Конспект по литературе символизм

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поэзия Серебряного века 11 класс

Урок 15. Символизм и его истоки.

Цели и задачи: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников символизма.

Методические приемы: лекция учителя.

I. Повторение

— Какова суть этой метафоры?

II. Лекция учителя

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами —

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий —

Только отклик искаженный

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете —

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Философские образы Соловьева породили творческий отклик у его ис следователей - символистов.

Информация для учителя

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски

В звонко-звучной тишине

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне.

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

— Каковы особенности этого стихотворения?

Комментарии учителя:

Домашнее задание (по группам)

Дата написания и публикации.

Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

Творческая история. (Выбор жанра. Традиция. Цензура.)

Лирический сюжет и его движение. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

Основные настроения, тональность стихотворения.

Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

Столкновение или соединение различных уровней сознания.

Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний.

Рифмовка, характер рифм.

Лексика. Языковые выразительные средства.

Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Отзывы критиков о стихотворении.

Звучание стихотворения в наши дни.

Дополнительный материал для учителя

В 1890-1900 годы в России возникает новое течение - русский символизм. В нем принято выделять два основных этапа.

Культура и литература в России всегда были тесно связаны с философией, но на рубеже веков возникает особый интерес к этой науке. Философское учение проникает в разные области культуры. Происходит расцвет философской лирики, публицистики, прозы, музыки.

В конце XIX века в России в самостоятельную область духовной деятельности ныделяется философия. Родоначальником русской философии принято считать Владимира Соловьева (1853-1900 гг.) — известного мыслителя и поэта.

Соловьев считал, что только на началах любви возможно торжество христианских идеалов. Любовь для философа являлась основным принципом отношений между людьми, только с ее помощью, по его мнению, можно ощутить свое единство со всем человечеством, преодолев природный эгоизм.

Писатели-символисты считали, что окружающий нас материальный мир - это видимость, всего лишь отражение идеального Высшего мира. Перед человеком творчества стоит главная задача — проникнуть в истинный мир, надреальный, это и даст возможность стать ближе к Высшему разуму. Символ, используемый при этом, и является средством, помогающим постигнуть этот надреальный мир.

Символизм — это художественное течение в литературе, живописи и остальных видах искусства, которое характеризуется идеалистическим созиданием мира, акцентированием на индивидуализме и личной свободе, тягой к экспериментальным формам творчества через использование символов, недосказанности и загадочности.

История появления течения

В России это течение обрело особенную популярность к началу XX столетия среди поэтов Серебряного века русской литературы. К его представителям относятся такие поэты как Александр Блок, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и другие.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Главная цель символизма

Поэты и прозаики, принадлежавшие этому литературному движению в отличие от своих предшественников, определяли свою цель не как возвращение к вечным идеалистическим символам эпохи Возрождения, а как формирование более глубокого и вдумчивого взгляда на привычные слова и предметы.

Основные признаки

К главным особенностям символизма можно отнести:

  • мистическое и философское постижение реальности;
  • индивидуализм и исключительная ценность личной свободы;
  • осознания трагичности мира;
  • в основе лежат философские работы и мистицизм;
  • вера в искусство, как в инструмент преобразования;
  • вечный поиск смыслов;
  • акцентирование на стихотворном ритме;
  • многоплановый характер образов-смыслов, которые поддаются разнообразной трактовке;
  • собственная поэтическая мифология;
  • тематическое структурирование произведений авторов и т. д.

Взгляды символистов основывались на передаче идей, неподдающихся объективному и рациональному постижению. Они приписывали искусству главенствующую роль в процессе познания загадок вселенной, ее последующего преобразования и совершенствования.

Характерные черты произведений символистов

Творчество символистов основано на идее о двух мирах: реальном и нечеловеческом мире, который можно разглядеть, если внимательно присмотреться к обыденным вещам. Непознаваемый человеком мир находится за рамками понимания и обладает божественным началом. По мнению приверженцев литературного течения, лишь избранные могут увидеть скрытые знаки и передать их другим людям через произведения искусства.

Отображение символистами своих удивительных открытий придавало их творчеству следующие отличительные черты:

  • описание действительности через символы;
  • разработка и применение звукописи как особого поэтического приема (использование различных фонетических приемов для усиления звуковой яркости речи, для символистов это могло быть повторение одних и тех же слов);
  • использование символов-намеков, иносказаний;
  • религиозные искания, особенно свойственный русскому течению символизма (например, поэт Дмитрий Мережковский придавал символу религиозное значение);
  • отрицание реального мира, стремление выйти за его пределы.

Жанры символизма в литературе

Философия символизма воплощалась писателями в различных жанрах литературы:

  • эпические (рассказ, сказка, повесть);
  • лирические (стихотворение, ода, элегия);
  • драматические (трагедия, драма);
  • лироэпические (поэма и др.)

Однако само понятие жанра отличалось от его классического определения и зачастую использовалось в качестве прикладной характеристики, не имеющей особое значение. Специфика творческой деятельности символистов состояла в создании новых жанровых структур, которые, основываясь на классической системе, смешивали жанры и меняли их смысловое значение.

Примеры произведений символистов

Везде я чувствую, везде,
Тебя Господь, — в ночной тиши,
И в отдаленнейшей звезде,
И в глубине моей души.

Эти строки отражают один из главных смыслов символизма — присутствие иного мира, божественного начала, которое мы не способны увидеть. Это знание открылось лирическому герою поэта, и он благодарит Бога за возможность прикоснуться к тому, что всегда чувствовал сердцем.

Этот мир — иного мира тень,
Эти думы внушены оттуда,
Эти строки — первая ступень.

В нем автор объявляет начало своего пути в загадочное пространство другого мира посредством своего творчества. Этот мир манит его, и даже строки стихотворения вдохновлены размышлениями о нем.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Модернизм – (фр. новейший, современный)– искусство, рождённое XX веком. Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Символизм – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.

Основная литература:

1. Смирнова Л. А., Михайлов О. Н., Русская литература ХХ века для 11 класса в 2 частях, составитель Е. П. Пронина. Под редакцией Журавлёва В. П. М.: Просвещение, 2015, Ч 2. С. 22-24.

Дополнительная литература:

1. Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Русская литература. 10-11 классы. М.: Феникс. 2017. С.154- 169

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Символизм как литературное течение зарождается во Франции в 80-х годах XIX века. Поэзия приобретает характер импровизации, на передний план выступают ощущения, а предмет теряет ясные очертания.

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

- приоритет духовных идеалистических ценностей (Дмитрий Мережковский);

- медиумический характер творчества (Константин Бальмонт);

- искусство как наиболее достоверная форму познания (Валерий Брюсов).

Развитие творчества представителей старшего поколения символистов в России идёт в соответствии с этими положениями.

Не презирай людей! Безжалостной и гневной

Насмешкой не клейми их горестей и нужд,

Сознав могущество заботы повседневной,

Их страха и надежд не оставайся чужд.

Как друг, не как судья неумолимо-строгий,

Войди в толпу людей и оглянись вокруг,

Пойми ты говор их, и смутный гул тревоги,

И стон подавленный невыразимых мук.

И, жаждущую грудь роскошно утоляя,

Неисчерпаема, как нектар золотой,

Твой подвиг тягостный сторицей награждая,

Из жизни сумрачной поэзия святая

Польётся светлою, могучею струёй.

Автор говорит, что сердце поэта должно быть всегда открыто для чужих бед и болей.

Разбор заданий из Тренировочного модуля.

  1. Какая черта не относится к символизму?
  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем),
  • отражение действительности в символах,
  • отрицание мистического,
  • отрицание реализма,

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитайте задание;

2) вспомните характерные черты символизма – обращение к потустороннему, мистицизм;

3) определите верный вариант.

Правильный вариант ответа – отрицание мистического (особенность акмеизма).

В истории России Серебряный век сыграл важную роль. В это время менялась система ценностей, забывались старые моральные устои, перестраивался быт. Параллельно с изменениями в жизни стремительно развивались разные направления в искусстве.

  • Определение понятия
  • Основные признаки
  • Черты направления
  • Новая школа
  • Яркие представители
  • Ритмика и тропы произведений

Символизм в литературе

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Особенности символизма

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

 признаки символизма

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Направление символизм

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

Символизм в литературе

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

 черты символизма

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Представители символизма

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский; ;
  • К. Бальмонт.

Символисты

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символизм в музыке

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

Читайте также: