Поэзия 60 х годов 20 века конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 40–90-х гг. XX в.
(ОБЗОР)
Уроки литературы в 11 классе[1]
УРОК № 74
Тема.
Поэзия 1960-х гг. (обзор)
Цель: ознакомить учащихся с основными темами и направлениями поэзии 1960-х гг.; формировать навыки систематизации фактического материала, аргументации выводов; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, творческого чтения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, тексты стихотворений.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об основных темах и направлениях поэзии 1960-х гг.; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную, исследовательскую работу в парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
Слово учителя
— 1960-е гг., наполненные оптимизмом исканий и открытий, подарили многим художникам слова невиданные ранее возможности описания и осмысления происходящего. Примечательным явлением в разных произведениях тех лет был активный герой, шло обновление и обогащение классической поэзии новой рифмой, стихотворения стали отличаться большей свободой лирического высказывания, развивалась поэзия яркой публицистичности.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— С наибольшей полнотой и выразительностью произошедшие в обществе перемены отразила поэзия. Развивалась поэзия в нескольких направлениях:
1) гражданская (лирико-публицистическая) обращена к актуальным событиям своего времени, трактовка которых даётся через личностное восприятие поэта. Публицистичность, открытая апелляция к читателю — одна из самых ярких черт (А. Т. Твардовский, Я. В. Смеляков, Е. А. Евтушенко и другие авторы);
3) философская лирика обращена к так называемым вечным проблемам бытия: что есть мир, жизнь, смерть, в чём проблема смысла жизни, как соотносятся смерть и бессмертие. Таковы поздние тексты Б. Л. Пастернака, Арс. А. Тарковского, Н. А. Заболоцкого.
Бурное начало этого десятилетия характеризовалось своего рода возрождением формального эксперимента в творчестве молодых эстрадников А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, П. В. Вегина, В. А. Сосноры и др., единодушно названных критиками новаторами.
1960-е г. качественно изменили творчество поэтов старшего поколения: А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, А. А. Прокофьева, М. В. Исаковского, В. А. Луговского, В. Ф. Бокова и др., а также и поэтов-фронтовиков К. Я. Ваншенкина, Ю. В. Друниной, А. П. Межирова, М. А. Дудина, О. Ф. Берггольц и др. Память о пережитом вновь и вновь заставляла их осмысливать прошлое, соизмеряя его с настоящим. Они создавали лучшие образцы медитативной и философской лирики, творчески продолжая традиции Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Е. А. Баратынского в своём творчестве.
Самым необычным и неожиданным явлением, подлинным открытием жанра в стиховом многоцветье 1950–1960-х гг. стала в те годы так называемая авторская песня. Интерес к человеку, его духовным ценностям, способность собирать вокруг себя обширный круг неравнодушных к жизни, думающих людей — всё это сделало авторскую песню не столько художественным, эстетическим, сколько социокультурным явлением и предопределило ту особую роль, которую она сыграла в глобальном процессе смены ценностных ориентаций. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трёх бардов: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семёновича Высоцкого.
Тема урока: Поэзия 60х годов XX века. Цель занятия: – познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века, - показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни, - выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов. Тип занятия: урок - лекция.
Тема урока: Поэзия 60х годов XX века.
Цель занятия:
– познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века,
- показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни,
- выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов.
Тип занятия: урок - лекция.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о фантастическом всплеске поэзии, который произошел в 60-е годы XX века, когда Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина собирали стадионы, их книги издавались стотысячными и даже миллионными тиражами. Люди стремились побывать на вечере-выступлении поэта, нежели посетить кинотеатр или футбольный матч.
12 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа . Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного монаха из Псково-Печерского монастыря. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
2) уметь устанавливать историко-литературные связи, анализировать литературное явление.
3) воспитывать эстетическое восприятие поэзии, умение принимать чужую точку зрения и вырабатывать своё отношение к литературному явлению, личности и творчеству поэтов.
Подготовила: Стригачева Татьяна Николаевна
3. Индивидуальные черты поэтов-шестидесятников, чтение и комментарий избранных стихотворений.
4. Подведение итогов, определение значения творчества поэтов-шестидесятников и своего отношения к явлению поэтов-шестидесятников и к поэтическому творчеству каждого.
- Что это была за эпоха и почему она так называлась?
- Итак, новые исторические условия отразились и на литературе, а в первую очередь на поэзии.
- Вот как описал это время современник:
Из книги Льва Алексеевича Шилова "Голоса, зазвучавшие вновь. Записки звукоархивиста-шестидесятника" (М, 2004):
Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Окуджава. эти имена уже навсегда связаны в памяти тех, чья молодость совпала с расцветом "эстрадной” поэзии. Вечера в Политехническом музее, поэтические чтения на площади Маяковского, концерты в Лужниках.
Праздничное слово "эстрадность” с годами приобретало в высказываниях некоторых критиков уничижительный оттенок. Но теперь, когда отгремели критические баталии по поводу "тихой” и "громкой” поэзии, стало очевидно, что основной водораздел проходит не здесь, а в противопоставлении поэзии подлинной и мнимой.
Эстрадный период, уйдя в историю, надолго привлек интерес широкого читателя к стихам и резко повысил культуру звучащего слова. Выяснилось, что эстрадность — это не громкий голос, а прежде всего умение публично раскрывать свои чувства тысячам людей, и что это отнюдь не главное качество поэта, но особенность интересная и по-своему уникальная.
Шел вечер очень долго, часа четыре, а то и пять, и несколько необычно: не было никакого доклада или вступительного слова, а просто поэты один за другим читали стихи и отвечали на записки из зала, причем почти каждый выступал по нескольку раз.
Зал был, конечно, переполнен: стояли во всех проходах, сидели на ступеньках, на краю эстрады. Публика — студенческая и рабочая молодежь — с восторгом и благодарностью слушала своих кумиров, легко понимала любые намеки, охотно сопереживала лирическим откровениям выступающих.
Вечера эти запомнились какой-то особой праздничной атмосферой и тем, что многие выступления шли на грани дозволенного, а иногда и пересекали эту грань. Публика прекрасно это понимала.
Дело в том, что, несмотря на "оттепель”, поэтам тогда разрешалось читать с эстрады лишь стихи уже опубликованные.
Наряду со стихами, прославляющими Ленина и разоблачающими американский образ жизни, Андрей Вознесенский читал и стихи — очень смелые по тем временам — о влюбившейся в ученика учительнице.
А Евтушенко после патетических стихов, прославляющих революционную Кубу , читал разоблачительное "Мосовощторг в Париже” — о том, как и для кого организовывались тогда редкие заграничные поездки.
Большинство из присутствующих в зале было уверено, что вот-вот наступит торжество "социализма с человеческим лицом” и проклятый сталинизм безвозвратно канет в прошлое.
Четырнадцатитысячный зал лужниковского Дворца спорта не вмещал из вечера в вечер всех желающих услышать поэтов „новой волны“— Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулину,
Как вы думаете, в чём был секрет популярности поэтов-эстрадников?
- Во-первых, как было сказано в воспоминаниях, поэзия выражала дух времени, дух относительной, но свободы, она объединяла народ в ожидании перемен в жизни. Она была ориентирована на личную жизнь человека, на молодую, наиболее активную аудиторию.
Во-вторых, она формулировала новые жизненные принципы, по которым существовала или считала, что существовала:
«Над Бабьим Яром памятников нет. Крутой обрыв, как грубое надгробье. Мне страшно. Мне сегодня столько лет, как самому еврейскому народу."
- Действительно ли в поэзии 60 гг можно увидеть новые темы, идеи, образы или всё новое — хорошо забытое старое?
- Несмотря на провозглашение нового в поэзии, все эти поэты опирались на традиции — традиции Маяковского, Цветаевой, Пастернака, а также Пушкина, Есенина, да и других поэтов.
- Но была у каждого из поэтов и своя поэтическая интонация. Рассмотрим их. Почитаем стихи, прокомментируем их.
- Современник вспоминал: . главным действующим лицом на сцене стал прирожденный эстрадник Евгений Евтушенко. Ему адресовалось большинство записок, он имел и наибольший успех. Он ведь был очень артистичен, у него был несомненный актерский дар, причем, не в умении перевоплощаться , но в способности мгновенно, глубоко и искренне пережить и воспроизвести в своей декламации определенные эмоциональные состояния: тоски, отчаянья, любви, победы.
Но не только и не столько какие-то иносказания или намеки, сколько талант, свежесть, красота, молодость, стремление к справедливости — все то, что так ощутимо присутствовало в стихах, звучавших со сцены, — заставляло аудиторию воспринимать их столь горячо и восторженно.
Сравните творчество Евтушенко и Вознесенского. Есть отличия?
В чём, на ваш взгляд, заключается своеобразие поэтической манеры, интонации Б.Ахмадулиной?
Дело в том, что на моём письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых улыбающихся парней. Это — шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему - 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Я не помню, как эти ребята выглядели в жизни. Сейчас я уже старше любого из них. Кем бы они стали? Инженерами? Моряками? Поэтами? Не знаю. Они успели только стать солдатами. И погибнуть.
Рождественского иногда упрекали в излишней пафосности и риторичности. Согласны ли вы с этим?
Причины кризиса не только в том, что с наступлением эпохи реакции и цензуры утратились надежды на обновление страны, но и в том, что поэзия, призванная отражать субъективные переживания, не может долго оставаться на публике: чувства исчерпываются.
Чем чревата зависимость поэта от широкой публики?
Страшно, если слушать не желают.
Страшно, если слушать начинают.
Вдруг вся песня, в целом-то, мелка,
вдруг в ней все ничтожно будет, кроме
этого мучительного с кровью:
"Граждане, послушайте меня. "?!
Что ж ты, оратор, что ж ты, пророк?
Ты растерялся, промок и продрог.
Кончились пули. Сорван твой голос.
Дождь заливает твой костерок.
Тишины хочу, тишины.
Нервы, что ли, обожжены?
Он приплыл со мной с того берега,
заблудившись в лодке моей.
Не берут его в муравейники.
С того берега муравей.
Через месяц на щепке, как Беринг,
доплывет он к семье своей,
но ответят ему с того берега:
(Сравните с образами поэта-пророка у Пушкина, Лермонтова)
Как оцениваете творчество поэтов-шестидесятников вы? Считаете ли вы их вклад в развитие литературы значительным, а их произведения талантливыми?
Вот как образно писал Евтушенко в 90-е гг. о своих соратниках:
Нас принимали восторженно, как первых весенних птиц после тяжёлой зимы. Мы были все очень разные и как поэты, и как люди, но почему-то считались поэтами одного направления. По образному выражению Вознесенского, мы были похожи на путников, шедших по совсем разным дорогам, но которых разбойники на перекрёстке дорог привязали к одному и тому же дереву.
Представьте, что вам поручили оформить обложку к сборнику стихотворений поэтов-шестидесятников. Какой вы её себе представляете?
Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений/ под ред. В.П.Журавлёва, - М.: Просвещение, 2010 г.
Цель – познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века, показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни, выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов.
1) выявление черт творческой индивидуальности Евтушенко, Рождественского, Ахмадулиной.
План лекции:
2. Общие тенденции развития поэзии в 60е годы XX века
4. Творчество Евтушенко.
5. Творчество Рождественского.
6. Творчество Ахмадулиной.
Буквально во всех видах искусства появляются значительные произведения.
В поэзии активизируются разные поэтические поколения этого периода:
· Ахматовское поколение: Ахматова, Пастернак, Заболоцкий.
Их творчество началось с периода Серебряного века, 60е год – последний этап их творчества.
· Поколение неоакмеистов: Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Мария Петровых, Семен Липкин и тд.
В поэзию они пришли в 30е годы и продолжали в своем творчестве модернистские тенденции. В 30-40е годы печататься не могли из-за цензуры, спасались переводами. В 60е годы только начинают открыто печататься.
· Поколение комсомольские поэтов 30х годов: А.Ф. Твардовский, Я. Смеляков, Леонид Мартынов.
Творчество соответствовало идеологии, советскому пафосу, воспевали новое государство. В 60е годы период драматичного переосмысления переосмысления поэтами своих этических и эстетических принципов.
· Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.
Кроме официальной поэзии в 60е годы развивается неофициальная поэзия (писатели, печатающиеся в самиздате).
· Группа лианозовских поэтов (город Лианозово): Генрих Сапгир и тд.
· Ленинградские поэты: Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Глеб Горбовский и тд.
Поэты-шестидесятники.
Все это было выражением и бурной активизации духовной жизни, и обострившейся потребности в высказывании, и интереса к жизни души, к мысли, мнению, чувствованиям человека.
Кроме того они не отрывались от действующих поэтических традиций. Связаны с поэтами фронтового поколения, высоко ценят в них бесстрашие видения, суровую правдивость, оголенность чувств. Связаны с поэзией Есенина.
Темы: - разоблачение культа личности Сталина (поэзия злободневная, актуальная).
- Публицистический пафос часто выражают в откровенно риторической форме, порой прибегая к аллегориям.
Говорит спокойно вначале,
а потом клокоча от гнева:
Ведь при мне вы
с моею правдой не ссорясь,
хоть и медленно,
Я темней становилась нарочно,
чтоб вас не мучила совесть,
чтобы вы не видели грязи,
Все равно не перекричать
разрастающейся вполнеба зари.
Будет утро тебе отвечать.
Будет утро с тобой говорить.
для своих льстецов,
а с такими советами к нам
человек погибает в конце концов,
если он скрывает
- Стремились преобразить традиционный социальный пафос советской гражданской лирики в пафос гуманистический, общечеловеческий.
- Меняется основная установка поэзии. Нет помпезности. Поэзия становится открытой, откровенной писателю. Лирический герой меняется. Это современник, обычный человек. Меняется позиция автора и читателя (на равных, интимность). Поэт не стыдится говорить, говорит о неприглядных сторонах своего характера, тк это обычный человек, как все.
- Меняется отношение шестидесятников к эпохе. Мощная гражданская тематика. Но меняется ее характер. Отношение к эпохе, ко времени, к человеку в эпохе становится более критичным. Лирический герой переживает за все, что происходит в стране. История, государство, эпоха – эти слова в поэзии лишаются абстрактности, становятся близкими и понятными и поэту, и читателю. Установили интимный, домашний контакт с явлениями и категориями мегамасштабными – эпохой, историей, человечеством.
Моя поэзия, как Золушка,
забыв про самое своё,
стирает каждый день, чуть зорюшка,
эпохи грязное бельё…
и, на коленях с тряпкой ползая,
полы истории скоблит.
- Отношение паритетности с эпохой, историей. Считали, что могут повлиять на судьбу своих современников. Гражданская поэзия перестает быть помпезной, становится простой и понятной. Между человеком и временем отношения паритетности. Восстанавливали первоначальный, идеальный смысл отношений между личностью и социумом, индивидуальной судьбой и историей, который предполагался социалистической мечтой.
И голосом ломавшимся моим
ломавшееся время накричало,
и время было мной, и я был им,
с этим не шутят.
Все боли твои — меня болью пронзили.
я — твой капиллярный сосудик,
мне больно когда —
- Опираются в традициях на поэтов Серебряного века. Пр: Вознесенский ориентируется на Маяковского и Пастернака. Ахмадулина – на Ахматову и Цветаеву. От Маяковского гражданственность, которая личному придает значение общего, а общее переживает как личное.
С модернистскими тенденциями их объединяет:
- установка на эксперимент (ритмичный рисунок, может вводиться прозаический кусок, рифмы могут быть неточными, метафоры оригинальные, уподобляются предметы и явления из разных семантических пластов).
Пр: Евтушенко – земной шар, как апельсин в авоське.
- Поэтика тропов, с помощью которой выражался эмоциональный подъем (изобилие разных художественных средств – метафоры, эпитеты, сравнения развернутые, стилистические фигуры). В их ассоциативное поле втянуты новейшие представления и понятия (ракеты, аэропорты, антимиры, пластмассы, изотопы, рок-н-ролл и тд.). Рядом с приметами НТР образы русской старины, великих художественных свершений, отзвуки глобальных событий.
Черты лирического героя:
- Самоощущение лирического героя – жадность до нового, жажда открытия иных, неведомых доселе горизонтов, поиск новых символов веры.
- Лирический герой подчеркнуто обыденный. Но несет в себе драматизм – воспитанный в утопически-оптимистическом духе, переживает мучительный процесс освобождения от правды.
- Исповедальность – особая откровенность и доверительность с читателем.
- Не в ладах с собой
Я что-то часто замечаю,
к чьему-то, видно, торжеству,
что я рассыпанно мечтаю,
что я растрепанно живу.
Среди совсем нестрашных с виду
неужто я не выйду,
неужто я не получусь?
Евгений Евтушенко
С одной стороны установка на массового читателя, слушателя-зрителя. Поэтому появляются специфические стилистические черты (публицистичность, повышенная риторичность, включение клятвы, лозунговость).
Стремление эпатировать публику (от футуристов) – смелые гражданские заявления.
Многое в его поэзии связано с поездками за границу.
Черты стиля: - Часто ассонансные рифмы.
- Эксперимент над рифмой. Внимателен к фонетическому оформлению стихов.
- В контексте одного стихотворения лексика из разных стилевых пластов.
- Неологизмы (от Маяковского) словообразовательные, часто связаны с суффиксами субъективной оценки.
- Афористичная поэзия (точность и лаконичность его языка)
- Много перифразов из русской литературы, русских образов
- Лирический герой откровенен до обнаженности, до юродства (самолюбование самобичеванием). Парадокс – в акте взыскательной ревизии себя, в самом состоянии душевной муки, в обнаружении собственной противоречивости и неустойчивости герой находит основания для самоутверждения. В противоречивости проявляется нестандартность человека, его принципиальная незавершенность. Мучаюсь – следовательно, существую.
я натруженный и праздный.
Я весь несовместимый,
застенчивый и наглый,
чтоб все перемежалось!
И столько всякого во мне перемешалось
Я знаю - вы мне скажете:
О, в этом всем огромная есть ценность!
- Лирический герой требует внимания к своей душевной жизни,он жаждет чуткости к себе.
Тревожьтесь обо мне
пристрастно и глубоко.
Не стойте в стороне,
когда мне одиноко.
В усердии пустом
на мелком не ловите.
В слове и переживании лирического героя проецируется читатель, потенциальный со-герой стихотворения. Утверждает самоценность любого человека и требует чуткости, отзывчивости к его душевной жизни.
- Видит высокое в том, что считается низким, видит необыкновенное в обыденном.
Белла Ахмадулина
- Поэзия Беллы Ахатовны интересна тем, что она любила и умела сочетать в своих стихотворениях образы традиционно-старого и нового мира. В ее произведениях фигурируют такие предметы как свеча, лампада, дряхлый дом и новые на тот момент вещи: светофор, самолет, магнитофон. Иосиф Бродский называл ее наследницей лермотновско-пастернаковской линии в поэзии России.
- Сама стилистика ее речи являлась бегством от современности, срединности, обыденности, способом создания идеального микрокосмоса, который Ахмадулина наделяла своими ценностями и смыслами.
Всего-то - чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твое перо
к той грамоте витиеватой,
разумной и замысловатой,
и ляжет на душу добро.
Уже ты мыслишь о друзьях
все чаще, способом старинным,
и сталактитом стеаринным
займешься с нежностью в глазах.
И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.
Домашнее задание.
Заполнить таблицу
Годы жизни поэта | ФИО поэта. | Особенности лирики | Примеры произведений, сборники стихов |
Цель – познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века, показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни, выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов.
1) выявление черт творческой индивидуальности Евтушенко, Рождественского, Ахмадулиной.
План лекции:
2. Общие тенденции развития поэзии в 60е годы XX века
4. Творчество Евтушенко.
5. Творчество Рождественского.
6. Творчество Ахмадулиной.
Цель – познакомиться с общими тенденциями развития поэзии 60х годов XX века, показать особенности поэтов-шестидесятников и поэтов, создававших авторские песни, выделить индивидуальные черты творчества ведущих поэтов 60х годов.
1) выявление черт творческой индивидуальности Евтушенко, Рождественского, Ахмадулиной.
План лекции:
2. Общие тенденции развития поэзии в 60е годы XX века
4. Творчество Евтушенко.
5. Творчество Рождественского.
6. Творчество Ахмадулиной.
Буквально во всех видах искусства появляются значительные произведения.
В поэзии активизируются разные поэтические поколения этого периода:
· Ахматовское поколение: Ахматова, Пастернак, Заболоцкий.
Их творчество началось с периода Серебряного века, 60е год – последний этап их творчества.
· Поколение неоакмеистов: Арсений Тарковский, Давид Самойлов, Мария Петровых, Семен Липкин и тд.
В поэзию они пришли в 30е годы и продолжали в своем творчестве модернистские тенденции. В 30-40е годы печататься не могли из-за цензуры, спасались переводами. В 60е годы только начинают открыто печататься.
· Поколение комсомольские поэтов 30х годов: А.Ф. Твардовский, Я. Смеляков, Леонид Мартынов.
Творчество соответствовало идеологии, советскому пафосу, воспевали новое государство. В 60е годы период драматичного переосмысления переосмысления поэтами своих этических и эстетических принципов.
· Поэты-шестидесятники: Е. Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина.
Кроме официальной поэзии в 60е годы развивается неофициальная поэзия (писатели, печатающиеся в самиздате).
· Группа лианозовских поэтов (город Лианозово): Генрих Сапгир и тд.
· Ленинградские поэты: Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Глеб Горбовский и тд.
Поэты-шестидесятники.
Все это было выражением и бурной активизации духовной жизни, и обострившейся потребности в высказывании, и интереса к жизни души, к мысли, мнению, чувствованиям человека.
Кроме того они не отрывались от действующих поэтических традиций. Связаны с поэтами фронтового поколения, высоко ценят в них бесстрашие видения, суровую правдивость, оголенность чувств. Связаны с поэзией Есенина.
Темы: - разоблачение культа личности Сталина (поэзия злободневная, актуальная).
- Публицистический пафос часто выражают в откровенно риторической форме, порой прибегая к аллегориям.
Читайте также: