Арабская нумерация чисел и действия с ними конспект 4 класс

Обновлено: 30.06.2024

1.Оргмомент, мотивация, целеполагание, актуализация знаний :

Открыли тетради, записали число, классная работа и отложили их пока в сторону.

Посмотрите на доску:

5, I, 4, 18, X, 21, 7, V, 6, 15, 8, 24.

– Что написано на доске? (числа)

-Чем отличается число от цифры?

– Разделите данные числа на две группы. (Арабские и римские)

- Какие числа мы используем чаще в повседневной жизни? (Арабские)

– Назовите римские числа. (I, V, X – на слайде)

-Где можно встретить Римские цифры? ( Часы, годы, главы в книгах, века, при оформлении краткой записи в задачах и т.д.)

-Кто уже догадался, какая тема нашего урока и готов сформулировать её?

РИМСКИЕ ЦИФРЫ (РИМСКАЯ НУМЕРАЦИЯ)

-Какие цели мы поставим к сегодняшнему уроку математики?

-Вспомнить правила записи римских цифр,

-Уметь читать, записывать,

-Решать примеры, записанные римскими цифрами

-Вы умеете записывать и читать римские числа?

-Почему не получается?

-Значит мы кое что забыли про римские цифры? Значит, нам нужно вспомнить, как записываются римские цифры.

-Для чего нужно изучать нумерацию римскую?

-Какие знаки используются для записи римской нумерации? ( БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА)

-Сколько цифр используется для записи арабской нумерации?(10 - от 0 до 9)

А Римской? ( НЕ ЗНАЮТ) ВСЕГО СЕМЬ символов ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Давайте вспомним, как обозначаются римские цифры, начиная с самого маленького числа и по порядку ФРОНТАЛЬНО, ПО ОДНОМУ У ДОСКИ ( ПО 5 ЧИСЕЛ С ОБЪЯСНЕНИЕМ, ПО ХОДУ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА)

I II III IV V VI VII VIII IX X

XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX

СКОЛЬКО БУКВ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ДЛЯ ЗАПИСИ ЧИСЕЛ до 20 ?( ТРИ) какие? I V X

– Запомните особенность римской записи:

-стоящая справа от большей, прибавляется к ней,

- стоящая слева – отнимается.

Поэтому знак VI обозначает 5 + 1, то есть 6,

а знак IV – 5 – 1, то есть 4.

3.Одна и та же цифра не может быть написана подряд более трех раз.

4. Нет цифры, обозначающей ноль

А какие ёщё существуют римские цифры, кто из вас знает?

(Если знают – молодцы, вместе составляем табличку, если нет - я им предлагаю в готовом виде)

Презентация

Презентация "Из истории чисел.Арабская нумерация." подготовлена к занятию кружка "Занимательная математика" в 4 классе. В ходе презентации учащиеся знакомятся с историей происхождения чисел, узнают цифры древних математиков, которые жили пять тысяч лет назад в Месопотамии, о том, что самые удобные цифры – те, к которым мы привыкли – придумали в глубокой древности индийцы, а видоизменили арабы. Также поиграют в игры с арабскими цифрами "задумай число", "Угадай день рождение"

Презентация "Из истории чисел.Арабская нумерация" к занятию кружка "Занимательная математика"

Презентация

Презентация "Из истории чисел.Арабская нумерация" к занятию кружка "Занимательная математика"

Презентация

Презентация "Из истории чисел.Арабская нумерация" к занятию кружка "Занимательная математика"

Презентация

Пальцы сыграли большую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока математики.

Тема: Римские цифры.

Форма проведения: урок с использованием мультимедийной презентации.

Образовательная: знакомство с письмом римских цифр и чисел.

Развивающая: развитие познавательного интереса и познавательной активности, мышления (умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать); внимания; развитие математической речи, памяти.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружелюбие, взаимопомощь при работа в группах.

познакомить детей с римскими цифрами и их написанием;

дать представление об использовании римских цифр на практике;

научить читать числа, решать примеры с использованием римских цифр;

закрепить знания нумерации чисел в пределах 1000.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование урока: лист контроля для устного счёта, карточки с заданиями для работы в группах; мультимедийный проектор; экран; презентация.

- Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.

Добрый день и добрый час.

Все получится у нас!

- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.

- Сегодня к нам пришли гости, посмотреть как вы открываете математические тайны.

Актуализация опорных знаний и мотивация.

- Вы любите тайны? (Да)

- Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с того, что мы уже знаем .

- Проверьте себя, сверившись с листом контроля (вывешивается на доске).

- У кого получилось так же, как и на листе контроля, поднимите руку. (Молодцы!)

- У кого были ошибки? В каких числах? Почему ошиблись?

- Что надо знать, чтобы правильно считать и записывать многозначные числа ? (Значение цифр, разряды чисел, позиции цифр, нумерацию – цифровое обозначение предметов, расположенных в последовательном порядке.)

- Кто вспомнит, какой нумерацией мы сейчас пользуемся? (Арабская) Это знание нам сегодня пригодится на уроке.

2) - У вас на столах лежат конверты с карточками. Работая в группах по 4-5 человек, вам необходимо как можно быстрее распределить их на группы.

- По какому принципу делили? (по арифметическим действиям, по значению выражений, по одинаковой римской цифре) Что вам помогло?

Постановка темы и цели урока.

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Римские цифры. * )

- Где применяются в современности римские цифры? * (В часах * , исторические даты * , календари * , тома и главы книг * , для обозначения пунктов плана, в краткой записи…)

- На уроке мы совершим экскурсию в историю чисел, научимся читать, записывать, сравнивать римские цифры, а также производить с ними простые вычисления.

Открытие детьми нового знания.

- Сейчас мы с вами окажемся в древнем мире, перенесёмся в другие страны и посмотрим, как человеческим обществом были придуманы цифры.

- Как вы думаете, что общего в иллюстрациях на слайде ? (Это всё цифры.) *

Ещё в древние времена появилась потребность записывать числа. Количество предметов изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности. Люди рисовали палочки на стенах и делали зарубки на костях животных или ветках деревьев.

- Так как сначала люди записывали числа? (…)

- Почему эта система была неудобна? (…)

- Следующей системой записи чисел была Египетская нумерация . *

Очень наглядной была система таких знаков у египтян. Египтяне придумали эту систему около 5 000 лет тому назад. Это одна из древнейших систем записи чисел, известная человеку.

Посмотрите, какими знаками пользовались египтяне: палочки, путы, мерная верёвка, цветок лотоса, палец, головастик, сидящий человек, солнце.

- Как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться такими символами? Почему? (…)

- Поэтому человечество развивалось дальше.

- Напомните мне пожалуйста ещё раз, какой нумерацией пользуемся мы. ( Арабской ) Кто знает почему? Давайте посмотрим. *

Арабская нумерация - самая распространенная на сегодняшний день, которой мы и пользуемся в настоящее время. Оказывается, применяемые в настоящее время цифры от 0 до 9 сложились в Индии около 400 г.н.э.

Хотя сами арабы вплоть до настоящего времени пользуются совсем другими символами. Обратите внимание на знаки, изображённые чёрным шрифтом.

В России арабская нумерация стала использоваться при Петре I (до конца XVII века сохранялась славянская нумерация).

- Так где же была придумана арабская нумерация? (В Индии)

- Почему называется арабской? (Распространилась благодаря арабским математикам)

- Когда пришла в Россию? (В конце 17 века.)

- И наконец мы подошли к нумерации, которая нас больше всего интересует на этом уроке. Какая? ( Римская нумерация ) Где возникла? (…) *

Возникла эта нумерация в Древнем Риме. В ней имеются узловые числа: один, пять и т. д. Остальные числа получались путем прибавления или вычитания одних узловых чисел из других: меньшая цифра, стоящая справа от большей прибавляется к ней, стоящая слева – вычитается.

Например, четыре записывается как IV, т. е. пять минус один, восемь — VIII (пять плюс три), сорок—XL (пятьдесят минус десять), девяносто шесть—XCVI (сто минус десять плюс пять и плюс еще один) и т. д.

- Обратите внимание на таблицу римских цифр, на буквы какого алфавита они похожи? (Английского: 1 – ай, 5 – ви, 10 – экс, 50 – эль, 100 – си, 500 – ди, 1000 – эм, 2000 - зэт)

- При чтении и записи чисел в Римской нумерации надо помнить, что … *

Римская нумерация непозиционная. На каком бы месте ни стояла цифра в записи числа, она везде обозначает одно и то же.

- Так что же вы узнали о римской нумерации? (в Древнем Риме, узловые числа, другие образованы приб. или выч. из них, непозиционная)

- Что же означает непозиционная система счисления? (…) Молодцы!

- А теперь все вместе отправляемся на экскурсию в Рим…

Руки аркой поскорей –

Руки выпрямить пора -

Мы на площади Петра. *

Ноги шире, сверху – дом –

Погулять нам всем пора

У собора святого Петра. *

Подышать из нас каждый готов

Среди зелени римских садов. *

Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на странице 46. Рассмотрите изображение часов . Прочитайте про себя № 1.

- Что узнали из ученика об обозначении римскими цифрами?

- Как записать число четыре, используя римскую нумерацию? (Пять минус один) - …. (После ответа * )

- Как записать число шесть - …. *

- Как записать число девять - …. *

- Как записать число одиннадцать - … * .

Чтение и запись чисел.

А) - Прочтите, пожалуйста, первую часть параграфа на страницы 47, обозначенную красной линией.

- Что вы узнали? (Что при помощи римских цифр Ι, V, X можно записать и числа, больше 12.)

- Проверим, что получилось. * *

- У всех так же поднимите руку. У кого что-то не получилось. Какое число вызвало затруднение?

- Прочтите вторую часть параграфа на с. 47.

Б) - А теперь при помощи информации из параграфа прочтём числа, написанные на доске. Первой запишите дату, когда…

Александр Сергеевич Пушкин родился в М DСС XС ΙX году. (1799)

Поэт умер в М DССС XXX VΙΙ году. (1837)

Сколько прожил Пушкин? (38 лет - XXXVΙΙΙ)

Итог: мы научились читать и записывать числа римской нумерации, а теперь давайте научимся сравнивать .

Сравнение чисел.

- Попробуем сравнить числа: № 2 с. 46. (Три человека работают за доской)

- Вот мы и научились сравнивать числа римской нумерации, а теперь задание ещё сложнее – выполнение вычислений .

Вычисления с числами, записанными римскими цифрами.

- Попробуйте решить примеры самостоятельно.

- Кто запишет ответы на доске? (6 человек)

- У кого получились такие ответы?

Задача.

Богатый римлянин купил 14 пар разноцветных сандалий. Сколько штук сандалий появилось в гардеробе римлянина?

Задание на смекалку.

- И напоследок задание, которое поможет вам понять, как важно много знать, и в частности, римские цифры.

Что помогло хозяину выйти из этой ситуации?

Какой вывод можно сделать из представленного случая?

(Важно быть разносторонне образованным человеком, а не специализироваться на узкой области, которая вам нравится или связана с вашей работой, учебой)

Рефлексия деятельности.

- Наш урок подошёл к концу. И пора возвращаться из путешествия домой.

- Так какие же математические тайны вы открыли сегодня на уроке?

- Где можно встретить римские цифры?

Дома вам предстоит выполнить два задания: № 7 с. 47 (упражнение), № 5 (творческое, можно в виде рассказа о себе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: обучающиеся демонстрируют ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Метапредметные: обучающиеся проявляют регулятивные УУД (умеют принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; умеют самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в конце действия); познавательные УУД (умеют ориентироваться на разнообразие способов решения задач; строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей); коммуникативные УУД (умеют учитывать в сотрудничестве позиции других людей; умеют проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умеют задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).

Предметные: обучающиеся имеют представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; умеют устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному правилу; умеют устанавливать соответствие между разными способами записи чисел.

Цель: формирование познавательных УУД в процессе расширения представлений о числе как результате счета и измерения.

Воспитательные: воспитывать ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Развивающие: формировать регулятивные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия); познавательные УУД (умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей); коммуникативные УУД (умение учитывать в сотрудничестве позиции других людей; умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности).

Образовательные: расширять представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; развивать умение устанавливать закономерность и составлять последовательность по заданному правилу; развивать умение устанавливать соответствие между разными способами записи чисел.

Принципы воспитания и обучения:

Принцип психологического комфорта

Принцип связь с жизнью

Методы воспитания и обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, использование игр и игровых форм организации обучения

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового, приключенческого сюжета, создание ситуации творческого поиска

Методы формирования ответственного и обязанности: предъявление педагогических требований

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта

Временная работа в группах

Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей

Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности:

Анализ продуктов детской деятельности

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная.

Дидактические средства:

Индивидуальные: рабочий лист(задания)

Список использованных источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно– методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.

Читайте также: