Поэзия 60 х годов 20 века конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40–90-х гг. XX в.
(ОБЗОР)

Уроки литературы в 11 классе[1]



УРОК № 74
Тема.
Поэзия 1960-х гг. (обзор)

Цель: ознакомить учащихся с основными темами и направлениями поэзии 1960-х гг.; формировать навыки систематизации фактического материала, аргументации выводов; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, творческого чтения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, тексты стихотворений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных темах и направлениях поэзии 1960-х гг.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную, исследовательскую работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

Слово учителя

— 1960-е гг., наполненные оптимизмом исканий и открытий, подарили многим художникам слова невиданные ранее возможности описания и осмысления происходящего. Примечательным явлением в разных произведениях тех лет был активный герой, шло обновление и обогащение классической поэзии новой рифмой, стихотворения стали отличаться большей свободой лирического высказывания, развивалась поэзия яркой публицистичности.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Развивалась поэзия в нескольких направлениях:

1) гражданская (лирико-публицистическая) обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю — одна из самых ярких черт (А. Т. Твардовский, Я. В. Смеляков, Е. А. Евтушенко и другие авторы);

3) философская лирика обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Б. Л. Пастернака, Арс. А. Тарковского, Н. А. Заболоцкого.

Бурное начало этого десятилетия характеризовалось своего рода возрождением формального эксперимента в творчестве молодых эстрадников А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, П. В. Вегина, В. А. Сосноры и др., единодушно названных критиками новаторами.

1960-е г. качественно изменили творчество поэтов старшего поколения: А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, А. А. Прокофьева, М. В. Исаковского, В. А. Луговского, В. Ф. Бокова и др., а также и поэтов-фронтовиков К. Я. Ваншенкина, Ю. В. Друниной, А. П. Межирова, М. А. Дудина, О. Ф. Берггольц и др. Память о пережитом вновь и вновь заставляла их осмысливать прошлое, соизмеряя его с настоящим. Они создавали лучшие образцы медитативной и философской лирики, творчески продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Е. А. Баратынского в своём творчестве.

Самым необычным и неожиданным явлением, подлинным открытием жанра в стиховом многоцветье 1950–1960-х гг. стала в те годы так называемая авторская песня. Интерес к человеку, его духовным ценностям, способность собирать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, думающих людей — всё это сделало авторскую песню не столько художественным, эстетическим, сколько социокультурным явлением и предопределило ту особую роль, которую она сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трёх бардов: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семёновича Высоцкого.

Конспект урока по литературе на тему: Поэзия 60-х годов XX века.

Тема урока: Поэзия 60х годов XX века. Цель занятия: – познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века, - показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни, - выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов. Тип занятия: урок - лекция.

Тема урока: Поэзия 60х годов XX века.

Цель занятия:

– познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века,

- показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни,

- выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов.

Тип занятия: урок - лекция.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о фантастическом всплеске поэзии, который произошел в 60-е годы XX века, когда Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина собирали стадионы, их книги издавались стотысячными и даже миллионными тиражами. Люди стремились побывать на вечере-выступлении поэта, нежели посетить кинотеатр или футбольный матч.


12 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа . Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного монаха из Псково-Печерского монастыря. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.







2) уметь устанавливать историко-литературные связи, анализировать литературное явление.

3) воспитывать эстетическое восприятие поэзии, умение принимать чужую точку зрения и вырабатывать своё отношение к литературному явлению, личности и творчеству поэтов.

Подготовила: Стригачева Татьяна Николаевна

3. Индивидуальные черты поэтов-шестидесятников, чтение и комментарий избранных стихотворений.

4. Подведение итогов, определение значения творчества поэтов-шестидесятников и своего отношения к явлению поэтов-шестидесятников и к поэтическому творчеству каждого.

- Что это была за эпоха и почему она так называлась?

- Итак, новые исторические условия отразились и на литературе, а в первую очередь на поэзии.

- Вот как описал это время современник:

Из книги Льва Алексеевича Шилова "Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звукоархивиста-шестидесятника" (М, 2004):


Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава. эти имена уже навсегда связаны в памяти тех, чья молодость совпала с расцветом "эстрадной” поэзии. Вечера в Политехническом музее, поэтические чтения на площади Маяковского, концерты в Лужниках.


Праздничное слово "эстрадность” с годами приобретало в высказываниях некоторых критиков уничижительный оттенок. Но теперь, когда отгремели критические баталии по поводу "тихой” и "громкой” поэзии, стало очевидно, что основной водораздел проходит не здесь, а в противопоставлении поэзии подлинной и мнимой.

Эстрадный период, уйдя в историю, надолго привлек интерес широкого читателя к стихам и резко повысил культуру звучащего слова. Выяснилось, что эстрадность — это не громкий голос, а прежде всего умение публично раскрывать свои чувства тысячам людей, и что это отнюдь не главное качество поэта, но особенность интересная и по-своему уникальная.

Шел вечер очень долго, часа четыре, а то и пять, и несколько необычно: не было никакого доклада или вступительного слова, а просто поэты один за другим читали стихи и отвечали на записки из зала, причем почти каждый выступал по нескольку раз.
Зал был, конечно, переполнен: стояли во всех проходах, сидели на ступеньках, на краю эстрады. Публика — студенческая и рабочая молодежь — с восторгом и благодарностью слушала своих кумиров, легко понимала любые намеки, охотно сопереживала лирическим откровениям выступающих.

Вечера эти запомнились какой-то особой праздничной атмосферой и тем, что многие выступления шли на грани дозволенного, а иногда и пересекали эту грань. Публика прекрасно это понимала.
Дело в том, что, несмотря на "оттепель”, поэтам тогда разрешалось читать с эстрады лишь стихи уже опубликованные.

Наряду со стихами, прославляющими Ленина и разоблачающими американский образ жизни, Андрей Вознесенский читал и стихи — очень смелые по тем временам — о влюбившейся в ученика учительнице.
А Евтушенко после патетических стихов, прославляющих революционную Кубу , читал разоблачительное "Мосовощторг в Париже” — о том, как и для кого организовывались тогда редкие заграничные поездки.

Большинство из присутствующих в зале было уверено, что вот-вот наступит торжество "социализма с человеческим лицом” и проклятый сталинизм безвозвратно канет в прошлое.

Четырнадцатитысячный зал лужниковского Дворца спорта не вмещал из вечера в вечер всех желающих услышать поэтов „новой волны“— Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину,

Как вы думаете, в чём был секрет популярности поэтов-эстрадников?

- Во-первых, как было сказано в воспоминаниях, поэзия выражала дух времени, дух относительной, но свободы, она объединяла народ в ожидании перемен в жизни. Она была ориентирована на личную жизнь человека, на молодую, наиболее активную аудиторию.

Во-вторых, она формулировала новые жизненные принципы, по которым существовала или считала, что существовала:

«Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу."

- Действительно ли в поэзии 60 гг можно увидеть новые темы, идеи, образы или всё новое — хорошо забытое старое?

- Несмотря на провозглашение нового в поэзии, все эти поэты опирались на традиции — традиции Маяковского, Цветаевой, Пастернака, а также Пушкина, Есенина, да и других поэтов.

- Но была у каждого из поэтов и своя поэтическая интонация. Рассмотрим их. Почитаем стихи, прокомментируем их.

- Современник вспоминал: . главным действующим лицом на сцене стал прирожденный эстрадник Евгений Евтушенко. Ему адресовалось большинство записок, он имел и наибольший успех. Он ведь был очень артистичен, у него был несомненный актерский дар, причем, не в умении перевоплощаться , но в способности мгновенно, глубоко и искренне пережить и воспроизвести в своей декламации определенные эмоциональные состояния: тоски, отчаянья, любви, победы.

Но не только и не столько какие-то иносказания или намеки, сколько талант, свежесть, красота, молодость, стремление к справедливости — все то, что так ощутимо присутствовало в стихах, звучавших со сцены, — заставляло аудиторию воспринимать их столь горячо и восторженно.

Сравните творчество Евтушенко и Вознесенского. Есть отличия?

В чём, на ваш взгляд, заключается своеобразие поэтической манеры, интонации Б.Ахмадулиной?

Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.

Рождественского иногда упрекали в излишней пафосности и риторичности. Согласны ли вы с этим?

Причины кризиса не только в том, что с наступлением эпохи реакции и цензуры утратились надежды на обновление страны, но и в том, что поэзия, призванная отражать субъективные переживания, не может долго оставаться на публике: чувства исчерпываются.

Чем чревата зависимость поэта от широкой публики?

Страшно, если слушать не желают.

Страшно, если слушать начинают.

Вдруг вся песня, в целом-то, мелка,

вдруг в ней все ничтожно будет, кроме

этого мучительного с кровью:

"Граждане, послушайте меня. "?!

Что ж ты, оратор, что ж ты, пророк?
Ты растерялся, промок и продрог.
Кончились пули. Сорван твой голос.
Дождь заливает твой костерок.

Тишины хочу, тишины.

Нервы, что ли, обожжены?

Он приплыл со мной с того берега,

заблудившись в лодке моей.

Не берут его в муравейники.

С того берега муравей.

Через месяц на щепке, как Беринг,

доплывет он к семье своей,

но ответят ему с того берега:

(Сравните с образами поэта-пророка у Пушкина, Лермонтова)

Как оцениваете творчество поэтов-шестидесятников вы? Считаете ли вы их вклад в развитие литературы значительным, а их произведения талантливыми?

Вот как образно писал Евтушенко в 90-е гг. о своих соратниках:

Нас принимали восторженно, как первых весенних птиц после тяжёлой зимы. Мы были все очень разные и как поэты, и как люди, но почему-то считались поэтами одного направления. По образному выражению Вознесенского, мы были похожи на путников, шедших по совсем разным дорогам, но которых разбойники на перекрёстке дорог привязали к одному и тому же дереву.

Представьте, что вам поручили оформить обложку к сборнику стихотворений поэтов-шестидесятников. Какой вы её себе представляете?

Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ под ред. В.П.Журавлёва, - М.: Просвещение, 2010 г.

Цель – познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века, показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни, выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов.

1) выявление черт творческой индивидуальности Евтушенко, Рождественского, Ахмадулиной.

План лекции:

2. Общие тенденции развития поэзии в 60е годы XX века

4. Творчество Евтушенко.

5. Творчество Рождественского.

6. Творчество Ахмадулиной.

Буквально во всех видах искусства появляются значительные произведения.

В поэзии активизируются разные поэтические поколения этого периода:

· Ахматовское поколение: Ахматова, Пастернак, Заболоцкий.

Их творчество началось с периода Серебряного века, 60е год – последний этап их творчества.

· Поколение неоакмеистов: Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Мария Петровых, Семен Липкин и тд.

В поэзию они пришли в 30е годы и продолжали в своем творчестве модернистские тенденции. В 30-40е годы печататься не могли из-за цензуры, спасались переводами. В 60е годы только начинают открыто печататься.

· Поколение комсомольские поэтов 30х годов: А.Ф. Твардовский, Я. Смеляков, Леонид Мартынов.

Творчество соответствовало идеологии, советскому пафосу, воспевали новое государство. В 60е годы период драматичного переосмысления переосмысления поэтами своих этических и эстетических принципов.

· Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.

Кроме официальной поэзии в 60е годы развивается неофициальная поэзия (писатели, печатающиеся в самиздате).

· Группа лианозовских поэтов (город Лианозово): Генрих Сапгир и тд.

· Ленинградские поэты: Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Глеб Горбовский и тд.

Поэты-шестидесятники.

Все это было выражением и бурной активизации духовной жизни, и обострившейся потребности в высказывании, и интереса к жизни души, к мысли, мнению, чувствованиям человека.

Кроме того они не отрывались от действующих поэтических традиций. Связаны с поэтами фронтового поколения, высоко ценят в них бесстрашие видения, суровую правдивость, оголенность чувств. Связаны с поэзией Есенина.

Темы: - разоблачение культа личности Сталина (поэзия злободневная, актуальная).

- Публицистический пафос часто выражают в откровенно риторической форме, порой прибегая к аллегориям.

Говорит спокойно вначале,

а потом клокоча от гнева:

Ведь при мне вы

с моею правдой не ссорясь,

хоть и медленно,

Я темней становилась нарочно,

чтоб вас не мучила совесть,

чтобы вы не видели грязи,

Все равно не перекричать

разрастающейся вполнеба зари.

Будет утро тебе отвечать.

Будет утро с тобой говорить.

для своих льстецов,

а с такими советами к нам

человек погибает в конце концов,

если он скрывает

- Стремились преобразить традиционный социальный пафос советской гражданской лирики в пафос гуманистический, общечеловеческий.

- Меняется основная установка поэзии. Нет помпезности. Поэзия становится открытой, откровенной писателю. Лирический герой меняется. Это современник, обычный человек. Меняется позиция автора и читателя (на равных, интимность). Поэт не стыдится говорить, говорит о неприглядных сторонах своего характера, тк это обычный человек, как все.

- Меняется отношение шестидесятников к эпохе. Мощная гражданская тематика. Но меняется ее характер. Отношение к эпохе, ко времени, к человеку в эпохе становится более критичным. Лирический герой переживает за все, что происходит в стране. История, государство, эпоха – эти слова в поэзии лишаются абстрактности, становятся близкими и понятными и поэту, и читателю. Установили интимный, домашний контакт с явлениями и категориями мегамасштабными – эпохой, историей, человечеством.

Моя поэзия, как Золушка,

забыв про самое своё,

стирает каждый день, чуть зорюшка,

эпохи грязное бельё…

и, на коленях с тряпкой ползая,

полы истории скоблит.

- Отношение паритетности с эпохой, историей. Считали, что могут повлиять на судьбу своих современников. Гражданская поэзия перестает быть помпезной, становится простой и понятной. Между человеком и временем отношения паритетности. Восстанавливали первоначальный, идеальный смысл отношений между личностью и социумом, индивидуальной судьбой и историей, который предполагался социалистической мечтой.

И голосом ломавшимся моим

ломавшееся время накричало,

и время было мной, и я был им,

с этим не шутят.

Все боли твои — меня болью пронзили.

я — твой капиллярный сосудик,

мне больно когда —

- Опираются в традициях на поэтов Серебряного века. Пр: Вознесенский ориентируется на Маяковского и Пастернака. Ахмадулина – на Ахматову и Цветаеву. От Маяковского гражданственность, которая личному придает значение общего, а общее переживает как личное.

С модернистскими тенденциями их объединяет:

- установка на эксперимент (ритмичный рисунок, может вводиться прозаический кусок, рифмы могут быть неточными, метафоры оригинальные, уподобляются предметы и явления из разных семантических пластов).

Пр: Евтушенко – земной шар, как апельсин в авоське.

- Поэтика тропов, с помощью которой выражался эмоциональный подъем (изобилие разных художественных средств – метафоры, эпитеты, сравнения развернутые, стилистические фигуры). В их ассоциативное поле втянуты новейшие представления и понятия (ракеты, аэропорты, антимиры, пластмассы, изотопы, рок-н-ролл и тд.). Рядом с приметами НТР образы русской старины, великих художественных свершений, отзвуки глобальных событий.

Черты лирического героя:

- Самоощущение лирического героя – жадность до нового, жажда открытия иных, неведомых доселе горизонтов, поиск новых символов веры.

- Лирический герой подчеркнуто обыденный. Но несет в себе драматизм – воспитанный в утопически-оптимистическом духе, переживает мучительный процесс освобождения от правды.

- Исповедальность – особая откровенность и доверительность с читателем.

- Не в ладах с собой

Я что-то часто замечаю,

к чьему-то, видно, торжеству,

что я рассыпанно мечтаю,

что я растрепанно живу.

Среди совсем нестрашных с виду

неужто я не выйду,

неужто я не получусь?

Евгений Евтушенко

С одной стороны установка на массового читателя, слушателя-зрителя. Поэтому появляются специфические стилистические черты (публицистичность, повышенная риторичность, включение клятвы, лозунговость).

Стремление эпатировать публику (от футуристов) – смелые гражданские заявления.

Многое в его поэзии связано с поездками за границу.

Черты стиля: - Часто ассонансные рифмы.

- Эксперимент над рифмой. Внимателен к фонетическому оформлению стихов.

- В контексте одного стихотворения лексика из разных стилевых пластов.

- Неологизмы (от Маяковского) словообразовательные, часто связаны с суффиксами субъективной оценки.

- Афористичная поэзия (точность и лаконичность его языка)

- Много перифразов из русской литературы, русских образов

- Лирический герой откровенен до обнаженности, до юродства (самолюбование самобичеванием). Парадокс – в акте взыскательной ревизии себя, в самом состоянии душевной муки, в обнаружении собственной противоречивости и неустойчивости герой находит основания для самоутверждения. В противоречивости проявляется нестандартность человека, его принципиальная незавершенность. Мучаюсь – следовательно, существую.

я натруженный и праздный.

Я весь несовместимый,

застенчивый и наглый,

чтоб все перемежалось!

И столько всякого во мне перемешалось

Я знаю - вы мне скажете:

О, в этом всем огромная есть ценность!

- Лирический герой требует внимания к своей душевной жизни,он жаждет чуткости к себе.

Тревожьтесь обо мне

пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне,

когда мне одиноко.

В усердии пустом

на мелком не ловите.

В слове и переживании лирического героя проецируется читатель, потенциальный со-герой стихотворения. Утверждает самоценность любого человека и требует чуткости, отзывчивости к его душевной жизни.

- Видит высокое в том, что считается низким, видит необыкновенное в обыденном.

Белла Ахмадулина

- Поэзия Беллы Ахатовны интересна тем, что она любила и умела сочетать в своих стихотворениях образы традиционно-старого и нового мира. В ее произведениях фигурируют такие предметы как свеча, лампада, дряхлый дом и новые на тот момент вещи: светофор, самолет, магнитофон. Иосиф Бродский называл ее наследницей лермотновско-пастернаковской линии в поэзии России.

- Сама стилистика ее речи являлась бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяла своими ценностями и смыслами.

Всего-то - чтоб была свеча,

свеча простая, восковая,

и старомодность вековая

так станет в памяти свежа.

И поспешит твое перо

к той грамоте витиеватой,

разумной и замысловатой,

и ляжет на душу добро.

Уже ты мыслишь о друзьях

все чаще, способом старинным,

и сталактитом стеаринным

займешься с нежностью в глазах.

И Пушкин ласково глядит,

и ночь прошла, и гаснут свечи,

и нежный вкус родимой речи

так чисто губы холодит.

Домашнее задание.

Заполнить таблицу

Годы жизни поэта ФИО поэта. Особенности лирики Примеры произведений, сборники стихов

Цель – познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века, показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни, выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов.

1) выявление черт творческой индивидуальности Евтушенко, Рождественского, Ахмадулиной.

План лекции:

2. Общие тенденции развития поэзии в 60е годы XX века

4. Творчество Евтушенко.

5. Творчество Рождественского.

6. Творчество Ахмадулиной.

Цель – познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века, показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни, выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов.

1) выявление черт творческой индивидуальности Евтушенко, Рождественского, Ахмадулиной.

План лекции:

2. Общие тенденции развития поэзии в 60е годы XX века

4. Творчество Евтушенко.

5. Творчество Рождественского.

6. Творчество Ахмадулиной.

Буквально во всех видах искусства появляются значительные произведения.

В поэзии активизируются разные поэтические поколения этого периода:

· Ахматовское поколение: Ахматова, Пастернак, Заболоцкий.

Их творчество началось с периода Серебряного века, 60е год – последний этап их творчества.

· Поколение неоакмеистов: Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Мария Петровых, Семен Липкин и тд.

В поэзию они пришли в 30е годы и продолжали в своем творчестве модернистские тенденции. В 30-40е годы печататься не могли из-за цензуры, спасались переводами. В 60е годы только начинают открыто печататься.

· Поколение комсомольские поэтов 30х годов: А.Ф. Твардовский, Я. Смеляков, Леонид Мартынов.

Творчество соответствовало идеологии, советскому пафосу, воспевали новое государство. В 60е годы период драматичного переосмысления переосмысления поэтами своих этических и эстетических принципов.

· Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.

Кроме официальной поэзии в 60е годы развивается неофициальная поэзия (писатели, печатающиеся в самиздате).

· Группа лианозовских поэтов (город Лианозово): Генрих Сапгир и тд.

· Ленинградские поэты: Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Глеб Горбовский и тд.

Поэты-шестидесятники.

Все это было выражением и бурной активизации духовной жизни, и обострившейся потребности в высказывании, и интереса к жизни души, к мысли, мнению, чувствованиям человека.

Кроме того они не отрывались от действующих поэтических традиций. Связаны с поэтами фронтового поколения, высоко ценят в них бесстрашие видения, суровую правдивость, оголенность чувств. Связаны с поэзией Есенина.

Темы: - разоблачение культа личности Сталина (поэзия злободневная, актуальная).

- Публицистический пафос часто выражают в откровенно риторической форме, порой прибегая к аллегориям.

Читайте также: