мальчик. Не сажай меня в печь, бабушка Груша! Выставь меня лучше на солнушко, я обсохну, стану тебе внучеком.

Б. Груша. Будь по-твоему. Недаром, видно, в народе говорят, будто на миллион пшеничных зернышек одно непременно волшебное. Сохни, а я тебе пока рубашонку да штанишки сошью.

Звучит музыкальный проигрыш. После его окончания на ширме появляется мальчик в штанишках и рубашке.

Б. Груша. Вот какой славный внучек-то вышел! Колосок да и только! А до чего любознательный!

Мальчик. Бабушка, кто это там? А вон то кто?

Б. Груша. Это корова Зорька, а то ее сыночек Борька. Там индюшка Нюшка, а вон там гусыня Ксюшка.

Мальчик. А собаку как зовут?

Б. Груша. Дружок.

Мальчик. А под сеновалом кто живет?

Б. Груша. Ежик. Тебя-то самого как величать прикажешь?

Мальчик. Назови как хочешь, я не обижусь.

Б. Груша. Ну так будь Ванечкой!

Появляется сосед бабы Груши, дед Митяй.

Дед Митяй. Здорово, соседка! Это что у тебя за мальчонка, и где взяла?

Б. Груша. Известно где, в нивермаге.

Дед Митяй. Заводной?

Б. Груша. Да нет, обнаковенный.

Дед Митяй. И что же он у тебя на месте не сидит, видать, импортный?

Б. Груша. На что мне твой импорт? Да наши, отечественные, супротив ихних и крепче, и не такие привереды.

Дед Митяй. А работящий? Али для забавы?

Б. Груша. А как же, он у меня и сено косит да сразу в стога мечет, корову доит и колорадского жука сбирает.

Дед Митяй. Надо быстрей в нивермаг бечь, а то разберут.

Звучит музыкальный проигрыш. После его окончания опять появляется дед Митяй.

Б. Груша: Эй, Митяй, что так быстро обернулся, купил ли?

Дед Митяй: Не купил.

Б. Груша: Что так?

Б. Груша: Что ты, Митяй! Зачем Ванечку обижаешь, а вдруг услышит?

Дед Митяй: А хоть пусть и слышит, невелика птица!

Уходит дед Митяй, появляется Ванечка.

Б. Груша. Что такой нерадостный, внучек мой ненаглядный?

Мальчик. Какой там ненаглядный, страшный да рыжий.

Б. Груша. Слышал, что дед Митяй сказал? А ты не серчай на него. Красота, она не только внешняя бывает, а и от доброго сердца, и эта красота всего дороже. Вот послушай, что я тебе расскажу.

Картина 2

Б. Груша. Жил на берегу Тихого Дона добрый казак. Хозяйство водил да рыбу ловил. Но на стене всегда висели у него шашка да палица против ворога лютого, от деда еще остались.

Казак, отец Груни

За русскую волюшку,

Б. Груша. Была у казака дочка Груня, а матери у них не было. Некрасива была Груня, зато сердце у Груни — золотое — сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого!

С одной стороны ширмы появляется Груня, с другой — кошка Мурка.

Груня. Что-то ты хромаешь, Мурка?

Мурка. Мальчишки камнем зашибли.

Груня. Давай перевяжу лапку, глядишь, боль-то и пройдет. А хочешь, оставайся у нас жить, места всем хватит.

Мурка. Спасибо за слова добрые, да за участие. И впрямь боль меньше стала. Буду у вас в подполье мышей ловить.

Появляется соседка Груни.

Соседка. Грунюшка, соседка, не присмотришь ли за моим пострелом, в станицу мне надо, сестра приболела.

Груня. Отчего ж не присмотреть, присмотрю.

Соседка. Ой, спасибочки! Доброе у тебя сердце, Грунюшка! Дай Бог жениха тебе хорошего!

Груня. Где мне, уродине несчастной, о добром молодце думать? Собаки и те боятся смотреть на меня.

Соседка. Всему свое время, Грунюшка!

Картина 3

Б. Груша. Любили люди Груню за сердце ее доброе. Мать у нее давно померла, и отец решил новую жену в дом взять. А уж что казак решил, то сделает. Привел в дом жену новую, а у нее тоже дочка была, одних лет с Груней, Улитой звали.

Отец. Вот тебе, Грунюшка, семья новая, мать да сестрица- красавица. Хозяйствуйте тут да не ссорьтесь!

Б. Груша. Сказал да ушел по делам. А мачеха с Улитой не взлюбили Груню.

Мачеха (Груне). Ах ты, лентяйка такая-сякая, только и знаешь, что на улицу глазеть да нас с дочуркой сердить. Ужо я тебя выучу. Ступай-ка хлебы печь! (Улите.) А ты, моя красавица, не марай свои ручки белые, нарядись получше да садись у окошка, вдруг добрый молодец заглянет, женишок тебе будет.

Улита. Правда твоя, матушка! Так и сделаю. Нелегкое это дело, женихов поджидать!

Появляется молодой казак.

Казак. Эй, люди добрые, издалека иду в далекую сторону. Нельзя ли у вас коня напоить да самому с дороги отдохнуть?

Улита. Сапоги у тебя в пыли, а лицо бородой обросло, да и красоты в тебе мало совсем (про себя: не нужен мне такой жених!). Негде у нас коней привязывать, проходи, служивый, дальше!

Груня. Постой, казак! Зачем тебе дальше идти, устал ты совсем. Заходи, отдохни, а коня я сама напою.

Казак. Спасибо тебе, добрая душа!

Б. Груша. Умылся казак с дороги, щей похлебал, да спать лег. А Груня коня напоила, в изголовье села, любуется молодым казаком, невзначай погладила его по лицу, а тот возьми во сне да и поцелуй Груне руку. Занялась рука, будто огнем обожженная. Поспал-поспал казак, встал поутру, попрощался, сел на коня, да вдаль умчался.

Картина 4

Звучит казачья песня.

Б. Груша. Прошло два года. Прогнали казаки-воины врагов с Тихого Дона, идет обратно войско казачье, с песнями идет, —люди радуются, зазывают белого калача отведать. Зашли и к Груниному отцу.

Казак. Здравствуйте, люди добрые!

Отец Груни. Здорово, служивый! Какие дела привели к нам?

Казак. Шел я когда на войну с ворогом, притомился, да и зашел в курень казацкий отдохнуть. Лег спать, и приснился сон такой: пришла в горницу девица, села возле меня, сон сторожит. Добрая это девица была, а какая лицом — не ведаю, не припомню. Везде ищу ее, жениться на ней хочу.

Улита. А ведь это я та самая девица, что сон твой сторожила, ай запамятовал? Вот и матушка тебе скажет.

Мачеха. Истинный Бог, так оно и было. Времени-то сколько прошло! Чем тебе не невеста — хороша, глаз не отвести! Эй, Грунька, где ты там? Неси-ка угощение, дорогих гостей потчевать будем.

Появляется Груня с перевязанной рукой.

Казак. А скажи мне, девица, что это у тебя рука перевязана?

Груня. Рубила я дрова да топором ударила, никак не заживает рука.

Улита. Подумаешь, топором ударила. Заживет, небось! Ты лучше, казак, сюда гляди, вон какие браслеты матушка мне в приданое дает.

Узнал я тебя, да вот и отметина, быть тебе женой моей верной. А еще, девица, доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй.

Б. Груша. И стала Груня красавицей, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Улита же от злости превратилась в маленькую улитку-горбатку, что ползает по дну Тихого Дона и не знает ни добра, ни ласки человеческой. Молодой казак с женой долго жили, детей вырастили, уже и внуков растят.

Мальчик Ваня . А не ты ли, бабушка, эта самая Груня?

Б. Груша. Я — не я, какая разница, давно это было. Помни только, внучек, доброе сердце, оно всегда дороже красоты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание нравственных качеств у детей на примере литературных образов сказки. Формирование интереса к донской литературе.

Развивать способность понимать ценность народных традиций,уважать культурное, историческое прошлое предков. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.Углубленное знакомство с произведениями П.В.Лебеденко из сборника "Сказки Тихого Дона". Создать условия для проявления творческих способностей детей.

Воспитание нравственных качеств у детей на примере литературных образов сказки. Формирование интереса к донской литературе.

На фоне музыки

Дон… Давным-давно это было. Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном, много песен весёлых пропето с тех пор в станицах зелёных. Проносились ветры буйные, проплыли тучи грозовые над полями широкими.

Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море.

Не раз глядевший в глаза смерти, обращается он со своим самым заветным словом к детям, к доверчивому наследнику, человеку завтрашнего дня.

Книга вобрала в себя легенды и предания Донского края, отличалась романтической приподнятостью и в тоже время покоряющей достоверностью.

В ней нашли свое отражение беспокойная история вольнолюбивого Дона и патриотические и героические мотивы донского фольклора, народно-поэтическая традиция расстановки образов: добрые, мудрые русские люди живут на Дону, землю пашут, рыбу ловят, детей уму-разуму учат, стариков почитают, соседям не угрожают, все живое от зла и гибели защищают. Да нет им покоя от злобных сил: то чудовище водяное, кровожадное, о семи головах, из чужедальных морей заплывает, то ворог со злодейским войском нападает. И бьются насмерть за родину, за свободу, за земляков своих и за всех людей добрых и стар, и млад. Всем полюбились герои сказок:

Презентация Донских сказок

Петрусь-мальчонка русский.

Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице.

Сказка о Песне Легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном

. В каждой сказке – свой герой, своя мораль, свой нравственный урок.

. Каждый член казачьего общества должен был знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.

Вот основные заповеди казачьего общества:

Сегодня я вам предлагаю послушать эту сказку, но не просто послушать, но и посмотреть ее в исполнении кукольного театра.

Доброе сердце дороже красоты

Жил как-то на берегу Тихого Дона добрый казак, и была у него любимая дочка Груня. Некрасива лицом была девушка да и горбата. Еще маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у нее горб на спине.

Зато сердце у Груни было — сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров — шагу лишнего не даст ему ступить Груня: возьмет дрова и сама донесет куда надо. Каждого путника накормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодится, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня.

Любили люди девушку за ее сердце доброе. Мать Груни давно померла, и решил отец новую жену в дом взять.

А уж что казак решит, то сделает.

Привел он в дом жену новую, а у нее тоже дочка была, одних лет с Груней. Улитой ее звали.

Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету — не найдешь.

Да было одно лихо у девушки: сердце у нее злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться:

— И чего ты, бабушка, живешь до сих пор, — спрашивает злая девушка. — Чего ты до сих пор свет коптишь? Кому ты нужна, старая?

Посмотрит на нее старушка, остановится, слезу от обиды ладонью смахнет, покачает головой и пойдет дальше.

А Улита уже к древнему старичку бежит, толкнет его, будто невзначай, посмеется над ним.

А то пойдет на реку, поймает маленькую рыбку, бросит ее на горячий песок и смотрит, как бьется рыбка, задыхается, от боли корчится.

Сразу же невзлюбила Груню злая Улита. Уж как только она не издевалась над бедной Груней! То за косу ее дернет, то ущипнет больно, то привяжет полотенцем к своей спине подушку и начнет показывать, как горбатые ходят.

Забьется в темный уголок Груня, плачет тихонько, никому не жалуется.

А мачеха увидит Груню в слезах — и ну попрекать:

— Ах ты, лентяйка такая-сякая, только и знаешь, что плакать да рыдать. И чего ты не помрешь, убогая?

Еще сильнее плачет Груня, а все молчит.

…В ту пору казаки войну с врагами вели, и случилось так, что ехал на войну казак молодой мимо дома их. Остановил он коня и крикнул:

— Люди добрые, нельзя ли у вас коня напоить да самому с дороги отдохнуть?

Проходила в это время по двору красавица Улита, взглянула на казака сапоги у него в пыли, лицо бородой обросло, красоты мало в нем, и сказала:

— Негде у нас коней привязывать, проходи, служивый, дальше.

А Груня выскочила из куреня, коня напоила, казаку помыться дала, чистое полотенце принесла, отвела казака в горницу, накормила, на чистую кровать спать уложила, а сама села в головах, сидит — мух отгоняет.

Залюбовалась Груня красотой казака: чуб казачий на белый лоб падает, от длинных ресниц тень на белые щеки ложится, грудь богатырская, как волна, вздымается.

Положила Груня тихонько руку свою на белый лоб молодца, а казак во сне взял Грунину руку и поцеловал крепко. Испугалась Груня, отдернула руку, а на том месте, где поцеловал казак, горит рука, как огнем обожженная.

Поспал-поспал казак, встал поутру, попрощался с Груней, сел на своего быстроногого скакуна и умчался.

Опять живет Груня в тоске да в обиде, живет — ни на кого не жалуется, вспоминает часто казака-молодца, вспоминает да горько вздыхает:

— Где мне, уродине несчастной, о добром молодце думать? Собаки и те боятся смотреть на меня…

Вот год проходит, два проходят, прогнали казаки-воины врагов с Тихого Дона, идет обратно войско казачье с песнями, с шутками-прибаутками, идет люди радуются, зазывают казаков доброй браги откушать, белого калача отведать.

А к Груниному отцу заехал самый главный командир из войска их. Молод он был, красив и очень храбр — о геройстве его уже на Дону песни пели. Пошел он на войну простым казаком, а стал командиром главным.

Мачеха Грунина свою дочку Улиту наряжает, косы ей заплетает, на руки билезики — красивые браслеты — надевает. Еще краше становится Улита. Взглянешь на нее — глаз не отведешь.

А Груня полы моет, на стол кушанья подает, брагу ставит.

Вот сели все за стол, взял командир казачий кубок, крепкой бражкой наполненный, поднял его и повел такую речь:

— Шел я когда на войну с ворогами, притомился с дороги да и зашел в курень казацкий отдохнуть. Лег я спать, и приснился мне сон такой: пришла в горницу девица, села возле меня и сидит, смотрит на меня, сон мой сторожит.

— Сказала так старушка, поклонилась и пошла. С тех пор и ищу я свою суженую, нет мне в сердце покоя. Найду ее — в ноги поклонюсь ей за то, что силу она мне такую дала, и будет она мне женою верною.

Пока говорил так казак, встала Груня, вышла на крыльцо, села, сидит, думу думает. Узнала она того казака, который ей руку целовал, а признаться не может ему: куда ей такой добру молодцу сказываться!

Сидит она пригорюнившись, сидит, вдруг слышит — Улита зовет ее. Подошла к ней Груня, а Улита спрашивает:

— А чего это у тебя, сестрица, правая рука всегда перевязана?

Смутилась Груня, покраснела и отвечает:

— Рубила я дрова да топором и ударила. Никак вот не заживает рука…

А Улита уже догадалась обо всем, злые глаза так и бегают, сердце щемит от зависти.

— А чего ты встала из-за стола, сестрица? — спрашивает она Груню.

— Пить мне захотелось, Улита.

— А иди сюда, я тебе дам водицы, сестрица, — говорит Улита.

Подошла Груня к ней, взяла чашку с водой, выпила и упала замертво: подсыпала ей Улита яду крепкого, смертного.

Схватила ее Улита, оттащила в чулан, бросила, а сама сделала себе на правой руке такую же отметинку, какая у Груни была, обмотала тряпкой и пошла опять в горницу.

Увидал ее обмотанную руку молодой казак, спрашивает:

— А что это у тебя, девица? Аль поранила где, аль ушиблась?

Подошла Улита к нему и говорит:

— Я та самая девица, которой ты руку поцеловал. Вот и отметинка на руке, не заживает с тех пор. Забыл ты, добрый молодец, как сидела я около тебя, сон твой сторожила…

Обрадовался казак, велел все войско свое собрать, свадьбу готовить. Собрались на свадьбу воины, все люди служивые, пришли старики, старухи и дети малые. Начался тут пир горой.

День гуляют казаки, два гуляют, а на третий день входит в горницу старушка древняя, волосы, как нитки серебряные — седая вся. Вошла, посохом о пол стукнула и так молвила:

— Шла я, старая, через леса и горы, через луга и пашни и пришла вовремя: не кончилась еще свадьба, не свершилось еще дело злое.

Взяла она командира казачьего за руку, привела в чулан, а там лежит Груня, лицо у нее посинело, страшное стало.

Брызнула старушка на Груню живой водой, открыла глаза девушка, а в глазах столько доброты, будто от самого сердца идет.

Узнал тут казак девушку, обнял ее и сказал:

— Доброе сердце дороже красоты. Будешь ты женой моей верной, девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти.

Пришли они в горницу, поклонились старому казаку, отцу Груниному, сели за стол, крепкой бражки выпили.

А старушка подошла к Улите и сказала:

— Нельзя с таким сердцем с людьми жить, злая девица. Будешь ты отныне ползать по дну Тихого Дона, и не знать тебе ни добра, ни ласки человеческой. А за то, что смеялась ты над горем людским, — будешь ты всегда горб на себе носить.

Сказала так старушка, ударила ее посохом своим — и превратилась злая Улита в маленькую улитку-горбатку.

А потом обернулась старушка к Груне, дотронулась до нее своей рукой и сказала:

— А ты, девица, доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй.

И стала Груня такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обнялись они с молодым казаком, поклонились старушке, чарку бражки крепкой ей поднесли, спасибо сказали.

И стали они с той поры жить-поживать, детей растить, да старых людей уважать.

А улитка-горбатка так и ползает с тех пор по дну Тихого Дона да в озерах синих, в реках прозрачных.

Ползает и не знает ни добра, ни ласки человеческой.


Казак, отец Груни – Сокиренко Адам Мачеха – Рябкова Екатерина Старушка – Романова Нелли Улита – Ростовская Карина Груня – Таегян Вероника Молодой казак – Зимаев Даниил

Давайте поаплодируем нашим артистам.

Ребята, следует отметить, что в казачьих сказках много юмора, забавных историй, некоторые сказки по сюжету похожи на анекдоты.

А теперь ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая и покажет насколько хорошо вы понимаете диалектные слова, характерные для говора казаков.

Я называю вам слово, а вы говорите его обозначение:
Гуртоваться – собираться в стадо, сплачиваться, объединяться.
Гэть – долой, вон.
Дебёлый – упитанный, плотный, толстый.
Зоревать – спать, досыпать на рассвете.
Кохать – заботливо растить, холить, лелеять.
Кочет – петух.
Кубыть- может быть
Курень - жилище казаков.
Погодь – подожди.
Рушник – полотенце.
Теперича – сейчас.
Чикиляет - идет
Худоба – рогатый скот.
Шкодить – вредить, причинять ущерб.

В конце игры награждение победителей.

Закончить наше мероприятие я хочу такими словами:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЧАС

Сценарий к 100-летию П. Лебеденко

35

36

37

38

Типичными чертами характера казаков являлись доброта и честность. Закрепилось в традициях и уважение к старшим. 0б обычаях, привычках, жизненном укладе донских казаков мы узнаем из песен, былин, сказок. Много сказок живет на Дону. И вы уже со многими из них знакомы.

Вот и сказки писателя Петра Васильевича Лебеденко для многих из вас стали любимыми авторскими сказками.

39

40

41

42

И вот обыкновенный детдомовский мальчишка влюбился в небо и осуществил свою заветную мечты – стал летчиком. После окончания Батайского авиационного училища гражданского воздушного флота. Он несколько лет летал в тундру, на Крайний Север, приходилось летать в бурю, метель, и с каждым полётом в суровых условиях он закалял себя, набирался лётного опыта, словно готовил себя к полётам в годы войны. Хотел воевать в Испании, но не получилось. И когда грянула Великая Отечественная война, он стал проситься на фронт, но добился этого только в 1942 г.

43

44

45

46

47

48

49

50

51

Не уронил Петрусь казачьей чести, освободил Тихий Дон от хищной птицы.

52

Наравне с мужчинами защищали свой дом и родную землю женщины-казачки. Как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, боевую подругу воспитывали и девочек-казачек. До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например, езду на лошади.

53

Обратили ли вы, ребята, внимание на то, какой он, герой донской сказки? Конечно, в схватке со злом он выходит победителем, но надеется в первую очередь не на волшебную силу, а на свою смелость, ловкость и находчивость.

54

55

56
57

58

59

60

Подходит к концу наша встреча, и сейчас я вас познакомлю с книгами Петра Васильевича, представленными на нашей выставке.

(Краткий обзор представленной литературы)

При составлении сценария использованы:

2. Котовсков, В. От земли к небу: [о жизни и творчества донского писателя Петра Лебеденко] // Котовсков, В. Наши земляки: литературные заметки о писателях земляках. – Ростов – на- Дону: Ростиздад, 2008. – С. 187-199.

3. Лебеденко П. Сказки Тихого Дона/ П.В. Лебеденко .- Ростов-на-Дону: Ростовкнига, 2012.-96 с.:ил.

Читайте также: