Конспект занятия как растения готовятся к зиме старшая группа

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности

(для старшего дошкольного возраста)

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям (зимой ма ло света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, от дыхают).

Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

Формировать сложные формы речи: речь-доказательст во, речь-описание.

Организация занятия

Мы сейчас отправимся на нашу экологическую тропу, будем помогать Незнайке исправлять двойку.

2. Воспитатель: -Как мы узнаем зиму?

Дети: -Зимой бывает холодно. -Идет снег. -На речке, озере, в пруду вода замерзла, образовался лед. -Люди одеты в зимнюю одежду. -Лиственные деревья стоят без листьев. -Птицы кормятся оставшимися семенами. -Небо часто бывает серым, на нем облака, из которых идет снег. Воспитатель: -Посмотрите на нашу экологическую тропу. -Что еще можно рассказать о зиме? Дети: -Зимой снег бывает разным. -Когда теплеет, снежинки слипаются в хлопья. -Из такого снега хорошо лепить. -Воздух становится хо лодным. Воспитатель: -Ребята, а какие деревья мы можем встретить на нашей экологической тропе? ( береза, ель, рябина, черемуха, красный дуб) Воспитатель: -А как вы думаете, что ищут птицы зимой на деревьях? Дети: -На деревьях остаются плоды, семена, которыми птицы питаются (гроздья рябины, шишки на ели ). Воспитатель: -Какие деревья зеленые круглый год? (Ель, сосна.) -А у нас на экологической тропе есть такие деревья? Воспитатель. -Ребята, Незнайка показал учительни це вот это растение. (показывает картинку с изображением пастушьей сумки.) -Почему же растения не растут и не цветут зимой? Дети: -Зимой холодно, мало света. -Почва замерзла . Воспитатель: -Что же нужно всем растениям? (Свет, тепло, влага, почва.) Воспитатель: - Незнайка сказал, что растения зимой погибают. -Так ли это? Дети: -Растения зимой не погибают, а просто засыпают. - Когда стало мало света - на деревьях и кустарниках пожел­ тели листья, а когда стало холодно - они листья сбросили. - На деревьях и на кустах остались почки. Жизнь этих растений спрятана в почках. Воспитатель: -Что весной будет с растениями на нашей экологической тропе ?

Дети: -Весной будет греть солнце, появятся листья, трава. -Почки на деревьях лопнут, и появятся первые листочки.

Воспитатель: - Что было самое интересное? -Какие были трудности? - Ребята, что бы вы хотели сказать Незнайке? Воспитатель: Сегодня я запишу ваш рассказ, и мы отправим Незнайке письмо.

1. Расширять и уточнять представления детей о подготовке деревьев, травянистых растений к зиме.

2. Дать знания, что листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.

Словарная работа: жизненный цикл.

Ход ОД

1. Вступительное слово воспитателя.

Пришёл конец ранней осени, и в свои права вступила золотая осень. Это пора самой яркой раскраски листьев. Солнечные дни чередуются с холодными и дождливыми. Все меньше становится этих солнечных дней, а температура воздуха с каждым днём всё понижается. Практически для всех растений осень является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. Одни растения, например, укроп, заканчивают свой рост и высыхают. Другие – это деревья, сбрасывают листву, чтобы приготовиться к суровым условиям зимы. Думаю, что вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о том, как растения готовятся к зиме.

Осенью становится мало солнечного света и тепла для растений, и зелёная окраска листьев сменяется жёлтой, оранжевой, сине-фиолетовой.

Из деревьев только у рябины, осины и клёна осенние листья бывают красными. Ольха и ива до самого листопада стоят зелёными. У всех остальных деревьев листья желтеют, но по-разному: ярко-жёлтый лист у берёзы, более тёмный жёлтый цвет у вяза, жёлто-коричневый у дуба, золотисто-жёлтый у липы.

Большинство деревьев сбрасывают свою красочную листву. Зачем деревьям сбрасывать такой красивый наряд? Дерево предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают. Начинается листопад. Он является неотъемлемой и значимой частью жизни растений. Покров, образуемый упавшими листьями, защищает деревья от зимних заморозков и насыщает корни полезными веществами.

Деревья подготавливаются к зиме, вырабатывая защитные вещества на своих ветвях - кожистые чешуи, волосистый покров и смолистые, восковые вещества.

Раньше всех деревьев начинают готовиться к зиме липа, берёза и вяз – они раньше всех теряют свои листья. У них листопад начинается в конце ранней осени.

У одних деревьев, например, у липы, первыми опадают листья больших нижних ветвей, поэтому постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева.

А вот у вяза листопад начинается с верхних веток. Листва опадает, и открывается тёмный ствол дерева.

Предпоследними в природе заканчивают подготовку к зиме осина и клён. Для них листопад начинается только с первыми заморозками.

Ивы, растущие по берегам рек, стоят зелёные до первого снега. Её листья падают на землю замороженными, почерневшими и хрустящими.

Не все деревья сбрасывают с себя листву, например, сосна и ель являются вечнозелеными видами. Их листочкам – хвоинкам – морозы не страшны. Каждая хвоинка, совсем как шубой, покрылась восковым налётом.

- Вспомните, одновременно ли с дуба и берёзы стали опадать листья? (Ответы детей : нет, у берёзы первой из деревьев начинается листопад, у дуба – позднее).

- Помните ли вы, на каком дереве появились первые жёлтые листья и когда? (Ответы детей : на липе и берёзе ранней осенью).

- Расскажите, какими бывают осенние листья? (Ответы детей : жёлтые, красные, оранжевые, сине-фиолетовые).

- Какие вы знаете деревья, которые не сбрасывают листву осенью? (Ответы детей : сосна, ель).

- Почему осенью окраска листьев на деревьях меняется? (Ответы детей : осенью мало солнечного света и тепла).

- Есть ли разница в окраске листьев? (Ответы детей : есть, например, берёзовый лист всегда только жёлтого цвета, у рябины – красного).

- Почему листопад – подготовка деревьев к зиме? (Ответы детей : дереву легче зимовать без листьев. Во-первых, ветки деревьев могут зимой обломиться под тяжестью снега, налипшего на листья. Во-вторых, дерево вывело все ненужные для себя вещества в листву).

Вы знаете, что всё лето трава имеет зеленый цвет. Такую окраску она приобретает еще весной, когда зимние морозы понемногу отступают, и весна принимается разукрашивать все вокруг нас в яркие цвета. И продолжается такая зелень даже осенью, но, к сожалению, лишь ранней. Уже к октябрю, как всем нам известно, трава начинает желтеть.

Почему так происходит? Вы прекрасно знаете, что растения нуждаются в воде и тепле. Осенью погода начинает меняться, и, несмотря на то, что дожди могут исключить вопрос нехватки воды для питаний растений, холод дает о себе знать. В результате, трава сначала желтеет, а потом и вовсе приобретает тускло-серый, черноватый оттенок.

Во время прогулок мы уже обращали внимание на травянистые растения, и заметили, что их вид изменился по сравнению с летом. Для травянистых растений осень тоже является периодом успокоения или окончания жизненного цикла. В связи с тем, что солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается, однолетние растения, такие как, горох и укроп и другие заканчивают свои рост и высыхают. То же самое происходит и с однолетними цветами - календулой, бархатцами, астрами и другими.

- Какие травянистые растения увядают и засыхают осенью? (Ответы детей : горох, укроп).

- Почему же желтеет трава осенью? (Ответы детей : солнечных дней становится все меньше, а температура воздуха постепенно понижается).

Ходит осень по дорожке, (Ходьба на месте)

Промочила в лужах ножки. (Прыжки на месте)

Затерялось где-то лето. (Повороты туловища влево и вправо)

Ветер с клёна листья сбросил. (Круговые вращения руками)

Под ногами коврик новый, (Наклоны вперед)

Я буду показывать осенние листья, а вы определять, с какого дерева лист.

(Берёзовый, рябиновый, кленовый, дубовый).

Золотая осень вступила в свои права. Закружился разноцветный хоровод опавших листьев. Мы любуемся их красотой и собираем букеты. И каждый из вас теперь знает, что листопад – это подготовка деревьев к суровой зиме, а у пожелтевшей травы закончился жизненный цикл.

Прикреплённые файлы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:
Образовательные: Формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений, устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы.
Развивающие: Развивать интерес детей к природе.
Воспитательные: Содействовать воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре.

Методы и приемы: Наблюдение, беседа, упражнение, игра.

Материалы и оборудование: Осенние листья разных деревьев и кустарников.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулках за погодой и сезонным изменениям в жизни растений.

Наблюдение за погодой. Обращать внимание детей на признаки осени: дни становятся короче, понижается температура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный, солнце меньше греет.

Наблюдение за растениями. Регулярно отмечать с детьми какие изменения происходят в жизни растений: растения перестают расти, меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают.

В: А теперь выберите только красные листья.
Д: Ищут листья.

В: Только желтые листья.
Д: Ищут листья.
В: Выложите листья от самого большого к самому маленькому

Д: Выкладывают.
В:А теперь от самого светлого к самому темному.

Д: Выкладывают.
В: Ребята, а как вы думаете, куда деваются листья каждый год? Чтобы узнать это найдите вначале листья только березы и выложите их от самого молодого зеленого до самого старого темного.

Д: Выкладывают.

В: Ребята, что вы сегодня узнали об осени и деревьях?

Д: Осенью становится холоднее, солнце дает меньше тепла. Листья меняют свой цвети опадают, растения перестают расти и меняют свой цвет.


Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:
1. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;
2. Развитие образной и доказательной речи детей;
3. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Солнце осенью светит, но не греет.
Осенью часто идут дожди.
Осенью дует сильный, холодный ветер.
Осенью листья желтеют, краснеют и опадают.
Осенью птицы улетают в теплые края.
Осенью звери делают запасы на зиму.
Осенью люди с полей и огородов убирают урожай.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо справились с заданиями

Воспитатель: Отправляемся дальше в путь. Нас деревья в гости ждут.
(Дети переходят к следующему объекту плана-схемы – к столу с макетами деревьев и листьев).

Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад).

Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала. Говорят, есть две осени? Как они называются? (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).

Воспитатель: Да, ребята, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Ф.Тютчев:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать, чтобы описать позднюю осень? (Холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, а сейчас присядем на полянку, а я расскажу вам сказку.

Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди.
(Звучит сказочная спокойная музыка)

Воспитатель: Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала, как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.
– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.
– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.
И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она наказать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому, что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.
Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.
Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.
Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.
Воспитатель: И повторялось это каждый год.

Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Ответы детей).

Читайте также: