Астрономия дальнего космоса конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Темы уроков:
Предмет астрономии.
Звездное небо.
Изменение вида звездного неба в течении суток.
Изменение вида звездного неба в течение года.
Способы определения географической широты.
Основы измерения времени.
Видимое движение планет.
Развитие представлений о Солнечной системе.
Законы движения планет – законы Кеплера.
Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.
Определение расстояний до тел СС и размеров этих небесных тел.
Система Земля-Луна.
Природа Луны.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты.
Астероиды и метеориты.
Кометы.
Общие сведения о Солнце.
Строение атмосферы Солнца.
Источники энергии и внутреннее строение Солнца.
Солнце и жизнь Земли.
Определение расстояния до звезды.
Пространственная скорость звезд.
Физическая природа звезд.
Связь между физическими характеристиками звезд.
Двойные звезды.
Переменные звезды.
Метагалактика.
Происхождение и эволюция галактик и звезд.
Происхождение Солнечной системы.
Современные достижения и роль астрономии. Жизнь и разум во Вселенной.
Контрольная работа (Итоговый тест).

Для многих людей все, что связано с космосом, воспринимается, как нечто далекое и сложное. Если разобраться, то космос делится на ближний и дальний, особенно интересна астрономия дальнего космоса. Вселенная кажется бесконечной, но на самом деле это не так, у нее есть границы. То же самое касается земной атмосферы, на определенной высоте она начинает становиться менее плотной и заканчивается. После изучения этого материала ты узнаешь больше о ближнем и дальнем космосе, убедишься, что это вовсе не сложно для понимания обычного человека. Здесь приведены интересные факты, добытые при освоении космического пространства.

Начать стоит с того, что ближе. В каком месте заканчивается земная атмосфера и начинается космос.

С чего начинается космос?

Интересные факты об астрономии дальнего космоса

Четких границ у космоса не существует, так как ученые не смогли договориться в вопросе, где они должны проходить. Однако, никто не оспаривает, что космос начинается в определенном месте. Споры длятся еще с тех времен, когда был запущен первый космический спутник. Большинство специалистов считают, что граница должна быть проведена по так называемой линии Кармана. Она проходит на высоте 80-100 км от поверхности планеты. Именно на такой высоте космические аппараты переключаются на первую космическую скорость, чтобы создать достаточную аэродинамическую силу.

Астрономы из Канады и Америки ведут другой отсчет, для них космос начинается строго с высоты в 118 километров. Они аргументируют свою точку зрения тем, что здесь становится ощутимым воздействием космических частиц, а ветра из земной атмосферы напротив становятся неощутимыми.

НАСА проводит границу на другом уровне, для них это отметка 122 километра. Объясняют решение тем, что на такой высоте корабли перестают маневрировать на ракетных двигателях, переключаясь на аэродинамику. Они будто бы опираются на атмосферу. Узнать о других мнениях ты можешь из статьи “Где начинается космос?”.

Ближний космос

Интересные факты об астрономии дальнего космоса

Все, что мы называем космосом, делится на три зоны:

  • околоземное пространство;
  • ближний космос;
  • дальний космос.

Газовое пространство вокруг нашей планеты — это атмосферный слой, он вращается вместе с ней вокруг ее оси. Это наиболее изученная зона, она используется для пассажирских и грузовых перевозок. Область над конкретным государством находится в ведении этого государства, в ней нельзя перемещаться без предварительного согласования.

Ближний космос находится выше. Согласно решению ООН, он начинается на высоте около 100 километров над уровнем моря, там заканчивается околоземное пространство. В нем практически отсутствует атмосфера, однако влияние Земли все-таки ощущается. В первую очередь это сила притяжения.

Чтобы выйти из зоны влияния планеты, необходимо отдалиться от ее поверхности примерно на 900 тысяч километров.

Ближний космос не имеет принадлежности к какому-либо государству, в нем могут перемещаться все космические аппараты. Если такой аппарат разгонится до скорости 7,9 км/с, он станет искусственным спутником нашей планеты. Если скорость станет ниже, он сойдет с орбиты. Выполнившие свою функцию космические аппараты обычно сгорают в атмосфере, те, которые не сгорели, падают на Землю, чаще всего в океан. Но некоторые элементы остаются на орбите, к примеру, отпавшие ступени ракет. Так человечество смогло засорить не только Землю, но и ближний космос.

Ракеты, которые отправляются с космонавтами или ценной аппаратурой для исследований, должны не только достигнуть цели, но и успешно вернуться обратно. Их оборудуют защитой от сгорания и специальными системами спасения. Благодаря этому космонавты могут возвращаться в целости и сохранности.

Ближний космос тоже достаточно хорошо изучен, намного лучше, чем дальний. Благодаря его активному исследованию мы узнали много нового о естественном спутнике Земли. Интересные факты о нем представлены в статье “Что такое темная сторона Луны?”.

Дальний космос

Интересные факты об астрономии дальнего космоса

С ним связаны романтические представления, у людей возникают ассоциации с фантастическими фильмами и опасными исследованиями. Дальним космосом называют то, что находится за пределами Солнечной Системы. В некоторых интерпретациях его можно отнести к межзвездному пространству, окружающему звезду и ее планетную систему.

Межпланетное пространство продолжается до гелиопаузы, далее его сменяет межзвездное. Гелиопаузой называют важнейшую составляющую гелиосферы. Она защищает все планеты нашей системы от радиации. Таким образом, дальнее космическое пространство — это сочетание межзвездного и межпланетного пространства всех планет Солнечной системы кроме Земли.

Дальнее космическое пространство нельзя считать вакуумом, в котором ничего нет. Хотя именно так нам его показывают многие фильмы и картины. Его наполнением является межзвездная среда, она состоит из рассредоточенных газов и пыли. Также в ней присутствуют магнитные поля, некоторые излучения, пылинки и ионы, отдельные молекулы. Плотность данной материи может меняться в зависимости от зоны. Ближе к центру планетной системы плотность повышается, в среднем она составляет миллион частиц на метр кубический. Газовая составляющая состоит примерно из 89% водорода, 9% гелия и 2% смеси тяжелых соединений, в том числе и металлов.

На протяжении долгих веков астрономы стремились к точному определению природы межзвездного пространства, как минимум с 17 века. Однако, человечество и сейчас не располагает достаточно мощными инструментами и технологиями для его подробного изучения. Это важная область для астрофизики, без нее наука не смогла бы определить, как наша планетная система расходует газы. Данные знания необходимы, чтобы представить длительность образования новых звезд.

Помимо межзвездного пространства в зону дальнего космоса входит межгалактическое. Последнее относится к пространству между галактиками, оно практически пустое, но даже его нельзя считать абсолютной пустотой. Плотность тоже меняется в зависимости от локализации, чем ближе к звездной системе — тем плотнее, так как здесь проходят солнечные ветра и потоки космического мусора, поступающего из планетной системы. Астрофизики высказывают предположения о том, что газ в данной среде ионизирован, таким его делают высокие температуры.

Астрономия дальнего космоса плохо изучена и поэтому привлекает людей своей загадочностью. Если тебе интересны теории относительно него, то обрати внимание на статью “Могут ли инопланетяне поймать радиосигнал с Земли?”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование дальнего космоса – это важнейшее направление фундаментальных наук в области изучения небесных тел, процессов их формирования и эволюции в Солнечной системе и вселенной в целом. Результаты этих исследований позволяют делать важные выводы о прошлом, настоящем и будущем Земли.Основной особенностью радиолиний дальней космической связи является необходимостью осуществлять радиосвязь на гигантских расстояниях – сотен и тысяч миллионов километров.

К сожалению, использование автоматических межзвездных станций для изучения таких далеких от Земли объектов пока невозможно, поэтому большую часть информации о них мы можем получить только на основании наблюдений с помощью наземных и космических телескопов. Современные наземные телескопы:

РАТАН-600 (от радиоастрономический телескоп Академии наук) — крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 метров. Принадлежит Специальной астрофизической обсерватории Российской академии наук. Основными преимуществами телескопа являются высокая чувствительность по яркостной температуре и многочастотность.


Ареси́бо [1] — радиотелескоп, астрономическая обсерватория, расположенная в Пуэрто-Рико, в 15 км от города Аресибо, на высоте 497 м над уровнем моря. Телескоп используется для исследований в области радиоастрономии, физики атмосферы и радиолокационных наблюдений объектов Солнечной системы.

Радиотелескоп, установленный в Аресибо, входит в число крупнейших в мире (из использующих одну апертуру); в сентябре 2016 года был запущен [2] аналогичный, большего размера (диаметром 500 м) телескоп FAST в Китае.

Телескоп Кека - самый большой оптический телескоп

2 Современные космические телескопы:

Размещение телескопа в космосе даёт возможность регистрировать электромагнитное излучение в диапазонах, в которых земная атмосфера непрозрачна; в первую очередь — в инфракрасном диапазоне. Благодаря отсутствию влияния атмосферы разрешающая способность телескопа в 7—10 раз больше, чем у аналогичного телескопа, расположенного на Земле [10] .

Проект представляет собой результат международного сотрудничества 17 стран, во главе которых стоит NASA, со значительным вкладом Европейского и Канадского космических агентств.

Домашнее задание. Ответить на вопросы:

1 Что относится к дальнему космосу?

2 Для чего необходимы исследования дальнего космоса?

3 Какие методы имеются для исследования дальнего космоса?

4 Перечислите основные наземные телескопы?

5 Перечислите основные космические телескопы?

Ответы на домашнее задание оставьте на моей электронной почте [email protected]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока астрономии.

Автор работы: Соловьёва Марина Олеговна.

Должность: учитель физики МОУ СОШ № 21 г. Твери.

Предмет : астрономия.

Пояснительная записка

Современные требования, предъявляемые к содержанию образования со стороны общества, производства, родителей и конкретной личности учащегося диктуют необходимость наполнения образования новым содержанием в инновационном режиме. Однако без осознанного интереса к получению новых знаний со стороны самого учащегося невозможно сформировать устойчивую теоретическую подготовку. Поэтому особую активность приобрели задачи развития мышления обучающихся, их умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в новой учебной и трудовой ситуации.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения астрономии, проявляются:

в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

в ценности методов исследования природы;

в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса астрономии могут рассматриваться как формирование: уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности; сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс астрономии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся: правильного использования астрономической терминологии и символики; потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Цель урока: формирование информационной коммуникативной компетентности; нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

Задачи урока. Урок позволяет формировать мировоззрение учащихся. Он эмоционально окрашивает сам процесс обучения, воспитывает у учеников сознательное отношение к окружающему миру и к среде обитания человечества. Образовательные. Ф ормирование астрономической компетенции. Создание условия для освоения обучающимися знаний об основных этапах освоения космоса. Способствовать развитию умения формировать понятия на основе сведений из разных областей знаний. Развивающие. Показать интегративную связь астрономии с историческими фактами. С пособствовать развитию оперативной памяти и функционально-адекватному восприятию изученной терминологии. Сформировать устойчивый интерес к достижениям и развитию космической отрасли. Способствовать повышению мотивации к обучению детей с гуманитарными и естественнонаучными наклонностями. Сформировать навыки монологической речи по изучаемой проблематике. Способствовать расширению кругозора, знаний и представлений обучающихся об этапах освоения космоса. Развивать абстрактное мышление, умение работать с текстом. Воспитательные. Стимулировать мотивацию изучения астрономии, используя формирование ответственности и самостоятельности. С оздание условий для развития потребности в практическом использовании теоретических навыков, уважения к достижениям отечественной и мировой науки. Способствовать воспитанию патриотического отношения к Родине на примере неоспоримых заслуг советской и российской космонавтики перед мировой наукой и техникой. Формировать умение работать в команде, создавать и презентовать результаты своей деятельности.

Тип урока : урок – семинар по астрономии, посвящённый связи Победы нашего народа в Великой Отечественной войне и современных достижений космонавтики .

Тема ВОВ неисчерпаема. Странички истории не только запечатлели подвиг советского народа и наших соотечественников. Они побуждают вдуматься в прошедшие события, осмысливать их и сделать важные для сегодняшнего дня выводы: многие страницы и эпизоды минувшей битвы духовно возвышают каждого, кто познакомиться с ними.

Предлагаемый урок открывает перед школьниками одну из страниц истории Великой Отечественной войны и направлен на воспитание патриотизма. Два участника Великой Отечественной войны впоследствии стали летчиками – космонавтами.

Снижение уровня знаний обучающихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. Передо мной стоит важная проблема – пробудить интерес, не отпугнуть сложностью предмета - курса астрономии . Чтобы обучающиеся хотели и умели получать знания, я стремлюсь активизировать деятельность самих ребят на уроке. Учебный процесс строится так, что обучающиеся сами получают знания, а преподаватель является организатором этой деятельности.

Предлагалось осветить следующие вопросы:

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учащиеся приветствуют учителя и слушают песню

3. Проверка домашнего задания (защита презентаций, докладов).

Учитель внимательно наблюдает за презентацией и комментарием. Высвечивает таблицы; слайды презентации.

4. Мини-высказывания по проектам (индивидуальная работа)

После демонстрации презентаций я хотела бы послушать ваши мнения о проектах.

Несколько высказываний учащихся: - по моему мнению, очень важно знать те факты, о которых нам сегодня рассказали; - с моей точки зрения, информация, которую мы подготовили, обогатила нас духовно; - я считаю, что наш труд не прошел даром, мы узнали много нового и интересного.

5.Дискуссии по темам проектов (групповая работа)

Послушав ваши высказывания, прихожу к следующему выводу: есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом в одно. О всех ли защитниках Отечества мы рассказали? Конечно, нет. Их тысячи.

Действительно, когда мы вместе, мы – великая сила. Человек, любящий Землю, любит свой народ, свою страну. Он будет патриотом своей Родины.

Записываю в дневники

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Я считаю, что цель урока достигнута. Все, кто принял участие в уроке, получают высший балл

Продолжают предложения: я выполнял задания…,я понял, что…,я почувствовал, что…,у меня получилось …,урок дал мне для жизни…,мне захотелось

Эпиграфы к уроку .

«Возможность для подвига существует в жизни каждого человека.

Но героические поступки не совершают случайно.

К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные,

Ход урока (конспект урока).

Организационный момент. Актуализация знаний.

Закроем глаза, положим руки на колени, расслабимся и мысленно перенесёмся в волшебный космический мир. Полюбуемся звездами, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся.

Каждый год 12 апреля мы говорим о космосе. А 9 мая — о Победе. Но редко вспоминаем, что разница в 16 лет между этими датами не такая уж и большая. Космос осваивали люди, которые воевали, или росли в военное время. И сейчас самое время вспомнить о том, какой след оставила война в их жизни. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

План урока (на доске).

1. Теоретическое обоснование полётов в космос. Орбиты ИСЗ и космических ракет.

2. Космос осваивали люди, которые воевали, или росли в военное время .

3. Космический мемориал.

У каждого народа есть свои имена, которые не забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой образ неродных героев, как звёзды на небосклоне, освящают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему отечеству и народу.

Последние мирные дни… Танцует Уланова, дети качаются на качелях, счастливые лица, улицы Твери. 22 июня 1941 года. Война. Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионной людей нашей страны. И приходит время – сыновья создают живой щит на пути врага. Сыны ОтечестваЗащитники земли русской

Победа означала спасение, возможность вернуться к мирной жизни, строить планы на будущее.

В тот год, от свей души удивлены, Тому, что уцелели почему-то. Мы возвращались к Жизни от войны, Благословляя каждую минуту, - так писала фронтовичка и поэтесса Юлия Друнина.

Давно закончилась война Давно пришли с войны солдаты. И на груди их ордена Горят, как памятные даты.

Вам всем, кто вынес ту войну – В тылу иль на полях сражений, - Принёс победную весну,- Поклон и память поколений.

Шаталов в тринадцать лет встретил войну в Ленинграде. Неоднократно пытался бежать на фронт, и отец был вынужден взять его к себе в часть. Полтора месяца был своеобразным сыном полка, затем отправлен в эвакуацию.

Дискуссии по темам проектов (групповая работа)

Подведение итогов урока .

Великая Отечественная война очень тяжело далась нашей стране. Погибли десятки миллионов людей, многие города и заводы были разрушены. Но война не сломила нашу цивилизацию. Города были отстроены заново, заводы осваивали новые технологии. И всего через шестнадцать лет наши предки, победившие величайшее зло двадцатого века, сделали первый шаг к звездам.

Без героизма тех, кто отдал жизнь за Победу, воевал, или самоотверженно трудился в тылу, не было бы ни нас, ни нашего космоса.

Самое интересное, что это не венец возможностей человечества. Нас еще ожидают новые открытия и достижения в плане как освоения космического пространства, так и строения летательных аппаратов.

О всех ли защитниках Отечества мы рассказали? Конечно, нет. Их тысячи.

Действительно, когда мы вместе, мы – великая сила.

и жизнью наполните.

Но о тех, кто уже не придёт

никогда, - заклинаю, - помните!

Человек, любящий Землю, любит свой народ, свою страну. Он будет патриотом своей Родины.

Рефлексия (приём незаконченного предложения). Продолжи предложения :

я выполнял задания… я понял, что… я почувствовал, что… у меня получилось … урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Великая Отечественная война очень тяжело далась нашей стране. Погибли десятки миллионов людей, многие города и заводы были разрушены. Но война не сломила нашу цивилизацию. Города были отстроены заново, заводы осваивали новые технологии. И всего через шестнадцать лет наши предки, победившие величайшее зло двадцатого века, сделали первый шаг к звездам.

Без героизма тех, кто отдал жизнь за Победу, воевал, или самоотверженно трудился в тылу, не было бы ни нас, ни нашего космоса. С прошедшим праздником, с Днём Победы!

Самое интересное, что это не венец возможностей человечества. Нас еще ожидают новые открытия и достижения в плане освоения космического пространства, строения летательных аппаратов.

Важнейшая проблема, волнующая меня, как преподавателя, - повышение эффективности урока. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но все же привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующая поиску, творчеству. Поэтому я стремлюсь найти, как можно больше разных способов оживления урока.

Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса учащихся к знаниям по астрономии , организации учебы в группах так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни . Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с жизнью, невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого подростка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.

Личностными результатами являются следующие качества:

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а

также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке.

Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный. Познавательные УУД: классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения; на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента; анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию.

Предметными результатами являются следующие умения:

- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

В результате изучения астрономии (в данной теме) выпускник должен уметь : приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах; применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах; владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.

Список литературы:


Материалы пособия рекомендуются преподавателям физики и астрономии образовательных учреждений системы СПО.

Пояснительная записка

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Астрономия занимает особое место среди общепрофессиональных учебных дисциплин. Как учебный предмет, она создает у обучающихся представление о научной картине мира. Астрономия показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности обучающихся, их мировоззрение, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

Обучение нужно строить так, чтобы студент понимал и принимал цели, поставленные преподавателем, и был активным участником их реализации.

Мало интересно преподнести урок. Конечный результат обучения во многом зависит от способа организации деятельности обучающегося на уроке.

Чем вызваны творческие поиски, что побудило к ним?

безразличие обучающихся, которое является производной индифферентности, охватившей незначительную часть нашего общества;

упал престиж знаний;

непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента обучающихся;

Все это вместе взятое и вынудило меня искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету.

Закончив колледж, студент должен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно получать необходимые знания, приобретать их на практике; четко осознавать, где и каким образом приобретенные знания могут быть применены; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным, уметь предотвращать конфликтные ситуации; самостоятельно трудиться над развитием нравственности, интеллекта, культурного уровня. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным из-за отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию и средствам обучения. За последние годы такие условия создаются с разной степенью успешности. Они включают в себя следующее: вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс и применение приобретенных знаний на практике; организацию сотрудничества, коммуникации; широкое общение со сверстниками; свободный доступ к необходимой информации; испытание своих интеллектуальных, физических и нравственных сил. Эта задача не только и не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современной молодежи.

Поэтому в последние годы в образовательном процессе широкое распространение получили активные методы обучения, основанные на механизме интеракции, т. е. межличностной коммуникации. Наиболее важная особенность интеракции - способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия.

Известно, что индивид становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он – добрый или злой, целеустремленный или безалаберный и т.д. – до тех пор, пока не увидим его во взаимодействиях с окружающими людьми. Только процесс общения, взаимных действий способен стать индикатором успешной социализации личности. Мое педагогическое кредо – сотрудничество со студентами. Сотрудничество же на уроке, в процессе обучения – это самая высокая планка для учителя. Кто умеет брать её – тот имеет результаты, которыми можно гордиться. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога, и для обучающихся? Я использую интерактивное обучение.

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи:

реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности;

формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность обучающихся;

усилить мотивацию к изучению дисциплины;

создать благоприятную атмосферу на уроке;

исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников;

самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения;

отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции обучающихся.

Преподаватель, внедривший в свою практику интерактивный метод обучения, должен не только сам быть уверенным пользователем персонального компьютера, уметь работать в интернете, но и владеть методикой конструирования урока с применением интерактивного оборудования и мультимедийных ресурсов.

Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет ввиду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

При таком обучении учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Применение технологии интерактивного обучения позволяет соединить деятельность каждого обучающегося. Возникает целая система взаимодействий:

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

• Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

• Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

• Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.

• Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

В качестве примера предлагаю разработку урока с применением интерактивных методов и технологий.

Читайте также: