Аустерлиц эпоха срама и поражений конспект

Обновлено: 02.07.2024

Аустерлицкое сражение, или “война трех императоров”, имело большое значение в ходе истории. Эта битва стала решающей в противостоянии Наполеону - она разрушила Антифранцузскую коалицию и открыла ему дорогу на Россию. Лев Толстой уделил Аустерлицкому сражению много внимания в своем романе-эпопее “Война и мир”. Однако важно понимать, что его описание - не историческая справка. Для писателя было крайне важно не столько точно передать ход битвы, сколько рассказать о ее влиянии на людей, раскрыть образы Кутузова, Александра I, Болконского и др.

Историческая справка о битве

Аустерлицкое сражение состоялось 20 ноября 1805 года. В нем принимали участие армия Франции и объединенные силы Александра I (Россия) и Франца II (Австрия). Третья Антифранцузская коалиция уже одержала несколько побед - только что силы Наполеона были разбиты в битве при Шенграбене. Это ослепило правителей Австрии и России. Они решили идти в наступление, хотя Кутузов сразу предсказал, что сражение под Аустерлицем будет проиграно.

Важно! В начале битвы силы Наполеона были меньшими, чем у противника - у него было более 73 тысяч солдат и почти 140 орудий. Коалиция имела более 85 тысяч солдат и почти 300 орудий. Но в ходе сражения потери России и Австрии оказались намного больше: они утратили почти 16 тысяч человек и более 20 тысяч оказалось в плену, тогда как Франция потеряла 1300 человек и около 600 солдат попали в плен.

Описание сражения

Автор описывает битву с двух сторон, ярко противопоставляя силы Франции и Коалиции. Если войска Наполеона идут в бой слаженно и уверенно, то их противник находится в смятении, войска коалиции неорганизованны и напуганы. Особое внимание Толстой уделяет описанию пейзажа - природа выступает нейтральным фоном, декорацией. Над воюющими одно и то же яркое голубое небо и солнце, равнодушно освещающие землю, на которой ликуют одни и умирают другие. В бой решено вступить утром, чтобы успеть закончить сражение до наступления темноты. С рассветом солдаты двинулись колоннами на врага, но никто не видел друг друга из-за густого тумана. Они бредут в неизвестности, чтобы убивать по приказу начальства, как велит их долг. Солдаты дезориентированы и спрашивают друг у друга, где остальные войска. Их утешает лишь то, что они окружены такими же солдатами. Пехотинцы долго маршируют в тумане, и тут между ними начинается смятение - командование решило, что между флангами слишком большое расстояние и его надо заполнить. Кавалерия двигается резко влево, что приводит к беспорядку в рядах. Все это Наполеон наблюдал, находясь на вершине холма Журань, и отлично видел противника, который беспорядочно копошился внизу . К тому моменту, когда он решил наступать, видимость была уже отличной, а противники устали и ослабели.

Рис. 2. Егеря-гвардейцы под Аустерлицем. Авттор Кейт Рокко

Образы главнокомандующих у Толстого

Описывая предысторию и ход сражения, писатель большое внимание уделяет описанию главнокомандующих армиями: Александру I, Францу II, Кутузову и Наполеону. Их тщеславие и гордыню он называет главными причинами поражения. Правители России и Австрии были ослеплены своей победой ранее и хотели как можно быстрее добить противника, не обдумав как следует сражение и не учитывая возможные перспективы. Совет перед битвой он называет “парадом тщеславия”, а не обсуждением стратегии. Они приняли план Франца Вейротера, хотя Кутузов и считал его заведомо проигрышным. Он, как опытный генерал, понимал, что так Наполеона не получится победить, но никто его не слушал. В результате Кутузов просто устранился от беседы и проспал большую часть времени. Он понял, что его считают неподходящим для этого места. Кутузов понимал, что Наполеон готовит западню противнику, но не мог разгадать ее суть. Поэтому он как можно дольше оттягивал вступление в бой русских солдат. В результате император просто заставил его это сделать. Но это было ошибкой - страна понесла огромные потери, а армия утратила боевой дух. Толстой показывает, как самодовольные и напыщенные предводители коалиции в ходе сражения превращаются в испуганных и растерянных людей. Они не знают, как поступить, и шокированы происходящим. Императоры бежали с боя, а Франц II - сдается и принимает все условия Наполеона.

Рис. 3. Панорамный вид на Аустерлицкое сражение 2 декабря 1805 года. Жан-Антуан-Симеон Форт

Андрей Болконский в Аустерлицком сражении

Эта битва показана также через личные переживания главного героя романа - князя Болконского. Он в то время был адъютантом Кутузова, присутствовал на совете и понимал, что скорее всего сражение будет проиграно. Его поражала неорганизованность руководителей войск и он считал преступным такое отношение к живым людям, которых они обрекают на гибель. Однако как дворянин он не мог отступить, к тому же, он мечтал прославиться, хотя никому в этом не признавался. В ходе битвы Андрей совершил героический поступок - он поддержал войско и повел его за собой в решающий момент. Толстой описывает его поступок очень просто и обыденно, без какого-либо пафоса. Главным в этой битве для Болконского становится ранение - он падает и смотрит на небо.

Важно! Этот момент - один из самых знаменитых в романе-эпопее. Герой смотрит на Небо над Аустерлицем и понимает тщетность всего происходящего, он осознает, насколько глупо и бессмысленно вести войны, понимает, что хочет только одного - жить в мире, дома с родными.

Историческая основа описания

Александр Первый и Франц Второй были воодушевлены победами союзной армии. Императоры были уверены в сокрушительной победе над Наполеоном по нескольким причинам:

Битве при Аустерлице

  1. Битве при Аустерлице предшествовало сражение при Шёнграбене, где русско-австрийские войска разгромили неприятеля.
  2. Полководцы были уверены в численном превосходстве союзной армии.
  3. Австрийские генералы невысоко оценивали военные таланты Наполеона.

Военную операцию разрабатывал генерал Вейротер. Он предполагал, что в расположении врага находится не более 40 тысяч солдат.

Русско-австрийская армия насчитывала около 80 тыс. человек. Большинство военачальников поддержало план генерала. Но среди участников совета были и те, кто открыто выступал против сражения.

Николай Ростов, состоящий в эскадре гусар, слышал крики тысячи французов. Во время разведки он не разглядел французского поста, по юноше открыли огонь. После того как Ростов доложил эту информацию командованию, планы наступления не были изменены.

И всё же никто из этих героев не отказался участвовать в сражении. Это противоречило их воспитанию, ведь честь и долг перед Отечеством были превыше всего.

Ход сражения

Решающий бой произошёл 20 ноября 1805 года возле города Аустерлиц. Эта дата вошла в историю как одно из самых крупных поражений Российской империи в XIX веке.

Начало битвы

Реальное соотношение сил было совсем не такое, как предполагал генерал Вейротер. Наполеон располагал армией численностью в 73, 5 тыс. человек. К тому же французский полководец намеренно инициировал отступление и скрывал часть подразделений.

  • пехота;
  • кавалерия;
  • артиллерия.

Начало битвы при Аустерлице

Колоннам дан приказ спускаться с горы навстречу противнику. Командование рассчитывало вытеснить врага на Богемские горы. Из-за густого тумана солдаты не видели ничего на расстоянии 10 шагов от себя. Этим и воспользовались французы, открыв огонь по рядам союзных войск. Ситуация усугублялась тем, что командование, находившееся в замешательстве, не отдавало никаких приказов.

Наполеон с основной частью армии располагался намного ближе, чем предполагал Вейротер. Он дождался рассвета и отдал приказ о наступлении на Праценские высоты. На этой стратегической точке располагались Кутузов, Болконский и часть дивизий. Русский полководец с недовольством наблюдал за ходом битвы и отдавал приказы, которые противоречили содержанию наступательного плана Вейротера.

Войско Кутузова напоролось на наступающих французов. Главнокомандующий получил ранение в лицо, а русско-австрийская армия обратилась в бегство.

Ранение Андрея Болконского

Даже получив ранение, Кутузов не переставал командовать войсками. На спуске с горы он заметил батарею, вступившую в бой с французами. Солдат русской армии, державший знамя, был убит. Чтобы поддержать боевой дух участников сражения, Андрей Болконский решает заменить знаменосца.

Молодой дворянин мечтал совершить боевой подвиг и прославиться. Его главным кумиром был Наполеон. Столичная молодёжь восхищалась храбростью и умом Бонапарта, не задумываясь, какой ценой ему даются победы. Андрей Болконский без колебаний повёл русскую батарею в бой.

Ранение Андрея Болконского

После сражения раненый Андрей Болконский видит Наполеона. Бонапарт уже не кажется ему великим, он видит в нём ничтожного человека, погубившего тысячи жизней. Именно во время Аустерлицкого сражения меняются взгляды героя на жизнь.

Поражение русского войска

Толстой противопоставляет поведение французов и русских на поле боя. Он описывает уверенно наступающих врагов и находящихся в смятении солдат союзной армии. Подразделения князя Багратиона смогли отразить все атаки неприятеля, но это никак не повлияло на итог битвы. Уже в 5 часов вечера сражение было проиграно по всем фронтам. Россия и Австрия потеряли пол-армии.

Николай Ростов был отправлен к Кутузову

Николай Ростов был отправлен к Кутузову для получения дальнейших распоряжений. Юный гусар, как и Андрей Болконский, мечтал совершить подвиг и увидеть императора. Но, в отличие от главного героя, Николаю Ростову недостаёт отваги и силы духа. Он боится умереть, поэтому не рвётся вступать в открытый бой.

  1. Наблюдалось недоверие между союзниками.
  2. Действия армии были плохо скоординированы.
  3. Отсутствие мотивации у простых солдат.

Николай Ростов, как и множество других участников сражения, был недостаточно храбрым. Андрей Болконский полностью переоценил свои взгляды на жизнь и пришёл к полному отрицанию войны. Александр Первый стал больше прислушиваться к мнению Кутузова. Именно этому военачальнику он доверит командование во время Отечественной войны 1812 года. Аустерлицкая битва изменила жизнь многих героев романа.

Во 2 части повествование переносится на поля сражений в Австрию, появляется много новых героев: Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, командующие армиями Кутузов и Мак, военачальники Багратион, Вейротер, рядовые командиры, штабные офицеры…и основная масса – солдаты: русские, французские, австрийские, гусары Денисова, пехота (рота Тимохина), артиллеристы (батарея Тушина), гвардия. Такая многогранность является одной из особенностей стиля Толстого.

  • Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?

Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона.

  • Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года?

Он хотел одного – вывести русскую армию из пределов австрийских границ и выйти из ненужной войны

  • Начинается описание войны с картин смотра в Браунау. С какой целью был произведен смотр в Браунау?

Кутузов хотел показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. Смотр показал, что русская армия после длительного перехода из России не готова к походу и не должна идти на соединение с армией Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

Песней и пляской солдат. Так возникает тема единения командующего с солдатами, тема единения личности с массой.

Отношение Толстого к войне можно проследить по сюжетной линии Николая Ростова. Молодой человек впервые будет принимать участие в войне. Как он воспримет ее – это и будет выражением естественных человеческих взглядов.

  1. Анализ Шенграбенского сражения.
  • С какой целью было дано Шенграбенское сражение?

Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.

  • Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения?

Пехотный офицер Тимохин. Артиллерист Тушин.

На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха.

  • Чтение эпизода о батарее Тушина или просмотр эпизода из фильма

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

  1. Анализ Аустерлицкого сражения.
  • Какие две точки зрения на предстоящее сражение были у командования русских войск?

Точка зрения императора Александра: напасть на Наполеона и в сражении разбить его.

Точка зрения Кутузова – отступить или подождать подкреплений из России.

Восторжествовала точка зрения императора и утвержден план австрийского генерала Вейротера, который предположил, что ему известно расположение французских войск.

  • Кто же расплачивался за бездарность Вейротера и императора?

Солдаты и офицеры действующей армии.

Толстой осуждает легкомысленность русского императора, граничащую с преступлением. В романе появляется мысль о ничтожестве тех, кто живет собой, своим счастьем, построенным на несчастье других. Эта безнравственная суть роднит императора Александра с Наполеоном.

С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем его герое и кумире, лежит князь Андрей на Праценской горе. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком

  • Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?

Это открытие нового мира, нового смысла жизни. Неизмеримо высокое небо, синеющая бесконечность открыли в нем новый смысл мыслей. Он желал бы, чтобы люди помогли ему и возвратили к жизни, которая казалась ему теперь прекрасной. Князь Андрей обретает вечные ценности «какие не знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.

Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбене.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто.

"Подлинные герои 1812 года в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Реферат посвящен теме патриотизма и героизма. Основная тема реферата - "мысль народная" в романе-эпопее.


Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:· показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной .


Изображение войны 1805-1807 гг. в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Данная презентация поможет учителю при проведении урока литературы в 10 классе при изучении романа Л.Н.Толстого "Война и мри".


Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс.


Задания для групповой работы на уроках литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. Война и мир. Изображение в романе войны 1812 года. Истинный патриотизм в изображении Толстого".

Групповая работа на уроках литературы способствует формированию умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию для решения познавательных и коммуникативных задач, формированию умений свобод.


Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик.

· Изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина. ( ч.2 гл. 20-21). Роль детали, портретной характеристики в создании образов.

· Поведение кн.Андрея, мечты о Тулоне (ч.2 гл.3, 12, 20-21)

Аустерлицкое сражение.

· Природа и картины сражения (гл.14)

· Кутузов и император Александр, бегство русских ( гл.15-16).

6. Шенграбенское сражение


Шенграбен – деревня в Австрии. Русская армия под главенством Кутузова проделала многокилометровый переход и была ослаблена, ее полки растянуты, поэтому, чтобы выиграть время и усилить армию. Кутузов принял единственно правильное решение: небольшой отряд Багратиона должен был удерживать в течение суток французов, пока армия Кутузова соединится с войсками, шедшими из России. В отряде князя Багратиона – 7.000 человек (у Толстого 4000 – гипербола), у французов – 40.000. Цель русских – спасти армию Кутузова, дать ей возможность соединиться с подкреплением. По сути дела отряд Багратиона сознательно приносился в жертву ради спасения целой армии, но русские победили. После Шенрабенского сражения французы начали переговоры о перемирии.


При анализе 20 и 21 глав нас будет интересовать одна проблема – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг. На примере поведения Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и других это легко прояснить.




Настоящий герой тот, кто без расчета, без самоуверенного выпячивания своих подвигов и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а иногда делает и больше.

Расскажите о батарее Тушина. Больше или меньше трудностей, чем Долохову, пришлось вынести Тушину в бою, что и как он делал? - На самом жарком участке, в центре сражения, без всякого прикрытия батарея Тушина находилась все время боя, даже тогда, когда все кругом отступили, оставив ее одну. Капитан Тушин не получал приказов (посланный к нему с приказом отступать Жерков струсил и приказа не передал), он действовал по собственной инициативе.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить или ранить. В деле – думать о деле, вне дела его внимание сразу переключается на других (после боя он всею душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым).

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество и инициатива – с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть та толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

В соотнесении с настоящим подвигом Тушина трусость Жеркова и штабного офицера, не доехавшего с приказом до батареи и потом солгавшего, выглядит особенно низкой.

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

Грустно и тяжело князю Андрею оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он еще не отказался от них, не пришел еще к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий. Но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.

7. Аустерлицкое сражение.


Однако не было главного: высокой цели, во имя которой можно было не жалеть жизни. Кутузов изначально был противником сражения (спит во время обсуждения плана предстоящего сражения), однако император Александр, влекомый тщеславными надеждами на торжество, настоял на своем, предложение Кутузова было отвергнуто. Под Аустерлицем русско-австрийская армия потерпела сокрушительное поражение, в сражении был ранен Кутузов. Только левый фланг русской армии под главенством генерала Дохтурова не поддался общей панике. Дохтуров сплотил остатки разбитых частей и пробился из окружения.

По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.

В сознании многих героев происходит переоценка ценностей, развенчание прежних идеалов. Давайте проанализирует заключительную сцену тома 1, где возникает образ Наполеона-победителя. Аустерлиц был эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем (жалок император, едва стоящий на ногах), которого Ростов обожал, не принесла ему радости.

Общий же итог – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это – его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Страшная, как и всякая война, эта война не имела, по Толстому, никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем.

Шенграбенское сражение.

· Изображение Толстым трусости Жеркова и штаб-офицера, показной храбрости Долохова, истинного героизма Тимохина и Тушина. ( ч.2 гл. 20-21). Роль детали, портретной характеристики в создании образов.

· Поведение кн.Андрея, мечты о Тулоне (ч.2 гл.3, 12, 20-21)

Аустерлицкое сражение.

· Природа и картины сражения (гл.14)

· Кутузов и император Александр, бегство русских ( гл.15-16).

6. Шенграбенское сражение


Шенграбен – деревня в Австрии. Русская армия под главенством Кутузова проделала многокилометровый переход и была ослаблена, ее полки растянуты, поэтому, чтобы выиграть время и усилить армию. Кутузов принял единственно правильное решение: небольшой отряд Багратиона должен был удерживать в течение суток французов, пока армия Кутузова соединится с войсками, шедшими из России. В отряде князя Багратиона – 7.000 человек (у Толстого 4000 – гипербола), у французов – 40.000. Цель русских – спасти армию Кутузова, дать ей возможность соединиться с подкреплением. По сути дела отряд Багратиона сознательно приносился в жертву ради спасения целой армии, но русские победили. После Шенрабенского сражения французы начали переговоры о перемирии.


При анализе 20 и 21 глав нас будет интересовать одна проблема – поведение воина в бою. Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг. На примере поведения Тушина, Тимохина, князя Андрея, Долохова, Жеркова и других это легко прояснить.

Настоящий герой тот, кто без расчета, без самоуверенного выпячивания своих подвигов и похвальбы скромно выполняет то же, что и Долохов, а иногда делает и больше.

Расскажите о батарее Тушина. Больше или меньше трудностей, чем Долохову, пришлось вынести Тушину в бою, что и как он делал? - На самом жарком участке, в центре сражения, без всякого прикрытия батарея Тушина находилась все время боя, даже тогда, когда все кругом отступили, оставив ее одну. Капитан Тушин не получал приказов (посланный к нему с приказом отступать Жерков струсил и приказа не передал), он действовал по собственной инициативе.

Тушин не думает о себе – ни о своих подвигах, ни о заслугах, ни о том, что его могут убить или ранить. В деле – думать о деле, вне дела его внимание сразу переключается на других (после боя он всею душой хочет помочь Николаю Ростову и другим раненым).

В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество и инициатива – с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть та толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.

В соотнесении с настоящим подвигом Тушина трусость Жеркова и штабного офицера, не доехавшего с приказом до батареи и потом солгавшего, выглядит особенно низкой.

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

Грустно и тяжело князю Андрею оттого, что в соприкосновении с живой жизнью его представления о подвиге оказались неверными. Он еще не отказался от них, не пришел еще к новому пониманию подвига. Толстой не изображает столь прямолинейно путь его исканий. Но все пережитое за этот день заставляет его задуматься.

7. Аустерлицкое сражение.


Однако не было главного: высокой цели, во имя которой можно было не жалеть жизни. Кутузов изначально был противником сражения (спит во время обсуждения плана предстоящего сражения), однако император Александр, влекомый тщеславными надеждами на торжество, настоял на своем, предложение Кутузова было отвергнуто. Под Аустерлицем русско-австрийская армия потерпела сокрушительное поражение, в сражении был ранен Кутузов. Только левый фланг русской армии под главенством генерала Дохтурова не поддался общей панике. Дохтуров сплотил остатки разбитых частей и пробился из окружения.

По Толстому, ход боя определяет не детально разработанный план сражения, а дух войска, составляющийся из настроения его отдельных участников. И поэтому ни приказ Кутузова, ни подвиг князя Андрея не могут изменить положения, затмить трагический исход битвы под Аустерлицем. Солдаты бегут с поля боя.

В сознании многих героев происходит переоценка ценностей, развенчание прежних идеалов. Давайте проанализирует заключительную сцену тома 1, где возникает образ Наполеона-победителя. Аустерлиц был эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Николай Ростов. Даже встреча на поле боя с государем (жалок император, едва стоящий на ногах), которого Ростов обожал, не принесла ему радости.

Общий же итог – ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это – его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарований.

Страшная, как и всякая война, эта война не имела, по Толстому, никакого смысла. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу и потому завершилась Аустерлицем.

Читайте также: