Пути воздействия организмов на среду обитания конспект

Обновлено: 05.07.2024

- воспитать у учащихся интерес к познанию нового, экологическую культуру.

Оборудование : учебник, атлас, контурные карты

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка домашнего задания

Водные организмы делятся на :

а) живые и неживые

б) нектон, бентос, планктон

в) бентос, планктон

а) животные, которые активно плавают в водной толще (рыбы, криль). Заселяют всю толщу воды.20000 рыб, кальмаров, ластоногих, китов, змей и даже пингвины. Обтекаемая форма, плавники, ласты.

б) мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды. Это микроскопические водоросли, рачки, мальки рыб.

в) организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду.

а) организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду.

б) животные, которые активно плавают в водной толще (рыбы, криль). Заселяют всю толщу воды.20000 рыб, кальмаров, ластоногих, китов, змей и даже пингвины. Обтекаемая форма, плавники, ласты.

в) мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды. Это микроскопические водоросли, рачки, мальки рыб.

а) мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды. Это микроскопические водоросли, рачки, мальки рыб.

б) организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду.

в) организмы, обитающие на дне морей и океанов (губки, кораллы). Некоторые не отделяются – кораллы, актинии, морские лилии. Другие плавают в придонных слоях. Жизнь в океане есть повсюду.

Какая жизнь в арктическом и антарктическом поясах.

Жизнь очень бедна. Здесь мало как видов живых организмов, так и самих особей. Планктон развивается только в короткий летний период и лишь в местах, освобождающихся ото льда. Вслед за планктоном появляются рыбы и питающиеся ими моржи и тюлени.

Какая жизнь в умеренных поясах

температура воды весь год выше 0 °С. Обилие растворенного в воде кислорода приводит к бурному развитию жизни. В умеренных поясах не очень велико разнообразие организмов, зато много особей каждого вида. Умеренные широты богаты рыбой, и здесь ведется ее активный промысел (сельдь, хек, треска, сайра, лососевые).

Какая жизнь в тропических поясах

весь год высокая температура воды и повышенная соленость. В воде мало растворенного кислорода и питательных веществ. Из-за этого меньше, чем в умеренных поясах, планктона, а, следовательно, и рыбы.

Какая жизнь в жарких поясах

огромное разнообразие теплолюбивых рыб и донных организмов (кораллов, моллюсков, иглокожих, ракообразных).

Какая жизнь в экваториальном поясе

температура воды весь год высокая. Бурное развитие жизни наблюдается вблизи устьев крупных рек, выносящих в океан питательные вещества. На дне океанов много коралловых построек. В экваториальных водах ведут отлов морских черепах, моллюсков, тунца, сардин, макрели. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов. Наиболее благоприятные условия, как для растений, так и животных находятся в зонах мелководий. Это шельфы морей и океанов.

Какие есть основные четыре царства живых организмов?

а) бактерии, растения, животные, грибы

б) животные, растения, грибы

в) бактерии, растения, самцы, грибы

Изучение нового материала

В каком взаимодействии находятся земные оболочки между собой?

Как влияют живые организмы на земные оболочки ?

Воздействие на атмосферу

Живые организмы всячески воздействуют на оболочки нашей планеты. Тот облик, который имеет Земля, связан, в первую очередь, с жизнедеятельностью живых существ. Главное воздействие организмов на атмосферу связано с фотосинтезом.

Почти весь кислород на планете создан растениями и другими живыми организмами (водорослями, бактериями). Растения поглощают углекислый газ, который выделяют при дыхании живые организмы, и воду, а выделяют кислород и создают органические вещества

Воздействие на гидросферу

Живые организмы влияют на состав океанической воды, в первую очередь, на ее соленость.

Живые существа способны забирать из воды растворенные в ней вещества для своей жизнедеятельности, питания, построения скелетов и панцирей.

Отмирая, живые организмы образуют на дне водоемов осадочные горные породы.

Воздействие на литосферу

Существенное воздействие живые организмы оказывают на литосферу, особенно ее верхнюю часть. Они образуют горные породы, участвуют в формировании многих минералов. Кроме того, организмы участвуют в разрушении горных пород и минералов, меняя, тем самым, облик земной коры и создавая различные формы рельефа.

Важным является и то, что биологические существа совместно с литосферой участвуют в образовании почв.

Плодородие (способность производить урожай) почвы определяется толщиной гумусового горизонта. Гумус – продукт разложения живых организмов, органических остатков.И в самой почве живет множество живых существ. Самой плодородной почвой является чернозем.

Черноземных почв много в России, Украине, Казахстане и др. Черноземы образуются под степями и лесостепями. Почва образуется очень долгий период времени, поэтому к ней надо относиться с особой бережностью.

То, что Земля без человека выглядела бы совсем по-другому – очевидный факт. Сейчас стремительно растущее население требует всё больше продовольствия и территорий для проживания. Многочисленные предприятия, производящие продукцию для улучшения комфорта существования и удовлетворения растущих потребностей, расходуют всё большее количество невозобновляемых природных ископаемых.

Когда человек стал оказывать влияние на природу

С тех пор, как древний человек освоил примитивные орудия труда, научился возделывать землю и выращивать домашних животных, он стал оказывать воздействие на живой и неживой мир вокруг себя. В начале развития человеческой цивилизации ущерб, наносимый природе, был минимальный – человек брал из окружающей среды лишь необходимый для выживания минимум, а естественный баланс быстро восстанавливался.

Влияние человека на природу

Активное и многообразное влияние человека на природу, которое уже значительно изменило облик планеты, связано с началом промышленной революции в конце 19 века. С ускорением научно-технического прогресса и развитием современных технологий антропогенное воздействие на среду обитания приобрело опасные последствия.

Не стоит забывать, что человек – это часть природы. Загрязняя и видоизменяя окружающий мир, люди приносят вред и самим себе. Подавляющее большинство современных болезней медики считают последствием ухудшения экологической обстановки.

Отрицательное влияние человека на природу

Везде, где появляется человек, он стремится изменить и приспособить окружающую среду под свои нужды. Поэтому влияние человека на природу в первозданном виде носит только разрушительный комплексный характер.

Уничтожение или видоизменение естественных экосистем являются последствием:

расширения территорий городов и сельскохозяйственных угодий;

изменения русел рек;

возведения плотин и затопления прилегающих равнин при строительстве гидроэлектростанций;

разработки полезных ископаемых.

Последствия вмешательства человека в локальную экосистему – вымирание растений и животных, естественная среда обитания которых разрушается. Исчезновение одного или нескольких представителей живой природы приводит к нарушению баланса, вызывает дальнейшую цепную реакцию. Уже из-за косвенного влияния человека на окружающую среду уничтожены десятки видов представителей флоры и фауны, не сумевших приспособиться к изменённым условиям. Многие дикие животные были истреблены целенаправленно.


Последствия загрязнения природы

Вода, воздух и земля – основные составляющие биосферы, которые тесно взаимосвязаны и практически в равной степени подвергаются загрязнениям. Источниками выбросов являются все виды деятельности человека:

Источники загрязнения природы

токсичные производственные отходы;

химические сельскохозяйственные удобрения;

Если в 1970 году количество отходов на планете в результате жизнедеятельности человека составляло 40 млрд. т., то на начало 21 века эта цифра увеличилась до 300 млрд. т. – такая масса мусора подавляет естественную способность природы Земли к самовосстановлению.

В почву и жизненно важные источники пресной воды ежедневно попадают отработанные промышленные и сельскохозяйственные стоки. Последствия – практически все крупные реки относятся к сильно загрязнённым (Дунай, Сена, Тибр, Миссисипи, Волга, Дон, Ганг, Нил), они, в свою очередь, несут отравленные воды в мировой океан.

Последствия кислотных дождей

Треть океанической поверхности покрыта масляной плёнкой, образующейся при добыче, транспортировке и переработке нефти – основного энергоисточника современной цивилизации. Разлитые на воде нефтепродукты нарушают взаимодействие живых организмов и атмосферы, что приводит к губительным последствиям для океанических форм жизни.

Результат работы промышленности и автомобилей – повышенная концентрация в атмосфере отравляющих веществ: оксидов азота, серы, соединений алюминия, свинца, ртути и других тяжёлых металлов. Сернистый газ – причина кислотных дождей, которые уничтожают дикую растительность и сельскохозяйственные посевы, негативно сказываются на состоянии природы и здоровье человека.

Последствия для природы и человека техногенных аварий

Техногенные аварии имеют катастрофические последствия для огромного региона или всей планеты, а не только оказывают пагубное влияние на отдельные виды животных или растений. После аварии на Чернобыльской АЭС до сих пор непригодными для проживания остаются обширные площади, так как уровень радиации там превышает предельно допустимый в десятки раз. Утечка тяжёлой воды на станции Фукусима могла бы привести к заражению всего мирового океана и глобальной экологической катастрофе, последствия которой трудно представить

Положительное влияние человека на природу

Относительно благоприятное воздействие, оказываемое человеком на природу – создание новых экосистем, которые бы не появились естественным образом. Например, при орошении пустынь возникают живые ландшафты, вокруг населённых пунктов формируются новые зелёные зоны. Однако искусственные системы часто нежизнеспособны без постоянного контроля и помощи человека.

Чаще всего под положительным влиянием человека на окружающую среду подразумеваются действия, направленные на минимизацию негативных последствий и попытки восстановить нанесённый природе ущерб. Таким образом человек старается защитить окружающую среду прежде всего от самого себя и сохранить приемлемые экологические условия для настоящего и будущих поколений.

Способы решения возникающих проблем в природе

Развитие цивилизации невозможно без изменения первозданного вида Земли. Человек потребляет природные ресурсы, стараясь максимально удовлетворить свои растущие и, не всегда оправданные, потребности. Запасы планеты не безграничны, их неразумное использование ставит под сомнение сам факт существования человека. Для уменьшения пагубного влияния человека на природу и сохранения благоприятной экологической ситуации необходимо комплексное внедрение целого ряда природоохранных мероприятий:

Способы решения экологических проблем

создание заповедников и заказников для сохранения естественной среды обитания дикой природы и восстановления исчезающих видов животных и растений;

разработка новых, экологичных способов добычи полезных ископаемых;

активный поиск альтернативных источников энергии;

внедрение безотходных технологий производства;

создание мощных очистных сооружений, препятствующих попаданию загрязняющих веществ в биосферу;

раздельный сбор и переработка мусора;

выведение новых сортов сельскохозяйственных культур с повышенной урожайностью, что позволяет отказаться от возделывания дополнительных угодий;

рациональное использование земель, препятствующее быстрому истощению почвы.

Будущее человечества напрямую зависит от сохранения природного баланса, а свойство к самовосстановлению у живой и неживой составляющей планеты резко ограничено. Разрушительное и непродуманное воздействие человека на природу может привести к глобальной экологической катастрофе, которая будет иметь необратимые последствия. Создание благоприятной среды – вопрос выживания человеческой цивилизации.

Подведение итогов урока

- Ребята, кто из вас запомнил, как влияют живые организмы на атмосферу, гидросферу и литосферу?

- Какое отрицательное и положительное влияние человек имеет на природу?

- Ребята, у вас на столах лежат карточки желтого, зеленого и красного цветов.

Если вы считаете, что поняли тему, хорошо работали и все у вас получилось, то поднимите зеленую карточку

Если вы считаете, что все поняли, но не очень хорошо работали поднимите желтую карточку

Если вы считаете, что работали плохо, ничего не поняли и вам было трудно поднимите красную карточку

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цель Задачи Физико-химическое воздействие Механическое воздействие Вывод Источники Содержание:

Цель: Изучить пути воздействия организмами на среду обитания. Задачи: Показать изменение среды обитания в результате: обмена веществ; разных проявлений жизнедеятельности; связи биосферных процессов и жизни отдельных особей.

Влияние организмов на среду обитания называют средообразующей деятельностью. Живые организмы не только испытывают влияние со стороны окружающей их среды, но сами активно влияют на среду своего обитания. В результате их жизнедеятельности на среду могут быть оказаны следующие воздействия: - Физико-химическое: изменение свойств среды. - Механическое .

Физико-химическое воздействие: Фотосинтез-главный источник кислорода в атмосфере Земли. Растения создают условия для дыхания всех живых существ. условия для дыхания всех живых существ.

Испарение и поглощение воды наземными растениями влияет на климат. Увлажняя воздух, задерживая движение ветра, растения создают особый микроклимат, необходимый многим видам животных.

Фильтрация: Одна перловица способна очистить до 16 л воды в сутки. Один квадратный метр морского мелководья, густо заселенный мидиями, за сутки может очистить до 280 кубических м воды. Чистота и прозрачность вод-результат деятельности живых организмов.

Миграция: Миграция антилоп гну считается самой самой крупной миграцией на всей планете. В результате этого изменяются и газовый состав воздуха, и микроклимат, и почва, и чистота вод, и другие особенности местообитаний.

Среднее число нор млекопитающих на 1 га составляет в лиственных лесах около 1000, в лесостепи – 7500, в степи – 5000, в пустынях – 1500. Ежегодно норы подновляются или роются на новом месте. Перерытые участки заселяются сорными растениями, которые способны прорастать только на нарушенных местах. Эти растения, которые широко распространены в настоящее время на пахотных почвах, существовали задолго до появления земледелия и обязаны своим происхождением деятельности роющих животных. Механические воздействия:

Совместная деятельность множества организмов создает почву. Растения укрепляют склоны оврагов.

Живые организмы сильно влияют на среду обитания уже тем, что живут в ней. Они дышат, питаются, выделяют продукты обмена, растут и размножаются, перемещаются в пространстве, проявляют разные формы активности. В результате этого изменяются и газовый состав воздуха, и микроклимат, и почва, и чистота вод, и другие особенности местообитаний. И хотя воздействие каждого отдельного организма на окружающую среду может быть мало, масштабы суммарной активности живых существ огромны. Вывод:

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 241 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.11.2015 5452
  • PPTX 3.5 мбайт
  • 67 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тарбеева Ирина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок экологии №7 в 10 классеТема: «Пути воздействия организмов на среду обитания

№ слайда 1

Цель: изучить пути воздействия организмов на среду обитанияЗадачи - показать изм

№ слайда 2

Цель: изучить пути воздействия организмов на среду обитанияЗадачи - показать изменение организмами среды обитания в результате:обмена веществ;разных проявлений жизнедеятельности;связи биосферных процессов и жизни отдельных особей.

Влияние организмов на среду обитания называют средообразующей деятельностью

№ слайда 3

Влияние организмов на среду обитания называют средообразующей деятельностью

В результате этого изменяются и газовый состав воздуха, и микроклимат , и почва,

№ слайда 4

В результате этого изменяются и газовый состав воздуха, и микроклимат , и почва, и чистота вод, и другие особенности местообитаний. Мигрирующие гну (Кения)

Калифорнийская кукушка, кормящая птенцовБелый ибис (Северная Америка)Оляпка, охо

№ слайда 5

Калифорнийская кукушка, кормящая птенцовБелый ибис (Северная Америка)Оляпка, охотящаяся под водой (Британские о-ва)

И хотя воздействия каждого отдельного организма на окружающую среду может быть м

№ слайда 6

И хотя воздействия каждого отдельного организма на окружающую среду может быть мало, масштабы суммарной активности живых существ огромныСреды обитания:

Влияние растений на климат и водный режим Лесной великан (Перу)Фотосинтез – глав

№ слайда 7

Влияние растений на климат и водный режим Лесной великан (Перу)Фотосинтез – главный источник кислорода в атмосфере Земли.Растения создают условия для дыхания всех живых существ .Поглощение и испарение воды наземными растениями влияет на климат.Увлажняя воздух, задерживая движение ветра, растения создают особый микрокли-мат, смягчающий условия существования многих видов.

Если представить ,что фотосинтез на планете прекратится, весь кислород атмосферы

№ слайда 8

В лесу колебания температуры в течение года и суток меньше, чем на открытых прос

№ слайда 9

В лесу колебания температуры в течение года и суток меньше, чем на открытых пространствах. Леса сильно изменяют также условия влажности: снижают уровень грунтовых вод, задерживают осадки, способствуют осаждению росы и тумана, предотвращают эрозию почвы. В них возникает особый световой режим, позволяющий тенелюбивым видам расти под пологом более светолюбивых.

У растений очень разнообразные приспособления, связанные с обеспечением себя вод

№ слайда 10

У растений очень разнообразные приспособления, связанные с обеспечением себя водой, воздухом

Почвообразующая деятельность живых организмовСовместная деятельность множества о

№ слайда 11

Почвообразующая деятельность живых организмовСовместная деятельность множества организмов создает почву. Каждый комочек почвы содержит миллионы клеток различных микроорганизмов.

Сбрасывая ежегодно листву, растительность образует на поверхности земли слой мер

№ слайда 12

Сбрасывая ежегодно листву, растительность образует на поверхности земли слой мертвого органического вещества, который служит источником почвенного плодородия.Этот слой растительного опада служит средой обитания мелким организмам – бактериям, грибам, животным, которые питаются мертвыми органическими веществами, разрушая и перерабатывая их.

В результате часть растительного опада минерализуется. Освободившиеся минеральны

№ слайда 13

В результате часть растительного опада минерализуется. Освободившиеся минеральные соли вновь идут на питание растениям. Другая же часть органических веществ превращается в почвенный гумус. Гумусовые соединения обеспечивают долгосрочный запас питания для растений и улучшают структуру почвы, ее влаго- и воздухопроницаемость.

Влияние водных организмов на качество природных вод.Фильтрационное питание наблю

№ слайда 14

Влияние водных организмов на качество природных вод.Фильтрационное питание наблюдается у 40 тысяч видов водных животных. В результате этой деятельности происходит биологическое самоочищение водоемов.

Работа в малых группах Задание 1. Укажите, каково значение растений на планете.

№ слайда 15

Работа в малых группах Задание 1. Укажите, каково значение растений на планете. Обсудите роль лесонасаждений. Опишите влияние травяного покрова на почву полей.Задание 2. Приведите примеры, подтверждающие почвообразующую деятельность организмов.Задание 3. Приведите примеры, подтверждающие влияние водных организмов на качество природных вод.Домашнее задание: С.40 – 43, вопросы 1 - 4. Темы для дискуссий.

Раздел ЕГЭ: 7.1. Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

Экология — наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Она рассматривает особенности развития, размножения и выживания особей, структуру и динамику популяций и сообществ в зависимости от окружающей среды.

Среды обитания организмов

Условия существования — совокупность факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать.

Среда обитания (среда жизни) — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них определённое воздействие. На нашей планете живые организмы освоили 4 среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

Среды обитания организмов

В процессе эволюции у организмов выработались различные приспособления к среде обитания — адаптации. Существует три основных пути приспособления организмов к условиям окружающей среды: активный путь, пассивный путь и избегание неблагоприятных воздействий. Адаптации можно разделить на биохимические, морфологические, физиологические, этологические и др.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Отдельные элементы среды, которые воздействуют на организмы, называются экологическими факторами. Выделяют следующие экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные .

Абиотические факторы — компоненты неживой природы. Биотические факторы — воздействие живых организмов друг на друга (взаимодействие между особями в популяциях и между популяциями в сообществах). Антропогенные факторы — деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды их обитания (охота, промысел, сведение лесов, загрязнение, эрозия почв и др.).

Факторы среды имеют количественное выражение. По отношению к каждому фактору можно выделить зону оптимума (зону нормальной жизнедеятельности), зону пессимума (зону угнетения) и пределы выносливости организма. Оптимум — такое количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов максимальна. В зоне пессимума жизнедеятельность организмов угнетена. За пределами выносливости существование организма невозможно. Различают нижний и верхний предел выносливости.

экологические факторы

■ Абиотические факторы

  • Температура. Приспособления к колебаниям температуры: миграция — переселение в более благоприятные условия, анабиоз — состояние резкого угнетения жизненных процессов, когда видимые проявления жизни временно прекращаются (спячка — животные, споры — микроорганизмы, цисты — простейшие).
  • Свет. По отношению к свету различают растения: светолюбивые — растения открытых, постоянно освещаемых местообитаний; тенелюбивые (сциофиты) — растения затенённых местообитаний; теневыносливые (факультативные гелиофиты) — растения, произрастающие в условиях разной световой обеспеченности. Для животных свет играет информационную роль (таксисы). Фотопериодизм — реакция организма на длину дня (светлого времени суток).
  • Влага. По отношению к влаге растения делятся на: гидрофиты — водные растения (кувшинка, ряска, стрелолист); гигрофиты — растения влажных (избыточного увлажнения) местообитаний (аир, вахта); мезофиты — растения нормальных условий влажности (ландыш, валериана); ксерофиты — растения сухих местообитаний (саксаул, верблюжья колючка, кактус).

Правило Бергмана: теплокровные животные, обитающие в холодных климатических зонах, имеют большие размеры тела, чем их сородичи в более тёплых местообитаниях.

Правило Аллена: выступающие части (ушные раковины, клювы, хвосты, конечности) увеличиваются при продвижении к югу.

■ Биотические факторы

1) Взаимоотношения организмов разных видов

2) Взаимоотношения организмов одного вида

  • Внутривидовая конкуренция — соревнование между особями одного вида за ресурс, имеющийся в ограниченном количестве.
  • Кооперация — сотрудничество, стайный, стадный образ жизни многих животных позволяет им успешно защищаться от хищников, обеспечивать выживание детёнышей.

■ Антропогенные факторы

Воздействие деятельности человека:

  • Положительное воздействие (разумное преобразование природы: посадка лесов, создание искусственных водохранилищ и т. д.).
  • Отрицательное воздействие (загрязнение Мирового океана; парниковый эффект и т. д.>.

Способность живых организмов переносить количественные колебания действия экологического фактора в той или иной степени называется экологической валентностью (толерантностью , устойчивостью, пластичностью). Интервал значений экологического фактора между верхним и нижним пределами выносливости называется зоной толерантности. Виды с широкой зоной толерантности называются эврибионтными , с узкой — стенобионтными.

Экологический фактор, количественное значение которого выходит за пределы выносливости вида, называется лимитирующим (ограничивающим) фактором. Такой фактор будет ограничивать распространение вида даже в том случае, если все остальные факторы будут благоприятными. Лимитирующие факторы определяют географический ареал вида.

экологические факторы комплекс

 Влияние организмов на среду обитания называют средообразующей деятельностью

Слайд 3

 В результате этого изменяются и газовый состав воздуха, и микроклимат , и почва, и чистота вод, и другие особенности местообитаний. Мигрирующие гну (Кения)

Слайд 4

В результате этого изменяются и газовый состав воздуха, и микроклимат , и почва, и чистота вод, и другие особенности местообитаний. Мигрирующие гну (Кения)

 И хотя воздействия каждого отдельного организма на окружающую среду может быть мало, масштабы суммарной активности живых существ огромны Среды обитания:

Слайд 6

И хотя воздействия каждого отдельного организма на окружающую среду может быть мало, масштабы суммарной активности живых существ огромны Среды обитания:

 Влияние растений на климат и водный режим Лесной великан (Перу)

Слайд 7

 В лесу колебания температуры в течение года и суток меньше, чем на открытых пространствах. Леса сильно изменяют также условия влажности: снижают уровень грунтовых вод, задерживают осадки, способствуют осаждению росы и тумана, предотвращают эрозию почвы. В них возникает особый световой режим, позволяющий тенелюбивым видам расти под пологом более светолюбивых. Лес из секвойи

Слайд 9

В лесу колебания температуры в течение года и суток меньше, чем на открытых пространствах. Леса сильно изменяют также условия влажности: снижают уровень грунтовых вод, задерживают осадки, способствуют осаждению росы и тумана, предотвращают эрозию почвы. В них возникает особый световой режим, позволяющий тенелюбивым видам расти под пологом более светолюбивых. Лес из секвойи

 У растений очень разнообразные приспособления, связанные с обеспечением себя водой, воздухом Листья виктории – регии (Бразилия)

Слайд 10

У растений очень разнообразные приспособления, связанные с обеспечением себя водой, воздухом Листья виктории – регии (Бразилия)

 Почвообразующая деятельность живых организмов Совместная деятельность множества организмов создает почву. Каждый комочек почвы содержит миллионы клеток различных микроорганизмов.

Слайд 11

Почвообразующая деятельность живых организмов Совместная деятельность множества организмов создает почву. Каждый комочек почвы содержит миллионы клеток различных микроорганизмов.

 Сбрасывая ежегодно листву, растительность образует на поверхности земли слой мертвого органического вещества, который служит источником почвенного плодородия. Этот слой растительного опада служит средой обитания мелким организмам – бактериям, грибам, животным, которые питаются мертвыми органическими веществами, разрушая и перерабатывая их.

Слайд 12

Сбрасывая ежегодно листву, растительность образует на поверхности земли слой мертвого органического вещества, который служит источником почвенного плодородия. Этот слой растительного опада служит средой обитания мелким организмам – бактериям, грибам, животным, которые питаются мертвыми органическими веществами, разрушая и перерабатывая их.

 В результате часть растительного опада минерализуется. Освободившиеся минеральные соли вновь идут на питание растениям. Другая же часть органических веществ превращается в почвенный гумус. Гумусовые соединения обеспечивают долгосрочный запас питания для растений и улучшают структуру почвы, ее влаго- и воздухопроницаемость.

Слайд 13

В результате часть растительного опада минерализуется. Освободившиеся минеральные соли вновь идут на питание растениям. Другая же часть органических веществ превращается в почвенный гумус. Гумусовые соединения обеспечивают долгосрочный запас питания для растений и улучшают структуру почвы, ее влаго- и воздухопроницаемость.

 Влияние водных организмов на качество природных вод. Фильтрационное питание наблюдается у 40 тысяч видов водных животных. В результате этой деятельности происходит биологическое самоочищение водоемов.

Слайд 14

Влияние водных организмов на качество природных вод. Фильтрационное питание наблюдается у 40 тысяч видов водных животных. В результате этой деятельности происходит биологическое самоочищение водоемов.

 Работа в малых группах Задание 1. Укажите, каково значение растений на планете. Обсудите роль лесонасаждений. Опишите влияние травяного покрова на почву полей. Задание 2. Приведите примеры, подтверждающие почвообразующую деятельность организмов. Задание 3. Приведите примеры, подтверждающие влияние водных организмов на качество природных вод. Домашнее задание: С.40 – 43, вопросы 1 - 4. Темы для дискуссий.

Слайд 15

Работа в малых группах Задание 1. Укажите, каково значение растений на планете. Обсудите роль лесонасаждений. Опишите влияние травяного покрова на почву полей. Задание 2. Приведите примеры, подтверждающие почвообразующую деятельность организмов. Задание 3. Приведите примеры, подтверждающие влияние водных организмов на качество природных вод. Домашнее задание: С.40 – 43, вопросы 1 - 4. Темы для дискуссий.

Читайте также: