Конспект классного часа я гражданин россии

Обновлено: 07.07.2024

Цель: воспитание гражданской ответственности у учащихся.

Ход классного часа

I. Вступительная часть.

Как вы, ребята, думаете: кто может быть гражданином России?

Беседа.

Результат - выводы, почему гражданство является привлекательным для людей.

II. Основная часть.

Мини-опрос учащихся.

- Хотели бы вы покинуть Россию и жить на Западе?

Учащимся, ответившим утвердительно, задаются следующие вопросы.

- Что вы знаете о названной вами стране и что вас в ней привлекает?

- Как эта страна достигла своего благополучия?

- Нравственно ли это - ехать туда на все готовенькое?

- Справедливо ли, что кто-то веками создает богатство страны, а другие сразу им пользуются?

Учитель записывает на доске все доводы, из которых учащиеся выбирают самые весомые и убедительные.

III. Поэтическая страничка.

Учитель. А сейчас я хочу познакомить с необычным стихотворением, написанным ученицами 8 класса поселковой школы Московской области. Эпиграфом к этому произведению стали слова Сергея Есенина:

Если крикнет рать святая:

Я скажу: «Не надо рая,

Жил-был мальчик. Как все дети,

Мальчик Родину любил.

Строй наш - лучший в целом свете,

В этом он уверен был.

Но потом все изменилось:

Перестройка к нам явилась.

Стала мощная страна

Бескультурна и бедна.

Пропадают все продукты:

Сахар, мясо, масло, фрукты.

Сопоставил мальчик факты

И надумал ехать в Штаты.

«В штатах райское житье:

Жить вольготно, без команды,

Всюду видео, джаз-банды!

Там я стану фабрикантом,

В лимузине ездить франтом.

На Гавайских островах.

Что же делать? Нужно быстро

Паспорт Делать у министра.

Вот сидит у двери он,

Грустной думой удручен.

И спросил его сосед –

Посетитель средних лет:

«Что же ты, как крыса с баржи,

Той, что в море дала течь.

Ты послушай-ка, я старше,

Год прошел, пошел другой,

Изменился наш герой.

Он решил, сказав себе:

Затем учитель просит учащихся сформулировать основную мысль стихотворения, обсудить, как могли бы измениться взгляды его авторов через несколько лет после его написания, высказать свою точку зрения по предложенной теме.

IV. Заключительная часть.

Учитель завершает классный час цитатами классиков.

Тематика данного мероприятия соответствует возрастным и психологическим возможностям учащихся.

Педагогическая ценность данного мероприятия заключается в формировании отношения к таким понятиям как патриотизм.

Использование мультимедийной презентации подчеркнуло, несомненно, эмоциональную окраску мероприятия, сделало его более ярким, образным и насыщенным.

Цели и задачи:

Технологии:

  • личностно-ориентированная технология,
  • информационно-коммуникативные технологии.

Оформление:

  • Школьная доска с темой урока;
  • Установка мультимедиа;
  • Презентация к уроку;
  • Раздаточный материал;
  • Магнитофон кассетный, дисковый;

Предполагаемые результаты.

1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.

2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к государственным символам.

3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.

1 .Вступление.

Учитель: Дорогие ребята! Мы очень рады видеть вас сегодня в школе. За лето вы отдохнули, повзрослели, набрались сил и здоровья. Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Учитель прикрепляет на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

Учитель: А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным?

Конечно, каждому из нас нужна наша Родина. Послушайте одну историю:

3-25 слайды – звучит песня о родном крае.

26 слайд – Это всё Родина, Отечество, Отчизна, родной край, малая родина.

2. Стихотворение о родине – Сложеникин Н.

27 слайд – слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия.

Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;

Матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

30 слайд – карта.

31 слайд – состав.

Россия – самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города - миллионники. Это - Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Есть реки – большие, многоводные. Это – Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Это 5 из 22 главных рек земного шара. Есть самое глубокое озеро Байкал. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

32 -34 нации и народности.

Большинство населения составляют русские. Откуда пошло это слово? Что означает Русь? Русский?

Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!

Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия. Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

С. Романовский, "Марфа и Мария"

Кого же называют гражданином и что такое гражданство?

Гражданин-это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями.

37 – история Конституции

Можно ли обойтись без президента?

- Кто может стать президентом? (Президентом Российской Федерации может быть избран взрослый гражданин Российской Федерации, если ему уже исполнилось 35 лет, и он постоянно живёт в России не менее 10 лет.)

- Может ли стать президентом женщина? (Да, может, если ей не менее 35 лет, и она живёт в России не менее 10 лет)

- Кто выбирает президента? ( В ыбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы)

- На какой срок выбирают президента? (С этого года президента выбирают на 6 лет)

6. 44-45 – Права и свободы

В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

Ученики: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

Учитель :Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

Но так думали не всегда. Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории?

Ученики: Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.

Учитель: Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

Ученики: конечно же нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать.

Учитель: Совершенно верно. Ребята, например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

7. Игра. Учитель: А сейчас чуть отдохнем - я предлагаю разобрать конституцию в сказках:

1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?

(Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).

8. Символы России.

47 – Флаг – Важничина Соня.

48 – Найти свой флаг

49 – Герб – Садыков Исмаил

50 – Гимн – Дорошенков Кирилл.

9. Викторина

Как называется наша страна и её столица?

Назовите свою малую Родину.

Назовите свой полный адрес.

Кто является Президентом России?

Назовите государственные символы страны.

Как называется наука о гербах? (геральдика)

Что собой представляет герб России, где его можно увидеть?

Что означает двуглавый орёл?

Что держит в лапах орёл на гербе России? (скипетр и державу).

Что означает щит на его груди?

Назовите цвета государственного флага. Что обозначает каждый цвет флага?

Когда празднуется День государственного флага России? (22 августа)

Что такое гимн? Когда он исполняется? Кто авторы современного гимна? (Гимн – это торжественная песня. Авторы – муз. Александрова, слова Михалкова)

10. Заключительное слово (Обратиться к эпиграфам)

Граждан нашей страны объединяет патриотизм. Патриот тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине. Патриотизм проявляется не только в героических делах, но и в простой заботе о родном крае, природе. Люди стремятся сделать жизнь в родном крае лучше, оберегать накопленный опыт, традиции, исторические памятники.

Вы, ребята, граждане своей страны. А, значит, имеете свои права и обязанности.

Каждый гражданин России имеет права на образование. Задача школы – вырастить из учеников достойных граждан страны. Задача школьников – старательно учиться.

II Вопросы для закрепления:

Как называется наука о гербах? (геральдика)

Когда на гербе русских князей появилось изображение орла?(15 век, 1497г., при Иване 3)

Что держит орел в своих лапах на гербе России?(скипетр и державу)

Как называется наука о флагах? (вексиллология)

Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования?

Что было изображено на печати Ивана III?

Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом?

Назовите девиз советского герба?

Есть ли девиз у современного российского герба?

Когда отмечалось 500 лет государственного герба России?

Опишите флаг РФ?

Когда празднуется День государственного флага РФ?

Что означает каждый цвет флага РФ?

Кто написал музыку и слова современного гимна?

Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?

Перечислите государственные символы?

Ответы к викторине:

Двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём змею.

три горизонтальные полосы: белая, синяя, красная.

белый символизирует мир, чистоту, непорочность и совершенство (или Свободу);

синий символизирует постоянство, веру и верность (или Богородицу);

красный символизирует энергию, силу и кровь, пролитую за Отечество (или Самодержавие).


1. Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма.

2. Сформированность содержательной направленности личности, ее отношения к государственным символам.

3. Высокий уровень самосознания, способности к сопереживанию, активной жизненной позиции.

4. Сформированность навыков работы в команде.

5. Развитие у учащихся умения формулировать задачи и находить пути их решения.

На экране проектора расположен слайд- эпиграф к уроку:

«А что такое гражданин?

Вступительное слово учителя:

Ребята, у нас сегодня необычный классный час. Он очень важен для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.

Ученики: Я - гражданин…

Учитель: Что интересного заметили?

Ученики: Пропущенное слово.

Учитель: Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.

Обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же ставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе в конце занятия.

Учитель раздает детям камушки и предлагает рассмотреть их.

-Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?

Ученики: Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.

Учитель: Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране, у всех нас одна родина – Россия.

Давным-давно, в далекие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас.

Русь… Откуда пошло такое название?

Что означает само это загадочное слово - Русь? Короткое - в один слог всего! - а какое просторное и загадочное!

Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами - Русь, русские, Россия. Что такое Русь? Русь - это страна, где много рек и озер, а русский - это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь и еще одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.

На севере, за лесами за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо-мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости: "Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь - он и зацвел!" - "На русь?" - ахнул я. - "На русь", - подтвердила хозяйка. - "Что такое русь?" - "Русью светлое место зовем. Где солнышко. Да все светлое, почитай, так зовем. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь - спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?" Я слова вымолвить не могу, у меня слезы из глаз от радости. Русь - светлое место! Русь - страна света. Милая светоносная Русь, Родина, Родительница моя!

С. Романовский, "Марфа и Мария"

В конце XI в. появилось новое имя у Русского государства – Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване III (Грозном). Тогда часто употреблялось название “Россия” наряду с прежними названиями “Русь”, “Русская земля”, но со временем оно стало употребляться и самостоятельно.

Сейчас наша Родина – Россия – большая, великая страна. Откуда произошло слово РОДИНА? (род, родня, родители, родословная – родина)

С чего начинается Родина?

(Родители, родственники, друзья, соседи, дом, двор, школа, улица, город, Россия)

Что нас объединяет? (общая земля, общая история, общие законы, общий язык…).

Что ещё? (духовные традиции и ценности)

Отношение народа к Родине выражено в пословицах. Какие пословицы о Родине вам известны?

1)Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2)Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

3)Родина – мать, умей за неё постоять.

4)Человек без Родины – что птица без крыльев.

5)Нет ничего краше, чем родина наша.

6)Человек без Родины – соловей без песни.

7)Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

8)Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

9)Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу.

10)Где кто родится, там и пригодится.

К сожалению, не каждый способен на такую любовь.

-Послушайте одну историю:

-Кто-нибудь из вас испытывал это чувство?

Учитель: Как видите, иногда, чтобы полюбить родную страну, нужно оказаться вдали от неё. А любить нашу страну есть за что. Прежде всего, за то, что это наша родная земля, земля наших предков.

Учитель: Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города - миллионники. Какие?

Ученики: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.

Учитель: Есть реки – большие, многоводные?

Ученики: Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.

Учитель: Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах, самое большое?

Учитель: А самое глубокое?

В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо.

Ученики: Человек, принадлежащий к постоянному населению государства, пользующийся его защитой и наделённый правами и обязанностями.

Учитель: Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вам отразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которыми он должен обладать.

( Работа учащихся в группах. На подготовленных листах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем, представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе с учителем).

«Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной.

Не будет гражданин достойный

Учитель: А теперь каждая команда должна из рассыпавшихся букв собрать слово и рассказать, что они знают об этом понятии.

Да, жизнь в нашем государстве регулируется Конституцией РФ –

основным документом государства, где записаны все законы,

определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан.

Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День

Принятия Конституции 12 декабря1993г.

Учитель: В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

Ученики: Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

Учитель :Самое главное, самое важное - право человека на жизнь. Но так думали не всегда.

Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории?

Ученики: Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.

Учитель: Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

Ученики: конечно же, нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать.

Учитель: Совершенно верно, ребята, например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (на экране слайд – портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг и гимн.

Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных

символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

1 этап. Флаг.

1.Как чередуются цвета на флаге России?

2.Соотнесите цвета с их значениями.

-честность, верность, безупречность, постоянство (синий)

-сила, смелость, кровь, пролитая за Отечество (красный)

-мир, чистота, непорочность, совершенство (белый)

При Петре Первом была несколько иная трактовка значения цвета флага.

Белый - свобода и независимость

Синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия.

Красный – державность.

3. Когда бело-сине-красный флаг стал государственным?

1896 год 2) 1917 год 3) 1991 год

Официально этот флаг стал государственным в 1896 году накануне коронации Николая 2.

4.Как очень часто называют бело-сине-красный флаг?

1)цветной 2)триколор 3)трёхцветный

5.Назовите дату – День государственного флага России.

1)1 мая 2)12 июня 3)22 августа

6.Как назывался корабль, на котором впервые был поднят бело-сине-красный флаг?

7. Как называется наука о флагах? Найдите правильный ответ.

вексиллология 2)нумизматика 3) геральдика

8.Назовите размеры полотнища флага.

Заря 2) стяг 3) полотнище

Что оно означало?

Стягивать войско, объединять в бою

Стяг – знамя, флаг есть в полку армии. Потеря знамени – это ликвидация полка. Если есть хоть один человек с полковым знаменем – полк существует с новыми воинами.

В 1705 году указом Петра Первого этот флаг стал флагом торговых судов. А государственным в это время был чёрно-золотисто-белый флаг.

2этап. Герб.

1.Сколько щитов на гербе России? (2)

2.Сколько корон на гербе России? (3)

3.Назовите цвет, которого нет на гербе России?

Красный, золотой, белый, зелёный, чёрный, синий.

4.Когда был принят герб с двуглавым орлом?

1)19 век 2)15 век 3)21 век

5.Почему на груди орла изображён всадник? Кто он?

6.Что держит орёл в своих лапах? (В правой – скипетр, в левой – державу).

7.Найдите изображение герба Брянской области.

8.Почему на гербах часто изображают животных? (Тотем, защита, покровительство).

9.Как называется основа герба – красный фон? (Геральдический щит).

3 этап. Гимн.

Государственный гимн РФ исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей субъектов РФ, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении официальных и торжественных церемоний, воинских ритуалов и спортивных соревнований. При официальном исполнении Гимна, его слушают стоя, мужчины без головных уборов.

2.Заполните пропуски в тексте гимна РФ.

Россия - ________ ______держава, (священная наша)
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, _______слава - (великая)
Твое достоянье на все времена!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная _________народная! (мудрость)
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

3.Назовите авторов современного Гимна России.

(Александр Васильевич Александров

Сергей Владимирович Михалков)

4 этап. Шуточный. (не оценивается)

1. Что станет с дембельским кителем, если его на 5 минут опустить на дно моря? (Намокнет.)

2. Что будет делать солдат, прослужив полгода? (Будет служить дальше.)

3. В каком году солдаты служат дольше обычного? (В високосном.)

4. Каким женским именем называют солдата, который долго спит? (Соня.)

5. Из какого полотна нельзя сделать портянки? (Из железнодорожного.)

6. Сколько яиц может съесть натощак солдат? (Одно. Следующие уже не натощак.)

7. Что делает часовой, когда у него на пилотке сидит воробей? (Спит.)

8. Что может увидеть часовой с закрытыми глазами? (Сон.)

5 этап. Исторический.

1.Назовите год основания Москвы.

1)1147 2)988 3)1242

2.Какой князь является основателем Москвы?

1)Ярослав Мудрый 2)Дмитрий Донской 3)Юрий Долгорукий

3.Под предводительством какого главнокомандующего в 1812 году русская армия разгромила французскую армию Наполеона?

1)М.И.Кутузов 2)А.В.Суворов 3)Г.К.Жуков

4.Какой гарнизон первым принял на себя удар немецко-фашистских захватчиков в первый день Великой Отечественной войны? (Брестская крепость)

6.Чем в российской истории знаменателен дождливый день 24 июня 1945г.? (Проходил Парад Победы)

1.УРА* (и опорный край державы, и каменный пояс России – Урал)

2.УРА* (и бог неба, и планета, и химический элемент – Уран)

3.УРА*** (разрушительный ветер - ураган)

4.УРА****** (математическое место жительства икса и игрека – уравнение)

5.*УРА*** (главные часы России – куранты)

6.*УРА*** (птица, которая поможет воды из колодца напиться – журавль)

7.*УРА**** (сказочный герой – Буратино)

8.*******УРА (то, что получается из камня, если от него отсечь всё лишнее – скульптура).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе занятия опора делалась на личный опыт детей, имеющиеся у них на данном возрастном этапе знания. Рассказ учителя сопровождался мультимедийной презентацией, что позволило быстро и в доступной для детей этого возраста форме познакомить с главными символами государства. На занятии учащиеся познакомились с основным законом государства – Конституцией, учителем процитированы некоторые ее статьи.
Работа по теме была разделена на определенные этапы (вступление, основная часть, практическое занятие, рефлексия). Такой последовательный подход в изложении темы постепенно подводил детей к открытию нового.
Эмоциональной составляющей классного часа стала декламация стихотворений о Родине. Особенное эмоциональное сопереживание у детей было вызвано разговором о малой родине, о родном городе.

На этапе рефлексии дети ответили на все вопросы, что говорит о повышенном интересе к содержанию темы.

Данный классный час является хорошим методическим подспорьем в гражданском воспитании учащихся.

Разработала: Шнайдер Наталья Юрьевна, учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ № 207 г.Новосибирска.
Форма: классный час
Тема: Я- гражданин России! ( в рамках празднования Дня Конституции)
Цель : формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

-воспитывать чувство гордости за свою страну;

-определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”;

-затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святым понятиям “Родина”, “Отечество”;

-воспитывать толерантность по отношению к окружающим людям различной национальности.


Ход классного часа
Эпиграф: Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан.
Н.А.Некрасов

За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

Чтец.
Россия..
Россия…
Раздолье…
Равнины…
Березы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель.
А что, по-вашему, объединяет нас всех? (Все мы – россияне!)
Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17млн.кв.км. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10тыс.км.(показывает на карте)
-А какой вам представляется наша страна? (ответы учеников)

Чтец.
Для нас сады весною зацветают,
И нашим нивам не видать конца,
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые зеленые леса.
В колодцах наших, реках и озёрах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся наши тучные стада.
Поля бескрайние, как море,
И горы в шапках снеговых,
Разливы рек в степном просторе,

Листва берёзок молодых…
Здесь людям радостно живется,
Здесь славен мирный труд людей.
Всё это Родиной зовётся :
Великой Родиной моей.

Основная часть занятия

Родина – мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставеньку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Ученик. Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовем.

Учитель. У каждого человека есть своя малая родина. Это место, где он родился и вырос. Давайте прочитаем несколько сочинений о малой родине (было домашнее задание)
Учитель (после прочтения творческих работ). Ребята, мне понравились ваши мысли, и я думаю, что каждый из вас понимает, что значит малая родина, милый сердцу уголок земли.

Учитель. Конституция – основной закон государства, определяющий, как устроено государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. Нынешняя Конституция была принята 12 декабря 1993 года, а 1 июля 2020г. в Основной закон внесены значительные изменения с учетом поправок, принятых на общероссийском голосовании россиян. Согласно Конституции, мы имеем право на:
-жизнь
-здоровье
- свободу и обязанность личности
равенство перед законом
-свободу мысли
-труд
-образование
-отдых.
- Знаете ли вы, что с самого рождения у вас есть права, которые защищает одна из самых главных организаций на нашей планете – ООН (организация объединенных наций) ?
Ваши права записаны в очень серьезном документе – Конвенции Прав ребенка (принята 20 ноября 1989г.).

Беседа о символах государства

Учитель. Каждое государство имеет свои отличительные символы – герб, флаг.
История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на печатях, перстне , на предметах быта и обихода. Эти нехитрые родовые знаки и стали основоположниками науки об изучении гербов – ГЕРАЛЬДИКИ.

Ученик. У России величавой
На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.

Ученик (заранее подготовленный). Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный , с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел символизирует зоркость, мужество, проницательность. При едином теле двуглавый орел обращает свой взор и на Восток и на Запад, т.к. Россия – одна из немногих стран, расположенных сразу на двух материках –Европе и Азии. Обратите внимание, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося с коварным змеем, что отражает постоянную борьбу добра и зла. Три короны олицетворяют суверенитет как всей РФ, так и ее субъектов. Скипетр и держава в лапах орла - это символы государственной власти, государственного порядка и верности закону.

Учитель.
Подобно любому другому народу, россияне с уважением относятся к флагу своего Отечества. Знамена и флаги России на протяжении многих веков оказывались в центре событий нашей Родины.

Учитель. Наш класс – это тоже маленькое государство. Я предлагаю придумать герб класса и флаг (работа в группах, дети рисуют, затем защищают свои работы , выбираются флаг и герб класса общим голосованием)

Итог.
Учитель. Подводя итог нашего важного и нужного разговора, я предлагаю послушать стихотворение (читает ученик):

У каждого заботой
Своей
Глаза полны,
Наша Родина не что-то,
Она сегодня – мы.
У каждого дорога
Своя или тропа,
Но пусть нас очень много,
Мы все ее судьба.
Она не позабудет
Ни света и ни тьмы,
Она такою будет,
Какими будем мы.
И ей, одной – единой,
В любые времена
Не спрячешься за спины,
Хоть широка страна.

- Это стихотворение говорит о том, что жизнь страны (ее настоящее и будущее) зависит от ее граждан. Вы тоже являетесь маленькими гражданами большой страны. Ваша задача сделать её сильной, богатой, процветающей. А для этого надо получить прочные знания, которые в дальнейшем будут способствовать усердному труду на благо Родины.

Рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Каковы основные символы государства?
- Что является основным законом государства?
- Каким документом защищены права ребенка?
- Кем мы являемся в своей стране?
- Какова ваша главная задача на сегодняшний день?

Читайте также: