Метр и ритм конспект

Обновлено: 07.07.2024

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Итак, в пульсации чередуются сильные и слабые удары пульса. Их чередование всегда имеет какой-то порядок, закономерность. Например, может быть так: один удар сильный, а за ним – два слабых. Или бывает по-другому: сильный удар, затем слабый, снова сильный, за ним вновь слабый и т.д.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

такты и тактовые черты

Что такое музыкальный метр?

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

музыкальный размер в начале нотного стана

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

определение понятий ритм, пульс, метр и размер

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по музыке на развитие чувства метра и ритма.

Воропаева Лариса Владимировна

Возраст детей 6-7 лет, первый год обучения.

Тема: Метр и ритм в музыке.

Цель занятия: Развитие метроритмического слуха, как одного из основных качеств музыканта.

- закрепить понятия метра и ритма в музыке;

- освоить понятия 2-х и 3-х дольного метра в музыке

- формировать умение слышать и воспроизводить метр и ритм в исполняемых произведениях;

- развивать навык пения сольфеджио;

- формировать навык мелодического анализа произведения;

- развивать навыки игры на инструменте;

- развивать творческие способности учащихся в импровизации.

- формировать интерес к музыке через эмоциональное отношение к ней;

- приобщать к музыкальному творческому исполнительству.

- создавать атмосферу психологического комфорта на занятии с преобладанием положительных эмоций для оптимальной работы учащихся;

- обеспечить смену видов музыкальной деятельности учащихся.

Вид занятия: комбинированное

Методы обучения: игровой, репродуктивный.

Формы обучения: групповая, индивидуальная.

Используемые технологии: технология системно-деятельностного подхода, АМО-технологии, технологии музыкального образования: Хроморяд Белецкого, слогопись музыки.

Оборудование:

- столы и стулья для детей

- синтезаторы с наушникам

- нотный стан, разноцветные нотки

- дискета с фонограммами для синтезатора

- дидактический материал (сборники песен, записанные слогописью).

Предполагаемый результат: учащиеся освоят понятия 2-х и 3-х дольного метра в музыке, получат опыт воспроизведения метра и ритма в исполняемых произведениях.

Контроль и оценка деятельности воспитанников: устная самооценка и взаимооценка воспитанников.

Ход занятия.

Организационная часть.

Педагог. Здравствуйте, ребята.

Ребята, а давайте мы ещё раз поздороваемся, только молча, глазами. И глазами выразим наше настроение.

Дети смотрят, широко открывая глаза и улыбаясь

Педагог. Я вижу, что у вас очень хорошее настроение, значит можно начинать занятие. Скажите, вы любите ходить в гости?

Педагог. Хорошо! Сегодня мы поедем в гости к новой песенке, но кого мы там встретим, вы должны узнать сами.

Актуализация знаний.

Педагог. Ребята, к кому мы приехали? Тут какие-то два принца.

Педагог одевает на двух мальчиков из группы костюмы принцев (корону и накидку).

Педагог. Принцы спорят, кто из них главнее. Кто они? Вы их узнаете? Давайте послушаем, что они ещё говорят?

Педагог. Ребята, теперь вы догадались кто это?

Дети. Это принцы Метр и Ритм.

Педагог. Ребята, раз Метр и Ритм такие важные, значит тема нашего занятия сегодня…

Дети. Метр и Ритм.

Значит, что нам с вами надо научиться делать, какая будет цель нашего занятия?

Дети. Научиться слышать метр и ритм в наших песенках.

Педагог. Молодцы! Правильно! Цель нашего занятия: научиться слышать и воспроизводить, то есть уметь простучать метр и ритм в тех произведениях, которые мы исполняем, и выяснить, может музыка быть без них или нет.

Основная часть.

Педагог знакомит детей с песней.

Педагог. Вам понравилась песня? Тогда давайте запомним слова этой песни.

Педагог произносит вслух слова песни, дети запоминают и повторяют за ним.

Педагог. А теперь давайте ещё раз, уже вместе споём нашу песню. Дети поют песню вместе с педагогом.

Педагог. То есть, спеть именами звуков. Откройте эту песню в своих сборниках.

Дети с педагогом хором читают песню по слогописи.

Мелодический анализ произведения.

Педагог. Давайте посмотрим первые четыре строчки. Они все разные или есть одинаковые? Если, да, то назовите, какие по счёту.

Дети отмечают, что первая и третья строчки песни одинаковые.

Педагог. Правильно. В нашей песенке мы будем звуки окружать всё время снизу. А, затем, можем возвращаться на тот звук, который окружали, а можем не возвращаться. Надо только запомнить, с какого звука начинается каждая строчка, и, что начинать играть каждую строчку мы будем правой рукой, а окружать снизу всё время левой.

Педагог. На следующем занятии, мы научимся играть припев, а, теперь, ребята, давайте перейдём на стулья и вспомним, что говорил принц Метр.

Дети. В музыке надо всё делать ровно.

Педагог. Что нам надо сделать, чтобы услышать метр в песенке?

Дети. Спеть песенку и ровно простучать в ней.

Педагог. Что значит ровно?

Дети. Как тикают часы.

Дети вместе с педагогом поют песню, сопровождая пение ровными шагами.

Педагог. У всех ножки слушались и шагали ровно?

Педагог. А, что такое метр?

Дети. Ровные удары в музыке.

Педагог. Ребята, как вы думаете, может музыка быть без метра. Давайте проверим.

Педагог поёт песню на фоне неравномерных шагов, дети повторяют за ним. Дети приходят к выводу, что без метра песня не красивая.

Педагог. Смотрите, ребята, принц Метр довольный, улыбается, а принц Ритм загрустил. Что нам надо сделать, чтобы его порадовать?

Дети. Спеть песенку и ладошками поймать все звуки.

Педагог. Правильно. Но надо быть очень внимательным и не пропустить не одного звука ладошками.

Дети вместе с педагогом поют песню сольфеджио, сопровождая пение хлопками в ладоши.

Педагог. Молодцы! Вы не пропустили не одного звука. Что мы изображали?

Педагог. Почему это был ритм?

Дети. Потому что мы хлопали все звуки песенки и длинные, и короткие.

Педагог. Ребята, получится песенка, если у неё все звуки будут ровные? Давайте проверим.

Педагог поёт песню одинаковыми длительностями. Дети приходят к выводу, что песня не может быть без длинных и коротких звуков, то есть без ритма.

Педагог. Ребята, кто же главнее в музыке, Метр или Ритм?

Дети. Они оба главные. Без них музыки не бывает.

Педагог. Что такое импровизация?

Дети. Сочинение на ходу.

Педагог. А, что мы будем сочинять?

Педагог. Какое главное условие в этой игре?

Дети. Не останавливать ровные шаги.

Педагог. Самое сложное в этой игре не сбить ровные шаги, поэтому в конце игры вы должны сказать, у кого шаги ни разу не сбились, были от начала до конца ровные.

Педагог. Молодцы, ребята. С каждым разом ваши ритмы становятся всё интересней. Кто увидел, у кого шаги ни разу не сбились? А у кого иногда сбивались?

Дети отмечают, у кого шаги от начала до конца были ровные, а у кого сбивались.

Педагог. Ребята, оказывается, музыкальный метр тоже может быть разный. Тот метр, который мы сейчас шагали, называется 2-х дольный. Потому что его можно просчитать на счёт раз-два и, значит, в нём две доли. А, вот, например, есть такой танец вальс, в котором всегда 3-х дольный метр. Как вы думаете, на какой счёт мы его будем считать?

Педагог. Правильно. В любом метре первая доля всегда сильная, значит, мы её будем выделять, то есть делать громче. В 3-х дольном метре ноги шагают следующим образом: шаг (левой) – притоп (правой) – шаг (правой). А, теперь попробуем сделать это вместе. У вас всё получится, если вы будете смотреть на меня как в зеркало.

Дети вместе с педагогом изображают 3-х дольный метр.

Педагог. Кто догадался, какую песенку мы умеем играть в 3-х дольном метре?

Дети. Вальс собачек.

Педагог. Правильно. Давайте вспомним её.

Педагог. А теперь исполним эту песню на инструментах. Наша песенка получится красивая, если мы в ней будем слышать 3-хдольный метр и выделять сильную долю. А сильная доля, у нас всегда какая?

Заключительная часть

Рефлексия занятия.

Педагог. Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что должен слышать музыкант, чтобы красиво и правильно исполнять музыку?

Дети. Метр и ритм.

Педагог. Как услышать метр в музыке?

Дети. Надо спеть и ровно простучать.

Педагог. Как услышать ритм в музыке?

Дети. Надо спеть музыку именами звуков и простучать в ней все звуки, длинные, и короткие.

Педагог. Можно ли говорить, кто главнее в музыке, Метр или Ритм?

Дети. Нет, они оба главные. Без них не бывает музыки.

Педагог. Что нового мы сегодня узнали?

Дети .Что метр бывает 2-х дольный и 3-х дольный.

Педагог. На какой счёт мы будем считать 2-х дольный метр?

Педагог. Сколько шагов мы будем делать в 3-х дольном метре?

Педагог. Ребята, на столах лежат разноцветные нотки с разным выражением лица: смеющаяся, задумчивая, уставшая. Я скажу вам, несколько фраз, и если вы, полностью со мной согласны, вы положите на нотный стан разноцветную улыбающуюся нотку, если сомневаетесь – серую задумчивую, если не согласны - белую грустную:

мне было интересно на занятии; у меня всё получилось (цветные);

у меня были затруднения (серые);

задания показались мне очень сложными (бесцветные, т.е. белые).

Дети выбирают нотки.

Педагог. Молодцы, ребята. Сегодня я очень довольна тем, как вы работали, поэтому не могу удержаться, чтобы не добавить свою нотку.

Педагог ставит свою нотку.

Педагог. Ну, вот какая веселая разноцветная песенка у нас получилась. Спасибо вам за занятие. По вашим ноткам, я вижу, что оно было для вас интересным и плодотворным. Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.

Дети аплодируют друг другу.


Интернетисточники:

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями “метр” – “ ритм” в музыке и жизни человека в целом.

Музыкальный материал урока:

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, синтезатор, электронное пианино, DVD– проигрыватель, диски с музыкальными произведениями, электронная презентация.

Оформление доски: три раздела – “Тема”; “Слушаем”; “Поем”.

Тип урока – комбинированный

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока “Диалог метра и ритма”. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста! (Демонстрирую звучание ритма – отбиваю ритм).

Ученики: Конечно, это ритм. (Слайд2) Дают определение ритма: чередование долгих и коротких звуков. Исполняют практическое задание: “Повторить ритмический рисунок”, даёт задание учитель, ученики и по очереди желающие повторяют ритмический рисунок.

Учитель: Молодцы! С заданием справились отлично! Найдите, пожалуйста, алгоритм данного явления в природе, жизни.

Ученики: приводят примеры: ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи; ритмичны человеческое дыхание и биение сердца; ритмичны архитектурные сооружения с их симметрично расположенными окнами, колоннами, лепными украшениями, и наконец господство ритма во всех сферах жизни позволило во времена античности поставить музыку на первый план устройства Вселенной.

Учитель: Действительно так! И сразу же привожу пример метра– путём отстукивании.

Ученики: Дают определение метра. Метр – это пульс музыки, ритм – равномерное чередование сильных и слабых долей.(Слайд 3)

Учитель: И так две стороны одной “ медали”! Как же они сосуществуют метр и ритм!

Ученики: Безусловно, между ними взаимная беседа и в названии темы урока раскрывается смысл данного понятия – диалог: две стороны, два собеседника.

Учитель: В какой связи находятся метр и ритм? Как осуществляется этот бесконечный диалог?

Ученики: Метр вносит порядок, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

Учитель: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

Ученики: Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог.

Учитель: Да, совершенно верно, действительно во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения?

Ученики: Зажигательный, динамичный,

Учитель: Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна “Гаяне”, получившим название “Танец с саблями”. (Слайд 4 А.И. Хачатурян)

Слушаем фрагмент из балета “Гаяне” “Танец с саблями” (Анализируем произведение)

Ученики: Исполняет произведение симфонический оркестр (четыре группы инструментов), ведущая группа – медно-духовые инструменты, характер динамичный, зажигательный, ритм – изменчивый и непредсказуемый. Метр пытается обуздать эту стихию, вступая в неравный диалог.

Учитель: Молодцы, умницы! И так А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Дети, как вы думаете в каком возрасте целесообразнее начать занятия музыкой?

Ученики: Наверное, в семь лет.

Учитель: Безусловно, но есть исключения из правил. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Баловень судьбы, все мыслимые награды и признания получил при жизни. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением.

Однажды, Хачатурян в составе Советской делегации прибыл в Испанию. Любимым и самым почитаемым художником был Сальвадор Дали (Слайд5 С.Дали) художник-сюрреалист(сверх реальный, другая реальность, совместить несовместимое, пишу “как брежу”, отражаю свои сны(Слайд6,7,8 – картины С.Дали). Мечта о встречи с ним не давала покоя. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки “Танца с саблями”, С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Мажор дома громко и торжественно объявил: “Прием окончен”. Погас свет. История этого события была рассказана известным писателем-историком М. Веллером в сборнике “Легенды Невского Проспекта” 1993г (Слайд10)

Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами! (Слайд11)

Повторное прослушивание произведения, после которого переходим к практическому заданию. (Слайд12) Перед нами метроритмическая кричалка

“Джумба”. Класс делится творческие группы:

I группа скандирует “Джумба” – четыре раза до вступления следующей группы, являясь метрической основой кричалки и на протяжении исполнения кричалки продолжает скандировать “Джумба”

II группа вступает на пятой доле со словами “Джумба, квелико, питолико, микадзе” и скандирует эту фразу дважды и продолжает скандировать её на протяжении исполнения кричалки.

III группа вступает на начало третьего скандирования II группы со словами “Пля, пля, пля – синкопа! Ква, ква, ква – кварелли”. Дважды произносит свою фразу и все три группы заканчивают одновременно скандированием “Джумба”.

Учитель: Замечательно! Скажите, пожалуйста, что в данном диалоге выполняет функции метра.

Ученики: Первая фраза “Джумба” – метр! А остальные две выполняют ритмический рисунок!

Учитель: Молодцы! Умницы! Теперь попробуем исполнить “Джумбу” соло. И так, нужны трое отважных исполнителей. (В зависимости от подготовленности детей “Джумбу” можно на опорных звуках трезвучия и т.д. и т.п.)

Учитель: Попробуем исполнить русский вариант кричалки. Можно поменяться группами. Группа, исполняющая ритмический рисунок будет метрической основой и наоборот. Кричалка “Баня”. (Слайд 13)

I группа – “С Волги бревна прикатили”.

II группа – “Кидай веники на баню”.

III группа – “Пей чай с сухарями”. Исполняем эту кричалку по принципу исполнения “Джумбы”. Заканчиваем эту кричалку скандированием “Баня”

Учитель: Молодцы. Скажите пожалуйста , а как называется принцип исполнения, когда голоса вступают по очереди, друг за другом: в определенной последовательности?

Учитель: Совершенно верно! Мы продолжаем работу над исполнительским мастерством, завершая работу над народной шотландской песней “My Bonnie”. Как в оригинале должна быть исполнена песня?

Ученики: А капелла, т.е. без сопровождения, одноголосно.

Учитель: Вспоминаем мелодию. Песня написана в куплетной форме. Что это значит?

Ученики: состоит из запева и припева.

Учитель: Сейчас мы пропоем все запевы. Вспомним слова и мелодию. (Работа над унисоном, слаженным звучанием.)

После работы над исполнением песни звучит контрольный вариант “My Bonnie” с солистами.

Учитель: А как мы можем исполнить эту песню, правильно с музыкальным сопровождением.

Звучит исполнение песни с автоаккомпаниментом (Идеальный вариант: аккомпанируют учащиеся на синтезаторе)

Учитель: Замечательно. Пришло время подвести итоги. Работа в группах. Класс разделяется на небольшие группы по 4 -5 учеников. Группа берет задание-вопрос. Каждой группе необходимо сформулировать ответ и решить, кто будет его озвучивать.

  • Как ты понимаешь выражение “ диалог метра и ритма”? Приведи примеры диалогов, которые были на уроке.
  • Возможно – ли полное совпадение ритма и метра? Аргументируй свою позицию: если да, то, что может произойти?
  • Найти алгоритм понятиям метра и ритма в жизни.
  • Какие жанры отличаются наиболее разнообразной ритмической характеристикой?
  • Назвать произведение, прозвучавшее на уроке, автора и охарактеризовать его сточки зрения темы урока.
  • Как ты думаешь, могла бы музыка существовать без ритма? Аргументируй свой ответ.
  • Согласен ли ты, что в музыке А.И.Хачатуряна “Танец с саблями” главнейшим средством выразительности является ритм? В чём заключаются его особенности?
  • Как, по-твоему, в музыке Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм – совпадают, дополняют друг друга или “спорят и борются”?

Учитель: подводит окончательный итог урока. Ответы детей являются ярким подтверждением усвоением данной темы на отлично. А урок мы закончим так, как предположительно его мог бы завершить сам Сальвадор Дали.

Звучит “Танец с саблями” (Слайд14). В класс врывается театральный персонаж со шпагой, проносится ураганом по кабинету, останавливается в центре и произносит сакраментальную фразу “Урок окончен, господа! Спасибо всем за внимание. ”

ВложениеРазмер
doklad_metroritm.docx 29.62 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

Преподаватель специального фортепиано

Долинина Елена Дмитриевна

Живой ритм в музыкальном метре

Музыка - искусство временное. Картиной можно любоваться любое количество времени, а музыка подчинена времени. Темп и пульс музыки - понятия взаимосвязанные. Как идёт человек? Спокойно, и пульс спокойный; бежит человек, темп быстрый и пульс стучит у него быстро. Музыка живая и у неё есть тоже пульс, как у человека. Здоровый пульс здорового человека бьётся ровно, но в связи с переживаниями меняется. Кажется просты понятия темпа, метра, ритма в музыки, но всё же требуется дальнейшее уточнение терминологии.

ТЕМП - скорость движения, с которой исполняется музыкальное произведение.

МЕТР - равномерное чередование сильных и слабых долей в такте, размер которого обозначается на нотоносце цифрами около ключа.

РИТМ - соотношение длительностей звуков в музыкальной фразе; соотношение музыкальных фраз и более крупных построений в произведении.

В чем суть и происхождение этих трудностей? Прежде всего в том, что в комплексном раздражителе, каковым является звук, длительность - компонент более слабый (неопределенный), сравнительно с высотой - компонентом более сильным (определенным). Последняя, т. е. высота, в принципе всегда может быть достаточно чётко зафиксирована, чем и предопределяется точное местоположение того или иного звука на нотном стане; что же касается продолжительности звука, его “жизни во времени”, то это поддается лишь более или менее относительной (чтобы не сказать - условной) фиксации. Мы ничем не можем измерить длительность звуков, помимо своего непосредственного ритмического чувства. Итак, возможно ли развитие чувства музыкального ритма? Принимая во внимание объективные трудности ритмовоспитания в музыке, ответ на поставленный вопрос будет утвердительным. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может. Само понятие способности - понятие “динамическое”.

Метр – это некая опора и прочная фиксация, в которой живёт подлинное движение музыки, одушевлённая интерпретация. Музыкальный метр - средство условных нотных величин, равномерное чередование сильных и слабых долей в такте. Метроритм - музыкальная пульсация. Метроритм, трактуемый как понятие обобщенное, соотносящееся со всеми сторонами музыкального движения, выдвигает перед исполнителем задачи первостепенной художественной важности и сложности. Здесь, по словам Моцарта, “самое нужное, самое трудное и самое главное в музыке. ”. Этим определяется место и значение работы над метроритмом в комплексном музыкально-ритмическом воспитании. Привнося в музыку тот или иной эмоциональный колорит, сообщая ей ту или иную экспрессию, метроритм имеет самое непосредственное отношение к исполнительской лепке звукового образа. Найден верный метроритм - и произведение оживает под пальцами интерпретатора; нет - и поэтическая идея может оказаться деформированной, а то и полностью искаженной. “Известно, — писал В. Стасов, — что в музыкальном исполнении от изменения движения совершенно изменяется смысл и физиономия сочинения до такой степени, что самую знакомую вещь услышишь точно что-то чужое, незнакомое”.

Метроритм в произведениях крупной формы

В сонатном Allegro изначально осмысливается трёхчастная структура: экспозиция, разработка, реприза. Затем большое значение обращено на ритмическую сторону основных тем: главной, побочной и заключительной. Нужно выстроить выдержанный тематический материал как в экспозиции, так затем в разработке и репризе. Сонатное развитие – простота основных тем в экспозиции. Наиболее простой вид темы в унисонном изложении даёт возможность в дальнейшем развитии восполнить выразительность и значение основных музыкальных идей гармонической, контрапунктической и фигурационной разработки. Работая в ритме, важно сохранить образ постоянной метрической основы, важно не увлечься темпераментом и чуждым эмоциональным настроением. Если отклонения ритма в исполнении существуют, то они всегда должны носить темповой характер, а не метрический. При любом ускорении или замедлении соразмерно увеличиваются и уменьшаются метрические доли, но отношение между ними остаётся тем же: от этого зависит устойчивость ритма. Сложность устойчивости метроритма состоит в том что темы в сонатном Allegro контрастны. Певучее легато может резко меняться на иную музыкально-психологическую атмосферу (соната Бетховена №20, соната Моцарта №6). Частая смена фактурного изложения требует от ученика быструю перестройку выразительных и пианистических средств. Настойку на разные ритмоинтонационные окраски нужно выдерживать в одном метрическом движении. В месте с тем (соната Бетховена №1), в главной и побочной партии улавливается, на фоне контрастности, и мелодико-ритмическое родство обеих партий. Ведь указанный рисунок побочной партии, по сути, является как бы свободным обращением главной. Это и даёт возможность ученику в трактовке побочной партии исходить из привычного для него темпо-ритмического стержня главной партии.

И. Гайдн. Соната C – dur. I часть. Эта соната - одна из лучших и типичнейших образцов гайдновского творчества. Она полна света, душевной бодрости, тонкого юмора. В его произведениях метро ритмическая организация в значительной мере придаёт музыке ясность, активный, жизнеутверждающий характер. При исполнении классических сонат надо всегда очень отчетливо ощущать сильные доли такта. Особенно важно это в затактных построениях и при синкопах, потому что без ощущения постоянных центров тяготения мотивов к сильной доле в этих случаях происходит как бы смещение тактовой черты и смысл музыки совершенно искажается. Ритмический пульс, является скрепляющим воедино отдельные разделы произведения. Уже в первом такте возникает необходимость ясного ощущения сильной доли. Группетто выписаны на слабых долях такта; тем самым они как бы способствуют более энергичному устремлению мелодических нот к сильным долям.

Исполнение музыки на фортепиано активно воспитывает, разносторонне “упражняет” музыкально-ритмическое чувство, создает естественную, исключительно благоприятную среду для его развития и кристаллизации. Вместе с тем музыкально-инструментальное исполнительство и педагогика располагают в этом отношении и другими дополнительными ресурсами. Я имею в виду те конкретные приемы и способы работы, которые, будучи использованы в ходе разучивания произведения, одновременно воздействуют на музыкально-ритмическое сознание обучающегося. В своей педагогической практике я использую следующие методы решения проблем метроритма:

1. Просчитывание исполняемой музыки. Установлено, что счет музыканта-инструменталиста, представляя собой одну из наиболее распространенных форм двигательно-моторного (а именно “голосового”) отражения ритмических процессов, ведет к значительному упрочению ритмического чувства, сообщает ему дополнительную и надежную опору. И еще один аргумент в пользу счета: он помогает играющему эффективно разобраться в ритмической структуре малознакомой музыки, облегчает соизмерение различных длительностей; он же попутно выявляет метрически опорные доли (что бывает важным для начинающих, недостаточно опытных музыкантов)., “счет имеет неоценимое значение, ибо он развивает и укрепляет чувство ритма лучше, чем что-либо другое. ” (И. Гофман. “Фортепианная игра”). Вместе с тем замечено, что привычка к постоянному, “дежурному” счету чревата и негативными последствиями: на известном этапе она может привести к частичному омертвению непосредственных, эмоционально окрашенных музыкально-ритмических ощущений. Считать следует “избирательно”, по мере необходимости; от громкого счета вслух целесообразно переходить к счету “про себя”, затем к одному лишь внутреннему ощущению равномерно пульсирующих временных долей.

2. Простукивания - похлопывания метроритмических структур (либо их относительно сложных частей). Эти приемы, освобождая учащегося от исполнительских, двигательно-техничеких “хлопот”, специально акцентируют ритмический момент, чем и оказывают помощь при решении отдельных задач времяизмерительного свойства. Замечу, что более предпочтительны виды простукивания ритма, которым сопутствует живое ощущение музыки: “. рукой можно отбивать счет, а мелодию напевать”, — советует А. Д. Алексеев в своей “Методике обучения игре на фортепиано”.

3. Дирижирование. Дирижируя, учащийся, как правило, с особой живостью, эмоциональной обостренностью реагирует на развертывание музыкальной мысли во времени, интенсивно переживает ее (здесь также играет свою роль тот фактор, что внимание музыканта не отягощено преодолением “техницизмов”). Поставить ноты на пюпитр и продирижировать вещь от начала до конца - так, как будто играет кто-то другой, воображаемый пианист, а дирижирующий внушает ему свою волю. Этот прием особенно необходим для учеников, не обладающих достаточной способностью “организовать время”.

4. Дефекты темпа (ускорения, замедления, неустойчивость в движении вообще), являющиеся довольно распространенными “типовыми” ученическими недостатками, могут быть частично ликвидированы следующим образом: учащийся делает искусственную остановку в ходе исполнения произведения, громко и точно просчитывает два-три пустых такта, а затем вновь возобновляет игру. Выравниванию музыкального движения способствует и такой методический прием, как сопоставление, “стыковка” отдельных фрагментов пьесы (“неблагополучных” по темпу в первую очередь) с ее начальными тактами.

5. Совместный счет вслух, иногда “подстукивание” со стороны (дающее ориентир ритмически неупорядоченной игре), легкие мерные похлопывания по плечу музицирующего ученика, разного рода жестикуляции и т. д. - все эти идущие извне импульсы педагогического воздействия весьма помогают малоискушенному в своем деле исполнителю двигаться по нужной, точно очерченной метроритмической колее.

6. Игровой показ педагога. В одних случаях он, продемонстрировав своего рода эталон, поможет устранить те или иные ритмические погрешности, в других — оживит монотонное, вялое по движению ученическое исполнение.

7. Наконец, к действенным средствам развития музыкально-ритмической сферы обучающегося принадлежит игра в ансамбле (в фортепианном классе, например, в 4 руки, на двух инструментах). “Чувство. ровности движения приобретается всякой совместной игрой. ” - писал Н. А. Римский-Корсаков в работе “О музыкальном образовании”, имея в виду ритмически дисциплинирующее, обоюдно корректирующее воздействие ансамблевого музицирования на каждого из партнеров.

“Ритм в музыке - это пульсация, свидетельствующая о жизни…” А. Г. Рубинштейн.

Какое счастье обладать чувством темпа и ритма. Как важно смолоду позаботиться о его развитии…” К. С. Станиславский.

1. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – М.: Классика-XXI, 2003. – 304с.

2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. - М.: Музыка, 1982. – 300с.

Читайте также: